А ведь про Ангару где-то, кажется, у Пушкина есть. – У Пушкина упоминается Илимск как место ссылки Александра Радищева (Полн. собр. соч. Т. 7. Л., 1979. С. 243).   Картошка у нас растёт – сам-тринадцать. – Тринадцать картофелин от каждой посаженной. Ср. в «Записках из Мёртвого дома» (1860–1862) Ф. М. Достоевского – именно об «отдалённых краях Сибири»: «Урожай бывает в иных местах сам-пятнадцать…». На изломах Первая публикация – в журнале «Новый мир» (1996. С. 3 – 25). Тираж 30 770 экз.   И Митя Емцов – не угадал, прогорели и брюки. – В 1947 г. деньги, лежавшие на момент реформы в сберкассе, менялись 1:1, а те, что были на руках, – 10:1.   …жена Маленкова… – Валерия Алексеевна Голубцова (1906–1987). В то время Г. М. Маленков – секретарь ЦК партии, заместитель председателя Совета Министров.   А внутри – ещё раз твоя месячная зарплата, но уже точная, без вычетов, налогов, займов. – В счёт займа, как правило, вычитали ежегодно месячную зарплату.   …общался с самим Шелепиным… – В то время А. Н. Шелепин (1918–1994) – один из секретарей ЦК комсомола, с 1952 г. – первый секретарь.   Вместо Попова назначили Хрущёва. – К обязанностям первого секретаря Московских городского и областного комитетов партии Н. С. Хрущёв приступил в декабре 1949 г.   ВИАМ… – Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов. ЦАГИ… – Центральный аэрогидродинамический институт.   Уже передавали слова Хрущёва (крёстного отца…): «Да мы теперь ракеты делаем как сосиски на конвейере». – Позже, в воспоминаниях, Хрущёв уточнил эти свои слова: «В пропагандистских целях я даже рекламировал на весь мир советское достижение, что мы сейчас делаем ракеты чуть ли не автоматами, как сосиски. Это лишь приблизительно так, потому что мы сумели организовать всё же не конвейер, а поточную сборку».   …задача с гироскопами… – Гироскоп – твёрдое тело, быстро вращающееся вокруг оси, которая должна иметь возможность свободно поворачиваться в пространстве. Основное свойство гироскопа в том, что его ось устойчиво сохраняет приданное ей первоначально направление. Гироскопы используются в навигационных приборах, а также для стабилизации движения самолётов, ракет, торпед и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОМУТИНСКОЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Селение возникло в первой половине XVIII века как сторожевой форпост - крепость Омутная с " лежачим забором, обнесенным рогатками и надолбами " . Считают, что название Омутная было дано потому, что в окрестностях селения было много омутов. По описанию академика П.С. Палласа, сделанному в 1770 году, " Омутинское село стоит на Вагае, но так рассеяно, что крайние дворы, которых около семидесяти к погосту приписано, один от другого более нежели на пять верст отдалены " . . В 1849 году в селе было устроено первое в Тобольской губернии сельское начальное училище Министерства народного просвещения . В 1903 году оно было преобразовано в двухклассную школу . С этого же года в селе действовала церковно-приходская школа. Имелась библиотека. В XIX - начале XX века Омутинское - значительный торговый пункт на Сибирском тракте. В 1862 году на Савватиевскую ярмарку (27 сентября) было привезено товаров на 63 тыс. рублей . Экономическое значение села еще более возросло с прохождением через него в 1910 году Транссибирской железнодорожной магистрали. По сведениям 1913 года, оборот Алексеевской ярмарки, проводившейся в селе с 11 по 17 марта, составил 260 тыс. рублей . В начале 1910-х годов в Омутинской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии действовали тринадцать сельских обществ, государственная сберегательная касса, сельский банк, ссудо-сберегательное товарищество, кредитное товарищество. В селе имелись хлебозапасный магазин, двенадцать ветряных мельниц, две маслодельни, десять торговых лавок, винная лавка, почтовая и земская станции, железнодорожный вокзал (с 1911 года). Жители села занимались производством кирпича (свыше 70 тысяч штук в год, по данным конца XIX века), выделкой кож. Весной 1918 года в Омутинском была установлена советская власть. 2 июня этого же года село было освобождено от большевиков генералами Вержбицким и Сыровым. В годовщину этого события, при большом стечении народа в Омутинском был открыт памятник чехословакам, павшим в бою под селом. Памятник находился " приблизительно в версте от станции на опушке березовой рощи " , был " оригинален и красив " : " ажурная железная решетка, окрашенная в бело-красный цвет, скрепленная 4-мя рельсовыми бело-зелеными столбиками, окружает пирамиду из диких камней, увенчанную белым фигурным крестом " . Очевидно, памятник был уничтожен красными, вновь захватившими власть в селе к началу 1920 года.

