30 декабря 1861 года Доброе правило, чтобы в случае недоумения и затруднительном предать себя Господу, «да якоже хощет» устроит о нас. Господь да оправдает веру Вашу добрыми последствиями. […] Истину, хотя и печальную, надобно видеть и показывать и учиться от нее, чтобы не дожить до истины более горькой, уже не только учащей, но и наказующей за невнимание к ней. […] 8 января 1862 года Письмо к П. В. Хавскому 171 Письмом от 25 сего июня Вы требуете моего согласия на то, чтобы Ваше сочинение о поединках украсить, как Вы выразились, моим именем. Никогда не думал я, чтобы мое имя могло служить украшением какому-нибудь сочинению, и никогда не давал моего согласия на такое употребление моего имени. Добрые сынове мира, вероятно, почли бы оскорбленным мое имя, если бы увидели его на книге о поединках, хотя писанной, конечно, не в защиту поединков. Призываю Вам благословение Божие и, как одно из благословений, продолжение мирного долгоденствия. […] 30 июля 1867 года Письма к Е. Р. Вяземской 172 Орлы получил и сегодня стоял на них, поручая труд Тому, для Которого Вы их выработали иглою и Который нам повелевает, чтобы, смотря на них, вырабатывали орла духом. Вы не думали, может быть, что вышивали мне наставление, а я охотно так принимаю вашу работу. […] Без даты Сказать ли вкратце, что значат все причины Вашего уныния и самое уныние? Все – тайные призывания Божии, чтобы Вы паче и паче к Богу прибегали. Ибо хотя и теперь прибегаете, но, без сомнения, не почитаете себя достигшими; а Он, по благости Своей, все употребляет для привлечения Вас к Себе, для приближения и, наконец, для глубокого внутреннего соединения с Ним в вере и любви. В сем заключается отгадка многого загадочного в жизни, но отгадка сия так велика, что пока живем, часто загадка остается неотгаданною. Положимся на Премудрого, Который составил загадку жизни, и от Него же с терпением и надеждою подождем разрешения. Да разрешит Он Ваши заботы в спокойствие, скорби в утешение, молитвы в исполнение. Без даты Митра и орлец митрополита Филарета. Дар к 50-летию архиерейского служения святителя. 5 августа 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мир Господень отцу наместнику и братии обителй. Сего дня после обеда полуцчил я письмо ваше о предполагаемом вами путешествии. За несколько дней я слышал о сем; и почитал это решенным; и ожидаю вас. Не помню, что вы писали о сем прежде. Может быть я принял писанное за известие, и не почел нужным отвечать; или прочитав ваше письмо, и не успев отвечать вскоре, потом забыл. Бог благословит путь ваш. Ожидаю собеседования с вами; тогда как многое писать не удается. О скудости моей памяти, и о нужде напоминать мне, о чем замедлю, кажется говорил я и прежде, и теперь прошу. О. Филарету желаю помощи Божией. Сынов его, по одобрении вами поведения их, рукоположить можно; а хорошо было бы усилить их приспособление у церковной службе. Сперва, на время, одного рукоположить в иеродьякона, чтобы потом надежней было произвесть в иеромонаха, и с тем вместе другаго в иеродьякона. Генваря 6-го 1862. 1423 Отцу наместнику и братии мир. Облегчили вы меня, отец наместник, письмом от 5 дня сего Генваря. Об охранении капиталов надобно заботится, но не так, чтобы завязывать новые трудные узлы. – О Дивееве не помню, писал ли я вам, что пишет преосвященный Феофан. Елисавета возстановлена в начальство только 17 Ноября. Денег не нашла в монастыре ни копейки. Саровский строитель хотел было отказать Дивееву во всякой помощи: но благодарность преосвященному Феофану; он велел помагать. Некоторых сестер нет в монастыре; начальствующия прежде не называют, куда отпущены. Из Петербурга слышу, что партия Г. успевает; и следователи оклеветаны. Спаси нас, Господи. – Не думал я, что клевета Гуслицкаго иеромонаха может произвести много смущения. На Гуслицкаго строителя есть такая же клевета: но он продолжает свое дело; и клевета