20 Примечание. Когда я писала эти воспоминания, я как раз раздумывала писать ли мне о том, что сделала м-ль Бессон для Крейнов и неожиданно один из них пришел к моему мужу на прием и его приход побуждает меня рассказать следующее: много лет тому назад м-ль Бессон была приглашена к Нижегородскому губернатору для занятий с его детьми. По дороге в его имение она услыхала на постоялом дворе подростка, игравшего на скрипке. Она сама хорошо играла на фортепьяно и мальчик поразил ее своим талантом. Она вызвала его в Москву, пригласила ему учителя, а потом определила его в консерваторию. Этот тщедушный маленький еврей, чуть ли не нищий, через несколько лет сделался знаменитым скрипачем, профессором Московской консерватории. Благодаря ему получили образование и его братья, тоже одаренные музыканты, и один из них был у нас сейчас. 21 Прим. (Н. Зернов). Церковь в Дурновом переулке, где наша мать провела вечер в день ее помолвки, была связана с жизнью всей нашей семьи. Это была необычайная церковь , она помещалась в частной квартире и состояла из нескольких маленьких комнат, увешанных множеством икон. Ее главной святыней был огромный образ Нерукотворного Спаса, висевший в первой комнате. По преданию, слышанному мною с детства, этот образ был написан мальчиком арабчонком, жившим слугой у своих господ. Его нашли мертвым перед этим образом, и хозяева квартиры, пораженные как иконой, так и смертью мальчика, обратили ее в церковь. Образ был действительно прекрасен. Он производил глубокое впечатление выражением глаз Спасителя и своим необычным размером. В спальной матери висела картина, изображавшая внутренность этой церкви. Мы ее очень любили, так как она прекрасно передавала атмосферу тайны, которая окружала этот непохожий на другие московский храм. В нем же простились с Москвою мои сестры в 1917 году, покидая навсегда родной город-Этот эпизод описан в третьей главе этой книги. 22 «В сияньи голубом > было написано Алексеем Михайловичем Ремизовым (1877–1957) в 1938 году и посвящено памяти моего отца, который лечил самого писателя и его жену Серафиму Павловну. Этот очерк был напечатан в парижской газете «Последние Новости» 2 августа 1938 года и появился еще раз в печати 25 января 1953 года в Нью-Йоркском «Новом Русском Слове». Ремизов жил в Ессентуках в 1916 году. Он упоминает среди пациентов моего отца Владимира Галактионовича Короленко (1853–1921), а также писательницу Ариадну Владимировну Тыркову-Вильямс (1869–1962), и Тэффи (Надежду Александровну Вучинскую, Урож. Лохвицкую (1875–1952).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

91 Иеросхим. Алексий (Соловьев; 1846–1928) – затворник Смоленской Зосимовой пустыни (Владимирской губ.) – старец, вынувший жребий на выборах Патриарха в 1917 г. Окормлял многих известных людей своего времени, в том числе – великую княгиню Елисавету Феодоровну. Прославлен в лике святых, память прп. Алексия Зосимовского 19 сентября/2 октября, мощи покоятся в Зосимовой пустыни, что недалеко от ст. Арсаки по Александровской дороге. 92 Сщмч. Герман (Ряшенцев; 1884–1937), епископ – брат архиепископа Пермского Варлаама. В 1906 г. окончил Казанскую Духовную академию, поддерживал тесные отношения с вл. Феодором (Поздеевским) и вл. Гурием (Степановым) . С 1919 г – епископ Вязниковский. С 1921 г. – в лагерях и ссылках (в 1929–1931 гг. – в Кемском и Соловецком лагерях). Расстрелян в тюрьме г. Сыктывкара. 93 Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853–1902) – министр внутренних дел России (с 1900 г.). Убит террористом. 95 Прп. Аристоклий был одним из тех старцев, которым Господь открывал судьбы России. См. о нем кн.: «Житие преподобного Аристоклия афонского, старца московского». (М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, 2004.) 96 В 1921 г. подворье было закрыто, все ценности конфискованы, иконостас уничтожен. Помещение отдано под студенческое общежитие. Опасаясь за судьбу честных останков святого старца, монахи тайно перенесли гроб с его телом на Даниловское кладбище, где и перезахоронили. Все произошло в 1923 г. Спустя годы рядом с могилой отца Аристоклия была похоронена Евдокия Адриановна. Таким образом, предсказание старца сбылось. – П. П. 98 К музыке у батюшки было отношение благоговейное и строгое, как к божественному дару. Помню, как в трудные минуты, когда требовалась его особая молитвенная помощь, он садился за инструмент и вместо произнесения молитв играл их – играл так, что присутствующие плакали. Но поверхностную, вульгарную музыку (например, оперетту) не терпел, считая это кощунством, и просил, чтобы в доме – даже по радио – такая музыка не звучала. – П. П.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

