В сборнике «Апокрифы древних христиан» (M., 1989) И.С. Свенцицкая и М.К. Трофимова опубликовали основные гностические произведения (в русском переводе), ставшие доступными в результате археологических работ в районе Мертвого моря. Некоторые социально-экономические проблемы, связанные с генезисом христианства, рассмотрены ими в монографии «Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи» (M., 1971). Значительная работа по изучению общей истории Церкви была проделана отечественной школой медиевистики. Важный вклад в изучение историко-церковной проблематики внесли труды Ольги Антоновны Дóбиаш-Рождественской (1874–1939) – выпускницы курсов, первой в России женщины-магистра (1915) и доктора всеобщей истории (1918), пожизненного профессора Ленинградского университета, первой женщины – члена-корреспондента АН СССР (1929). Концентрируясь на проблемах западноевропейского Средневековья, она особое внимание уделяла различным аспектам истории Крестовых походов 1444 . В то же время ее самостоятельные научные исследования как историка-медиевиста начались именно с историко-церковной проблематики 1445 . Кроме того, O.A. Добиаш-Рождественская впервые ввела в России преподавание латинской палеографии и других вспомогательных дисциплин средневековой истории. В 1923 г. вышла ее книга Акад. А.И. Соболевский «История письма в средние века» – первое учебное пособие по палеографии в русской исторической литературе (2-е изд. – 1936). Отдельно отметим также палеографические исследования на греческом материале, предпринятые академиком Императорской Академии наук (с 1900 г.) и AH СССР Алексеем Ивановичем Соболевским (1857–1929) 1446 , братом известного филолога-классика С.И. Соболевского. Крупный вклад в изучение историко-церковных проблем в советское время внесла Нина Викторовна Пигулéвская (1894–1970) – крупный востоковед-сиролог, ученица O.A. Добиаш-Рождественской, известного семитолога академика П.К. Коковцóва, И.М. Гревса, Ф.Ф. Зелинского, A.B. Карташёва, специалист по истории раннехристианской и византийской Церкви, чл.-корр. AH СССР. Она впервые оценила важность сирийских источников для истории христианской Церкви, осознала и продемонстрировала, что многие культурные и идеологические явления Чл ко AH СССР      многонационального христианского мира уходят корням в сирийскую почву 1447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макаров Кирилл Ермилович – старообрядческий диакон. – 45 Макаров Александр Александрович (07.07.1857–05.09.1919) – государственный деятель, юрист. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета служил в Министерстве внутренних дел. С 1906 г. – товарищ министра внутренних дел, в 1911–1912 гг. – министр внутренних дел и шеф жандармов. В 1916 г. – министр юстиции. Член Гос. Совета. 01.03.1917 арестован в числе других царских сановников Временным правительством. Расстрелян по постановлению ВЧК. – 193, 197, 223 Маклаков Василий Алексеевич (10.05.1869–15.06.1957) – общественный и политический деятель, юрист, публицист, помещик. Депутат II, III и IV Гос. Дум от Москвы, член ЦК партии кадетов, член многих комиссий Думы, славился как один из самых блестящих ораторов Думы. В 1890 г. был арестован и исключен с естественного отделения Московского университета за неблагонадежность. В 1894 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета и в 1896 г. экстерном сдал экзамен по юридическому факультету, был оставлен на кафедре истории, но вследствие политической неблагонадежности ему не дали занять ее. С 1896 г. – присяжный поверенный. Считался одним из лучших адвокатов России, выступал на многих политических процессах, в т. ч. Бейлиса и Баумана. С 1900 г. участвовал в земском движении. Масон. Во время Февральской революции 28.02.1917 был комиссаром в Министерстве юстиции, потом был назначен послом Временного правительства в Париже, 