Ближайшее окружение Николая Владимировича Адлерберга знало его в Мюнхене как глубоко верующего человека. Одаренный многими талантами и прекрасно образованный, он дважды совершил путешествие в Палестину (1845 и 1860). Свои путешествия по святым местам он описал в книге «Из Рима в Иерусалим» (1853) и в двухтомном петербургском издании на французском языке «En Orient, impressions et réminiscences» (1867). Русский граф Николай Владимирович Адлерберг умер 13 декабря 1892 года в Мюнхене, и его отпевал в Крестовоздвиденской церкви иеромонах Паисий (фамилия его неизвестна. – прим. А.Х.). Службы в Крестовоздвиженской церкви на Канальштрассе происходили только в зимнее время года. В летние месяцы они совершались на вилле графа Адлерберга в другой домовой Никольской церкви, на озере Тегернзее у Баварских Альп. Эта Никольская церковь окончательно была ликвидирована только в 1942 году, хотя службы в ней прекратились задолго до этого (1). Ее иконостас вместе с богослужебными сосудами и священническими облачениями потомки Адлербергов, которые уже не были православными, по данным протоиерея Николая Артемова, в 1942 году передали во временное пользование образованной в 1921 году мюнхенской общине святителя Николая. В настоящее время сохранившиеся части Никольского иконостаса находятся в алтаре женского скита РПЦЗ в баварском Бухендорфе. Крестовоздвиженскую церковь, что была на Канальштрассе в Мюнхене, упразднили еще до начала Первой мировой войны, а судьба священных и церковных предметов еще до конца не известна. Мюнхенский православный священник из этнических немцев – отец Анастасий Дрекопф – сообщил, что Крестовоздвиженская церковь не исчезла после ее упразднения, а «путешествовала» по Мюнхену: из его «района Зольн на улицу Грефенфингелштрассе 6, а потом – на Глициненштрасе». Окружение владыки Иринея (Зуземиля) утверждало, что частично утварь первоначальной церкви на Канальштрассе (две старые иконы и два больших настенных киота) попала и в современную «гаражную» церковь Воздвижения Креста Господня.

