ориентации, отличавшиеся меньшей веротерпимостью. Военное противостояние с Испанией в 20-х гг. XVII в. из-за владений на материке окончилось для Венеции неудачей, ситуацию обострили неурожаи и эпидемия чумы в 1630-1632 гг. Благодаря реорганизации флота морские границы республика защищала более успешно. Тем не менее турки продолжали вытеснять ее из вост. части Средиземноморья, в 1669 г. они захватили почти весь о-в Крит (с нач. XIII в. принадлежал Венеции). После неудачной для турок осады Вены венецианцы вернули себе часть греч. территорий, что было закреплено Карловицким миром (1699). В целом Венеция сохранила свои позиции крупнейшего независимого политического и культурного центра И. Лит.: Burckhardt J. Die Cultur der Renaissance in Italien: Ein Versuch. Basel, 1860. Stuttg., 2009 12 (рус. пер.: Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1904-1906. 2 т. М., 1996 2); Leva G., de. Storia documentata di Carlo V in correlazione all " Italia. Venezia; Padova; Bologna, 1863-1894. 5 vol.; Pastor L. Fr., von. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters. Freiburg i. Br., 1886-1933. 16 Bde; Корелин М. С. Очерки итал. Возрождения. М., 1896; он же. Ранний итал. гуманизм и его историография. СПб., 1914 2. 4 т.; Тарле Е. В. История Италии в Новое время. СПб., 1901; Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века. СПб., 1907-1912. Т. 4-5; Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. СПб., 1914. Т. 1; Дживелегов А. К. Очерки итал. Возрождения. М., 1929; Doren A. Italienische Wirtschaftsgeschichte. Jena, 1934; Инфессура С., Бурхард И. Дневники: Док-ты по истории папства XV-XVI вв. М., 1939; Cantimori D. Eretici italiani del Cinquecento. Firenze, 1939; Garin E. Il Rinascimento italiano. Mil., 1941; Fanfani A. Storia del lavoro in Italia dalla fine del sec. XV agli inizi del XVIII. Mil., 1943; Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., 1947. Т. 1: Италия с 1250 по 1380 г. 1961. Т. 2: Италия, 1380-1450 гг.; Luzzatto G. Storia economica d " Italia. R., 1949. Vol.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В главе, написанной Т.Г. Магарил-Ильяевой, ставится вопрос о богословских идеях в раннем творчестве Достоевского и о порождавшей их среде, в разных формах: романтизма, мистицизма, масонства — возрождавшей гностическое вопрошание о сути того, что есть человек, о его принадлежности или непринадлежности к материальному миру, о его пути и задаче сверх рамок видимо-текущей (по определению Достоевского) жизни. В главе Н.Н. Подосокорского впервые собраны и систематизированы материалы, описывающие подтвержденное масонское окружение Достоевского, начиная с его подросткового возраста, с обучения в пансионе Л.И. Чермака, и до начала 1860-х годов. Выявлены обращения Достоевского к масонской идее, обильно прописанные в черновиках хорошей сохранности (к роману «Подросток», прежде всего), и внешним образом, то есть — прямыми упоминаниями, уходящие из чистового текста, организующие его подтекст. Показан пример анализа произведения раннего Достоевского, романа «Белые ночи», в свете масонского учения о смерти, посмертии и воскресении человека, объясняющий с неожиданной точки ряд структурных особенностей текста и каркас символических деталей, текст организующих. В главе Катерины Корбелла описана рецепция творчества Ф.М. Достоевского в католическом мире XX–XXI века, участие творчества писателя «в порождении и распространении той культурной и духовной обстановки, которая до начала Второго Ватиканского Собора повлияла на становление некоторых из ключевых личностей богословского возрождения» (Любомир Жак). «О Достоевском. Сборник статей» — издание, осуществленное на основе двух книг: О Достоевском. Сборники статей под ред. А.Л. Бема. Прага, 1929/1933. Сюда вошли тексты участников Семинария русских эмигрантов в Праге по изучению творчества Достоевского (среди участников: литературоведы Бем, Чижевский, Плетнев, психиатр Осипов, философ Лапшин, юрист Завадский, историк Бицилли, богослов и философ Зеньковский и пр.). На Семинарии творчество Достоевского изучалось в психоаналитическом, религиозно-этическом и историческом ракурсах. Оглавление:

http://blog.predanie.ru/article/k-dnyu-r...

