Список настоятельниц женских монастырей и общин. СПб., 1889. Справочники по истории дореволюционной России: Библиографический указатель. М., 1978. Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской епархии и состоящих при них священнослужителей и приходов с предварительным обозрением состава епархиального управления за 1867 год. СПб., 1867. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения Святейшего правительствующего Синода (17211871). СПб., 1872. Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993–1995. Т. 1–3. Чистович И. Санкт–Петербургская Духовная академия за последние 30 лет (1858–1888 гг.). СПб., 1889. Шереметевский В. В. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. Литература и воспоминания об отце Николае и миссии Андроник. Воспоминания преосвященного Николая, миссионера Японии (Из дневника архимандрита Андроника)//Православный собеседник. 1900. Ч. 2. 10. С. 429–434. Андроник. Миссионерский год в Японии: (Из дневника японского миссионера)//Уфимские епархиальные ведомости. 1904. 7–24; 1905. 1–11, 16, 18, 19, 21, 22. То же. Отдельный оттиск (отрывок). Уфа, 1904. Вып. 1–2. Антоний (Мельников), архиепископ Минский и Белорусский. Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай//Богословские труды. М., 1975. Сборник 14. Вишневский Е. Мои воспоминания о в Бозе почившем архиепископе Николае Японском//Известия по Казанской епархии. 1912. 18. Отдел неофициальный. С. 579–584. Гедеон, епископ Прилукский. Преосвященный Николай — начальник Православной русской миссии в Японии. Полтава, 1900. Георгий (Тертышников) архиепископ. Миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая в Японии//Альфа и омега. 1998. 3. Данилушкина Марина. Святитель Николай Японский и его «Дневники»//Московский журнал. 1992. 8. Иванова Г. Д. Русские в Японии ХГХ–начача XX в.: Несколько портретов. М., 1993. Кониси М. Воспоминания японца об архиепископе Николае//Странник. 1912. С. 388–391.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Ю. Виппер, «...лишь в той мере, в какой он производит впечатление и дает основу для мысли, для сравнений и заключений» 2 . Вместе с тем в учебной литературе стремились показать «...как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно больше живых людей». Именно так ориентировал вполне добротный учебник В. Шульгина 3 . В лучших дореволюционных учебниках (М. М. Стасюлевича – 1856 г., В. Шульгина – 1858 г., Ю. Функе – 1884 г., Д. Иловайского – 1886 г., А. С. Трачевского – 1886 г., К. А. Иванова – 1893 г., Н. Кареева – 1900 г., Э. Лависса – 1900 г., Р. Ю. Виппера – 1906 г., византиниста А. А. Васильева – 1914 и 1915 гг. 4 ) основное внимание уделялось политической, военной истории, истории международных отношений, меньше – повседневной жизни, быту, нравам, верованиям, культуре народов средневековой Европы. Кроме того, оживить преподавание курса была призвана талантливо написанная лучшими медиевистами «Книга для чтения по истории Средних веков» под редакцией профессора П. Г. Виноградова 5 , которая содержала любопытные сведения о выдающихся деятелях средневековья, религии, образовании, быте, в том числе и несколько увлекательных, глубоких научно-популярных очерков, посвященных наиболее видным правителям Византии и их деятельности. Политический переворот 1917 г., покончивший с Российской империей, и последующие за ним события насильственно прервали это развитие. Вместе с концом российского самодержавия, началом гонений властей на Православную Церковь наступил конец и изучению самодержавной Византии, чьи ментальные, религиозные корни были несовместимы с постройкой нового общества, которое было объявлено социалистическим. Отечественная византинистика понесла роковые потери, научное наследие лучших исследователей оказалось нереализовано, а судьбы трагически и печальны. Только теперь приоткрывается павшая тогда над многими из них завеса забвения 6 . В силу господствовавшего в советской историографии марксистского учения об общественно-экономических формациях в его ленинско-сталинской интерпретации соответствующим образом строился и процесс обучения истории Средних веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 30-летию кончины пастыря Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 29 сентября, 2015 Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 22 сентября 2015 г. исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова и патролога, более 20 лет подвизавшегося в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985 гг.). В память о выдающемся архипастыре и подвижнике в год 30-летия его кончины Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был издан грандиозный труд под названием «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах», куда вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу были включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Подготовлена книга была при тесном сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия. Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 17 июня (30 июня) 1900 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921) был ближайшим соратником Столыпина и в 1908-1915 годах занимал пост министра сельского хозяйства. В 1920 году, вступив в Белое Движение, А. В. Кривошеин был назначен градоначальником правительства генерала Врангеля в Крыму. Будущий архиерей, окончив в 1916 году гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1917 года продолжил учебу на том же факультете в Московском университете. После октябрьского переворота 1917 г. и начала гражданской войны участвовал в военных событиях на стороне Белой армии. После сильного обморожения во время боев выехал заграницу и присоединился к своей семье в Париже, где продолжил обучение, окончив университет в Сорбонне.

http://pravmir.ru/k-30-letiyu-konchinyi-...

