В целом различие женского диаконата на Западе и Востоке можно объяснить и разным взглядом на женщину в западной и восточной традициях: очевидно, на Западе он будет более ригористичен (причем к эпохе Средневековья этот взгляд будет в каком-то смысле «канонизирован» целым рядом католических авторов, в частности Фомой Аквинским), – женщина будет рассматриваться в первую очередь как виновница грехопадения, «немощный сосуд» во власти мужчины, однозначно лишенный прав не только внутри Церкви, но и в общественной жизни. Восточная традиция, солидарная с западной в последнем пункте, все же вплоть до позднеантичного времени (примерно VI в.) сохраняла за женщинами-диакониссами определенные функции в отношении женской части общин и относительно мужского клира. Сокращения CLCLT – The CETEDOC Library of Christian Latin Texts (3-я версия). Воспроизводит CCSL (SL) – Corpus Christianorum, Series Latina. Turnhout: Brepolis, (1953– ...). Тексты данной базы размещены в открытом доступе базы DCO. CPL – Dekkers E. Clavis Patrum Latinorum. Turnhout: Brepolis, 1995. CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866– ... Monumenta – Monumenta de viduis, diaconissis virginibusque tractantia/Ed. J. Mayer. Bonnae, 1938 (Florilegium patristicum tam veteris quam medii aevi auctores complectens. Fase. XLII). GCS – Griechischen Christlichen Schriftsteller [der ersten drei Jahrhunderte]. PG – Patrologia Graeca /Ed. J.-P. Migne. PL – Patrologia Latina /Ed. J.-P. Migne. SC – Sources chrétiennes. SL – Series latina. DCO – Documenta Catholica Omnia (интернет-версия на 04. 05. 2015: http://www.documentacatholicaomnia.eu/). 232 См.: (последнее обращение: 04. 05. 2015). 233 У. Айзен придерживается мнения, что Нана была пророчицей, но не уклонилась в ересь, хотя Кр. Треветт, специально изучавшая монтанизм, определенно считает Нану принадлежавшей к нему, см.: Trevett Chr. Montanism: Gender, Authority and the New Prophecy. Cambridge, 2002. P. 171 (первое издание книги: 1878 г.). Из новейших исследователей того же мнения придерживается У. Табберне, развивший содержание надписи в своеобразной художественной форме, см.: Tabbemee W. Prophets and Gravestones: An Imaginative History of Montanists and Other Early Christians. Peabody (Mass.): Hendrickson Publ. Mark., 2009. P. 220–224.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инициалы Петра Николаевича Савицкого. versus — против. Инициалы Петра Петровича Сувчинского. Справа против слов «Н. С. Труб» рукой Л. П. Карсавина синими чернилами Трубецкого. Слева на полях против этого абзаца рукой Л. П. Карсавина синими чернилами Савицкого versus (против) Сувчинского. Здесь и далее везде знак § рукописно проставлен автором письма черными чернилами. Опечатка, лишний слог «ла». Далее забиты 7 букв, вероятно Евразии. Зачеркнута буква щ. Пан Европа — «Пан-Европа» (план Бриана): политико-экономический проект 1929–1931 гг. по созданию «Федерации европейских народов». Гандиизм — гандизм: социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное М. Ганди. Одна из основных идей в достижении независимости и мира ненасильственным путем. Сунь-Ятсен (1866–1925) — китайский революционер и политический деятель, основатель партии Гоминьдан, один из основателей и первый президент Китайской Республики. Кемаль-паша — Ататюрк, Мустафа Кемаль (1860–1938) — основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции, первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства. Риза Шах — Реза Пехлеви (1878–1944) — 34 шах Ирана. Мягкий знак проставлен рукописно черными чернилами. Опечатка, лишняя буква «п». Знаки «=» и «+» проставлены рукописно черными чернилами. Далее зачеркнуто стр. 60 абз. II[-]й. V часть — рукописно черными чернилами. Надпись синими чернилами рукой Л. П. Карсавина и его подпись.   Источник:  Шаронов В. И. «Слепая зона» архивного наследия Л. П. Карсавина //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. С. 256–291. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-39--291 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6176500

