V 30 ноябр.). В 1863 г. сотрудники получили по 15 руб., редактору выдано было 100 р. и 150 р. цензорам. С мая 1861 г. «Православный Собеседник» поступил в управление нового редактора ректора академии архимандрита Иннокентия. Одним из первых его распоряжений была даровая высылка «Православного Собеседника» всем епархиальным преосвященным. Ректор мотивировал это распоряжение тем, что «находит справедливым воздавать честь каждому епархиальному преосвященному высылкою ему журнала «Православный Собеседник» в дар (жур. XIV 30 июня), но кроме того, он, конечно, имел в виду и то, что преосвященные, получая журнал, наглядно убедятся в его полезности и будут охотнее содействовать распространению его. Далее: новый ректор озаботился об открытии нового источника доходов для редакции. В 1862 и 1863 г. в редакцию неоднократно поступали просьбы от разных лиц о высылке приложений к «Собеседнику», например сочинений Максима грека и Деяний соборов отдельно от «Собеседника», но редакция всякий раз отказывала, не имея права на отдельную их продажу. Ректор через преосвященного Афанасия в июле 1864 г. обратился в св. Синод с ходатайством издавать некоторые статьи помещенными в журнал отдельными брошюрами. В октябре того же года последовал по этому поводу указ св. Синода, где говорилось: «согласно ходатайству высокопреосвященного разрешить редакционному комитету журнала «Православный Собеседник» издавать отдельными от журнала книжками те статьи, которые комитет признает удобными назначить к продаже с обращением дохода от сей продажи в пользу сотрудников «Православного Собеседника» (жур. 11 23 окт. 1864 г.). Эта продажа впоследствии оказалась значительным подспорьем для финансов редакции. На первый раз «Собеседник» и приложения к нему отброшюрованы были в количестве 20 экземпляров (журн. XII 30 дек. 1864 г.). Вместе с тем ректор возымел намеренье придать больший интерес журналу изданием в нем перевода Деяний св. мучеников и святых. С этою целью он вошел через преосвященного с ходатайством в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Мы же, братия, «поучимся у почившего Государя, – жить не для себя только, но и для блага ближних; поучимся отвергаться самих себя, своих страстей смертоносных и всегубительных; поучимся умерщвлять эти воюющие против нас страсти, чтобы спасти на веки бесконечные души свои, созданные по образу и подобию Божию и искупленные бесконечно великой ценой – кровью Сына Божия. Аминь. 46. Слово во время литургии, спустя год по блаженной кончине Государя Императора Александра II Дорогие братия и сестры! Вчерашний день 19-го Февраля, был день замечательный для всей России, как день восшествия на престол покойного Государя Императора Александра II. Помянем этот день благоговейной и благодарной памятью и мы, как чада дорогого отечества нашего – России, под благословенным небом которой мы родились, воспитались и живем под державой ее венценосных Вождей, – помянем покойного Императора кратким перечислением тех благодетельных реформ и учреждений, которые были начаты им вскоре по восшествии на прародительский престол и шли почти во все его царствование. Это для того чтобы обновить в сердцах наших любовь к почившему и молитвенно пожелать ему вечного в Бозе покоя. Во-первых, 19 Февраля 1861 года, с 22 миллионов людей русских сняты узы крепостного рабства, и крепостное право стало былью. Несвободных и безземельных крестьян не стало в царствование Александра II. Далее, 20 Ноября 1864 года, по Высочайшему повелению покойного Государя, введены новые судебные уставы, и в русской земле воцарился вместо прежних неправых, бесконечных судов, суд правый, скорый и милостивый; вскоре за тем отменено телесное наказание. Потом 1 Января 1864 года даны Земские учреждение народу. Почивший в Бозе Государь доверил самим жителям управлять и распоряжаться хозяйственными делами своей губернии или уезда, 1 Января 