Прямое влияние Teichmubller " a испытали его два ученика – С.А. Бобров (1867–1933) и И.Ф. Озе (1860–1919), не написавшие, впрочем, ничего значительного. Но Teichmubller оказал огромное влияние на А.А. Козлова, первого яркого представителя философского персонализма (в духе Лейбница) в России, а через Козлова возрождение лейбницианства широко распространилось в русской философии. Защитниками и продолжателями идей Лейбница в России явились прежде всего С.А. Аскольдов, а затем Л.М. Лопатин, позднее Н.О. Лосский. Построения двух последних мыслителей не вмещаются в пределы лейбницианства – особенно это надо сказать о Н.О. Лосском, но, по существу, мы имеем дело с одной и той же линией мысли, с одним и тем же метафизическим направлением. Сюда же надо причислить одного из самых выдающихся русских математиков – Н.А. Бугаева, оставившего очерк «эволюционной монадологии» 1914 . 2. Алексей Александрович Козлов (1831–1900) родился в Москве. Отцом его был некто И.А. Пушкин (из того же рода Пушкиных, к которому принадлежал и наш великий поэт А.С. Пушкин), матерью его была крестьянка, вышедшая вскоре после рождения ребенка замуж за мелкого мещанина Козлова, давшего свое имя мальчику. Мать его умерла, когда ему исполнилось всего 7 лет, и тогда мальчика отдали на попечение бабушке, которая вскоре отдала его учиться в гимназию в Москве же. По окончании гимназии юноша Козлов поступил в Московский университет, занимаясь преимущественно политической экономией, он находился под влиянием, с одной стороны, Фейербаха, а с другой стороны, Фурье. Социалистические увлечения Козлова привели к тому, что он потерял место учителя (которое получил по окончании университета), даже угодил в тюрьму на полгода. По выходе из тюрьмы Козлов, уже имевший семью, ушел всецело в сельское хозяйство, и как раз в этот период у него вспыхнули философские интересы. Козлову было уже более 40 лет, когда ему случайно попалась книга Frauenstadt " a о Шопенгауэре (Фрауэнштедт Юлий (1813–1879), немецкий философ, ученик и последователь Шопенгауэра) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Барри, Джеймс Мэттью (1860–1937) — шотландский писатель, автор сатирических и нравоописательных романов, пьес, рассказов и очерков. Робертс, Сесиль Эдрик Морнингтон (1892–1976) — английский прозаик, поэт, драматург. Роман «Ножницы» вышел в 1923 г. Микобер — персонаж романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд». Крукшенк, Джордж (1792–1878) — английский живописец и график, автор политических карикатур, сатирических шаржей, иллюстратор романов В. Скотта, Ч. Диккенса и др. 63 П оэты–метафизики — английские поэты XVII в. (Джон Донн, Джордж Херберт, Эндрю Марвелл и др.), чье творчество отличалось изысканной изощренностью метафор, нередко носивших умозрительный, «метафизический» характер. 64 М эйсфилд, Джон (1878–1967) — английский поэт, прозаик, драматург, продолжал традиции героической романтики Р. Л. Стивенсона и Р. Киплинга. Мур, Джордж (1852–1933) — английский прозаик, поэт, драматург, его социально–бытовые романы стали заметным явлением позднереалистической прозы XIX в. Хергесхаймер, Джозеф (1880–1954) — американский прозаик, автор многих романов из американской и кубинской жизни. 65 Дейн, Клеменс — литературный псевдоним Уинифред Эштон (1887–1965), английской писательницы, автора социально–бытовых романов и пьес. Родственник с Самоа — Р. Л. Стивенсон с 1890 г. жил на Самоа. Впечатления об этом периоде его жизни легли в основу книги мемуаров «Жизнь на Самоа», написанной им совместно с женой Фанни в 1890–1893 гг. и опубликованной в 1956 г. 68 Лаббок, Перси (1879–1965) — английский прозаик, литературовед, представитель так называемой «новой критики», сторонники которой главное внимание уделяют анализу повествовательной техники. Книга Лаббока «Искусство прозы» (1921), в значительной степени посвященная творчеству Г. Джеймса, — основной труд ученого. Мне следовало бы поучиться у Стивенсона… — Грин цитирует роман Р. Л. Стивенсона «Похищенный» (1886). Морган, Чарлз Лэнгбридж (1894–1958) — английский прозаик, литературный критик. Даррел, Лоренс Джордж (род. в 1912 г.) — английский прозаик, поэт, драматург, эссеист.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