Никольский Николай Михайлович (1877–1959), историк религии, востоковед, этнограф, академик АН БССР (1931), член-корр. АН СССР (1946), заслуженный деятель науки БССР (1938). Преподаватель истории в частной женской гимназии О. Ф. Протопоповой в Москве (1900–1918). После Октябрьской революции преподаватель Социалистической академии общественных наук, профессор (1918–1932), ректор (1919–1921) Смоленского ун-та, профессор и декан педагогического ф-та Белорусского ун-та (с 1921). Сотрудник (с 1929), руководитель сектора этнографии и фольклора (1931–1937) АН БССР, директор Ин-та истории Белорусской АН (1937–1953), в период Великой Отечественной войны – в партизанском отряде им. С. Лазо. Сын М. В. Никольского ; Новгородцев Павел Иванович (1866–1924), юрист, философ, публицист, общественный и политический деятель, магистр (1897), доктор (1902) государственного права. Один из основателей партии кадетов (1905), член ее ЦК (1905, 1917), депутат I Государственной думы. Приват-доцент (1896–1903, 1907–1911; лишенный в 1907 избирательных прав за участие в составлении выборгского воззвания, отказался от профессуры в М. у., оставшись приват-доцентом), профессор (1903–1906, 1917–1918) юридического ф-та М.у. С 1906 профессор и директор Московских высших коммерческих курсов (с 1907 Московский коммерческий ин-т), профессор Народного ун-та им. А. Л. Шанявского и МВЖК. В годы Первой мировой войны сотрудник Всероссийского союза городов, уполномоченный Московской городской думы по снабжению Москвы топливом (1915–1917), член-учредитель «Лиги русской культуры» (1917). В 1918 один из инициаторов создания и руководитель ряда антисоветских подпольных организаций (с мая на нелегальном положении, с осени – на Юге России). С 1920 в эмиграции (Берлин, Прага). Весной 1922 основал и возглавил, как декан (1922– 1924), Русский юридический ф-т при Карловом ун-те в Праге, стал инициатором создания при нем студенческого Религиозно-философского об-ва им. Вл. Соловьева (1922). Входил в президиум Русского общественного к-та помощи голодающим. Член Русской академической группы в Чехословакии (1921–1922), член правления Союза русских академических организаций за границей, зам. председателя, затем председатель правления Русского народного ун-та в Праге;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Катаев Николай Евсеевич (1898–?), студент историко-филологического ф-та М.у.; Каутский Карл (1854–1938), немецкий экономист, историк, публицист, один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог центризма; Кауфман Александр Аркадьевич (1864–1919), экономист, статистик, историк, публицист, политический деятель, один из организаторов и лидеров партии кадетов; Керенский Александр Федорович (1881–1970), адвокат, политический деятель. Депутат IV Государственных думы, лидер фракции трудовиков, с марта 1917 эсер. В дни Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, товарищ председателя Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Во Временном прав-ве: министр юстиции (март-май), военный и морской министр (май-август), министр-председатель (с 8.07), одновременно, Верховный главнокомандующий (с 30.08) и глава Директории (01–25.09.1917). С 1918 в эмиграции, жил во Франции, США (с 1940); Кизеветтер Александр Александрович (1866–1933), историк, публицист, политический деятель, член ЦК партии кадетов, депутат II Государственной думы, магистр (1903), доктор (1909) русской истории, член-корр. РАН (1917). Преподаватель истории в московских гимназиях, в Лазаревском ин-те восточных языков (1884–1887). Преподаватель Народного ун-та им. А.