81 Речь идет об «Очерке торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях», который был опубликован в журнале «Современник» (1857, 1858) и отдельно в издательстве Н. Л. Тиблена (СПб., 1862, 1889). 82 Архив основан в 1618 г. В нем хранится много документальных материалов, относящихся к истории России и Украины. Здесь работали такие русские историки, как В. Н. Татищев, С. В. Соловьев, Я. К. Грот и др. 83 Кальмарская (Кольмарская) уния – объединение королевств Дании, Норвегии (с Исландией) и Швеции (с Финляндией) под верховной властью датских королей (1397). Вся последующая история скандинавских стран характеризуется стремлением Норвегии и особенно Швеции выйти из-под зависимости Дании. 84 Адам Бременский (? – 1076) – каноник и схоластик. Автор истории Гамбургского архиепископства, которая написана на основании древних рукописей и содержит сведения о славянских народах. Ему же принадлежит 7-томная «Монументальная история Германии». 85 Ганзенский союз (Ганза) – торговый союз северонемецких городов во главе с Любеком (бывшее славянское поселение Любеч). Существовал в XIV – XVI вв. В период расцвета Ганзы в нее входило около 100 городов, в том числе Ревель (Таллинн), Дерпт (Тарту) и др. 86 В ожидании разрешения жить в столице Т. Г. Шевченко находился в Нижнем Новгороде с 28 сентября 1857 г. до 8 марта 1858 г. 87 «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» впервые был опубликован в «Современнике» в 1860 г. В том же году вышел отдельной книгой. Второе (1862) и третье (1887) издания вышли в Петербурге в издательстве Н. Л. Тиблена. Последнее издание составило 19 том «Исторических монографий» (СПб., 1887). 88 Очерк впервые был напечатан в журнале «Отечественные записки» (1858). В 1859 г., дополненный новыми материалами, вышел в Петербурге отдельной книгой, а затем вошел во 2 том «Исторических монографий» (СПб., 1863 и 1872). 89 Молокане – религиозная секта в России. Сложилась во второй половине XVIII в. на Тамбовщине. Основатель секты – крестьянин Семен Уклеин. Молокане отличались пестрым социальным составом и имели опору в различных слоях населения. После реформы 1861 г. движение молокан пошло на убыль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Через три года он был определен (1856 г. 3 окт.) членом внутреннего правления академии, а в 1857 году (13 апр.) был возведен в сан архимандрита с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря, Св. Синодом утвержден (7 мая) членом академической конференции и временно (с 30 июня по 26 июля) исправлял должность инспектора академии. В следующем году он должен был расстаться с Киевом, будучи назначен определением Св. Синода от 27 янв. 1858 инспектором и профессором казанской академии, в каковую должность вступил 12 марта того же года. В бытность в Казани он, по представлению академической конференции, был утвержден (18 апр. 1858 г.) членом казанского духовно – цензурного комитета и, по определению Св. Синода (от 30 марта 1858 г.), обозревал пензенскую дух. семинарию и уездное училище (с 28 июня по 30 июля). В конце 1859 г. (4 дек.) он перемещен снова в Киев на должность ректора и профессора богословских наук здешней семинарии и в то же время назначен настоятелем пустынно – николаевского второклассного монастыря. В следующем – 1860 г. утвержден (8 мая) действительными членом академической конференции и окружного академического Правления, членом киевской дух. консистории (в каковой должности состоял с 8 июля 1860 г. до 15 авг. 1869 г.) и членом цензурного комитета при академической конференции. В том же 1860 г. архим. Филарет определен (6 окт.) на должность ректора и профессора в киевскую академию с назначением ему быть настоятелем киево – братского монастыря и по распоряжению высшего начальства обозревал полтавскую и екатеринославскую дух. семинарии (с 8 авг.–23 декаб.). По указу Св. Синода он состоял (с 22 марта 1866 г.