720 См.: Stöckl A. Grundriß der Geschichte der Philosophic. Mainz, 1894; Lehrbuch der Apologetik. 2 Tie. Mainz, 1895; История средневековой философии/Пер. Н. Стрелкова и И.Э.; Под ред. проф. И.В. Попова . М., 1912 (репр.: СПб., 1996). 721 См.: Kleutgen J. Die alten und die neuen Schulen. Mainz, 1846; Munster, 1869; idem. Uber den Glauben an das Wunderbare. Munster, 1846; idem. Ars dicendi. Rome, 1847; Turin, 1903; idem. Die Theologie der Vorzeit. 3 Bde. Munster, 1853–1860; 5 Bde. 1867–1874; idem. Leben frommer Diener und Dienerinnen Gottes. Munster, 1869; idem. Die Philosophic der Vorzeit. 2 Bde. Munster, 1860–1863; Innsbruck, 1878 (также фр. и англ, пер.); idem. Die Verurteilung des Ontologismus. Munster, 1868 (также фр. и итал. пер.); idem. Zur Lehre vom Glauben. Munster, 1875; idem. Die Ideale und ihre wahre Verwirklichung. Frankfurt, 1868; idem. Uber die Wunsche, Befurehtungen und Hoffnungen in Betreff der bevorstehenden Kirehenversammlung. Munster, 1869; idem. De ipso Deo. Ratisbon, 1881; idem. Das evangelium des heiligen Matthaus. Freiburg, 1882. 722 См. его: Die Geschichte der scholastischen Methode. 2 Bde. (1909–1911); Thomas von Aquin: Personlichkeit und Gedankenwelt (1912); Mittelalterliches Geistesleben. 3 Bde. (1926–1956); Die Geschichte der katholischen Theologie seit dem Ausgang der Vaterzeit (1933). 723 Wulf M. de. An Introduction to Scholastic Philosophy: Medieval and Modem: Scholasticism Old and New/Trans. P. Coffey. New York, 1907; idem. Histoire de la philosophic medieval. 3 vols. 6 me ed. Paris, 1934–1947; idem. Initiation a la philosophic thomiste. Louvain, 1932. 724 Cm.: Mercier D. Cours de philosophic. 4 vols. Louvain, 1894–1909 (книга переведена на все европейские языки); idem. A manual of modem scholastic philosophy, 3 rd ed. London, 1962; Baeuduin E. Le Cardinal Mercier. Toumai, 1966. Boileau D.A. Cardinal Mercier: a memoir. Leuven, 1996; GadeJ. The life of Cardinal Mercier. New York, 1935; Goyau G. Cardinal Mercier. London, 1926; Hauke M. Maria, «Mittlerin aller Gnaden»: die universale Gnadenmittlerschaft Mariens im theologischen und seelsorglichen Schaffen von Kardinal Mercier (1851–1926).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Pelikan J., The Shape of Death: Life, Death and Immortality in the Early Fathers, London 1962. Špidlik T., Il mistero délia morte nel pensiero dei cristiani dell’Oriente, in E. Ancilli (ed.), La morte incontro con la vita, Teresianum, Roma 1972, cc. 73–81. Špidlik T., Il problema délia sofferenza nella spiritualità russa, in La Sapienza délia croce oggi. Atti del Congresso internazionale (Roma, 13–18 ottobre 1975), Torino 1976, vol. II, cc. 479–485. Špidlik T., Les «strastoterpsi» dans la spirituatité slave ou la valeur chrétienne de la souffrance, RAM 43 (1967) 453–461. Духовная космология Callahan J. F., Greek philosophy and the Cappadocian cosmology, in Dumbarton Oak Papers 12 (1958) 29–57. Duhem C., Le système du monde, histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic, Paris 1914. Festugière A. J., La révélation d " Hermès Trismégiste,vol. II. Le Dieu cosmique, Paris 1949. Früchtel U., Die kosmologischen Vorstellungen bei Philo von Alexandrien, Leiden 1968. Moeller E. W., Geschichte der Kosmologie in der griechischen Kirche bis auf Origenes, Halle 1860. Monod V., Dieu dans l " univers. Essai sur l " action exercée sur la pensée chrétienne par les grands systèmes cosmologiques depuis Aristote jusqu " à nos jours, Paris 1933. Norris R. A., God and World in early Christian theology. A study in Justin Martyr, Irenaeus, Tertullian and Origen, London 1965. Orbân A. C., Les dénominations du monde chez les premiers auteurs chrétiens, Nijmegen 1970. Pépin J., Théologie cosmique et théologie chrétienne (Ambroise, Exam. 1,1–4), Paris 1964. Scheffczyk L. – Volk H., Création, EF 1, cc. 281–305 (библиогр.). Zissis Th. N., Человек и мир в творении Бога в толковании св. Иоанна Златоуста (на греч. яз.) в сб.: Analecta Vlatadôn 9, Фессалоники, 1971. Флоренский П., Столп и утверждение истины, ор. cit., сс. 260–318. Мир в Библии Beaucamp E., La Bible et le sens religieux de l’univers, Paris 1959. Brox N„ Monde – Étude biblique, EF 3, cc. 105–114 (библиог.