http://bogoslov.ru/article/1428021

Наш дед в своей молодости был далек от церкви. Однажды он увидал поразивший его сон. По улице в Москве ехала карета, за которой бежало множество народа. Наш дед бросился за толпой. В карете сидела молодая женщина необычайной красоты с младенцем в руках. Он сразу понял, что это была сама Богородица. Карета въехала в чудесный парк, но когда и он хотел пробраться туда, ворота закрылись перед ним и он услышал голос: «Подожди входить, сперва сотри пыль с моей иконы». Проснувшись он сразу подошел к иконе и нашел ее покрытой паутиной. Как только он начал снимать ее, раздался благовест к ранней обедне. Быстро одевшись, он пошел в церковь и с тех пор стал постоянно посещать службы. 10 Несколько лет спустя, когда в день его именин вся семья была в сборе, он заметил, что кивот иконы снова запылился. Когда он протянул руки, чтобы снять икону, она сама упала на них. Этот случай произвел на всех большое впечатление. Вскоре с ним случился роковой сердечный припадок. Перед смертью он не расставался с любимой иконой. Наша мать сохранила мало воспоминаний о рано умершем отце, зато ее мать и наша бабушка Мария Алексеевна, урожденная Жукова (1823–1902) сыграла решающую роль в ее жизни. И дед и отец Марии Алексеевны были служащие графов Шереметьевых. Мать ее Мария Васильевна, урожденная Шереметьевская (1802–1874), рано овдовевшая, прожила всю свою жизнь со своей единственной дочерью, которую она глубоко любила. Она сочувствовала ее браку с Александром Ивановичем Кеслер и ее надежды оправдались. Они составили исключительно дружную чету. Всего у них было девять человек детей, но трое умерли в младенчестве, остальные делились на две группы (так же как и в семье Степана Ивановича Зернова). Старшая группа состояла из Анны (1850–1907), вышедшей замуж за финансиста Германа Лазарика и скоро овдовевшей, Елизаветы (1857–1937) муж которой был обрусевший армянин врач Григорий Никитич Калустов (1852–1897), и Сергея (1853–1906), доктора и зубного врача. Младшее поколение включало Николая (1861–1892), тоже врача, умершего в молодости, Софии (1865–1942), нашей матери, и Марии (1863–1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Народники вскоре заметили, что социализм не интересует крестьян и что внимание их сосредоточено на повседневных нуждах, на недостатке земли, на тяжести податей и т. п. Тогда лавристы выдвинули на первый план эти интересы крестьян и образовал в 1878 году общество «Земля и воля». Аптекман говорит об атмосфере «нравственной чистоты, истинно человечного благородства: в их группе (103). Политической свободы они в то время не добивались: они думали, что дворянско–буржуазная конституция будет еще вреднее для крестьян, чем абсолютная монархия. В 1879 году в журнале «Земля и воля» появились статьи о необходимости политических убийств в борьбе с деспотизмом правительства. Явились народники, пришедшие к мысли, что конституция необходима и что ее можно вынудить у правительства террором, особенно путем цареубийства. Против этого решительно возражал Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918): он остроумно доказывал, что следствием политического террора будет только «вставка, трех палочек вместо двух при имени Александр» (192). Споры эти привели к распаду «Земли и воли»; вместо нее появились две партии «Народная воля» и «Черный передел». Народовольцы убили государя Александра II и дали России не только три палочки Александра III, но еще и вызвали вместо приближавшейся конституции длительную, тягостную политическую реакцию. «Черный передел», куда вступил Аптекман, просуществовал всего лишь три месяца. В 1880 году Аптекман был арестован и сослан на пять лет в Якутскую область. Отбыв срок наказания, он уехал в Мюнхен, закончил там свое медицинское образование и, вернувшись в Россию в 1889 году, был некоторое время земским врачом. Во время реакции в царствование Александра III народничество приняло мирные формы. Множество интеллигентов усердно работало в деревне как земские врачи, учителя и учительницы народной школы, агрономы, статистики. Лидером этого движения был Николай Константинович Михайловский (1842–1904), фактический редактор вместе с Владимиром Галактионовичем Короленко (1853–1921) журнала «Русское богатство». В начале XX века во время подъема революционного движения из среды народников возникла партия социалистов–революционеров (эсеры), развившая потрясающую по своим размерам и жестокости террористическую деятельность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

278 Архиепископ Алексий (Молчанов , 1853–1914) родился в многодетной семье в селе Люковском Сара–пульского уезда Вятской епархии. По окончании духовной семинарии служил земским учителем, затем псаломщиком. В 1883 году женился и в том же году поступил в Казанскую духовную академию. Еще во время учебы в академии был рукоположен во священники. Спустя два года после смерти жены принял монашеский постриг. В 1899 году назначен ректором Казанской духовной семинарии, в 1900 – ректором Казанской духовной академии, тогда же хиротонисан во епископа Чистопольского, первого викария Казанской епархии. В 1905 году – епископ Таврический и Симферопольский, в 1910 – епископ Псковский и Порховский, в 1912 – епископ Тобольский. В 1913 году был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Архиепископ Алексий – автор ряда значительных богословских сочинений: «Святой Киприан Карфагенский и его учение о Церкви», «Жизнь без Бога»; «Отчего душа болит» и др. 279 Владыка Феофан способствовал, хотя и невольно, появлению при Дворе известного Г. Е. Распутина. Впоследствии он глубоко раскаялся в этом и пытался «раскрыть глаза» на Распутина императрице Александре Федоровне. Считается, что результатом антираспутинской активности владыки Феофана и стало его перемещение на Астраханскую кафедру. Этим объясняется фраза – «не в нем была причина». История появления Распутина в Петербурге и глубоко трезвенная, духовная характеристика этого человека представлены владыкой Вениамином на страницах его мемуаров. См.: Вениамин (Федченков) ,митр. На рубеже двух эпох. С. 132–143. 281 Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви 31 августа 1921 года постановил принять под свое покровительство эвакуировавшееся из России Временное Высшее церковное управление с сохранением его самостоятельной юрисдикции. Резиденцией ВВЦУ, переименованного в Высшее церковное управление, стал Патриарший дворец в городке Сремски Карловцы, расположенном неподалеку от Белграда. 282 Архимандрит Феофан совершил пострижение в монашество Ивана Федченкова в 1907 году, в последний год обучения будущего владыки Вениамина в Санкт–Петербургской духовной академии. Отец Феофан был в то время инспектором академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

