Сан-Бартоломео-э-Гауденцио в Борго-Лавеццаро к юго-востоку от Новары (1855-1862) и 3-нефный собор Санта-Мария-Ассунта в Новаре (1863-1869): их фасады оформлены огромными 4-колонными портиками, центральные нефы перекрыты полуцилиндрическими сводами. Самым известным церковным проектом Антонелли является надстройка купола базилики Сан-Гауденцио в Новаре (1844-1878): при высоте 122 м (со шпилем) это - самая высокая церковная постройка И. Базилика Сан-Гауденцио в Новаре. Колокольня 1753–1786 гг. и купол со шпилем 1844–1878 гг. Базилика Сан-Гауденцио в Новаре. Колокольня 1753–1786 гг. и купол со шпилем 1844–1878 гг. В сер. XIX в. в И., как и в Европе в целом, обозначился неоромантический интерес к готике, смешанной с местной средневек. традицией. Одним из главных идеологов этого направления был архитектор и теоретик Камилло Бойто, в творчестве к-рого значительное место занимали реставрационные работы (напр., реставрация алтаря Донателло в базилике Сант-Антонио в Падуе, получившая противоречивые оценки). Большую роль в распространении неоготики в И. сыграли завершения фасадов средневековых церквей. Для ц. Санта-Кроче во Флоренции (1853-1863, Никколо Матас) за образец были взяты позднеготические фасады соборов Санта-Мария-Ассунта в Сиене, Тоскана (1285-1296, Джованни Пизано, 1376, Джованни ди Чекко) и Орвието, Умбрия (1310-1591). Архитектура нового фасада флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре решалась на 2 конкурсах, в 1871 г. в жюри присутствовали Бойто и знаменитый франц. архит. Эжен Виолле-ле-Дюк. Фасад был выполнен по проекту Эмилио Де Фабриса в 1876-1887 гг. (с 1883 под рук. Луиджи Дель Моро) в традиц. флорентийской технике облицовки белым и темно-зеленым мрамором (в которой выполнен, в частности, сам собор) и ориентирован на упомянутые выше образцы. Также в неоготическом стиле завершаются фасады кафедральных соборов Санта-Мария-Ассунта в Неаполе (проект 1870 Энрико Альвино, построен в 1876-1905 Джузеппе Пизанти) и Санта-Мария-Нашенте в Милане (1886-1888, Джузеппе Брентано), в формах норманнской романики реконструировали фасад собора Сант-Андреа в Амальфи (проект Энрико Альвино, построен в 1875-1894 Луиджи Делла Корте, Гульельмо Раймонди). Интересными образцами ранних произведений церковной неоготики являются ц. Санта-Джулия в Турине (1862-1866, Джованни Баттиста Ферранте), санктуарий Мадонна-делле-Грацие близ Дольяни к югу от Турина (1855-1867, Джованни Баттиста Скеллино), комплекс Монументального кладбища со зданием Фамедио (храма Славы) в Милане (1863-1866, Карло Мачакини).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Дринов. Фотография. Нач. ХХ в. Марин Стоянов (Степанович) (20.10(1.11).1838, Панагюриште - 28.02(13.03).1906, Харьков), болг. историк, общественный деятель. Окончил уч-ще в родном городе. В 1858-1861 гг. обучался в КДС. В 1865 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1865 г. в б-ках Праги, Вены, Парижа, Женевы и Рима собирал материалы по истории Болгарии. В 1867-1869 гг. жил в Праге. В 1869 г. стал одним из основателей и 1-м председателем Болгарского книжного об-ва в г. Брэила (буд. Болгарская АН). В Московском ун-те защитил магист. дис. «Заселение Балканского полуострова славянами» (1872) и докт. дис. «Южные славяне и Византия в Х в.» (1876). Доцент (1873), профессор славяноведения (1876) Харьковского ун-та. После освобождения Болгарии вернулся на родину. В период временного рус. управления советник канцелярии кн. В. А. Черкасского, в 1877-1878 гг. вице-губернатор г. Софии (по предложению Д. в 1879 София стала столицей Болгарии). В 1878-1879 гг. министр народного просвещения и духовных дел временного правительства Болгарии, советник комиссара кн. А. М. Дондукова-Корсакова. Участвовал в разработке Тырновской конституции Болгарии. Разработал проект Гос. совета (1881-1883). Основатель Народной б-ки в Софии (совр. НБКМ). С 1881 г. жил в Харькове. Действительный член (1869), почетный член (1898) Болгарского книжного об-ва, почетный член Сербского научного сообщества (1881) и Сербской академии наук и искусств (1892), член-корреспондент РАН (1898). Основатель, секретарь (1877) и председатель (1890-1906) Историко-филологического об-ва в Харькове. Автор ок. 100 научных исследований, посвященных истории болгар и Православия в Болгарии. В кон. 1866 г. в Стамбуле в газ. «Время» была опубликована его 1-я ст. «Страшны ли для нашего народа фанариоты и иезуиты?». В 1867-1869 гг., во время проживания в Праге, написал «Исторически преглед на българската църква от самото и начало и до днес» (Виена, 1869).