153 Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) – поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856 г.). Богословские сочинения А. С. Хомякова (впервые опубликованы: Сочинения. Т. 2. Прага, 1871) включают в себя «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» и три полемические брошюры о западных вероисповеданиях. 155 В 6-м томе сочинений Жуковского содержатся такие важные его работы, как «Три письма к Н. В. Гоголю» («О смерти» (1847), «О молитве» (1848), «Слова поэта – дела поэта» (1848), «О внутренней христианской жизни», «О меланхолии в жизни и поэзии», «Нравственные размышления» («Промысл и испытание», «Закон и грех», «Плоть и дух», «Вера»), письма о смерти Карамзина, Пушкина, великой княгини Александры Николаевны и др. 156 В последние годы жизни Н. В. Гоголя в его произведениях религиозно-нравственный элемент преобладал над художественным, но и раннее творчество писателя отнюдь не сводится к юмористическим рассказам, но в конечном счете представляет собой религиозное поучение; так, духовный смысл поэмы «Мёртвые души» раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…». 157 Следует отметить такие художественно-религиозные произведения Жуковского, как «Капитан Бопп», «Две повести», «Египетская тьма», поэмы «Аббадона» и «Агасфер» («Странствующий жид»), стихотворное переложение Апокалипсиса; религиозным содержанием насыщены многие его баллады, например, «Светлана», «Адельстан», «Варвик», «Суд Божий над епископом». 159 Грегори (Gregory) Каспар-Рене (1846–1917), нем. протестантский библеист, профессор в Лейпциге, переселившийся в Германию из Америки и посвятивший себя главным образом текстуальной критике Нового Завета. 160 Теодор Цан (Zahn) (1838–1933), протестантский библеист, патролог и историк ранней Церкви; проф. Нового Завета в Эрлангене. 162 Пошехонец – тупой, беспросветно-отсталый, захолустный обыватель, совершающий анекдотические глупости. (По произведению Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина», от названия города Пошехонье.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Возглавивший общество в 1919 г. умелый администратор П. Ф. Кер (1860-1944), директор Прусского исторического ин-та в Риме и генеральный директор прусских архивов, смог добиться продолжения издания «M. G. H.», несмотря на значительное сокращение гос. финансирования в годы экономического кризиса и гиперинфляции после окончания первой мировой войны. Об-во получило просторные помещения в здании Прусской гос. б-ки, было налажено сотрудничество с Немецким историческим ин-том в Риме. После прихода к власти в Германии А. Гитлера (1933) об-во было преобразовано (апр. 1935) в Имперский ин-т по изучению ранней нем. истории (Reichsinstitut für ältere deutsche Geschichtskunde), а его печатный орган переименован в «Deutsches Archiv für Geschichte des Mittelalters» (Немецкий архив по средневековой истории; с 1951 «Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters» (Немецкий архив средневековых исследований)). Центральная дирекция была упразднена, руководящие функции перешли к президенту ин-та, напрямую подчиненному министру науки. Некоторые из ведущих сотрудников были вынуждены эмигрировать из Германии (В. Левизон и др.). Президентом ин-та был назначен молодой вюрцбургский архивист В. Энгель (1905-1964), ставленник одного из ведущих нацистских историков В. Франка (1905-1945). Энгелю и его преемникам Э. Э. Штенгелю (президент ин-та в 1937-1942) и Т. Майеру (президент ин-та в 1942-1945) приходилось лавировать между внешней лояльностью к идеологии национал-социализма и сохранением высокого научного уровня изданий. В «M. G. H.» полулегально работали историки евр. происхождения, а также придерживавшиеся антифашистских взглядов (Э. Перельс, К. Эрдманн). В 1940-1941 гг. Майер вынашивал планы общеевроп. «научной экспансии» Германии, в т. ч. централизации архивной работы, создания Немецкого исторического ин-та в Париже и др. ( Мэртль. 1995. С. 102-108; Хряков. 2014). После начала в 1944 г. активных бомбардировок Берлина администрация ин-та организовала вывоз б-ки и эвакуацию большинства сотрудников в Поммерсфельден в Юж. Германии (туда же была вывезена и б-ка Немецкого исторического ин-та в Риме). Оставшиеся в Берлине сотрудники до кон. 1944 г. продолжали издание журнала. Часть архива «M. G. H.» погибла в конце войны.

