В 1870 г. заложена каменная церковь во имя св. Николая, на 800 человек. Итак, здесь две церкви: Покровская и Никольская. Покровская церковь деревянная, на кладбище, в полуверсте от села, построена прихожанами, под распоряжением Осьминского волостного правления, без плана, а только по образцу сгоревшей церкви. В 1879 г. к ней пристроена колокольня из материала, оставшегося после обрушения каменного храма. Церковь освящена 10 ноября 1865 г. благочинным села Осьмин, священником Александром Троицким. Антиминс ее освящен митрополитом Исидором 2 июня 1861 г. Длина церкви с алтарем 9 саж., ширина 4 саж. Никольская церковь, заложенная в 1870 г. на месте сгоревшей в 1865 г., на площади села, отстроена вчерне. Она строится по плану архитектора Слупского; на построение ее вчерне назначено по смете 29 912 руб. 86 коп. Прихожане, начав постройку, обязались доставлять материал. Плиту привозили из Нарвы, за 70 верст и из дер. Смолеговиц за 50 верст; известь из Никольщины за 80 верст; железо – от станции Молосковиц, за 55 верст и проч. Цоколь для фундамента и гранитных колонн приносили на себе, с поля, без помощи лошадей. Для привлечения камней в 200 пуд, собиралось человек до 70. Кроме того, они обязались в 1865 г. доставить к 1869 г. по 3 руб. с ревизской души; потом с 1873 по 1878 гг. вносилось по 1 руб. с души. Всего к 1884 г. собрано 21 471 руб. Сбор проводился и по книжке. Кроме того, из 15 000, данных г-жею Барановой митрополиту Исидору на построение церквей, на здешнюю церковь дано в 1874 г. 1500 руб.; в 1878 г. неизвестным пожертвовано 5000 руб., а в 1879 г. - 1000 руб.; в 1883 г. от чиновника главной конторы Его Величества, Алексея Никифоровича Ларионова - 2000 руб. Членами строительной комиссии, кроме причта, состоят: церковный староста дер. Соколка крестьянин Тарасий Федоров; дер. Переволоки крестьянин Александр Петров; дер. Залустежья – Петр Никифоров и дер. Релки – Иван Сидоров. Десятником при стройке сперва был крестьянин Тверской губернии Старицкого уезда Михаил Захаров, а в 1875 г его заменил церковный староста. Кирпичную работу за 10 руб. с тысячи взял крестьянин с. Рели Иван Ильин.