Л. Шанявского, МВЖК и Коммерческого ин-та (с 1907). Приват-доцент (1898–1909), профессор (1909–1911, 1917–1922) историко-филологического ф-та М.у., действ. член Ин-та истории при ФОН МГУ (1921). В сентябре 1918 арестован, освобожден в январе 1919. В 1922 выслан из России, профессор Русского юридического ин-та, преподаватель Карлова ун-та в Праге, один из учредителей и председатель (с 1930) Русского исторического об-ва; Киселев Павел Дмитриевич (1788–1872), граф, государственный деятель, ген.-адъютант (1823), ген. от инфантерии (1834). Участник Отечественной войны 1812, заграничных походов русской армии 1813–1814, русско-турецкой войны 1828–1829. С 1835 постоянный член всех секретных к-тов по крестьянскому делу, министр государственных имуществ (1837–1856), посол России во Франции (1856–1862), член Государственного совета (1834);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

С. 482). Значительный интерес философские и богословские идеи П. вызывали у мн. представителей рус. религ. философии кон. XIX - 1-й пол. XX в. Лев Шестов (1866-1938) посвятил анализу взглядов П. соч. «Гефсиманская ночь: Философия Паскаля», 1-е издание к-рого вышло в 1923 г. на франц. языке и получило высокие оценки франц. специалистов. Шестов рассматривал философские и теологические идеи П. с позиций собственного антирационалистического философского мировоззрения, вслед. чего видел в них стремление стать «свободным от того, что люди обычно считают истиной», желание «унизить наш гордый и самоуверенный разум, отнять у него власть судить Бога и людей», призыв «пожертвовать всем, чтобы найти Бога» (см.: Шестов Л. Соч. М., 1993. Т. 2. С. 280, 286, 324). С большим уважением и вниманием к идеям П. относился С. Л. Франк (1877-1950), многократно цитировавший «Мысли» в собственных сочинениях. При этом он весьма негативно отзывался о «пари Паскаля». В соч. «С нами Бог» Франк называет его «кощунственным заблуждением» и «духовным уродством», отмечая, что, если человек в своей вере следует лишь внешнему расчету, не имея никакого внутреннего основания для веры, на таком пути он никогда не достигает подлинной религ. веры, т. к. «вера по самому ее существу может быть только свободным, непроизвольным, неудержимым движением души» (см.: Франк С. Л. С нами Бог. М., 2003. С. 462-463). Свящ. Павел Флоренский (1882-1937) в соч. «Столп и утверждение истины», напротив, давал «пари Паскаля» в целом положительную оценку. Согласно свящ. П. Флоренскому, основная идея пари заключается в том, что «верное ничто стоит обменять на неверную бесконечность», пусть даже, будучи поставлена перед таким неочевидным для разума решением, «как раненый зверь защищает себя уличенная самость» (см.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 66-67). В том же сочинении свящ. П. Флоренский посвятил небольшую дополнительную главу «Мемориалу» П. (см.: Там же. С. 577-581). Предложив собственный перевод текста с кратким комментарием, свящ. П. Флоренский проницательно отмечал, что этот документ является интуицией П., выражающей «программу религиозно-философской системы», и ориентиром, позволяющим понять внутреннюю логику тех заметок, к-рые впосл. составили «Мысли». В «Мемориале» свящ. П. Флоренский видел «исповедание веры» и «молитвенное созерцание отдельных моментов духовного восхождения». Соотнося тезисы «Мемориала» П. с положениями правосл. богословия, он отмечал, что у П. «есть какое-то сродство с православием» (Там же. С. 581; подробнее об истории рецепции сочинений и идей П. в России см.: Кляус, Погребысский, Франкфурт. 1971. С. 298-329; Стрельцова. 1994. C. 291-401; Тарасов. 2009. С. 247-612; Алташина. 2013; обширную подборку посвященных П. текстов рус. писателей и философов см.: Блез Паскаль: Pro et contra. 2013).