http://drevo-info.ru/articles/13672625.h...

Наш месячный бюджет состоял из 10 тысяч рублей, а английский фунт накануне падения Грузии стоил на черном рынке до сорока тысяч! Рассуждая объективно, у нас не было никакой возможности уехать из Грузии, но мы не теряли надежды. Я жил в великом напряжении духа, почти в постоянной молитве, то окрыляемый верой в возможность чуда спасения, то впадая в уныние от сознания непреодолимых препятствий, стоявших на нашем пути. Мои терзания усугублялись отсутствием понимания родителями трагичности нашего положения. Мне было 22 года, я привык смотреть на отца и мать, как на лиц несущих ответственность за судьбу нашей семьи, но теперь приходилось мне самому брать на себя решенье. Я был уверен, что захват Тифлиса красными приведет рано или поздно к нашей гибели, но мой отец снова, как в Ессентуках, не хотел глядеть в глаза правде и всячески старался убедить себя и всех нас, что наше положение не так безнадежно. Ему было уже 63 года, и мысль о дальнейшем бегстве страшила его. Он продолжал мечтать о возвращении к мирной жизни, говорил о неизбежной эволюции большевиков, о том, что они должны понять, что России нужны честные и самоотверженные труженики. Он верил, что мы вернемся в Москву, и хотел, чтобы я всецело отдался подготовке к возобновлению моего изучения медицины. Я же знал, что это самообман и что прежняя жизнь никогда не восстановится и что мы находились в смертельной опасности, от которой только чудо могло спасти нас. Несмотря на нашу бедность и на крайность взглядов нас – молодежи, наша квартира в Тифлисе продолжала быть местом встречи разнообразных и интересных лиц. Сыновья наших хозяев были футуристы, Кирилл – художник, Илья – поэт. У них собирались их единомышленники – молодежь радикальных настроений; я относился весьма критически к их взглядам, считая их лишь иной версией безбожного коммунизма. Кирилл Зданевич собирал картины тогда никому не известного грузинского самородка Нико Пиросманишвили (1862–1918) и все наши комнаты были увешаны его произведениями. 63 Редко вечер проходил у нас без гостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Тургенев, указ. соч., письма, II, 25–20, 420–421. Другие стихотворения Леонтьева хранятся в архиве ЦГЛА. 247 Цитата взята из стихотворения М. А. Волошина «Молитва о городе. (Феодосия весной 1918 года)» (Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М., 1991. С. 179). 253 Лит. насл. XXII, 494. М. В. Леонтьева – автор неизданных воспоминаний о своем дяде К. Н. Статью Леонтьева о Милле мне разыскать не удалось. 266 Ап. А. Григорьев женился в 1847 г. на Лидии Федоровне Корш, после того как был отвергнут ее сестрой Антониной, в которую был безответно влюблен. Несмотря на то что у них родились два сына, супруги вскоре расстались. Аполлон Александрович Григорьев (1822–1864) – писатель и публицист, «почвенник», близкий к славянофилам, печатался в «Московитянине», «Русском слове», сотрудничал во «Времени» братьев Достоевских. Неистовый и страстный, предтеча Леонтьева в эстетическом взгляде на жизнь, он был, по мнению многих, прообразом Мити Карамазова в романе Достоевского. 293 Несколько примеров общего и областного просторечия «В своем краю»: живмяживет, ядренее, бессемянка, некалка упрямая (у Даля «некалка» – тот, кто ни с кем не соглашается) или шавера (дрянные люди). Эти народные выражения, как и подробности в описаниях, Леонтьев называл позднее «натуралистическими мухами» (в очерке о Толстом, в конце 80-х гг.). 294 Салтыков-Щедрин М.Е. Полн. собр. соч. (1937), V, 395–400. Впервые – в «Современнике» (1864, 10). 331 Там же, 333–334. Но вторую строчку (дымок мой!) можно считать ямбической (с «женским» окончанием). 333 В Константинополе жили католические священники – представители Ватикана. Приматом в католической Церкви обозначают высшее иерархическое положение папы римского, но здесь, по-видимому, это слово употреблено в ином, не выявленном нами смысле. 