В Центральной Азии ислам вынужден был уступить перед лицом русской оккупации Крыма (1783), Бессарабии (1812), Грузии (1813), Кавказа (1841–1859), Туркестана (1864–1885), Бухарского ханства (1868), Хивы (1873–1881), Коканда (1875) и Мерва (1884). Эта дезинтеграция Османской империи происходила одновременно с захватническими войнами европейцев в Индии, Алжире (1830–1843), Тунисе (1881), Египте (1882), Триполитании (1911), Марокко (1912), а также с предоставлением Великобритании и Франции после 1918 года мандата на управление ближневосточными провинциями Османской империи. Националистические движения народов зимми и их борьба за эмансипацию взаимно дополняли друг друга. Хотя они и поддерживались колониальной политикой России и европейских государств, народы зимми зачастую бывали жертвами их эгоистических манипуляций. Союз народов зимми и Запада основывался только на взаимовыгодных интересах. Зимми нужна была помощь Европы для того, чтобы освободить себя от зимма, тогда как европейцы искали их поддержки, чтобы ослабить исламские теократические режимы. Хотя национализм и эмансипация оставались двумя разными процессами (национализм ставит своей целью освобождение родины, а эмансипация стремится к уничтожению правовой дискриминации), они всегда были взаимосвязаны. Каждая община зимми принимала участие в обоих движениях. Хотя греки, армяне, а позже и евреи, в зависимости от исторических обстоятельств, требовали равноправия в пределах Османской империи, они все же настаивали и на освобождении своих стран. Вот почему преследования и казни обрушивались на все общины зимми без разбора, и умма в своей ненависти объединяла Европу, поддерживающую национально-освободительные движения, с ее протеже. Эта реакция умма оставила свой след в истории многих общин зимми. Поражение Персии в войне с Россией спровоцировало массовую резню евреев в Тебризе (1830), Ардабиле, Заньяне и других городах Азербайджана, а также погромы и насильственные обращения в ислам евреев Мешеда в 1839 году и их последующие преследования на протяжении всего XIX века. Страдания евреев Магриба были результатом унижений и притеснений, причиняемых мусульманам французским колониализмом. Греческие и балканские освободительные войны сопровождались погромами в Хиосе и «боснийскими ужасами». Процесс эмансипации привел к истреблению двадцати тысяч христиан в Сирии, Ливане и Палестине в 1860 году. Армянский национализм был раздавлен геноцидом. Как национально-освободительные движения народов зимми, так и их эмансипация приводили к противодействию и репрессиям со стороны умма, сдерживаемым лишь военной силой европейских колониальных армий. Ведь эмансипация зимми ставила на повестку дня неразрешимые проблемы, коренящиеся как в их территориальных, так и культурных притязаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Журнал Московской Патриархии. Μ. 1948–. Ленинград. Ленинградская духовная академия и семинария. Москва. Московская духовная академия и семинария. Московский церковный вестник. М., 1880–1918. НИОР РГБ (ОР ГБЛ) Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (б. Отдел рукописей Государственной Библиотеки им. В.И. Ленина) Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. Т. 1–22. СПб., 1868–1915. Публичной Библиотеки им. В.И. Ленина Петроград. Памятники литературы Древней Руси. М., 1978–1994. 12 вып. Православное обозрение. М., 1860–1891. Православный палестинский сборник. СПб., 1881–1916. Вып. 1–62; Палестинский сборник. 1954–1993. Вып. 1 (63)–32 (95); Православный палестинский сборник. 1998–. Вып. 96 (33)–. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Полное собрание законов Российской империи: В 45 т. Собр. 1: (1640–12 дек.1825г.). СПб., 1826–1830. Полное собрание законов Российской империи: В 55 т. Собр. 2: (12 дек.1825–1 марта 1881г.) СПб., 1830–1884. Полное собрание законов Российской империи: В 33 т. Собр. 3: (1 марта 1881–1913). СПб., 1885–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1869–1911, 1915–1916. Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1921. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39; М., 1994–2004. Т. 40–43. Православная энциклопедия. Μ., 2000–. Т. РПЦ; 1–. Русский архив. М., 1863–1917. Русский биографический словарь: В 25 т. СПб.; М., 1896–1913;1992р–. Российский государственный архив древних актов (б. ЦГАДА). РГАСПИ Российский государственный архив социально-политической истории (Москва). Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург) (б. ЦГИАЛ). Российская национальная библиотека им. Μ.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург). СбОРЯС Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.; Пг.; Л., 1872–1928. Сборник статей Императорского Русского исторического общества. Спб., Пг., 1867–1916.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Достоевский предпринимает поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлекается разорительной игрой в рулетку, испытывает постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) теряет жену и брата. В этот трудный период своей жизни он принимается за роман «Игрок», в котором перипетии его жизни нашли свое отражение. Чтобы уложиться в ограниченный издателем срок, писатель берет в помощь стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая позже становится его второй женой. Двумя годами позже выходит роман «Преступление и наказание», доставивший ему признание во всемирной литературе. Вскоре Достоевский с женой отбыли за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 — 71). В эти годы писатель работал над романами «Идиот» (1868) и «Бесы» (1870 — 71), который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Руссу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Руссе написаны почти целиком романы «Подросток» (1874 — 75) и «Братья Карамазовы» (1880). С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием». Федор Михайлович Достоевский умер в 1881 году в Санкт-Петербурге. 31 января (ст. стиля) 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. Ф. М. Достоевский В своем творчестве Достоевский прошел путь восхождения от социалистических идеалов, которые исповедовал в молодости, к переосмыслению фундаментальных проблем бытия и духовно-нравственного делания современного человека в своеобразном «новом обретении Христа». Он оказал огромное влияние как на русскую и западную литературу, так и на философскую и религиозную мысль последующего времени.

