Никитский Александр Васильевич (1859–1921), филолог-классик, археолог, магистр (1895), доктор (1901) греческой словесности, член-корр. Петербургской АН (1902), академик РАН (1917). Преподаватель греческого языка в Одесской духовной семинарии (с 1882), приват-доцент (1886–1899) историко-филологического ф-та Новороссийского ун-та, секретарь его Историко-филологического об-ва (1899), профессор Юрьевского ун-та (1896–1901). Профессор (1902–1908), секретарь (1904–1906), декан (1906–1908) историко-филологического ф-та М.у., попечитель Оренбургского учебного округа (1908–1911). С 1911 жил в Петербурге, причислен к Мин-ву нар. просв., член Ученого к-та Мин-ва нар. просв. (с 1914). Преподаватель в Петербургском историко-филологическом ин-те (с 1912), одновременно, приват-доцент историко-филологического ф-та Петербургского ун-та (1912–1915), преподаватель Петроградского женского педагогического ин-та (с 1914), профессор Петроградских ВЖК (1917–1918), действ. член (1920), с 1921 зав. разрядом археологии греческих колоний Юга России РАИМК; Никола I Петрович Негош (1841–1921), князь (1860–1910), король (1910–1918) Черногории. Поэт и драматург, почетный член Петербургской АН (1889); Николаева, слушательница историко-философского ф-та МВЖК; Николай I Павлович (1796–1855), российский император с 1825; Николай II Александрович (1868–1918), российский император (1894–1917), расстрелян вместе с семьей в ночь с 16 на 17 июля 1918. Канонизирован РПЗЦ (1981), РПЦ (2000); Николай (Никольский), священник в селе Красном, Рыбинского уезда; Николай Михайлович (1859–1919), великий князь, историк, археограф, коллекционер, меценат, ген.-лейтенант, ген.-адъютант, почетный член Петербургской АН (1898), доктор русской истории (1915), доктор философии (Берлинский ун-т), почетный член Французской АН. С 1885 служил в Кавалергардском полку, затем командовал полком и бригадой на Кавказе. Председатель РИО (1910–1917) и Русского географического об-ва (1892–1917). Весной 1918 выслан в Вологду, затем переведен в Петроград. Расстрелян 24.01.1919;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В 1910 году была основана Всероссийская лига по борьбе с туберкулезом, куда входили родственники больных, а также врачи и священники. В благотворительном движении было много священников, потому что они были в большинстве своем образованными людьми, которые пользовались доверием прихожан и могли призвать делать пожертвования. Журналисты также привлекали внимание общества к борьбе с болезнью. Хочу процитировать одно из воззваний: «заставить каждого вспомнить о существовании постоянного, страшного, хотя и невидимого врага всего человечества – туберкулеза, и призвать каждого вносить свою лепту на общее дело борьбы с ним». – Вы говорили не только о сборе средств, но и о распространении медицинских знаний. – С 1910 года в дни Белого цветка проходил не только сбор денег, но и организовывались медицинские выставки, врачи читали лекции по гигиене. В России была очень высокая смертность, в основном из-за очень низкого уровня жизни и антисанитарных условий, скученности. Люди просто не знали, например, что надо мыть руки, мыло начало распространяться только с 1860-х годов. Нужны были сведения о гигиене, о том, как обрабатывать посуду, если в семье есть инфекционный больной, объяснять, что не должно быть контакта с больным. С конца XIX века люди очень интересовались вопросами гигиены, потому что всех волновало, как продлить свою жизнь. Жизнь была очень интересной, потому что разъединенность людей уменьшалась, появлялись новые формы информации досуга. Идея «жить долго» невероятно волновала людей в эпоху достаточно высокой смертности, с которой сталкивалась каждая семья, и поэтому люди охотно ходили на лекции по гигиене и борьбе с туберкулезом. Для лекций бесплатно предоставлялись здания коммерческих собраний, городских театров, народных домов, клубов. Со стороны владельцев этих зданий это тоже была благотворительность. – Когда традиция праздников Белого цветка прервалась и почему? – Я думаю, что праздник прошел в последний раз, может быть, в 1915 году. Я не находила данных по 1916-1917 годам. В 1914-1915 годах все благотворительные потоки уже шли на помощь раненым воинам и семьям жертв Первой мировой войны, и стало не до Белого цветка. Фактически он широко проводился, может быть, 5 лет. Этот вопрос еще не до конца исследован.