собор в Жамбеке. XIII в. собор в Жамбеке. XIII в. Несмотря на раннее появление в В. классицизма (епископский собор в Ваце, 1760-1777 архит. И. Каневале), господство этого стиля приходится на 1-ю пол. XIX в., когда решаются задачи планирования и систематической застройки Пешта и др. комитатских центров. строительство Цепного моста (Ланцхид) в 1839-1849 гг. способствовало объединению городов и возникновению Будапешта в 1873 г. Главные архитекторы - М. Печи (реформатский собор в Дебрецене, 1803-1821), М. Поллак (Национальный музей в Пеште, 1837-1847), Й. Хильд (соборы в Эгере, 1831-1837, и Эстергоме, 1822-1856, крупнейший в В.). Во 2-й пол. XIX в. архаизирующие направления последовательно сменяли друг друга, нередко возрождаясь и соседствуя, напр. в Будапеште национально-романтическое (концертный зал «Вигадо», 1858-1864, Ф. Фесль), неоренессанс 1860-1900-х гг. (Академия наук, 1862-1864; работы М. Ибля: базилика св. Иштвана, 1867-1891, Оперный театр, 1875-1884; Музей изобразительных искусств, 1900-1906, Ф. Херцог и А. Шикеданц), неоготика (перестройка церкви Матьяша, 1873-1896, Ф. Шулек; здание парламента - неоготические формы и барочный план, 1884-1904, И. Штейндль; замок Вайдахуньяд, в к-ром повторены архитектурные формы портала собора в Яке, 1896-1902, И. Алпер) и неороманский стиль (Рыбацкий бастион, 1895-1902). Под влиянием австр. «Сецессиона» на рубеже XIX-XX вв. развивался национальный вариант стиля модерн с богатым использованием орнаментики вост. происхождения (Музей прикладного искусства, 1893-1896, архит. Э. Лехнер; Слоновник в зоопарке, 1908, все - в Будапеште; застройка Кечкемета, Суботицы в Воеводине, Тимишоары в Трансильвании). Церковное зодчество 1-й пол. XX в. развивается от романтических течений модерна (католич. церковь в с. Зебегень, 1908-1909, К. Кос) к конструктивизму (церковь в парке Варошмайор в Буде, 1931-1935, А. и Б. Аркаи). Лит.: Sz ó nyi O. Régi magyar templomok. Bdpst., 1933; Тихомиров А. Н. Искусство Венгрии IX-XX вв. М., 1961; Magyarország müemléki topográfiája.

http://pravenc.ru/text/150197.html

В 1846 г. по благословению еп. Воронежского Антония (Смирницкого) мон-рь был переведен на новое место, близ с. Радченского, 8 км западнее прежнего расположения. С этого времени обитель называлась Новодонецким Предтечиевым мон-рем, на прежнем месте устроено монастырское подворье с именованием его Стародонецким Предтечиевым мон-рем. В 1846 г. было начато строительство трапезной с колокольней; в 1858-1862 гг. сооружен, 29 авг. 1863 г. освящен во имя св. Иоанна Предтечи новый монастырский храм. В кон. XIX - нач. XX в. были построены неск. кирпичных корпусов для братии и приезжих, каменная стена с башнями. По данным на 1887 г., в мон-ре с игуменским управлением постоянно проживало 24 чел. братии, к 1900 г.- 86 чел. Обитель привлекала большое количество богомольцев, приходивших поклониться находившейся в ней чудотворной иконе св. Иоанна Предтечи, привезенной из Азовского Иоанно-Предтечиева мон-ря. Местонахождение образа после 1917 г. неизвестно. В 20-х гг. XX в. А.-Д. м. был упразднен. К 2000 г. бывш. монастырские постройки располагались в центральной части с. Радченского Богучарского р-на Воронежской обл. Здания частично перестроены, частично разрушены, в Иоанновской ц. размещается клуб, в кельях - общежитие совхоза, в одной из башен ограды - склад. Лит.: Историко-статистическое описание Донецкого Предтечиева монастыря. Воронеж, 1877; Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. С. 315; Марков Е. Л. Донская пустынь и Донецкий казачий городок//Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год. Воронеж, 1893. С. 123-157; Токмаков И. Ф. Город Богучар Воронежской губернии и его уезд: Ист.-стат. описание. М., 1900. С. 70-72; Акты Донецкого Предтечиева монастыря//Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. С. 232-258; Материалы по истории монашества на Дону//Там же. Воронеж, 1904. Вып. 5. С. 44-45, 54-55; 1912. Вып. 11. С. 112-117; Православные русские обители. С. 486; Кригер Л. В. Монастырь Предтечиев Донецкий//Материалы свода памятников истории и культуры Воронежской области: Богучарский район. Воронеж, 1990. С. 48-51.

