363 Ниже излагаемые сведения о посещениях Епископом Игнатием Брянчаниновым Кавказской епархии и о духовно-христианском состоянии края опираются на данные собственноручных отчетов–докладов Преосвященного Игнатия Святейшему Синоду за 1858 г., (представлен Свят. Синоду в октябре 1859 г.), за 1859 г. (в конце февраля 1860 г.) и за 1860 год (в конце марта 1861г.). Поездки Епископа Игнатия до епархии были и длительны и трудны–по состоянию края. Так, напр., в 1859 году Преосвященный Игнатий выехал из Ставрополя для обозрения церквей Черномории в начале мая, а вернулся в начале августа. Более длительная остановка была только в Тамани. За это время Епископом было посещено свыше 100 церквей, совершено 17 литургийных служений, проезд исчислен в 1866 верст. Кроме обычных распоряжений относительно приготовления лошадей перед посещением епархии, в виду военного положения края делались распоряжения относительно достаточного военного конвоя (Дело канцелярии Ставропольского гражданского губернатора по 1-му столу, по описи 1859 года 154, лист1–15; Дело архива Кавказской дух. Консистории за 1859 год, по описи 1-го стола 115,-л.л. 1–3). 364 Хотя хлебов родится изобильно, и по удобству сбыта, постоянно имеет хорошую цену, но главнейшие доходы жители получают от виноградников, потом от скотоводства, а уже часто от хлебопашества, садоводства и огородничества. Иной крестьянин выделывает вина до 10000 ведер; каждое ведро продается от 1 рубля до 2-х. Такой крестьянин имеет до 150-ти лошадей и соответственное количество прочего скота, питающегося почти ежегодно подножным кормом. 366 Насколько вопрос о церковном положении Казачье-Линейного войска и об отношении его к Кавказскому епархиальному Епископу интересовал собою Святейший Синод, видно из того, что Свят. Синод, указом от 6 марта 1858 г. за 214 предписал Преосвященному Игнатию донести Святейшему Синоду о последствиях посещения им станиц Казачьего Линейного войска. В последствие этого Преосвященный Игнатий, рапортом от 13 мая 1858 г. за 95, донес Свят Синоду, что 12 мая им совершено было освящение Георгиевского знамени, Высочайше пожалованного Линейному войску, в станице Михайловской, в 70 верстах от Ставрополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ж., издававшийся с июля 1858 по 5 нояб. 1877 г. в С.-Петербурге еженедельно. В 1858-1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, к-рые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859-1876 гг.- по 52 выпуска в год, в 1877 г.- 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был В. И. Аскоченский . Он поставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, лит-ре, общественной и гос. жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858. Вып. 1)) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала мн. назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, др. периодических изданий. С 1859 г. Аскоченский вел библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блестки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка (см.: «Аномалии в мире литературном» (1859. Вып. 43. С. 407-424), отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877), ст. «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. Вып. 1) и др.), но и церковные офиц. и академические издания. Помимо публицистики Аскоченский опубликовал в «Д. б.» свою драму «Марфа Посадница» (1870. Вып. 1. С. 17-30; Вып. 2. С. 65-75; Вып. 3. С. 102-117; Вып. 4. С. 137-162), неск. десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (напр., «Записки звонаря» (1861. Вып. 6. С. 109-111; Вып. 7. С. 133-135; Вып. 8. 151-152; Вып. 9. С. 169-171; Вып. 10. С. 194-195; Вып. 12. С. 233-234; Вып. 13. С. 253-255; Вып. 15. С. 323-325; Вып. 16. С. 347-350)) и переводы (напр., с польск. языка трагедии «Карпатские горцы» И. Корженёвского (1877. Вып. 4, 15-17, 19)), церковно-краеведческие исследования.

