ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1904. С. 222; Опись Патриаршей ризницы 1910. С. 116; Древности 1849. Отд. 1. Рис.92; Савва 1863. С. 32, 46, табл. IX; Павел Алеппский 1898. Вып. 3. С. 23,175; Вып. 4. С. 107; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12277; Романенко 2001. С. 17. 110. ENUTPAXIЛЬ СПАС ВЕЛИКИЙ APXIEPEЙ; БОГОМАТЕРЬ; ИОАНН ПРЕДТЕЧА; АПОСТОЛЫ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны (?), 1652–1658. Атлас, камка и тафта (XVII в., иностранное производство), шелковые, пряденые серебряные золотные нити, жемчуг, серебро; ткачество, шитье, низание, скань. 103x31 Принадлежала патриарху Никону . Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 784 Инв. ТК-2495 Кат. На ердани по малиновому атласу в круглом ореоле с надписями он, хс вышит поясной Спас Великий Архиерей с благословляющей рукой и с Евангелием, в митре и омофоре. На вороте епитрахили – профильные херувимы, по три с каждой стороны. Ниже в киотчатых лопастных арках с колоннами и трехлепестковыми цветами в углах изображены в рост в молитвенном предстоянии Богоматерь и Иоанн Предтеча. Под ними в таких же арках один под другим в трехчетвертном повороте к центру – двенадцать апостолов с книгами или свитками в руках и двумя обозначающими их буквами. Слева – ап, ан, ам, ал, ас, ав; справа – ал, ам, ан, ав, ан, а. Два нижних апостола молодые, по-видимому – Варфоломей и Фома. Под ними шита надпись: здлана патрахль никону. Около фигур апостолов – серебряные звезды. Личное шито некрученым шелком песочного цвета «атласным» швом «по форме» со светло-коричневыми оттенениями по абрису и вокруг глаз. Черты ликов и контуры прошиты темно-коричневым шелком, волосы и бороды – желтым, светло-коричневым и серым (шов «в раскол»). Одежды, арки, цветы, звезды шиты серебряными и золотными прядеными нитями с малозаметной прикрепой простыми швами («ягодка», «черенок», «рядки»). Все контуры и детали изображения, арки, цветы, надписи, рамки (кроме звезд) обнизаны жемчугом с обводкой золотными нитями. По каймам из фиолетового атласа, в середине епитрахили и по краям жемчугом с обводкой золотной нитью вынизаны растительные побеги с трилистниками. По центру соединенных частей епитрахили сверху вниз пришиты тридцать серебряных сканых пуговиц. Внизу – двадцать кистей из серебряных нитей с жемчужными ворворками. Подкладка из розовой тафты, под кистями – желтая камка. На подкладке под кистями черными чернилами написано: 4.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1033 П. И. Горский-Платонов в своем «Голосе старого профессора» (стр. 24 сл.) пишет: «Незадолго до 1860 года владыка (м. Филарет) расходился на экзамене до такой степени, что преподаватель, хотя и молодой, но весьма умный, тщательно обработавший лекции, предназначавшиеся для публичного экзамена, и даже имевший предосторожность прежде появления перед слушателя-митрополита провести свои лекции через строгую, даже придирчивую критику самого А. В. Горского, доведен был замечаниями митрополита, лившимися с его уст непрерывным, всесокру­шающим потоком, – доведен был до состояния, едва ли где виданного посетителями публичных экзаменов; стоя в нише окна академической залы, сбоку митрополита, лицом к многочисленной публике, он проливал слезы, и все мы видели, как бежали эти слезы по щекам профессора и падали на пол (Прим. Π. И. Горский-Платонов, пишущему эти строки говорил, что это был бакалавр Академии с 1854 по 1858 г., П. А. С-ов, перешедший из Академии в московские священники, и впоследствии занявший очень видное место при Святейшем Синоде, скончавшийся в 1906 году. Прот. Н. Добронравов). Если б суровые замечания митрополита были просто вспышками, окриками властного лица – это было бы полбеды. Тяжелее всего было то, что слова митрополита сопровождались такими твердыми доказательствами и указаниями, оспаривать которые не было возможности. В том-то и была главная беда, что не оставалось даже утешения сказать себе, что владыка раскричался по­напрасну. Не велика радость при публике выслушать относительно своих лекций и следующий приговор, выслушанный во время публичного же экзамена профес­сором. Долго молчаливо слушая отвечавших студентов, митрополит, наконец, произнес: «Если бы мне предоставлено было выбирать: или учить такие лекции или идти на каторгу, я предпочел бы каторгу». 