http://sobory.ru/article/?object=04898

В 1845 г. в Екатеринбурге был создан Секретный совещательный комитет о раскольниках, в состав которого наряду с викарным еп. Мелхиседеком (Золотинским) вошло руководство екатеринбургских заводов. Посылаемые в Синод отчеты архиеп. Аркадия о практически полном искоренении старообрядчества были заведомо неверны. Так, в 1848 г., сообщая в Синод о завышении архиереем числа обращенных старообрядцев, секретарь консистории И. П. Архаров упомянул с. Сепыч (ныне Верещагинского р-на), где из 2225 чел., числящихся по документам как обращенные, на исповедь пришли лишь 34 чел., а причащались 8 чел. (ГАПК. Ф. 37. Оп. 1. Д. 417. Л. 202). После перевода архиеп. Аркадия с Пермской кафедры противодействие старообрядцам резко ослабло. В 60-х гг. XIX в. в Пермской епархии по предложению Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) допускалось венчание в правосл. храмах старообрядцев «без присоединения и без обязательства воспитывать детей в Православии» (Из записок преосв. Леонида, архиеп. Ярославского. М., 1907. С. 342). В 1864-1865 гг. многие из тех, кто считались воссоединенными с Церковью, заявили епархиальной власти о преданности «старой вере» ( Попов Е., прот. 1879. С. 213). В 1867 г. клирики одного из сел Камышловского у. донесли в Пермь, что «если дела раскола пойдут так же и на следующее время, то церковь их опустеет» (ГАПК. Ф. 65. Оп. 2. Д. 832. Л. 7 об.). Число старообрядцев росло во всех уездах. Согласно отчетам пермского губернатора, в 1865 г. в губернии было 67 220 старообрядцев, а в 1868 г. их насчитывалось 71 109 чел. (Там же. Л. 13). В кон. 60-х гг. XIX в. в качестве одной из мер борьбы со старообрядчеством Пермская консистория предложила усилить полицейский надзор (Там же. Л. 9 об.), однако прежних масштабов эта борьба уже не достигла. В 1868 г., после посещения Перми, Московский митр. свт. Иннокентий (Вениаминов) в письме архиеп. Антонию (Смолину) сообщал о необходимости открыть епархиальное отд-ние Православного миссионерского об-ва (Там же. Ф. 442. Оп. 1. Д. 3. Л. 49 об.). Отд-ние об-ва в Перми (Миссионерский комитет) открылось в 1872 г. Однако в кон. 70-х гг. XIX в. прот. Евгений Попов отмечал: «Что… до миссии по расколу, то это дело после дней архиеп. Аркадия сделалось почти одним преданием: уже никто не рассуждал и не заботился о нем» ( Попов Е., прот. 1879. С. 274). В 1879 г. губернатор сообщал уже о 93 570 старообрядцах на территории Пермской епархии, признавая, что это число сильно занижено по причине отказа мн. жителей открыто объявлять об их принадлежности к старообрядцам ( Шахназаров. 2002. С. 74).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Для устройства правосл. церквей в зап. губерниях 7 дек. 1867 г. были изданы правила, согласно которым основная финансовая нагрузка постепенно ложилась на прихожан. На территории Виленской епархии к кон. 60-х гг. XIX в. действовали уже более 450 церквей. При сменившем на кафедре митр. Иосифа (Семашко) архиеп. Макарии (Булгакове), в 1868-1879 гг., в епархии были построены и переделаны 293 приходские церкви. За 1868-1872 гг. в Л. были сооружены Свято-Троицкий собор в Вилькомире (ныне Укмярге) Ковенской губ. (1865-1869, московский архит. Н. В. Дмитриев; впосл. перестроен под костел), железнодорожная и таможенная Александро-Невская ц. в Кибартах (ныне Кибартай; проект был представлен архит. Н. В. Трусовым в 1869 наместнику края и архиеп. Иоанникию (Горскому) и оценен как сообразный с правосл. архитектурой), возобновлен кафедральный собор в Вильне, перестроен собор в Ковно (бывш. костел иезуитов, с 1843 собор во имя св. Александра Невского, с 1990 костел св. Франциска Ксаверия ордена иезуитов). Церковь Св. Троицы в Расейняй. 1865–1870 гг. Фотография. 2010 г. Церковь Св. Троицы в Расейняй. 1865–1870 гг. Фотография. 2010 г. Эволюция стиля в зодчестве Западного края близка к общероссийской, однако в Л. не получил распространения классицизм. Новый этап храмостроительства в регионе связан с публикацией альбома «Собрание проектов, утвержденных г. министром внутренних дел, на постройку православных церквей в Белорусских губерниях». Его составили на основе тоновских проектов академики Резанов (в Вильну к Муравьёву он был прикомандирован только в 1863) и Чагин (виленский губ. архитектор). Альбом содержал планы, фасады и разрезы 40 деревянных и 18 каменных церквей с указанием места постройки; в количестве 1200 экз. был прислан в Вильну в 1864 г. По др. данным, из Мин-ва гос. имуществ были выписаны 1920 экз. различных планов церквей на 150-185, 250-300, 450-500 чел. В основу проектов деревянных церквей была положена стилистика каменного зодчества и дробность форм. Более 10 проектов взято из альбомов 1846 и 1857 гг. Из числа образцов 1846 г. в Западном крае востребованным оказался проект небольшого по размерам бесстолпного 5-главого храма с трапезной и шатровой колокольней вместимостью 350 чел. Позднее под 32 он вошел во все более поздние издания Атласов церквей.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