1874 года издан манифест, которым все мужское население России призвано отбывать воинскую повинность; новым законом все призваны служить в войсках – богатый и бедный, знатный и незнатный, чиновный и нечиновный; срок военной службы сокращен до 15 лет. Для людей, которые учились в учебных заведениях, срок действительной службы сокращен, смотря по учению: иные служат вместо шести лет полгода, другие полтора года, иные – три. Кто кончил ученье в сельской школе, тот служит 4 года. Служба для неграмотного продолжается 6 лет и затем он числится в запасе 9 лет. Вся Россия, благодарная Царю Освободителю, с радостью встретила весть о всеобщей повинности. С заботами об улучшении быта населения покойный Государь соединял заботы о народном образовании: и все школы и учебные заведение обратили на себя внимание Императора Александра II; открыто много всякого рода училищ, так что теперь впятеро и вшестеро больше учебных заведений, чем их было 27 лет назад. Еще не все: в 1864 году покорен окончательно весь Кавказ и война, длившаяся 65 лет, кончена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Остается стать одаль, и ожидать, на которую сторону патриарх положит гирю своей решимости. 132 Филарет, митрополит московский. 12 Ноября, 1861 г. 1862 г. 4 февраля. Замечания митрополита Филарета о положении дел в костантинопольском патриархате В депеше из Константинополя от 2 января 133 , сего 1861 года (при сем возвращаемой), встречается следующее: Фуад-паша рекомендует вселенскому патриарху христианской добродетели. Члены константинопольского синода не находят возможным примирение с патриархом. Значительнейшие константинопольские греки вступили в иностранное подданство, равнодушны к соотечественникам, и не пользуются их доверием. Истинные греки принадлежат к низшим классам, и мало обращают внимания на то, что выше вещественных нужд их. Влияние на важнейшие дела принадлежит таким людям, как логофет Аристархи (Это тот логофет, который в церковно-народном со6рании, домогаясь двойного жалованья, указал, как будто на заслугу, на то, что свергнул десять патриархов) 134 . Что в таких обстоятельствах можно сделать для умиротворения константинопольской церкви? К кому обратиться с словом мира? Кажется, остается одно: молить Бога, чтобы умилосердился над Своею церковию и воздвигнул мужа или мужей правды и силы духовной. 135 26 марта 1862 г.–20 июня 1864 г. Замечания митрополита Филарета о константинопольской иерархии, по сведениям 10 февраля, 1862 года, 27 июня, 2 и 9 июля 1863 года и начала 1864 года О константинопольской иерархии, по известию от 10 февраля, 1862 года 136 I I. Святейший патриарх не желал (как доказывает медление доныне), но обстоятельствами принужден приняться за постановления церковно-народного собрания. 28 января сие со6рание вновь открыто несколькими словами патриарха и речью самосского князя Аристархи. Сей светский оратор обличает патриарха и архиереев, и дает им наставления. Они безмолвствуют пред обличениями и наставлениями светского наставника, потому что не могут опровергнуть обличений; и между тем остаются непреклонно в тех расположениях, которые дали причину обличениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

228 Летописи русск. литер. и древн. Тихонравова, т. IV, отд. 3, стр. 89, 101. Прав. Собесед. 1861 г., т. I, стр. 269–277. 235 Греческие писатели, а вслед за ними и Западные производят еще это название от слов Бог милуй или Богу – милый, и выходит, таким образом, что богомилы претендовали на наименование себя богоугодными, благочестивыми, «истинными христианами». В этом именно смысле первый обличитель богомильской ереси Козьма, пресвитер болгарский, говорит, что «поп по имени Богумил, а по истине рещи, Богу не мил, первее нача учити ересь в земле Болгарстей» (Прав. Собеседник 1864 г., т. IV, стр. 481). 