1034 Измайлов, Фил. Фил., маг. к. (1820 г.), состоял частью на светской службе, в 30-х гг. служил секретарем в Св. Синоде, а потом прокурором грузино-имеретинской синодальной конторы, † в 1863 г. в отставке. Издал книгу – «Взгляд на собственную прошедшую жизнь». М. 1860. Продолжение записок напечатано в «Правосл. Обозр». 1870 г., июль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но такое предположение опровергается фактически. В 365–367 гг. огромное большинство омиусиан подписало никейский символ. Только 34 епископа, собравшиеся на соборе в Карии, решились остаться верными символу Лукиана и образовали партию «македониан». Но даже и македониане в учении о Сыне Божием стояли гораздо ближе к православию чем к омийству. Основной вопрос, из-за которого поднялся самый арианами спор: рождён ли Сын Божий от Отца от вечности, или же «было когда Его не было», омиусиане решали согласно с православными, омии же были в этом отношении несомненными арианами. «Полуариями» называли македониан очевидно только потому, что они, будучи православными в учении о Боге Сыне, сходились с арианами в учении о Святом Духе. За это называли их – и гораздо чаще, чем «полуарианами» и «духоборцами», πνευματμυχοι. А так как – до 50 годов ΙV столетия – вопрос о Св. Духе не поднимался, то до этого времени и не было «полуариев» в древне-церковном смысле этого слова 299 . —122— 2) Существование «полуариан» в 60–80 годах IV века ничего не доказывает ни относительно 20-х годов, когда оба Евсевия с их сообщниками действовали одинаково решительно в пользу Ария, но противники арианства решительно преобладали и на востоке, ни относительно 30-х, 40-х и начала 50-х годов, когда все антиникейцы, несмотря на коренную разницу их богословских воззрений, действовали заодно, составляли одну партию. Несомненно, что эта партия антиникейцев не была решительно арианской. Но к антиникейцам в то время никто не прилагал названия «полуариан». Решительные защитники никейского символа, как Афанасий В., называли их тогда прямо арианами или ариоманитами, и такое наименование находит себе оправдание в том, что многие из вождей этой партии держались действительно арианских воззрений. Но сами себя они не считали арианами, и большинство из них действительно и не было таковыми. 2) Центром, где сосредотачивались действительные исторические «полуарии», т. е. омиусиане и македониане, была не Сирия, а Малая Азия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

216 Гуссерль Э. (1859–1938), знаменитый немецкий философ, основатель феноменологической школы, профессор в Геттингене и Фрейбурге. Феноменология – «чистая теория познания», «беспредпосылочная» наука, изучающая и нейтрально описывающая «чистое сознание» в виде «эйдосов», «чистых сущностей» как они есть без всяких привнесенных толкований. 220 Как уже упоминалось, Лосев писал в это время у проф. Н.И. Новосадского работу «О мироощущении Эсхила». Там, в самом начале, устанавливается различие между мировоззрением и мироощущением. 224 «Парсифаль» – опера-мистерия Р. Вагнера (1877–1882 гг.), в основу которой легла поэма средневекового поэта Вольфрама фон Эшенбаха. 225 Лосев приводит стихи Е. Баратынского 1832 г. «На смерть Гете», пропустив 3–4 строки. Приведем их целиком. С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. 