Михаил Егорович Красножен (1860 – после 1919) Рецензии Церковное право Михаил Егорович Красножен Юрист, профессор церковного права Императорского Юрьевского университета. Биография Родился в Калуге. Окончил Калужскую гимназию (1881) с серебряной медалью и поступил на юридический факульттет Московского университета. Ещё на 4-м курсе он стал заниматься, под руководством известного канониста профессора А. С. Павлова, каноническим правом и за предложенное юридическим факультетом сочинение по этому предмету был награждён золотой медалью. По окончании (1885) курса в Московском университете со степенью кандидата, был оставлен при университете для приготовления к профессорской деятельности по кафедре канонического права, под руководством профессора А. С. Павлова. После сдачи магистерского экзамена, был командирован за границу, где пробыл 21/2 года. Большую часть этого времени Красножен провёл в Вене, собирая в богатой греческими рукописями Венской придворной библиотеке материал для своей магистерской диссертации. Кроме Вены, Красножен занимался изучением рукописей также в библиотеках Рима, Флоренции и Мюнхена. Результатом заграничной командировки явилась магистерская диссертация «Толкователи канонического кодекса восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон». По возвращении из-за границы (1892) был назначен приват-доцентом Московского университета и читал обязательный курс лекций церковного права студентам 4-го курса юридического факультета. Кроме того, Красножен в течение пяти лет был помощником присяжного поверенного (у А. К. Вульферта и Ф. Н. Плевако). Получил приглашение (1893) занять кафедру церковного права в Юрьевском университете в должности экстраординарного профессора; назначен и. д. ординарного профессора (1895) по той же кафедре. Состоит (с 1899) деканом юридического факультета и, кроме того, заместителем председателя Учёно-Литературного Общества при Императорском Юрьевском университете, заместителем председателя Общества для пособия нуждающимся студентам Юрьевского университета, заместителем председателя Русской Публичной Библиотеки, церковным старостой Православной университетской церкви. В 1897, 1901, 1902 гг. Красножен был командирован с научной целью за границу, где продолжал заниматься изучением греческих рукописей канонического содержания. Участвовал в заседании IV интернационального старокатолического конгресса (в Вене). Защитил в Казанском университете (1901) диссертацию «Иноверцы на Руси» на соискание степени доктора церковного права. Член Поместного Собора РПЦ (1918—1919). Дальнейшая судьба неизвестна. Поместил несколько рецензий в «Журнале Министерства народного просвещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Бутурлин Сергей Петрович (ум. в 1873 г.) — ген.-от-инфантерии. В начале Восточной войны 1853—1856 гг. состоял начальником штаба войск, собранных в Придунайских княжествах, потом был ген.-квартирмейстером армии — 283, 422. Бухмейер Александр Ефимович (1802—1860) — инженер, ген.-лейтенант. Известен постройкою понтонного моста через Севастопольскую бухту — 422. Валахия — юго-западная часть нынешнего государства Румынии. Во время Восточной войны 1853—1856 гг. называлась княжеством и управлялась господарями; была сначала занята русскими войсками; по договору с Австрией 14 июня 1854 г. военная оккупация была предоставлена Австрии. Валахия находилась под протекторатом Турции — 282, 298. Варшава — во время Крымской войны столица Царства Польского. — По простонародному выговору Аршава — 110. Васильчиков кн. Виктор Илларионович (1820—1878) — ген.-майор свиты, начальник штаба Севастопольского гарнизона — 307, 422. Веймарн Петр Владимирович (уб. под Федюхиными высотами 4 авг. 1855 г.) — один из очень образованных офицеров того времени; окончил курс Военной Академии, работал по истории войн, занимался живописью у Лампи — 283, 308, 419, 422. Венюков Михаил Иванович (1832—1901) — географ, писатель и путешественник — 419. Венюков М. И. сообщ. «Песня о Севастополе» — 419. Виктория (1819—1901) — королева Великобритании и Ирландии —296. Винница — уездный город Подольской губ. на р. Буге — 23. Воейков Александр Сергеевич (р. в 1801 г.) — опекун малолетних Толстых — 364, 402. Волкова Валерия Владимировна, рожд. Арсеньева (1836— 1909) — 405. Волково поле — стрельбище в Петербурге — 105. «Воспоминания об осаде Силистрии» — статья неизвестного автора из кружка артиллерийских офицеров, статьи которых Толстой предлагал Н. А. Некрасову для «Современника» — 383. Врангель Карл Карлович (ум. 1872 г.) — ген.-от-инфантерии — 430. Вревский бар. Павел Александрович (р. 1808 г., уб. 4 авг. 1855 г.) — ген.-лейтенант и ген.-адъютант, директор канцелярии военного министерства. Письма его к военному министру кн. В. А. Долгорукову за время его командировки в Севастополь, в которых он настаивал на необходимости перейти в наступление, были напечатаны Н. К. Шильдером в «Военном сборнике» 1903 г. — 307, 421, 422.