17.11.1917 был лишен звания посла во Франции и права представлять Россию на мировой конференции. По списку кадетов был избран в Учредительное собрание от Москвы. Остался в эмиграции. Обладал обширными связями в правительственных кругах Франции, пользовался значительным весом в международных дипломатических сферах. В 1919 г. вошел в состав Русского политического совещания – организации, созданной в Париже в конце 1918 г. и являвшейся центром «белого дела» за рубежом. С 1924 г. председатель эмигрантского комитета, который ставил своей целью защиту русских интересов и выдавал удостоверения русским эмигрантам. Скончался в Швецарии. Автор сочинений по истории русской общественной мысли и либерального движения. – 29, 65–67, 69, 93, 110, 213, 214, 218, 322, 323,327

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были украшены живописью. Храм в 1857 году расписывал Александр Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья Яковлевич Яковлев. В 1885-м росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко. В 1918 году Благовещенский собор был национализирован и реквизирован военным ведомством. В том же году его вернули верующим, но лишь в бесплатное пользование. Наиболее ценное имущество из ризницы собора было опечатано и взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР. В 1923 году договор аренды с прихожанами собора был расторгнут. Отнятый у верующих храм оказался в ведении вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. В 1924 году вместе с другими древними храмами обители он был объявлен «охраняемых государством памятником истории и архитектуры» и поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. С 1924 года Благовещенский собор вместе со Спасским храмом составлял основу киржачского музейного комплекса. В нем размещалась экспозиция древнерусского церковного искусства, состоявшая из икон XIV-XVII вв., серебряных изделий XV-XIX вв., церковной утвари и шитья XVI-XIX вв., предметов резьбы по дереву, каменных могильных плит XV и XVII вв., древних рукописей и старопечатных книг. Большинство этих экспонатов попали в музей из соборной ризницы и других «исторических» церквей Киржачского уезда. В непосредственной эксплуатации Киржачского музея Благовещенский собор находился до конца 1928 года. За все время существования музея никакого ремонта в нем не производилось, и храм начал разрушаться. К 1928 году одна из его алтарных апсид дала сквозную вертикальную трещину, протекала крыша. После прекращения деятельности Киржачского музея Благовещенский собор подвергся окончательному разорению. По сохранившимся воспоминаниям, в 1929 году в него заходили «все, кто хотел, и брали все, что хотели». В Киржаче в это время работал ТОРГСИН, который спокойно принимал то, что охочие люди обдирали с икон и стен собора. Летом 1930 года Киржачский Горсовет начал противозаконную «поломку» Благовещенского собора. Узнав об этом, Главнаука Наркомпроса РСФСР, в чьем ведомстве он находился, встала на его защиту. Памятник истории и архитектуры был сохранен, но ввиду отсутствия средств на ремонт и реставрацию оказался безхозным. Здание продолжало ветшать, его настенная живопись разрушалась. Во время войны Благовещенский собор использовали под склад боеприсов. А в последующие годы в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Мы разобрали бегло взгляды Сеченова, чтобы показать, что его вовсе нельзя причислять к материалистам в точном смысле слова. Позиция Сеченова есть позиция натурализма, что вовсе не есть материализм. Рецепцию материализма в точном смысле — и все же и здесь с некоторыми оговорками — мы находим не у русских ученых–естествоиспытателей, а как раз у русских марксистов, особенно в неомарксизме. Диалектический же или исторический «материализм» сам по себе вполне отделим от метафизического материализма; впервые у Плеханова, а затем в советской философии мы действительно находим какое–то фатальное тяготение к материализму метафизическому… Обратимся к изучению философских воззрений Плеханова. 