229 В Новочеркасском театре, который так любил Лосев, играли известные актеры, гастролировавшие по России: братья Адельгейм, П. Орленов, В. Комиссаржевская, Вл. Давыдов, Н. Рощин-Инсаров. Особенно известен был антрепренер Н. Н. Синельников, создавший в 90-ых годах в Новочеркасске «Товарищество актеров». Память о пожаре театра в 1914 г. нашла отражение в рассказе Лосева «Театрал», помещенном в нашей книге. 232 Слова: «Я заметил ее интеллигентность» и далее в скобках подчеркнуты красным карандашом следователем Лубянки. Отмечено, наверное, социальное звучание в словах о «серых рабочих». Ср. также подчеркивание записи дневника 1918 г. 233 Сперанский М. Н. (1863–1938) профессор Университета, выдающийся знаток древнерусской литературы, с 1921 г. академик. Розанов В. В. (1856–1919), писатель и мыслитель, «философ жизни», которого неизменно любил Лосев и которого считал гениальным. В библиотеке Лосева сохранились первые издания книг Розанова, и даже с его пометками. А. Ф. был близок с дочерью Розанова Татьяной Васильевной, жившей в Сергиевом Посаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

был членом «Дружеского общества» (Филики этерия), а иером. Парфений участвовал в битве при Скулянах в Молдавии (июнь 1821). Позднее монахи К. также содействовали освободительному движению: в 1854 г. Дамаскин был вынужден оставить должность игумена из-за того, что подарил лошадь вождю повстанцев Ц. Каратасосу. После того как тур. отряды ушли с Афона, К. начал постепенно выходить из состояния экономического упадка, тем не менее в 1835 г. необходимость уплаты долгов вынудила насельников К. продать ценные облачения и святыни. Национализация в 1863 г. властями Румынии всех подворий греч. мон-рей отразилась и на доходах К., к-рый не смог поправить экономическое положение даже после освобождения Афона и его присоединения к Греции в 1912 г. В 1875 г. пожаром были разрушены юж. и вост. корпуса монастырского комплекса. В 1876 г. восстановили юж. крыло, в 1888 г.- сев. часть вост. крыла. В 1878 г. провели водопровод, до наст. времени снабжающий мон-рь водой. Прмч. Гедеон. Гравюра. 1812 г. Прмч. Гедеон. Гравюра. 1812 г. В нач. XX в. в К. подвизались 80 чел. ( Γερσιμος (Σμυρνκης). 1903. Σ. 579), по др. сведениям - 50-60 чел. ( Павловский. 1905. С. 7, 41; Krastanov T. From the History of the Athonite Monasteries in 1821//Bulgarian Hist. Rev. 1994. T. 22. P. 96); большинство братии составляли малоазийские греки. Мон-рь считался беднейшим из святогорских обителей ( Δωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 361). Экономические проблемы К. усугубились в 1922 г., когда земли и недвижимость афонских мон-рей в Македонии и на островах вост. части Эгейского м. были переданы греч. правительством на нужды беженцев из М. Азии. В 1914-1940 гг. игуменом К. был старец Кодрат Каракальский , который являл собой «пример трудолюбия» ( Херувим (Карамбелас). 2002. С. 476). Он не только отличался адм. и хозяйственными способностями, но и был строгим аскетом и известным духовником. «Во время его управления Каракал был из первых в большом Афонском сообществе по строгости и суровости уклада и вообще в жизни духовной» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Работы ученого по рус. грамматике составили важный этап в развитии отечественной грамматической мысли, стимулировали дальнейшие поиски теоретических основ, на к-рых строится рус. грамматика. Являясь продолжателем идей М. В. Ломоносова , В. выдвинул ряд новых положений в области рус. синтаксиса: ввел понятие просодического периода - простейшей синтаксической единицы, объединенной фразовым ударением. В его работах рус. ударение впервые стало объектом научного исследования. В. принадлежат важные наблюдения в области морфологии (показал разнообразие типов словосочетаний, разработал теорию двучленности предложения, выделил существительные общего рода и др.). Арх.: ЦГАЛИ (Ф. 1237), СПб. Отд-ние Архива РАН (Ф. 108). Соч.: Изв. о вновь открытых древних словенских рукописях//Библиогр. листы. 