Изд.: Западнорус. сказание о Сивилле пророчице по рукописи XVI в. Варшава, 1898; Два древнейших рус. документа Главного архива Царства Польского в Варшаве. М., 1899; Малорусский Луцидарий по рукописи XVII в.: Текст, состав памятника и язык. Варшава, 1906; «Русская правда» по древнейшему списку: Введ., текст, снимки, объяснения, указатели авторов и словарного состава. Л., 1930. Лит.: Ляпунов Б. Очерк жизни и деятельности акад. Е. Ф. Карского. Л., 1932; Борковский В. И. Акад. Е. Ф. Карский (1861-1931)//Изв. Ярославского пед. ин-та. Ярославль, 1945. Вып. 5. С. 3-44; Вольский В. Акад. Е. Ф. Карский как историк белорус. лит-ры//Изв. АН БССР. Минск, 1951. 4. С. 42-54; Гринблат М. Я. Е. Ф. Карский как белорус. этнограф//Там же. С. 55-63; Жидович М. А. Е. Ф. Карский как историк белорус. яз.//Там же. С. 13-25; Cцяшkobiч Т., Луцыбо О. Е. Ф. Kapcki (1861-1931). Гродна, 1958; Poмahobiч Я. М., Юpэbiч А. К. Бiблiяrpaфiя прац Я. Ф. Карскага//Працы Ih-ma АН БССР. Mihck, 1961. Вып. 8. С. 18-88; Леончиков В. Е. Библиогр. деятельность акад. Е. Ф. Карского (1861-1931)//Сов. библиография. 1968. 16. С. 58-61; Булахов М. Г. Евфимий Федорович Карский: Жизнь, науч. и обществ. деятельность. Минск, 1981; Цыхун А. П. Akaдэмik з becki Лаша Я. Ф. Kapcki. Гродна, 1992; Шануючы спадчыну Я. Карскага: Tpэцiя навуковыя чыmahhi. Гродна, 1992; Досталь М. Ю. Е. Ф. Карский в годы советизации Академии наук//Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1995. Т. 54. 3. С. 77-82; Белая А. С. Евфимий Федорович Карский: Арх. материалы г. Нежин. Нежин, 2000; Карский А. А. Отец академика//Неман. 2009. 9. С. 154-169; Карский Е. Ф.: К 150-летию со дня рождения: Библиогр. обзор/Авт.-сост.: А. А. Карский. Гродно, 2010; Лабынцев Ю., Щавинская Л. Из плеяды нежинских знаменитостей: 125 лет назад Нежинский ин-т окончил всемирно известный славист Е. Ф. Карский. М., 2010. И. А. Чарота Рубрики: Ключевые слова: АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт ДУРНОВО Николай Николаевич (1876 - 1937), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог

http://pravenc.ru/text/1681167.html

Милль Джон Стюарт (1806–1873), английский философ, экономист и социолог; Милюков Павел Николаевич (1859–1943), историк, публицист, общественный и политический деятель, магистр русской истории (1892), почетный доктор Кембриджского ун-та (1915). Депутат III и IV Государственных дум, один из основателей и лидер партии кадетов, председатель ее ЦК (1907–1918). Приват-доцент М.у. (1886–1895), уволен по политическим мотивам, выслан на 2 года в Рязань (1895–1897), в 1897–1905 читал лекции за границей: в Софийском ун-те, в Бостоне, Гарварде, Чикаго, в 1905 вернулся в Россию. В 1915 инициатор создания Прогрессивного блока. Во время Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем министр иностранных дел (2.03–2.05.1917). После Октябрьской революции товарищ председателя антисоветской организации «Национальный центр», затем член Донского гражданского совета, с Дона уехал в Киев (1918), с конца того же года в эмиграции в Румынии, затем в Лондоне и Париже (с 1921). Учредитель и председатель Об-ва русских писателей и журналистов, Клуба русских писателей и ученых, К-та помощи голодающим в России, один из организаторов Русского народного ун-та. Читал лекции в Сорбонне, во Франко-Русском ин-те и др.; Милютин Дмитрий Алексеевич (1816–1912), граф (1878), военный и государственный деятель, ген.-адъютант (1859), ген.-фельдмаршал (1898), доктор русской истории (1866), член-корр. (1853), почетный член (1866) Петербургской АН, почетный президент Военно-юридической академии (1881) и Николаевской академии Генерального штаба (1883). Профессор Военной академии (1845–1856), и. д. начальника главного штаба на Кавказе (1856), начальник главного штаба Кавказской армии (1857). Товарищ военного министра (1860), управляющий военным Мин-вом (май–ноябрь 1861), военный министр (ноябрь 1861–1881), член Государственного совета (1881); Минаков Петр Андреевич (1865–1931), антрополог, патологоанатом, доктор медицины (1894), доктор медицинских наук (1930). Профессор, зав. кафедрой и Ин-том судебной медицины медицинского ф-та (1900–1911, 1917–1931), проректор (1909–1911) М.у., сотрудник Ин-та антропологии Ассоциации НИИ при физико-математическом ф-те (с 1922), профессор кафедры судебной медицины ф-та советского права МГУ (1930), председатель Антропологического об-ва при МГУ (с 1923). Причисленный к Мин-ву нар. просв. (1911–1917), организатор и зав. кафедрой судебной медицины МВЖК. Председатель антропологического отделения ОЛЕАЭ, член Интернационального НИИ в Париже;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Ростовцев Сергей Иванович, директор частной гимназии в Москве; Ростовцев Яков Иванович (1803–1860), государственный деятель, ген. от инфантерии (1859), ген.