11 апреля 1990 года было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, причем на первом этапе предстояло возвратить Церкви Ее святыни: Черниговский собор и сохранившуюся чудом деревянную келлию старца Варнавы. В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в Черниговском скиту. Изучение строительной истории Черниговского скита после 1851 г. осложняется отсутствием с этого года в лаврском фонде РГАДА отчетности по скиту. Важнейшим источником служит " Дело о доставлении Владыке сведений об отношении Гефсиманского скита к Лавре и о скитских постройках, и о составлении правил управления скитом... " (1879). В названном деле содержится " Опись в хронологическом порядке " зданий Черниговского скита с 1850 г. и иллюстрирующий ее схематический " План Скитских пещер с находящимися в них строениями " . План 1879 г. представляет Черниговский скит как вытянутый по оси запад-восток прямоугольный двор, ограниченный деревянной на каменных столбах оградой. По периметру двора расположены кельи, а в центре - верхняя надпещерная деревянная церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преп. Антония и Феодосия Печерских, и св. Василия Парийского, построенная в 1856-1857 гг. Иконографические источники 50-60-х годов XIX в. свидетельствуют об эклектичности ее архитектуры, характерной для своего времени. При строительстве верхней церкви была, по всей видимости, расширена находившаяся под ней нижняя пещерная церковь Архангела Михаила; при этом собственно сама пещерная церковь, т.е. бывшая средняя пещера Филиппушки, превратилась в алтарь, к которому с запада приращена обширная подземная же трапезная со сводчатым перекрытием. В последнем для освещения было устроено круглое отверстие, выходившее в трапезную верхней церкви. Из зафиксированных на плане и в описи 1879 г. строений Черниговского скита до настоящего времени сохранился лишь каменный двухэтажный келейный корпус, составляющий почти всю южную сторону обители. На литографии 1865 г. этот корпус изображен одноэтажным с воротами в средней части, завершенными одноярусной колокольней с шатровым покрытием. Принимая во внимание то, что каменный корпус с колокольней не мог быть построен раньше надпещерной церкви, что в известных архивных документах нет сведений о строительстве в " пещерах " каменного корпуса в 1856-1860 гг., можно утверждать, что первый этаж существующего южного келейного корпуса, изображенный на вышеупомянутой литографии, был построен между 1861-1865 гг. Второй же этаж над ним был надстроен в 1870 г. Увеличение высоты южного корпуса в 1870 г. заставило увеличить и высоту колокольни над Святыми воротами в его средней части, что и осуществилось в 1874 г.: " В 1874 г. тщанием известного благотворителя обителей П.Г. Цурикова построена при пещерах новая высокая каменная колокольня, им же пожертвован для сей колокольни колокол в 260 пудов " .