http://pravmir.ru/lik-mira-sego-ne-nravi...

123 По всей вероятности, разумеется Сильвестр, епископ Каневский, викарий Киевской митрополии. 1848 г. рукоположен во священники; 1857 г. окончил Киевскую Дух. Академию и пострижен в монашество; 1858 г. утвержден в степени магистра богословия; 1862 г. возведен в сан архимандрита и назначен ординарным профессором Киевской Дух. Академии; 1873 г. доктор богословия; 1883 г. заслуженный ординарный профессор; 1885 г. рукоположен во епископа Каневского. 124 Палладий (Ганкевич). 1851 г. окончил С.-П.Б. Дух. Академию; 1853 г. рукоположен во священники;1860 г. пострижен в монашество; 1862 г. возведен в сан архимандрита; 1863–1871 гг. Ректор Могилевской семинарии; 1871 г. епископ Выборгский; с 1889 г. на покое в Почаевской Лавре. 125 Быть может, разумеется викарий архиепископа Кишиневского епископ Аккерманский Августин; 1863 г. по окончании Киевской Дух. Академии со степенью магистра богословия назначен бакалавром той же Академии; 1864 г. пострижен в монашество; 1869 г. возведен в сан архимандрита; 1870–1881 гг. Ректор Литовской семинарии; 1881 г. епископ Михайловский; 1882–1887 гг. епископ Аккерманский, викарий Кишиневский. 127 Разумеется Катков, редактор-издатель Московских Ведомостей и Русского Вестника. Род. 1 ноября 1818 г., сконч. 20 июля 1887 г. 128 Этот съезд должен был состояться в Москве, в Никольском единоверческом монастыре, летом 1886 г., но вследствие несвоевременного распоряжения епархиальных властей, за отсутствием членов, в этом году не состоялся, а был в июле 1887 г. 130 а) Мы не знаем отца Филарета с фамилией Сапелкина; преосвященный очевидно ошибся, приписав фамилию известного единоверца Рогожского кладбища В. А. Сапелкина (сконч. 15 февраля 1863 г.) не менее известному среди единоверцев иеромонаху Филарету (Захаровичу) . 132 Инок Пимен – один из сотрудников Братства Слова, см. 1887, I, 221, статью под заглавием: «Переписка с Анастасием Измаильским». 133 Лжеепископ Черниговский, противоокружник; принадлежал к партии лжеепископа Иосифа Нижегородского, см. Братское Слово 1887, I, 388. Во второй мартовской книжке Братского Слова Н. И. Субботин упоминает уже о смерти Тарасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Синьцзянь не являлся «исконной» территорией Китая, а был присоединен к Поднебесной по историческим меркам не так уж давно - в середине XVIII столетия. Произошло это в период правления маньчжурской династии Цин. В этом смысле Синьцзянь - самая молодая национальная окраина Китая. И одна из самых отличающихся от истинно ханьских территорий. Ведь Синьцзянь - это осколок мусульманской Центральной Азии, доставшийся Китаю. До сих пор сохранилось и его второе название - «Восточный Туркестан». К слову, был период, когда недолго - в течение десяти лет - Илийский район Восточного Туркестана входил в состав Российской империи, но вскоре в Петербурге решили, что этот кусок переварить не смогут, и регион в 1881 году был возвращен Поднебесной империи. Уйгуры же проживали здесь как минимум свыше тысячи лет. Они еще в 840 году образовали на части его территории царство Кочо. Со временем в этом царстве менялась религия: манихейство уйгур сменилось сначала на буддизм, а затем на ислам. Именно от уйгур монголы унаследовали и письменность, и литературу, и систему государственного делопроизводства. В империи Чингизхана уйгуры находились на вполне сносном положении, и только где-то в начале XVI века они были подчинены династией Моголов. Но правление последних не было прочным и стабильным. За власть боролись разные кланы ходжей из суфийского ордена накшбандия (Актаглык и Каратаглык - бело- и черноголовые). Затем регион расселения уйгур стал ареной борьбы между разными группировками Джунгарского ханства - монгольского по этническому составу государственного образования, павшего в конце концов под ударами цинского Китая в 1759 году. С тех пор уйгуры и другие мусульманские этносы свыше 400 раз поднимали