С преобразованием крепостей в городах вместо деревянных храмов строились соборы, открывались монастыри. Крупнейшим центром Православия стал г. Уральск, в 1751 г. там был построен Михаило-Архангельский собор. В 1855 г. в г. Акмолинске (ныне Астана) возведен Константино-Еленинский собор. К сер. XIX в. Уральская обл. стала центром распространения старообрядчества, но в 50-х гг. XIX в. большинство старообрядческих храмов и скитов перешли в единоверие. В это время в Юж. К. (Семиречье) возросло число рус. переселенцев из Зап. Сибири в связи с основанием в 1854 г. укрепления Верное. Первые в Семиречье правосл. приходы были открыты в станицах Копальская (в 1850) и Сергиопольская (в 1853). В 50-60-х гг. XIX в. в станицах и укреплениях на территории Юж. К. были открыты еще более 20 церквей. В 1871 г. учреждена Туркестанская епархия с центром в г. Верном. В 1908 г. в Самарской епархии было образовано Уральское вик-ство, в конце синодальной эпохи у него был статус полусамостоятельного единоверческого. Также до 1917 г. существовали Семипалатинское (с 1911), Акмолинское (с 1913), Петропавловское (с 1914) вик-ства в составе Омской епархии и Кустанайское (с 1914) вик-ство в составе Оренбургской епархии. Воскресенский собор в Семипалатинске. 1857–1860 гг. Архит. А. Болботов Воскресенский собор в Семипалатинске. 1857–1860 гг. Архит. А. Болботов В 1880 г. руководитель Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) объехал район Семипалатинска и доложил Синоду о необходимости миссионерства среди казахов, к-рых до нач. XX в. называли киргизами. В 1881 г. Синод позволил образовать Киргизскую миссию как часть Алтайской, миссионером был назначен свящ. Филарет Синьковский (впосл. принял монашество с именем Владимир, в 1891 хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии). Киргизская миссия была основана в 1881 г. в юрисдикции Томской епархии с непосредственным подчинением начальнику Алтайской миссии, имела свой центральный стан в г. Усть-Каменогорск, а с 1883 г.- в г. Семипалатинск. С 1895 г. миссия отделилась от Алтайской и перешла в ведение Омской епархии, распространив свою деятельность на ряд районов Семипалатинской и Акмолинской областей. С 1896 г. параллельно существовала Киргизская миссия Оренбургской епархии, охватывавшая Тургайскую обл., с центром в Актюбинске. Сотрудники миссии вели научную работу, переводили религ. лит-ру, занимались просветительской и благотворительной деятельностью. Часть коренного населения была обращена сотрудниками миссии в Православие. Миссия упразднена в 1921 г.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Вероятно, еще в нач. 20-х гг. XIX в. в Новгородской губ. не существовало католич. богослужебных зданий. Богослужения совершались римско-католич. священниками, приписанными к войсковым соединениям, дислоцировавшимся в Новгородской губ. Так, в 1853 г. римско-католич. священники состояли при Гренадерском корпусе и при полках 2-й легкой гвардейской кавалерийской дивизии. При Гренадерском корпусе имелась римско-католич. каплица. Эти священники совершали бракосочетания, вели регистрацию рождений и смертей жителей католич. исповедания. Первая часовня была открыта в 1838 г. в наемном доме в Новгороде. В 40-х гг. XIX в. была построена часовня 2-го округа пахотных солдат в Муравьёвских казармах Новгородского у. (в районе совр. дер. Дубровка Новгородского р-на; упразднена в 1857). В 1855 г. возник приход во имя Св. Троицы в Ст. Руссе. По сведениям за 1861 г., в Новгородской губ. действовали 2 деревянные часовни - в Новгороде и Новгородском у. В 1870 г. основана церковь в колонии Маломихайловская Новгородского у. 13 нояб. 1874 г. имп. Александр II подписал новгородской римско-католической общине разрешение на покупку в Новгороде дома для каплицы, которое было передано 30 нояб. министром внутренних дел А. Е. Тимашевым новгородскому губернатору Э. В. Лерхе (ГАНО. Ф. 104. Оп. 1. Д. 256. Л. 2 об.). Вскоре община купила за 20 500 р. серебром двухэтажный каменный дом с участком и надворными постройками на Софийской стороне на углу Б. С.