теперь опровержена дознанием. – Показание Ф. отделил я от вашего письма, к делам оффициальным: но теперь не нахожу. Оно без сомнения, между ими в скромном месте: но, забыв место, не скоро найду; напишите оное в другой раз и пришлите. Я приму скромно меры против клеветы. – О М. меня уведомили, что он хочет идти в Петербург; и я писал к Генерал-губернатору, чтобы отъискать его: а оказывается, что он уже в Петербурге. – Как же он не умоповрежденный, когда подписывается: патриарх Иисус? – Что он, находясь в Петербурге, посылает письма из Сергиевскаго посада, это вероятно так, чтобы они были не от его имени. – Петербургская Консистория, вероятно, не пошлет его за присмотром: а получив билет, он будет в том же положении, как и прежде с просроченным паспортом. Но если он взят: то теперь уже что нибудь сделано. Увидим. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«— Настасья Петровна! — сказал я, взяв ее за руку. — Что? — А ведь он вас любит. Молодая женщина опустила глаза и через минуту встала и заходила по комнате». Впоследствии Лесков отказался от этой детали — вероятно, чтобы не осложнять историю самоубийства мотивом любви. Леди Макбет Мценского уезда Печатается по собранию сочинений, т. V, 1889, с исправлением опечаток и искажений по журналу «Эпоха», 1865, (где напечатано впервые), и по изданию: «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого», т. I, 1867. Заглавие в журнале — «Леди Макбет нашего уезда»; в сборнике 1867 года— «Леди Макбет Мценского уезда» и дата: «26-го ноября 1864 г. Киев». Журнальный текст повести подвергся при переиздании довольно значительной, преимущественно стилистической, переработке. В повести, повидимому, отразилось одно из ранних орловских впечатлений Лескова, пришедшее потом ему на память: «Раз одному соседу старику, который «зажился» за семьдесят годов и пошел в летний день отдохнуть под куст черной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч… Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом ее на Ильинке (на площади) «палач терзал». Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая…» («Как я учился праздновать. Из детских воспоминаний писателя». Рукопись в ЦГАЛИ). В письме к Д. А. Линеву (автору книги «Среди отверженных», М., 1888) от 5 марта 1888 года Лесков писал: «Мир, который вы описываете (т. е. жизнь каторжников), мне неизвестен, хотя я его слегка касался в рассказе «Леди Макбет Мценского уезда». Я писал, что называется, «из головы», не наблюдая этой среды в натуре, но покойный Достоевский находил, что я воспроизвел действительность довольно верно» («Звезда», 1931, стр. 225). Надо, однако, иметь в виду, что повести «Леди Макбет» предшествовали очерки, написанные Лесковым на основе собственных наблюдений тюремного быта и нравов «женской казармы» («Страстная суббота в тюрьме» и «За воротами тюрьмы» — «Северная пчела», 1862). 7 декабря 1864 года Лесков послал рукопись этой повести из Киева в редакцию журнала «Эпоха» при письме на имя Н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Зачисление вакансий за сиротами преосв. Макарий допускал до 1867 года. 22 мая этого года Государь Император Александр II утвердил определение Государственного Совета об отмене прежнего порядка касательно зачисления мест за сиротами, по родству и с обязательством выдачи пособия вдовам и сиротам 1010 . По обнародовании этого законоположения, преосв. Макарий начал решительно отказывать всем просившим о зачислении мест. Так, на прошении диакона с. Яструбинского сумского уезда Иосифа Могилянского о зачислении диаконского места за его дочерью преосв. Макарий 27 июля 1867 года положил такую резолюцию: «по указу Св. Синода, нельзя зачислять места за девицами духовного звания: отказать» 1011 . Зачисление мест в качестве милости в отношении к сиротам духовного звания было только паллиативною мерою обеспечения духовенства, причем насколько оно было