http://pravenc.ru/text/2564140.html

2347 Sic transit gloria mundi – «так проходит земная слава», здесь в значении «этим и кончилось», т. е. упадком, гибелью, крушением надежд (лат.). 2350 Платонов Сергей Федорович (1860–1933), историк России; доктор русской истории (1899); академик РАН (1920; исключен в 1931, восстановлен в 1968). Заслуженный ординарный профессор по кафедре русской истории, декан (1900–1905) историко-филологического факультета Петербургского – Петроградского университета, профессор ВЖК, профессор и директор Петербургского женского педагогического института (1903–1916). После октября 1917 г. – председатель Археографической комис­сии (1918–1929), помощник заведующего Главархивом (1918–1923), директор Пушкинского Дома (1925–1929) и Библиотеки АН СССР (1925–1928). Арестован по «академическому делу» (1930–1931), в августе 1931 г. приговорен к 5 годам высылки в Самару, где и умер (реабилитирован в 1967 г.). 2351 В 1923 г. в РАИМК обсуждался вопрос о командировании в Константинополь комиссии в соста­ве Ф. И. Успенского, Б. В. Фармаковского и А. Н. Удаленкова для рассмотрения возможности возобновления исследований на Ближнем Востоке, учета и закрепления прав на сохранившееся имущество РАИК, но эта командировка не состоялась. См.: Басаргина Е. Ю. Русский археологический институт в Константинополе: Очерки истории. СПб., 1999. С. 142. 2352 Бузескул Владислав Петрович (1858–1931), историк античности и средних веков, источниковед, историограф; доктор всеобщей истории (1895); академик РАН (1922) и ВУАН (1925). Ординар­ный профессор по кафедре всеобщей истории (1895–1921) Харьковского университета. После ок­тября 1917 г. – заведующий кафедрой всеобщей истории, позднее кафедрой европейской культуры Харьковского института народного образования (ХИНО, 1921–1924), с 1926 г. почетный руководи­тель Научно-исследовательской кафедры при ХИНО. О знакомстве с Бузескулом Кондаков сообщал Жебелеву 12 августа 1898 г.: «Здесь у меня (в Ялте. – И. Т.) перебывали многие профессора из Одес­сы и Харькова, между прочим, Бузескул, который мне очень понравился» (ПФА РАН. Ф. 729. Оп. 2. Д. 168. Л. 101 об.). С момента избрания действительным членом РАН Бузескул сблизился с С. А. Жебелевым, о чем свидетельствует их обширная личная переписка, хранящаяся в ПФА РАН.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кокто Жан (1889—1963) — французский поэт, романист, драматург, театральный деятель, связанный с авангардистскими течениями. 149 Водуайе Жан Луи (1883—1963) — французский поэт и театральный деятель; в 1941—1944 гг. осуществлял руководство театром Комеди-Франсез. Жалу Эдмон (1878—1949) — французский писатель и литературный критик, автор книги «Ф. Мориак. Романист и его персонажи» (1933). Альфасса Поль (1876—1949) — французский искусствовед, автор многочисленных работ по истории искусства. 150 Поль Бурже, Рене Базен, Анри Бордо... — Поль Бурже — см. коммент, к с. 96; член Французской академии с 1894 г. Рене Базен (1853 — 1932) — французский писатель, член Французской академии с 1904 г.; прославлял семейные добродетели и нравственность, построенную на соблюдении религиозных норм. Анри Бордо (1870— 1963) — французский писатель, творчеству которого присущи религиозно-моралистические тенденции, член Французской академии. Думик Рене (1860—1937) — французский критик и историк литературы, член Французской академии (с 1909 г.), ее постоянный секретарь (с 1923 г.). Возглавлял издание журнала «Ревю де дё монд» с 1916 г. Фернандес Рамон (1894—1944) — французский литературный критик и писатель, автор книги «Франсуа Мориак. Бог и Мамона» (1929). 