5.  Георгий Валентинович Плеханов (1857—1918) учился в Горном институте в Петербурге, но очень рано увлекся идеями народовольцев, стал работать среди рабочих, что заставило его уже в 1876 г. перейти на нелегальное положение. Участвуя в революционной партии «Земля и Воля», он уже тогда высказывался против террора. Когда в партии произошел на этой почве раскол, Плеханов вышел из партии; вскоре (в 1880 г.) он эмигрировал за границу и в 1883 г. вместе с рядом лиц создал «Группу освобождения труда» — первое ядро будущей социал–демократической партии. Плеханов развил огромную литературную и политическую деятельность, печатая в России книги и статьи под разными псевдонимами. В 1895 г. появилась его первая большая книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (под псевдонимом «Бель–това»), в которой он критиковал исторические построения Михайловского (см. т. I, гл. IX) и его группы. Вместе с книгой П.Б. Струве («Критические заметки») работа Плеханова положила начало все возрастающему влиянию марксизма в русском обществе. Ряд выдающихся русских мыслителей и ученых (Булгаков, Бердяев, Франк, Туган–Барановский и др.) примкнули к марксизму и содействовали росту партии социал–демократов. Плеханов же находился в самом центре заграничной группы этой партии, издавал ряд журналов. Когда произошел (на съезде партии в Лондоне в 1903 г.) раскол между так наз. «меньшевиками» и «большевиками» (во главе последних стоял Ленин), Плеханов, сначала примыкавший к «большевикам», вскоре перешел на сторону «меньшевиков», но потом и от них отошел, заняв особую позицию и не сливаясь ни с одной группой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

К. Н. Леонтьев. Фотография. 80-е гг. XIX в. К. Н. Леонтьев. Фотография. 80-е гг. XIX в. На университетские годы приходятся первые лит. опыты Л. К 1851 г. относится значительное событие в его жизни, весьма подробно им описанное,- знакомство с И. С. Тургеневым, молодым, но уже известным писателем; последующая передача ему стихотворения, написанного гекзаметром, комедии «Женитьба по любви» и начальных глав романа «Булавинский Завод» (см.: Тургенев в Москве, 1851-1861 гг.//ПССиП. Т. 6. Кн. 1. С. 696-747). В письме от 12 июня 1851 г. Тургенев подверг стихотворение Л. подробному разбору и критике; комедия «Женитьба по любви», одобренная Тургеневым, несмотря на попытки опубликовать ее, по цензурным соображениям была отвергнута. К этому же времени относится знакомство Л. с М. Н. Катковым, Т. Н. Грановским, А. А. Фетом, Н. Н. Страховым, М. П. Погодиным и др. Благодаря Тургеневу Л. стал посещать лит. салон графини Е. В. Салиас-де-Турнемир. Высокая оценка, данная Тургеневым таланту Л., позволила ему спокойно отнестись к первым неудачам на лит. поприще. В 1853 г. Л. предоставил в распоряжение Тургенева рукопись повести «Немцы», к-рую тот благожелательно принял. Возникшие проблемы с цензурой с большим трудом были преодолены, и повесть опубликовали под названием «Благодарность» в «Московских ведомостях» (1854); здесь же вышел очерк Л. «Ночь на пчельнике» (1857). В ж. «Отечественные записки» были напечатаны повести Л. «Лето на хуторе» (1955) и «Сутки в ауле Биюк-Дортэ» (1858), пьеса «Трудные дни» (1858), роман «Подлипки» (1861), писавшийся на протяжении мн. лет; в ж. «Библиотека для чтения» была опубликована повесть «Второй брак» (1860). Исследователи творчества Л. отмечали, что его проза имеет автобиографический характер и наряду с ее литературно-художественным значением позволяет глубже понять его биографию и учение. В частности, С. Н. Булгаков писал: «Кто хочет узнать подлинного Леонтьева, должен пережить чары и отраву его беллетристики и через нее увидеть автора» ( Булгаков. 1918. С. 117).