345 Блонт – John Elijah Blunt, † 1916. В продолжение 10 лет был вице-консулом в Адрианополе (с 1862 г.). Данные получены от Sir Richard Allen и Mr. В. R. Pearn (Foreign Office, London). 355 Mrs. J. E. Blunt, жена британского вице-консула в Адрианополе, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Невельская Екатерина Ивановна (р. 1835), жена Невельского Г. И. – 48, 385, 804, 805, 891 Невельской Геннадий Иванович (1813–1876), исследователь Дальнего Востока, адмирал, начальник Амурской экспедиции 1849-55 гг., автор известных Чехову работ – 41, 46, 47–48, 108, 143, 168, 173, 177, 185, 222, 225, 375, 383, 385, 502, 507, 519, 783, 792, 801, 803, 804, 805, 839, 840, 841, 844, 856, 889, 891 Негелев Иоирд (р. 1837), крестьянин из ссыльных, содержатель «семейных бань» в Александровске – 106, 157, 327, 488, 822 «Неделя», ежедневн. лит. политич. газета. Петербург, 1866–1901, ред. изд. с 1874 г. П. А. Гайдебуров. с 1893 – В. П. Гайдебуров – 188, 757, 799, 827, 846 Некрасов Николай Алексеевич (1821–1878) – 35, 77, 134, 198, 532, 772, 829, 849 «Железная дорога» – 77 «Маша» – 128, 532, 849 «Размышление у парадного подъезда» – 35, 772 «Русские женщины» – 134, 829 Непомнящая Лукерья, «вавилонская блудница» – 74, 407, 810, 811 Непомнящая Наталья (р. 1864), поселка Александровского, бродяга – 70, 403, 810 Непомнящий Андрей (Заруба) (р. 1852), поселенец Рыковского – 402 Непомнящий Иван (р. 1845), поселенец Александровского, портной – 69, 401 Непомнящий Иван Петрович 35 лет (число лет входит в имя), поселенец Рыковского, женат на поселке Березниковой Марии – 69, 266, 402, 602, 862 Непомнящий Иван 20 л. (р. 1834), поселенец Рыковского, бродяга – 69 Непомнящий Мустафа (р. 1835), поселенец Андрее-Ивановского, бродяга – 69 Непомнящий Франц Осипович (р. 1843), поселенец Рыковского, бродяга – 69 Нерчинский старожил, псевдоним корреспондента «Московских ведомостей» – 353, 731–732, 884, 889 Нессельроде Карл Васильевич (1780–1862), граф, министр иностранных дел (1816–1856) – 383, 804 «Нива», еженедельн. петерб. иллюстрированный литерат. и политич. журнал, изд. А. Ф. Маркса (1870–1918) – 645, 782 Никитин, лавочник в Александровске – 90, 340, 468, 818, 834, 882 Никитин И. А., ученик Иркутского технического училища, один из спутников Чехова в сибирском путешествии – 28, 29, 31, 34, 751 Николаев, майор («легендарный майор»), начальник Дуйского поста, первый начальник Сахалина в 1860-е гг. – 178, 179, 316–317, 321, 322, 512, 513, 525, 654, 655, 656–657, 664, 828, 842

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

6. Школа Велльгаузена и ее критики. Теория четырех документов разрабатывалась протестантами Эдуардом Рейссом (1834), Карлом Графом (1862) и другими. Законченную форму она получила в трудах немецкого историка Юлиуса Велльгаузена (1844-1918). В своей знаменитой книге «Введение в историю Израиля» (1878, русск. пер. 1909) Велльгаузен предложил перестроить всю концепцию ветхозаветной истории. Он считал, что Израиль прошел общую всем народам эволюцию религии — от веры в духов и предков к национальному однобожию и наконец к этическому монотеизму пророков. Время написания Ягвиста он отнес в VIII века до Р.Х., Элогиста — несколько позже, Второзакония — к VII веку, а Священническую летопись и Законы — к эпохе Плена (VI в.). Таким образом, Пятикнижие как целое переносилось в более позднюю эпоху библейской истории. Это, казалось бы, косвенно подтверждало малое влияние Закона в Исторических книгах (Судей и Царств). Позднее классическая документарная теория Велльгаузена была пересмотрена в частностях, но в общих чертах сохранила свое влияние. Первоначально, однако, ее приняли только радикальные протестанты и внецерковные рационалисты. Наиболее серьезной критике подверглась эта теория в том ее пункте, который чисто эволюционно трактовал историю библейской религии. Было указано, что