Юдмозеро. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:1863. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, д.Юдмозеро Координаты: 63.60333, 37.6814 Проезд:от ст.Нименга 16 км по лесовозной дороге. Церковь в д.Юдмозеро на берегу одноименного озера у истока р.Юдьма Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Устроена из бывшей часовни в 1863 г., имела колокольню (над папертью). Приписная к Нименьгскому приходу. По сохранившимся историческим документам известно, что в 1832 г. в деревне Юдмозеро уже существовала часовня. В книге «Историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» отмечено – в деревне Юдмозеро была построена церковь с тремя куполами в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, устроенная в 1863 г. из бывшей часовни, и при ней колокольня с двенадцатью колоколами. По сведениям от 29 ноября 1869 г., в Юдмозеро находилось 28 мужчин и 41 женщина, 14 лошадей, 32 рогатого скота, 80 овец, а домов по-прежнему 14; однако в 1877 г. в деревне было уже 16 дворов. Население в деревне росло, и для обучения детей в 1891 г. была открыта церковно-приходская школа в которой в 1894-1895 гг. обучалось 34 мальчика и 7 девочек. По первой переписи 1897 г. (фонд 6 опись 18 дело 114) известно, что в деревне Юдмозерская проживало девять семей Шабалиных, а также жили Пономаревы, Первушины, Поповы, Валявкины, Хамовы. По сведениям 1914 г., в деревне проживало уже 12 семей Шабалиных. Валявкиных - 8, Хамовых - 6. В это время в церкви работал свящёнником Михаил Семенов Кононов - 50 лет (1867-1890), псаломщик Михаил Андреев Алексеевский - 42 года, на службе с 1882 г., а в Юдмозере работал с 15 мая 1893 г. В начале XX века по церковным праздникам священника привозили из села Нименьга. В 1930 г. церковь была разорена: сняли колокола, спилили кресты, исчезли иконы. Потом в ней разместили клуб, но ходить туда народ не хотел, боялись гнева Господня. Позднее, церковь была приспособлена под склад, потом в одно время в ней был устроен дом отдыха, но и в этом обличье здание церкви себя не утвердило, затем здание церкви постепенно приходило в упадок. http://poisk-ru.ru/s25912t7.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Данная церковь в деревне Юдмозеро до 1994 года была в хорошем состоянии, обшита тёсом, имелись полы, потолки. Около 400 лет насчитывает главная его часть, изначально это был амбар для хранения рыбы и снастей первых поселенцев, в 17 веке был прирублен алтарь и сени с звоницей, а в конце 18 века крыльцо с звоницей были разобраны и пристроена трпезная с папертью и колокольней. По некоторым источникам, данная церковь может быть старше середины 16 века. 5 ноября 2010. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15238

Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление М., 1997. С. 60. 114 Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании. Т. 2: письмо архимандрита Иоасафа к Шелихову от 18 мая 1795 г. с о. Кадьяк. СПб., 1863. 115 Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание/С. Корсун. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.192 с. 116 Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание/С. Корсун. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.192 с. 117 Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание/С. Корсун. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.192 с. 120 Преподобный Герман Аляскинский: Жизнеописание/С. Корсун. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.192 с. 122 Сушков Н. В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московскаго. М., 1868. 127 Макарий, митр. Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний, постановлений) за время служения в архиерейском сане (1884–1913 гг.). Сергиев Посад, 1914. С. 382–383. 129 Ливанский И., прот. Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский и о. архимандрит Макарий Глухарев, основатели Алтайской Миссии. Орел, 1913. С. 11–12. 130 Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Харьков, 1914. репр. M., 1997. 131 Макарий [Невский), митр. Московский. Избранные слова, речи, беседы, поучения. М., 1996. С. 5. 132 Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Харьков, 1914. репр. М., 1997. 134 Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая: Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. Харьков, 1914. репр. М., 1997. 139 Св. прав. Иоанн Кронштадский. Новые грозные слова «О Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающимся». 1906–1907. С. 3–4. 150 Сеодзи С. О православной Миссии и церкви в Японии//Прибавление к церковным ведомостям. 