– 6 февр. 1867 г.) членом комитета Высочайше утвержденного по преобразованию духовно – учебных заведений. По случаю юбилея академии в 1869 году о. ректор был избран членом петербургского и московского университетов.. По Высочайше утвержденному определению Св. Синода архим. Филарет назначен 26 марта 1874 года епископом Уманским, вторым викарием Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Лишившись своей академической аудитории, он тяжело почувствовал это лишение. Теперь ему некому стало сообщать своих душевных убеждений, а это было его неодолимой потребностью, которую он притом же возводил до высоты своего священнейшего долга перед лицом Единородного Сына Божия, поставившего его служителем Своей истины. На самое свое монашество он смотрел, как на состояние, обязывавшее его к самоотверженному служению делу Христову, служению именно общественному, а не к исключительным попечениям только о личном своем спасении. «Монашеское состояние, – говаривал он, – потому и называется чином ангельским, что иноки, как и небесные служебные духи, посылаются в служение за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 ). Специально аскетическая сторона иночества есть сторона уже служебная, споспешествующая первому, главному, служению, хотя также необходимая». И вот для исполнения такого нравственного и, так сказать, профессионального своего долга он прибегнул к печати. Это как раз совпало с тем временем, когда духовная литература стала принимать особенно жизненное и, если можно так выразиться, церковно-публицистическое направление, к которому он считал себя особенно склонным и призванным. С 1858 года одна за другой стали являться его статьи, то отдельными брошюрами, каковы: «О принципах или началах в делах гражданских» (Спб. 1858), «О картине Иванова – Явление Христа народу» (Спб. 1858), то в журналах: «Евангелие, читаемое на царских молебнах» («Дух. Беседа» 1859 г., 8), «Об И. Я. Корейше» (московском юродивом – там же), «Странники» (в 1 кн. нового журнала «Странник»), «О современности в отношении к православию» («Странн.» 1860 г., янв., февр.). В 1860 году он издал одну из самых капитальных своих работ: «Несколько статей об апостоле Павле», – плод глубокого изучения посланий апостола языков, и еще сборник из разных, напечатанных раньше и вновь написанных, статей под заглавием: «О православии в отношении к современности». Этот последний сборник и сделался предметом нападений «Домашней Беседы».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В бытность свою в Тамбове, преосв. Макарий не порывал тесных связей и отношений и с тем кругом столичного общества, в котором он обращался во время своего служения в С.-Петербургской духовной Академии. С особенным интересом он следил за жизнью этой Академии, которую считал своей родной. Все выдающиеся события в его жизни, все перемены в служебном персонале её живо интересовали и занимали бывшего ректора её. О каких-либо печальных событиях в её жизни он искренно сокрушался, а радостные события глубоко радовали и его 872 . Пятидесятилетний юбилей С.-Петербургской духовной Академии, праздновавшийся 17 февраля 1859 года, особенно заинтересовал преосв. Макария. «О. Феофан», –читаем в письме его к брату от 1 февраля 1859 года, – «уже писал мне в частном письме, что предложат и мне сделать пожертвование на Академию. Я отвечал, что весьма рад; ...посмотрю, как помянет меня Академия по случаю своею юбилея. Ведь более четверти, или почти треть пятидесятилетия её принадлежит мне, как профессору главного предмета, инспектору и ректору, и большая часть теперешних наставников Академии – мои питомцы» 873 . Сделанным в юбилейном отчете отзывом преосв. Макарий впоследствии остался в общем доволен 874 . Петербургское общество, в свою очередь, не забывало о преосв. Макарии. Помнили его, прежде всего, и внимательно следили за его деятельностью в Тамбове сочлены и сотрудники его по Академии Наук. «Мы часто говорим о вас», – писал преосв. Макарию 5 октября 1858 года председатель второго отделения Академии, – «гордимся вами, как сочленом своим, и лишь только сожалеем, что лишены вашей сладостной беседы» 875 . Заезжавшие почему-либо в Тамбов Петербургские знакомые преосв. Макария всегда посещали его. «Все бывающие здесь из Петербурга генералы и другие важные лица бывают и у меня, писал он брату 5 октября 1857 года 876 . В следующем 1858 году преосв. Макарий был обрадован посещением особенно дорогого для него высокого гостя. «У нас 21 и 22 числа», – писал он брату 24 августа этого года, – «был высокий гость, принц П.Г. Ольденбургский и был столько добр, что первый сделал мне визит около трех часов в тот же день, а от меня принял такой же визит в половине восьмого вечером... Со мною обходился как старый знакомый, до крайности внимательно и ласково, жалел о моей болезни и желал скорейшего выздоровления» 877 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Викарные кафедры: Алатырская, Ардатовская, Мелекесская, Ибрессинская, Сызранская. 10.02.1832 07.08.1842 07.08.1842 20.08.1858 13.10.1858 07.12.1874 07.12.1874 28.09.1882 Феоктист Попов 28.09.1882 12.08.1895 23.08.1895 23.04.1904 Никандр Молчанов 23.04.1904 05.01.1907 25.01.1907 10.12.1910 30.06(13.07).1920 08.1920 01(14)02.1924 После 1924? 