До 1930 года официальное, принятое на международном уровне название города — Константинополь (с греч. — «Город Константина»; тур. Konstantiniyye), каковое признавалось Великим национальным собранием Турции: подписи его полномочных представителей стоят под Лозаннским договором, текст которого использует исключительно топоним Константинополь. В официальных русских текстах Константинопольского договора 1724 года, Парижского мирного договора 1856 года, Сан-Стефанского мирного договора 1878 года и Берлинского трактата 1878 года используется принятый тогда в России топоним Константинополь. Другое историческое название, до сих пор используемое в титуле Константинопольского патриарха, — «Новый Рим » или «Второй Рим» (греч. Να Ρμη, лam. Nova Roma); до 330 года Византий (греч. Βυζντιον). В средневековых русских летописях и иной литературе часто именовался Царьградом или Константиновым градом, в болгарском и сербском языках топоним Цариград в настоящее время употребляется как неофициальное обозначение города. При провозглашении Турецкой Республики 29 октября 1923 года столицей государства была провозглашена Анкара (Ангора), к тому времени уже несколько лет бывшая центром кемалистской администрации (халифат продолжал существовать до марта 1924 года). 28 марта 1930 года турецкими властями было предписано использовать только турецкий вариант названия. В турецком языке топоним stanbul ([istanbu], разговорно — [stambu]), пишется через «», отличную от буквы «I». В греческом языке, тем не менее, название греч. Κωνσταντινοπολη сохраняется как официально принятое в Греции, а также на Кипре; также используется греческое название «Город» (греч. Πλη). В русском языке турецкое название stanbul используется в русифицированном варианте — «Стамбул». Следы первых поселений были обнаружены на азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первые поселения в окрестностях нынешнего Дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку. Самые ранние поселения датируются 6700 годом до нашей эры. Византий [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Стамбул

Естественно, такое положение не оставляло равнодушными практиков и теоретиков церковного пения, и целый ряд профессиональных музыкантов и любителей пытались найти пути решения проблемы. Одна из таких попыток была предпринята А.Д. Кастальским (1856–1926), известнейшим церковным композитором, основоположником Нового направления в русской церковной музыке, исследователем русского музыкального фольклора, преподавателем Синодального училища 52 и помощником регента, а затем регентом Синодального хора, директором училища и хора в 1910–1923 годах. В работе «Практическое руководство к выразительному пению стихир» 53 он предлагал, согласуясь со смыслом текстов, изменять традиционную гармонизацию и фактурное изложение гласовых напевов. Но, несмотря на все усилия, тогда изменить положение не удалось. В последующий исторический период – советский – ситуация еще более обострилась, и в эпоху гонений певческая традиция Церкви оказалась почти полностью утраченной. «Что особенно прискорбно – правые хоры считают своей обязанностью только нотное исполнение некоторых песнопений, а пение стихир, в которых излагается сущность праздника, предоставляется торопливому, невнятному и неумелому исполнению левого клироса, по большей части любителей, поющих без всякой предварительной подготовки, по одной в большинстве случаев книге, с трудом разбирая славянский текст, – писал в одном из посланий Святейший Патриарх Алексий I. – И так как исполнение “номеров” правого хора занимает много времени, то опускается большая часть стихир и производятся недопустимые сокращения церковного богослужения» 54 . И в наше время небрежное, лишенное осмысленности и благоговения «пропевание» стихир и других текстов продолжает иметь широкое распространение и свидетельствует о потере понимания сущности церковного пения как служения Богу. Выход из существующего положения – в том, чтобы, обратившись все к тем же источникам, на которые мы уже указывали, – церковному Уставу, монастырскому пению и опыту носителей певческих традиций – изучить эти традиции, освоить и применить на практике в исполнении тропарей, стихир, ирмосов и других речитативных песнопений. § 4. Церковное пение и чтение