Велльгаузен недооценил значение устного Предания, стойкой традиции, восходящей к Моисеевым и даже домоисеевым временам. Археологические находки подкрепили это возражение. Моисеево Предание (когда бы оно ни было записано) оказалось вполне соответствующим данным археологии. Известно, что на Востоке люди умеют запоминать наизусть огромные тексты (напр., Махабхарату, которая во много раз превышает Ветхий Завет по объему). Критики Велльгаузена — протестант Киттель (уже упоминавшийся составитель Библиа Гебраика) и католик Лагранж утверждали наличие непрерывной преемственности в ветхозаветной истории. В своей книге «История израильского народа» (1909-1912, русск. пер. 1917) Киттель сумел показать, что основы Торы (по крайней мере, Декалог) принадлежат непосредственно Моисею, хотя впоследствии элементы Предания записывались и раскрывались постепенно. Именно к Моисею восходит этический монотеизм Ветхого Завета, который был лишь развит и углублен пророками. Сами они, по словам Киттеля, никогда не выступали как провозвестники новой религии, а только как продолжатели Моисея. Позднее было установлено, что и Священническая традиция возникла не во время плена, а значительно раньше. Кроме того, дата Второзакония была отодвинута на несколько веков назад. В нем обнаружились явные следы традиции Десятиколенного царства и его центра Сихема, который в 622 году уже давно утратил свое значение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Хрисанф Мефодиевич Лопарев (19.03.1862–30.09.1918) Биографические труды Византология Литургика Художественная литература Хрисанф Мефодиевич Лопарев Учёный в области византиноведения и древнерусской литературы, краевед. Библиотекарь Императорской Публичной Библиотеки, член ИППО, член-сотрудник Русского географического общества. Биография Родился в селе Самарово Тобольской губернии (ныне г. Ханты-Мансийск). Первоначальное образование получил в местном училище, где детей обучал слепой солдат. «Нас драли за все, за всякую мелочь», — вспоминал впоследствии Х. Ф. Лопарев. Мальчик был одним из лучших учеников, но не надеялся на продолжение образования из-за бедности семьи. С завистью он смотрел на купеческого сына, приезжавшего в село на каникулы и одетого в гимназическую форму. В 1873 году, благодаря счастливому стечению обстоятельств, жизнь Лопарева круто изменилась. Через село Самарово проезжал путешествовавший по Сибири великий князь Алексей Александрович, и в память об этом событии крестьяне собрали 3 тысячи рублей с тем, чтобы на проценты с этого капитала один из местных крестьянских мальчиков мог воспитываться в гимназии Тобольска. Выбор пал на Хрисанфа Лопарева. Способный ученик окончил гимназию с серебряной медалью и получил право поступать в университет без экзаменов. В его аттестате зрелости отмечен «особый интерес к древним и новым языкам». От Тобольского общества вспомоществования Лопарев получил стипендию в 20 руб. для дальнейшего образования в Санкт-Петербургском университете на филологическом факультете. Студенческие годы (1882—1886) Лопарева протекали в крайней нужде, так как стипендия была ничтожной для жизни в столичном городе. Лопарев подрабатывал перепиской учёных трудов. Уже на первом курсе молодой человек определил основное направление своих научных исследований — его заинтересовала история отношений Византии и Руси. По мнению Лопарева, Византия — «благодетельница», наделившая Россию «массой добра». «Византия взяла на руки варвара и воспитала его в своих понятиях в набожного христианина». На втором курсе его студенческая работа получила серебряную медаль. Как отметил академик Васильевский В. Г.: «Сочинение обнаружило готовность автора к серьёзным и самостоятельным занятиям». После окончания университета научная деятельность Лопарева определялись тремя направлениями: история византийско-русских отношений, древнерусская литература и краеведение, «сибирские изыскания».