р.). Foerster W., κτζω, in Kittel 5 (1969) 1235–1330.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЕБЕРГ Зееберг [нем. Seeberg] Рейнгольд (5.04.1859, Пёррафер, ныне Пёэравере, Эстония - 23.10.1935, Аренсхоп, близ Ростока, Германия), нем. евангелический теолог, историк церкви. Окончил гимназию в Ревеле (ныне Таллин), изучал теологию и философию в Дерптском (ныне Тартуском) ун-те. В 1884 г. приват-доцент, в 1885 г. экстраординарный профессор теологии, с 1889 г. ординарный профессор систематической теологии в Эрлангене, в 1898-1927 гг. д-р теологии, философии, истории и общественных наук в Берлинском ун-те. С 1909 г. председатель Свободной церковно-социальной конференции. В 1918-1919 гг. З. был ректором Берлинского ун-та, в 1923-1931 гг.- председателем центрального комитета «внутренней миссии» (Innere Mission, совр. Diakonisches Werk) Евангелической церкви Германии . З.- автор учебников по систематической теологии и истории догматики, многократно переиздававшихся до кон. 60-х гг. XX в. Развитие лютеран. догматики, по мнению З., завершилось с принятием Формулы согласия (1577). Он связывал религию с патриотизмом, с «прусским чувством долга» по отношению к гос-ву, на службе к-рого должна быть личность. З. был одним из самых известных сторонников аннексионистского курса Германии периода первой мировой войны, автором июльского меморандума 1915 г., обосновывавшего территориальные приобретения на востоке (собрал 1347 подписей), против к-рого по инициативе М. Вебера был составлен контрмеморандум, подписанный Э. Трёльчем , А. Эйнштейном, Э. Гуссерлем и др. Соч.: Der Begriff der christlichen Kirche. Erlangen, 1885; Lehrbuch der Dogmengeschichte. Erlangen; Lpz., 1895-1933. 4 Bde; Christentum und Idealismus: Gedanken über d. Zukunft d. Kirche und d. Theologie. B., 1921. Лит.: Brakelmann G. Protestantische Kriegstheologie im 1. Weltkrieg: R. Seeberg als Theologe d. deutschen Imperialismus. Bielefeld, 1974; Graf F. W. Reinhold Seeberg//Profile des Luthertums: Biographien z. 20. Jh. Gütersloh, 1998. P. 617-676; Basse M. Die dogmengeschichtlichen Konzeptionen A. von Harnacks und R. Seebergs. Gött., 2001. Рубрики: Ключевые слова: БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии

http://pravenc.ru/text/199699.html

Приват-доцент юридического ф-та Харьковского ун-та, профессор Уч-ща Правоведения (1909–1917), юридический консультант МИД (1906–1911), товарищ министра народного просвещения (1911–1914), управляющий Мин-вом нар. просв. (1915). Сенатор, член Государственного совета (с января 1917). После Октябрьской революции в эмиграции, жил в Финляндии, затем в Париже. Член Международного трибунала в Гааге, один из крупнейших специалистов по международному праву Европы; Таунсгенд Чарльз (1861–1924), английский военный деятель, генерал, командующий 6-й (индусской) дивизией в Мессопотамии (с апреля 1915). В апреле 1916 вынужден был сдаться в плен туркам после продолжительной блокады в Кут-эль-Амаре. До октября 1918 жил близ Константинополя в качестве военнопленного. С 1920 в отставке, позже член парламента; Теляковский Владимир Аркадьевич (1860–1924), театральный деятель. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба, полковник конной гвардии. Управляющий Московской конторой Императорских театров (1898–1901), директор Императорских театров (1901–май 1917). После Февральской революции арестован, но вскоре отпущен, с мая 1917 – в отставке. После Октябрьской революции служил инспектором банка при Николаевской железной дороге (до 1923); Теребинский Владимир Ипполитович (1878–?), врач, сифилидолог, доктор медицины. Приват-доцент Петербургской военно-медицинской академии (до 1912), профессор, зав. кафедрой кожных и венерических болезней Николаевского ун-та в Саратове (1912–1917). С 1919 в эмиграции, преподавал в Белградском ун-те, затем жил в Париже; Терешкович (Стоклицкая-Терешкович) Вера Вениаминовна (1885–1962), историк-медиевист, доктор исторических наук, основоположник отечественной средневековой урбанистики. Выпускница историко-филологического ф-та М.у. (1912). Преподаватель Пречистенских рабочих курсов (с 1912). Научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (с 1922), старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (1938–1940). Преподаватель в Академии коммунистического воспитания (1930), МИФЛИ (1933).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

185, 197, 222, 225, 236, 266, 293, 295, 296, 298, 303, 317, 318, 332, 333, 342, 347 Платонов Сергей Федорович; (16 июня 1860 – 10 января 1933) – русский историк. Окончил С.-Петербургский университет (1882). С 1899 – профессор С.-Петербургского университета. С 5 декабря 1909 – член-корреспондент, 3 апреля 1931 – академик Академии Наук. Арестован и выслан в Самару. 249, 388 Платонова К. И. – учительница. 183 Плоскирев Николай Иванович ; (1869 – ?). Окончил Олонецкую ДС (1889) и медицинский факультет Томского университета (1898). Впоследствии служил врачом городской амбулатории в Томске. 38, 44 Плотников Константин Никанорович ; (1862 – ?). Окончил Олонецкую ДС и С.-Петербургскую ДА (1886), к. б. С 9 октября 1886 по 1899 – преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола в Олонецкой ДС. В 1898 рукоположен во священника. С конца 1899 по 3 августа 1901 был олонецким епархиальным миссионером. Член Олонецкого епархиального училищного совета 1892–1901. В 1901 снял сан; переселился в С.-Петербург. С 1 марта 1903 служил в Государственном контроле, где был с 30 июля 1904 младшим ревизором, с 1 июля 1906 секретарем и экзекутором, а с 28 сентября 1909 старшим ревизором департамента военной и морской отчетности. В 1903–1907 участвовал в издании журнала «Православный путеводитель». 18 мая 1908 избран товарищем председателем общества олончан в С.-Петербурге. Опубл.: Руководство по обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества. Применительно к программам дух. семинарии. Петрозаводск. 1899; История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического). Изд. 3-е. Пг. 1916. 40, 41, 144, 276, 279, Победоносцев Константин Петрович ; (21 мая 1827 – 10 марта 1907) – обер-прокурор Св. Синода 24 апреля 1880 – 19 октября 1905. Издал: Московский сборник – М. 1896; Победа, победившая мир – М. 1895; Праздники Господни. – СПб, 1893. См.: Никитин В. А. Издания КП. Победоносцева и его духовно-просветительская деятельность.//Книга в России. Из истории духовного просвещения. Сб. науч. трудов. СПб. 1993. С. 139–146.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П. Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи/Автор–составитель М. Лобанов. М., 2002. С. 453). Очевидно, изменения в религиозной политике советского государства, происходившие по мере роста личной власти Сталина, не были случайными. Л. Д. Троцкий, клеймя позором своего оппонента, писал о нем: «Почти не было случая, чтобы революционный интеллигент женился на верующей (Речь идет о первой жене Сталина Екатерине, с которой он был обвенчан. Прим. мое. — А. Б.). Это просто не отвечало нравам, взглядам, чувствам среды. Коба представлял, несомненно, редкое исключение. По взглядам он был марксистом, по чувствам и духовным потребностям — сыном осетина Бесо из Диди–Лило» (Прудникова Е. А. Сталин. Второе убийство. СПб., 2004. С. 265). К сожалению, в года правления Н. С. Хрущева, прославившегося не только «оттепелью», но и передачей Крыма в 1954 г. УССР, выращиванием кукурузы, совнархозами и «кузькиной матерью», началось новое гонение на Православие, сопровождающееся закрытием множества храмов. 2 Сергей Федорович Платонов (1860–1933), историк, исследовал социальную борьбу в различных слоях русского общества. Член–корр. с 1909 г., академик РАН с 1920 г., АН СССР с 1925 г. Будучи по своим политическим взглядам монархистом, остался им и после 1917 г. 3 «Литография Богданова. Эртелев, 7». При литографии оттиски получаются путем переноса краски с плоской печатной формы на бумагу. Изображение наносят литографским карандашом или жирной тушью на гладкую поверхность камня (отсюда название: λθος — по–гречески «камень»). 4 На полях машинописи карандашом сделаны пометки типа «19 б.», т. е. «19–й билет». 5 Это можно объяснить также тем, что находящаяся в нашем распоряжении машинопись представляет собой «вторую копию» с авторского рукописного экземпляра «Лекций». 6 Столяров А. А. Патрология и патристика. Μ., 2001. С. 103. 7 Амман А. Путь Отцов. Краткое введение в патристику/Пер. с французского. М., 1994. С. 96–97. 8 А. В. Карташев интерпретирует это название как «всеоружие» (Карташев А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Христиане оказались там одновременно случайно и неслучайно. Они представляют собой древнейшее сообщество в Ираке и живут там еще со времен основания Месопотамии. Что касается направленных против них бесчинств и расправ сегодня и завтра, на этот счет ходит множество слухов, но нам пока лучше воздерживаться от преждевременных катастрофических прогнозов. Сейчас еще нет основания говорить о повальных убийствах и массовых казнях, как это, возможно, было с шиитами, но, увы, такой вариант развития событий вполне вероятен. Вообще, нужно сказать, что положение христиан в Ираке и Сирии никогда не было простым. Их история в Ираке и Месопотамии была отмечена неоднократными побоищами, как, например, в 1860 году в Дамаске и в 1933 году в Сумайиле (город неподалеку от Мосула). Сейчас главный вопрос — это будущее христиан и их защита. Никто их не защищает за исключением курдов. Сейчас все заняли выжидательную позицию. Мы не знаем, что случится, но у нас есть все основания для тревоги. Что касается французского правительства, оно, по сути, никак не отреагировало на происходящее. Мы уже давно даем приют восточным христианам, и у нас есть точно такое же право встать на их защиту, как и на защиту других. Тем не менее, мы слишком глубоко завязли в пассеистском восприятии светской системы, которое парализует процесс принятия решений и даже официальные заявления, что представляет собой посягательство на свободу слова и отрицание действительности... — На ком лежит ответственность за судьбу иракских христиан? С чем связано молчание или даже безразличие международного сообщества? — Задача по защите иракских христиан в первую очередь ложится на плечи центрального багдадского правительства, которого фактически больше не существует. К сожалению, мы оказались в ситуации, когда каждый сам за себя. Пока что только у курдов хватает смелости, чтоб дать отпор боевикам Исламского государства. Каждый изо всех сил держится за имеющуюся у него территорию. И христиане по большей части никак не вписываются в это уравнение. Французское правительство никак не реагирует и даже ничего не говорит о происходящем... Вопрос: почему?