http://pravenc.ru/text/180462.html

Суворов Н. С. О церковных наказаниях. СПб., 1876. Суворов Н. С. Учебник церковного права (см. библиогр. к § 5). Указы, руководственные для православного духовенства, Св. Прав. Синода (1721–1878). СПб., 1878. Устав духовных консисторий. СПб., 1841; 1883; 1912. Устав духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената/Под ред. М. Н. Палибина/Изд. неофициальное. СПб., 1900; 2–е изд. 1912. Филиппов А. Н. Члены Святейшего Синода и обер–прокуроры его за 1721–1799 гг.//Чтения. 1917. Кн. 2. Хронологический указатель узаконений, относящихся к Духовному ведомству православного исповедания. Пермь, 1878–1880. 2 т. Циркулярные указы Св. Прав. Синода. 1867–1895/Под ред. А. Завьялова/Изд. неофициальное. СПб., 1896; 2–е изд. 1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви (см. библиогр. к Введению Б). Шахматов М., Кострицын Н. Обзор истории кодификации духовных правил и узаконений православной Греко–Российской Церкви с конца XVIII столетия по настоящее время//Журнал Министерства юстиции. 1917. 2–3. Biener F. Das canonische Recht der griechischen Kirche. Dresden, 1853. Herman (см. библиогр. к Введению Б). Herman A., Wuyts A. Textus selecti (см. библиогр. к Введению Б). Milaš N. Pravoslavocrkveno pravo. Beograd, 1926. Milasch N. Über die Kanonen–Sammlungen der orthodoxen Kirche. 1886. Zachariae von Lingenthal E. Die griechischen Nomocanones. СПб., 1877 (Mémoires de l’Académie impériale des sciences de St. Petersbourg. Serie 7. Т. 23. 7). Zhismann J. Das Eherecht der orientalischen Kirche. Wien, 1864. § 7. Обер–прокуратура Святейшего Синода Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных постановлений (см. библиогр. к Введению Б). Барсов Т. В. Синодальные учреждения нового времени. СПб., 1899. Барсов Т. В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. Благовидов Ф. Обер–прокуроры Св. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия. Казань, 1899; 2–е изд. 1900 Верховской П. В. Очерки по истории (см. библиогр. к § 2–4). Выписки из нечаевского архива//Старина и новизна. СПб., 1905. Т. 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Святейший Синод слушали: предложите г. Синодального Обер-Прокурора за 4786, в коем изъяснено: управляющей Морским Министерством, имея в виду, что по закону офицеры, вступившие в брак без разрешения начальства, подвергаются строгому выговору со внесением в послужной список, но что тем не менее было нисколько случаев вступления офицеров в брак без такового разрешения, просит устранить возможность совершения духовными лицами обряда венчания без представления офицерами разрешения начальства. Справка: в Высочайше утвержденных 3 апреля 1867 года правилах для руководства при разрешении офицерам морского ведомства вступать в брак, объявленных к исполнению по тому ведомству приказом Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала от 8 апреля того же 1867 года, за 71 между прочим, изъяснено: п. 1) офицеры морского ведомства не иначе могут вступать в брак, как по правилам, общими государственными законами определенными; 2) просьбы на вступление в брак должны заключать в себе фамилию и происхождение невесты, а также свидетельство в том, что невеста достигла узаконенного 16-летнего возраста. Без сего свидетельства начальство не вправе дать разрешения на вступление в брак, а священники венчать; п. 6) разрешение браков офицерам морского ведомства дается главными командирами и командирами портов; п. 7) разрешение на брак офицерам, состоящим по резервному флоту, служащим на коммерческих судах, находящимся на службе в других ведомствах и в бессрочном отпуску, дается главными командирами и командирами портов, если те офицеры находятся в одном из портов морского ведомства. В случай же нахождения их вне портов, разрешение на вступление в брак дается директором инспекторского департамента; п. 8) офицерам, состоящим