Фотий (Пероглу), Патриарх Александрийской Церкви (1900–1925). Строил храмы, учебные и благотворительные заведения. Открыл Патриарший музей и библиотеку. Фролов Василий Савельевич (род. 1879), учитель. В 1898 г. окончил учительскую семинарию в г. Благовещенске. В 1921/22 учебном году заведовал школой на ст. Маньчжурия. Директор гимназии им. Ф. М. Достоевского в Харбине, затем директор гимназии им. А. С. Пушкина в Дайрене (Дальнем). В 1944–1945 гг. воспрепятствовал поклонению учащихся своей гимназии японской языческой богине Аматерасу. В 1945 г. арестован органами НКВД. Харузин Алексей Николаевич (1864–1932), этнограф и антрополог. В 1900-х гг. статский советник, директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. В 1910-х гг. гофмейстер, тайный советник, сенатор. После революции работал консультантом в Сельхозгизе. В 1932 г. был арестован вместе с сыном. 3 апреля 1932 г. был осужден к высылке на три года и 8 мая этого же года умер от сердечной недостаточности в больнице при Бутырском изоляторе. Хорват Дмитрий Леонидович (1858 (1859?) – 1937), генерал-лейтенант. С 1903 г. управляющий КВЖД, представитель Правления Общества КВЖД в Харбине. Был верховным уполномоченным правительства А. В. Колчака на Дальнем Востоке. В ноябре 1919 г. вернулся в Харбин. До ноября 1920 г. директор-распорядитель правления Общества КВЖД, затем Высокий советник правления Общества КВЖД, а также почетный вице-председатель Особого комитета по делам КВЖД. Хун Сюцюань (Хун-сю-чен) (1814–1864), организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850–1864 гг. в Китае. С 1851 г. глава государства тайпинов («Небесного государства великого благоденствия»). Чан Кайши (Чжан Кайши) (1887–1975), маршал. С 1927 г. глава гоминьдановской администрации в Китае. С 1949 г. на о-ве Тайвань. Чернявский Василий Антонович (род. ок. 1882), священник. Законоучитель гимназии в Новочеркасске. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Чжан Цзо-линь (1876–1928), китайский генерал, глава т. н. Фынтяньской клики милитаристов. Во время русско-японской войны был главарем банды хунхузов, действовавшей на стороне Японии в Маньчжурии. В 1906 г. вместе со своей бандой включен в состав китайской армии и вскоре назначен командиром дивизии. В ходе китайской революции 1911–1913 гг. пришел к власти в Маньчжурии. В апреле 1927 г. по его приказу был совершен полицейский налет на советское посольство в Пекине, а также арестованы и казнены 25 китайских коммунистов. Провозгласил административную независимость Маньчжурии в составе Китайской Республики. В 1928 г. объявил себя диктатором, но был изгнан из Пекина Чан Кайши. Убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дж. Дьюн. Фотография. 1939 г. [англ. Dewey] Джон (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт - 1.06.1952, Нью-Йорк), амер. философ, один из основателей прагматизма как философской школы и инструментализма как течения в прагматизме; психолог (представитель функциональной школы), реформатор образования. По окончании Вермонтского ун-та (1879) Д. преподавал в организованной им школе при Чикагском ун-те. В 1884 г. получил степень д-ра философии в ун-те Джонса Хопкинса в Балтиморе, шт. Мэриленд (тема дис.- «Психология Канта»). В 1884-1904 гг. Д.- профессор философии Мичиганского ун-та, а в 1894-1904 гг. также декан фак-та философии, педагогики и психологии Чикагского ун-та. Д. не читал лекции по заранее подготовленному плану, а проговаривал их как мысли вслух, с повторами, исправлениями, длительными паузами. Такая «медитативная» манера неоднократно критиковалась администрацией ун-та и нек-рыми студентами, в 1904 г. Д. был вынужден оставить ун-т. В 1904-1930 гг. Д.- профессор Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (в 1930-1951 - почетный профессор). В 1904 г. Д. основал журнал, посвященный изучению философии, психологии и научных методов («The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Method»; с 1920 «The Journal of Philosophy»). В 1919 г. Д. читал лекции в Имп. ун-те в Токио. В 1928 г. посетил СССР и по возвращении опубликовал «Впечатления о Советской России и революционном мире», оценив советский опыт как положительный. В сер. 30-х гг. в связи с информацией о репрессиях в СССР изменил свою позицию на критическую. В нач. 30-х гг. Д. отошел от преподавательской работы и стал заниматься общественной деятельностью: организовал Американскую ассоциацию университетских профессоров, Новую школу социальных исследований, участвовал в борьбе против милитаризма и фашизма. С 1930 г. он почетный д-р Парижского ун-та. В 1937 г. в Мексике участвовал в общественном суде, который снял с Л. Д. Троцкого обвинения в шпионаже, выдвинутые советским правительством.