http://predanie.ru/book/220794-sevastopo...

Приват-доцент юридического ф-та Харьковского ун-та, профессор Уч-ща Правоведения (1909–1917), юридический консультант МИД (1906–1911), товарищ министра народного просвещения (1911–1914), управляющий Мин-вом нар. просв. (1915). Сенатор, член Государственного совета (с января 1917). После Октябрьской революции в эмиграции, жил в Финляндии, затем в Париже. Член Международного трибунала в Гааге, один из крупнейших специалистов по международному праву Европы; Таунсгенд Чарльз (1861–1924), английский военный деятель, генерал, командующий 6-й (индусской) дивизией в Мессопотамии (с апреля 1915). В апреле 1916 вынужден был сдаться в плен туркам после продолжительной блокады в Кут-эль-Амаре. До октября 1918 жил близ Константинополя в качестве военнопленного. С 1920 в отставке, позже член парламента; Теляковский Владимир Аркадьевич (1860–1924), театральный деятель. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба, полковник конной гвардии. Управляющий Московской конторой Императорских театров (1898–1901), директор Императорских театров (1901–май 1917). После Февральской революции арестован, но вскоре отпущен, с мая 1917 – в отставке. После Октябрьской революции служил инспектором банка при Николаевской железной дороге (до 1923); Теребинский Владимир Ипполитович (1878–?), врач, сифилидолог, доктор медицины. Приват-доцент Петербургской военно-медицинской академии (до 1912), профессор, зав. кафедрой кожных и венерических болезней Николаевского ун-та в Саратове (1912–1917). С 1919 в эмиграции, преподавал в Белградском ун-те, затем жил в Париже; Терешкович (Стоклицкая-Терешкович) Вера Вениаминовна (1885–1962), историк-медиевист, доктор исторических наук, основоположник отечественной средневековой урбанистики. Выпускница историко-филологического ф-та М.у. (1912). Преподаватель Пречистенских рабочих курсов (с 1912). Научный сотрудник Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (с 1922), старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (1938–1940). Преподаватель в Академии коммунистического воспитания (1930), МИФЛИ (1933).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Минской епархии, переведен на Прилукскую кафедру Полтавской епархии. Ист.: АКавАК. Т. 1-12. 1866-1896; ДВГЭ; Карбелашвили В. Г. Картвельское и кахетинское церк. пение: Утреня и Вечерня. Тбилиси, 1898; Коридзе Ф. Груз. песнопения. Тбилиси, 1899; Иерархия Всерос. Церкви от начала христианства в России и до наст. времени. М., 1901. С. 189-193; Докладная записка правосл. грузин о совр. положении Груз. Церкви//Судьбы Груз. Церкви. М., 1909. Вып. 4. С. 17-173; Гогебашвили Я. Устои национализма. Тифлис, 1903. С. 17 (на груз. яз.); он же. Соч. Тбилиси, 1962. Т. 2 (на груз. яз.); Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учеб. округа за 1901 г. Тифлис, 1903; Воронцов-Дашков И. И. Всеподданнейшая записка по управлению Кавказским краем. СПб., 1907; Обзор деятельности Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе: 1860-1910. Тифлис, 1910; Сотрудник Закавказской миссии. Сухум, 1912; Сб. постановлений и распоряжений, относящихся к начальным училищам Кавказского учеб. округа/Сост.: Ф. Смирнов. Тифлис, 1916. С. 256-270; Ермолов А. П. Записки. М., 1868. Ч. 2: 1816-1827; он же. Письма. Махачкала, 1926; Чавчавадзе И. Соч. Тбилиси, 1965. Т. 5 (на груз. яз.); Георгиевский трактат/Изд.: Г. Пайчадзе. Тбилиси, 1983; Сб. правовых актов Демократической Республики Грузия, 1918-1921 гг. Тбилиси, 1990. С. 47. Лит.: Зубов П. Картина Кавказского края. СПб., 1834-1835. 4 ч.; Краткая история Афоно-Иверского мон-ря по груз. источникам. Тифлис, 1884; Леонид (Кавелин), архим. Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь: В 2 ч. М., 1885; Калиновский А. Где правда?: История Афонского Иверского мон-ря. СПб., 1885; Доброклонский. Руководство. М., 1893. Вып. 4; О положении Груз. Правосл. Церкви в царской России//Церк. вопросы в России. Браила, 1896; Гатуев А. Христианство в Осетии//Владикавказские ЕВ. 1900. 12; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Рункевич С. Г. Груз. экзархат//ПБЭ. 1903. Т. 4. Стб. 717-750; Тонкмелие. Правда об автокефалии Груз.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Со вступлением Графа Д.А. Толстого в должность Обер-Прокурора Св. Синода начались по духовному ведомству многие очень важные и радикальные реформы, но в какой мере необходимые и полезные – это другой вопрос. Одною из первых реформ была реформа духовно-учебных заведений. Правда, мысль об этой реформе явилась еще прежде. Еще в 1860 г. при Обер-Прокуроре, Графе Александре Петровиче Толстом, учрежден был Комитет, под председательством присутствовавшего тогда в Синоде Преосвященного Димитрия, Архиепископа Херсонского 1490 , для изыскания способов к улучшению состояния духовных училищ. Предположения этого Комитета в 1862 г. были разосланы к епархиальным архиереям для обсуждения и соображения с местными условиями. Из представленных по сему предмету от Преосвященных отзывов сделан был систематический свод. Соображения этих отзывов —297— 1870 г. с предположениями Комитета 1860 г. привели к убеждению в необходимости подвергнуть вопрос об устройстве духбвно-учебных заведений новому обстоятельному обсуждению. С этою целью 19-го Марта 1866 г. был открыт новый Комитет из четырех духовных и такого же числа светских лиц, под председательством Митрополита Киевского Арсения 1491 , с назначением в помощь ему присутствующего в Св. Синоде Преосвященного Нижегородского Нектария. 1492 Делопроизводителем же в этом Комитете, и, следовательно, главным деятелем был Директор Канцелярии Обер-Прокурора Сергиевский. Между тем, Митрополит Арсений, открывши в апреле действия Комитета, отправился в свою епархию, передав председательство в оном Преосвященному Нектарию. Новому Председателю, при его ограниченных способностях, очень нелегко было, как передавал мне Сергиевский, руководить занятиями Комитета, где собраны были люди даровитые и ученые. Но Преосвященный Нектарий нашел простое средство преодолеть все затруднения: он поставил себе правилом беспрекословно исполнять, под руководством Сергиевского, все желания и даже прихоти Обер-Прокурора; и это человеко-угодничество доходило в нем даже до смешного. Но как бы то ни было, а Комитет исполнил свое дело, в декабре того же 1866 г. окончил свой труд; и не знаю, получили ли за этот труд какие-либо награды Члены Комитета, а председатель удостоен был сана Архиепископа. Но так как этот Архиепископ до того времени имел только одну звезду Аннинскую, что казалось несообразным с достоинством этого сана, то Сергиевский внушил Обер-Прокурору исходатайствовать другую звезду – Владимирскую, которою он и был украшен чрез несколько месяцев по получении архиепископского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мерилом знаний для учащих и родителей учеников служит умение учащихся передать на память словами текста эпизод, начиная с любой строчки и даже слова страницы». 353 Не лучше были православные школы и в другом важнейшем городе Сирии – Бейруте. Вот в каком виде находилась здесь ещё недавно школа для мальчиков. Внешняя сторона школы, по описанию очевидца, непривлекательна: учебных пособий – географических карт, глобусов, картин и т.