восстания против сначала маньчжурского, а затем и ханьского владычества (интересно отметить, что формальным поводом к восстаниям часто, как и к последним волнениям, служили сексуальные связи между мусульманами и китайцами). Иногда таким выступлениям сопутствовал временный успех. Так, начавшееся в 1864 году восстание привело после вмешательства бывшего кокандского полководца Якуб-бека к созданию государства Семи Городов (Йеттишар), просуществовавшего до 1878 года. На этой территории китайцам предлагали принять ислам, всех же несогласных безжалостно уничтожали. В ответ очаги сопротивления повстанцев были залиты кровью отрядами китайского генерала Цзо-Цзентуна. Он и дал наименование региону - «Синьцзян», то есть «новая граница». Официально линия границы была определена Петербургским 1881 года и Памирским 1895 года договорами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

—314— перешел в Лейпциг на экстра-ординатуру, впоследствии он был там же ординарным профессором. Зимою 1872–1873 г., во время вторичного пребывания в Египте, ему удалось найти и приобрести знаменитый иератический папирус, заключавший в себе руководство по медицине и известный в науке под названием папируса Эберса. С 1876 г. старый недуг Эберса лишил его возможности свободно передвигаться и, приковав его к креслу, мало-помалу отдалил его и от университета и от научных занятий. С тем бóльшим увлечением отдался он исторической беллетристике, напечатав целый ряд романов из древневосточной и средневековой жизни, из которых весьма многие переведены на русский язык, его роман: «Die ägyptische Königstochter» появился еще в 1864 г.; позже вышли в свет: «Uarda» (1877), «Homo sum» (1878), «Die Schwestern» (1880), «Der Kaiser» (1881), «Serapis» (1885), «Die Nilbraut» (1887), «Kleopatra» (1893), «Arachne» (1897) и других). Осенью 1888 г. он переселился в Мюнхен; он скончался 7 августа 1898 г. в Туцинге. В первый период научной деятельности Эберса его интересовали главным образом те проблемы египтологии, которые тесно были связаны с библейской археологией. Сюда относится его труд: Aegypten und die Bücher Moses (1868), являющийся в сущности бытовым или культурно-историческим комментарием к книге Бытия. Тесно связано с этим трудом вышедшее в 1872 г. сочинение Эберса: Durch Gosen zum Sinai (второе издание появилось в 1881 г.). Представляя собою, собственно говоря, описание путешествия Эберса на Синай 1869–1870 гг., оно заключает в себе и научную часть, в которой автор занимается главным образом, разрешением трех проблем ветхозаветной истории: исхода Израиля, перехода через Чермное море и места Моисеева законодательства. Фараоном исхода Эберс считает Мернепта, сына Рамсеса II (что в настоящее время признается неверным). Место Моисеева законодательства Эберс, вслед за Лепсиусом, отождествляет с вершиной Джебель Сербал. —315— Но значение Эберса в истории египтологии основывается главным образом, на двух его важных находках: знаменитом медицинском папирусе, датируемом XVI стол, до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1803 г. за 3843 предписано на все награды, получаемые священно- церковнослужителями, выдавать от епархиальных архиереев или духовных консисторий письменные свидетельства. По определению Харьк. дух. консистории от 14 марта 1864 года, вменено в обязанность благочинным проверять формулярные списки подведомых им лиц с документами, имеющимися у них, а равно хранящимися при делах благочиннических, о всех благоприятных и неблагоприятных для их службы обстоятельствах и по тем документами исправлять списки под собственной ответственностью. Благоприятные по службе. обстоятельства, на которые не окажется документов, по спискам не показывать. Вносить в формуляры только те обстоятельства, о которых будет именно сказано в указах Консистории, что они должны быть внесены в формулярные списки («Церк. Письмов.» прот. Чижевского. Харьков 1880 г. стр. 24). Поэтому в 3-й графе после указания перемен по службе, повышений, наград и т. п. следует написать, что священническую (или диаконскую или причетническую) и протоиерейскую (и т. п.) грамоту и документы на все награды имеет. 