434 Ростовцева Надежда Александровна – паломница, оставшаяся в Иерусалиме и назначенная о. Антонином смотрительницей странноприимного дома в Иерихоне. 438 Долгорукова Екатерина Михайловна (1847–1922), княжна. С 1866 г. возлюбленная, с 6 июля 1880 г. – морганатическая супруга императора Александра II, от которого имела четверых детей. С 5 декабря 1880 г. – светлейшая княгиня Юрьевская. После гибели Александра II вместе с детьми навсегда покинула Россию. 448 Речь идет о дне рождения германского императора Вильгельма I (10/22 марта 1797 – 25 февраля/9 марта 1888), дяди императора Александра II. 450 Речь идет об украшении Иерусалима для торжественной встречи австрийского кронпринца Рудольфа (1858–1889), сына императора Франца-Иосифа. См. также иронические обозначения кронпринца в записях дневника от 15 марта: «Гогайт Острияцкий» (от нем. Seine Hoheit ‘Его Высочество’) и от 22 марта: «Родольф Францышкович». См. подробнее: Rudolf von Österreich, Kronprinz. Zu Tempeln und Pyramiden – Meine Orientreise 1881. Darmstadt, 2005. 317 s. Ill.; Eliav M. Österreich und das Heilige Land. Ausgewählte Konsulatsdocumente aus Jerusalem, 1849–1917. Wien, 2000. 451 Абд-уль-Азиз – турецкий султан (1861–1876), активно продолжавший политику «танзимата» – политических и социально-экономических реформ по модернизации страны, начатых его старшим братом, султаном Абд-уль-Меджидом. В области внешней политики во многом ориентировался на Россию, что и стало причиной его гибели. В ночь на 18 (31) мая 1876 г. Абд-уль-Азиз был свергнут с престола, а пять дней спустя, 23 мая (5 июня), найден мертвым с перерезанными ножницами венами. На состоявшемся в 1881 г. судебном процессе было доказано, что это политическое убийство. Многие считали, что султан устранен происками английской и французской дипломатии как сторонник мирных отношений с Россией. Обострение отношений с Петербургом после его гибели менее чем через год привело к Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Подробнее: Теплов В. А. Смутное время и дворцовый переворот в Константинополе. (Записки очевидца). СПб., 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Из более старых современных немецких философов достаточно упомянуть имена Гартмана и Фолькельта, чтобы для всех хоть немного осведомленных лиц стало бесспорным, что критика кантианского «мэонизма» и защита «онтологизма» не есть что-либо неслыханное в современной германской философии. 243 Stern W. (Штерн Вильям 1871–1938) – немецкий психолог и философ, создатель «критического персонализма». Упоминается его книга «Person und Sache» («Личность и вещи»), изданная в 1906–1924 гг. Большая статья С.Л.Франка «Личность и вещь. Философское обоснование витализма» (Русская мысль. 1908. 11) посвящена анализу идей В.Штерна, содержащихся в первом томе. Автор рассматривает В.Штерна как философа, выводящего современную мысль из тупика гносеологизма в метафизику. Гомперц Генрих (1873–1942) – немецкий философ. Его книга «Weltanschauungslehre» («Учение о мировоззрении») была издана в Санкт-Петербурге в 1911 г. См.рец. С.Л.Франка в «Русской мысли» (1912. 7. С.254 –255). Fred Bon (Фред Бон 1871–?) – немецкий философ. Гартман Эдуард (1842–1906) – немецкий философ-иррационалист и мистик, признающий основой всего бессознательное духовное начало. Фолькельт Иоханнес (1848–1930) – немецкий философ, психолог и эстетик, критик феноменализма Канта. Транссубъективный мир дан нам в интуитивной, бессознательной сфере духа. 245 Национ. вопрос в России, 2-е изд. 1888 г., стр.136. (См.: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.1: Философская публицистика. М., 1989. С.348. Примеч.ред.). 246 Здесь, кстати сказать, опять обнаруживается ослепленный национализм: неужели можно считать исключительной особенностью русских мыслителей, что они были не кабинетными учеными, а живыми, глубокими личностями, духовное богатство которых не исчерпывается их писаными творениями? А Джордано Бруно, Спиноза, Фихте – неужели они были бездушными сочинителями систем? 