п. – нет. Училищная библиотека помещалась в небольшом старом шкафчике. В четырёх классных комнатах (из 5-ти) не было даже образов, только в одном классе заметили мы небольшую иконку, подаренную, как нам сказывали, каким-то русским посетителем, да в приёмной комнате оказался небольшой образ иерусалимского письма. На неосторожное же наше замечание относительно недостатка икон в классах, мы патриарха к учреждению, хотя при одном из пяти не малодоходных (патриарших) ставропигиальных монастырей, духовной семинарии или духовного училища для образования и подготовления местных священнослужителей, но, не смотря на тогдашние значительные доходы антиохийской патриархии из преклонённых Румынских и Бессарабских имений и на громадную сумму семидесяти пяти тысяч турецких лир (ок. 750.000 руб.), которую получил патриарх Иерофей от турецкого правительства, как вознаграждение за убытки, причинённые антиохийской патриархии и православным храмам в Дамаске резнёй христиан магометанами в 1860 году, – он, однако постоянно отклонял под разными предлогами (и часто под предлогом скудных доходов своей патриархии!) указанное всеобщее желание своей паствы. Преемник его Герасим, желая задобрить антиохийскую паству, недовольную тем, что он вышел из чужаков, членов святогробского Братства, поднял с первого же года своего патриаршества дело об учреждении духовной школы при патриархии в Дамаске; и с этой целью он не замедлил обратиться за помощью к разным учреждениям и благотворителям, местным и чужеземным. На собранные деньги был отремонтирован смежный с патриархией домик и на этом дело остановилось. Одним из главных обещаний его преемника, Антиохийского патриарха Спиридона, было немедленное открытие вышеуказанной духовной школы в Дамаске, но обещание это осталось обещанием. Патриарх нашёл более полезным обратить назначенный его предшественником для духовного училища домик в жилище для своей многочисленной свиты (благо, он был рядом с патриархией). – Убедившись в суетности надежд на обещание патриархов – Иерофея, а потом Герасима и Спиридона, вышеназванный митрополит Гавриил сначала открыл духовную школу в Бейруте, а затем и озаботился её организацией. Дело это он делал без всякой посторонней помощи и поддержки, расходуя свои средства. Училище это в 1894 году состояло из четырёх классов при 7-ми преподавателях и 30-ти учениках, преимущественно из Бейрутской епархии, живущих в самом училище. В нём преподавались исключительно на арабском языке 29 научных предметов. Затем они

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В отношении культурном вообще, словинцы стоят на замечательно высокой ступени. Это видно уже и из того, что в течение тысячелетней локализованной борьбы с немцами они не пали и ещё в настоящее время немцы не имеют сил ассимилировать их с своей нацией. Особенно замечательны успехи словинцев на литературном поле. „Если оглянемся на прошлое словинцев, говорит коррес- —594— пондент Словинского Прегледа 1155 , начиная с того самого времени, когда словинцы занимали ту землю, в которой ныне живёт 12 тысячное разноплеменное население и будем следить, в порядке столетий до начала 20 века, ту страшную борьбу, какую вели и ведут словинцы в своей народной, политической и хозяйственной жизни, то ужаснёмся, придём в изумление перед тем фактом, что у этих разрозненных остатков словинского народа сохранилось ещё столько духовных сил, чтобы за 38 лет создать столь громадную и ценную литературу, какой по справедливости словинцы могут гордиться. До 1860 г. словинская литература была только подготовительным материалом, а занятие ею было стеснено всевозможными препятствиями враждебной