http://pravenc.ru/text/180755.html

Василий Григорьевич Дружинин (22.08.1859–15.01.1936) Василий Григорьевич Дружинин Российский и советский историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерусских и старообрядческих рукописей и икон. Член-корреспондент РАН с 1920 года. Биография Происходил из дворян, владельцев Кыштымских горнопромышленных заводов на Урале. Раннее детство прошло на Моховой улице (д. 8, кв. 2), куда семья переехала после отставки отца. В 1879 году окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В том же году перешёл на историко-филологический факультет, который окончил в 1883 году со степенью кандидата, и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В это время он входил в «Кружок русских историков», объединявший молодых историков петербургской школы; заседания кружка часто проходили в доме родителей Дружинина. С 12 декабря 1886 года Дружинин стал внештатным сотрудником в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел и служил там до 1891 года. В 1889 году он получил степень магистра русской истории за диссертацию «Раскол на Дону в конце XVII b.» (СПб., 1889) и был избран приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. В 1896 году он стал членом Археографической комиссии. В сентябре 1897 года за рецензию на работу А. В. Краснова «Зыряне и св. Стефан, епископ Пермский» был удостоен золотой Уваровской медали. С 1899 года был секретарём Археографического общества, заведовал его библиотекой. В 1914 году был избран почётным членом Археологического института. Дружинин тратил значительные средства на собирание памятников старообрядчества; он был владельцем уникальной коллекции старообрядческих книг (свыше 40 тыс.), рукописей (более 1,1 тыс.), икон, произведений поморского медного литья (около 500 предметов). Кроме того, он владел богатейшим архивом своего дяди, писателя А. В. Дружинина. На Всемирной Парижской выставке в 1900 году представил произведения каслинского художественного литья.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

38 «Титаник» — океанский лайнер; затонул, натолкнувшись на айсберг в Атлантическом океане, в апреле 1912 г. Ангкор–Ват — вишнуистский храм в городе Ангкор — столице кхмерской империи XII в.; расположен на современной территории Кампучии. 39 «V-I» — немецкая реактивная управляемая ракета Фау-1 дальнего действия, прообраз современных баллистических ракет, впервые применена в июне 1944 г. при бомбардировках Лондона. Блерио, Луи (1872–1936) — французский инженер, конструктор аэропланов, летчик, в 1909 г. совершил первый в истории перелет через Ла–Манш. Рейврет, Гвендолин (1885–1957) — приятельница Грина, общественная деятельница, университетский преподаватель. 40 Генерал Сматс, Иэн Кристиан (1865–1937) — английский военный и государственный деятель, занимавший важные посты в колониальном правительстве Южной Африки, автор философских эссе. Шрайнер, Оливия Кронрайт (1859–1920) — сестра Уильяма Шрайнера, премьер–министра Капской колонии в Южной Африке, автор многих новелл и очерков о быте и социально–политической жизни Южной Африки. Прерафаэлиты — группа английских писателей (Д. Г. Россетти, К. Россетти, Ч. А. Суинберн и др.) и живописцев (У. Моррис, Э. Берн–Джонс и др.) середины XIX в., поставивших своей целью возродить «наивную искренность» ощущений и эмоций, характерную для искусства раннего Возрождения, «до Рафаэля», выступали с романтической критикой современного им буржуазного общества. «Либертиз» — крупный универсальный магазин товаров для женщин в Лондоне. Кингсли, Чарлз (1819–1875) — английский священник, прозаик, поэт, публицист, автор исторических романов, религиозных проповедей, моралистических сочинений для детей. В 1877 г. его вдова выпустила двухтомник «Чарлз Кингсли: его письма и воспоминания о его жизни». Это издание, очевидно, и имеет в виду Грин. 42 «Дракула» (1897) — знаменитый роман о вампире ирландского прозаика Брэма Стокера (1847–1912), выдержанный в традициях предромантической «готической» прозы. Прототипом заглавного героя послужил валахский князь Влад II (1431–1476) по прозвищу Дракл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Голуэй — графство на западе Ирландии, ирландская глубинка. Драйден Джон (1631–1700) — английский драматург, автор многочисленных героических пьес и дидактических поэм. Керзон Джордж Натаниел (1859–1925) — маркиз, министр