-Петербургской и Мининской улиц. Со стороны общины покупку совершили старосты новгородской часовни статские советники М. К. Франио и Р. К. Кржижановский. Временно, до полного обустройства, церковь была расположена в деревянном одноэтажном флигеле во дворе, в 1890 г. этот деревянный храм сгорел. Проект каменного костела был утвержден 31 мая 1891 г. (составлен, вероятно, архит. Кржижановским), и вскоре на месте сгоревшего храма начались строительные работы. К 1893 г. было возведено здание в стилизованных формах барокко. 8 сент. 1893 г. еп. Могилёвский Франциск Симон освятил храм во имя святых апостолов Петра и Павла. При костеле 14 нояб. 1904 г. было основано Римско-католич. благотворительное об-во (председатель до 1916 - баронесса А. Д. Врангель), в 1907 г. при нем открыт детский приют (в 1916 призревалось ок. 25 чел.). Среди известных настоятелей костела - священники Мартин Венцлав (1911 - не ранее 1917) и Иоанн Грасс (1921-1923).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ (Левитский (Левицкий) Иван Акимович; 30.03.1853, с. Петрушки Каневского у. (по др. данным, с. Драбовка Черкасского у.) Киевской губ.- 1921, близ Севастополя), архиеп. Нижегородский. Из семьи псаломщика. Окончил Киево-Софийское ДУ и Киевскую ДС. Как лучший студент был направлен учиться на казенный счет в КДА, к-рую окончил в 1879 г. кандидатом богословия. 9 авг. того же года назначен преподавателем Рижской ДС на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. 24 июня 1880 г. рукоположен во иерея к рижскому кафедральному собору с оставлением в должности преподавателя. Также исполнял обязанности законоучителя в Рижском пехотном юнкерском уч-ще и Высшем девичьем частном уч-ще Тайловой (1883-1886), временно исполнял должности инспектора и секретаря правления Рижской ДС, был членом Историко-статистической комиссии по описанию церквей Рижской епархии. В 1886 г. овдовел. 28 июня 1893 г. Рижским и Митавским еп. Арсением (Брянцевым) пострижен в монашество с именем Иоаким, 29 июня возведен в сан архимандрита. Определен ректором Рижской ДС, редактором «Рижских ЕВ». Выступил как автор неск. статей по историко-статистическому описанию Рижской епархии и церковной истории Прибалтики. Иоаким (Левитский), архиеп. Нижегородский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) Иоаким (Левитский), архиеп. Нижегородский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) 14 янв. 1896 г. хиротонисан во епископа Балтского, стал викарием Каменец-Подольской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Исаакиевском соборе С.-Петербурга, возглавил С.-Петербургский митр. Палладий (Раев) . И. руководил епархиальным училищным советом, проповедническим комитетом. 24 мая 1897 г. назначен епископом Брестским, викарием Литовской и Виленской епархии. Пребывал в гродненском Коложском во имя мучеников Бориса и Глеба муж. мон-ре . 28 дек. 1899 г. Святейший Синод принял указ об учреждении самостоятельной Гродненской и Брестской епархии (вступил в силу 23 янв. 1900), правящим архиереем к-рой стал И. В епархии при И. был основан Красностоцкий жен. мон-рь, построен новый собор в Бресте, стали выходить «Гродненские ЕВ», при Жировицком ДУ были организованы педагогические курсы для учителей церковноприходских школ, в Гродно - курсы для регентов.