251 Ламенне Фелисите Робер де (1782–1854) –французский мыслитель, предшественник социал-христианства. Борда-Демулен Жан Батист (1798–1858) – французский католический философ. Сарториус Эрнст Вильгельм Христиан (1797–1850) – немецкий протестантский богослов. Мёллер Иоганн Адам (1796–1838) – немецкий католический богослов и историк церкви, патристики и церковного права. 253 См.: Соловьев В.С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. С.80–81. С.Л.Франк ссылается на стихотворение «Ex Oriente Lux» («С Востока свет»), последняя строфа которого звучит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Чистович И. А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. С. 39, 41–43. См.: Хрисанф (Ретивцев), архим. Первый год реформы в С.-Петербургской духовной семинарии. СПб., 1872. А. И. Преосвященный епископ Хрисанф [Некролог]//Памяти преосвященного епископа Хрисанфа. М., 1883. С. 3–4; Надеждин А. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809–1884. СПб., 1885. С. 566. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Вып. 2. Состояние учебной части в академии до 1870 года. Казань, 1892. Хрисанф (Ретивцев), еп. Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию)//Православный собеседник. 1860. Ч. 3. С. 162–195, 446–480; Его же. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека//Христианское чтение. 1866. Ч. 2. С. 601–614. Хрисанф (Ретивцев), еп. Программа чтений по основному богословию для духовных семинарий//Подольские ЕВ. 1872. 2. С. 35–56. Вероятно, «Программа» была написана владыкой между 1869 и 1872 гг., поскольку в своем ректорском отчете о ходе реформы семинарского образования за 1868/69 уч. г. он, как преподаватель основного богословия, сетует на отсутствие «нормальной программы» по данной дисциплине. См.: Хрисанф (Ретивцев), еп. Первый год реформы в С.-Петербургской духовной семинарии. С. 9. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. С. 259. Там же. Там же. С. 261. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии. С. 261. Хрисанф (Ретивцев), еп. Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии. С. 446. Подр. см.: Там же. С. 447–450. См.: Хрисанф (Ретивцев), еп. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека. С. 601–614. См.: Хрисанф (Ретивцев), еп. Программа чтений по основному богословию. С. 35–36. См.: Там же. С. 36. Подробнее о предметной структуре основного богословия см.: Лушников Д., свящ. Основное богословие: учебник бакалавра теологии. М., 2021. С. 36–38.

http://bogoslov.ru/article/6192841

188 И.А. проф. О.-Петербургской Духовн. Академии, впоследствии управляющий контролем при Св. Синод. сконч. в 1893 г. 189 Η.М., проф. римской словесности в С.-Петербургском Университете, впоследствии ректор Варшавского Университета, сконч. в 1892 г. 190 К.В., ныне директор С.-Петербургского Филологического Института. Членом Учебного Комитета при Св. Синоде К. В. состоит и доселе. 192 Обер-секретарь Св. Синода (магистр 20 курса (1856 г.) Московской Духовн. Академии, впоследствии директор канцелярии обер-прокурора Св. Синода; сконч. в 1889 г. 193 Е.Н., кандид. 11-го курса (1838 г. М. Д. А.), впоследствии инспект. Московского Коммерческого Училища. 194 Об этом – у Чистовича: «С.-Петербургская Духовная Академия за последн. 30 лет (1858–1888 гг.)», СПБ., 1889, стр. 110–111. 