священник Александр Ельчанинов (13.03.1881–24.08.1934) Воспоминания Заметки История религий Письма Труды на сербском языке Аудиокниги священник Александр Ельчанинов Пастырь, проповедник, церковный историк, литератор. Биография Был вторым сыном в семье штабс-капитана 58-го пехотного полка, Виктора Яковлевича Ельчанинова (1853—1893). После смерти отца семья переселилась в Тифлис. Как и братья, Николай и Борис, Александр учился во 2-й тифлисской гимназии, где его одноклассниками вместе они посещали историко-философский кружок, организованный учителем истории Георгием Николаевичем Гехтманом. Флоренский, Эрн и Ельчанинов окончили гимназию в 1900 году, все с золотой медалью. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета с обязательством вернуться преподавателем в Кавказский учебный округ. Затем поступил в Московскую духовную академию, но досрочно покинул её. В 1905 году участвовал в деятельности нелегального Христианского братства борьбы (ХББ), основанного В. П. Свенцицким и В. Ф. Эрном. Входил в редколлегию «Религиозно-общественной библиотеки» и был редактором-издателем газет ХББ. 18 ноября 1905 года избран членом совета Московского религиозно-философского общества памяти Соловьева. С 1910 года активно занимался педагогической деятельностью. На Высших женских курсах в Тифлисе читал лекции по истории религии и о новой русской религиозно-философской мысли. С 1912 года преподавал в гимназии Владимира Левандовского в Тифлисе, в 1914 году стал её директором. В 1916 г. обвенчался с дочерью В. А. Левандовского Тамарой Владимировной (21.11.1897, Минск — 24.11.1981, Париж). В браке с ней имел детей Наталью, Кирилла и Марию. В 1921 году эмигрировал из России. Из Батума через Константинополь вместе с семьей добрался до Франции, где поселился в Ницце, рукоположен в священника в 1926 году, преподавал русский язык. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД). Протоиерей Сергий Булгаков писал о нём как о священнике: он представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания. В 1934 году был назначен в Александро-Невский собор на ул. Дарю в Париже, где прослужил всего неделю и тяжело заболел. Скончался в Париже и похоронен на кладбище в г. Мёдоне под Парижем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Свято-Троицкий кафедральный собор (Энгельс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Покровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Энгельсе Саратовской области. Содержание История [ править править код ] Каменная Свято-Троицкая церковь в Покровской слободе Саратовской губернии была заложена в 1816 году. Строительство закончилось к началу 1825 года. В мае того же года церковь была освящена по указу Пензенской духовной консистории архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря Арсением. Церковь была построена тщанием прихожан. Колокольни у церкви первоначально не имелось, престол был один – в честь Живоначальной Троицы. В 1850 году церковь была перестроена и стала трехпрестольной. Правый престол освящен во имя святой великомученицы Екатерины, левый – в честь Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были возведены каменные колокольня и ограда. С 1853 года причт, на который первоначально никаких средств не отпускалось, начал получать жалование от казны. 1 января 1851 года заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский, в который входила Покровская слобода, и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном – переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской. В 1859 г. было открыто мужское училище, где учили детей письму и арифметике, в 1891 г. – женская школа грамоты, затем – церковно-приходская школа. Ктитор храма, покровский купец Николай Алексеевич Ухин (1836 – 1914), передал приходу один из своих домов, в котором была устроена женская второклассная школа. В 1904 году при ней была открыта домовая церковь в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Серафима Саровского, приписанная к Свято-Троицкому храму. Н. А. Ухин в знак признания его заслуг перед Церковью был удостоен чести быть погребенным в ограде храма. В годы Советской власти: В 1921 году в Свято-Троицкой церкви состоялась диаконская, а год спустя – иерейская хиротония преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), определенного на служение в этот храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В июле 1845 года назначен благочинным монастырей Ярославской епархии. 