-адъютант (1849), почетный член Петербургской АН (1855). Начальник штаба военно-учебных заведений (с 1835), один из руководителей подготовки крестьянской реформы 1861 г. С 1857 член Особого, затем Главного к-та по крестьянскому делу, председатель Редакционных комиссий для составления положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости (1859–1860), член Государственного совета (с 1855). В 1861 вдова Ростовцева с нисходящим потомством была возведена в графское достоинство; Ростовцев Яков Николаевич (1865–1931), граф, зав. канцелярией императрицы Александры Федоровны, управляющий делами августейших детей, товарищ председателя совета Всероссийского аэроклуба, председатель совета Об-ва телесного воспитания «Богатырь». После Октябрьской революции работал в учреждениях Академии наук (к 1930 – уволен). В ноябре 1930 арестован за «контрреволюционную деятельность» и выслан на 5 лет в Восточносибирский край. Умер в тюремной больнице. Внук Я. И. Ростовцева; Рот Владимир Карлович (1848–1916), врач, невропатолог, психиатр, доктор медицины honoris causa (1895). Сотрудник лаборатории А. И. Бабухина и Клиники нервных болезней профессора А. Я. Кожевникова (с 1873). Профессор (1895–1911), заслуженный профессор (1911) медицинского ф-та М. у., один из учредителей Московского об-ва невропатологов и психиатров (1890), Неврологического ин-та им. А. Я. Кожевникова, Народного ун-та им. А. Л. Шанявского. Инициатор создания в России общественных санаториев, редактор «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова»; Рубан Василий Григорьевич (1742–1795), писатель, переводчик, издатель; Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878–1953), психолог, педагог, доктор педагогических наук. Приват-доцент (1912–1917), профессор (1918) историко-филологического ф-та М. у., преподаватель МВЖК (с 1909), Народного ун-та им. А. Л. Шанявского (с 1908). Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского ун-та в Иркутске (1918–1920), с 1923 преподаватель в различных вузах Москвы, профессор МГПИ (1943–1951);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Наконец, в 1861 г. трапезную расширяют к западу, вплотную к колокольне, добавляя при этом к прежним четырём опорным столбам ещё два. По сторонам колокольни, к северу и к югу, пристраивают два одноэтажных объёма, в северном из них устраивают паперть с лестницами в подклет и в уровень трапезной. Меняется уличный фасад трапезной – окна получают обрамления, стилизованные под русскую старину. Сделано это было достаточно тактично и не нарушало гармонии целого. Несколько позже трапезную завершают суховатым по рисунку аттиком с маленькой главкой, переделывают фасад главной паперти у колокольни, устраивают ограду с парными массивными пилонами. Последние работы, эклектичные по манере, внесли определённый диссонанс в стилистически выдержанный облик древнего здания. Тем не менее, вплоть до разрушения в начале 1930-х годов Ильинский храм оставался одним из наиболее эффектных и градостроительно запоминающихся зданий Костромы. Наряду с Кремлём и соседствующими зданиями храмов он определял лицо центральной части города. В 1986 г. в стенах Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, по заданию управления культуры Костромского облисполкома, был подготовлен эскизный проект восстановления Ильинской церкви. В основу проекта были положены архитектурные обмеры сохранившихся частей здания (трапезной, первого яруса колокольни), фотокопия старого плана (хранится в архиве КСНРПМ) и натурные фотографии разных лет, начиная с 1900-х годов и кончая временем разрушения храма (началом 1930-х годов). Предлагаемый проект восстановления Ильинской колокольни следует рассматривать как первый этап проектных работ на пути к возрождению всего храма. Эти работы должны быть продолжены до полного завершения. Итак, после разрушений начала 1930-х годов от древнего храма сохранились трапезная с подклетом и нижний ярус колокольни, с двумя пристройками – с юга и севера. В южной из них, обращённой в сторону двора, в советские годы было устроено отхожее место. Из четырёх фронтонов, завершавших некогда фасады нижнего яруса, сохранился один – с запада. В толще южной стены существует каменная лестница в верхние ярусы, детально пока не обследованная. Выход её наверх прикрыт поздней железной кровлей. Кладка стен колокольни выполнена из красного кирпича, по размерам близкого к современному, на известково-песчаном растворе. Судя по отсутствию трещин и каких-либо деформаций, техническое состояние здания не вызывает опасений.