http://pravenc.ru/text/2463569.html

Через посредство саратовского губернатора Власова и министра внутренних дел графа Строганова данное постановление было рассмотрено и завизировано императором Николаем I Павловичем, который Высочайше соизволил разрешить приведение в действие постановления Саратовского дворянства о сборе необходимых средств и подчинить предполагаемое заведение Главному начальству Е. И. В. Государыни Императрицы с наименованием «Мариинский институт благородных девиц». Институт открылся 10 октября 1854 года во временном помещении — в доме А. Н. Челюсткиной на Малой Сергиевской улице (ныне улица Мичурина). К этому сроку была назначена первая начальница института — вдова подполковника Ольга Ивановна фон Швенсон, приняты на службу классные дамы, учителя, технический персонал, призванные обеспечивать постоянную опеку над поступившими в заведение 22 воспитанницами — девочками 9 – 11 лет, образовавшими первый по счёту младший институтский класс. На торжественном открытии присутствовали «начальствующие лица и почётные члены местного общества». Епископ Саратовский и Царицынский Афанасий (Дроздов; †1876) совершил на открытии молебствие с водоосвящением, а по завершении молитвы присутствующие с чувством исполнили народный гимн «Боже, Царя храни».  Одновременно саратовский купец Василий Викулович Гудков совместно со своей матерью Пелагеей Мнемоновной взял подряд на строительство нового каменного трёхэтажного дома, в котором предполагалось размещение института. Строительство началось в бывшей усадьбе саратовского губернатора А. Д. Панчулидзева. Проект здания был заказан петербургскому архитектору Плавову, но по исполнении был несколько упрощён и удешевлён саратовским губернским архитектором Г. В. Петровым. Подрядчики обязались к весне 1858 года закончить строительство и отделку здания. К осени 1857 года собственное институтское здание было закончено постройкой (годом раньше, чем предполагалось), и 23 сентября состоялся перевод института из наёмного дома Челюсткиной в новые апартаменты, в коих он размещался до 1918 года.

http://sobory.ru/article/?object=14810

  14   Кавур: Кампилло Бенсо Кавур (1810-1861), итальянский государственный деятель; после объединения Италии (1861) глава итальянского правительства. В Риме его именем названа улица Виа Кавур.   15   «поле, полное костей»: «Господь… поставил меня среди поля и оно было полно костей» – Иезекииль 37.1 2.   16   Нормы и Семирамиды: подразумеваются оперы «Норма» Винченцо Беллини и «Семирамида» Джакино Россини.   17   Музыкальная академия: основанный в 1857 г. в Филадельфии старейший оперный театр Америки.   18   пора пить шампанское (фр.).   19   Гретри: французский композитор Андре Эрнест Гретри (1741-1813).   20   Бауэр: Гарольд Бауэр (1873-1951), английский пианист немецкого происхождения.   21   Лефлер: Чарлз Мартин Лефлер (1861-1935), американский композитор и скрипач.   22   д " Энди: французский композитор Венсан д " Энди (1851-1931).   23   «Les Indes Galantes»: «Галантная Индия» (1735) опера-балет Ж.Ф.Рамо (1683-1764).   24   дворецкий (фр.).   25   Фортуни: Мариано Фортуни-и-Кабо (1838-1874), испанский живописец и график.   26   Модан: небольшой город во Франции, близ которого начинается ведущее в Италию шоссе-туннель.   27   яйца по-кардинальски, т.е. под красным соусом (фр.).   28   Пьяве: река в Италии, близ которой 15-24 июня 1918 г. произошло сражение между итальянской и австрийской армиями, окончившееся победой итальянцев.   29   Я пытался припомнить, кто же это умер в Риме: Здесь рассказчик впервые, сам того не сознавая, принимает на себя роль Меркурия, провожавшего тени умерших в подземное царство, и одновременно встречается с одной из таких теней. Все, что дальше рассказывает о себе умирающий поэт удивительным образом совпадает с подробностями жизни Джона Китса (1795-1821) – изучение медицины, смерть матери и брата от туберкулеза, отъезд другого брата в Америку, любовь к Гомеру и его английскому переводчику Джону Чапмену (1559-1624), которому он посвятил знаменитый сонет, – вплоть до последних нескольких месяцев, проведенных им в Италии с другом, художником Джозэфом Северном, смерти в доме на площади Испании и надписи «Здесь лежит некто, чье имя написано на воде», по его просьбе выбитой Северном на его надгробной плите.