http://sobory.ru/article/?object=01122

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИПОВСКАЯ В ЧЕСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ Церковь свт. Тихона Задонского в с. Липове. 1865–1886 гг. Фотография. 2008 г. Церковь свт. Тихона Задонского в с. Липове. 1865–1886 гг. Фотография. 2008 г. Находилась в 3 км от с. Липова Крапивенского у. Тульской губ. (совр. Щёкинский р-н Тульской обл.). Основана в 1894 г. как жен. община, с 4 мая 1905 г.- общежительная пустынь. В сер. XIX в. с. Липово являлось имением гвардии полковника Г. К. Голикова, который ок. 1864 г. устроил в своей усадьбе деревянную домовую ц. во имя свт. Тихона Задонского, прославленного в 1861 г. В 1865-1886 гг. полковник Голиков возвел отдельный приходский каменный летний 2-этажный храм с колокольней; на нижнем этаже освящена ц. во имя свт. Тихона Задонского, на верхнем - в честь Владимирской иконы Божией Матери (деревянный домовый храм был обложен кирпичом, стал зимним, освящен во имя арх. Михаила). Святынями церкви являлись шапочка св. Тихона и частица его мощей. Приход посещали жители деревень Крутой, Черемошни и сельца Петровского (всего ок. 2 тыс. чел.). При храме имелось 38 дес. земли. Причт содержался на средства с процентов от банковских «вечных вкладов» жены полковника Елены Андреевны Голиковой и благотворительницы М. С. Соболевой. Известно, что в 1879-1910 гг. в храме служил свящ. А. Ф. Благовещенский (1847-?), в 1881-1886 гг.- свящ. М. И. Зайцев (1855-1912). В 1893 г. вдова полковника Голикова направила Тульскому архиеп. Никандру (Покровскому) неск. прошений об учреждении в имении Липово жен. общины. К прошениям прилагались «приговор» прихожан Тихоновского храма, скрепленный печатями старост Липовского, Черемошненского, Крутовского и Петровского обществ, заявления 12 дворян Крапивенского у. о том, что они «с душевною радостию приветствуют доброе намерение», и письмо 11 жителей с. Сергиевского, также поддержавших инициативу Голиковой. На содержание общины вдова передавала 90 дес. земли и положила в Тульское отд-ние Гос. банка капитал в 5 тыс. р., дававший 200 р. ежегодного дохода. В пользу причта и сестер пожертвования делали одоевская мещанка П. Поликарпова, вдова В. Е. Меляева и др. 13 июня 1894 г. Синод направил Тульскому и Белёвскому еп. Иринею (Орде) указ об офиц. учреждении общины. На 10 авг. того же года в ней проживали ок. 10 сестер, в т. ч. 2 насельницы дворянского происхождения. За мон-рем закреплялись 97 дес. земли при дер. Нов. Слободка Тульской губ. с лесом, прудом и постройками.

http://pravenc.ru/text/2110540.html

Место для К. м. было выбрано в лесу, на правом берегу Короцкого оз., в километре от с. Короцко, у древнего могильника. По преданию, именно здесь, на юж. границе новой обители, располагался ранее Покровский мон-рь ( Богословский. 1865. С. 80-81). При игум. Домнике в память о древнем монастыре на могильнике была поставлена деревянная часовня. По другому преданию, на этом месте старший брат святителя Ефим остановил свою мать, уводившую маленького Тимофея на воспитание к богатому зимогорскому ямщику, и уговорил ее оставить брата в семье и в духовном звании, обещая выучить его грамоте. Когда местные крестьяне отказались выделить общине земельный надел, 10 дес. 1739 кв. саж. земли были пожертвованы на устройство общины короцким причтом. С осени 1863 г. под рук. Елагина начались строительные работы. 22 авг. 1864 г. последовало Высочайшее повеление на учреждение Короцкой женской общины с училищем для девиц-сирот при ней и лечебницей для местных жителей. К осени 1864 г. был построен каменный 3-этажный корпус с домовой ц. во имя свт. Тихона и Владимирской иконы Божией Матери в его сев. части, освященной валдайским архим. Лаврентием 1 окт. 1865 г. К освящению митр. Исидор прислал в дар обители икону свт. Тихона со своей подписью и 2 комплекта богослужебных книг. Антиминс для этой временной церкви был священнодействован 20 авг. 1863 г. еп. Старорусским Герасимом (Добросердовым) . Первая настоятельница общины мон. Серафима, в 1865 г. переведенная из Зверина в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря , через 1 год и 8 месяцев вернулась в Зверин мон-рь, скончалась в саратовском Покровском жен. мон-ре. К 1865 г. в общине насчитывалось более 30 сестер, в основном вдов и сирот. В 1867-1871 гг., при управляющей рясофорной мон. Надежде (Кузминой), были завершены главные постройки обители. Она скончалась в рыбинском Софийском монастыре, приняв монашество с именем Назарета. В 1871-1879 гг., при 3-й начальнице, мон. Анатолии († 1891), было упорядочено церковное пение, устроены амосовские (духовые) печи в соборе, ферма и др. К 1871 г. пожертвованный капитал обители составил 88 547 р.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