237 Павликианство в свою очередь было ничем иным, как видоизменением манихейства, древнейшей из христианских ересей востока, образовавшейся из смешения христианских понятий с учением Зороастра. 238 Zonar. I. XVIII, р. 209. ср. Гильфердинг. «Письма об истории сербов и болгар» II, 121 в «Русской беседе» 1859 г., IV. 239 Psellus. De operatione daemonum, 1838 г., Nurenberg ed. Boisonade, p. 3, 5. etc. Cerdenius Hist. I, 514 sqq. 241 «Беседа Козьмы пресвитера на новоявившуюся ересь Богумилу» напечатано в «Прав. Собеседнике» 1864 г. кн. IV–VIII. 242 Сочинение это отдельно издано Гизелером в 1842 году в Геттингене под заглавием: Euthymii Sigabeni Narratio de Bogomilis seu Panopliae titul 23. 245 Евфимий Зигабен в Victoria de Messalianorum secta ap Tollie. p. 116. Собиранием этих сказаний и разных живых молитв среди богомилов особенно известен болгарский поп Иеремия. В одном списке апокрифических книг, между прочим, сказано: «канунов много живых и молитвы составлены живыя от трясовицы, Еремея попа болгарскаго басни», «Прав. Собеседник» 1861 г., ч. I, стр. 280. 248 Напр. Леонтий Бальбийский, Климент Сасимский и др. – Алляций, De eccl. Orien et Occiden. consen. p. 637–678. 252 В судейских хрониках зачастую бывает, что показания свидетелей на предварительных следствиях совершенно расходятся с показаниями тех же свидетелей, данными под присягой. 253 В это время, обнаруженная полицией, обратившаяся была на поруках, оставаясь по убеждениям бегункою, только отступницею. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подробнее о деятельности Рачинского в области церковного пения см. ниже, а также в третьем томе данной серии. 369 Рачинский принял участие в переводе Смоленского в 1901 году из Синодального училища в Придворную певческую капеллу, использовав при этом свои дружеские отношения с близким к государю бывшим начальником Капеллы графом Сергеем Дмитриевичем Шереметевым. 370 Варвара Александровна Рачинская (1836–1910) – младшая сестра С.А. Рачинского, постоянная его помощница в школьном деле. Руководила Татевской школой с момента ее основания в 1861 году и до 1875 года, когда преподавание целиком взял на себя Сергей Александрович. 371 Видимо, предполагая продолжить записи о Рачинском, Смоленский в рукописи Воспоминаний после главы «С.А. Рачинский и Татево» оставил несколько десятков чистых пронумерованных листов, однако это намерение не было осуществлено. 372 Среди естественно-исторических сочинений наибольшей популярностью пользовался сделанный Рачинским впервые перевод на русский язык книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1864). Кроме того, также впервые, на русский язык Рачинским были переведены «Физиология обыденной жизни» Дж.Г. Льюиса (совместно с Я.А. Борзенковым, 1861–1862), «Растение и его жизнь» М. Шлейдена (1864), «Простые беседы о научных предметах» Дж. Гершеля (1868). 373 Газета «Русские ведомости» (со ссылкой на «Смоленский вестник») писала: «Недавно бывший профессор Московского университета С.А. Рачинский блестяще выдержал экзамен в уездном училище города Белого, Смоленской губернии, и удостоился звания сельского учителя. (…) Чтобы открыть деревенскую школу, профессорского звания оказалось недостаточно, и г. Рачинский вынужден был ехать в город Белый и сдавать экзамен на звание сельского учителя» («Русские ведомости», 1879, 21 января). 374 «Заметки о сельских школах» печатались первоначально в редактируемой Н.С. Аксаковым газете «Русь» в 1881 году 45–53), затем были изданы отдельной брошюрой (СПб., 1883). Под «главой об искусстве» Смоленский подразумевает статью Рачинского «Народное искусство и сельская школа», опубликованную на страницах «Руси» в 1882 году 40–42) и отдельной брошюрой (М., 1882). Обе работы вошли в многократно переиздававшийся сборник педагогических трудов С.