иностранных дел Великобритании в 1919–1924 гг., автор книг «Россия в Центральной Азии» (1889) и других, вице-король Индии в 1899–1905 гг. Сиккерт Уолтер Ричард (1860–1942) — английский художник и гравер. Д’Абернон Эдгар Винсент (1857–1941) — английский финансист, финансовый советник египетского правительства (1883–1889 гг.), глава константинопольского имперского банка (1889–1897 гг.), глава британской экономической миссии в Аргентине и Бразилии (1929 г.), посол в Германии (1920–1926 гг.). Стрит Джордж Слит (1867–1936) — писатель реалистического направления, эссеист, автор популярнейшего в свое время романа «Автобиография мальчика» (1894). Считался «непревзойденным стилистом» (Э. Паунд), обладал тонким чувством юмора. Служил цензором в ведомстве лорда-канцлера. Моррисон Артур (1863–1945) — английский журналист, писатель, драматург. Ему принадлежит также серия детективов. Известный коллекционер предметов китайского и японского искусства. Гилберт , сэр Уильям Швенк (1836–1911) — юрист, с 1869 г. — драматург, автор многочисленных комических опер, написанных совместно с композитором Салливеном (см. след. примеч. 21/В файле — комментарий прим. верст. /). Салливен сэр Артур Сеймур (1842–1900) — английский композитор, органист и хореограф, некоторое время работал совместно с У.-Ш. Гилбертом (см. предыдущ. примеч./В файле — комментарий прим. верст. /), автор популярных песен. Александер Джордж (1858–1918) — английский актер и менеджер, много работал с Генри Ирвингом (см. примеч. 22 к гл. III/В файле — комментарий — прим. верст. /), прославился своей красотой и игрой в спектаклях по пьесам О. Уайльда. Батлер Сэмюел (1835–1902) — автор утопий «Едгин» (1872) и «Возвращение в Едгин» (1901), романа «Путь всякой плоти» (1903) и ряда научных статей, направленных против некоторых аспектов дарвинизма.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Основные различия в представлениях панентеистов о Боге сводятся к вопросу, является ли Бог в Своём актуальном полюсе единой актуальной сущностью (событием) или сообществом актуальных сущностей. Алфред Норт °Уайтхед (Whitehead; 1861–1947) придерживался первой точки зрения, а Чарлз Хартсхорн (Hartshorne) – второй. Большинство других отличий имеют преимущественно методологический характер. Подход Уайтхеда – больше эмпирический, а подход Хартсхорна – более рациональный. Поэтому у Уайтхеда появляется некая форма телеологического доказательства бытия Бога, тогда как Хартсхорн известен своим онтологическим доказательством. Некоторые панентеисты, такие как Джон Кобб (Cobb), отрицают разграничение между двумя полюсами Бога. Кобб заявляет, что Бог существует как единство, а не просто в одном или другом полюсе. Однако все согласны с тем, что Бог имеет два полюса, которые можно описать так: Первичная сущность Последующая сущность Потенциальный полюс Актуальный полюс Вечная Временная Абсолютная Относительная Неизменная Изменяющаяся Нетленная Бренная Неограниченная Ограниченная Концептуальная Физическая Абстрактная Конкретная Необходимая Всего лишь возможная Вечные сущности Актуальные объекты Бессознательные побуждения Сознательные стремления Представители панентеизма . У «богословия процесса» было много предшественников. Демиург °Платона (428–348 до Р. Х.) вечно борется с хаосом, чтобы преобразовать его в космос. Тем самым закладывалась дуалистическая (см. дуализм) основа для двух «полюсов» Бога. Ещё раньше (ок. 500 до Р. Х.) в философии текучести у Гераклита утверждалось, что мир есть постоянно изменяющийся процесс. В новое время нарастающее развёртывание Бога в мировом процессе у °Г. В. Ф. Гегеля (Hegel; 1770–1831) стало значительным шагом по направлению к панентеизму. В космическом эволюционизме Герберта Спенсера (Spencer; 1820–1903) Вселенная рассматривается как развёртывающийся и развивающийся процесс. Затем Анри Бергсон (Bergson; 1859–1941) ввёл в рассмотрение творческую эволюцию (1907) жизненной силы (elan vital), которая движет эволюцию вперёд «скачками». Позже он отождествлял эту Силу с Богом (1935). Но ещё до этого Сэмюэл Александер (Alexander) в книге «Пространство, время и божество» (1920) впервые предложил концепцию процесса в анализе соотношения между Богом и временной Вселенной. Однако главным из первоисточников в панентеизме являются труды Уайтхеда. Его влияние заметно у Хартсхорна, Шуберта Огдена (Ogden), Кобба и других.