на должностях в учреждениях Министерства, разрешение на брак дается начальниками тех учреждений; п. 9) разрешение брака офицерам, находящимся в обыкновенных отпусках, зависит от их начальства. Приказали: принимая во внимание, что по 9 ст. X т. зак. гражд. и 2144 ст. свод. воен. пост. 1859 г. ч. II, кн. I, запрещается лицам, состоящим в службе, как военной, так и гражданской, вступать в брак без дозволения их начальств, удостоверенного письменным свидетельством, в котором под ответственностью подписавших должно быть объяснено, что испрашивающим дозволение холост или вдов и что без сего разрешения священники не могут совершать браки, Св. Синод определяет: с изъяснением изложенных в справке, Высочайше утвержденных 3 апреля 1867 года, правил для руководства при разрешении офицерам морского ведомства вступать в брак, подтвердите циркулярно по духовному ведомству, чтобы духовенство, как епархиального, так и военного ведомств, не приступало к венчанию офицеров морского ведомства без соблюдения вышеизъясненных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§1. Никольское духовное училище Уездный город Никольск учрежден указом Екатерины II от 16 августа 1781 г. на месте села Никольское 125 . Духовное училище было основано 17 декабря 1822 г. по просьбе местного духовенства и ходатайству епископа Вологодского Онисифора (Боровика). Накануне поступления Глубоковского, училище отмечало свое пятидесятилетие 126 . Из пяти духовных училищ Вологодской епархии Никольское по количеству учащихся занимало 3/4-е место (деля его с Тотемским). По данным на 1897 г., из 1247 поступивших в училище с момента основания его окончили 742 воспитанника (59,6%) 127 . Николай Глубоковский поступил в училище 16 августа 1873 г. и учился на казенный счет. Будучи профессором Петербургской духовной академии, Глубоковский напишет: «Никольское духовное училище было благодатною колыбелью моего духовного развития, и я всегда благоговейно храню светлую память о нем, потому что имел там не только хорошую школу, но и родной дом с любящими воспитателями-наставниками» 128 . «В виду слабой подготовки» он был принят в подготовительный класс и потому провел в училище пять лет (с 1873 по 1878 гг.) 129 . Стараясь «наверстать потерянное», Глубоковский «так усердствовал», что мать «просто ужасалась» его ревности к учебе 130 . По собственному признанию, им двигал «главным образом фамильный гонор. Все мои старшие братья учились отлично, были славою и гордостью своей школы даже и в семинарии. (...) Мне постоянно твердили, что я – Глубоковский и не могу позорить своего рода, чтобы не быть в нем негодным «извергом». Именно этого я и боялся больше всего и ревновал пламенно...» 131 . По Уставу 1867 г. занятия в училище продолжались шесть дней в неделю; в четверг и субботу по три урока, в остальные дни по четыре; уроки длились 1 час 15 минут, перемены – 15 минут 132 . Весь педагогический коллектив составляли смотритель (преподававший катехизис и изъяснение богослужения), его помощник (священная история) и пять преподавателей (русский язык со славянским; греческий, математика и география, латинский). Русская история по Уставу 1867 г. была исключена из программы 133 . Указ Синода от 28 декабря 1867 г., разосланный практически одновременно с новым Уставом, предписывал, «чтобы при оценке успехов учеников принимались в соображение сведения, добытые ими не столько памятью, сколько умственной их деятельностью» 134 . Почти по всем предметам тогда же были введены новые учебники. В первой половине 1870-х гг. местное духовенство приобрело для училища различные наглядные пособия: коллекции шерсти в разных видах ее обработки, шелка, хлопка, образцов разных материй и товаров, взятых из местных лавок. Знаменитым впоследствии путешественником Г. Н. Потаниным был подарен собранный им гербарий местных растений (до 300 видов) 135 . В 1875 г. на деньги, ассигнованные местным духовенством, при училище был учрежден «складик письменных принадлежностей» (просуществовавший до 1893 г.), где можно было приобрести товары по более низким, чем в городских лавках, ценам 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1858 г. методистская община появилась в Порсгрунне, в 1860 г.