У Троицы в Академии. С. 4, 72 и след., 118, 135, 467; см. недавно вышедшую работу К. Керна: Kern C. Les traductions russes des textes patristiques. Chevetogne, 1957. P. 57; данные у Филарета (Обзор (1884). С. 497) неполны. 1485 Смирнов (1879). С. 138, 360, 388; У Троицы в Академии. С. 87, 120 и след. Стремление Амфитеатрова привлекать сочинения современных писателей часто осложняло его отношения с митрополитом Филаретом (Рус. арх. 1893. 9. С. 53); Обзор (1882). С. 465; Гиляров–Платонов. Собрание сочинений. 2. С. 340; Родосский. С. 11 и след. 1486 У Троицы в Академии. С. 221 и след., 123 и след.; Смирнов (1879). С. 138, 289, 360, 409, 556; ПБЭ. 4. Стб. 374–381. Интересно, что К. П. Победоносцев, церковно–политические взгляды которого были очень далеки от взглядов Гилярова–Платонова (достаточно указать на их различное понимание раскола), был его почитателем и издал его сочинения: Собрание сочинений. СПб., 1899–1900. 2 т.; т. 1 (Из пережитого) содержит большой материал по истории духовного образования в 1840–1867 гг. 1487 У Троицы в Академии. С. 571; ср. С. 123 и след., 437, 229. 1488 Савва. Хроника. 1. С. 307; 2. С. 724. Савва был учеником Бухарева. 1489 ПБЭ. 2. Стб. 1203 и след.; Смирнов (1879). С. 463–465. 1490 Флоровский. С. 344–349; Зеньковский. 1. С. 321–325; см. также: Карпов А. Ф. А. М. Бухарев, в: Путь. 22–23. 1491 Филарет. Собр. мнений. 5. 1. С. 34–36, 40. О казанском периоде в жизни Бухарева (1854–1858) см.: Знаменский. История Казанской Духовной Академии. 1. С. 124–136; 3. С. 200–208; ср.: ПБЭ. 8. Стб. 734. 1492 Знаменский П. Богословская полемика 1860 г. об отношении православия к современной жизни, в: Прав. соб. 1902. 4–6, 9–11; Флоровский. С. 344; РБС. Бетанкур—Бякстер (1908). С. 359–561; Смирнов (1879). С. 138, 260, 395, 628. Сочинения Бухарева: О православии в отношении к современности. СПб., 1860; Три письма к Гоголю. СПб., 1861 (написаны в 1848 г.); Моя апология. М., 1866 (2–е изд.: СПб., 1906); Исследование Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916 (написано в 60–е гг.); Современные потребности мысли и жизни, особенно русской. М., 1865. 1493