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Харрис Фрэнк (1856–1931) — английский журналист и писатель, редактор «Ивнинг ньюс», двухнедельного обозрения «Фортнайтли ревью», еженедельника «Сатердей ревью» — одна из самых влиятельных фигур в английской прессе. Автор биографии Шекспира («Шекспир человек», 1909), ряда очерков о своих современниках («Современные портреты», 1915–1923), рассказов, романов, пьес. Автор биографий Оскара Уайльда (1916), Б. Шоу, а также автобиографической книги «Моя жизнь и любовные связи» в четырех томах (1922–1927), вызвавшей скандал из-за ее чрезмерной откровенности. О резко отрицательном отношении Уэллса к Харрису см. т. II наст. изд. Планк Макс (1858–1947) — немецкий физик, основатель квантовой теории, автор работ по термодинамике, теории относительности, философии естествознания. В 1918 г. удостоен Нобелевской премии. «Новое открытие единичного» (1891) — статья Уэллса, которая не только предвосхитила понятие «статистической причинности» в современной физике, но и предварила многие представления философии XX века, для которой характерно прямое обращение к предмету. Подобные философские установки сказались на писательском методе Уэллса, который начал с самых общих представлений о мироздании и социологии, затем в период занятий журналистикой (под влиянием Барри) занялся описанием бытовых мелочей, а в дальнейшем на новой основе вернулся к широким обобщениям. О движении данной философии к по-новому осмысленным частностям см. также в кн.: Эпштейн М. Н. Бог деталей. М., 1998, особенно в последней главе. Лайел, сэр Чарльз (1797–1875) — основатель современной геологии. Из-за увлечения этой наукой отказался от адвокатской практики. В 1830–1833 гг. вышел в свет его главный трехтомный труд «Основы геологии». Большое количество использованных Лайелом материалов было собрано Ч. Дарвином во время его кругосветного путешествия. Книга Лайела явилась переворотом в геологии, поскольку ученый исходил из предпосылок, противоречивших библейским. Под названием «Основные начала геологии, или Новейшие изменения Земли и ее обитателей» книга Лайела была переведена на русский язык и издана в двух томах в 1866 г.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Кановас дель Кастильо Антонио (1828—1897) — испанский политический деятель, глава консервативной партии, способствовавший реставрации монархии Бурбонов в 1874 году. Сагаста Пракседес Матео (1827—1903) — испанский политический деятель, глава либеральной партии. Альфонс XIII (1886—1941) — испанский король, свергнутый с престола в ходе революции 1931 года. Примо де Ривера Мигель (1870—1930) — глава диктаторского режима 1923—1929 годов (так называемой Директории), установленного в результате военного переворота. Примо де Ривера лично подписал приказ о ссылке Унамуно на Канарские острова. Гальдос Перес Бенито (1843—1920) — крупнейший представитель критического реализма в испанской литературе. Унамуно высоко ценил творчество Гальдоса как основоположника современного испанского романа, хотя временами и критиковал стиль его романов, который казался Унамуно чересчур риторическим и «обезличенным». Переда Хосе Мариа де (1833—1900) — испанский писатель-реалист. Унамуно высоко оценивал некоторые его романы, в то же время противопоставляя «монологическому» внешнему пейзажу Переды свои новые принципы изображения природы на основе духовного диалога человека и окружающего мира. Менендес-и-Пелайо Марселино (1856—1912) — испанский историк литературы и эстетик. …взятого из таргумического изложения Библии… — Таргумические изложения возникли в процессе переводов (таргум по-древнееврейски «перевод») Библии в древности па арамейский язык. Переводы эти были устными и представляли собой скорее пересказы, нежели дословное воспроизведение древнееврейского текста, причем переводчики вставляли в них различные легенды и сказания, отсутствовавшие в оригинале. Впоследствии таргумы были записаны и составили цикл апокрифических текстов на библейские сюжеты. …где согласование родов? — В необычайном — мужском — окончании фамилии Эухении уже таится намек на ту несвойственную женским персонажам роль, которую она играет в романе, роль активного, деятельного начала, подчиняющего себе безвольного, склонного к созерцательности героя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=133...