- в Хёланне и Эйдсберге, в 1863 г.- во Фредрикстаде, в 1865 г.- в Кристиании, в 1866 г.- в Фурнесе, в 1868 г.- в Арендале. В 1866 г. в Н. насчитывалось 757 методистов. Большинство составляли представители малоимущего населения, гл. обр. городские ремесленники и моряки. Из-за экономических проблем и противодействия свободным церквам со стороны гос-ва и НЦ мн. норвеж. методисты эмигрировали в США. С 1867 г. проводились ежегодные конференции. В 1869 г. Петерсен был назначен суперинтендантом норвеж. миссионерского округа, в 1871 г. его сменил Мартин Хансен. Одной из основных задач была подготовка лит-ры на норвеж. языке. С этой целью в 1867 г. методисты открыли собственное изд-во и через 10 лет приобрели печатный пресс. В 1874-1879 гг. в Кристиании работала методистская семинария, закрытая из-за недостатка средств. В 70-80-х гг. XIX в. были созданы общины во мн. норвеж. городах, в т. ч. в Ларвике (1873), Шиене (1873), Ставангере (1874), Тёнсберге (1878), Бергене (1879), Кристиансанне (1880), Тронхейме (1883), Бодё (1889), Тромсё (1890), Хаммерфесте (1890; самая северная методистская община в мире). С 1870 по 1890 г. число методистов в Н. увеличилось с 896 до 4418 чел. В 1888 г. при поддержке амер. методистов была вновь открыта методистская семинария в Кристиании. В 1892 г. здесь же открыт приют, в 1914 г. в Бергене - госпиталь. В 1905 г. в Н. проживали 5625 методистов. В 1908 г. основана внутренняя миссия, направленная на евангелизацию жителей Н., гл. обр. на севере страны, и в 1907 г.- внешняя миссия. В 1921 г. 1-й норвежский миссионер-методист Серене Лёланн (1895-1987) была направлена в Китай. В 1920 г. образовано методистское еп-ство Сев. Европы во главе с датчанином А. Бастом (1867-1937). В 1924 г. в Гётеборге (Швеция) учреждена Скандинавская теологическая семинария, в которой проходили обучение и норвежские методисты. В 1939 г. методисты открыли больницу в Шиене - 1-ю в городе. Методисты направляли миссионеров в Индию, Алжир, португ.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

750. Марковский И. Библейска археология. София, 1948, с. XV + 526. 751. Pritchard J. Archeology and the Old Testament. London, 1958. 752. Wright G.E. Biblical Archeology. N.Y„ 1957.   17. БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 753. Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с. 1135. 754. Глаголев А. Иерусалим библейско-иудейский. СПб., 1905. 755. Елеочский Н., прот. Очерки библейской географии, вып. 1-2. СПб., 1896-1897. 756. Лебедев А. Палестина. Вводная статья Е. Поселянина. СПб., 1916, с. 624. 757. Мунк С. География Палестины. Пер. с франц. Пермь, 1878. 758. Олесницкий А. Святая земля, т. 1-2. Киев, 1875-1878. 759. Разумовский Д., прот. Обозрение растений, упоминаемых в св. Писании. — ДЧ, 1865. 11, 12; 1866, 11, 12; 1867, 1869, 760. Его же. Упоминаемые в св. Писании деревья в Палестине и соседних странах — ДЧ, 1870-1871. 761. Сибирцев М. Опыт библейской естественной истории. — СПб., 1867. 762. Соколов А. Библейская география. СПб., 1884, с. 91. 763. Хвольсон Д. О влиянии географического положения Палестины на судьбы древнееврейского народа. — ХЧ, 1875, т. 1, с. 157. 764. Baly. The Geography of the Bible. N.Y., 1957. 765. Condor G.K. Illustrated Bible Geography, London, 1961.   18. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ОБЩИЕ ТРУДЫ Источники 766. Геродот. История в девяти книгах. Пер. Г. Стратоновского. М., 1972, с. 599. 767. Древний мир. Сборник источников. Т. 1. Восток. Под ред. Б. Тураева. М., 1917, с. 81. 