17(30)09.1924 09(22)12.1925 04(17)12.1929 16(29)10.1930 03(16)06.1933 03(16)06.1933 22.09(05.10)1933 Стефан Знамировский 23.09(06.10)1933 16(29)06.1934 09(22)10.1935 15(28)07.1937 11.1941 19.07(01.08)1942 11(?).1942 13(26)06.1943 11(24)08.1943 12.1943 05.1944 15(28)12.1945 Иларий Ильин 25.01(07.02)1946 22.07(04.08)1947 17(30)10.1947 02(15)11.1952 Серафим II Шарапов 02(15)11.1952 13(26)01.1953 13(26)01.1953 22.05(04.06)1953 22.05(04.06)1953 08(21)05.1959 29.11(12.12)1965 31.08(13.09)1989 31.08(13.09)1989 Симферопольская Основана 16.11.1859 (выделена из епархии Таврической и Херсонской). Имеет богатую предысторию. В древности на ее территории существовали Босфорская, Готская, Кефайская, Сугдайская, Фульская и Херсонская епархии. «...Местность, на которой находится ныне престольный город Таврической епархии, Симферополь, в древности принадлежала к Херсонской епархии, которая в 1394 г. присоединена была к Готфийской епархии. Готфийские иерархи преемствовали Херсонским до 1786 г., когда прекратилось существование Готфийской епархии, на место которой учреждено было в 1787 г. полусамостоятельное Феодосийское епископство, прекратившееся в 1799 г. С тех пор и до 1859 г., т. е. в продолжение 60 лет, в Крыму не было Православного епископства, и Таврическая область с того времени составляла часть епархии: до 1837 г. Екатеринославско-Херсонско-Таврической, а с 1837 г. Херсонско-Таврической...» (Н.Д. Иерархия... С. 118, 220). 4221 Именовалась: Таврическая и Симферопольская; Симферопольская и Таврическая; в 1944 г. – Симферопольская и Крымская. Викарные кафедры: Севастопольская, Ялтинская, Керченская. 07.01.1860 25.05.1860 29.08.1860 28.11.1867 Алексий Ржаницын

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Печатание изданий и отчётов Комитета Содержание Секретаря Комитета Канцелярские и почтовые расходы Комитета с 1858 по 1864 г. Потери на курсе и банкирские комиссии по переводу сумм 85,638 Оборотные расходы по кассе Комитета и в Иерусалиме 196,417 Итого: 1.245,678 Свободного остатка по кассе новой Палестинской Комиссии Баланс 1.250,214 При сдаче дел Консулу в Иерусалиме 1 мая 1864 г. передано ему остатка Общий баланс 1.254,733 В то же время было прихода: а) в С.-Петербурге: Всемилостивейше пожалованных из Государственного Казначейства 500,000 Пожертвований от кружечных сборов и от разных лиц 536,127 Выручка от продажи отчётов Комитета в России Процентов по билетам на суммы Комитета 18,743 Выгоды при размене билетов Оборотных поступлений 194,480 Итого прихода 1.250,214 б) в Иерусалиме – в тамошнюю кассу Комитета: Пожертвований от поклонников и разных лиц Выручки от продажи отчётов Комитета Дохода с огорода на Русском участке, наз. Эгнеми Разных поступлений Оборотных поступлений за счёт Комитета 1,797 – 1.254,733 Статс-Секретарь Б. Мансуров Мансуров Б. П. Отчёт Палестинского Комитета, 1858–1864. СПб., 1866. Отдельный оттиск. (Экземпляр ГПИБ, инв. 360/52.) Русские постройки в Иерусалиме (1859–1864 гг.) 59. Договор о продаже участка земли в Иерусалиме на Мейдамской площади, к северо-западу от Старого города, принадлежавшего Мусе Танусу, на имя драгомана Российского консульства Михаила Шейх-Ашири Иерусалим, 2 февраля (нового стиля) 1859 г. Копия. Пер. с фр. 1. Я, Муса Танус, свидетельствую настоящим актом, что я продал Михаилу Шахашири участок земли, принадлежащий как мне, Мусе Танусу, лично, так и моему зятю Георгию Зималю, в силу доверенности, выданной Георгием Зималем мне, Мусе Танусу. Все эти участки, проданные Михаилу Шахашири Мусой Танусом, граничат: а) на Севере – с участком продавца Тануса, не включённым в настоящую продажу и отделённым от того, что Танус продаёт Шахашири, старой границей из мелких камней и, следуя проведённой линии, от северной стены участка Антонио Алонзо до точки, где проданный по данному контракту участок отделяется от участка, расположенного на севере и принадлежащего армянскому католическому священнику, далее вдоль участка армянского священника до окончания северной границы у Наблусской дороги, согласно плану;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вопрос о крестьянах темный, спорный, неразрешенный, не позволяющий еще предвидеть, какое будет решение, таков, что о нем только по необходимой обязанности говорить можно, и то с большою осторожностью. Сия обязанность никак не возложена на инспектора проповедника. Мы имеем долг наставлениями поддерживать в подданных верность