268 По определению Св. Синода от 14 ноября 1876 г. за 2674 требуется, чтобы как в особом послужном списке о том лице, о котором список составлен, так и в общих клировых ведомостях при тех лицах, которые вносятся в эти документы по принадлежности к духовному званию, были показываемы все дети их обоего пола, в каком бы из них совершеннолетии сыновья в духовном сане или гражданском или военном чине ни состояли и за кем бы дочери в замужестве ни были. Указом Св. Синода от 20 сент.–6 окт. 1878 года за 1498, тоже подтверждено, чтобы в послужных списках священно- церковнослужителей и ведомостях о церковном причте непременно означать всех детей членов причта, хота бы эти дети и жили отдельно от семьи. По определению Кавк. дух. консист. от 11 ноябр. 1881 г. (Кавк. Еп. Вед. 1881 г. 23) о детях священно- церковнослужителей, находящихся на службе и в замужестве, требуется показывать с пояснением должности и чинов лиц мужского пола, смотря по роду службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Константин Победоносцев 2 апреля 1881 года Петербург Письмо 4 Теперь простые люди преисполнены заботы о безопасности Вашего Императорского Величества: у многих эта забота непрестанная, не дающая покоя. Благочестивые прибегают к молитвам, или ищут оградить Вас почитаемою иконой или другой домашней святыней. Невозможно отвергать эти порывы горячего усердия. Вчера пришел ко мне совсем простой человек, почтенный старик старожил города Томска, купец Хранов, приехавший сюда на время. У них сначала в лесу близ Томска, потом в самом Томске, в саду у Хранова, проживал в молитве пустынник неизвестного происхождения лет 25, и скончался в 1864 году, уже 90 лет от роду. Местные жители, особливо же сам Хранов, чтили его при жизни, как святого, и еще более чтят по смерти. Уверяют, что он предсказывал будущее и что многие получают исцеление на его могиле. Старик Хранов, по поводу покушений на жизнь Государя Императора, посылал Его Величеству портрет этого старца и разные известия о его предупреждениях и предсказаниях. Теперь он привез с собой из Томска шапочку этого старца, которую хранил благоговейно в своем семействе и которой приписывает чудодейственную силу, рассказывая, что два раза, когда он брал ее с собой в путь, он чудесно спасался от разбойников. Я не желал смутить веру этого доброго человека и не решился отказать ему: взял от него эту шапочку с обещанием представить ее Вашему Императорскому Величеству, вместе с портретом старца. Константин Победоносцев 11 июля 1881 г. Ораниенбаум Письмо 5 Ваше Императорское Величество. Опять должен просить у Вас прощения в своей назойливости, ибо возвращаюсь к тому же предмету, о котором писал уже и беспокоил Вас. Я уже смел писать Вашему Величеству о предмете, который почитаю важным – о приеме Скобелева. Теперь в городе говорят, что Скобелев был огорчен и сконфужен тем, что Вы не выказали желания знать подробности о действиях его отряда и об экспедиции, на которую обращено было всеобщее внимание и которая была последним, главным военным делом, совершенным в минувшее царствование. Об этом теперь говорят, и на эту тему поют все недовольные последними переменами. Я слышал об этом от людей серьезных, от старика Строгонова, который очень озабочен этим. Сегодня гр. Игнатьев сказывал мне, что Д. А. Милютин говорил об этом впечатлении Скобелева с некоторым злорадством.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1848 - 18 дек. 1857), А. Н. Попов (27 окт. 1877 - 30 мая 1881), Е. В. Барсов (15 окт. 1881 - 29 сент. 1907), Любавский (29 сент. 1907 - 30 янв. 1917), С. А. Белокуров (февр. 1917 - 3 дек. 1918), М. М. Богословский (19 янв. 1919 - 1929). Согласно изменениям 1816 г., внесенным в устав 1811 г., для заведования б-кой об-ва, нумизматическим кабинетом и музеем из действительных членов избирался библиотекарь (по уставу 1893 г.