А. Рачинского «Сельская школа» (1-е изд. – 1891). Комментированную публикацию статьи «Народное искусство и сельская школа» см. в третьем томе серии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как можно видеть из сделанного перечня миссионерских (в 1864, 1879 и 1901 годах) станов, некоторые станы или совсем прекратили свое существование или же обратились в так называемые миссионерские сотрудничества, сделались, с приливом русского населения из внутренних губерний России, приходами, священники которых уделяют известную часть своих трудов и живущим в их приходах или вблизи них язычникам, другие же станы появились вновь. Из этих новых станов особо надобно упомянуть о станах: Кужертаевском и Бырцынском, которые, с наименованием их «Иннокентиевскими», открыты Советом Православного Миссионерского Общества, 96 в память первого председателя сего Общества, митрополита Московского Иннокентия и на устройство которых отпущено единовременно 10,000 рублей, а ежегодно на содержание отпускается 2,400 рублей. Праздник в Иргэнском миссионерском стане (крестный ход) Численность миссионеров, служащих в станах, начиная с 1861 года и до настоящего времени (1901 г.), была неодинакова. В 1861 году был только один миссионер при Хоринской Степной Думе, священник Михаил Телятьев, о котором было упомянуто выше, в 1864 году миссионеров было шесть. 97 В 1869 году было 9 миссионеров и 4 исправляющих должности миссионеров приходских священников, 98 в 1870 г. 20 миссионеров, 99 в 1880 г. 21 миссионер. 100 В настоящее время в Забайкальской миссии состоит 17 миссионеров и 7 сотрудников. Образовательный ценз этих миссионеров и их сотрудников неодинаков. Тут есть воспитанники духовных семинарий, окончившие в них полный курс (девять), есть воспитанники учительских семинарий (четыре), далее, не окончивший курс духовных семинарий (один), окончившие миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии (двое), окончившие курс в уездных училищах (двое), обучавшиеся в духовных училищах (двое), наконец, есть воспитанники Посольской миссионерской школы (трое) и один воспитанник также миссионерской школы, при одном из станов миссий. 101 Безошибочно, кажется, можно полагать, что последние четыре миссионера владеют монгольско-бурятским языком, так как это – по-видимому, их родной, отечественный язык, но знают ли тот язык, на котором должны проповедовать инородцам слово Божие, все остальные миссионеры, в этом позволительно усомниться. Существование в Забайкальской миссии переводчиков (четырех) показывает, что и эта миссия, как и другие наши миссии, не в достаточной степени обладает одним из важнейших и главнейших орудий при возвещении слова Божия инородцам – знанием местных инородческих языков. 102 VII

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обратный проезд ему было выдано 120 р., но он просил еще 55 руб., которые и были исходатайствованы из Дух. -уч. управления. В том же году поступил серб Михаил Геориадес, по ходатайству директора азиатского департамента, генерала Ковалевского. В 1861 г. приняты в семинарию черногорцы – Джуро-Лазов Ябучанин и Дим. Пунашевич – для изучения церк. живописи. С тою же целию еще в 1853 г. допущен был к посещению классов икокописания обучавшийся в академии художеств болгарин Стан. Доспевский. В 1861 г. араб Георий Маркос просил с другом еще арабом Нифонтом Мусеем о перемещении из киевской семин. в спб., так как они в киевской возбудили против себя неудовольствие других иностранцев, особенно сербов и болгар «за то, что не разделяют питаемого ими нерасположения к греческой нации». Семин. правление отказало по тесноте помещения, а также потому, что и в петерб. семинарии с ними может случиться тоже, что в киевской. Но, по распоряжению исправлявшего должность об. -прокурора князя Урусова, Маркос принят в спб. семинарию, причем учившиеся здесь греки (Ив. Георгиадес, Конст. Иеропас и Ант. Филиппеос) дали подписку, что согласны жить с Маркосом вместе в одной комнате; впрочем два последних грека вскоре вышли из семинарии по