1891, март. 13. С. 403–410. 154 Сергий, еп. Празднование пятидесятилетия благовестнических трудов Высокопреосвященного Николая в Японии 155 Кониси, проф. ун-та «Djsisha» (Kiomo). Воспоминания японца об архиепископе Николае. «Христианин», Т. 1. Январь-апрель. С. 665–669. Читать далее Источник: Ангелы апокалипсиса : собрание житий миссионеров и мучеников/[ред.-сост. О. Скрябина, С. Бучнева]. - Москва : Благотворительный фонд " Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева " , 2013. - 542, с. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-4279-0039-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гусев А. Ф. Положение преподавателей духовных семинарий//Прав. об. 1885. Т. 3. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни (см. библиогр. к § 9). Журналы и протоколы Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906–1907. 4 т. Зеньковский В. В. История русской философии (см. общую лит. в). Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.)//Христ. чт. 1914–1916. Красин П. Воспитание в духовной семинарии//ТДКА. 1906. 8–9. Круковский В. Как нас учили (60-е годы XIX ст.). М., 1914. Куплетский М. Начала духовно-учебной реформы//Прав. об. 1884. Т. 2. Лебедев А. П. Записки//БВ. 1907. Т. 2–3. Лебедев А. П. К моей учебно-литературной автобиографии//БВ. 1907. Т. 2. Муретов М. Д. Из воспоминаний студента Московской Духовной Академии 32 курса (1873–1877)//БВ. 1914. Т. 11–12. Мышкин В. Н. Из периодической печати. О духовных семинариях//БВ. 1905. Т. 7–8. Надеждин А. Н. История СПб православной духовной семинарии (см. библиогр. к § 20). Николай (Зиоров), архиеп. Мои воспоминания. Московская Духовная Академия. Варшава, 1914. Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1956–1958. 4 т. Обзор... Александра III (см. библиогр. к Введению Б). Объяснительная записка к проекту изменений в уставе православных духовных академий. СПб., 1884. П. Н. С. Духовная школа по воспоминаниям ее воспитанника и воспитателя с 1863 г.//Рус. ст. 1911. 12. Памяти почивших наставников (см. библиогр. к § 20). Петров Н. И. Значение Киевской Академии (см. библиогр. к § 19). Писарев Н. Казанская Духовная Академия на службе православной Церкви и русскому народу//Прав. соб. 1917. Ч. 2–3. Преображенский И. Отечественная Церковь по статистическим данным. 1840–1891. СПб., 1897. Пятидесятилетний юбилей Казанской Духовной Академии 21 сентября 1892 г. Казань, 1893. Рыбинский В. Из академической жизни//ТКДА. 1906. 1. С. П. Скорбный лист духовных семинарий в 1906/07 учебном году//БВ. 1907. Т. 5. С. П. Школа и жизнь//Христ. чт. 1901. Ч. 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

323 Их Величества, с детьми, проехали в Митрофаньевский монастырь, где покоились мощи Митрофана Воронежского . В 1929 г. монастырь был закрыт, а мощи изъяты. Позже этот монастырь был разрушен. В настоящее время мощи святителя Митрофана находятся в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа. 324 Воронежскую кафедру возглавлял Архиепископ Тихон (Никаноров). 27 декабря 1918 (9 января 1919) г. священномученик Тихон был повешен на Царских вратах в храме монастыря святого Митрофана. Вместе с ним были замучены еще 160 иереев. 326 «При проездах по городу масса народа не сходила с улиц, передвигаясь за экипажами. Кроме обычного ура, простой народ крестился, а кто попроще, крестили Царскую семью. Русский Царь, простоявший в день своего Ангела обедню у чудотворца, был понятен русскому человеку. Понимал народ и Царицу, как свою русскую, православную, когда видел, как молится она, посещает святыни, навещает раненых». (Спиридович А.И. Великая Война и Февральская Революция 1914 – 1917 гг. Нью-Йорк Всеслевянское Издательство, 1960 – 1962. С. 73.) 327 Станция Сабурово – станция на 412-й версте от Москвы, в Козловском уезде Тамбовской губернии. 328 Тамбовскую кафедру возглавлял тогда Архиепископ Кирилл (Смирнов). Впоследствии – священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский (1863 – 1937). 329 Официальная канонизация святителя Питирима Тамбовского (1644 – 1698) состоялась в 1914 г. Торжества проходили 25 – 29 июля. 331 Александра Николаевна Нарышкина была статс-дамой при Императорском дворе и вдовой обер-камергера Эммануила Дмитриевича Нарышкина (1813 – 1901), известного в Тамбове благотворителя и почетного гражданина. Нарышкин прославился своей широкой благотворительностью, которая в денежном выражении достигала колоссальной суммы в полтора миллиона рублей. По ходатайству городской думы г. Тамбова, 11 марта 1914 г. Император Николай II присвоил А.