1825. 14. Стб. 189-200; Доп. и поправки к изв. о Супрасльской ркп. XI в.//Там же. 1826. 36. Стб. 533-537; Описание рус. и слав. рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842; Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. СПб., 1843. Wiesbaden, 1964; Филол. рассуждения//УЗ 2-го отд-ния АН. 1856. Кн. 2. Вып. 1. С. 1-76; Описание Лаврентьевского списка «Повести временных лет»//Там же. Вып. 2. С. 94-96; Описание рукописей Акад. б-ки//Там же. С. 111-126; Грамматика ц.-слав. яз., излож. по древнейшим оного письменным памятникам. СПб., 1863. Lpz., 1980р; Филол. наблюдения. СПб., 1865; Заметки Востокова о его жизни. СПб., 1901. Лит.: Греч Н. И. Памяти А. Х. Востокова. СПб., 1864; Срезневский И. И. Обозрение науч. трудов А. Х. Востокова// Востоков А. Х. Филол. наблюдения. СПб., 1865. С. I-LXXXIII; Соболевский А. И. Памяти А. Х. Востокова//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 119-130; Виноградов В. В. Синтаксические воззрения А. Х. Востокова и их значение в истории рус. языкознания//ИзвОЛЯ. 1951. Т. 10. Вып. 2. С. 116-135; Коновалова М. Н. А. Х. Востоков - библиотекарь Публ. б-ки//Тр. ГПБ. Л., 1964. Т. 12. С. 105-122; Вдовина В. А. «Рус. грамматика» акад. А. Х. Востокова в оценке рус. лингвистов//Очерки по рус. яз. Киров, 1965. Т. 2. С. 236-260; она же. Эволюция грамматических взглядов акад. А. Х. Востокова//УЗ Кировского пед. ин-та. 1967. Вып. 29. 2. С. 131-141; Колесов В. В. Поиски метода: А. Х. Востоков//Рус. языковеды. Тамбов, 1975; Imposti G. Aleksandr Christoforovi Vostokov. Bologna, 2000; Смирнов С. В. Отеч. филологи-слависты сер. XVIII - нач. XX в. М., 2001; Выдающийся филолог-славист России акад. А. Х. Востоков (1781-1864): Биобиблиогр. указ. СПб., 2001.

http://pravenc.ru/text/155360.html

Надпись начинается на оплечье (спереди справа), переходит на подольник передника, затем на подольник задней стороны саккоса, на ее правый сторонник и левый сторонник, а затем правый и левый сторонники передника. Буквы направлены наружу. Наверху сторонников надписи заканчиваются растительными штамбами, шитыми жемчугом с крупными жемчужинами посредине. В нижних углах сторонников и в верхних и нижних наружных углах полосы с изображением ангелов расположены фигурные накладки черного бархата с вышитыми гирляндами крупных листьев золотной канителью. К вороту пришита золотая пуговица грушевидной формы с чернью и один рубин. На рукавах и сторонниках – двенадцать серебряных «звонков». Подкладка саккоса из красной тафты. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Объярь сечется, ветхая; бархат потерт (особенно на зарукавьях); осыпь жемчуга. Саккос в 1965 г. был реставрирован в Музеях Московского Кремля (реставратор М. Г. Бакланова). При этом объярь была сдублирована на маркизет клеевым способом, золотное шитье укреплено иглой, жемчуг промыт и закреплен. ИКОНОГРАФИЯ Иконография отдельных образов святых на саккосе традиционная. Однако следует отметить, что среди саккосов с лицевыми изображениями не удается проследить определенной традиции в выборе сюжетов 814 . Так, несколько необычно изображение ангелов на переднике, Деисусного чина и поклонения святителей Богоматери на зарукавьях. Последняя особенность, по мнению А. С. Силкина, посходит к саккосу ростовского митрополита Ионы Сысоевича 815 . Необычны и сами композиции, составляющие образ Православной Церкви. Одна – Христос во славе с предстоящими апостолами, другая – Богоматерь Знамение, которой поклоняются вселенские святители и дьякон. Необычна и «учительная» надпись на саккосе, раскрывающая символику этого важнейшего церковного облачения. АТРИБУЦИЯ Включение в деисусную композицию Алексия Человека Божия и Марии Египетской – небесных покровителей царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, – а также сведения, приведенные И.