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Имп. Палестинское Православное Общество (ИППО) с кон. XIX в. активно сотрудничало с Антиохийским Патриархатом и создало в Сирии сеть образовательных учреждений, ориентированных на рус. культуру: в 1895-1910 гг. было открыто 77 школ (27 в Сев. и 45 в Юж. Сирии, 5 в Бейруте) для 10 тыс. учащихся. В 1900 г. в Баламандском мон-ре основана ДС, обучение в к-рой, как и в начальных школах, строилось на основе российских программ и по учебникам, переведенным с рус. языка. Лучшие выпускники продолжали образование в России. Нек-рые правосл. араб. литераторы того времени жили в России и внесли свой вклад в развитие рус. науки и культуры (среди них Герасим Яред , Г. А. Муркос) . Книгопечатание, прервавшееся в кон. XVIII в., было возобновлено в 1842 г. при содействии российского консульства в Бейруте; в кон. XIX в. у правосл. арабов стали появляться собственные периодические издания: 1-й была газ. «Аль-Хадийя», издававшаяся в 80-х гг. XIX в. бейрутским архидиак. Григорием Хаддадом (буд. Патриархом), в 1909 г. при Патриархии начал выходить богословский журнал. Знакомство арабов с европ. культурой, секуляризация части правосл. интеллектуалов привели к сложению на араб. Востоке сер. XIX в. европеизированной культуры, в к-рой заметную роль играли выходцы из правосл. среды, как, напр., Халиль Хури (1836-1907), бейрутский литератор, бессменный редактор первой сир. газ. «Хадикат аль-Ахбар» (с 1857), или Фарах Антун (1874-1924), философ, писатель и драматург. Национальное самосознание части правосл. арабов в кон. XIX в. перерождалось из религ. в светское. Память о дамасской резне побуждала арабо-христ. интеллигенцию искать пути мирного сосуществования с мусульм. окружением на основе идеологии светского араб. национализма или пансирианизма . Теория «Великой Сирии» была особенно популярна у православных, будучи альтернативой как прозап. ливан. национализму маронитов, так и проектам панараб. державы, где мусульмане составляли бы подавляющее большинство. После младотур. революции 1908 г. идеи араб. национализма, в той или иной его форме, получили значительное распространение среди арабо-христ. интеллектуальной элиты. С началом первой мировой войны режим младотурок нанес упреждающий удар по араб. движению: в 1915-1916 гг. были казнены сотни сир. и ливан. националистов (в т. ч. ряд православных), христ. духовенство также подверглось преследованиям. Война привела к краху ближневост. экономики, массовому голоду и эпидемиям, от к-рых вымерла почти четверть населения Ливана. В 1918 г. Османская империя потерпела поражение в войне и прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Готорн Натаниел (1804–1864) — американский писатель эпохи романтизма, новеллист (сборник «Дважды рассказанные истории», 1837, 1846, 1851) и романист («Алая буква», 1850, рус. пер. 1856); «Дом о семи фронтонах», (1851, рус. пер. 1852), «Мраморный фавн» (1860). В «Романе о Блайтдейле» (1852, рус. пер. 1912) отразился опыт участия писателя в утопической коммуне Брук Фарм. В лучшем романе Готорна «Алая буква» напряженный моральный конфликт героев изображен на фоне суровых нравов американских пуритан XVIII b. Беннет Арнольд (1867–1831) — английский писатель. Действие романов Беннета («Анна из Пяти городов», 1902, и др.) часто происходит в его родном Стаффордшире. О «Пяти городах», центре фарфоровой и фаянсовой промышленности, написаны и рассказы Беннета, вошедшие в несколько сборников. Друг Уэллса, вдумчиво