http://sobory.ru/article/?object=11705

В XIX - нач. XX в. в составе населения преобладали коми, значительную часть представляли русские, остальные народы были малочисленны. По переписи 1897 г., в совр. границах К. насчитывалось ок. 142 тыс. коми и 14-16 тыс. русских, в 1917-1918 гг. из 214 тыс. жителей коми по-прежнему составляли почти 90%, русские - ок. 10%. Ок. 96,8% населения (1897) являлись сельскими жителями; до 1861 г. это были гл. обр. черносошные (государственные) крестьяне (свыше 95%). Советская власть была установлена в марте-апр. 1918 г. С осени 1918 г. происходили военные столкновения частей РККА и белых армий. Весной 1920 г. советская власть была восстановлена на всей территории К. В 1918-1921 гг. основная территория К. входила в состав Северо-Двинской губ. Декретом ВЦИК от 22 авг. 1921 г. из основной территории Печорского у. Архангельской губ., Усть-Сысольского у. и основной территории Яренского у. Северо-Двинской губ. образована автономная область (АО) Коми (Зырян). 2 мая 1922 г. она была разделена на 4 уезда: Ижмо-Печорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский. В 1929-1936 гг. АО Коми (Зырян) входила в состав Северного края. Летом 1929 г. Большеземельская тундра отошла новообразованному Ненецкому национальному округу, при этом в АО Коми (Зырян) был включен ряд волостей бывших Архангельской и Вятской губерний. 15 июля 1929 г. введено деление АО на 9 районов: Визингский, Ижмо-Печорский (с 1930 Ижемский), Прилузский, Сторожевский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Сысольский (с 1930 Сыктывкарский) и Усть-Цилемский. Центром области оставался г. Усть-Сысольск, переименованный 23 марта 1930 г. в Сыктывкар. 5 дек. 1936 г. АО Коми (Зырян) преобразована в Коми АССР. В 20-х гг. XX в. в К. работали многочисленные экспедиции, подготовившие дальнейшее освоение запасов угля, нефти и др. ресурсов. По сравнению с 1913 г. к кон. 20-х гг. в 2 раза возросли объемы лесозаготовок, в 1926 г. вступил в строй Усть-Сысольский лесопильный завод. Однако доля промышленности составляла всего 2% от валовой продукции, более 60% приходилось на сельское хозяйство. В кон. 20-х - 30-х гг. XX в. многократно возросла заготовка древесины, появились деревообрабатывающие предприятия, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности стали одними из ведущих в республике. В 1934 г. в пос. Чибью (с 1939 Ухта, с 1943 город) введен в действие нефтеперерабатывающий завод. В 1934 г. в Воркуте вошла в строй 1-я угольная шахта, затем - мощная шахта «Капитальная», в 1940-1941 гг. были заложены еще 5 шахт. В 1937-1941 гг. построена Северо-Печорская (с 1947 Печорская) железная дорога (Котлас - Воркута; с 1959 в составе Северной железной дороги). В 1961 г. открыто постоянное движение по линии Микунь-Сыктывкар.