болезни. В 1864 г. Афонской Хиляндрской обители иеродиакон Евстафий допущен был к слушанию уроков в семинарии, с помещением в лавре. В 1865 г. принят грек Эммануил Пападаки, а в 1868 г. бежавший из Турции черногорец Георгий Филиппович и серб Явт Георгиевич. Были в семинарии и присоединившиеся из римско-католического вероисповедания, напр. Антон Залесский – из поляков (с 1848 г.), Мефодий Цехановский (в средн. отд. 1865 г.), чрез два года вышедший по расстроенным обстоятельствам; а также не мало обращенных евреев: Михаил Фалеев (с 1845 г.) Гавр. Архангельский (1847 г.); – в 1855 г. отказано в приеме в семинарию крещеному из евреев Зендерберу, за малолетством (12 лет); Ошер Дзягилер (1862 г.), Липкин (1864 г.) – оба последние имели уже детей, которых привезли потом в С.-Петербург – «для приготовления к православию»; Матвей Беккер (1866 г.), по обращении отданный под нравственное наблюдение семин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

евр. купцам 1, 2 и 3-й гильдии было разрешено проживание в Севастополе и Николаеве, а позднее и в Ялте. В том же году евреям-купцам 1-й гильдии было предоставлено право жить по всей империи, брать с собой семьи и «служителей из домашних единоверцев», но не более 1 приказчика и 4 домашних слуг (за исключением Москвы и С.-Петербурга, где число слуг определялось городскими властями). 27 нояб. 1861 г. Гос. совет принял закон, по к-рому евреи, имеющие степень доктора медицины или к.-л. научную степень в др. областях знаний, получали право жить в любой части страны, свободно выбирать ряд занятий, поступать на гос. службу. После получения чина действительного статского советника евреи на общих основаниях вводились в потомственное дворянство. Евреев-военнослужащих было разрешено награждать теми же орденами, что и солдат-мусульман (1858), допускать к службе в гвардии (1860), производить в унтер-офицеры на общих основаниях (1861). В 1865 г. врачам-евреям было разрешено служить во всех учреждениях Военного мин-ва, в 1866 г.- Мин-ва народного просвещения, в 1867 г.- Мин-ва внутренних дел (за исключением Московской и С.-Петербургской губерний). В 1868 г. был аннулирован закон, запрещавший евреям Царства Польского селиться в России, а российским - в Царстве Польском. В 1872 г. все евреи, окончившие С.-Петербургский технологический ин-т, получили право жительства по всей империи, в янв. 1879 г. такое же право получили все выпускники высших учебных заведений, а также фармацевты, акушеры и дантисты. После подавления польского восстания (1863-1864), когда правительство стало проводить политику, направленную на усиление рус. влияния в зап. областях страны, право евреев приобретать и арендовать землю было вновь ограничено. 10 июня 1864 г. по высочайшему повелению всем евреям было запрещено приобретать землю в собственность в 9 зап. губерниях (Виленской, Ковенской, Гродненской, Витебской ( образована в 1802 в связи с упразднением Белорусской губ.), Минской, Могилёвской, Киевской, Волынской и Подольской).

http://pravenc.ru/text/1237763.html

415 Так, напр., они выслали еп. Неофита, потом Паисия, который хотя был родом из болгар, но во всем был покорен греческой патриархип. Руков. для с. паст. 1864 г. 46, стр. 426. День– 1863 г. 15, 31 и 39, и 1864 г. 12. Слав, отдел. 416 Греческое народное собрание составлено в 1858 г. при патриархии для устройства и улучшения церковных дел. Им выработаны (в 1858– 1860 годах) постановления 1, об избрании и определении патриарха и прочих архиереев; 2, об устройстве священного синода; 3, о смешанном совете; 4, об издержках на содержание вселенского патриарха и архиереев; 5, о случайных доходах архиереев; 6, о жалованье патриаршим чиновникам и о других доходах и расходах; 7, о ежегодных доходах; о монастырях. 