Само собою разумеется, что при таком отношении к делу со стороны бюрократического правительства всякая охота к нему пропадала даже в умном, энергическом человеке, каким, (при всех своих угловатостях и резкостях), был о. Порфирий. А тут еще частые и далеко не всегда приятные столкновения миссии с православным Иерусалимским патриархатом 1624 … Таким образом много пользы миссия, при таких условиях, не принесла, а во время Крымской войны, и возгоревшейся как известно, из-за вопроса о св. местах, (именно в 1854 году) и вовсе отозвана была из Иерусалима. Не много больше имели успеха и возобновленные после Крымской войны в 1858 году миссии с преосв. Кириллом Мелитопольском во главе (1858–1863) и миссия, состоявшая под начальством архимандрита Леонида (1863–1865), и лишь после того как в 1865 году миссией стал заведовать только что скончавшийся бывший начальник ее архимандрит Антонин († 24 марта 1894 г.) и затем вступило в дело (с 1880-х годов) Императорское Православное Палестинское Общество, положение и поклонников русских и самого православия в Палестине значительно улучшилось, а с тем вместе и значение имени России поднялось более прежнего на востоке. Не смотря на величайшие и многочисленные затруднения и препятствия со стороны не только магометанских властей, иноверного населения и представителей иностран- —287— ных исповеданий, со стороны других местных особенностей природы и быта, со стороны материальных недостатков и проч., но и со стороны православных, при том не греков только, но и самих русских (светских представителей России в Иерусалиме и Палестине), достопочтеннейший отец архимандрит Антонин последовательно, шаг за шагом и с благословенным успехом боролся с латинством и протестантством, поддерживал и распространял православие, не переставал с самого начала и до последнего времени, при незначительных в сравнении с латинством и протестантством средствах, состязаться с этими инославными исповеданиями и в целесообразном устройстве школ православных и других богоугодных и благотворительных учреждений и в приобретении для России тех или иных, более или менее важных в том или в другом отношении земельных участков в Палестине, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

училища, так как академическое правление постановила замещать эти должности акад. воспитанниками, вследствие их многочисленности и недостаточности учит. мест в семинариях. На сколько значительно было количество неполучавших места в 60-х годах, это видно между прочим из следующей резолюции митр. Исидора (от 27 март. 1863 г.) на прошении о допущении к экзамену на окончившего семинарский курс студента медицинской академии Ивановского, намеревавшегося потом занять священническое место за отца: «по множеству не пристроенных воспитанников семинарии, не нахожу возможным принять просителя. В 1865 г. облегчен был выход в светское звание для семинаристов окончивших курс, но непоступивших на места, и увольнять их по прошениям из духовного звания предоставлено епархиальным архиереям 364 . 354 В 1850 г. св. Синод разрешил приготовлять детей дома и к семинарии, в 1863 г. дозволено обучаться духовным в гимназиях без увольнения из дух. звания, хотя и раньше это разрешалось. 355 Отч. об. -прок. за 1842 г. стр. 65. Ср. Всеподд. докл. зап. об. -прок. св. Син. 1865– 66 г. стр. 40. 356 Фамилии окончивших курс из таких воспитанников в приложенных к книге списках отмечены звездочкой. 360 Отмечаем фамилии выходивших из семинарии для поступления в светские учебные заведения, а также и уволенных из дух. звания и поступивших в высшие светские заведения – из окончивших курс, на сколько он известны. Фамилии последних печатаем курсивом. При этом нужно заметить, что некоторые переходили потом из одного заведения в другое, или вовсе оставляли ученье, вследствие чего сведения о таковых не могут быть точны. В Медицинскую академию: И. Верховский (1845 г.), известный по изданию Библейского словаря, Иос. Равич, Гр. Надеждин – из высш. отд. у А–р Садовский (1846 г.), И. Меглицкий, А–р Петров, А–р Горонович (1847 г.), Лаханов, Велицкий, Флеров (1848 г), Елп. Бровкович, – убит на войне, на Аландских островах в 1854 г., Г. Архангельский – низш. отд. (1849 г.), Гавр. и Пав. Смирновы, К. Соколов (1851 г.), Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петербургский цензурный комитет — Деловые бумаги 16. Плетнев, Петр Александрович (1792–1865) — писатель и журналист, близкий друг Пушкина. 40, 89, 118, 141, 179, 181, 188, 190, 319, 354, 357, 358, 361, 374, 384, 386, 389, 391, 394, 396, 399, 402, 403, 422, 425, 426, 429, 437, 440, 664, 670. Плюшар, Адольф Александрович (1806–1865) — книгопродавец и книгоиздатель. 