http://pravenc.ru/text/63704.html

Исидор ( Никольский; 1799–1892 гг.), с 1834 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1837 г. епископ Полоцкий и Винницкий, с 1840 г. епископ Могилевский и Мстиславский, с 1844 г. экзарх Грузии, с 26 августа 1856 г. митрополит. С 1 марта 1858 г. митрополит Киевский, с 1860 г. митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. Руководил работой по переводу книг Священного Писания на русский язык на завершающем ее этапе (1860—1877 гг.). Почетный член различных научных обществ и академий. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 790 – Опись секретных дел и рукописей Канцелярии Синода за XVII в.– 1917 г. с примечаниями заведующего архивом Синода К. А. Здравомыслова (конец XIX в.) – 1929 г. (недействующая опись), л. 8 об.: Внесено дело под 22. Письмо архидиакона Зеленского епископу Могилевскому. Письмо на польском языке. Помета: Рукоп. 2134. Название дела, равно как и соседние зачеркнуты зеленым карандашом. Возможно, эти дела были переданы в Собрание рукописей Святейшего Синода (РГИА, ф. 834). Возможно, РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 169 (270) – Записка неустановленного лица «Свидетельство о том, что господь предназначал отдать Константинополь русским, о чем дух пророческий предсказывал государю», 1825 г., 2 л. Там же, д . 180 (295) – Записки министра внутренних дел Д. Н. Блудова «Об устройстве иконостасов в греко-униатских церквах» и «О воспитании детей греко-униатских духовных», препровожденные им для внесения в Секретный комитет по делам греко-униатским, ноябрь 1835 г. 12 л. Там же, д. 679–683. Феогност (Лебедев; 1829–1903 гг.),22 января 1867 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии, с 27 июня 1870 г. епископ Астраханский и Енотаевский, с 7 декабря 1874 г. епископ Подольский и Брацлавский. С 9 декабря 1878 г. епископ Владимирский и Суздальский, с15 мая 1883 г. архиепископ. С 21 ноября 1892 г. архиепископ Новгородский и Старорусский, с 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий, с 6 мая 1895 г. постоянный член Святейшего Синода.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Курашевцы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенська церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1797. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Винницкая область, Мурованокуриловецкий район, с. Курашевцы Координаты: 48.774492, 27.598351 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Курашовцы с. — расположено на равнине, по берегам небольшого ручейка Голотовского и отстоит от уездного города в 40 вер. на сев., а от ближайшей ж.-д. станции " Котюжане " в 10 верст. В климатическом отношении местность здоровая и сухая. Почва — глинистая и при своевременных дождях дает удовлетворительные урожаи. Народонаселение — малороссы православного исповедания (825 м. и 863 ж.), по занятию — хлебопашцы. К приходу принадлежит небольшая дер. Дехтярка. Исторических данных об образовании прихода не имеется, но, по преданию, образование села относится к глубокой древности. Теперешняя Св.-Успенская церковь построена в 1797 году старанием помещика Эразма Собанского, священника Луки Кардасевича и прихожан и с тех пор существенным поределкам не подвергалась. Иконостас четырехъярусный, деревянный; в 1896 году он был поновлен без изменения формы и ликов святых. К достопримечательностям храма относится хранящаяся в нем икона Божией Матери, почитаемая прихожанами-крестьянами чудотворною и привлекающая 15 августа каждого года большое стечение поклонников. По преданию, эту икону получил униатский священник с. Курашовец Василий Соханевич (1763 — 1780 гг.) от одного странника из Афона, подарившего эту икону священнику в благодарность за радушный прием. От этого священника икона перешла, как подарок, к священнику Илии Петрицкому, затем к священнику Луке Кардасевичу, а этим священником она была перенесена в церковь. Из священников выдающимися были: Лука Кардасевич (1782 — 1817 гг.), первый православный священник в приходе, много сделавший для прихода и церкви, и сын его, протоиерей Иоанн Кардасевич (1817 — 1858 гг.), более сорока лет служивший на пользу прихожан и церкви, а также сын последнего Аристарх, скончавшийся в 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=59344