418 Христ. Чт. 1871 г. март. кн. 432 – 433. – 1861 г. ноябр. кн. 349. – Эти 15 пунктов следующие: 1, в болг. епархиях архиеренския кафедры занимаются предпочтительно достоиными из болгар; 2, в случае смерти епископа, болгары представляют к. патриарху достойного кандидата; 3, для образования болгарских пастырей строятся и содержатся на счет болгар богословския училища, но инструкция преподавания уроков определяется патриаршею грамотой; 4, за училищами наблюдает местный митрополит и опытные члены клира; 5, во всех болгарских училищах преподается болгарский язык и словесность; 6, ответственность за училища лежит на митрополите и наблюдателях; 7, в синоде присутствуют один или два болгарских митрополита, поочередно назначаемые патриархом чрез каждые два года; 8, в богословское училище в Халки по прежнему принимаются и болгары; 9. доходы болг. архиереев имеют быть определены особым уставом, 10, богослужение совершается на болг. языке, 11, из живущих в Константинополе болгар некоторые избираются в надзиратели при патриархии и прочих народных заведениях; 12, в Константинополе устрояется приготовительное училище для болгарских детей, живущих в атом городе; 13, церковные послания пишутся на болгарском и греческом языках; 14, патриархия обязуется исполнять, справедливые требования болгар; 15, в случае нужды патриархия посылает достойных клириков для испытания поведения болгарского духовенства. Христ. Чт. 1861 т. поябр. кн. 349– 354.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Избр. соч.: Римский новый догмат о зачатии Пресв. Девы Марии без первородного греха перед судом Свящ. Писания и св. предания св. отцов//ХЧ. 1858. 2. С. 71-124; 3. С. 182-204; 4. С. 219-261; Ирвингианство. СПб., 1859; Взгляд на совр. положение папства//ХЧ. 1861. 3. С. 135-148; Взгляд на характер и направление зап. христ. вероисповеданий//Там же. 1862. 2. С. 129-151; Неск. слов об отношении естественных наук к вере: По поводу появления «Естественной истории» Агассица//Там же. 4. С. 531-543; О коренных свойствах и общем значении Церкви Христовой//Там же. С. 515-530; Письма правосл. путешественника о церк. состоянии Запада//Там же. 3. С. 387-399; Религиозная жизнь в Англии в минувшем 1861 г.//ПО. 1862. 1. С. 72-101; Английские понятия о прогрессе и о его отношении к христианству//ХЧ. 1863. 2. С. 293-306; О нек-рых произведениях рус. авторов, появившихся в посл. время за границей//Там же. 3. С. 385-421; Крит. заметки: «Жизнь Иисуса», соч. Э. Ренана//Там же. 11. С. 330-356; 1864. 1. С. 116-142; О церк. состоянии Англии: Ист.-стат. очерк//Там же. 1864. 8. С. 451-478; 9. С. 3-38; 10. С. 173-200; Путевые заметки из Германии//Там же. 11. С. 324-348; 12. С. 417-439; 1865. 2. С. 116-141; 3. С. 287-314; 5. С. 34-56; К вопросу о соединении англо-амер. Церкви с Православной//ДБ. 1865. 49. С. 441-451; Неск. слов о совр. стремлениях англо-амер. Церкви к сближению с Православной//ХЧ. 1865. 2. С. 188-197; Первое общее собрание членов вновь учрежденного миссионерского об-ва. СПб., 1865; Речь, сказанная 2 мая 1865 г., в собр. членов вновь учреждаемого миссионерского об-ва для содействия распространению христианства в вост. пределах России. СПб., 1865; Обзор XXXIX членов англикан. вероисповедания//ХЧ. 1866. 6. С. 571-603; Новое заявление в пользу сближения Англ. Церкви с Православной//Там же. 1867. 4. С. 675-688; Об англ. священстве//Там же. 1869. 10. С. 702-719; Старокатолич. движение и Мюнхенский церк. конгресс. СПб., 1871; Речь, читанная в торжественном собрании СПбДА 17 февр. 1872 г.: [О соединении Церквей]//ХЧ. 1872. 3. С. 517-541; [Речь о совр. состоянии религ. движения в Зап. Европе, произ. 2 апр. 1872 г. при открытии С.-Петербургского отд. ОЛДП]//Сб. протоколов ОЛДП. С.-Петербургский отд. 1-й год: 1872/1873. СПб., 1873. С. 26-33; Объяснения в заседании С.-Петербургского отд-ния ОЛДП, 11 дек. 1875 г., по поводу 2-й Боннской конф.//ХЧ. 1876. 1/2. С. 258-266.

http://pravenc.ru/text/2581607.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010