151 Бенвиль Жак (1879—1936) — французский историк правой ориентации, автор книги «Третья республика». ...вплоть до операции в 1932 году... — В этом году Мориак перенес тяжелую операцию голосовых связок. ... я пережил религиозный кризис... — На рубеже 20—30-х гг. Мориак переживал период духовных исканий, не затронувших, впрочем, основ его религиозного мироощущения. Углубилось его критическое отношение к религиозной догматике; пересмотрев ряд положений янсенистской доктрины, он стал придавать значительно б о льшую роль личным усилиям человека в процессе его совершенствования; прежняя концепция «неумолимого» бога сменялась представлением о гуманистической направленности веры. В декабре 1935 года... во время встречи Лаваля с Муссолини. — По-видимому, речь идет о встрече П. Лаваля (премьер-министра Франции с июня 1935 по январь 1936 г.) с Муссолини в ходе итало-абиссинской войны 1935—1936 гг.; она предшествовала соглашению от 8 декабря 1935 г. между Лавалем и английским министром иностранных дел С. Хором и рекомендовала Абиссинии (Эфиопии) сделать территориальные уступки в пользу Италии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321–1391), основатель и 2-й игумен Троицкого м-ря (позже Троице-Сергиева лавра), инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Канонизирован в 1452; Серебрянский Николай Ильич (1872–1940), богослов, магистр богословия (1909), доктор церковной истории (1916). Помощник инспектора Смоленской духовной семинарии (1898), преподаватель Псковской духовной семинарии (1903–1909), правщик Московской типографии (с 1910), преподаватель Костромской семинарии (1914–1916). Доцент (с 1916), профессор (с 1917) МДА. Профессор Православной народной академии (с 1918), библиотекарь и библиограф Славянского отдела БАЛ (1923–1930), член Славянской научной комиссии ОРЯС АН (1923–1929). В 1930 арестован по «академическому делу», приговорен к 10-ти годам заключения на Соловках, замененным через год ссылкой в г. Судиславль Костромской обл., где он преподавал немецкий язык в средней школе. В 1936 вновь арестован, отправлен в Сиблаг, умер в заключении; Середонин Сергей Михайлович (1860–1914), историк, магистр русской истории (1892). Приват-доцент (с 1892) Петербургского ун-та, профессор Петербургских ВЖК (с 1892), преподаватель Археологического ин-та в Петербурге (с 1900). Инспектор (с 1907) и профессор (с 1912) Историко-филологического ин-та в Петербурге; Сивков Константин Васильевич (1882–1959), историк, доктор исторических наук. Преподаватель в школах Тифлиса и Москвы (с 1906), один из учредителей и член правления московского Кооперативного тов-ва издательского и печатного дела «Задруга» (с 1911). Профессор Иваново-Вознесенского ин-та народного образования, Тверского педагогического ин-та (с 1919), ученый секретарь Упр-ния музеями-усадьбами Наркомпроса (1925–1928), сотрудник РИМ (ГИМ) (1921–1930). Позже профессор Московского Историко-архивного ин-та, старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (с 1936), зам. председателя Комиссии по истории сельского хозяйства. Зав. кафедрой в МГПИ (в 1950-е); Сидоров Алексей Алексеевич (1891–1978), искусствовед, книговед, библиофил, магистр (1921), доктор искусствоведения honoris causa (1936), член-корр. АН СССР (1946), академик ГАХН, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Выпускник (1913), затем магистрант, приват-доцент (с 1916) историко-филологического ф-та, младший хранитель (1916–1921), зав. граверным кабинетом (1927–1936) Музея изящных искусств при М.