выгодно и желательно для одних, настолько же казалось несправедливым, тягостным и неприятным для других, как это показал пример священника Соколовского. Преосв. Макарий сам, конечно, прекрасно понимал это и потому, в бытность харьковским архипастырем, старался изыскивать другие, более действительные средства обеспечения духовенства, к чему немало побуждала его и прямая воля высшего правительства, которое в то время особенно деятельно заботилось об изыскании средств к увеличению содержания православного духовенства и к облегчению жалкой участи вдов и сирот его. Между прочим, в 1861 году, по Высочайшему повелению, в государственное казначейство был передав образовавшийся в духовном ведомстве капитал для выдачи пенсии и пособий лицам духовного звания православного исповедания, и затем предоставлено было духовному ведомству право производить расходы на пенсии и пособия духовенства, пока будет выработан особый пенсионный устав, до суммы, равной 4% с переданного капитала в 4.507.272 р., именно до 180.050 р. сер. Эта выдача пенсий и пособий, по распоряжению Св. Синода, началась с 1862 года в должна была производиться на первых порах тем заштатным священнослужителям, уволенным от действительной службы, и осиротевшим их семействам, которые преимущественно пред другими будут нуждаться в помощи 1012 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В 60-е гг. XIX в. замкнутость духовного сословия формально была разрушена. Учрежденное в 1862 г. при Святейшем Синоде «Особое присутствие для изыскания способов к обеспечению быта духовенства» имело своей задачей рассмотрение правового положения последнего. В 1867 г. отменяется наследование духовных должностей 66 . Закон от 26 мая 1869 г. ликвидировал замкнутость духовного сословия: дети лиц православного духовенства, не принадлежавшие лично к духовному званию, теперь считались не относившимися к духовенству, с разными правами они отчислялись в светское звание, хотя закон сохранил для них право на льготное обучение в духовных учебных заведениях. Уставы семинарий и духовных академий от 1867 и 1869 гг., Устав гимназий 1864 г. и Устав военных училищ 1866 г. открывали сыновьям духовенства двери светских учебных заведений и освобождали их от обязательного обучения в духовных. Сыновьям священников могло присваиваться личное дворянство, а сыновьям церковнослужителей – личное почетное гражданство 67 . В 1863 г. всем желающим был открыт доступ в университеты – и началось настоящее бегство детей духовенства в светские учебные заведения: университеты, ветеринарные и историко-филологические институты, юридические лицеи 68 . Однако нехватка кандидатов на церковные должности и беспорядки в университетах привели в 1879 г. к отмене этой практики. Положение о земских учреждениях 1864 г. на основании приходского землевладения предоставляло духовенству право участвовать в сословно-куриальных выборах и быть избранным в земские органы самоуправления. По утвержденному императором Александром II мнению Государственного совета от 26 мая 1869 г. и дополнению к нему от 15 марта 1871 г. все не клирики из числа как священно-, так и церковнослужителей вместе с их потомством исключались из духовного сословия, но по-прежнему пользовались правами на воспитание в духовных учебных заведениях, правом на пособие от духовных попечительств и другие способы призрения по духовному ведомству 69 . В то же время закон открывал перед названным кругом лиц добровольный доступ к церковным должностям. 