http://pravenc.ru/text/468897.html

Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902–1914) Документальный фильм В архивно-документальном фильме «Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902 – 1914)», созданном по материалам Российского государственного архива кинофотодокументов, Российского государственного архива фотодокументов из частных собраний, представлена не только уникальная хроника Царской семьи, но и запись голоса святого Императора Николая II. Все 24 архивных сюжета сопровождаются старинными маршами и вальсами, исполненными до 1917 года. Чтобы не мешать зрителю погрузиться в атмосферу Российской Империи, в фильме нет закадрового голоса. Перед каждым сюжетом помещен текст, как в немом кино. Сюжет 1. 1902. Император Николай II (1868–1918) и Императрица Александра Федоровна (1872–1918) принимают парад войск перед старым Ливадийским дворцом. Проходят казаки Собственного Его Величества конвоя и другие чины, матросы с яхты «Штандарт». Императорская чета на дворцовой площади обходит строй казаков, вручает награды и подарки. Сюжет 2. 1902. По горной дороге Императорская чета едет в открытом экипаже в сопровождении конных казачьих гвардейских офицеров. На заднем плане видна церковь Покрова Божией Матери в Ореанде. Для безопасности проезда экипажа с Царской четой вдоль извилистой дороги стоят пешие казаки. Царская чета поднимается по горной тропе в сопровождении казачьих офицеров. Государь с супругой фотографируются с офицерами. Сюжет 3. 1909. Императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой (1895–1918), Татьяной (1897–1918), Марией (1899–1918) и Анастасией (1901–1918) выходят из старого Ливадийского дворца. За ними следуют Государь Император, придворные дамы и разные чины, в том числе министр Императорского двора барон (с 1913 г. – граф) Владимир Борисович Фредерикс (1838–1927), обер-гофмаршал Императорского двора генерал-адъютант (с 1912 г. – генерал от кавалерии) граф Павел Константинович Бенкендорф (1853–1921), подруга Императрицы Анна Александровна Вырубова (1884–1964). Рядом с дворцом разговаривают Государь, офицеры, чиновники. Император закуривает, слушая доклад офицера. Из дворца выходят разные чины и дамы. Офицеры и чиновники здороваются друг с другом, отдают честь, многие закуривают и ведут диалог. Государыня с А.А. Вырубовой и другими дамами. Государь говорит с офицером, поглаживает усы и курит.