немецкой бюрократии, до самого 48 года не позволявшей словинцам учиться на своём материнском языке“. Но и в настоящее время словинцы испытывают всевозможные стеснения в своей литературной работе. Не смотря на то, в 1898 году издавалось всех словинских журналов и газет 54 – в том числе: политических 22, педагогических 5, беллетристических 2, наконец, религиозных и специальных 25. Кроме того в этом году было издано 15 „sbornik“-ob и „kninie“. Опорой словинской литературы, как и народной жизни, служат два литературные общества: Slovenska Matica и Druba sv. Mohorja. Словенская Матица имеет до 2.880 членов, из них только 6 почётных (четверо – чехи), 271 – членов основателей, вносящих одновременно 50 зл. и 2603 годичных, с взносом по 2 зл. каждогодно. В 1897 г. Матица издала 7 изданий: Letopis Slovenske Matice, Zgodovina slovenskega slovstva, Samosvoje mesto Trst, Sloveska narodne pesmi, Elektrika, Knezova knjinica и Zabavna knjinica (всё это получается за 2 зл.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очерк жизни схимонаха Луки, подвижника Глинской пустыни. Одесса, 1907. 58 с., илл. Схимонах Лука, подвижник Глинской пустыни: (Память 1 мая)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Май. М., 1908. С. 3–17. Краткое описание жизни и подвигов старца Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Курск, 1893; То же. 2-е изд., испр. и доп. Одесса, 1901. 56 с., портр. Иеросхимонах Макарий Глинской пустыни: (Память 21 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Февраль. М., 1906. С. 262–287, портр. Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни старца иеросхимонаха Макария//Курские епархиальные ведомости. 1893. 6. С. 1–8; 8. С. 9–16; 9. С. 17–24; 11. С. 25–32; 12. С. 33–40; 16. С. 41–45. Очерк жизни и подвигов старца Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Курск, 1893; То же. 2-е изд., испр. и доп. Одесса, 1901. 56 с., портр. Иеросхимонах Макарий Глинской пустыни: (Память 21 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Февраль. М., 1906. С. 262–287, портр. Иеросхимонах Макарий прозорливый//Русский инок. 1912. 7. С. 41–48. Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной миссии. Ч. I-II. М., 1860. Ч. I. 357 с.; Ч. II. 234 с. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии: Краткие сведения о его жизни и деятельности. СПб., 1892. 100 с. Архимандрит Макарий, первый Алтайский миссионер. 2-е изд. М., 1892. 18 с. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии: (Память 18 мая)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Май. М., 1908. С. 129–155, портр. Благовестник: Чувствования москвитянки при свидании с Алтайским духовным миссионером, о. архимандритом Макарием, основавшим свое пребывание среди калмык, Томской губернии и Бийском уезде//Странник. 1872. Март. С. 274–276. В сноске: Сообщено томским свящ. о. Николаем Сосуновым. Голубинский Д. Макарий, основатель Алтайской миссии: По бумагам Ф. А. Голубинского//Душеполезное чтение. 1891. Ноябрь. С. 599–602.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Никитский Александр Васильевич (1859–1921), филолог-классик, археолог, магистр (1895), доктор (1901) греческой словесности, член-корр. Петербургской АН (1902), академик РАН (1917). Преподаватель греческого языка в Одесской духовной семинарии (с 1882), приват-доцент (1886–1899) историко-филологического ф-та Новороссийского ун-та, секретарь его Историко-филологического об-ва (1899), профессор Юрьевского ун-та (1896–1901). Профессор (1902–1908), секретарь (1904–1906), декан (1906–1908) историко-филологического ф-та М.