http://pravmir.ru/istorik-galina-ulyanov...

191 Бухта Иосиф Павлович – старший аптечный фельдшер. С 1 октября 1901 и.д. Лодейнопольского уездного фельдшера; 1 августа 1906 переведен и.д. фельдшера в Петрозаводский уезд. Преподаватель гимнастики Олонецкой ДС, фельдшер семинарской больницы. С 13 ноября 1915 утвержден петрозаводским уездным фельдшером, с августа 1917 – в отставке. 137 Бучель Емельян Семенович – член приходского Совета Входоиерусалимской Знаменской церкви на Знаменской пл. в Петрограде. 215 Быстров В. О. – прихожанин Скорбященской церкви за Литейным двором в Петрограде. 218 Бычков Сергей Иванович – см. Симеон (Бычков). Вайнрай Лидия Аркадьевна; (ок. 1902 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. Валь Виктор Вильгельмович (Васильевич) фон; (17 июля 1840 – 17 ноября 1915). Окончил Николаевское инженерное училище с оставлением при Николаевской инженерной академии. В службе с 9 сентября 1858. С 16 июня 1859 – прапорщик, 16 сентября 1860 – подпоручик, с 8 сентября 1861 – поручик, с 5 июня 1863 – штабс-ротмистр, с 11 февраля 1864 – ротмистр, с 11 августа 1866 – штабс-ротмистр гвардии, с 30 августа 1867 – ротмистр, с 9 марта 1873 – полковник, с 1874 – флигель-адъютант, с 9 января 1879 – генерал-майор с назначением в свиту, с 15 мая 1883 – генерал-майор, с 30 августа 1893 – генерал-лейтенант. С 19 февраля 1878 – ярославский вице-губернатор, с 4 июня 1878 – гродненский, с 27 февраля 1879 – харьковский, с 20 апреля 1880 – витебский, с 24 июля 1884 – подольский, с 5 июня 1885 – волынский, с 25 февраля 1889 – курский губернатор. С 4 мая 1892 – с.-петербургский градоначальник; с 6 декабря 1895 – товарищ министра внутренних дел и командир отдельного корпуса жандармов, с 2 октября 1901 по 15 сентября 1902, 15 сентября 1902 – 10 января 1904 – вновь товарищ министра внутренних дел и командир отдельного корпуса жандармов, 31 декабря 1903 назначен членом Государственного совета. Почетный опекун С.-Петербургского присутствия Опекунского совета учреждений Императрицы Марии. С 10 января 1904 – числился в списках отдельного корпуса жандармов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

363 Лучше всего документированной работой по вопросу о торговых связях Византии и итальянских республик при Комнинах и Ангелах является работа Хейда — W. Heyd. Histoire du commerce du Levant au Moyen Âge. T. I. Leipzig, 1885, S. 190—264. См. также: F. Chalandon. Les Comnène... vol. II, pp. 625—627; J. W. Thompson. An Economic and Social History of the Middle Ages. New York, London, 1928, pp. 380—439. 364 См. текст в: F. Miklosich, J. Müller. Acta et diplomata graeca... vol. III, pp. 9—13; этот же текст в следующем издании — J. Müller. Documenti sulle relazioni delle città Toscane coll " Oriente Cristiano e coi Turchi. Firenze, 1879, pp. 43—45; 52—54. См. также: W. Heyd. Histoire du commerce du Levant... t. I, p. 193—194; F. Dölger. Corpus der griechischen Urkunden... Bd. II, S. 53—54 (n. 1255). См. также: A Schaube. Handelsgeschichte der Romanischen Völker des Mittelmeergebiets bis zum Ende der Kreuzzüge. München, Berlin, 1906, S. 247—274. 