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В 1799 г. Л. был оккупирован войсками Наполеона, в 1806 г., после офиц. упразднения Свящ. Римской империи, был провозглашен независимым гос-вом и вошел в Рейнский союз (1806-1813). По итогам Венского конгресса 1814-1815 гг. суверенитет Л. был подтвержден, и он вступил в Германский союз (1815-1866). На протяжении XIX в. экономическая ситуация в Л. оставалась непростой. В изолированном микрогос-ве индустриализация происходила замедленными темпами, фактически единственной отраслью в экономике оставалось сельское хозяйство. Развитию текстильной промышленности в княжестве способствовал таможенный договор с Австрийской империей, заключенный в 1852 г. Однако мн. жители все равно были вынуждены эмигрировать или уходить на сезонные работы в соседние гос-ва. С правлением князя Иоганна II (1858-1929) связаны попытки проведения ряда реформ, в т. ч. принятие 1-й Конституции (1862). В 1861 г. был открыт 1-й в стране банк, в 1868 г. упразднена армия. В ходе первой мировой войны Л. сохранял нейтралитет. Тем не менее экономика страны во многом пострадала от экономических санкций против Австро-Венгрии, что привело к закрытию текстильных фабрик, массовой безработице и голоду. На фоне всеобщего недовольства в Л. появились первые политические партии - Христианско-социальная народная партия (существовала до 1936), Прогрессивная гражданская партия и Народная партия Лихтенштейна (в 1936 переименована в Отечественный союз). В 1918-1921 гг. была разработана новая Конституция, утвердившая такие элементы прямой демократии, как референдум и законодательная инициатива населения. В 1919 г. был расторгнут таможенный договор с Австрией. Л. начал ориентироваться на союз со Швейцарией, с к-рой в 1923 г. был заключен Договор о таможенном, валютном и почтовом союзе. В соответствии с этим договором в Л. был введен швейцарский франк и Швейцария начала представлять интересы Л. за рубежом. После аншлюса Австрии Германское национальное движение Л. (национал-социалистическая партия) безуспешно пыталось осуществить гос. переворот с целью присоединения страны к Германии. В годы второй мировой войны Л. сохранял нейтралитет.