http://pravenc.ru/text/178795.html

120 Цензурное одобрение сего сочинения к печати давал, вместе с архимандритом Феодором (Вухаревым) и наставник архим. Феофана по академии, раньше упомянутый нами архимандрит Фотий (Щиревский). 125 Одну из них можно видеть и в упомянутом раньше Афонском издании 1883 года, стр. 70–79 и в Христиан. Чтении за 1859 г., ч. I, стр. 246–253. Произнесена в Исаакиев. соборе. 126 Это слово напечатано и в том же Афон. издании, на стр. 187–103 и в Христиан. Чтении за 1858 г. ч. I, стр. 429–436. 128 Это слово напечатано и в том же издании, стр. 233–244 и в Христ. Чтении за 1858 г. ч. II, стр. 203–215. 129 Эти два слова напечатаны в Афонском издании, под заглавием: Небесный над нами покров святых и уроки от лица их во дни празднетвета и чествования их. Слова Епископа Феофана. Стр. 84–93 и 93–103. Москва, 1893. 133 Указание см. там же, стр. 79. Указание годов произнесения проповедей в сем издании, по сообщению А.Г. Говорова, делал сам преосв. Феофан. Пользуемся настоящим случаем, чтобы засвидетельствовать нашу глубокую благодарность А.Г. Говорову за его любезное разъяснение некоторых недоумений наших касательно хронологии писаний преосв. Феофана и их появления в свет печатью. 134 Так напр. слово в день св. благов. вел. кн. Алаксандра Невскаго, заключающимся в нем упоминанием о молебствии по случаю прекращения холеры (стран. 279 изд. 1895 г.) указывает на свое произнесение во всяком случае во время раньше вступления проводника в должность ректора академии, разуметь ли при этом холеру 1848 года или 1854 г. 135 Желание это подлинными словами манифеста указано было в рассмотренной выше проповеди на тот же день 1858 года. В настоящей проповеди (стр. 57 изд. 1859 года) оно излагается вкратце. 136 Преосв. Феофана, Краткия мысли на каждый день года, распространенныя по числам месяцев, стр. 30. Москва, 1882. 137 См. напр. по изданию 1859 года стр. 5, 9, 13, 40, 47, 67, 87 и дал. 6, 268 и дал. 307 и дал. 316, 318 и мн. др. Читать далее Источник: Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский : Биогр. очерк/[Соч.] Проф. Ивана Корсунского. - Москва, 1895. 294 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

21 августа 1856 г. Константину Победоносцеву была поручена «проверка корректурных экземпляров высочайших приказов» 23 , печатавшихся в московской сенатской типографии во время пребывания в Москве по случаю коронации императора Александра II. 27 мая 1858 г. Победоносцев был утвержден в должности обер-секретаря Общего собрания московских департаментов Сената, 25 декабря того же года он был возведен в чин статского советника. Уже в самом начале своей канцелярской деятельности Победоносцев в процессе исполнения обязанностей по своим должностям стал изучать юридические документы с целью написания научных работ по русскому праву: в 1858 г. в журнале «Русский вестник» была напечатана его довольно обширная по объему статья «Заметки для истории крепостного права в России» 24 ; в журнале «Атеней» – рецензия на книги Д.И. Мейера «Очерк русского вексельного права» и «Чтения о русском гражданском праве» 25 ; целую серию статей по истории русского права Победоносцев опубликовал в 1859 г. 26 Во всяком случае к концу 50-х гг. он был известным в Москве знатоком российского законодательства. Поэтому когда в декабре 1858 г. юридическому факультету Императорского Московского университета потребовался преподаватель гражданского права и судопроизводства (в связи с тем, что исправлявший должность адъюнкта по кафедре гражданских законов В. Н. Никольский отправлялся в заграничную командировку), то попечитель Московского учебного округа Алексей Николаевич Бахметьев пригласил принять «звание стороннего преподавателя русского гражданского] права на время командировки адъюнкта Никольского» К.П. Победоносцева 27 . Константин Петрович дал согласие и 4 марта 1859 г. он был утвержден министром народного просвещения в этом звании. В 1859 г. Победоносцев защитил магистерскую диссертацию «К реформе гражданского судопроизводства» и в следующем году стал исправляющим должность экстраординарного профессора юридического факультета по кафедре законов гражданских и гражданского судопроизводства. Читая по семь часов в неделю в Московском университете лекции по гражданскому праву и курсу гражданского судопроизводства 28 , Победоносцев одновременно продолжал работать в 8-м департаменте Правительствующего Сената. 19 ноября 1860 г. ему было поручено министром народного просвещения Е.П. Ковалевским разработать проект преобразования «морской судебной части» для морского министерства. «Я желал бы, чтоб вы приняли в этом полезном деле преимущественное участие» 29 , – писал Евграф Петрович Победоносцеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