http://pravenc.ru/text/1841836.html

стал студентом историко-филологического факуль­тета Петербургского университета; в 1917г. поступил в Константиновское артиллерийское училище, служил в Добровольческой армии, дважды был ранен, дважды бежал из большевистского плена. Как написано в его некрологе, «нельзя не почувствовать внутреннего единства между этой борьбой офице­ра-мальчика за освобождение России от большевистского варварства и позднейшей культурной рабо­той молодого русского ученого». После эвакуации из Крыма в 1920 г. Беляев два года провел в Кон­стантинополе, перебиваясь случайными заработками, пока в 1922 г. не перебрался в Прагу и не поступил в Карлов университет. Ученый секретарь Семинария им. Η. П. Кондакова. Подробнее см.: Острогор­ский Г. Николай Михайлович Беляев (1899–1930)//SK. 1931. Т. 4. С. 253–260. 2657 Андреева Мария Александровна (1900 – не ранее декабря 1942), историк-византинист; член Семинария и позже Института им. Η. П. Кондакова до 1931 г.; член Русского исторического общества, Славянского института, в конце 1930-х гг. и начале 40-х гг. сотрудник Славянской библиотеки. 2658 Расовский Дмитрий Александрович (1902–1941), историк; в ЧСР с 1922 г., образование полу­чил в Карловом университете; член Русского исторического общества; в 1930–1939 гг. секретарь Археологического института им. Η. П. Кондакова; в 1938 г. переехал с частью института в Белград; погиб во время немецкой бомбардировки вместе с женой И. Н. Расовской (урожд. Окуневой, 1913–1941), дочерью Н. Л. Окунева. 2659 Княгиня Яшвиль Наталья Григорьевна (1861–1939) родилась в Петербурге в семье генерал-лейтенанта Г. И. Филипсона. Благодаря шотландскому происхождению своего отца она с детства прекрасно владе­ла не очень популярным в то время английским языком. В тридцать лет она вышла замуж за князя Н. Г. Яшвиля, но через три года овдовела. Мировая война и революция круто изменили жизнь княгини, ее сын ушел добровольцем на фронт, а она сама вместе с дочерью стали сестрами милосердия, в их киевском доме был устроен лазарет. Революция застала княгиню Яшвиль в Киеве, и здесь в 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2505 Смирнов Николай Александрович, родственник Я. И. Смирнова, морской офицер, преподава­тель Минных офицерских классов в Кронштадте, член «Свободной Академии» Η. П. Кондакова. 2506 Покровский Федор Иванович (1871–?), археограф, историк древнерусского искусства, помощ­ник Η. П. Кондакова, рукой которого записаны надиктованные академиком работы последних лет пе­ред отъездом на юг в 1917 г. В 1915 г. коллежский асессор, помощник библиотекаря Библиотеки АН, член ОЛДП и Археографической комиссии. Хранитель иконной лавки Комитета попечительства о русской иконописи, старший ученый хранитель (старший библиотекарь) IV Рукописного отделения БАН, член Комиссии по изданию словаря русского языка – Постоянной словарной комиссии РАН – АН СССР. Автор (совместно с И. И. Срезневским ) «Описания Рукописного отдела Библиотеки Имп. Академии наук. 1. Рукописи. Ч. 1–3» (СПб.; Л., 1910–1930), редактор «Полного собрания русских летописей» («Новгородская летопись». 1925. Т. 4, вып. 2). Арестован по «академическому делу» в октябре 1929 г., осужден на 10 лет концлагерей, досрочно освобожден в 1933 г. 2507 Dictionnaire des antiquités et romaines d’après les textes et les monuments, rédigé sous la direction de Daremberg et Saglio. Paris, 1877–1919. T. 1–5. 2508 Три предложения подчеркнуты карандашом Η. П. Кондаковым. Вероятно, до адресата эти издания не дошли. 2513 Юркевич Памфил Данилович (1826–1874), философ, педагог; магистр философии (1852). С 1861 г. занял вновь открытую кафедру философии в Московском университете, где в 1861–1865 гг. учился Η. П. Кондаков. Читал лекции по истории философии, по логике, психологии и педагогике, руководил группой студентов, занимавшихся переводами философской литературы, работал в учи­тельской семинарии военного ведомства, с 1869 г. исполнял обязанности декана историко-филологи­ческого факультета Московского университета. 2515 И. И. Толстой (младший) вместе с женой – С. В. Меликовой-Толстой, двумя детьми и сестрой Людмилой Ивановной жил с середины августа по 6 октября 1924 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