21 марта 1871 г. было дозволено занимать церковные должности лицам всех сословий 70 . Но все эти права остались в большинстве своем только на бумаге, поскольку в 80–90-е гг. XIX в. не произошло изменений в правовом положении приходского духовенства. Многовековая практика, условия жизни и законодательство привели к тому, что в начале XX в., как это будет показано ниже, наследование церковных должностей сохранялось, а духовенство все равно оставалось достаточно замкнутым сословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Butler J. The Analogy of Religion, Natural and Revealed, to the Constitution and Course of Nature. London, MDCCCLII. Carr E. On the study of the Evidences of Christianity, of Miracles. London, 1861. Delitzsch F. System der christlichen Apologetik. Leipzig, 1869. Dieringer X. System der göttlichen Thaten des Christenthums. Mainz, 1857. Dillmann A. Handbuch der Alttestamentlichen Theologie. Leipzig, 1895. Dörtenbach. Sünde. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie für Protestantische Theologie und Kirche, bd.15. Gotha, 1862. Dorner I. Ueber die richtige Fassung des dogmatischen Begriffs der Unveränderlichkeit Gottes. Berlin, 1883. Его же. Geschichte der Wissenschaften in Deutschland. Neuere Zeit, bd.5. Geschichte der Protestantischen Theologie. Munchen, 1867. Его же. System der christlichen Glaubenslehre, bd.I. Berlin, 1879. Drey J. Die Apologetik als wissenschaftliche Nachweisung der Göttlichkeit des Christenthums in seiner Erscheinung, bd.I. Mainz, 1844. Drobisch M. Grundlehren der Religionsphilosophie. Leipzig, 1840. Ebrard J. Apologetik. Wissenschaftliche Rechtfertigung des Christenthums. Th.I. Gütersloh, 1874. Th.II. 1875. Рус. пер. Спб., 1877. Ehrlich J. Leitfaden für Vorlesungen über die allgemeine Einleitung in die theologische Wissenschaft und die Theorie der Religion und Offenbarung als I. Theil der Fundamental-Theologie. Prag, 1859. Ernst W. Aufgabe und Arbeitsmethode der Apologetik für die Gegenwart. Berlin. Eucken R. Geistige Strömungen der Gegenwart, aufl.III. Leipzig, 1904. Franck F. System der christlichen Gewissenheit. Erlangen, 1873. Goltz H. Die christlichen Grundwahrheiten oder die allgemeinen Principien der christlichen Dogmatik. Gotha, 1873. Grotius H. De veritate religionis christianae. Parisiis, MDCXL. Gunkel H. und Scheel O. Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Tübingen, 1913. Hagenbach K. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Leipzig, 1867. Harnack A. Das Wesen des Christenthums. Leipzig, 1903. Harris H. Scepticism and Revelation. Oxford–London, 1861. Heinze W. Religion. Herzog–Hauck. Real-Encyklopädie für protestantische theologie und kirche, bd.16. Leipzig, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Попель происходил из дворянской семьи австрийского городка Галича, родился в 1825 году, учился в начальной немецкой школе на родине, потом в классической гимназии, потом на философском факультете в городе Черновицах в Буковине, наконец на богословском курсе в университетах в Львове и Вене. Около года был учителем педагогических курсов во Львове, потом принял священство и служил приходским священником в городе Бугаче, в Галиции, затем законоучителем классической гимназии в городе Тернополе, затем преподавателем русского языка в академической гимназии во Львове и, наконец, там же законоучителем немецкой гимназии. Он рано выступил на литературное поприще, в одной из русских газет в Австрии напечатал трагедию, в другой – трактат о Баяне из слова о полку Игореве. Скоро перешел на специальные богословские работы и в 1857 году издал нравственное богословие, в 1862 году литургику, хорошо знакомящую с восточным обрядом, в 1865 году хрестоматию «Сто образков», т. е. примеров, в одной из газет поместил подробный разбор постановлений замойского собора и, наконец, сам стал издавать во Львове религиозно-нравственную газету «Неделя». В своих сочинениях и статьях он успел обнаружить свою преданность греко-восточному обряду. Правительственная комиссия царства польского поспешила воспользоваться таким образованным деятелем и вызвала его в Россию, куда в то время, впрочем, при начале классических гимназий, целою волною потекли чехи и галичане, и в 1867 году дала ему место законоучителя холмской гимназии и преподавателя холмской униатской духовной семинарии, а в следующем уже году он был возведен в старшие соборные протоиереи холмского кафедрального собора. Уже в 1867 году ему привелось стать деятелем по воссоединению, пока в подготовительной его стадии, когда он был послан для умиротворения тридцати приходов седлецкой губернии, воспротивившихся предпринятому холмской униатской консисторией очищению униатских церковных обрядов от латинских наслоений. 