http://pravoslavie.ru/150695.html

В 1753 году при Екатерининском храме была построена холодная большая церковь и освящена в память Вознесения Господня. Но эта церковь, пришедшая в ветхость не столько от времени, сколько от непрочности закладки, а особенно много потерпевшая от пожара, бывшего 19 мая 1823 года от молнии, истребившего на ней деревянные крыши, разобрана около 1850 года. Вместо нее в 1852 году была построена новая, иждивением потомственных граждан, купеческих 1-й гильдии братьев, Владимира и Николая Захаровых Герасимовых. В храме было три престола: сред­ний - в память Вознесения Господня освящен 24 мая 1853 года, справа - в честь иконы Божией Матери Тихвинской освящен 25 мая, на левой стороне - во имя св. праведных Захарии и Елизаветы освящен 26 мая того же года. Первый и последний освящал епископ Вятский и Слободской Елпиди- фор, а второй - архимандрит Успенского Трифонова монастыря и ректор Вятской семинарии Амвро­сий (Красовский). В 1921 году С. Суторихин писал про этот храм: «Вознесенский собор по своей архитектуре напо­минает храм Христа Спасителя. Это величественный, пятиглавый собор, имеющий форму креста, в верхнем конце которого находится главный алтарь, в западном паперть, в северном и южном - два боковых придела. Пред западными и южными входными дверями устроены высокие и широкие лестницы. Внутри собор поражает изобилием света и воздуха. Главный алтарь расположен глубоко в восточной части храма на высоком амвоне. Площадь храма четырьмя большими колоннами разде­лена на части. Две передних колонны вместе с иконостасами отделяют два боковых алтаря, а две задние колонны поддерживают обширные хоры в западной части храма. Главный купол с изображе­нием в самом верху Господа Саваофа, как бы воздушный, высится над срединой храма. Стены как внутри, так и снаружи, совершенно гладкие, выштукатуренные». В 1858 году комплекс храмов именовался уже «Вознесенским и Екатерининским собором». Комплекс храмов включал в себя также трехъярусную колокольню, построенную около 1750 года. По штату при соборе состояли: «протоиерей, три священника, дьякон и три псаломщика». Для квар­тир соборному духовенству имелся каменный двухэтажный дом и каменный флигель. В храме пел сме­шанный хор, который насчитывал в 1916 году 15-20 человек. Управлял хором в этом году местный псаломщик В.Г. Кувшинский. С именем последнего связано возрождение хора. Хор занимал в городе Слободском почетное место, по своей постановке хор являлся одним из лучших хоров в епархии.

http://sobory.ru/article/?object=03202

В 1853 г. в Херсоне в ведении Одесского вик-ства основан «Перепелицынский приют», создателем к-рого был настоятель херсонского Успенского собора прот. Максим Перепелицын († 1862). Приют был предназначен для 50 престарелых и немощных церковно- и священнослужителей и для стольких же сирот, безродных девиц и вдов. Прот. Максим пожертвовал приюту все свое имущество. После смерти основателя приютом заведовал Новомиргородский епископ. 26 янв. 1880 г. образовано 2-е викариатство Херсонско-Одесской епархии - Елисаветградское (см. ст. Кировоградское викариатство ), архиерей жил в пос. Б. Фонтан близ Одессы. Со временем встал вопрос о закрытии Н. в. Против этого выступило Херсонское городское об-во, которое ходатайствовало о том, чтобы викарий по-прежнему находился в Херсоне. Херсонская городская дума выделила 6 тыс. р. на окончание строительства дома для вик-ства и выдавала ежегодно по 1200 р. на оплату певчих. В результате архиепископ Херсонский и Одесский просил Синод о сохранении Н. в., от упразднения кафедры отказались. 29 дек. 1903 г. Новомиргородский еп. Кирион (Садзагелов (Садзаглишвили)) (впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) обратился в Синод с предложением преобразовать Н. в. в самостоятельную Херсонскую епархию и устроить в Одессе др. самостоятельную кафедру. В «Херсонских епархиальных ведомостях» был опубликован ряд статей в поддержку проекта. Однако Синод его не одобрил. 24 окт. 1903 г. еп. Кирион разработал план создания при доме вик-ства церковно-археологического музея. 16 мая 1921 г. во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии, был хиротонисан свт. Парфений (Брянских), в 1922 г. его перевели на Ананьевское викариатство Херсонской епархии. После этого Н. в. не замещалось. Впосл. Новомиргородская кафедра существовала в обновленчестве . В 1923 г. в качестве Новомиргородского «епископа» упоминается Владимир Дубчук. 24 дек. 1925 г. во «епископа Новомиргородского и Зиновьевского» «Деятельно-Христовой церкви» в Киеве был поставлен Феофан Хомжа. Впосл. он был принят в обновленчество в качестве мирянина, 30 июня 1927 г. в Харькове состоялась его «хиротония» во «епископа Новомиргородского и Зиновьевского»; Хомжа занимал кафедру по 1928 г.

http://pravenc.ru/text/2577839.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010