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1484 У Троицы в Академии. С. 4, 72 и след., 118, 135, 467; см. недавно вышедшую работу К. Керна: Kern C. Les traductions russes des textes patristiques. Chevetogne, 1957. P. 57; данные у Филарета (Обзор (1884). С. 497) неполны. 1485 Смирнов (1879). С. 138, 360, 388; У Троицы в Академии. С. 87, 120 и след. Стремление Амфитеатрова привлекать сочинения современных писателей часто осложняло его отношения с митрополитом Филаретом (Рус. арх. 1893. 9. С. 53); Обзор (1882). С. 465; Гиляров-Платонов. Собрание сочинений. 2. С. 340; Родосский. С. 11 и след. 1486 У Троицы в Академии. С. 221 и след., 123 и след.; Смирнов (1879). С. 138, 289, 360, 409, 556; ПБЭ. 4. Стб. 374—381. Интересно, что К. П. Победоносцев, церковно-политические взгляды которого были очень далеки от взглядов Гилярова-Платонова (достаточно указать на их различное понимание раскола), был его почитателем и издал его сочинения: Собрание сочинений. СПб., 1899—1900. 2 т.; т. 1 (Из пережитого) содержит большой материал по истории духовного образования в 1840—1867 гг. 1487 У Троицы в Академии. С. 571; ср. С. 123 и след., 437, 229. 1488 Савва. Хроника. 1. С. 307; 2. С. 724. Савва был учеником Бухарева. 1489 ПБЭ. 2. Стб. 1203 и след.; Смирнов (1879). С. 463—465. 1490 Флоровский. С. 344—349; Зеньковский. 1. С. 321—325; см. также: Карпов А. Ф. А. М. Бухарев, в: Путь. 22—23. 1491 Филарет. Собр. мнений. 5. 1. С. 34—36, 40. О казанском периоде в жизни Бухарева (1854—1858) см.: Знаменский. История Казанской Духовной Академии. 1. С. 124—136; 3. С. 200—208; ср.: ПБЭ. 8. Стб. 734. 1492 Знаменский П. Богословская полемика 1860 г. об отношении православия к современной жизни, в: Прав. соб. 1902. 4—6, 9—11; Флоровский. С. 344; РБС. Бетанкур-Бякстер (1908). С. 359—561; Смирнов (1879). С. 138, 260, 395, 628. Сочинения Бухарева: О православии в отношении к современности. СПб., 1860; Три письма к Гоголю. СПб., 1861 (написаны в 1848 г.); Моя апология. М., 1866 (2-е изд.: СПб., 1906); Исследование Апокалипсиса. Сергиев Посад, 1916 (написано в 60-е гг.); Современные потребности мысли и жизни, особенно русской. М., 1865.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

В 1872-1879 гг. издавал статьи духовного содержания, непосредственно отражавшие живой аскетический опыт Св. горы. Около старца образовался круг лиц, искавших его духовного совета и помощи, помогавших ему в сборе пожертвований, издательской деятельности. Между тем срок пребывания афонских святынь в Москве подходил к концу, и стараниями А., не желавшего, чтобы святыни покидали Москву, в 1878 г. по благословению Пантелеимонова мон-ря при Богоявленском мон-ре была открыта часовня во имя вмч. Пантелеимона, в к-рой были помещены святыни. После освящения часовни А. вернулся на Афон, где хотел остаться, но получил благословение афонских старцев подыскать место на Кавказе для основания обители по образу Пантелеимонова мон-ря и стать впосл. ее настоятелем. Вскоре А. нашел такое место близ Сухуми и положил основание Ново-Афонскому мон-рю во имя ап. Симона Кананита. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. А. собирал пожертвования в пользу болг. народа, стал членом об-ва Красного Креста, принимал участие в создании лазаретов на Девичьем поле и на подворье Пантелеимонова мон-ря в Москве. А. оказывал содействие Алтайской и Японской духовным миссиям . Будучи известным духовником и церковно-общественным деятелем, А. не только сохранил первоначальное послушническое смирение, но и углубил его; он скорбел, что не может в точности выполнять афонский устав и охватить своей любовью всех нуждавшихся. Награжден набедренником и палицей (1878). 15 нояб. 1879 г., находясь в Москве, А. заболел острым воспалением легких и через 2 дня скончался. Отпевание и погребение А. состоялось 19 нояб. 1879 г. в московском Алексеевском мон-ре. Соч.: О чудесном знамении на небе при встрече афонской святыни Рогачевского уезда в местечке Чечерске, 24 авг. 1866 г.//Странник. 1867. 1. Отд. 1. С. 58; Замечательное событие, недавно случившееся (в мае 1865 г.) при посещении святыни св. Афонской горы из рус. Пантелеимонова мон-ря//Там же. С. 61; Описание знамений и исцелений, благодатью Божией бывших в разных местах в 1863-1866 гг.

http://pravenc.ru/text/76234.html

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010