754. Погодин, Михаил Петрович (1800–1875) — историк, литератор и журналист. 210, 225, 230, 237, 238, 245, 250, 251, 260, 282, 312, 322, 324, 327, 330, 331, 332, 333, 335, 336, 338, 339, 365, 371, 383, 421, 434, 493, 495, 508, 560, 643, 701. Полевой, Ксенофонт Алексеевич (1801–1867) — брат Н. А. Полевого, литератор, автор известных «Записок». 710. Полевой, Николай Алексеевич (1796–1846) — писатель, историк и журналист. 151, 305, 380. Поленов, Василий Алексеевич (1776–1851) — литератор, филолог, с 1834 г. — начальник Государственного архива. 660. Полторацкий, Алексей Павлович (1802–1863) — офицер, кишиневский приятель Пушкина. Припис. 3. Полторацкий, Сергей Дмитриевич (1803–1884) — приятель Пушкина, библиофил и библиограф. 276. Путята, Николай Васильевич (1802–1877) — офицер и литератор. 266. Пушкин, Василий Львович (1767–1830) — поэт, дядя Пушкина. 3, 6. Пушкин, Лев Сергеевич (1805–1852) — брат Пушкина. 13, 21, 25, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 52, 67, 71, 77, 94, 95, 96, 98, 101, 104, 105, 111, 114, 115, 116, 117, 118, 121, 124, 127, 128, 132, 137, 146, 228, 243, 401, 637, 641, 716. Пушкин, Сергей Львович (1770–1848) — отец Пушкина. 308, 317, 739, 771. Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал (1775–1836) — мать Пушкина. 308, 317. Пушкина, Наталья Николаевна, урожденная Гончарова (1812–1863). 343, 344, 345, 352, 355, 359, 360, 362, 363, 368, 369, 372, 373, 465, 466, 467, 469, 470, 496, 497, 498, 499, 500, 523, 524, 525, 526, 527, 528, 529, 531, 532, 533, 534, 535, 536, 537, 538, 540, 565, 566, 567, 568, 569, 570, 571, 574, 575, 577, 578, 580, 581, 583, 584, 585, 587, 588, 589, 598, 600, 601, 604, 605, 607, 616, 617, 663, 666, 667, 668, 669, 706, 707, 709, 710, 712, 713.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

«Библиотека». — Имеется в виду «Библиотека для чтения» — журнал «словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод», основанный О. И. Сенковским в 1834 году. До 1856 года направлению журнала были свойственны охранительные тенденции. С 1856 года редактором «Библиотеки для чтения» становится А. В. Дружинин, стремившийся превратить ее в оплот «искусства для искусства». В 1850–1863 годах журнал редактировал А. Ф. Писемский, в 1863–1865 годах — П. Д. Боборыкин. 46 Гизо, Франсуа-Пьер Гийом (1787–1874) — французский буржуазный историк и реакционный политический деятель, автор книг: «История цивилизации в Европе от падения Римской империи до французской революции», «О демократии во Франции», «История английской революции» и др. 47 Реприманды (франц.) — упреки, выговоры. 48 Шлафор (нем.) — домашний халат. 49 Пришел, увидел, победил — выражение, приписываемое римскому полководцу Юлию Цезарю, которым он, по словам Плутарха, известил римский сенат о быстро одержанной победе над понтийским царем Фарнаком. 50 Дортуар (франц.); — общая спальня для учащихся в закрытых учебных заведениях. 51 …брала… Маколея, Милля, Шлоссера. — Маколей, Томас Бабингтон (1800–1859) — английский буржуазный историк, публицист и политический деятель; автор пятитомного труда «История Англии от восшествия на престол Якова II», в котором восхвалялся политический строй буржуазной Англии. Милль, Джон Стюарт (1806–1873) — английский буржуазный философ и экономист, один из видных представителей позитивизма; автор двухтомного труда «Основания политической экономии с некоторыми приложениями их к социальной философии», трактата «О свободе» и др. Н. Г. Чернышевский в примечаниях к переводу книги Милля «Основания политической экономии», т. 1, и в «Очерках из политической экономии (по Миллю)» дал глубокую критику буржуазного строя и в связи с этим критику буржуазной политической экономии. Шлоссер, Фридрих-Христофор (1776–1861) — немецкий историк, автор трудов «История XVIII и XIX столетий до падения Французской империи» (русский перевод 1860 года) и «Всемирная история» (в русском переводе 1861–1865 годов под редакцией Н. Г. Чернышевского и В. А. Зайцева). Эти труды вызвали многочисленные отзывы прессы. Чернышевский высоко ставил Шлоссера по сравнению с Маколеем, Тьером и другими историками. Отмечая большой успех его сочинений у русских читателей, Чернышевский писал: «…мы не находим историка, который бы так заботился только об одной правде» (Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, т. VII, Гослитиздат, М., 1950, стр. 455). 52