16 марта 1871 года он был назначен администратором холмской униатской епархии, и тотчас же начал осуществление заветной мечты о воссоединения с православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Du-Cange. Glossarium ad Scriptores mediae et infimae Graecitatis. Tomi primus et secundus. Lugduni MDCLXXXXIII. Du-Cange. Glossarium ad Scriptores mediae et infimae Latinitatis. Tomi primus, secundus et tertius. Lutetiae Parisiorum CIDIDCLXXIII. D-r I. H. Heinrich Schmidt. Synonymik der Griechischen Sprache. Erster Band. Leipzig. 1876. Zweiter B. lbid. 1878. Dritter B. Ibid. 1879. Vierter B. Ibid. 1686. Edwin Hatch. Essays in Bihlical Greek. Oxford. 1889. D-r G. Adolf Deissmann. Bible Studies. Edinburgh. 1901. T. K. Abbott. Essays chiefly on the original texts of the old and New Testament. London. 1891. Gustav Teichmüll&r. Aristotelische Forschungen. В. III. Geschichte des Begriffs der Parusie. Halle. 1873. Studien zur Geschichte der Begriffe. Berlin. 1874. С некоторыми классическими писателями мы знакомились по след. их изданиям. Platonis opera. Edit. Didot. Parisiis (T. I. 1866 г. T. H. 1846). Aristotelis opera omnia. Ed. Didot, Parisiis (T. I. 1862.; II-1887; III-1867). Plutarchi Chaeronensis operum tomus secundus, continens Moralia, Gulielmo Xylandro interprete. Heidelbergae. MDLXII. Epicteti Dissertationes. T. I et II. Londini. MDCCXLI. Luciani Samosatensis opera T. I. II. III. Amstelodami. ClORJCCXLllI. Philonis Alexandrini opera. vol. I. ed. L. Kolm. Berolini MDCCCLXXXXVI; vol. II. ed. Г. Wendland. B. MDCCCLXXXXVII; vol. III. MDCOCLXXXXVIuI; vol. III. ed Kolm. К MCMIu. L. Annaei Senecae opera. ed. F. Haase. vol. III. Lipsiae. MDCCCXCVII. 1 По словам, например Рибо «новая психология отличается от старой своим духом: это не в духе метафизики; – своей целью: она изучает лишь явления; – своими методами: она их заимствует по силе возможности, у наук биологических». Т. Рибо. Современная германская психология (опытная школа). Перевод с французского 2-го издания, исправленного и дополненного, Л. Ройзмана. С-Петербург, 1894 г., стр. 7. 5 Бентам. Введение в основание нравственности и законодательства, гл. 1, § 10. Русск. перев. СПБ. 1867. Ср. Н. Spencer. The Principles of Ethics, § 8. V. I, p. 21. Paulsm. System der Ethik. Berlin. 1889. I. SS. 172–173. Н.Городенский . Нравственное сознание человечества, стр. 27 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Враждебные действия Коканского хана, однако же, продолжались и заставили наши войска продолжать наступление, не смотря на нежелание России переносить войну в глубь Азии; ибо в Ташкенте, этом многолюдном торговом городе, который для Коканских войск, предводимых непримиримым врагом России, правителем Кокана (по смерти Алимкура) Садык Кенисарином, служил опорным пунктом для вторжения в наши владения, была партия, расположенная, в виду бездействия русских войск, призвать бухарцев на помощь против коканцев. Принимая во внимание опасность дальнейшего успеха этой партии, генерал Черняев и счел нужным сделать дальнейший шаг в наступлении, скоро увенчавшийся блестящим успехом. От 18 июня 1865 года Черняев донес в Петербург, что в ночь с 15 на 16 июня Ташкент взят штурмом. Тогда эмир Бухарский, подстрекаемый турецкими и английскими агентами, весьма сильно не желавшими (как и доселе не желающими) распространения владений России в глубину Азии, выступил против наших войск. Но это были уже далеко