21 сентября 1845 года переведён ректором Тверской семинарии. 15 ноября 1845 года назначен присутствующим Тверской консистории. 13 февраля 1847 года назначен ректором Могилёвской семинарии и настоятелем Могилёвского Братского Богоявленского монастыря. 28 апреля 1847 года назначен присутствующим Могилёвской консистории и цензором проповедей. С 11 февраля 1848 года – настоятель посольской церкви в Константинополе. 4 мая 1853 года возвратился в Россию. 2 октября 1855 года назначен настоятелем посольской церкви в Риме. 7 мая 1860 года, согласно прошению, уволен от должности настоятеля посольской церкви. 29 сентября 1861 года командирован Святейшим Синодом в город Эривань (с 1936 года – г. Ереван) по делу присоединения к Православной Церкви персидских и турецких несториан. 13 марта 1863 года хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии. 12 ноября 1871 года переведён епископом Туркестанским и Ташкентским на вновь открытую архиерейскую кафедру в Туркестане с резиденцией в городе Верный (с 1921 года г. Алма-Ата). 16 сентября 1877 года возведён в сан архиепископа по случаю пятидесятилетия служения его Святой Церкви в священном сане. Скончался 26 ноября 1877 года. Погребён в городе Верный. Архиепископ Софония был одним из выдающихся иерархов XIX века. Человек больших природных способностей, трудолюбивый, любящий свою родину, прекрасный хозяин и администратор, всесторонне образованный. Много потрудился на миссионерском поприще. Был настоятелем посольских церквей в Риме и Константинополе, перевёл на русский язык яковитскую литургию, горячо любил науку и оставил немало научных трудов. Известен отличным знанием и строгой точностью исполнения устава. Его идеалом была затворническая жизнь, мечтал принять схиму и облюбовал себе место на Афоне, но, как человек долга, не мог отказаться от обязанностей, которые возложила на него Церковь . Писатель и проповедник. Труды: Слова и речи: в 2 т. 1876. Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан. 1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но из всех приведенных нами канонических правил ясно и то, в какой великий грех впали католики, ниспровергнув святые каноны, но позволяющие нам праздновати Пасху одновременно с Пасхой иудейской. Этот грех хулы на Духа Святого, который не прощается Богом ни в сей, ни в будущей жизни. Ведь через святые каноны говорит Сам Бог Дух святый, ибо канонические, как и догматические постановления Вселенских Соборов, выносились согласно со словами Божественного Писания: Изволися Духу Святому и нам (Деян. 15,28). И не для того Божественный Дух совместно с апостолами, Вселенскими Соборами и св. Отцами устанавливал канонические истины, чтобы мы их потом исправляли и отменяли, как будто не совершенные и ошибочные. Такое отношение к св. канонам является совершенно недопустимым и кощунственным. В этом и повинна Римско-католическая Церковь, которая, в прямое нарушение и упразднение канонических правил, праздновала Пасху в 1805,1825, 1853,1854... 1903,1923, 1927 гг. и во многие другие годы одновременно с Пасхой иудейской. Этого мало. Новый стиль заставляет Римско-католическую Церковь идти против Св. Евангелия нарушением хода евангельской истории. Из Евангелия видно, что Христианская Пасха совершалась после иудейской. Но у католиков, в силу новой Пасхалии, не только бывают годы, когда Пасха совпадает с иудейской, но когда она совершается до Пасхи иудейской, как это было в 1839, 1840,1842, 1843,1845, 1849,1850,1856,1891, 1894 и во многие другие годы. А в 1921 г. еврейская Пасха была 10 апреля, а католическая же Пасха праздновалась 11 марта, т.е. почти на месяц раньше еврейской. Но если, в силу канонических оснований, принятие нового стиля во всей его полноте для нас недопустимо, то точно так же недопустимо для православных христиан принятие нового стиля ив компромиссной форме. Этот компромисс в последнее время наблюдается в жизни некоторых Православных Церквей и проявляется в том, что Пасха празднуется по старой Православной Пасхалии, а все непреходящие, неподвижные праздники празднуются по новому стилю. Но такой смешанный календарь не может быть принят православными, так как он влечет за собою нарушение других церковных установлений, о коих говорит наш Устав и которые свято и неуклонно нами должны соблюдаться, поскольку не должны мы выходить из послушания матери нашей Церкви. Новостильники грешны этим непослушанием. Мы так говорим, имея в виду нарушения ими требования Устава касательно неподвижных праздников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2103...