195 Где они действительно и напечатаны – в 143–146 за 1867 г. Кроме того, соображения всех четырех конференций напечатаны сполна в «Христианском Чтении» за 1867 г. ч. II. 196 Главного священника армии и флотов, впоследствии протопресвитера Московского Успенского собора, сконч. в 1884 г. 197 Комиссия по приведению в порядок Синодального Архива, кроме «Описания» Архива, тогда же занялась выбором из описываемых дел материалов для другого издания – «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству Православного Исповедания в России», куда вошли акты и документы и из некоторых других архивов. Издание это стало выходить в свет одновременно с «Описанием». До настоящего времени его вышло семь томов – с 1721 по 1732 г. (СПБ., 1868–1890). 198 В С.-Петербурге при Св. Синоде в 1866 г. был учрежден, под председательством преосвящ. Филофея (Успенского), архиепископа Тверского (впоследствии митрополита Киевского, † в 1882 г.), временный комитет для применения судебных уставов 20 ноября 1864 г. к церковному управлению и суду. Подробнее об этом – ниже. 199 14 мая 1867 г., по представлению обер-прокурора Св. Синода (гр. Д.А. Толстого), Высочайше предоставлено Духовным Академиям право выписывать из-за границы книги и периодические издания ученого содержания без предварительного цензурного разрешения – на тех же основаниях, на которых это право даровано Академии Наук и университетам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕККЕР [англ. Hecker] Исаак Томас (18.12.1819, Нью-Йорк - 22.12.1888, там же), амер. католич. пресвитер, основатель миссионерской конгрегации св. Павла, основоположник осужденной Римско-католической Церковью теории американизма. Род. в протестант. семье прусских эмигрантов. В молодости Г. самостоятельно занимался изучением философии, пытаясь соединить решение социальных вопросов с проблемами совр. духовной жизни, что способствовало его обращению в католичество (янв. 1844). В 1845 г. Г. вступил в новициат ордена редемптористов в Бельгии и в 1849 г. в Лондоне был рукоположен во пресвитера еп. Н. П. Уайзменом . Прослужив ок. года приходским священником в Англии, Г. в марте 1851 г. вернулся в Нью-Йорк, где в течение 7 лет работал как священник-миссионер среди эмигрантов. Проповеди Г. пользовались популярностью, его часто приглашали для выступлений в крупных городах США. В этот период Г. сформулировал т. зр., согласно к-рой пастырская работа в Америке должна основываться на идеях либерализма и отличаться по своим принципам от европейской. По мнению Г., новая эпоха «торжества демократических ценностей» определяет иные, отличные от прежних отношения человека с Богом и накладывает на нового, свободного человека, особым образом просвещенного Св. Духом, меньшие требования в отношении канонов и правил христ. морали. Эта позиция Г. и его сторонников из числа амер. редемптористов привела к конфликту с руководством ордена. В 1857 г. Г. прибыл в Рим для урегулирования конфликта, но встретил полное неприятие своих взглядов со стороны генерального настоятеля редемптористов. Обратившись напрямую к папе Римскому Пию IX , Г. получил от него одобрение своей методики работы и освобождение представляемых им амер. редемптористов от обетов в ордене. Папа благословил Г. на создание собственной миссионерской орг-ции в США с прямым подчинением амер. католич. иерархии. В 1858 г. Г. было создано миссионерское об-во св. ап. Павла в шт. Нью-Йорк (впосл. конгрегация св. Павла), отличавшееся от обычных монашеских конгрегаций тем, что его члены не были связаны никакими обетами. Первым настоятелем об-ва был Г. и оставался им до самой смерти. Продолжая проповедническую деятельность в США и Канаде, он проявлял большую активность в организации католич. печати. В 1865 г. им был основан ж. «Catholic Word», в 1870 г.- молодежная газ. «Young Catholic», с 1866 г. действовало созданное Г. Католическое издательское об-во. В 1869-1870 гг. Г. совершил поездку по Европе, где в сент. 1869 г. на католич. конгрессе в Мехелене (Бельгия) он изложил свои взгляды на государственно-церковные взаимоотношения, основанные на принципах демократии. Участвовал в работе Ватиканского I Собора в качестве советника Балтиморского архиеп. М. Дж. Сполдинга.