http://pravenc.ru/text/2110623.html

Втретьих, обоснованием этой “военной юстиции” было: что в минувшие полгода произошли “бесчисленные убийства полицейских чинов по политическим побуждениям”, многие нападения на должностных лиц, разлив по всей стране политически-уголовных и просто уголовных грабежей, убийств, террора, вплоть до взрыва на Аптекарском острове, где борцы за свободу убили и тяжело ранили за один раз 60 человек. А “если государство не даёт отпора террористическим актам, то теряется смысл государственности”. И вот столыпинское министерство в нетерпении и обиде на суд присяжных с его неторопливыми околичностями, с его сильной и неограниченной адвокатурой (это не наш облсуд или окружной трибунал, покорный телефонному звонку) — шагает к обузданию революционеров (и прямо — бандитов, стреляющих в окна пассажирских поездов, убивающих обывателей ради трёшницы-пятёрки) через малословные полевые суды. (Впрочем, ограничения такие: полевой суд может быть открыт лишь в месте, состоящем на положении военном или чрезвычайной охраны; собирается только по свежим, не позже суток, следам преступления и при очевидности преступного деяния.) Если современники были так оглушены и возмущены, — значит для России это было необычно! В ситуации 1906-07 годов видно нам, что вину за полосу “столыпинского террора” должны принять революционеры-террористы. Через сто лет после зарождения русского революционного террора мы уже без колебания можем сказать, что эта террористическая мысль, эти действия были жестокой ошибкой революционеров, были бедой России и ничего не принесли ей, кроме путаницы, горя и запредельных жертв. Перелистнём на несколько страниц тот же самый номер “Былого”. Вот одна из первоначальных прокламаций 1862 года, откуда всё и пошло: “Чего хотим мы? блага, счастья России. Достижение новой жизни, жизни лучшей, без жертв невозможно потому, что у нас нет времени медлить — нам нужна быстрая и скорая реформа!” Какой ложный путь! Радетелям, им — медлить было некогда, они поэтому дали разрешение приблизить жертвами всеобщее благоденствие! Им — медлить было некогда, и вот мы, их правнуки, через 115 лет, не на той же самой точке (освобождение крестьян), но назад гораздо.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

3, Академические годы в Тр. К. Д. А. 1911;    см. также И. С. Никитина, Дневник семинариста, П. Собр. Соч., под ред. М. О. Гершензона, 1912. VI. Философское пробуждение.1. Начало «великого ледохода» рус­ской мысли.   О духовном кризисе «тридцатых годов» см. прежде всего у М. О. Гершензона, История молодой России (1908); Исторические за­писки (1909); Жизнь В. С. Печерина (1910); Образы прошлого (1912); Мечта и мысль Тургенева (1918);    о Гершензоне, как историке русской мысли, срв. мою статью: М. Gershenson, Slavonic Review, 16, 1926;     Д. Н. Овсянико-Куликовский, История русской интеллигенции, ч. I (1910);     Г. Шпет, Очерк развития русской философии, I, 1922;     мои статьи: Uvod do dejin ruske filosofie, Ruch filosoficky, r. VI a VIII, 1926—1927; Искания молодого Герцена, Совр. Зап. 39 и 40, 1929.    Из памятников эпохи особенно характерны «Русские Ночи» кн. В. Ф. Одоевского (н. изд. 1912), лирика и проза Лермонтова;    срв. о Лермонтове статью Ключевского: Грусть, Р. М. 1891, Июль и в сб. «Очерки и речи», 1912, с. 123: «Это со­звучие, эта лермонтовская гамма — грусть, как выражение не общего смысла жизни, а только характера личного существования настроения единичного духа; Лермонтов поэт не миросозерцания, а настроения, поэт личной грусти, а не мировой скорби».    См. еще у Герцена, в «Былое и Думы», «Воспоминания» Огарева в «Полярн. Звезде» 1857 г., и воспоминания Ап. Григорьева, «Мои литератур. и нравственные ски­тальчества», последн. изд. Academia, 1930 (первоначально «Время» 1862).    См. еще «Замогильные Записки» В. С. Печерина, 1932; его „Автобиография» в «Русских Пропилеях», т. I. 2. Рождение «русского любомудрия».    Я. Н. Колубовский, Матер. для истории философии в России, ВФПс. кн. 4—8, 1890—1891, 3.     его же очерк «философии у русских» в его русск. переводе «Истории новой философии» Ибервега-Гейнце, § 52, 1890;     Е. А. Бобров, Философия в России, в. 1—6, Каз. 1899—1901;    Литература и просвещение в России в XIX в, 1—4, 1901—1903;     А. И. Введенский, Судьба русской философии ВФПс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010