Н. Нарышкиной звание почетного гражданина г. Тамбова, как сообщалось, «за пожертвование свыше 50 тысяч рублей на приведение в благоустроенный вид соборной площади г. Тамбова и за широкую благотворительную деятельность по призрению бедных детей». Ко дню прославления святителя Питирима на средства А.Н. Нарышкиной был капитально отремонтирован Спасо-Преображенский кафедральный собор города Тамбова. Во время войны она организовывала лазареты Красного Креста в Тамбове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московский святитель, в свою очередь, ценил Иакова и нередко поручал ему особые дела, касавшиеся епархиального управления, требовавшие особой опытности и знания. Преосвященный Иаков был основателем библиотек в Московской и Владимирской епархиях, учредителем и первым председателем Московского общества любителей духовного просвещения (с 1863 г.), а также одним из основателей братства святителя Николая в Москве. Находясь на покое в Донском монастыре, епископ Иаков не оставлял забот о духовном просвещении. Он увеличил монастырскую библиотеку, ходатайствовал об учреждении библиотек в уездных городах; каждый праздник в вечернее время проводил беседы и чтения в одной из церквей Донского монастыря. Труды: Акафист святым благоверным князьям Константину, Михаилу и Феодору Муромским. Часы, беседы и чтения. Проповеди//Владимирские епархиальные ведомости. Благодарственное слово митрополиту Филарету//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – 1863, т. 1. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев П осад, 1897–1911, т. 3. – С. 37, 71, 176, 376, 578, 648; т. 4. – С. 2 – 827; т. 5. – С. 126–909; т. 6. – С. 40–914. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 199, 205, 659. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 393. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 34. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 418. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 563.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Были построены или возобновлены церкви в Тианети, Шатили, Дартло, Барисахо, Рошке, Аракиели; при них стали действовать школы. Также школы открыли в Панкиси, где проживали переселенные из Чечни кистинцы. В 90-х гг. XIX в. значительный вклад в миссионерскую деятельность в Туш-Пшав-Хевсурети внес инспектор О. в. архим. Леонид (Окропиридзе). В 80-90-х гг. XIX в. О. в. открыло церковноприходские школы в Сванети (в Местии, Ушгули, Мулахи и др.); миссионерскую деятельность здесь вели уроженцы края прот. Виссарион Нижарадзе, свящ. Иоанн Маргиани и др. Председатели О. в.: наместники на Кавказе кн. А. И. Барятинский (1860-1862), вел. кн. М. Н. Романов (1863-1882), кн. А. М. Дондуков-Корсаков (1882-1885); экзархи Грузии архиепископы Павел (Лебедев; 29 сент. 1885 - 29 сент. 1887), Палладий (Раев; 1887-1892), сщмч. Владимир ( Богоявленский; 1892-1898), Флавиан (Городецкий; 1898-1901), Алексий (Опоцкий; 1901-1905), Николай (Налимов; 1905-1906), Никон (Софийский; 1906-1908); временно исполняющий обязанности председателя еп. Бакинский Григорий (Вахнин; 28 мая 1908 - дек. 1909); экзархи Грузии архиепископы Иннокентий (Беляев; 1909-1913), Алексий (Молчанов; 1913-1914), Питирим (Окнов; 1914-1915), Платон (Рождественский; 1915-1917). Арх.: Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе//НА Грузии. Ф. 493. 1771 д., 1860-1920 гг. Ист.: Отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1864-1880, 1885-1901, 1906-1907, 1910-1913 гг. Тифлис, 1865-1884, 1903-1909, 1913-1915; Альбом церквей и школ Об-ва и народностей Кавказа. Тифлис, 1910; Платонов А. И. Обзор деятельности «Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе» за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910. Лит.: Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Хуцишвили М. Социально-полит. положение Груз. Церкви в XIX-XX вв. Тб., 1987 (на груз. яз.); Цверава В. Миссионерская деятельность Груз. Экзархата в XIX в. Кутаиси, 2003 (на груз. яз.); Гаджиев Д. Миссионерская деятельность Правосл. Церкви на Сев. Кавказе в XVIII-XIX вв.//ХЧ. 2006. 26. С. 188-224; Бубулашвили Э. Из истории деятельности «Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе»//Вопросы новой и новейшей истории. Тб., 2008. Вып. 1. С. 256-266 (на груз. яз.). Э. Бубулашвили Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/2578095.html