И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» 165 Я спрашиваю по совести: можно ли догадаться, что здесь подразумевается некая таинственная церковно-мистическая и даже чуть не апокалипсическая мысль о земном назначении России? Что-нибудь одно из двух – или я прав в том, что эта речь промах для такого защитника и чтителя Церкви, каким желал быть Ф.М. Достоевский, или я сам непроницателен в этом случае до невероятной глупости. Пусть будет и так, если уж покойного Достоевского во всём надо непременно оправдывать. Я и на эту альтернативу соглашусь скорее, чем признать за этой космополитической, весьма обычной по духу в России выходкой какое-то особое значение!  112 С приглашением участвовать в празднике Пушкина обратился к Толстому Тургенев, но получил отказ (см.: Бирюков П. Биография Л.Н. Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 2. С. 179). Фраза Толстого, приведенная Леонтьевым, возможно, была известна ему в устной передаче, но смысл отношения Толстого к данному событию она вполне передает. 113 См.: ВЕ. 1880. 7. В заметке, на которую ссылается Леонтьев, было сказано, что «речь г-на Достоевского была построена на фальши – на фальши, крайне приятной только для раздражаемого самолюбия» (c. XXXIII). 114 Здесь цитируется строка из стихотворения А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны...» (1836). См. также стихотворение Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья...» (1855). 115 Леонтьев называет общественных деятелей и мыслителей социалистических убеждений, всех, кто так или иначе был озабочен устроением земной жизни людей, их счастьем: Гюго Виктор Мари (1802–1885) – французский писатель, автор романтических драм «Кромвель» (1827), «Эрнани» (1830) и др.; Гарибальди Джузеппе (1807–1882) – национальный герой Италии; Прудон Пьер Жозеф (1806–1865) – французский социалист-утопист, один из основоположников анархизма; Кабе Этьен (1788–1856) – французский писатель, идеолог утопического «мирного коммунизма»; Фурье Франсуа Мари Шарль (1772–1837) – крупнейший идеолог французского утопического социализма; Санд (Занд) Жорж (наст. имя Аврора Дюпен, по мужу Дюдеван; 1804–1876) – французская писательница, в своем творчестве выступала страстной защитницей свободы личности, женской эмансипации. Ш. Фурье, В. Гюго, Ж. Санд оказали большое влияние на молодого Достоевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

37 Великий князь, сын вел. кн. Павла Александровича. Род. в 1891 г., умер от туберкулеза в 1941 г., в Давосе (Швейцария). 38 Великий князь, дядя Государя Николая II-ro. С 20 июля 1914 г. по 23 авг. 1915 г. Верховный Главнокомандующий. Род. в 1856 г., умер в 1929 г. в Антибе (Франция). 39 Городок на севере Баварии, где в то время временно проживал вел. кн. Кирилл Владимирович со своим семейством. 40 Великий кн. Кирилл Владимирович, в 1924 г. после получения достоверных сведений о мученической кончине Царской Семьи, как старший в Доме Романовых, принял на себя титул Императора. Умер в 1938 г. во Франции. 42 Впоследствии архим. Киприан. Перешел из Рус. Заруб. Церкви к митр. Евлогию и был преподавателем в богословском институте в Париже. 45 Герман (Аав) был незаконно хиротонисан в Константинополе патриархом Григорием VII. Без пострижения в монашество и даже в рясофор и вопреки прямому протесту своего правящого архиепископа Серафима (Лукьянова), тогдашняго главы автономной Финской Церкви. Кроме того это явилось незаконным вторжением в пределы Русской Церкви, от которой Финская Церковь получила автономию. Финское правительство насильно удалило архиепископа Серафима и, добившись от Константинополя хиротонии Германа Аава, настояло на введении нового стиля и изменении Пасхалии. Особенно это тяжело отразилось на Валаамском монастыре, часть иноков которого была выслана, а оставшиеся там 300 иноков, разделились на ново- и старо-стильников, не имеющих между собой общения. 46 Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) вступил на патриарший престол в 1922 г., но гонимый турками, должен был удалиться на Афон в октябре 1923 г. За один год управления Вселенской Церковью успел причинить много вреда Православию. В 1923 г. он созвал т. наз. «всеправославный конгресс», который постановил ввести новый стиль и разрешил второбрачие духовенства; 9 июня 1923 г. он незаконно принял в свою юрисдикцию Финскую епархию, 28 августа Эстонскую епархию, которыя входили в состав Русской Церкви. Вступив на Александрийский патриарший престол в 1923 г., он сразу ввел и в Александрийской Церкви новый стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