http://pravenc.ru/text/161925.html

30 . Кривенко В.С. Семья героев//Новое время. Иллюстрированное приложение. 1916. 14602. С. 7–8. 31 . Лопухин А.П. Памяти историка С.–Петербургской Духовной Академии И.А. Чистовича : Некролог (извлечение из Церковного вестника 45 за 1893 г.). СПб., 1893. 11 с. 32 . Никанор (Бровкович) , архиеп. Записки//Русский архив. 1906. 9. С. 5–38. 33 . Никитенко А.В. Записки и дневник: в 3 т. Т. 3//Электронная библиотека Александра Белоусенко. URL: (дата обращения: 14.06.2016). 34 . Петербургский некрополь: в 4 т./сост. В. И. Саитов. СПб., 1913. Т. 4. 748 с. Исследования 35 . Рункевич С.Г. Александро–Невская Лавра. СПб.: Лига Плюс, 1997. 688 с. 36 . Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX в.). М.: Изд–во ПСТГУ, 2006. 658 с. 37 . Чистович И.А. История Санкт–Петербургской Духовной академии. СПб., 1857. 458, IV с. 38 . Чистович И.А. Санкт–Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет: 1858–1888 гг. СПб., 1889. 232, 164, 2 с. Priest Pavel Kadosov. Illarion Alekseyevich Chistovich: Scholar, teacher and Political Figure. Illarion Chistovich (1828–1893) is an eminent scholar, writer and church and political leader of the 19th century, the author of several scholarly works, the most important of which is a history of the Russian Church during the Synodal period. Chistovich is particularly important for St. Petersburg Theological Academy, since he graduated from the Academy, taught there, and authored the first works on its history. The historical scholarship of Chistovich is primarily based on archival sources. He brings into historical scholarship previously unknown facts and abundant biographical material. Chistovich’s work may be characterized by clarity of writing and accessibility for a wide audience. During the last decades of his life, Chistovich occupied important political positions: he was the deputy director of the chancellery of the Ober–Procurator of the Holy Synod and director of the Synodal Control Department, making him a prominent figure in church administration. The scholar’s family life is also of interest. His brother and nephews were well–known doctors and Illarion himself was, in his first marriage, married to the daughter of the Tsar’s Confessor, Protopresbyter Vasily Bazhanov. Three of his grandsons become heroes of the First World War. The present article offers a biography of this eminent church leader, based on archival documents and memoirs of his contemporaries.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Петр Иванович Орнатский (1842–1884) – сын священника Новгородской губернии. Обучался в Вологодской духовной семинарии (1858-1864), а с 1865 – 1870 г. в Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Служил военным врачом в Вологде. С 14.01.1872 врач семинарской больницы (ВЕВ. 1879. 3. С. 63-64). По всей видимости, Н.А. Ильинский отчасти путает его с братом Василием Ивановичем Орнатским (24.02.1856–08.08.1938) – учился в Вологодской духовной семинарии, окончил Военно-Медицинскую академию (1880) в Вологде кроме должности младшего врача лазарета занимал должность врача духовного училища, реального училища. В 1888 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. Далее он служил в Варшаве, Архангельске и с 1907 г. в Киеве губернским врачебным инспектором. С 1915 г. на той же должности в Петрограде. Брат В.И. и П.И. Орнатского Матвей Иванович был преподавателем семинарии – см. выше. См. Сайт Орнатских. http://belolikovi.narod.ru/ornatskie.htm . Врач Вологодской духовной семинарии в 1881 и 1882 гг. В 1890-х заведующий уездной земской больницей в с. Никольском Тотемского уезда. См. Памятные книжки Вологодской губернии. Николай Николаевич Эсаулов (1864 – после 1931). Сын Уржумского городового врача. Окончил Московский университет. Защитил диссертацию (1895). Старший врач губернской больницы г. Вологды. (1895). Старший врач Губернской земской больницы г. Костромы (1900). Судебный врач (инспектор) в Костроме (1902). Инспектор Московского врачебного управления (1907). Начальник этого управления (1915). Организатор судебно-медицинской экспертизы в РСФСР. Начальник судебно-медицинской экспертизы Организационного подотдела Мосздравотдела (1928). Одновременно преподавал в Первом МГУ судебную медицину. Арестован ОГПУ в 1931 году. Приговорен к 5 годам высылки в Казахстан. Дальнейшая судьба неизвестна. В.Ю. Назаров. Николай Николаевич Эсаулов//Судебно-медицинская экспертиза. 2016. 6. С. 62-64. С 1899 по 1901, см. Памятные книжки Вологодской губернии. Владимир Николаевич Проскуряков (ум. 1920) окончил Императорскую военно-медицинскую академию (1898). С 24.11.1898 врач-интерн губернской земской больницы, с 16.06.1899 сверхштатный ординатор той же больницы, с 28.08.1902 врач семинарской больницы и преподаватель медицины в Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1902. 22. С. 296.