365 Nuova serie di documenti sulle relazioni di Genova coll“ Imperio Bizantino, ed. A. Sanguineti, G. Bertolotto. — Atti della Societä ligure di storia patria, t. XXVIII, 1896—1898, pp. 351, 355, 360; F. Miklosich, J. Müller. Acta et diplomata graeca... vol. III, p. 35. См. также: F. Dölger. Corpus der griechischen Urkunden... Bd. II, S. 82 (n. 1488); G. Brtianu. Recherhes sur le commerce génois dans la mer Noire au XIIIe siecle. Paris, 1929, pp. 65—66. 366 Об этом хрисовуле см. выше. См. также: H. Brown. The Venetians and the Venetian Quarter. — JHS, vol. XL, 1920, p. 88. 367 Mustafa Hamid. Das Fremdenrecht in der Türkei. — Die Welt der Islam, Bd. VII, 1919, S. 26—27. 368 Timario sive De passionibus eius. Dialogus Satyricus. Ed. M. Hase. — Notices et extraits des manuscrits de la Bibliotheque Nationale, vol. IX, 1813, part 2, pp. 171—174; Ed. A. Ellissen. Analecten der mittel — und neugriechischen Literatur, Bd. IV (I), Leipzig, 1860, S. 46—53, 98 ff. 369 F. Cognasso. Uri imperatore bizantino della decadenza Isacco II Angelo. — Bessarione, vol. XXXI, 1915, p. 60. То же отдельным изданием — Roma, 1915, р. 34.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Летопись епархии Калужской от основания ее до 1860 года, и, наконец, книга с псалмами и молитвословиями для слепцов из монахов. Когда побывали в наших руках: Пролог, Евангелие Толковое, Лествица, то ожили в памяти учеников объяснения по церковному уставу. Прочитав из Лествицы изъяснение добродетели „смирение“, мы повторили урок из Катехизиса о первой заповеди блаженства. Взяв в руки Библию на разных наречиях, пишущий отметил разность в чтении текста в разных местах у лютеран и англикан. Когда рассматривали рукописные книги позднейшего времени (Парастас, Правильник), писанные рукой оптинских монахов, то ученики-паломники не нашли слов для выражения своего изумления пред совершенством труда. Совершенство работы и терпение писателя изъяснили нам тем, что эту работу иноки совершали во славу Божию и с помощью свыше. Когда имели в руках книгу псалмов и молитв для слепцов, то помянули благодарною памятью изобретшего способ слепцам читать книги. Взяв в руки „Летопись“ (историю) епархии от основания ее до 1860 г., мы стали искать разъяснение занимавшего нас вопроса об основателе пустыни — разбойнике Опте… Общее впечатление от библиотеки скитской: она ценное сокровище для любителей богословия и церковной старины. Порядок поддерживается прекрасный. Долго стояли мы пред шкафами с рукописями старцев, и библиотекарь давал нам видеть подлинные письма о. Амвросия и др. Обилен отдел святоотеческих творений и духовных журналов. Много оказалось и таких книг, которые мы видели в библиотеке монастырской. » (С. 385–387, 393–394). В жанре паломнических заметок в журнале была опубликована небольшая статья А. З. «Белев и Оптина: заметки путешественника» (1908. 12. С. 519–578), в которой автор говорит о высоком духовном уровне женской обители, которая в течение многих лет находится под водительством оптинских старцев, а также статья М. «В Оптиной Пустыни» (1915. 9—10. С. 31–38) , в которой паломница, побывавшая в обители в 1911 г., подробно описывала оптинские службы. Интерес представляют и ее воспоминания о Шамординской обители.