20 авг. 1206 г. М. короновал императором Генриха I Фландрского (1206-1216). Эта церемония стала поводом к обострению противостояния между М., греческим населением К-поля и венецианским подеста ( Wolff. 1948). Для церемонии коронации М. потребовал почитаемый образ Пресв. Богородицы «Одигитрии», находившийся в распоряжении лат. императора, но который могли еженедельно использовать для правосл. богослужения греки. После коронации М. отказался возвращать икону грекам, пока они не станут совершать его поминовение на литургии. Греки ответили отказом, и М. попытался запретить богослужение по греч. обряду по всему городу, но встретил сопротивление венецианского подеста Марино Дзено, который потребовал, чтобы между М. и православными была проведена богословская дискуссия. Диспут состоялся 30 авг. в резиденции М., с правосл. стороны выступал Николай Месарит, оставивший запись спора ( Heisenberg. 1923. S. 15-25). После диспута Дзено пожелал завладеть образом Пресв. Богородицы, из-за которого начался конфликт. М. ответил отказом, и тогда венецианцы ворвались в Св. Софию и, несмотря на то что сам М. в этот момент был в храме и подвергал их анафемам, похитили образ и перенесли его в находившийся в их ведении мон-рь Христа Пантократора. М. обратился с жалобой на действия венецианцев к папе, Иннокентий III 13 янв. 1207 г. признал его правоту и подтвердил анафемы похитителям (Urkunden. 1856. Bd. 2. S. 45-47), однако образ оставался в монастыре Пантократора до 1261 г. В этом году его торжественно выносили при въезде в отвоеванную столицу имп. Михаила VIII Палеолога . После смерти М. во время поездки в Фессалонику летом 1211 г. Патриарший престол оставался вакантным до нояб. 1215 г., когда на него был возведен архиеп. Гервасий (Жерве). Историк Никита Хониат описывает М. как необычайно тучного человека среднего роста, к-рый был всегда гладко выбрит, носил платье узкого покроя, перстень и иногда кожаные перчатки ( Nicet. Chon. Hist. P. 623, 647). Ист.: Urkunden zur älteren Handels- und Staatsgeschichte der Republik Venedig/Hrsg. G. L. Fr. Tafel, G. M. Thomas. W., 1856. Bd. 1-2; Heisenberg A. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. Münch., 1923. Bd. 2: Die Unionsverhandlungen vom 30. August 1206. Patriarchenwahl und Kaiserkrönung in Nikaia 1208.

http://pravenc.ru/text/2564172.html

Окончил гимназию и художественное училище, затем – медицинский факультет Киевского университета. С 1904 по 1921 год работал хирургом. В 1916 году удостоен степени доктора медицины. С 1917 года – врач Ташкентской городской больницы. В 1919 году овдовел. Будучи профессором Ташкентского университета, 2 февраля 1921 года принял рукоположение в сан диакона, а 12 февраля – в сан священника. Служил в Ташкентском кафедральном соборе. 12 мая 1923 года – по пострижении в монашество – хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. Подвергался преследованиям со стороны властей. С середины 1923 года по 1925 год епархией не управлял. В 1923 году возвратился на кафедру, но уже в сентябре 1927 года арестован и отправлен в Красноярский край. В сентябре 1942 года возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В годы Великой Отечественной войны работал хирургом в эвакогоспиталях Красноярска. В сентябре 1943 года принимал участие в работе Архиерейского Собора. В 1944–1946 годах – архиепископ Тамбовский и Мичуринский. С 1946 года – архиепископ Симферопольский и Крымский. Архиепископ Лука был выдающимся архипастырем, духовным писателем, замечательным хирургом и ученым. За труд «Очерки гнойной хирургии» ему была присуждена Сталинская премия. Митрополит Вениамин (Федченков) лично знал архиепископа Луку и ценил общение с ним. (См. о канонизации святителя Луки: Православная Москва. 1996. 9 (69). 345 Космо–Дамиановский монастырь, находившийся в Ялтинском уезде, в 45 верстах от Симферополя и в 18 верстах от Алушты, был основан в 1856 году архиепископом Иннокентием (Борисовым) как мужская киновия, а затем в 1898 году – указом Святейшего Синода – преобразован в женский общежительный монастырь. В советское время монастырь был закрыт. В 1994 году началось возрождение обители. Сейчас территория, на которой располагается монастырь, входит в состав Крымского заповедника. 346 Ново–Афонский Симоно–Кананитский монастырь близ Сухуми основан в 1875–1876 годах иноками русского Афонского Пантелеимонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Календарь Материалы 1 октября 2001 г. [Документы истории] Дмитрий Сафонов Судебный процесс над Патриархом готовился несколько месяцев, он призван был продемонстрировать антисоветскую сущность Церкви и ее главы, как центральной фигуры якобы существующего контрреволюционного заговора, и тем самым оправдать гонения на Церковь в России. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] Русская Православная Церковь выражает свое глубокое сострадание православным христианам Македонии и будет особо вспоминать их в молитве. Разделяем скорбь всех жителей страны, молимся об избавлении их от страданий. Тех же, кто поднял руку на мирных людей, призываем одуматься. Если в стране и есть проблемы, связанные с жизнью этнических меньшинств, то разрешать их следует мирным и законным путем, в надежде на добрую волю народа, веками живущего на земле своих предков. [Поместные Православные Церкви/Иерусалимская/История/Исторический экскурс] Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и четвертый - новейшая история (1856- до наших дней). [Поместные Православные Церкви/Элладская/История/Выдающиеся личности] Профессор Фессалоникийского университета Э. Д. Теодору очень четко определил роль Православной Церкви в освободительной борьбе греческого народа: «Элладской Церкви, - пишет он, - пришлось вести во время оттоманского владычества новую духовную борьбу. В это время Церковь, как любящая мать и как птица, собирающая «птенцов под свои крылья», выступила на защиту порабощенного народа и оказала огромную помощь в сохранении органической целостности греческой нации». [Поместные Православные Церкви/Элладская/История/Выдающиеся личности] После Первой мировой войны в Греции началось движение, направленное на освобождение Православной Церкви от государственной опеки, под которой она находилась почти сто лет. В декабре 1923 года проходит Собор Греческой Православной Церкви, издавший основной закон Автокефальной Церкви Эллады, согласно которому изменялось все ее устройство. Церковь с этих пор возглавляет Архиерейский Собор под председательством Афинского Архиепископа. Со времени издания Основного закона Элладскую Православную Церковь возглавлял ряд выдающихся Афинских Архиепископов, о которых мы вкратце и расскажем ниже.