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЙЛОВ Александр Васильевич (10.03.1859, С.-Петербург - 10.08.1927, Москва), славист, библеист. Окончил Холмскую гимназию (1880), историко-филологический фак-т Московского ун-та (1884), где специализировался под рук. Н. С. Тихонравова и входил в круг его ближайших учеников. В 1889-1892 гг. стажировался в Венском и Берлинском ун-тах, слушал лекции лучших славистов того времени, в числе которых был И. В. Ягич; изучал слав. рукописи в книгохранилищах Вены, Мюнхена, Парижа, Рима, Неаполя, Флоренции. В Венской королевской б-ке обнаружил серб. список «Учительного Евангелия» XIV в. По возвращении продолжал изучение библейских рукописей в древлехранилищах Москвы и С.-Петербурга. Целью этих занятий было выявление рукописного материала, необходимого для изучения текстологии кн. Бытие. В 1904 г. М. защитил магист. дис. «К вопросу о литературном наследии свв. Кирилла и Мефодия в глаголических хорватских миссалах и бревиариях», в 1913 г.- докт. дис. «Опыт изучения Книги Бытия. Паремийная редакция» и был назначен ординарным профессором С.-Петербургского ун-та. В 1895 г. М. читал лекции по рус. языку в Варшавском ун-те (с 1905 профессор). В 1911 г. занял кафедру истории рус. лит-ры. В 1914 г. вышел в отставку и поселился в Москве. Преподавал в Московском ун-те (1915-1922), Костромском (1920-1923) и Смоленском (1923-1924) педагогических ин-тах. С 1908 г. М. входил в состав Комиссии по изданию памятников древнерус. письменности, с 1914 г.- Московского археологического об-ва. Состоял членом диалектологической и словарной комиссий. В 1915 г. был удостоен Ломоносовской премии за кн. «Опыт изучения текста Книги Бытия». В 1922 г. был избран членом-корреспондентом АН. Скончался от приступа грудной жабы. Обращение к текстологии Свящ. Писания было связано с предпринятым М. исследованием библейских цитат в составе Толковой Палеи (К вопросу о тексте Книги Бытия прор. Моисея в Толковой палее. 1896), в ходе к-рого ученый столкнулся с тем, что текстология слав.

http://pravenc.ru/text/2563810.html

384. Зелинский Фаддей Францевич (1859-1944) — российский и польский историк культуры, филолог-классик, антиковед, поэт-переводчик. Один из университетских учителей Г. П. Федотова. 385. Роде Эрвин (1845-1898) — немецкий филолог-классик. 386. Виламовиц-Мёллендорф Ульрих, фон (1848-1931) — немецкий филолог- классик, эллинист. Г. П. Федотов слушал его лекции в Берлинском университете в 1907 году. 387. Ростовцев Михаил Иванович (1870-1952) — российский и американский (в эмиграции) историк античности, филолог-классик и археолог. Федотов сдавал ему магистерский экзамен в Петербургском университете в 1915 году. 388. Моммзен Теодор (1817-1903) — немецкий историк, филолог-классик и юрист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1902). 389. Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) — российский правовед, философ, историк и публицист. Почетный член Петербургской АН (1893). 390. Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) — российский государственный деятель, ученый-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви. 391. Муромцев Сергей Андреевич (1850-1910) — российский юрист, публицист и политический деятель. 392. Гримм Давид Давидович (1864-1941) — российский юрист, ректор Петербургского университета в 1910-1911 годах. 393. Пергамент Михаил Яковлевич (1866-1932) — романист, цивилист, профессор. Декан Высших женских курсов в Петербурге с 1907 года. 394. Петражицкий Леон Иосифович (1867-1931) — российский и польский социолог и теоретик права, профессор кафедры энциклопедии и философии права Петербургского университета (1898-1918), после эмиграции в 1918 году профессор Варшавского университета. 395. Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920) — российский мыслитель, правовед, публицист, общественный деятель. 396. Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) — российский правовед, общественный и политический деятель. 397. Конт Огюст (1798-1857) — французский философ, родоначальник позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки. 398. Милль Джон Стюарт (1806-1873) — английский философ, экономист и политический деятель.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