На него у нас имеется 2 документа. 49 – акт, составленный на итальянском языке 4 июня 1859 г. Джебраил Гаргур заявляет, что – согласно его обязательству, составленному в Русском Консульстве в Иерусалиме 31 марта 1859 г. и засвидетельствованному 7 апреля 1859 г. в Испанском Консульстве, – он продал участок земли Г-ну Пьеротти, служащему в Русском Консульстве, и деньги от него сполна получил. Подпись Дж. Гаргура на новом документе 49) засвидетельствована также в Испанском Консульстве 4 июня 1859 г. 48. Официальный хюджет от 3/15 сентября 1859 г. на арабском языке. Михаил Шейх-Ашири, Драгоман Российского Консульства в Иерусалиме, покупает на свои деньги от Дж. Гаргура этот участок, законно купленный Гаргуром в ноябре 1858 г. Цена 80 Lt. (=1840 фр.). Окончательного (официального или частного) документа – о продаже участка Г-ом Шейх-Ашири Российскому Консульству – в архивах Генерального Консульства не имеется. В здешних турецких записях о недвижимой собственности этот участок не записан. Г. Шейх-Ашири очень стар, и его здоровье ныне очень плохо. В случае его смерти этот участок, на основании документов, перешёл бы к его наследникам, коих, как до сих пор мне известно, два: его жена, турецкая подданная, и его сын, русский подданный, офицер военного флота. Так как сын, в качестве иностранного подданного, не мог бы наследовать по турецким законам после своего отца, турецкого подданного, то я убедил отца сделать официальный акт о продаже всех его недвижимостей на имя своего сына и взять с этого последнего полную доверенность на те же недвижимости. Но это можно было сделать, так как на личных имениях отца не числилось никаких поземельных недоимок. На участке же, находящемся в Горнем и принадлежащем, по документу, Г-ну Шейх-Ашири, а в действительности – нам, оказалось около 20 Lt. поземельных недоимок, так как ни Г. Шейх-Ашири, ни мы никогда и никаких податей за него не платили. Поэтому я мог бы пригласить фиктивного владельца сделать дарственную запись или продажу на чьё-либо имя, только уплатив недоимки и прочие расходы. Вследствие этого и очень опасного положения здоровья Г-на Шейх-Ашири я должен был ограничиться его заявлением, сделанным в Императорском Генеральном Консульстве. Оно было составлено на арабском языке и записано в Актовую Книгу 5/17 февраля 1895 г., под 208, и подписано в качестве свидетелей: женой Г-на Шейх-Ашири, Г.г. Хури и Хомси. В нем говорится, что Г. Шейх-Ашири купил участок на своё имя, но для Российского Правительства, истраченные им на это деньги сполна получил от Г. Доргобужинова, Российского Консула, а потому ни он, ни кто другой не имеет никаких прав на этот участок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Стр. 175 – пересказ стр. 63 и 71 Лебедева. Первое прим. со стр. 59 и 60. Здесь хоть какая-нибудь цитата, но во втором примечании цитаты нет, хотя это примечание списано со стр. 67–68 Лебедева. Большое 3-ье примечание буквально взято из Христианского Чтения. 1859, ч. 2. стр. 139, 139 прим. 394–395, 398. Цитата стоит в такой форме: «см. о сем в ст. Хр. Чт. 1859 г. II т.» 176 стр. почти вся выписана из Лебедева, стр. 76–79; из этой же книги взята и следующая стр. местами буквально, местами нарассказ. См. стр. 105, 292, 295, 375, 374–375. На 178 стр. выдержка в тексте и примечание взяты из статьи – Зачатие Пресвятой Девы Марии без первородного греха пред судом Св. Писания и предания свв. отцов – Христианское Чтение. 1858, ч. 2, стр. 85–86. С той же статьи списаны и большие примечания на 180 стр. (См. стр. 120, 236:125), притом безграмотно, напр., – «пунктуация мазаретская». Почти вся 181 стр. состоит из буквальных выписок из книги Лебедева, стр. 397, 382, 328, 77, 368. Первая половина стр. 182 отчасти буквально, отчасти с изменениями взята из Христианского Чтения, 1858, ч. 2. стр. 185–186, а вторая половина почти буквально списана с 367 стр. Лебедева. Половина 183 стр. выписана из Христианского Чтения, 1858, ч. 2. стр. 256–257, а дальше целых 1½ стр. почти без всяких изменений списаны с книги Лебедева, стр. 398–401. На стр. 185 есть буквальные заимствования с 377 стр. Лебедева, а между ними вставлена выписка из Христианского Чтения, 1857, ч. 2. стр. 11–12. Примечание списано с цитатой, но ошибочно указана вм. 205 стр. 203. На 186 стр. имеем в начале пересказ стр. 405–406 Лебедева, в конце буквальную выписку со стр. 342, а в —636— середине буквальную же выписку из Христианского Чтения, 1858, ч. 2. стр. 35. Вверху 187 стр. приведены две кратких выдержки из