и преданность к благочестивейшему Государю; для сего прилично сказать в проповеди, что он печется о возвышении благосостояния всех сословий, не исключая и низших, но в спорные подробности входить не наше дело, и может случиться, что мы не угадаем мысли правительства, еще не довольно раскрытой; и в таком случае напрасно сойдем с церковной дороги, чтобы на дороге политической оступиться в яму». И в заключение письма: «возвращаюсь к проповеди инспектора. По моему мнению, печатать ее не должно, и если попросит её предводитель дворянства, то сказать, что, хотя, она писана с добрым намерением изобразить благопопечительность государя императора о благе подданных, но как частью касается предмета, еще находящегося в рассмотрении, и не разрешенного, то рассуждено не предавать ее дальнейшей гласности». 1571 Сообразно этому и сам святитель Филарет, до окончательного разрешения вопроса о крестьянском деле, лишь стороною касался его, и именно в том его объеме, на какой он указывал в сейчас приведенных словах письма к преосвященному Алексию. Сюда можно относить следующие его проповеди: в день восшествия на престол государя императора 19 февраля 1858 года; в пяток Пасхи и в день рождения государя императора 17 апреля 1859 года и некоторые другие. Подобным образом и в речи 17 августа 1859 года святитель Филарет выражал Государю императору благожелание, чтобы «Бог мира» споспешествовал Ему «мирным оружием царственной мудрости, правды и предусмотрительности побеждать все, что враждебно миру Церкви и благу Отечества». 1573 В проповеди же на день восшествия на престол 19 февраля 1858 года, сказанной на текст: не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте ( Флп.2:4 ), наш святитель-вития весьма ясно говорит о необходимости единодушия в вопросах, касающихся блага общественного, какового единодушия не доставало между прочим, как мы видели, при разрешении вопроса об освобождении крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Для преодоления сложного переплетения петербургских «вертикалей», «проект Мансурова» предполагал такое разграничение функций: «политическое покровительство и помощь будет относиться к обязанностям консула, попечение о нравственности и религиозной деятельности поклонников должно лежать на ответственности Духовной Миссии, наконец, заботливость о материальных нуждах и благосостоянии паломников ложится на Духовную Миссию совместно с агенцией РОПИТ, ибо в этой стороне дела заключается его собственная выгода» 93 . Доклад Мансурова получил в январе 1858 г. одобрительный отзыв архимандрита Порфирия (Успенского) , признанного авторитета в иерусалимских делах 94 . Именно Порфирий высказал в свое время подхваченную Мансуровым идею церковного сбора как главного внебюджетного источника для финансирования палестинских проектов 95 . Аргументация таких авторитетов, как архимандрит Порфирий и Б.П. Мансуров, возымела действие. 27 февраля 1858 г. состоялось высочайшее повеление о проведении во всех православных храмах империи кружечного сбора и открытии подписки для пожертвований. Прием пожертвований и общее руководство мероприятием были возложены на Комиссариатский департамент Морского министерства (им управлял кн. Д.А. Оболенский). По прошествии года, когда «палестинский сбор» в достаточной мере продемонстрировал свою эффективность 96 , предложения Мансурова и Порфирия обретают конкретные институциональные формы. 23 марта 1859 г. был издан указ об учреждении в Петербурге «особого Комитета» в составе обер-прокурора Св. Синода, статс-секретаря кн. Оболенского, директора Азиатского департамента МИД генерал-майора Ковалевского, члена Совета Министра финансов Небольсина и директора-распорядителя Русского общества пароходства и торговли Новосельского – «с тем, чтобы мнения и предположения сего Комитета были представляемы на Высочайшее усмотрение». Созданной новой инстанции, вошедшей в историю под сокращенным названием «Палестинский Комитет», было поручено «предварительное соображение и обсуждение всех предположений и мер, которые по настоящему делу будут представляться и возникать по мере развития основываемого ныне на Востоке предприятия, с тем, чтобы в Комитете были сосредоточены все сведения, имеющиеся по настоящему делу в Министерствах иностранных дел, Морском и в ведомстве Св. Синода, и чтобы Комитет принимал от себя в случае надобности нужные меры к исполнению утвержденных предположений». Первым председателем Палестинского Комитета был назначен князь Д.А. Оболенский, с 22 июня 1859 г. главой Комитета стал вернувшийся из-за границы великий князь Константин Николаевич, управляющим делами в январе 1860 г. был назначен Б.П. Мансуров 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