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1226 Жалование светским учителям в Москве было больше: например, Магницкому в то же самое время платили 90 рублей. (Соловьев, XV, 92–95, 359). 1228 Этот Андрей Бодаковский упоминается в 1708 в грамоте о пошлинах с именем «писаря» см. выше. Относящееся сюда свидетельство гласит: Вестно буди милости твоей, что велено учить риторику отцу Bogomodlewskomu... учитель изрядной, проезжает principia, где не прогуляет Я. Е. В. 1863 29 стр. 289. 1230 Аз юнейщий овча и детище просвещаюся аки солнечным светом, благословением вашим святительским, согреваюсю аки теплотою солнечною милостию вашею архипастырскою... Извествую истину, яко и аз грешный аки от руки вашей святой, ангельской, понеже благословением вашим архипастырским приях книгу учения любомудрого и сведох ю трудами школьными, совершив философию. Благодарение же воздаю вашему архипастырству, яко вашим благословением отеческим и молитвами течение учения скончах, дело в словесех любомудрия соверших. Соч. V, стр. 137–139. Подобная же речь, почему то приписанная святителю, произнесена на Воскресенье Христово, видимо, тоже учеником Я. Е. В. 1865 14–15. 1231 В предисловии к учебнику прямо говорится; вот три класса – низший, средний и высший: всходи по ним и рви плоды грамматики; грамматика ведет к философии; всякий, прежде нежели увенчается лавром под философским Порфириевым деревом, должен смотреть на дерево Альвара (Я. Е. В. 1863. 27, стр. 264). 1233 Тщися, Паллядиане юноша (Palladiane tyro), пришедше на ея поле, тщися не мечем острым, но пером добре очиненным и чернилы блещащимся на вышшом месте имя свое написати (Я. Е. В. 1883. 44, стр. 350). 1234 Подле печки или по инным близ дверей куткам (angulis) сидящи, потщися в полудни встати императорскаго места (Я. Е. В. 1863. 38, стр. 373). 1236 Яко полки без вождов своих смущаются, сице и школа наша без императора не совершенно весть, все ли уроки умеют (pensa sciunt), не имать бо errata (=notata, журнал). Я. Е. В. 1885, 45, стр. 357. 1237 Feria sexta (в пяток) bonum principium habes tuum honorem quaerere, praeterite imperator: cum congressus fueris cum tuis condiscipulis, quem vis saluta, da illi manum, accepta vero manu deducas illum ex loco; hoc vero quali modo facturus es, ipse scis. (Я. E. B. 1883. 45, стр. 366).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При закладке памятника выступил с речью один из сотрудников М.Н. Муравьева, бывший офицер генерального штаба В.В. Комаров: «Слышатся голоса - говорил он - будто воздвижение памятника Муравьеву - есть укор польскому народу, предмет разлада. Какой вздор! Этот памятник именно дорог нам тем, что он не есть памятник злобы, а памятник мира. Никогда, ни в одну минуту своей жизни, и ни в одну минуту даже раздражения, граф Муравьев не действовал против поляков и польского племени. Он действовал против изменников, поднявших оружие на своего государя. Он действовал на врагов государственного единства, порядка и строя. Он действовал против революционеров, но не против поляков, сознававших свои обязанности к государю и остававшихся верными своему долгу». Сооружение памятника осуществлялось по проекту известного виленского художника В.В. Грязнова. Бронзовая фигура графа Муравьева была изготовлена академиком М.А. Чижовым по имеющимся портретам и статуэтке, созданной им еще в 1865 году. Работы по устройству фундамента для памятника выполнили местные подрядчики - старообрядцы М.Т. Пимонов и его сын А.М. Пимонов. Фирма «Косс и Дюр» выполнила работы по созданию пьедестала памятника, трех ступеней под ним и укладке тротуарных плит из красного гангеутского гранита. Памятник окружала декоративная решетка, созданная в Вильне в художественной слесарне Сченсновича. По углам ограды располагались изящные канделябры, выполненные на заводе Сан-Галли. Через год после церемонии закладки памятник был готов. На высоком гранитном фундаменте возвышалась бронзовая фигура начальника Северо-Западного края в генеральском мундире, левой рукой он поддерживал портупею от сабли, правой же рукой опирался на суковатую трость. Он высоко держит голову и на бронзовом лице - печать решимости и отваги. Знавшие лично виленского генерал-губернатора утверждали, что на памятнике Муравьев стоит точно живой. На лицевой стороне пьедестала был прикреплен герб рода Муравьевых с девизом: «Не посрамим земли Русской». Там же находилась надпись: «Граф М.Н. Муравьев, 1863-1865 года; на боковой стороне справа: «Родился в 1796 году», на левой: «Скончался в 1866 году». На задней стороне пьедестала была помещена карта Северо-Западного края Российской империи.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/22/...