http://pravenc.ru/text/2579128.html

В православной духовной литературе отметим чрезвычайно важные творения старца Силуана (Антонова, 1866–1938), афонского инока из русских крестьян. Именно потому, что его мыслей никак не коснулись ни веяния мирской культуры, ни конкретный опыт политических катаклизмов,– он ушел на Афон еще в 1892, – в них с особенной убедительностью ощущаются глубинные черты духовности нашего столетия: простота, дерзновение, уход от ложной условности, сосредоточение на абсолютно существенном. Можно отметить сходные фигуры в русской жизни под гнетом безбожного режима: назовем, например, много страдавшего за веру о. Тавриона (1898–1978), подлинного старца в строгом смысле этого православного термина, к которому собирались в «пустынь» под Елгавой в Латвии верующие со всего СССР. Очень радикально изменился в 20 в. облик католицизма. В начале столетия его характер как силы существенным образом консервативной представлялся неоспоримым. Хотя на исходе предыдущего столетия понтификат Льва XIII (1878–1903) ознаменовался первой энцикликой по рабочему вопросу («Rerum novarum», 1891) и сочувственным отношением к смелым для того времени идеям просвещенных католиков вроде Ньюмена, при Пие X (1903–1914, причислен католической Церковью к лику святых) наступила ощутительная реакция (осуждение теологов- " модернистов» в 1907 и французского лево-католического общественного движения «Sillon» в 1910). Католическая экклезиология долгое время воспринималась как препятствие для участия в экуменическом движении, а потому опять-таки как фактор консервативный. Хотя реальность не укладывалась до конца ни в одну из схем, все же наиболее резкую вражду католицизм долго привык встречать «слева» – со стороны французских антиклерикалов, русских большевиков, коммунистических и анархистских отрядов, нападавших на монастыри в пору гражданской войны в Испании. Католические писатели, которых несправедливо было бы относить к фашистам и которые резко осуждали немецкий нацизм, как Честертон, симпатизировали генералу Франко (такая же позиция была у Толкина, в отличие, что характерно, от его друга англиканина Льюиса; а Бернанос даже отправился в Испанию, чтобы принять сторону франкистов, в которых, однако, резко разочаровался).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

  Статья Габриловича — это введение в книгу, которая была задумана как исследование истины, конкретности и реальности, но которая так и не была опубликована.   2. ИРРАЦИОНАЛИЗМ ШЕСТОВА   Лев Шестов (1866–1938), настоящая фамилия которого Шварцман, эмигрировал из Киева после большевистской революции и поселился в Париже.   Основные работы Шестова: «Достоевский и Ницше», 1903; «Апофеоз беспочвенности», 1905; «Добро в учении Толстого и Ницше», 1907; «Potestas clavium», 1923 («Ключи власти»); «La nuit de Gethsemanie», 1925 («Ночь в Гефсиманском саду»); «На весах Иова»1, 1929; «Афины и Иерусалим», 1938; см. также Н. Лосский, Философия Шестова («Русские записки», 1939).   Для Шестова характерен крайний скептицизм, источником которого явился идеал нереализуемого сверхлогического абсолютного познания. В своей книге «Апофеоз беспочвенности» Шестов опровергает взаимно противоречивые научные и философские теории, оставляя читателя в неведении. В своей книге «Афины и Иерусалим» Шестов противопоставляет рациональное мышление, восходящее еще к греческой философии, сверхъестественному библейскому представлению о вселенной, которое отрицает закон противоречия. Идея всемогущества Бога приводит Шестова, как и средневекового философа Петра Дамиани, к утверждению, что Бог мог сделать так, чтобы никогда не было прошлого; например, в его власти предопределить, чтобы Сократ не выпил чашу с ядом в 399 г. до новой эры.   3. В. Ф. ЭРН   Владимир Францевич Эрн (1882–1917) работал в тесном общении с московскими профессорами С. Трубецким, Л. Лопатиным, П. Флоренским. Его основные работы: «Борьба за Логос», М., 1911; «Г. С. Сковорода», М., 1912; «Розмини и его теория знания. Исследование по истории итальянской философии XIX столетия», 1914; «Философия Джоберти», 1916; см. также статью С. Аскольдова (Алексеева) об Эрне в «Русской мысли» (май, 1917).   