уст. счет., не показаны остатки от 1859 года вещественных капиталов ни от 1859 к 1860, ни от 1860 к 1861 году. 2) Попечительство не имеет засвидетельствованного консисторией списка всем епархиальным благочинным и всем церквам, состоящим в ведении благочиний; оттого нельзя было с точностию удостовериться, – всеми ли благочинными и от всех ли церквей высыпанные из церковных кружек в пособие бедным суммы были представлены в попечительство и все ли записаны в книгу шнуровую. 3) Попечители не всегда соблюдали в употреблении сумм строгую экономию, какой заслуживают сиротские капиталы, и позволяли расходы, несогласные со штатами и назначением сумм, и лишние, без каких легко можно было обойтись. Так, заплачено было за переписку доклада митрополиту Григорию 2ва р. сер. – тогда как в попечительстве имеются на жалованье постоянные два писца, которые вовсе не обременены работами; одному из попечителей выдавались деньги на разъезды для доставления постоянных пособий вдовам и сиротам, что составляет положительный ущерб для сиротских сумм, неоправдываемый никакими обстоятельствами; попечительство в 1860 году употребило 117 рублей на покупку мебели, в которой не состояло надобности, по мнению ревизоров. – Преосвященный митрополит Исидор положил 14 июля 1861г. на отчете ревизоров резолюцию: „ Попечительству исправить замеченные упущения и всемерно избегать излишества в расходовании сиротской суммы “. Резолюция эта была сообщена попечительству. Замечания ревизоров сделаны весьма осторожно; сами в себе они не важны, – ничего щекотливого для попечительства в них нет. Особенно они не представляют в себе ничего важного, если сравнить их с многочисленными, строгими и крайне сильными указаниями на положение дел попечительства ревизии, бывшей в 1858 году. Попечители и помнили замечания ревизии 1858 года; но тогдашние оправдания их были слишком слабы против замечаний; между тем попечителям желательно было отплатить ревизорам за разоблачение ведения дел попечительства; поэтому попечители искали случая для возмездия ревизорам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! 110 На почтеннейшее отношение Ваше от 8 октября за касательно перемены бланковых билетов, хранящихся в Главном Правлении за и 1680 на 9000 рублей, имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что перемена их на новые зависит от усмотрения Св. Синода, которому мною о них донесено от 12 июня и мне остается только просить Ваше Превосходительство, в случае требования сих билетов Святейшим Синодом, передать оные кому будет указано и о том почтить меня Вашим уведомлением. 22 декабря 1859. Якутск. 64 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 111 Правление Новоархангельской семинарии, получив из Духовно-учебного управления 1204 руб. 51½ коп., следующих преосвященному Петру Новоархангельскому в добавок к полученным им прогонам при определении его Ректором Новоархангельской семинарии, – представило их мне для перевода чрез Американскую компанию по принадлежности. Но такое значительное добавочное количество денег, превышающее и полное количество прогонных, выданных ему по сану епископа, заставило меня обратиться за справкою к делу об определении его ректором, из которого оказалось, что преосвященный Петр в собственноручной записке своей, поданной в Правление Новоархангельской семинарии за писанной 5 мая 1858 года (т.е. пред самым его отбытием из Ситхи в Якутск) говорит, что он получил из Иркутского Семинарского Правления прогоны до Аяна, на дальнее же расстояние он не получил потому, что оному Правлению не было известно это расстояние. На какое именно количество получил он деньги и на сколько лошадей, ни из записки ни из дела не видно. Следовательно,, основываясь на сей записке, преосвященному Петру следовало додать прогонные деньги только от Аяна до Ситхи на расстояние 5698 верст; и если положить на 4 лошади (т.е. на то число лошадей, на какое было выдано по указу Св. Синода от 30 декабря 1858 года и по отношению Хозяйственного Управления от 5 марта 1859 года за и рассчитывая по прежним положениям вдвойне, следовало бы додать только 683 р. 76 к. (каковое количество полагал и сам преосвященный), но если положить даже и на 6 лошадей и рассчитывая также вдвойне, ему следовало бы только 804 р. 75 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010