http://bogoslov.ru/article/6192482

В дореволюционный периоджурнал «Труды Киевской духовной академии» (далее - «Труды КДА») просуществовал пятьдесят восемь лет (с 1860 по 1917 год). За это время несколько раз издавались систематические указатели статей, опубликованных в «Трудах».Первая попытка создания такого указателя была предпринята профессором И. Н. Корольковым в 1881-82 годах. В своем исследовании об истории «Трудов КДА» за первые двадцать лет существования журнала он опубликовал систематический список статей, помещенных в журнале за этот период . Следующий систематический указатель вышел в свет в 1905 году. Он охватывал статьи, опубликованные в журнале в течение первых сорока пяти лет его существования (с 1860 по 1904 годы) . Как отмечали составители указателя, они включили в него исправленный и дополненный список И. Н. Королькова, продолжив его до 1904 года . Указатель был разделен на двадцать четыре тематических отдела. При чем в некоторых из них имелись также подотделы (например, отдел «Священное Писание Ветхого и Нового Завета» состоял из четырех подотделов: «Книги Священного Писания в русском переводе с еврейского языка», «Книги Священного Писания в русском переводе с греческого языка», «Статьи и исследования по библиологии: Ветхий Завет», «Статьи и исследования по библиологии: Новый Завет») . Внутри отделов списки публикаций были приведены в хронологическом порядке, что сегодня заметно затрудняет поиск публикаций какого-либо конкретного автора. Издание также было снабжено алфавитным перечнем авторов, переводчиков и рецензентов, упомянутых в указателе. Сквозная нумерация статей в указателе отсутствовала. В алфавитном перечне имен давались ссылки не на порядковый номер статьи в указателе, а на страницу указателя, что также заметно затрудняет поиск описания нужной публикации. Кроме того, в указателе не учтены материалы, печатавшиеся в «Трудах КДА» в качестве приложений. Еще один указатель был подготовлен к печати в 1915 году. В нем охвачены следующие десять лет издания «Трудов» (1905-1914 годы) . Здесь в целом была сохранена структура, принятая в 1905 году. Тем не менее, в этом указателе были и некоторые отличия от издания 1905 года. В частности, в новом указателе были учтены все материалы, печатавшиеся не только в основной части «Трудов КДА», но и в приложениях (извлечения из журналов Совета Академии, отчеты о состоянии Академии и существовавших при Академии обществ и т.п.). В рамках отделов статьи размещались не в хронологическом порядке, а в алфавитном порядке фамилий авторов и рецензентов. В отделе «История Русской Церкви» был выделен подотдел «Материалы и исследования по истории Киевской духовной академии». Был также несколько изменен порядок других отделов . Кроме того, в указателе была произведена сквозная нумерация всех статей. И, соответственно, в алфавитном перечне авторов, рецензентов и переводчиков давались ссылки не на страницы указателя, а на порядковые номера статей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Wörter, welche von klassischen Autoren umschrieben Oder übersetzt worden sind, Lpz. 1883). Свои научные интересы – любовь к исследованиям археологического характера Видеман передал и своему ученику, мюнхенскому профессору Фридриху Вильгельму фон Биссингу (род. 22-го апреля 1873 г. в Потсдаме). Защитив в Бонне докторскую диссертацию о статистической таблице Тутмоса III, он предпринял ряд путешествий по Италии, Греции и Египту. В 1900 г. он получил приват-доцентуру, а в 1906 г. – профессуру египтологии в мюнхенском университете. Ф. В. фон Биссингу принадлежит целый ряд работ по археологии Египта (напр., Ein Grabfund ans der Zeit des Neuen Reichs, Die Mastaba des Gemnikai I–II, Denkmäler ägyptischer Skulptur 1906–1913 и т. д.); он обработал также некоторые тома монументального каталога Каирского Музея (напр., каменные, металлические, фаянсовые сосуды и др.). Популярным характером отличаются его труды: Gesch. Aegyptens im Umriss 1904, Einführung in die Geschichte der ägyptischen Kunst 1908, Aegyptische Weisheit und griechische Wissenschaft (Noue Jahrbücher für das Klass. Altertum XV, 1912) и Die Kultur des alien Aegpytens, Lpz. 1913. Учеником ф. Биссинга является московский египтолог Ф.