Е. Забелиным, что Авдотья Яковлевна Волынская в 1672 г. на Патриарший дом «низала передник на саккос и шила анфор Страсти Господни» 816 , дают основания для атрибуции саккоса. ВЫСТАВКИ 1972–1973 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1904. С. 245–246; Опись Патриаршей ризницы 1910. С.24, 60; Савва 1863.С.24, 24; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12027. 125. ПАЛИЦА РАСПЯТИЕ; СВЯТИТЕЛИ Москва, мастерская царицы Натальи Кирилловны, мастерица Марья Горяинова, 1680. Атлас (XVII в., иностранное производство), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 43x44 Принадлежала патриарху Иоакиму. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 817 Инв. ТК-2577

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Среди его слушателей были Aug. Baillet, Devéria, E. de Horrack, Grébaut, Lefébure, A. Mallet, G. Maspero; из иностранных египтологов – Le Page Renouf, Goodwin, Lauth, Pleyte, Zündel и друг.; знаменитый немецкий египтолог Генрих Бругш, основатель демотической грамматики, также считал себя его учеником. Г. Масперо следующим образом описывает Э. де-Ружэ, как профессора: «Он всходил на кафедру в назначенный час и без всяких предисловий вводил нас в самую суть предмета. Если это было толкование текста, он медленно записывал на доске фразу, транскрибировал ее знак за знаком латинскими буквами, затем переводил, останавливаясь на каждом слове и устанавливая его смысл при помощи многочисленных цитат. Если это была лекция по истории и грамматике, он начинал с того места, на котором остановился в предыдущей лекции, и вел изложение с редкою ясностью, несмотря на массу памятников и сравнений, которыми он любил освещать каждую Деталь своего предмета. Голос его не был громок, но он звучал отчетливо и ясно; речь его была проста, непринужденна, точна и свободна от технических терминов» 399 . Эм. де-Ружэ дебютировал в 1846 г. обширной рецензией на труд К. Бунзена: Egypt " s Place in the World’s History. Затем, он поместил во французском журнале: Revue Archéologique целый ряд статей, посвященных анализу важнейших памятников египетской литературы. В 1863 г. он был командирован французским правительством в Египет, где скопировал большое количество надписей, изданных уже после его смерти сыном его Жаком в IX–XII томах «Etudes égyptologiques». В качестве директора —303— египетского отдела Лувра он составил описание находящихся в нем памятников (Description sommaire des monuments égyptiens, Paris 1872); ему принадлежит также египетская хрестоматия с кратким грамматическим очерком и исследования о памятниках, приурочиваемых к первым шести династиям, об египетском происхождении финикийского алфавита и мног. друг. Тягостные впечатления войны 1870–1871 гг. сломили уже ослабленное летами здоровье де-Ружэ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О жизни Аетия и Евномия Филосторгий осведомлён очень обстоятельно; а в данном месте 387 он обнаруживает довольно хорошее знакомство и вообще с состоянием церковных дел на востоке после аримино-селевнийского собора: он знает, какие епископы поставлены были Акакием на место низложенных по его интригам вождей омиусианской партии. Однако высказанное мною случайно предположение допускает модификации, в которых оно представляется более приемлемым. Можно предположить, что 1) Филосторгий смешал Авксения мопсуестийского с кем-то другим, например, даже с самим Македонием, который мог быть ещё жив в это время. Если он не принимал участия в событиях 357–360 гг., то это не доказывает ещё