- на 3 года). Библиотекарями ОИДР состояли: М. Т. Каченовский (2 мая 1811 - 7 марта 1836), Е. Ф. Корш (12 июня 1837 - 27 сент. 1841), П. М. Строев (27 сент. 1841 - 25 янв. 1847), В. М. Ундольский (25 янв. 1847 - 1 нояб. 1864), Филимонов (23 янв. 1865 - 26 мая 1898), Е. И. Соколов (25 нояб. 1898 - 1915), К. В. Покровский (с 1915). Численный состав ОИДР колебался: 125 чел.- в 1835 г., 167 чел.- в 1847 г., 107 чел.- в 1877 г., 150 чел.- в 1904 г., 138 чел.- в нач. 1917 г. ( Тодийчук. 1989. С. 15, 19, 22, 29, 36), 115 чел.- к марту 1920 г. ( Демидов, Ишутин. 1978. С. 279). Торжественное открытие возобновленного ОИДР состоялось 13 марта 1811 г. В 10-30-х гг. XIX в. заседания об-ва были нерегулярными, а в условиях Отечественной войны 1812 г. и в период восстановления Московского ун-та (1812-1815), а также в 1818, 1819, 1822 гг. не проводились вовсе. На заседаниях обсуждались вопросы пополнения б-ки и нумизматической коллекции, приобретения рукописей, читались доклады на археолого-нумизматические темы, по проблемам летописания, связей славян с соседями и др. В 1815-1837 гг. выходили «Записки и труды ОИДР» (в 1826 - «Труды и записки ОИДР», с 1827 - «Труды и летописи ОИДР») (ч. 1-8), а также изданы 3 части сб. «Русские достопамятности» (1815-1844). Ядро ОИДР в 10-20-х гг. XIX в. составляли К. Ф. Калайдович , Каченовский, Н. С. Арцыбашев. Среди членов вновь открытого об-ва были и представители РПЦ, в частности митр. Евгений (Болховитинов; c 1811 член-соревнователь, с 1816 почетный член). Митр. Евгений предоставил для публикации источники с комментариями, сообщения о раскопках и находках в Киеве, краткое исследование о «черниговской гривне», статью, посвященную открытию памятника древнерус.

http://pravenc.ru/text/2578101.html

В основе этого типа лежит последовательно проводимый исторический принцип: изложение строится не в соответствии с порядком канонических книг, а хронологически, в соответствии с этапами развития древнеевр. письменности. Объектом рассмотрения становятся не только книги ВЗ, но и вошедшие в них разнообразные тексты (песни, речи, отдельные повествования), относимые к разным историческим периодам. Для Майера важны типологические сопоставления лит-ры ВЗ с лит-рой др. народов. Так, одну из глав Майер посвящает вопросу: почему у евреев нет эпоса? (Ibid. S. 197-200). Вопросы такого рода, порожденные типологическим взглядом на лит-ру ВЗ, впосл. станут характерными для введений генетическо-исторического типа. Введения в ВЗ исторического типа, которые обычно называли «История литературы Др. Израиля», хотя и сходны с традиц. И. по объекту исследований, скорее относятся к светским востоковедческим и филологическим дисциплинам. Традицию таких исторических Введений в XIX - нач. XX в. продолжали работы А. Хаусрата («История литературы Ветхого Завета»; Hausrath. 1864), востоковеда-семитолога Ю. Фюрста («История библейской литературы и еврейско-эллинистической словесности»; Fürst . 1867-1870), Э. Рейсса («История священного писания Ветхого Завета»; Reuss. 1881) и К. Будде («История древнееврейской литературы»; Budde. 1906). Особый интерес представляет Введение Рейсса, в котором сделан вывод о послепленном происхождении священнического кодекса ( Reuss. 1881. S. 485-493), высказанные им в лекциях еще в 1834 г. и ставшие основой документарной теории Графа-Велльгаузена. В развитии литературы ВЗ Рейсс выделяет 4 эпохи: героев, пророков, священников и книжников (писцов). В небольшой книге семитолога и востоковеда Т. Нёльдеке «Литература Ветхого Завета» ( Nöldeke . 1868) описание предмета исследования дано по жанрам (исторические повествования, повествовательная проза («романы»), лирика, дидактическая поэзия, пророческая лит-ра, апокалиптика ). Традиц. каноническое «Введение» Э. Кёнига ( König .

http://pravenc.ru/text/674796.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010