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

580       Répertoire des maîtres en théologie de Paris au XIIIe siècle/Par P. Glorieux. P., 1933. 581       Неполное содержание: 1: Manuscripts at Jerusalem, Patmos and Athens (1934); 2: Manuscripts in Venice, Oxford and London (1934); 3: Manuscripts in the monasteries of Mount Athos and in Milan (1935); 4: Manuscripts in Paris. Pt. 1 (1935); 6: Manuscripts in Moscow and Leningrad (1936); 7: Manuscripts in Rome. Pt. 1 (1937). См. также серийное издание: Catalogi manuscriptorum graecorum qui in periodico «Neos Hellenomnemon» olim publici iuris facti, adhuc usui sunt/Accuraverunt Jose Declerck, Jacques Noret, Constant de Vocht. Leuven; Bruxelles, 1981-. 582       Checklist of editions of Greek papyri and ostraca/John Oates [et al.]. 3rd ed. Chico (CA), 1985 (Bulletin of the American Society of Papyrologists. Supplements; No. 4). 583       Corpus der byzantinischen Miniaturenhandschriften/Hrsg. O. Demus; Redaktion I. Hutter. Stgt., 1977– (Denkmäler der Buchkunst. Bd. 2, etc.). 584       The Early Church: An Annotated Bibliography of Literature in English/By Th.A. Robinson, B.D. Shaw [et al.]. [Phil.]; Metuchen (NJ), 1993. 585       Das Frühchristentum: Schriften z. hist. Theologie/N. Brox; Hrsg. von F. Dünzl. Freiburg i. Br.; Basel; Wien, 2000. 586       Russion Bibliography, Libraries and Archives: A Selective List of Bibliographical References for Students of Russion History, Literature, Political, Social and Philosophical Thought, Theology and Linguistics/J.S.G. Simmons. Twickenham, 1973; Payer A. Bibliographie der deutschsprachigen Literatur über das Christentum in Russland (und Nachfolsestaaten der UdSSR): 1986–1993. Melk, λληνικ Θεολογικ βιβλιογραφα τς τελευταας εκατονταετας, 1860–1960/π Ξ.Σ. Τζγα, Π.Σ. Παπαευαγγλου. Θεσσαλονκη, 1963; Βασικ λληνικ Θεολογικ βιβλιογραφα (κατ πιλογν)/Г.А. Τσαννας. Θεσσαλονκη, 1991; Παπαδπουλος Θ.I. Eλληνικ Bιβλιογραφα (1446–1800). 2 τμιοι. Aθναι, 1984–1986. См. Также публикации в журнале The Greek Orthodox Theological Review (c 1954 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

89 sv., 229 sv., автор допускает непосредственное влияние, и, вероятно, он прав. Это отрицают другие: A. Gratieux, A.S. Khomiakov et le Mouvement Slavophile, t. 2, Paris, 1939, p. 105, n. I; P. Baron, Un théologien laïc Russe au 19-е siècle. A.S. Khomiakov (1804–1860). Son Ecclésiologie: Exposé et Critique», Rome, 1940, p. 58–60 (Orientalia Christiana Analecta, 127); Bolshakov, p. 216–262. Cfr. также S. Tyszkiewicz, S.J., La théologoie moehlérienne de 1Unité et les théologiens pravoslaves», в LÉglise est Une, p. 270 sv.; P. Yves Congar, «La pensée de Moehler et lecclésiologie Orthodoxe», в Irénikon, 1935. 201 Доктор Дарвелл Стоун, человек огромной эрудиции во всех областях Истории Церкви, «от него я однажды слышал высказывание о том, что он не знает об их происхождении». И по настоятельному совету Лорда Галифакса, он эту теорию сам не использует. Cfr. F.L. Cross, Darwell Stone. Churchman and Counsellor, Westminster, Dacre Press, 1943, p. 55, n. 3. Cfr. также T. A. Lacey, The Unity of the Church as treated by English Theologians, London, S.P.C.K., 1898 (Tracts of the Church Historical Society, 35). 