язык понизилось до 20–25 человек. В 1856 г. Рюо вышел по расстроенному здоровью, но когда, в начале 60-х годов, изъявил желание поступить преподавателем в академию, указывая на то, что в семинарии его ученики могут даже объясняться по французски 288 , – из академии последовал запрос семин. правлению об успехах во француз. языке при Рюо. Шавров, которому поручено было преподавание франц. языка, отвечал на вопрос правления, что ученики знали по французски довольно порядочно, но объясняться мог один только В. Попов – из заграницы. Вывели на справку и отметки учеников по французски в списках, оказавшиеся не особенно хорошими, и число опущенных уроков учителем Рюо, в первые годы довольно незначительное, а в последующие от 25 до 56 раз, причем ректор Христофор или сам назначал ученикам переводы, или поручал заниматься с ними воспитаннику высш. отделения Ярославскому; да и сами ученики не исправно посещали уроки французского языка. Все это прописано было в ответе на запрос академ. правления. С 1857 г. французский язык опять преподавал француз – Крестлингк, у которого ученики разделялись на старший и младший классы: в первом переводили из хрестоматии Рюо, а, во втором занимались по руководству Margot. По грамматике было руководство самого Крестлингка (1862 г.). С русского на франц. переводили из «собрания рассказов и анекдотов, для упражнения в переводах с русского на франц. и нем.» – в 1858 – 9 г. письма русского путешественника, вечер у Кантемира и т. п. Употреблялась и хрестоматия Нувеля, а так же и книга для переводов с русского на франц. Крестлингка и Кускова (с 1865 г.). Но ревизор Карпов в 1863 г. дал неодобрительный отзыв о преподавателе за «невнимательность и неисправность. Несмотря на внушение по этому поводу акад. правления, преподаватель опустил до 70 уроков в 1865 г. и был уволен. Уроки занял профессор Барсов, а потом и преподаватель франц. языка в академии Поповицкий, который занимался с учениками высш. и средн. отделений грамматикой и переводом с франц. на русский и обратно по руководствам Рюо и Крестлингка, потом и Марго, а Барсов в низш.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...в год сражения при Садовой — 3 июля 1866 г., в ходе австро-прусской войны 1866 г., прусские войска нанесли здесь решающее поражение австрийской армии, после чего Австрия была вынуждена выйти из Германского союза. Наполеон III, опасавшийся чрезмерного ослабления Австрии, также стремился к прекращению военных действий. Сент-Перин — дом призрения в Париже, основанный в 1806 г. для престарелых чиновников и их вдов. 362 Киприйские рощи — рощи на острове Кипр, где, по преданию, родилась Афродита и посетители которых предавались любовным играм. Морни Шарль де (1811—1865) — французский политический деятель, родственник Наполеона III; был одним из инициаторов государственного переворота 1851 г., президентом Законодательного корпуса (1854—1865). Старый шейх... — термин, придуманный Флобером и Дю Каном: восточный вариант «холостяка», олицетворявший глупость буржуазного человека. 363 Тибоде Альбер (1874—1936) — французский литературный критик, последователь Бергсона, один из ведущих представителей литературной критики в журнале «Нувель ревю Франсез»; автор книги «Флобер» (1923). «Мое обнаженное сердце» (1862—1864) — произведение Ш. Бодлера. Мамона — в христианских церковных текстах злой дух, идол, олицетворяющий стяжательство и сребролюбие. Бертело Филипп — см. коммент. к с. 244. Дидон Анри отец (1840—1900) — доминиканский проповедник и религиозный писатель; автор книги «Иисус Христос» (1891). 364 ...в Арс-ан-Домб: кривое стекло... исказило бы арсского кюре... — Арс-ан-Домб — место паломничества в департаменте Энн, где проживал кюре Жан Батист Мари Вьане (1786—1859), прославившийся благочестивостью. Канонизирован в 1925 г. Маньи — парижский ресторатор, у которого с ноября 1862 г. встречались на «двухнедельных» обедах Сент-Бёв, Гонкуры, Гаварни, Флобер, Тургенев (последний с 1863 г.) и др. 366 ...пародийный лексикон которых он задумал в юности. — В течение всей жизни Флобер работал над сатирическим «Лексиконом прописных истин» (опубл. 1910), сборником расхожих клише, создающих образ пошлого буржуа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