172 . Acta et scripta quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant/Ed. Will C. Lipsiae et Marpurgi 1861. 127–136. Послание об опресноках 173 . Никита Стифат . Послание римлянам об опресноках и посте в субботу//Чельцов М. В. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках. СПб. 1879. 357–368. [Слав. пер. по ркп 76/1153 Кирилло-Бел. мон.]. Древний лат. пер. см. выше 6 .172). 174 . Προς ωμαους περ ζυμων κα Σαββτων νηστεας κα το γμου τν ερν Demetrakopoulos Α. Κ.// κκλησιαστικ βιβλιοθκη μπεριχουσα λλνων θεολγων συγγρμματα κ χειρογρφων τς ν Μσχ βιβλιοθκης. Leipzig 1886. 1. 18–36. Hildesheim 1965. 175 . Προς ωμαους περ ζυμων κα Σαββτων νηστεας κα το γμου τν ερν//Michel A. Humbert und Kerullarios, Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. 2. Paderborn 1930. 322–342. Nota . Оба трактата, хотя издаются отдельно, составляют одно соч. Об исхождении Св. Духа 176 . Σνθεσις κατ Λατνων περ τς κπορεσεως το γου Πνεματος//Michel Α. Humbert und Kerullarios, Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. 2. Paderborn 1930. 46–50, 371–409. Против иудеев (TLG 3099/3) SC 81, 412–443 [=TLG]. Аскетические соч. Три сотницы практических, естественных и гностических глав 177 . Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 3. 273–355=PG 120, 852–1005. В некоторых ркп главам предшествуют вопросоответы, изд. в Предисл. к Житию св. Симеона. пер.: Добротолюбие. М. 2 1900. 5. 82–161. [Вкл. значит. купюры, особенно в 3 сотнице, так что предпочтительнее европ. переводы]. пер.: Nikitas Stithatos. On the Practice of the Virtues: One Hundred Texts//Philokalia 7 .158). 4. 79–106; On the Inner Nature of Things and on the Purification of the Intellect: One Hundred Texts//Ib. 107–138; On Spiritual Knowledge, Love and the Perfection of Living: One Hundred Texts//Ib. 139–174. Другие 178 . Пролог к гимнам св. Симеона Нового Богослова ( Ες τν ββλον τν θεων μνων το σου πατρς μν Συμεν). Впервые издан в книге иером. Пантелеймона (Успенского) 6 .32) в отдельном Приложении: «Подлинный текст предисловия Никиты Стифата и неизданных гимнов Симеона Нового Богослова ». крит. изд.: (SC 156). 106–135; Kambylis 6 .29). 13–24.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

21.08(03.09)1927 10(23)08.1928 Сщмч. Никита Прибытков КУЗНЕЦКАЯ 10(23)01.1924 РУБЦОВСКАЯ 1927(?) БИЙСКАЯ 26.01(08.02)1931 МАЛМЫЖСКАЯ 25.10(07.11)1934 09(22)05.1935 БЕЛЕВСКАЯ 09(22)05.1935 12.1937 Никита Семешков КОЛОМЕНСКАЯ 25.07.1473 05.1480 Никита Стягов БОРОВИЧСКАЯ 23.11(06.12)1923 24.07(06.08)1936 Никита Тотемский СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 06.11.1681 24.12.1681 (ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 06.11.1681 24.12.1681) КОЛОМЕНСКАЯ 24.12.1681 07.1704 Никифор АСТРАХАНСКАЯ 27.06.1681 28.10.1682 Никифор ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Никифор ЛУЦКАЯ Никифор ХОЛМСКАЯ Никифор Асташевский (Осташевский?) НОВОСИБИРСКАЯ 12(25)09.1924 04(17)04.1937 Никифор Богословский (?) ГОРОДНЯНСКАЯ (?) ГОРОДНЯНСКАЯ, обн. Никифор I Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.12.1104 04.1121 Никифор II Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 1198(1182) Никифор кн. Джорджадзе ГОРИЙСКАЯ 05.04.1842 03.12.1851 Никифор Ефимов ХАБАРОВСКАЯ 08(21)03.1926 12(25)04.1928 КОТЕЛЬНИЧЕСКАЯ 