у. (с 1937 – ГМИИ). Профессор этнологического (1925–1931) и исторического (1942–1950) ф-тов МГУ. Действ. член Ин-та археологии и искусствознания РАНИОН (1921–1930). С 1918 сотрудник Наркомпроса, один из инициаторов создания РАНИОН. Ученый секретарь ГАХН и Научно-художественной секции ГУСа (с 1924). Профессор МИФЛИ (1933–1938), московских Архитектурного (1936–1944), и Полиграфического (1938–1964) ин-тов. С 1944 старший научный сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР (ВНИИ искусствознания Минкультуры СССР). Председатель (1956–1959), член Экспертной комиссии ВАК по искусству и искусствоведению (1956–1969);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В последующие годы Струве издавал два социалистических журнала. В то время он был агностиком в религиозных вопросах и марксистом в политике. В 1901 году эмигрировал в Швейцарию, но потом переехал в Германию, где издавал антиправительственный еженедельник «Освобождение», нелегально распространявшийся в России. (Позднее «Освобождение» выходило в Париже). Конституция 1905 года позволила ему вернуться в Россию, где он занялся политической и публицистической деятельностью, был избран в члены Второй Думы в 1907 г., стал сначала соредактором вместе с А. А. Кизеветтером (1860–1933), а потом единоличным редактором крупнейшего ежемесячника «Русская мысль». Параллельно он продолжал исследования в экономической области, и после публикации своей фундаментальной работы «Хозяйство и цена» (1916 г.), получил степень доктора и был выбран в члены Академии Наук. В течение Первой мировой войны Струве возглавлял комитет по борьбе с торговлей с неприятелем, и в связи с этим посетил Англию и Францию. В 1916 году Кембриджский университет присудил ему степень доктора. К моменту коммунистической революции Струве был христианином и непримиримым противником марксистского понимания истории. Он играл значительную роль в «Белом движении» на юге России, а после поражения продолжал борьбу из заграницы. Жил в Праге, Париже и Белграде. После оккупации немцами Югославии был арестован, но вскоре освобожден, уехал в Париж, где и умер. Он был женат на Антонине («Нине») Александровне Герд (1866–1943), имел пятерых сыновей. 224 Струве был известен как человек энциклопедического ума. Трудно назвать область философии, литературы или лингвистики, которая была бы ему незнакома. В нем сочетались обширная эрудиция, тщательное внимание к деталям и дар широкого и смелого обобщения. 225 Политическую деятельность, результатом которой были две эмиграции, и живой отклик на текущие события общественной жизни, Струве совмещал с обширной научной работой. Ему принадлежат несколько серьезных исследований по различным проблемам. Исключительно восприимчивый к новым идеям, Струве владел даром блестящего научного и философского анализа, прослеживая связи и находя причины, ускользающие от менее острого глаза и ума. Ариадна Тыркова (1869–1962), работавшая со Струве два года в Германии во время его первой эмиграции, вспоминала о нем как о человеке, «для которого не было окончательных застывших форм. Он все проверял, переворачивал, перекапывал. Начав с марксизма и материализма, он, через радикализм и идеализм, дошел до Православия и монархизма. Немало образованных людей его поколения прошли через этот путь. Но Струве шел впереди. Он первый находил оправдание, объяснение, выражение для еще неоформленных изменений в общественных настроениях. Он облекал их в слова, часто очень убедительные и острые, как лозунги». 226 Друг Струве, доктор Вильямс, писал о нем в 1925 году:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010