Еп. Иона (Павинский) , с февр. 1820 г. проживавший в архиерейском доме, инициировал строительные работы на территории бывш. обители. К 1828 г. был сооружен 2-этажный архиерейский корпус с 6-колонным портиком, в к-ром освящена ц. Благовещения Пресв. Богородицы. В 1845-1858 гг. воздвигнуто 2-этажное здание консистории, достроены каменные стены вокруг всего комплекса, разбиты верхний и нижний сады. В неск. метрах севернее Малой Троицкой церкви-усыпальницы 5 июня 1860 г. был заложен, а 29 июня 1879 г. еп. Ювеналием (Карюковым) освящен 5-главый кирпичный архиерейский собор Св. Троицы (архит. Ефимов). Ок. 1899-1900 гг. все здания были отремонтированы, значительно перестроена Успенская ц., именовавшаяся Владычной усыпальницей. В ней были погребены епископы Никодим (Быстрицкий; † 1839), Поликарп (Радкевич ; † 1867), Ювеналий (Карюков; † 1882), Ириней (Орда ; † 1904), Митрофан (Землянский; † 1914). В 20-х гг. ХХ в. эти могилы были осквернены и разграблены. В ризнице архиерейского дома хранились 18 напрестольных Евангелий, в т. ч. Евангелие (1830) в серебряном позолоченном окладе с чеканной каймой (все «финифтияные изображения» осыпаны стразами), 12 напрестольных крестов, 5 потиров, в т. ч. серебряный позолоченный весом более 6 фунтов, 4 серебряных позолоченных ковчега. Среди 12 архиерейских панагий была привезенная из Севска серебряная панагия на синей финифти с «золотыми разводами», украшенная 32 бриллиантами и 4 яхонтами. Здесь же находились 7 наперсных архиерейских крестов, в т. ч. серебряный позолоченный крест, украшенный яхонтами, алмазами и 5 голубыми сапфирами, а также серебряный, местами вызолоченный архиерейский жезл с верхушкой, украшенной драгоценными камешками (более 5 фунтов) ( Прокопий (Леонов). 2001. С. 60-61). К нач. XX в. архиерейский дом владел 7 дес. 1356 кв. саж. земли, мясной лавкой близ Очного моста, переправой через р. Оку, мукомольной мельницей с сенокосом и Спасским лугом в г. Севске, Бандинской лесной дачей в Севском у., Клетнянским архиерейским подворьем в Брянском у.

http://pravenc.ru/text/2581559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сербская Православная Церковь ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви ДИОНИСИЙ (Миливоевич), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви - см. Миливоевич Драголюб ДИОНИСИЙ Дионисий (Петрович Дамян; 1858 - 1900), митр. Рашско-Призренский Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви ДОБРИЛОВИНА жен. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДОБРИЧЕВО муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ДОБРУН муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Дабро-Босанской епархии Сербской Православной Церкви ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121584_4.html

Проповедническая деятельность преосвященного Хрисанфа (Ретивцева). Астрахань, 1907) — 289 Хрущов — вероятно, Хрущов Павел Михайлович (? –1896) — камергер; казначей Общества распространения полезных книг; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 290 Цветана, болгарская девочка, воспитанница московского Страстного монастыря — 246, 274 Цивильков М. Ф., знакомый отца Николая по Хакодате — 85, 159, 166, 188, 237 Цицерон Марк Туллий (106–43 до н. э.) — римский политический деятель, оратор и писатель — 238 Чеботарев Адам Петрович (? –1881) — член Главного военно–кодификационного комитета — 127, 134, 235 Чеботарева Софья Гавриловна (урожд. Пеликан) (? –1900) — жена А. П. Чеботарева — 134, 169, 235 Чебышев Пафнутий Львович (1821–1894) — математик, механик, академик — 169 Чельцов Михаил Васильевич — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1878), в 1880 г. защищал магистерское сочинение «Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI–XII веках» (опубл.: СПб., 1879); позже — преподаватель Вятской Духовной семинарии, протоиерей — 84 Чемен — Чемена Мартиний Федорович (1831–1903) — выпускник (со степенью магистра) Киевской Духовной академии (1858); протоиерей и ректор Одесской Духовной семинарии (с 1867 г.); профессор Херсонской Духовной семинарии (с 1872 г.); редактор «Херсонских епархиальных ведомостей» (см.: Протоиерей Мартиний Федорович Чемена: (Некролог). Каменец–Подольск, 1903) — 314 Червонецкий Андрей Афанасьевич (? –1888) — протодиакон — 126, 127 Черкасов Павел Алексеевич (1834–1900) — выпускник Академии художеств (1859); неклассный художник пейзажной и перспективной живописи, академик (с 1866 г.), инспектор и надзиратель академических классов (1869–1892) — 107, 108, 113 Черкасова Аполлония — 231 Черкасова Екатерина Алексеевна, вдова покойного головы Москвы — 246 Черкасова Мария Александровна — диакониса, миссионерка Японской православной Духовной миссии в 1870–х гг.; первая директриса женской семинарии в Токио (см.: Записки русской православной миссионерки в Японии Марии Александровны Черкасовой//Миссионер. 1879. 43–44) — 82, 85, 91, 110, 113, 122, 192, 194, 215, 216, 221, 260, 281, 282

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010