202 Newman, Parochial and Plain Sermons, v. 3, «Submission to Church Authority», November 29, 1829; Новое издание, London, Rivingtons, 1885, p. 191 sv. 203 Предисловие Ньюмена к работе: W. Palmer (Magdalen College, Oxford), Notes of a Visit to the Russian Church, p. 5–7. 204 Пуси отстаивает такую же точку зрения в «Отсрочка в общении» не отчуждает отделенные Церкви от Единства; «The Church of England a Portion of Christs One Holy Catholic Church, and a Means of Restoring Visible Unity». В в письме к автору «The Christian Year»; впервые опубликовано в 1865 году; переиздано в 1866 году, р. 248 sv. Cfr. A.S. Duncan Jones, The Oecumenical Ideals of the Oxford Movement», в Northern Catholicism: Centenary Studies in the Oxford and Parallel Movements, ed. N.P. Williams и Charles Harris, London, S.P.C.K., 1933, p. 446 sv.; H. Brandreth, The Ecumenical Ideals of the Oxford Movement, London, S.P.C.K., 1947; P.E.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ц Цетлин [Цейтлин] Михаил Соломонович (1887 – 24 августа 1937), социалист-революционер. Арестован в марте 1921 г., приговорен к трем годам лишения свободы и, вместе с женой, эсеркой Н. А. Бауэр, отправлен в Пертоминск, затем на Соловки Цеткин Клара (1857 – 20 июня 1933), деятель немецкого и международного коммунистического движения Цулукидзе, возможно, имеется в виду князь, генерал-лейтенант Варден Григорьевич Цулукидзе (1865 – 05 мая 1923), или князь, генерал-майор Георгий Давыдович Цулукидзе (1860 – 20 мая 1923), которые были расстреляны в Грузии, по обвинению в участии в подпольном «Военном центре» Цхиртладзе, организатор группового побега с Соловков Цюрупа [Цурюпа] Александр Дмитриевич (1870 – 8 мая 1928), инициатор введения в стране продовольственной диктатуры, одни из организаторов продотрядов Ч Чавчавадзе, грузинская княжна, жена южно-американского дипломата Виоларо. Арестована вместе с супругом в 1924 г. по обвинению в шпионаже и отправлена на Соловки Чайковский Зигмунд, поляк, погиб на Соловках Чайковский, офицер, отправлен на Соловки за «экономический шпионаж» Чарин Иван Александрович (1902–?), анархист. Арестован в декабре 1922 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск. После неудачного побега из Архангельска, куда был вывезен на лечение, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Чекмазов Алексей, донской казак, уголовник, сотрудник лагерного театра. После освобождения из лагеря, оказался на ББК Челокаев, организатор антибольшевистского движения на Кавказе Чернышевский Николай Гаврилович (1828–1889), писатель Четкин Алексей Иванович (1894 – не ранее 1937), социалист-революционер. Арестован в октябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки Чехранов Павел, священник, автор воспоминаний о Соловках Чистяков, ссыльный чекист, староста Кемперпункта Чичерин Георгий Васильевич (1872 – 7 июля 1936), нарком иностранных дел РСФСР И СССР (1918–1930) Чхеидзе Николай Семенович (1864 – 7 нюня 1926), социал-демократ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010