http://bogoslov.ru/article/6177625

[Нем. Opitz] Ханс Георг (1.06.1905, Берлин - 9.07.1941, Львов), нем. церковный историк, патролог. Учился в Асканийской гимназии (Askanisches Gymnasium) в Берлине. В 1923 г. поступил в Берлинский ун-т для изучения евангелического богословия и вост. языков. Под влиянием филолога-классика Э. Шварца (1858-1940) О. обратился к патристике. Проучившись в Берлине, Марбурге и Бонне в общей сложности 4 года, в мае 1928 г. О. выдержал 1-й богословский экзамен (эквивалент экзамена на звание бакалавра богословия), а в мае 1931 г.- 2-й богословский экзамен, после сдачи к-рого в Германии разрешена пастырская деятельность. С 1 апр. 1933 г. О. начал работать в Семинаре по церковной истории под рук. Х. Литцманна при Берлинском ун-те. В 1932 г. защитил в Берлине диссертацию «Арианские споры до 328 г.» (Der arianische Streit bis zum Jahre 328), к-рая в полном виде осталась неопубликованной. Вскоре последовала защита докторской диссертации (хабилитация) «Исследования рукописной традиции трудов Афанасия Великого», которая вышла в 1935 г. отдельным изданием. 1-я офиц. лекция (Probevorlesung) О. была посвящена трудам Оригена и Евсевия Кесарийского. Одновременно О. работал в Патристической комиссии Прусской АН, где занимался изданием трудов свт. Афанасия I Великого. В 1934-1941 гг. под ред. О. вышли 5 выпусков 2-го тома, включавших полемические сочинения свт. Афанасия, и 2 выпуска 3-го тома, содержавшие документы по истории арианских споров. С зимнего семестра 1933/34 г. О. преподавал в Берлинском ун-те в звании приват-доцента. Несмотря на усилия наставника О. проф. Литцманна, для О. не нашлось места ординарного профессора по кафедре богословия ни в Гёттингене (1936), ни в Базеле (1937), ни в Марбурге (1938). Причинами тому были расхождения между Литцманном, главой историко-филологического направления, и основателем т. н. лютеран. ренессанса Э. Зеебергом (1888-1945), равно как и симпатии О. к национал-социалистическому движению «Немецкие христиане» (Deutsche Christen). С 1 мая 1937 г. О. был членом НСДАП. В 1939 г. он смог получить место на евангелическом фак-те ун-та в Вене, где начиная с сент. 1939 г. служил в звании «нового доцента» (Dozent neuer Ordnung), а с янв. 1940 г.- ординарного профессора. Вскоре после назначения О. был призван на фронт и погиб при наступлении немецко-фашистских войск на СССР. Из переписки О. со Шварцем известно, что О. планировал опубликовать сочинения визант. историка Феодора Чтеца и «Пастырь» Ермы, а также издать полное собрание трудов самого Шварца, но не успел осуществить задуманное ( Stockhausen. 2010. S. 208-209).