с несомненностью, что его в это время не было в живых: от видной церковной деятельности его могли ведь удерживать и болезнь, и просто старость. Даже такие ветераны среди евсевиан, как Наркесс нерониадский и Патрофил скифопольский к 357-му году отступают на второй план – очевидно тоже по старости. Потребовалось особое приглашение, чтобы они явились для противодействия Василию анкирскому. Трудно только предположить в Македонии, не принадлежавшем к числу лукианистов и не показавшем себя арианскими симпатиями раньше 335 года, особые симпатии в отношении к Аетию. Но Филосторгий мог смешать Авксентия и с неизвестным по имени преемником Македония. – Ведь имеем же мы пример, что Филосторгий приписывает неприязненные отношения к Аетию Евлаллию антиохийскому, —146— которого считает непосредственным преемником Павлина, может быть тоже смешивая этого Евлалия с действительным преемником Павлина Евстафием 388 . 2) Возможно, что Авксентий мопсуестийский был действительно преемником Македония и оказал 389 дружественный приём Аетию, сосланному в Мопсуестию. Но не этот Авксентий а сам Македоний был старшим братом Феодора тарсского. Нужно заметить, что имя Македония мопсуестийского – судя по указателю Биде – в сохранившихся извлечениях из истории Филосторгия нигде не упоминается 390 , а то – едва ли случайное – совпадение, что и Авксений описывается у Филосторгия как исповедник при Ликинии, и Македоний называется «исповедником» в послании восточных отцов сердикского Собора 342–343 года 391 , может быть прямо приведено, как аргумент за то, что Филосторгий действительно смешивает Авксентия с Македонием 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ведь, допуская даже, что Гарнакк совершенно прав относительно 30-х и 40-х годов IV века, разве это доказывает с несомненностью, что и в 20-х годах того же столетия в Сирии тоже господствовало полуарианство? В отношении к этому времени Швартц имел полное право оспаривать существование «полуарианства» не только в Сирии, но и где бы то ни было 291 . Но в действительности и о «полуарианстве» 30-х – 40-х годов IV в. можно говорить, только злоупотребляя этим термином: той партии, к которой св. Епифаний и 2-й вселенский собор прилагают названия μειρειοι, в то время ещё не существовало 292 . Начиная с 358 293 , или – вернее – с 367 года 294 , существование той партии, к которой в 70–80-х годах IV в. прилагалось название «полуариан» 295 , конечно бесспорно. Но 1) хотя термин «полуариане» и встречается в источниках, употребление его в современных церковно-исторических сочинениях неудобно и может подать повод к недоразумениям. Если «полуариане» – это омиусиане, получившие после 367 года 296 название «македониан», то как называть образовавшуюся в 358–360 гг. и одержавшую верх над всеми другими, омийскую партию? Называть ли омиев – вместе с Келлингом 297 – «две трети-арианами», Zwei Drittel Arianer, или же – принимая во внимание, что эта партия, предводимая Акакием кесарийским, Урсакием сингидунским и Валентом мурсским, занимала средину между омиусианством и —121— аномийством, между «полуарианством» и полным «арианством», а (½+1)/2=¾ – «три четверти арианами», Drei Viertel Arianer? A так как потом 298 и среди самих омиев возникли разногласия, и образовалась партия «псафириан», стоявших несколько ближе к омиусианству, чем противоположная ей партия Дорофея константинопольского, то не следует ли называть этих псафириан (так как ¾+½/2=) «пять восьмых арианами»? Такая арифметика не только курьёзна, но и вызывает совершенно неправильное представление об отношении «омиусиан» к православным и омиям. Если омии были на три четверти или даже только на две трети арианами, то омиусиане стояли к ним вдвое или втрое ближе, чем к православным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010