178. Septuaginta (лат. семьдесят) — перевод Ветхого завета на греческий язык, осуществленный семьюдесятью переводчиками из Иерусалима для иудейской диаспоры. Эти тексты вошли в канонический корпус христианского Священного Писания. 179. «Si enim obscura sunt, te quoque in eis falli posse creditur; si manifesta illos in eis falli potuisse non creditur». Ep. XXVIII, 2. 180. обман по долгу. 181. «Expositio Epistolae ad Galatos», «De mendacio». 182. «Admisso enim semel in tantum auctoritatis fastigium officioso aliquo mendacio, nulla illorum librorum particula remanebit». Ер. XXVIII, 3. 183. «Alter oportere intellegi ostenderem, ut ubique eorum firma veritas doceretur», 5. 184. Первая публикация: Федотов Г. П. Война и ее происхождение. Народный университет имени Л. И. Лутугина. Лекции, читанные на курсах для агитаторов. Пг., 1917. Печатается по этому изданию. 185. Жорес Жан (1859–1914) — руководитель Французской социалистической партии. Выступил с активной антимилитаристской и антинационалистической программой. Убит 31 июля 1914 г. французским шовинистом. 186. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815–1898) — объединитель Германии, первый рейхсканцлер Германской империи в 1871—1890 гг., один из инициаторов создания Тройственного союза (Германия, Австро–Венгрия, Италия). 187. См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра. 4.1. О войне и воинах//Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т 2, с. 34. 188. «Тройственный союз» был создан в 1882 г., а противостоявший ему военный блок Антанта (Англия, Франция, Россия) окончательно оформился лишь в 1904–1907 гг. 189. В 1899 и 1907 гг. в Гааге состоялись первая и вторая международные конференции, принявшие ряд конвенций, упорядочивших отношения между странами в случае возникновения противоречий, а также между воюющими государствами. 190. Абдул–Хамид II (1842–1918) — султан Османской империи в 1876 — 1909 гг. Низложен в результате младотурецкой буржуазной революции (1908). 191. Джиолитти Джованни (1842–1928) — премьер–министр Италии в 1892–1893, 1903–1905, 19(06—1909, 1911—1914, 1920–1921 гг.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Нынешние люди были вторым творением Бога, которое оказалось более удачным. Но и это поколение не вечно: современных людей в конце света сменит поколение карликов («пыжиков» – владимир.) 1858 , таких маленьких, что 12 человек смогут молотить зерно в устье печи, как на гумне. Краткий вариант этой легенды был записан в брестском Полесье: «Вэлики люди были. Мы им по колино. Шэ придёт тако врэмя, шо нам будут по колино – и в пэчи дыэнáцать чэловэк будут молотити. А будут жыть, как мы жывём» (Пашкевич Яков Георгиевич, 1901 г. р., Спорово Березовского р-на Брестской обл.) 1859 . С мотивом гибели великанов связаны рассказы о древних могильниках (рус. волотка, серб. джидовско болг. елински гробища). Свидетельством пребывания великанов на земле являются их кости, которые и сейчас находят в земле. Этот повсеместно бытующий у славян сюжет представлен в различных региональных традициях рядом локальных вариантов, отражающих местные реалии. В Полесье так объясняют находки в земле больших костей и зубов: «Великаны – éто були таки кóлись большыйи зьвéры. Людзи называли йих маманты. Не магли яны згнисьци у зямли. Патаму нахóдзяць йих кóсьци» 1860 ; «[Говорят, что раньше люди были больше нынешних] – люды до Катэрины Пэрвой» 1861 . Кости выступают как часть, заместитель целого персонажа, по их размерам нынешние люди могут судить о размерах своих предков (представления отличаются крайней устойчивостью, если не сказать стереотипностью). Так, по данным 1920–1930-х гг. из белорусского Полесья, опубликованным А. Сержпутовским, принадлежавшая великану «одна косточка [была] в косую сажень, мизинец в косую сажень»; по материалам Полесского архива Института славяноведения РАН (1980-е гг.), великанам принадлежали: берцовая кость величиной с человека (бел.), головы, «як чугунки большие» (бел.), голень с 10-летнего ребенка (бел.), головы, «как ушаты» (курск.) и т. п. Огромные кости как принадлежащие первым людям (первопредкам) вписываются в систему книжно-народных представлений о земле как первом «человеческом теле» (например, земля представляется как женское тело, кости которого – это камни или корни растений, волосы – трава) и о первом человеке – Адаме, созданном из природных элементов и стихий (ср. апокриф «Како сотвори Бог Адама», стих о Голубиной книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010