В. Баллод, дебютировавший своей работой о карликообразных божествах в древнем Египте. (См. мою рец. в «Гермесе» за 1913 г., 11–12). Старейшим из австрийских египтологов является венский профессор и академик Лео Рейниш (Reinisch, род. 26-го октября 1832 г. в Остервице). Он слушал лекции в венском и тюбингенском университетах; в 1860 г. получил —320— приват-доцентуру, а в 1868 г. – профессуру египтологии в Венском университете; в 1866 – 67 гг. состоял при императоре Максимилиане в Мексике; по его поручению, он приобрел во время своего пребывания в Египте, коллекцию древностей, выставленную впоследствии в вилле Мирамар в окрестностях Триеста (срв. его описание: Aegypt. Denkmäler in Miramar, Wien 1865). Из других чисто египтологических работ Рейниша достойны упоминания: Der Name Aegypten bei Semiten u.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Tom Burke of Ours (1843) – 323 «Russia and Englan» – «Russia and Englan from 1876 to 1880» (London, 1880) – книга О. А. Новиковой – 272 Выставка картин П. П. Верещагина – 197, 205 Залы в Академии художеств – 102, 162 Залы русской и французской живописи в Зимнем дворце – 126 Мозаичное заведение Академии художеств – 101 Музей Общества поощрения художников – 143 Парижская выставка – 102, 155 Портреты дома Романовых в Зимнем дворце – 126 Публичная библиотека – Императорская публичная библиотека – 183 Завтрак в Зимнем дворце по случаю водоосвящения – 127 Завтрак в доме графа С. Д. Шереметева – 144, 229 Обед у великой княгини Екатерины Михайловны – 119 Обед у Московского митрополита Макария – 276 Обед у Петербургского митрополита Исидора – 164 Обед в Благородном собрании в юбилей Пушкина – 293 Трапеза в Александро-Невской лавре- 115, 200, 234 Американское Библейское общество (основано в 1817 г.) – 212 Археологическое общество – Императорское русское археологическое общество (основано в 1846 г.) – 132 Общество взаимного вспомоществования русских художников (1871–1918) – 108 Общество вспоможения бедным студентам – Общество вспомоществования студентам (основано в 1873 г.) – 190 Общество естествознания – Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (основано в 1863 г.) – 159 Общество любителей Российской словесности (основано в 1811 г.) – 294 Общество поощрения художников (1820–1882) – 143 «Варшавский дневник» (1864–1915) – ежедневная газета, издавалась в Варшаве – 277 «Голос» (1863–1884, 1906, 1915–1916) – петербургская политическая и литературная ежедневная газета – 160, 175, 176, 183, 213, 232, 236 «Древняя и новая Россия» (1875–1881) – петербургский иллюстрированный ежемесячный исторический сборник – 82, 103, 106, 122, 136, 220, 327 «Журнал Министерства Народного просвещения» (1803–1917), издавался в Москве – 168 «Московские ведомости» (1756–1916) – газета; с 1859 г. выходила ежедневно – 232, 242, 254, 268, 269, 272, 294 «Нива» (1870–1918) – петербургский еженедельный журнал для семейного чтения – 321 «Новое время» (1868–1916) – петербургская политическая и литературная ежедневная газета – 132, 153, 164, 166, 169, 173, 241 «Полицейские московские ведомости» – «Ведомости московской городской полиции» (1848–1905) – ежедневная газета – 274 «Правительственный вестник» (1869–1916) – петербургская ежедневная газета – 166 «Православное обозрение» (1860–1891) – московский журнал – 218, 272 «Рассвет» (1879–1884) – еженедельная петербургская газета, орган русских евреев – 155 «Русский вестник» – московский журнал; в 1856–1887 гт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В 1916 г. окончательно оформились Социал-демократическая партия Исландии (СДПИ), Прогрессивная (фермерская) партия (ПП) и Национальная федерация исландских профсоюзов. С кон. XIX в. набирало силу движение за политическую эмансипацию женщин в И., которое возглавила Бриет Бьярнхединсдоухтир. В 1894 г. появилось Об-во исл. женщин, в 1907 г.