В основном Эрн боролся с западноевропейским рационализмом и тенденцией механизировать весь строй жизни и подчинить ее технике. Он противопоставлял этим факторам цивилизации Логос древней и христианской философии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Брайт Джон (1811–1889) — английский оратор и левый политический деятель, член палаты общин от Манчестера (с 1847 г. до смерти). Был на стороне Севера во время Гражданской войны в Америке, выступал за реформу образования, расширение круга избирателей на парламентских выборах, за свободу вероисповедания. Макдональд Джеймс Рамсей (1866–1937) — английский государственный деятель. В 1894 г. присоединился к Комитету рабочего представительства, ставшему в 1900 г. Лейбористской партией, одним из основателей которой он являлся. В 1906 г. был избран в парламент и вскоре стал признанным руководителем Лейбористской партии. Убежденный пацифист, Макдональд протестовал против участия Англии в Первой мировой войне. Премьер-министр и министр иностранных дел в 1924 г. (первое лейбористское правительство Англии), в 1929–1935 гг. премьер-министр. В 1931–1935 гг., выйдя из Лейбористской партии, возглавил коалиционное «национальное» правительство. Автор книг «Социализм и общество» (1905), «Социализм и правительство» (1909) и др. Догберри и Шеллоу.  — Догберри — констебль, герой комедии У. Шекспира «Много шума из ничего», в переводе Т. Щепкиной-Куперник — «Кизил, полицейский пристав». Судья Шеллоу — персонаж шекспировской комедии «Виндзорские насмешницы». Бланд Хьюберт (1856–1914) — английский писатель социалистического направления. Совместно с женой, прозаиком и поэтессой Эдит Несбит (1858–1924), являлся одним из основателей Фабианского общества. Митчел , сэр Питер Чалмерс (1864–1945) — английский зоолог. Сыграл большую роль в переустройстве лондонского зоопарка. Автор книг «Очерк биологии» (1894), «Природа человека» (1904), «Материализм и витализм в биологии» (1930), «Мой дом в Малаге» (1938) и ряда других. Острова Палау — группа островов в Тихом океане к юго-востоку от Филиппин. Открыты испанцами в 1543 г. Миссис Бетл у Лэма — одна из героинь автобиографических очерков Чарльза Лэма «Очерки Элии» (1823–1833) (см. также примеч. 9 к гл. VI/В файле — комментарий прим. верст. /). Этот образ списан с реального лица — невестки писательницы Фанни Бёрни (см. примеч. 9 к гл. II/В файле — комментарий прим. верст. /).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Если от Монтерлана К. заимствовал мн. мотивы, впосл. использовавшиеся им при разработке темы «стоического героизма», то сочинения Мальро оказались наиболее созвучны размышлениям молодого К. о всепоглощающем «абсурде». Повторяя ницшеанское утверждение о «смерти Бога», Мальро продолжал его, заявляя в эссе «Искушение Запада» (La tentation de l " Occident, 1926) о «смерти классического человека»: «Для вас абсолютной реальностью был Бог, затем человек, но человек умер вслед за Богом» ( Malraux A. La tentation de l " Occident. P., 1972. P. 128). Абсурд человеческого существования, бессилие человека перед лицом бессмысленности жизни и смерти, экзистенциальные «тревога» и «отчаяние» становятся главными темами романов Мальро «Завоеватели» (Les conquérants, 1928) и «Королевская дорога» (La voie royale, 1930), бывших для К. своеобразным «путеводителем» в мире абсурда (см.: Кушкин. 1982. С. 40-42), который во многом под влиянием Мальро «предстает в его сознании и как трагический разрыв между человеком и миром... и как возмущающая человека нелепость современного социального порядка» (Там же. С. 42). Появляющаяся в романе Мальро «Удел человеческий» (La condimion humaine, 1933) концепция снятия абсурда в коллективном волевом действии ради общей цели также оказалась близка К. и во многом способствовала усилению его интереса к идеям социализма и коммунизма. Начиная с 1933 г. К. внимательно читал сочинения русских авторов: Ф. М. Достоевского (1821-1881) и Л. Шестова (1866-1938). Представленные в трактате «Власть ключей» (1915; франц. пер. 1929) и др. сочинениях рассуждения Шестова о религ. вере как о целиком «иррациональной» и «абсурдной» оказали серьезное влияние на формирование отношения К. к феномену человеческой религиозности. От Шестова К. почерпнул также мн. сведения об античной и о средневек. христ. мысли; о философии Плотина и Э. Гуссерля . К философии Шестова К. обращался впосл. при написании трактата «Миф о Сизифе» (Le Mythe de Sisyphe, 1942), в котором он вел полемику с Шестовым как с одним из наиболее ярких представителей религ. экзистенциализма (подробнее см.: Dunwoodie. 1971).