768. Жаринов А., Никольский Н. Древний мир в его памятниках. Ч. 1. Восток. М., 1915, с. VIII + 160. 769. Страбон. География в семнадцати книгах. Пер. Ф. Мищенко. М., 1879, с. XXV + 865 + CCLXXVII. 770. Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В. Струве. Ч. 1. Восток. М., 1951, с. 359. 771. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В. Струве и Д. Редера. М., 1963, с. 544. 772. Pritchard J. В. (ed.). Ancient Near Eastern Texts. Princeton, 1950.   Литература 773. Авдиев В. История древнего Востока, изд. 3-е. М., 1970. 774. Андерсон Р. История вымерших цивилизаций Востока. Пер. с англ. СПб., 1898, с. 278.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

307 . Церковная историография: Лекции. – М.: Лит. Александровской. 1888. – 119 с. 308 . Что такое жизнь: На память воспитанникам 4-го выпуска Александровского военного училища – М.: Унив. тип.. 1867. – 70 с. – Из: Правосл. обозрение. – 1867. – 7. 309 . Что такое жизнь: Посвящено молодым людям, по окончании курса воспитания вступающим в жизнь самостоятельную. – М.: Тип. Снегирева, 1884. – 64 с. 310 . Что такое жизнь: Религиозно-философское исследование...: Посвящено молодым людям, вступающим в жизнь самостоятельную. – М.: Тип. Гатцук, 1894. – И, 76 с. То же. – 2-е изд. – 1899. – 80 с. Литература о жизни и деятельности 311 . Горский-Платонов П.И. Голос старого профессора А.П. Лебедева с покойным профессором о. протоиереем A.M. Иванцовым-Платоновым. – М., 1900. – 173 с. 312 . Добронравов Н.П. A.M. Иванцов-Платонов и А.П. Лебедев . – М., 1899. – 8 с. 313 . Добронравов Н.П. Еще несколько вынужденных замечаний в защиту покойного профессора A.M. Иванцова-Платонова. – М., 1899,– 16с. 314 . Докторский диспут протоиерея A.M. Иванцова-Платонова. – М., 1877. 315 . Корелин М.С. Протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов. – М., 1895. – 37 с. 316 . Корелин М.С., Трубецкой С.Н. В память A.M. Иванцова-Платонова. – М., 1895. – 51 с. 317 . Корсунский И.Н. Протоиерей A.M. Иванцов-Платонов. – Сергиев Посад, – 16 с. Казанский Петр Симонович (1819–1878) Петр Симонович Казанский родился 19 ноября 1819 года в семье священника села Сидоровского Звенигородского уезда Московской губернии. С 1832 по 1838 год обучался в Вифанской Духовной семинарии, а с 1838 года – в Московской Духовной Академии. По окончании Академического курса назначен в Московскую Духовную Академию бакалавром по гражданской истории, а в 1850 году возведен в звание профессора. По преобразовании Академии в 1870 году Петр Симонович был избран на должность помощника ректора по церковно-историческому отделению. С 1864 года занимал должность члена Цензурного комитета. Петр Симонович Казанский прослужил в Академии тридцать лет. Как говорил в надгробной речи один из его учеников В.А. Соколов , «мы твердо помним, что в своих Академических чтениях ты пытался внушить нам, что исторические судьбы человечества должны служить доказательством действия в них Божественного Промысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

218 См. объяснение их, напр., м. Филаретом у Городкова в Догм. Богословии по его сочинениям 66–67 стр. 219 Само собою понятно, что неизменным, вечно одинаковым должно представлять и ведение Божие изменяющихся вещей и явлений. Аналогию, могущую приближать к уразумению нашему возможность такого познания в Боге, представляет человеческое познание. Своим зрением человек может обнимать в предметах то, что движется, сам оставаясь неподвижным, или обнимать много разнообразных предметов одним взглядом. Тем более, конечно, ведение Божие может пребывать однообразным и вместе созерцать неизменяемым образом изменяемое, движущееся, разнообразное. 221 См., напр., Климента ал. Стром. VI, 17; Оригена. О начал. III кн., I гл. Феодор. На Иезек. 2 гл. (VI ч. в рус. пер. ); Злат. Бес. на Пс. CXXXVIII, 1 (V ч. 458 стр.; сн. VI ч. 460 стр,); Август. О граде Бож. V, 9–10; Дамаск. Точн. изл. пр. в. II, 30. 