у., попечитель Оренбургского учебного округа (1908–1911). С 1911 жил в Петербурге, причислен к Мин-ву нар. просв., член Ученого к-та Мин-ва нар. просв. (с 1914). Преподаватель в Петербургском историко-филологическом ин-те (с 1912), одновременно, приват-доцент историко-филологического ф-та Петербургского ун-та (1912–1915), преподаватель Петроградского женского педагогического ин-та (с 1914), профессор Петроградских ВЖК (1917–1918), действ. член (1920), с 1921 зав. разрядом археологии греческих колоний Юга России РАИМК; Никола I Петрович Негош (1841–1921), князь (1860–1910), король (1910–1918) Черногории. Поэт и драматург, почетный член Петербургской АН (1889); Николаева, слушательница историко-философского ф-та МВЖК; Николай I Павлович (1796–1855), российский император с 1825; Николай II Александрович (1868–1918), российский император (1894–1917), расстрелян вместе с семьей в ночь с 16 на 17 июля 1918. Канонизирован РПЗЦ (1981), РПЦ (2000); Николай (Никольский), священник в селе Красном, Рыбинского уезда; Николай Михайлович (1859–1919), великий князь, историк, археограф, коллекционер, меценат, ген.-лейтенант, ген.-адъютант, почетный член Петербургской АН (1898), доктор русской истории (1915), доктор философии (Берлинский ун-т), почетный член Французской АН. С 1885 служил в Кавалергардском полку, затем командовал полком и бригадой на Кавказе. Председатель РИО (1910–1917) и Русского географического об-ва (1892–1917). Весной 1918 выслан в Вологду, затем переведен в Петроград. Расстрелян 24.01.1919;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

191 Бухта Иосиф Павлович – старший аптечный фельдшер. С 1 октября 1901 и.д. Лодейнопольского уездного фельдшера; 1 августа 1906 переведен и.д. фельдшера в Петрозаводский уезд. Преподаватель гимнастики Олонецкой ДС, фельдшер семинарской больницы. С 13 ноября 1915 утвержден петрозаводским уездным фельдшером, с августа 1917 – в отставке. 137 Бучель Емельян Семенович – член приходского Совета Входоиерусалимской Знаменской церкви на Знаменской пл. в Петрограде. 215 Быстров В. О. – прихожанин Скорбященской церкви за Литейным двором в Петрограде. 218 Бычков Сергей Иванович – см. Симеон (Бычков). Вайнрай Лидия Аркадьевна; (ок. 1902 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. Валь Виктор Вильгельмович (Васильевич) фон; (17 июля 1840 – 17 ноября 1915). Окончил Николаевское инженерное училище с оставлением при Николаевской инженерной академии. В службе с 9 сентября 1858. С 16 июня 1859 – прапорщик, 16 сентября 1860 – подпоручик, с 8 сентября 1861 – поручик, с 5 июня 1863 – штабс-ротмистр, с 11 февраля 1864 – ротмистр, с 11 августа 1866 – штабс-ротмистр гвардии, с 30 августа 1867 – ротмистр, с 9 марта 1873 – полковник, с 1874 – флигель-адъютант, с 9 января 1879 – генерал-майор с назначением в свиту, с 15 мая 1883 – генерал-майор, с 30 августа 1893 – генерал-лейтенант. С 19 февраля 1878 – ярославский вице-губернатор, с 4 июня 1878 – гродненский, с 27 февраля 1879 – харьковский, с 20 апреля 1880 – витебский, с 24 июля 1884 – подольский, с 5 июня 1885 – волынский, с 25 февраля 1889 – курский губернатор. С 4 мая 1892 – с.-петербургский градоначальник; с 6 декабря 1895 – товарищ министра внутренних дел и командир отдельного корпуса жандармов, с 2 октября 1901 по 15 сентября 1902, 15 сентября 1902 – 10 января 1904 – вновь товарищ министра внутренних дел и командир отдельного корпуса жандармов, 31 декабря 1903 назначен членом Государственного совета. Почетный опекун С.-Петербургского присутствия Опекунского совета учреждений Императрицы Марии. С 10 января 1904 – числился в списках отдельного корпуса жандармов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010