http://pravenc.ru/text/1470171.html

В данный сборник из любезно предложенных В. Г. Сукачом статей отобраны, на наш взгляд, наиболее основательные и не подверженные «оргиастическим» настроениям. А. С. Пушкин. Печатается по первой публикации: Новое время. 1899. 26 мая. С. 2–3. О Пушкинской Академии. Печатается по последней прижизненной публикации: Розанов В.В. Среди художников. СПб., 1914. С. 11–22. Впервые: Лит. прил. к «Торгово-промышленной газете». 1899. С. 3–4. Кое-что новое о Пушкине. Печатается по первой публикации: Новое время. 1900. 21 июля. Возврат к Пушкину. Печатается по первой публикации: Розанов В. В. Среди художников. С. 404–410. Пушкин и Лермонтов. Печатается по первой публикации: Новое время. 1914. 9 октября. С. 5–6. Л. Шестов Шестов Лев (Лев Исаакович Шварцман; 1866–1938) – философ и эссеист, один из основоположников (наряду с Н. А. Бердяевым) философского экзистенциализма, на первом этапе принявшим у него ницшеанские черты, на втором – ветхозаветные. С 1920 г. – в эмиграции, обосновался в Париже. Сквозная идея мыслителя – борьба с диктатом разума и «очевидными истинами», скрывающими от человека безысходный трагизм человеческого существования. Увлечение Шестовым Ф. Ницше превратило его в уникального подражателя и популяризатора немецкого философа и отозвалось в шестовском слоге: мыслитель выступил в новом жанре – философского фельетона, подчас острого и легко читаемого. Антирационалистический психоанализ был приложен Шестовым к творчеству Толстого, Достоевского, Чехова, Ибсена. Помещенная в сборнике статья «А. С. Пушкин» относится к раннему этапу жизненных поисков Шестова (он писал ее весной 1899 г., к столетнему юбилею поэта), когда философ еще не определил свой экзистенциалистский негативизм и провокативный интеллектуальный стиль. А. С. Пушкин. Печатается по: Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964. С. 331–343. Впервые: Воздушные пути. Нью-Йорк. 1960 (Рукопись неизданной статьи была найдена в бумагах Шестова после его смерти.) М. О. Гершензон Гершензон Михаил Осипович (1869–1925) – литератор, историк общественной мысли и культуры, эссеист, переводчик, публикатор архивных материалов, в том числе пушкинских, которые он разыскивал за границей; автор десятков работ о Пушкине, избранные из которых вошли в сб. «Статьи о Пушкине» (1926), и о Гераклите – «Гольфстрем» (М., 1922). Один из организаторов сборника «Вехи» (1909), от позиций которых он отошел после революции. В философствовании Гершензона заметен акцент на иррациональном начале, отпечаток «анархического утопизма» (по характеристике В. И. Иванова) и определенная склонность к эффектным парадоксам.

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010