57. Предисловие и комментарии к статье: Болотов В. В. К вопросу об ареопагитских творениях [письмо архиепископу финляндскому Антонию]//ХЧ. 1914. Май. С. 555–580. 1914–1915 58. Отзыв о магистерском сочинении А. М. Сагарды « Климент Александрийский и его литературная деятельность». 1914–1915 гт. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 157. 66 л. 1915–1916 59. Отзыв на магистерское сочинение С. А. Федченко «Св. Ириней, епископ Лионский. Его жизнь и литературная деятельность». 1915–1916 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 163. 27 л. 1916–1917 60.Отзыв о докторском сочинении H. М. Сагарды «Св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие». 1916–1917 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 158. 33 л. 1918 61. Предисловие к кн.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. IV. История церкви в период Вселенских соборов: История богословской мысли/Посмертное издание под ред. проф. А. Бриллиантова . Пг: Третья государственная типография, 1918. С. XI–XV. 1925–1927 62. Отзыв о магистерском сочинении протоиерея М. В. Митроцкого «Христология св. Кирилла Александрийского ». 1925–1927 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 153. 9 л. Е. К. Редин: жизнь и деятельность (по материалам петербургских архивов) Егор Кузьмич Редин (1863–1908), историк искусства, археолог и педагог, профессор Харьковского университета, прожил недолгую жизнь и оставил о себе память как об ученом и «человеке золотого сердца». Коллега, А. И. Успенский , так определил его роль в науке: «Есть два рода ученых, – одни открывают новые горизонты и указывают новые пути деятельности, другие – выясняют детали и устанавливают твердые основы тех или других научных положений. Если одни способствуют, так сказать, развитию науки в экстенсивном направлении, то другие – в направлении интенсивном. В науке те и другие являются одинаково необходимыми. Покойный Егор Кузьмич, скорее всего, представлял собою тип второго рода ученых... Факт у него на первом месте, в зависимости от этого у него Вы не найдете, может быть, тех широких обобщений, к каким стремится Ваша любознательная мысль, но зато Вы гарантированы от возможности обогатиться познаниями, не соответствующими действительности и составляющими излишний балласт, которого так много в археологии». 1180

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После объединения обителей игум. Мария создала в бывш. Анастасиино-Крестовоздвиженском мон-ре ряд учебно-благотворительных учреждений: в 1864 г. открылось уч-ще для девиц бедных родителей, в 1873 г.- первая в России лечебница для сельского населения, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованы в курсы сестер милосердия Красного Креста). Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. в К. м. действовали 2 госпиталя: на 60 коек - в самой обители и на 15 коек - в Назаретской пуст. Тогда же на Кавказский фронт для работы в госпиталях отправился созданный в мон-ре отряд сестер милосердия. Архиеп. Костромской и Галичский Севастиан (Вести) с сестрами мон-ря. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Архиеп. Костромской и Галичский Севастиан (Вести) с сестрами мон-ря. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Во 2-й пол. XIX в. быстро росла численность сестер обители: если в 1862 г. их было 250, то к кон. XIX в.- ок. 400. Обитель неоднократно посещали представители династии Романовых: в 1863 г.- наследник престола Николай Александрович, в 1866 г.- наследник престола Александр Александрович (впосл. имп. Александр III), в 1881 г.- имп. Александр III с имп. Марией Феодоровной и наследником престола Николаем Александровичем (впосл. имп. Николай II). 30 июня 1908 г. мон-рь посетила королева Греции вел. кнж. Ольга Константиновна с братом Константином Константиновичем и его детьми: Татьяной Константиновной, Иоанном, Гавриилом, Олегом и Игорем Константиновичами. 20 мая 1913 г., во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых, мон-рь посетили имп. Александра Феодоровна с наследником Алексием Николаевичем, вел. княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией и вел. кнг. Елисаветой Феодоровной. В 1897 и 1902 гг. в обитель приезжал прав. прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). 8-9 июля 1916 г. в монастыре останавливалась прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Вскоре после начала первой мировой войны, в авг. 1914 г., в монастыре был открыт лазарет. Первоначально в нем имелось 20 коек, с сент. 1914 г.- 35, с 1915 г.- 50 (к кон. 1916 общее число раненых, лечившихся в лазарете, составило 581 чел.). В 1914 г. открылся приют для дочерей солдат, призванных в армию, в к-ром к 1917 г. находилось 50 девочек. В нач. 1917 г. в мон-ре на содержании проживали 14 беженцев.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