относившийся к его творчеству. Харрисон Фредерик (1831–1923) — английский писатель и философ-позитивист. В течение нескольких лет занимался в Лондоне юриспруденцией; заинтересовавшись позитивизмом, приобрел репутацию одного из руководителей позитивистского движения в Англии. Основал «Позитивистское обозрение» (1893 г.), создал позитивистский клуб. Среди его многочисленных книг наиболее известны «Значение истории» (1894), «Порядок и прогресс» (1875), «Социальная статистика» (1875), «Выбор книг» (1886), «Оливер Кромвель» (1888). Сандерсон Фредерик Уильям (1857–1922) — основатель школы либерального направления в Оундле, неподалеку от города Питерсборо. Уэллс посвятил ему книгу «История Великого Учителя. Простой рассказ о жизни и взглядах Сандерсона из Оундла» (1924). Школа Сандерсона считалась экспериментальной и отличалась индивидуальным подходом к каждому ученику. В ней были сокращены часы, отводившиеся в обычных школах на классическое образование, но зато введен ряд новых предметов. После поездки Уэллса в Россию в 1914 г. в школе, по его совету, стали обучать также русскому языку. Уэллс отдал в школу Сандерсона двух своих сыновей, уже получивших ранее хорошую домашнюю подготовку. Это еще до начала работы над «Историей Великого Учителя» позволило Уэллсу ближе присмотреться к работе школы Сандерсона, что отразилось в первую очередь в романе «Джоанна и Питер» (1918).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Уэст Ребекка (1892–1983) — псевдоним Сесили Изабеллы Фэрфилд, заимствованный из «Росмерсхольма» Г. Ибсена. О многолетних отношениях Уэллса с Ребеккой Уэст см. во «Влюбленном Уэллсе» и в книге Гордона Н. Рея «Г.-Дж. Уэллс и Ребекка Уэст» (1974), а также ряде других источников. Ребекка Уэст составила себе имя в качестве критика книгой «Генри Джеймс» (1916), а как писательница — романами «Возвращение солдата» (1918), «Судья» (1922), «Странная необходимость» (1928), «Гарриэт Хьюм» (1929), «Мыслящий тростник» (1936). Ей принадлежат также сборник рассказов «Грубый голос» (1935), книга очерков о Югославии «Черный Ягненок и Серый Сокол» (1941). Р. Уэст была корреспондентом журнала «Нью-Йоркер» на Нюрнбергском процессе, следствием чего явился сборник статей «Значение Измены» (1949). Была удостоена титула «Дама» (соответствует званию «Кавалер», даваемому мужчине, именуемому в этом случае «сэр»). Упоминаемый далее сын Уэллса и Ребекки Уэст, Энтони Уэст (1914–1987), пробовал себя как художник, затем завел молочную ферму. Его друг Грэм Грин после окончания Второй мировой войны издал его первую книгу «Сбор винограда». В 1950 г. Энтони Уэст эмигрировал в США, где выпустил несколько книг, но в первую очередь приобрел известность как критик и рецензент. Главной его работой является книга об Уэллсе «Разные стороны жизни», задуманная еще в 1948 г., но в полном виде выпущенная в 1984 г. Итон — привилегированная школа, основанная в 1440 г. в расположенном на Темзе городе Итоне. Сю Эжен (1804–1857) — французский писатель. Огромную популярность снискал его десятитомный роман «Парижские тайны», который публиковался выпусками в 1842–1843 гг. …подобное женщинам на боттичеллиевой Primavera. — Боттичелли Сандро (наст. имя Алессандро Филипепи; 1445–1510) — итальянский живописец, одна из самых ярких фигур кватроченто. Картина «Primavera» («Аллегория Весны», галерея Уффици, Флоренция, ок. 1477–1478) относится к числу наиболее знаменитых его произведений. Терри Эллен Элис (1847–1928) — английская актриса, прославившаяся в первую очередь исполнением ролей в пьесах Шекспира. Имела широкое публичное и государственное признание. Награждена Орденом Британской империи I степени (Дама большого креста). Читала лекции о творчестве Шекспира в США, Англии и Австралии (1910–1915 гг.). Мать режиссера Гордона Крэга (1872–1966). Была ведущей актрисой режиссера Генри Ирвинга.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010