В «Страннике» же, о. А. А. Лебедев начал сотрудничать вскоре по окончании академического курса и по переселении в Петербург, помещены были следующие статьи его: 1. «Разговор священника с доктором о чудесах» («Странник», 1860 г. октябрь); 2. «Неразумная веселость» (там же, 1863 г., апрель); 3. «Собеседование верующего с неверующими» (1864 г., июль): 4., «Наказанное самохвальство» (1864 г. ноябрь); 5., «О евангельских мытарях» (--1865 г., февраль); 6., «О чудесном нетлении св. мощей в отличие от случаев естественного нетления в природе» (1866 г., июнь), и нек. др. Что касается «Жизни Святителя Тихона», то этот труд почившего о. протоиерея, несмотря на то, что во время выхода в свет первого издания (в 1865 г.), под живым впечатлением только что совершившегося пред тем открытия св. мощей святителя, появилось не мало сочинений разных писателей о семь последнем, а равно и не смотря на то, что при втором издании его (СПб. 1890) 8 А. А. Лебедев ограничился лишь небольшими исправлениями выражений, опущением повторений, более внимательной корректурой и переменой приложенного к книге портрета святителя на лучший, снятый с портрета имеющегося в Киевской Лавре, нисколько не потерял своего, обще-назидательного и для нашего времени, и весьма важного в литературном отношении значения в ряду других подобных трудов. Он представляет в себе; описание жизни, обзор писавшего святителя с характеристикою их и историю его прославления и открытие св. мощей с заключительным назидательным выводом из всего жизнеописания. Изложение живое и общепонятное. К числу трудов учебно-воспитательного характера можно отнести по преимуществу два следующих, отдельно изданных: 1., Изложение православной Христовой веры в беседах, по руководству писаний святителя Тихона и приспособительство к общенародному разумению. СПб. 1866. Этот труд есть, очевидно, плод усердного и внимательного изучения творений святителя Тихона. которое было предметом занятий А. А. Лебедева предварительно издания жизнеописания сего святителя 9 2., Очерк истории христианской церкви применительно к новой гимнастической программе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Там снова полное безденежье. Писатель умоляет Страхова занять в счет будущего рассказа 300 рублей у Боборыкина, редакт тора «Библиотеки для чтения «; если тот не даст, обратиться к Некрасову. В конце письма сообщение о прилежном изучении славянофилов и необычайно меткая их оценка: разумеется, сказали новое слово… Но какая то удивительная аристократическая Сытость при решении общественных вопросов». Путешествие Достоевского с Сусловой продолжалось два месяца; в конце октября они расстаются; он возвращается в Россию, она остается заграницей. Роман был кончен; предстоял еще эпилог — мучительная встреча в Висбадене в 1865 году. Но Достоевский не разлюбил свою мучительницу. Через мйого лет каждое письмо ее приводило его в тяжелое волнение — о том свидетельств ует его вторая жена Анна Григорьевна. В 1865 году, в письме к сестре Сусловой, Надежде Прокофьевне, писатель откровенно говорит о своей «роковой любви». «Аполлинария — большая эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям. Она корит меня до сих пор тем, что я недостоин был любви ее, жалуется и упрекает меня беспрерывно, сама же встречает меня в 63 году в Париже фразой: «Ты немножко опоздал приехать», т. е. что она полюбила другого, тогда как две недели тому назад еще горячо писала, что любит меня… Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви… Она меня третировала всегда свысока… Она не допускает равенства в отношениях наших. Ведь она знает, что я люблю ее до сих пор. Зачем же она меня мучает?» Ответ на этот жалкий вопрос в дневнике Сусловой. Она мстила Достоевскому за какое-то страшное оскорбление — настоящее или воображаемое. «Мне говорят о Федоре Михайловиче, — я его просто ненавижу…. Когда я вспоминаю, что была я два года назад, я начинаю ненавидеть Д. Он первый убил во мне веру… Теперь я чувствую и ясно вижу, что не могу любить, не могу находить счастье в наслаждении любви, потому что ласки мужчины будут напоминать мне оскорбления и страдания».

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010