12(25)04.1928 18(31)01.1929 в/у ВЯТСКАЯ 08(21)01.1929 18(31)01.1929 ПЯТИГОРСКАЯ 18(31)01.1929 02(15)12.1930 Никифор Никольский ВОЛОКОЛАМСКАЯ 08(21)06.1931 03(16)09.1931 КИМРСКАЯ 03(16)09.1931 24.11(07.12)1932 ТВЕРСКАЯ 24.11(07.12)1936 Никифор Сатанило (Станило) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 1266(?) Никифор гр. Феотоки Грек ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 06.08.1779 28.11.1786 АСТРАХАНСКАЯ 28.11.1786 16.04.1792 Никодим Белокуров СТАРОРУССКАЯ 06.04.1875 17.06.1876 ДМИТРОВСКАЯ 17.06.1876 14.10.1877 Никодим Боков САРАПУЛЬСКАЯ 23.07.1895 17.12.1900 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 17.12.1900 03.11.1906 РЯЗАНСКАЯ 03.11.1906 25.07.1911 ВИТЕБСКАЯ 25.07.1911 08.03.1913 АСТРАХАНСКАЯ 08.03.1913 13.03.1914 Никодим Быстрицкий ОРЛОВСКАЯ 15.07.1828 30.12.1839 Никодим Воскресенский БАРНАУЛЬСКАЯ 08(21)11.1924 ДЕМЯНСКАЯ Никодим Гонтаренко ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)08.1942 Никодим Грек БАТУРИНСКАЯ, самозв. (Казак.) (1693) Никодим Казанцев ЧЕБОКСАРСКАЯ 14.02.1854 18.09.1861 в/у ВЯТСКАЯ 18.05.1859 25.03.1860 КРАСНОЯРСКАЯ 18.09.1861 06.04.1870 РЫЛЬСКАЯ 09.01.1911 15.11.1913 БЕЛГОРОДСКАЯ 15.11.1913 28.12.1918 10.01.1919) Сщмч. Никодим Кроткое БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35. Сравнительные изображения см.: В. Никольский. Атлас по истории религии. М., 1930, табл. 77; Д. Чаттопадхьяя. Локаята Даршана. М., 1961, с. 333. 36. Л. Рид. Мифы и легенды страны Маори. М., I960, с. 9 сл. 37. Л. Анисимов. Космологические представления народов Севера. М.—Л., 1959, с. 21. 38. См.: Его же. Религия эвенков. М., 1958, с. 29; В. Анучин. Очерки шаманства у енисейских остяков. СПб., 1914, с. 76; Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1930, с. 160; В. Равдоникас. История первобытного общества, т. 2. Л., 1947, с. 31. 39. Д. Чаттопадхьяя. Цит. соч., с. 296, 322. 40. Эскимосский охотник говорил Богоразу: «Ты думаешь, это мы, мужчины, убиваем тюленей и моржей? Ничуть не бывало. Это женщины, сидя у домашних очагов, колдовством заставляют зверей подходить к берегу и подставляться под удары» ( В. Богораз. Эйнштейн и религия. Применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений. М.—Л., 1923, с. 23). О женщинах-шаманках см.: С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 147; Л. Анисимов. Религия эвенков, с. 179, 180, 182, 184, 205; Б. Шаревская. Цит. соч., с. 63. 41. См.: С. Токарев. Цит. соч., с. 148; Д. Чаттопадхьяя. Цит. соч., с. 300. Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 356. 42. См. ниже главу XIV о Критской культуре; Ch. Dawson. Progress and Religion, p. 90. 43. См.: А. Анисимов. Этапы развития первобытной религии. М. — Л., 1967 с. 28. 44. Эта точка зрения изложена Энгельсом в его книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Официально принятая у нас теория первоначального промискуитета, т. е. беспорядочных половых отношений в первобытном обществе, базируется на работах И. Баховена (1861) и особенно Л. Моргана. Однако следует заметить, что маститый автор «Древнего общества» был, к сожалению, склонен к рискованным обобщениям, а за десятилетия, протекшие с выхода его книги (1877), открылись многие новые факты и многое изменилось в методах этнографического исследования. «Это заставляет, — пишет соотечественник Моргана американский этнограф Р. Лоуи, — признать Моргана безнадежно устаревшим. Его труд остается крупным, открывающим новые пути произведением человека, обладающего большим умом и примерным трудолюбием, но черпать оттуда познания о первобытном обществе в наше время — это то же, что изучать биологию по работам какого-нибудь натуралиста додарвинской эпохи» ( Р. Lome. Primitive Society, 1925, р. 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010