http://pravenc.ru/text/2581437.html

Сан-Панталео (1806), Сант-Андреа-делле-Фратте (1826) и Сан-Рокко-аль-Аугустео (1834) в Риме. Одним из первых неопалладианских произведений Пьемонта стал фасад ц. Сан-Секондо-Мартире в Бальдикьери (1828, Луиджи Бардавара). В произведениях Каньолы в Ломбардии - ц. Санти-Козма-э-Дамиано в Конкореццо близ Монцы (1818-1858) и колокольне при ц. Санти-Назарио-э-Чельсо в Урньяно (1824-1829) - палладианские формы были дополнены мотивами флорентийского Ренессанса и рим. архитектуры. Тенденции историзма и эклектики в итал. храмовой архитектуре стали проявляться с кон. 20-х гг. XIX в. Один из первых примеров - ц. Санти-Пьетро-э-Паоло в Ливорно, Тоскана (1828-1835, Луиджи де Камбре-Диньи), близкая творчеству нем. архит. К. Ф. Шинкеля. Ряд храмов И. можно отнести к неогреч. направлению: ц. Сан-Леопольдо в Фоллонике, Тоскана (1836-1838, Алессандро Манетти, Карло Райзхаммер), с уникальным чугунным портиком, ц. Сан Массимо в Турине (1846-1850, Карло Сада и Джузеппе Леони) и др. Крупнейшей фигурой в архитектуре И. XIX в. был Алессандро Антонелли (1798-1888). Родившийся в Новаре (Пьемонт), он знаменит прежде всего как автор т. н. Антонеллиевой громады (Mole Antonelliana, ныне Нац. музей кино; 1863-1889; высота 167,5 м) в Турине, которую начали строить как синагогу и завершили как музей Рисорджименто. Возводя церковные здания, он ориентировался на ломбардские постройки Браманте, используя также формы раннехрист. архитектуры и ломбардской романики. Его ранний проект санктуария Сантиссимо-Крочифиссо в Боке к северо-западу от Новары осуществлялся очень долго (1822-1895); после обрушения в 1907 г. здание было перестроено (1914-1918). Храм собирались возводить как огромную 3-нефную (сейчас однонефная) базилику с 8-колонным портиком и низкими обходными галереями с 3 сторон, специальной ротондой для чудотворного образа (разобрана после 1907), башней высотой 119 м и обширной площадью с колоннадой перед входом (башня и площадь построены не были). Близкими по решению к санктуарию в Боке стали однонефная ц.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Никон (Богоявленский Филипп Егорович), еп. Туркестанский и Ташкентский Родился в 1831 году в семье причетника Тульской епархии. В 1859 году окончил Киевскую духовную академию. 12 апреля 1856 года – учитель Тульской духовной семинарии. 8  сентября того же года рукоположен во священника. 30 июля 1858 года утвержден в степени магистра богословия. 9  ноября 1859 года – законоучитель Тульского Александровского кадетского корпуса. 28 сентября 1866 года – законоучитель СПБ военно-чертежной школы. 12 апреля 1872 года возведен в сан протоиерея. В феврале 1881 года – настоятель посольской церкви в Риме. 5 марта 1881 года пострижен в монашество, а 14 марта возведен в сан архимандрита. 20 ноября 1884 года – настоятель Мелецкого Николаевского монастыря. 13 авг.1885 года – член Петербургского Духовного Цензурного Комитета. 10 апр.1888 года хиротонисан во епископа Сарапульского, вик. Вятской епархии. Чин хиротонии состоялся в С.-Петербурге. С 4 марта 1889 года – епископ Глазовский, вик. Вятской епархии. С 21 авг. 1893 года – епископ Угличский, вик. Ярославской епархии. С 18 янв.1895 года – епископ Туркестанский и Ташкентский. Скончался 19 июня 1897 года. Погребен в Софийском соборе. Труды: Речь при наречении его во епископа Сарапульского, вик. Вятской епархии. «Приб. к “ЦВ» 1888, 15, стр.416–418. Литература: «Церк.Вед.» 1888, 15, стр.75. -„- 1889, 13, стр.119. -„- 1893, 36, стр.285. -“- 1895, 11, стр.89. «Приб. к «ЦВ» 1888, стр.416. -“- 1897, стр.935–936. «Русск.Паломн.” 1888, 16, стр.195. «Церк.Вестн.» 1891, 32, стр.509. «Изв.Каз.Еп.» 1888, 8, стр.188. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1897 год», стр.94–95. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 509, стр.77. Булгаков, стр. 1399, 1415, 1418. БЭС m.II, стб.2196. БЭЛ m.III, стб.1188. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010