У Троицы в Академии 1914 У Троицы в Академии, 1814–1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М.: Тип. товарищества И. Д. Сытина, Пятницкая ул., 1914. 772 с. Архивы и институции АН Академия наук. Государственный архив Российской Федерации (быв. ЦГАОР – Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства). М. НИОР РГБ Научно-исследовательский отдел рукописей РГБ. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. 30 (в 31) тт. СПб.; Пг.: Синод, тип., 1868–1917. ОРЯС АН Сборник Отделения русского языка и словесности АН. Русский архив. М., 1863–1917. Российский государственный архив древних актов. М. Российский государственный архив новейшей истории. М. (бывший ЦХСД – Центр хранения современной документации). РГАСПИ Российский государственный архив социально-политической истории. М., с марта 1999. Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека им. В. И. Ленина). М. Российский государственный исторический архив. М. Церковно-археологический кабинет МДА. ЦАО ОЛДП Церковно-археологический отдел Общества любителей духовного просвещения. М. Центральный государственный архив Московской области. М. Центральный государственный исторический архив Москвы. Центральный исторический архив Москвы, с 1976 (с конца XVIII в. – Московский губернский архив старых дел, с 1925 по 1930 – Исторический архив Московского губернского архивного бюро, до 1937 – Московское областное архивное управление, с 1937 – Московский областной исторический архив, с мая 1941 до 1976 – Государственный исторический архив Московской области). Учебные заведения БПК Богословско-пастырские курсы (-> МДС). Духовная семинария. Духовное училище. Киевская духовная академия. Казанская духовная академия. Ленинградская духовная академия (-> СПбДА). Московская духовная академия. МУЖВиЗ Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Православный богословский институт (-> МДА).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

30 На протяжении многих лет Богословский составлял биографию Петра I, доведенную им до 1700 г. После его смерти Н. А. Бакланова подготовила этот труд к изданию: Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии/Под ред. проф. В. И. Лебедева. М., 1940–1948. Т. 1–5. В настоящее время, в Археографической комиссии РАН ведется переиздание труда Богословского в полном объеме, без купюр и редакторской правки, которые были сделаны в издании 1940-х годов, с богатым справочным аппаратом ( Богословский М. М. Петр Великий: материалы для биографии: в 6 т. Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы, 30 мая 1672 – 9 марта 1697/Отв. ред. С. О. Шмидт; подгот. текста А. В. Мельникова. М., 2005). 31 Имеется в виду Первая мировая война 1914–1918 гг. 19июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России. 33 Люблин и Холм (современный Хелм) – города в Восточной Польше. Весна-лето 1915 г. были неудачными для русских армий Северо-Западного (командующий – ген. Алексеев) и Юго-Западного (командующий – ген. Иванов) фронтов. В результате «Горлицкого прорыва» германо-австрийских войск (19 апреля – 9 июня 1915 г.) русские войска оказались в «польском мешке». Вскоре, в междуречье Вислы и Буга началось новое успешное германское наступление группы армий Макензена. Люблин-Холмское сражение завершилось поражением русских армий Северо-Западного фронта: 17 июля русские войска сдали Люблин (3-я армия ген. Леша), 19 июля – Холм (13-я армия ген. Горбатовского). Отступление русских войск продолжалось все лето. 34 Ивангород (соврем. Демблин, город в Польше на правом берегу Вислы, юго-восточнее Варшавы) русские войска Северо-Западного фронта оставили 22 июля (4-я армия ген. Эверта), Варшаву – в ночь с 22 на 23 июля (2-я армия ген. Смирнова). 35 О предоставлении Польше широкой автономии после воссоединения ее «под скипетром русского царя» говорилось в воззвании к полякам от 1 августа 1914 г. Верховного главнокомандующего русской армией великого князя Николая Николаевича (младшего). 36 Имеются в виду восстания в Польше, входившей в состав Российской империи. После подавления первого из них, в 1831 г., Царство Польское потеряло самоуправление, было разделено на губернии и включено в состав Российской империи. В 1861 г. самоуправление там было восстановлено. В 1863 г. в Царстве Польском вновь вспыхнуло восстание, после подавления которого, само название «Царство Польское» было уничтожено. Разделенное заново на 10 губерний, оно получило название «Привислинский край».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010