блаж. Августина, но с цитатой получился курьёз уже прямо скандального характера. Цитата такова: «Август. De concept. Virg. c. 3». Слова действительно принадлежат Августину, но со сколько-нибудь похожим на эту цитату заглавием сочинения у Августина нет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За постоянно усердное и исправное безмездное прохождение секретарской должности при комитете, с утверждения Его Высокопреосвященства, награжден 130 рублями из остаточных комитетских сумм, 30 ноября 1856 года. Определением Святейшего Синода возведен в степень магистра богословия 12 ноября 1854 года. По удостоению начальства, в 1858 году, получил бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 гг. Вследствие прошения, по резолюции Его Высокопреосвящен- —233— ства, произведен во священника к Московскому кафедральному Архангельскому собору, с оставлением на службе в семинарии, 31 января 1858 г. По случаю перемещения в Моск. семинарии наставника по классу священного Писания и священной Герменевтики в среднем отделении Вифанской семинарии, по поручению семинарского Правления, с утверждения Его Высокопреосвященства, временно занимал сии классы до прибытия вновь назначенного наставника с 8 янв. по 8 сент. 1858 г., и за усердное и полезное прохождение этой должности, с разрешения академического Правления, вознагражден 77 руб. 85 коп. из остаточного преподавательского жалования. По случаю обозрения семинарии в 1857 г., во внимание к весьма одобрительному отзыву Правления Московской духовной академии, по определению Свят. Синода, награжден полугодовым окладом преподавательского жалования 143 руб. из сумм духовно-учебного Управления, 28 марта 1858 года. По поручению начальства в том же году обозревал Звенигородское духовное училище и за успешное исполнение сего поручения семинарским правлением, с утверждения Его Высокопреосвященства, объявлена ему благодарность. Согласно его прошению, г. Обер-прокурором Свят. Синода уволен от духовно-училищной службы 26 июля 1858 года и с 1 окт. сего года по 9 янв. 1859 г. состоял на действительной службе при Моск. кафедральном Архангельском соборе. Сего же числа, вследствие прошения, по резолюции Его Высокопреосвященства, митрополита Филарета, переведен к Успенской, что в Казачьей, в Москве, церкви. Два года после того, с утверждения Его Высокопреосвященства, по воскресным дням преподавал Закон Божий в мужской воскресной школе, открытой при Серпуховском приходском училище, и состоял при сей школе наблюдателем. 25 июля 1861 г. определен депутатом по ведомству местного благочинного. С 9 января 1801 г. по 16 января 1863 г. состоял помощником законоучителя, а с сего времени занял должность штатного законоучителя в четвертой Московской мужской гимназии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 .Обращаясь к разработке истории раскола в монографических исследованиях, начнём с издания материалов. Общими силами тут действовали правительство, особые учреждения и частные лица. Правительство имело нужду привести в известность все узаконения относительно раскола, в различное время, по разным ведомствам изданные в руководство исполнителям во всех инстанциях. Об этом было особое суждение в заседании секретного комитета 20 января 1858 года. Поэтому, согласно высочайше утверждённому мнению комитета, по приказанию министра внутренних дел Ланского было составлено и напечатано «Собрание постановлений по части раскола» а) в 1858 году – состоявшихся по министерству внутренних дел (1734–1858 годы) и б) в 1860 году – состоявшихся по ведомству Святейшего Синода (1716–1858 годы). Первое издание в 1875 году было повторено и дополнено постановлениями частью по ведомствам военному и удельному, не вошедшими в издание 1858 года, частью – новыми постановлениями по министерству внутренних дел. Так как большая часть всех помещённых здесь правительственных постановлений относительно раскола не вошла ни в полное собрание законов, ни в свод законов, то сама собой понятна научная ценность этого издания, как и издания 1860 года, к сожалению, ныне по своей редкости трудно приобретаемых даже и на вес золота. Ещё несколько ранее описанного сейчас факта Священный Синод, по побуждению подвинуть изучение раскола вперёд, поручил Казанской Духовной Академии издавать особый журнал под названием «Православный собеседник» с преимущественным направлением против раскола. Журнал начал издаваться в 1855 году, сначала в количестве четырёх, потом двенадцати книжек. Кроме некоторых полемических сочинений против раскола, при журнале было издано немало таких памятников древней письменности, которые по своему происхождению относятся ко времени ранее появления раскола, но которые имеют ближайшее отношение частью к его истории, частью к полемике с ним. Таковы, например, памятники – XVI века: «Стоглав» (1862 год), «Сочинения» Максима Грека (1859–60 годы), – XVII века: «Послания» Игнатия, митрополита Тобольского (1855 год), «Обличение на Соловецкую челобитную» Юрия Крижанича (1878 год), – XVIII века: «Увещание к раскольнику» иеромонаха Арсения Мациевича, впоследствии митрополита Ростовского (1861 год), «Зерцало очевидное» И.