не те непобедимые полчища татарские, которые наводняли Русь в XII–XV веках и порабощали ее. Главные силы эмира Бухарского были разбиты генералом Романовским при Иджаре; затем взяты были важные крепости: Ходжент, Ура-Тюбе и другие, и, наконец, победоносное российское воинство овладело самого столицею древней Золотой Орды – Самаркандом. Приобретения России в Средней Азии были так велики и обширны (после кончины святителя Филарета они еще более увеличились и расширились), что для удобства управления ими и в видах наилучшей обороны их уже в 1867 году было образовано из них особое генерал-губернаторство Туркестанское. Так как завоевания России в Средней Азии не были еще закончены при жизни святителя Филарета, 1537 который к тому же с 1862 года, как мы замечали раньше, все меньше и меньше проповедовал с церковной кафедры, то в слове проповеди святитель-вития не считал удобным прямо указывать на эти завоевания. Тем не менее, он при всяком подходящем случае намекал на них, часто упоминая о том, как много возшаташася языцы и людие поучишася тщетным», 1538 молясь Господу о том, что бы Он благословил «царскую силу» государя императора «и за пределами отечества, к ограждению спокойствия» последнего 1539 и т.п., а в августе 1865 года, отвечая на рескрипт государя императора и имея в виду близость дня тезоименитства Его Величества (30 августа – память св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

314 Говорили тогда, что он вызван был из Московской академии ректором, Преосв. Иоанном (Соколовым) , и инспектором, о. Хрисанфом, с целью иметь в нем монаха, но их расчеты оказались ошибочными. П. Ф. Комаров монашества не принял, по всей вероятности оттого, что переход его в Петроградскую академию совпал как раз с переменой в ней ректора-монаха на ректора-протоиерея (кстати сказать, земляка Комарова, калужанина). П.Ф. Комарову о. архим. Хрисанф передал, в октябре 1866 г., свою кафедру нравственного богословия, сам же занял кафедру догматического. А 9 ноября того же 1866 г. Преосв. Иоанн получил назначение на Смоленскую епископскую кафедру. 315 Леонид Андреевич Павловский, петербурж., 3-й маг. XXIV к. СПб. акад. (1861), 1861 – препод. СПб. сем., 1863 – бак. СПб. акад., 1866 – свящ., 1872 – оставил службу при акад., 1877 – прот., у 1895. 316 А. Е. Светилин, рязан., 8-й маг. XXVI к. СПб. акад. (1865), 1865 – препод. Смолен. сем., 1867 – бак. СПб. акад., 1875 – экстраорд. проф., † 1887. 317 Близкое между ними знакомство восходило к 1862–1863 годам пребывания гр. Д. А. Толстого в Париже, где он, еще не будучи обер-прок. Св. Синода, составлял, или по крайней мере окончательно редактировал, свой труд – Le Catholicisme romain en Russie (1863), пользуясь во многом советами прот. И. В. Васильева, о чем последний не раз говорил пишущему эти строки, подчас жалуясь на забывчивость услуг, оказанных бывшему другу, а теперь – его начальнику. Учебный комитет был в полном подчинении обер-прокурору. 318 Нафанаил Петрович Соколов, сарат., 12-й маг. XIII к. Моск. акад. (1842), 1842 – бак. Казан. акад. по философии, 1847 – экстраорд. проф., 1850 – орд. проф., 1858 – проф. церк. истории, переведенный на эту кафедру, вопреки его желанию, тогдашним ректором Иоанном (Соколовым) . Отличался чрезвычайно внушительной наружностью (огромным ростом), апломбом и необыкновенной практичностью, сумел расположить к себе гр. Д. А. Толстого, предложив ему перевести на русский язык его соч. «Le Catholicisme romain en Russie», через что много выиграл: после отставки от акад. службы в 1872 г. был причислен (в 1875 г.), к канц. обер-прокурора и, кажется, состоял потом сверхштатным членом Учебн. ком. при Св. Синоде. О нем – в «Истории Казан. дух. академии» П. В. Знаменского , см. т. 2, стр. 22–26 и 293–294, – очень интересные очерки и характеристика, как во всем и всегда, мастерские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010