222 Беседы на „Шестоднев“ Василия В., Григория нисск., Златоуста, Амвросия и др., а также отдельные слова или поучения о том же предмете, напр., Кирилла иерус. – Оглас. поуч. IX, Златоуста – К антиох. народу. Бес. IX-XI. 223 Сн. Рождественского Н. Хр. апол. I, 55–56 стр. Лютардта. Аполог. хр. 56–57. 811–812 стр. Вполне справедливо замечание английского философа Бэкона († 1626 г.), что только „легкое и поверхностное занятие наукою может вести к атеизму, более же полное и основательное приводит к религии“ (De augm. scentiar. lib. I). 224 О целесообразности в природе см. в сочинениях: Голубинского Ф. А. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. Его же. Умозрит. Богословие. В. Д. Кудрявцева. Телеологическая идея и материализм. Телеологическое доказательство бытия Божия (Собр. сочин. II и III т.). Аквилонова Е. П. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия. Спб. 1905 г. Кустодиева В. Телеологическое значение природы (Пр. Об. 1878, 2). Д. Ф. Голубинского . О соотношении устройства земного шара с условиями жизни (Пр. Об. 1878, Его же. Христ. размышления об устройстве земли (Душеп. Чт. 1863 г. 1866 г. 1868 г. 1885 г. 1887 г.). Гартвига. Единство мироздания. 1880 г. К. Фламариона. Бог в природе. 1866 г. Ульрици. Бог и природа. 1867 г. Трендельбурга. Логич. исследования. 1868 г. Бенера. Космос, библия природы. I-III т. 1875 г. Поля-Жане. Конечные причины. Спб. 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

А. Л. Катанский. Фотография. Кон. XIX в. Тогда же К. дебютировал на литературном поприще. В 1864-1865 гг. он опубликовал в газ. «День», издававшейся И. С. Аксаковым , статьи «Какое значение имеет распространение просвещения в русском народе для будущей судьбы русского раскола» (1864. 43. С. 4-7) и «О движении религиозной мысли образованного класса в России» (1865. 1). 18 янв. 1866 г. в Александро-Невской посольской ц. в Париже состоялось бракосочетание К. с Софией Иосифовной Васильевой, дочерью настоятеля храма митрофорного прот. И. В. Васильева. 30 июня 1867 г. тесть К. был направлен в С.-Петербург на должность председателя Учебного комитета при Синоде. Это назначение, а также свойство К. через супругу с ректором прот. И. Л. Янышевым способствовали переводу К. в 1867 г. в СПбДА бакалавром на кафедру догматического богословия. В том же году проф. И. А. Чистович предлагал К. занять кафедру философии вместо тяжелобольного В. Н. Карпова, но К. высказал желание преподавать догматику. С 1867 до янв. 1869 г. К. преподавал в СПбДА догматическое богословие совместно с инспектором академии архим. Хрисанфом (Ретивцевым) , пока последний не был назначен ректором столичной семинарии. Первоначально К., по собственному признанию, использовал труды зап. богословов, «состоял в порядочном рабстве у немцев и освободился от него только после 1869 г., когда приступил к самостоятельной разработке предмета и составлению собственного лекционного курса» ( Катанский. Воспоминания. 1918. Вып. 2. С. 7). В 1869 г. по итогам первой баллотировки по академическому уставу того же года К. был избран экстраординарным профессором, а 31 авг. 1877 г., после успешной защиты докторской диссертации (5 июня того же года), удостоен звания ординарного профессора. В академических лекциях, содержание к-рых пришлось менять дважды (в связи с принятием академических уставов 1869 и 1884 гг.), К. уделял внимание собственно системе догматического богословия и историческому изложению догматов в период библейский, святоотеческий, а также на Западе в средневек. и новейший периоды, кратко останавливался и на истории догматического богословия в России. С 1876 по 1878 г. на кафедре догматического богословия трудился ученик К.- приват-доцент А. С. Лебедев , который читал курс лекций по изложению догматов по Свящ. Писанию ВЗ.

http://pravenc.ru/text/1681361.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010