- Федерация прав женщин. Благодаря их деятельности в 1908-1915 гг. сначала на местном, а затем и на общенациональном уровне женщинам было предоставлено избирательное право. 19 июня 1915 г. король утвердил соответствующее дополнение к Конституции И., в 1922 г. женщина впервые стала членом парламента. В 1913 г. указом дат. короля новый исл. флаг был признан гос. флагом острова. С 1860 по 1911 г. численность населения И. выросла с 66,9 тыс. до 85,2 тыс. чел. Во время первой мировой войны резко сократились контакты И. с Данией и возрос торговый оборот с Англией и США. Подводная война, к-рую вели немцы, продажа части исл. траулеров Франции и вызванная этим безработица, извержение вулкана Катла осенью 1918 г., эпидемия испанки и суровая зима 1917/18 г. препятствовали экономическому росту страны. По-прежнему требовала обсуждения проблема датско-исл. отношений, и в 1918 г., после достижения соглашения по этому вопросу между основными дат. партиями, в Рейкьявик прибыла дат. делегация. В результате переговоров 30 нояб. 1918 г. был заключен договор сроком на 25 лет, по к-рому И. признавалась суверенным гос-вом в унии с Данией (Королевство Исландия). Как дат., так и исл. парламенты могли потребовать пересмотра договора к 1940 г.; если же к 1943 г. не будет заключен новый договор, действие старого автоматически прекращалось. Внешняя политика И. определялась и осуществлялась Данией, направившей в И. специального уполномоченного по вопросам внешних сношений. Дат. монарх по-прежнему являлся королем И. и назначал половину депутатов альтинга. Офиц. обнародование унии состоялось 1 дек. 1918 г., а 18 мая 1920 г. была принята Конституция И. (вступила в силу в янв. 1921). Декларировался постоянный нейтралитет И. С 1920 г. начал действовать исл. Верховный суд, с 1922 г.- служба береговой охраны.

http://pravenc.ru/text/674979.html

Лекции «Смысл идеализма» были опубликованы в сб. «В память столетия (1814–1914) Императорской Московской Духовной Академии.», ч. 2, Сергиев Посад, 1915. Развитому здесь оригинальному пониманию платонизма (особенно учению о лике и магическом имени) А. Ф. Лосев дал высокую оценку в книге «Очерки античного символизма и мифологии» (1930) 410 В 1920–х годах П. А. Флоренский руководил испытаниями на заводе «Карболит», работал в различных научных подразделениях Главэлектро ВСНХ, в гистологическом институте Московского Университета, участвовал в работе комиссии по улучшению качества продукции и др. Всего, по подсчетам о. Андроника (Трубачева), в 1921 году Флоренский был занят в четырнадцати учреждениях (устное сообщение). 411 Речь идет о пятом томе «Истории античной эстетики» (1979), посвященном раннему эллинизму 412 Диалоги Платона в русских переводах В Н. Карпова (1798—1867) печатались в 1863—1879 годах. 413 Имеется в виду работа П. А. Флоренского «Иконостас» (1922), впервые опубликованная в «Богословских трудах», сб. 9, 1972 414 Ксения Анатольевна Половцева — о смерти А. А. Мейера (1875–1939), известного философа. Оба были близки с Лосевым Интересная переписка А. Ф Лосева и А. А. Мейера (1930–е гады) опубликована нами в журналах «Начала», 1994, 2–4 и «Вопросы философии», 2000, 3 415 В. И Мирошенкова, в 70–е годы доиент кафедры классической филологии МГУ. 416 Бегло затронутые здесь темы обращают читателя к дискуссии 1910—1920 годов вокруг т. н «Афонского дела» Ее активным участником был А. Ф. Лосев, отсюда — «мы говорили в начале века» См. также во 11 части записей В. В. Бибихина беседу от 30 апреля 1974 года. 417 Флоренский К П. (1915–1982) — второй сын П. А. Флоренского, ученик В. И Вернадского, один из основателей сравнительной планетологии Его усилиями в 60–е годы было начато систематическое издание трудов П. А. Флоренского. Упомянутая работа «Философия культа» в настоящее время подготовлена к первой публикации в издательстве «Мысль». 418 Вероятно, имеется в виду брошюра «Около Хомякова (Критические заметки)», Сергиев Посад, 1916. Эта критика П А. Флоренского взглядов А С Хомякова (1804–1860) многими признавалась неудачной (М А. Новоселов, Вяч. Иванов, Н А. Бердяев и др.) 419

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010