http://pravoslavie.ru/archive/011001

Вскоре при монастыре открылась церковноприходская школа, учитель которой М. Соколов, по прошению переведенный их Туруханского края, жалованья получал 25 рублей ежемесячно . Благотворительность также вошла в жизнь Спасского монастыря, особо проявившись в годы I Мировой войны. Так, например, только за октябрь 1915 года для нужд действующей армии было собрано более 100 рублей . С 1780 по 1856 года в боковых помещениях надвратной церкви монастыря находилось училище, сначала общее для всех сословий, c 1803 года - духовное приходское, с 1827 года - уездное с бурсой. В 1856 году училище было переведено в Красноярск. Видными деятелями просвещения были архим. Ксенофонт (1820-1849) и магистр богословия архим. Афанасий (+ 1860). В 1898 году при монастыре действовала церковноприходская одноклассная школа для мальчиков. В 1907 году в монастыре проживали настоятель архим. Савва и 15 насельников. Монастырь в годы советской власти После 1917 года братия скита подверглась репрессиям. По преданию, их утопили в озере, сбросив с крутого берега в воду. В XX веке на берег озера совершались паломничества. В 1920 году монастырь был закрыт и преобразован в Спасскую сельскохозяйственную артель, в которую входили 10 человек.  В 1922 году состоялось изъятие ценностей из церквей бывшего Спасского монастыря: «14 июня представитель Енисейской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей с двумя десятками вооруженной силы в Спасском мужском монастыре изъяли 117 килограмм серебра»  . В 1923 году артель была упразднена, как " оплот реакционной общественной мысли " , Спасская и Захариевская церкви переданы верующим в качестве приходских, однако церковь святых Захарии и Елисаветы в том же году была закрыта. В Спасском храме продолжал совершать богослужения иером. Митрофан (Беляев) . К концу 1930-х годов все храмы Енисейска, в т. ч. Спасский, были закрыты. В 1946 - 1947 годах церковь святых Захарии и Елисаветы была уничтожена. В 1961 году на территории монастыря был построен пивзавод, в келейном корпусе разместился пункт общественного питания, сохранилась музейная комната декабристов, отбывавших ссылку в Енисейске.

http://drevo-info.ru/articles/13681463.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010