Т.Посошкова (1897 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Из дворян. За матерью в Оренбургской в Бугурусланском уезде 120 душ крестьян. У родителей в Смоленской губернии в уездах Юхновском и Поречском и Витебской губернии в Велижском уезде – 519, 379, 120 душ крестьян. По окончании курса наук в Императорском Александровском лицее Высочайшим приказом по гражданскому ведомству 4 июня 1856 г. определен на службу в министерство внутренних дел с чином титулярного советника 25 мая 1856 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству переведен в Азиатский департамент канцелярским чиновником 28 октября 1856 г. По приказанию министра иностранных дел назначен помощником главного журналиста 31 декабря 1856 г. Назначен помощником столоначальника 6 апреля 1857 г. Назначен секретарем генерального консульства в Сербии 20 февраля 1858 г. Прикомандирован для занятий по делам службы к Азиатскому департаменту 13 марта 1859 г. Назначен младшим столоначальником в Азиатском департаменте 26 марта 1859 г. Произведен Высочайшим приказом по МИД 12 апреля 1859 г. за отличие в коллежские асессоры со старшинством с 25 мая 1858 г. Приказом 1 ноября 1860 г. назначен старшим столоначальником в Азиатском департаменте. Высочайшим приказом по МИД 6 июня 1861 г. произведен за отличие в надворные советники со старшинством с 25 мая 1861 г. Приказом по МИД от 29 декабря 1862 г. назначен консулом в Иерусалиме с 20 декабря 1862 Был в отпуске с 16 февраля 1858 г. на 28 дней и на срок явился. Приказом по Министерству иностранных дел от 15 мая 1861 г. уволен в отпуск в Ярославскую и Смоленскую губернии на 29 дней с 12 мая 1861 г. Холост. АВП РИ, ф. 159, оп. 464, д. 1639, л. 3–5. 183. Инструкция министра иностранных дел князя А.М. Горчакова консулу в Иерусалиме А.Н. Карцову С.-Петербург 17 декабря 1862 г. Копия Внимательное прочтение всех дел, касающихся Иерусалима и находящихся в архиве министерства, ознакомило уже Вас с теми вопросами, которые будут подлежать Вашему ведению, и с положением дел в Святом Граде. Вверяя Вам управление столь важным консульским постом, министерство надеется, что Вы обнаружите на этом поприще деятельность, бдительность и осторожность в охранении интересов России и Православной Церкви и тем оправдаете оказываемое Вам доверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1695 Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. СПб., 1794, 1795, 1799, 1836, 1855; Богданович П.И. Историческое известие о раскольниках. СПб., 1787, 1791. 1696 Сулоцкий Ал., свящ. Протопоп Аввакум//Москвитянин. 1849. Ч. IV. 16. С. 132–136 третьей пагинации. 1700 Гакстгаузен А., барон. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. Т. 1. М., 1869. 1702 Липранди И.П. Краткое обозрение истории существующих в России расколов, ересей и сект, как в религиозном, так и в политическом их отношении. Лейпциг, 1883. С. 79–80. 1703 Аксаков К.С. Несколько слов о русской истории, возбужденных Историей г. Соловьева//Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. Т. 1: Сочинения исторические. М., 1889. С. 49. 1704 Хомяков А.С. О старом и новом//Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1861. С. 359–377. 1712 Щапов А. П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1858. 548 стр. (2-е изд.–Казань, 1859). 1713 Щапов А.П. О причинах происхождения и распространения раскола...//Православный собеседник. 1857. С. 638. 1720 Бестужев-Рюмин К. Несколько слов по поводу статьи " Что иногда открывается в либеральных фразах!» («Современник», 1859 г., кн. IX)//Отечественные записки. 1859. 11. С. 37–42; Соловьев С.М. Уния, казачество, раскол//Атеней. 1859. Т. II. 8. С. 414–420; [Антонович М.А. при участии Добролюбова Н.А.] Что иногда открывается в либеральных фразах//Современник. 1859. Т. LXXVII. С. 37–52. 1723 Драгоманов М.М. А. Бакунин. СПб., 1906. С. 58, 80; Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 25, 123. 1725 Бакунин М.А.«Русские дела» (Картина современного положения)//Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем. М., 1935. Т. 3. С. 405–406.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010