В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону святых Царственных страстотерпцев и ковчег с частицей мощей преподобного Сергия. Во внимание к трудам в деле восстановления храма Святейший Патриарх Кирилл вручил настоятелю храма, благочинному Царскосельского округа протоиерею Геннадию Звереву крест, изготовленный в честь 700-летия преподобного Сергия. Руководитель ООО «Дальпитерстрой» А.А. Скоров был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени; сотрудник МИД Российской Федерации С.А. Полякова — ордена преподобной Евфросинии Московской III степени. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Затем состоялось гашение марки, выпущенной к торжествам по случаю освящения Сергиевского храма в Царском Селе. Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе был построен в 1904 году для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 года полка). Шефом воинского подразделения был сын императора Александра II великий князь Сергей Александрович (1857-1905). Освящение церкви 110 лет назад происходило в присутствии императора Николая II и великих князей Владимира и Сергея Александровичей. Стены храма были покрыты фресками в древнерусском стиле с элементами модерна. В одном здании с храмом ранее помещались учебный зал полка и цейхгауз. С момента своего основания храм стал памятником героям-стрелкам: под спудом были погребены строитель церкви командир батальона генерал-майор С.И. Кутепов (1853-1905), а позднее — некоторые офицеры полка, погибшие в Первую мировую войну (сегодня установлено 8 имен, в том числе двух георгиевских кавалеров). В 1921 году храм был закрыт, его убранство полностью уничтожено, колокольня снесена. В 1990-2000-х годах в здании церкви располагалась автошкола и кафе. В 2012 году храм был официально  возвращен  Русской Православной Церкви. Работы по проектированию и реставрации храма в 2014 году провело ЗАО «БалтСтрой» под наблюдением и при содействии Попечительского совета. Председателем Попечительского совета храма стал министр иностранных дел РФ С.В. Лавров.

http://patriarchia.ru/db/text/3869987.ht...

В России он был известен, как член Думы, в которой он занимал правое крыло монархистов. В эмиграции он повёл Церковь по руслу внепартийности и этим сумел привлечь поддержку широких кругов русских изгнанников. Большой и грузный, с длинной бородой, он принимал всех своих посетителей с лаской и сочувствием. Он охотно давал своё благословение на самые разнообразные начинания и мог легко казаться мягким и на всё соглашающимся, но в действительности он был человеком, умевшим добиваться своих целей и правильно разбиравшимся в сложной обстановке, окружавшей его. Он оказался подлинным строителем церковной жизни в эмиграции. Его главным достоинством было сознание, что новые условия изгнания требуют новых форм работы. Он поощрял инициативу, часто выходившую далеко за пределы дореволюционного опыта. Он не боялся нововведений и этим отличался от большинства других епископов и священников, которые со страхом и подозрением относились ко всему, что не было знакомо им раньше. Главной церковью Парижа был собор Александра Невского, освящённый в 1861 году 46 . До начала второй мировой войны этот прекрасный храм оставался осколком павшей империи. Среди молящихся в нём можно было увидать высокие силуэты великих князей, вождей Белых Армий, героев великой и гражданской войны, бывших министров, дипломатов, членов Думы. Среди этих сановников выделялась прямая, подтянутая фигура графа В. Н. Коковцева (1853–1943), не пропускавшего ни одной воскресной службы. Писатели, художники и артисты, наряду с другими эмигрантами, образовывали живописную, оживлённую толпу, заполнявшую не только обширный храм и церковный двор, но даже и всю прилегающую улицу Дарю. Все, кто хотел встретить знакомых, окунуться в русскую атмосферу, стремились попасть туда. В самом храме долгое время сохранялись традиции прошлого. Духовенство было старое, не пережившее революции. Протодьякон Тихомиров заполнял своды храма своим прекрасным басом. Хор Н. П. Афонского (1892–1971) пел концертную музыку. Мужчины во время службы, здороваясь, целовали руки дам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

«Да бывают в Церкви вся принятая от Божественных Писаний и апостольских преданий». А во 2-м правиле VI Вселенского Собора говорится: «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых Отцов изменяти, или отменяти, или, кроме предложенных правил приимати другие, с подложными надписаниями, составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною...» Такое же твердое и неизменное соблюдение канонических установлений заповедует нам и VII Вселенский Собор в своем 1-м правиле, которое гласит: «Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести Святых Вселенских Соборов и поместив собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых Отец наших. Ибо все они, от Единого и Того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого извержению, тех и мы извергаем, а кого отлучению, тех и мы отлучаем». Но из всех приведенных нами канонических правил ясно и то, в какой великий грех впали католики, ниспровергнув святые каноны, не позволяющие нам праздновать Пасху одновременно с Пасхой иудейской. Это грех хулы на Духа Святого, который не прощается Богом ни в сей, ни в будущей жизни. Ведь через святые каноны говорит Сам Бог Дух Святый, ибо канонические, как и догматические постановления Вселенских Соборов, выносились согласно с словами Божественного Писания: Изволися Духу Святому и нам ( Деян.15:28 ). И не для того Божественный Дух, совместно с Апостолами, Вселенскими Соборами и святыми Отцами, устанавливал канонические истины, чтобы мы их потом исправляли и отменяли, как будто несовершенные и ошибочные. Такое отношение к святым канонам является совершенно недопустимым и кощунственным. В этом и повинна Римско-католическая Церковь , которая, в прямое нарушение и в упразднение канонических правил, праздновала Пасху в 1805, 1825, 1853, 1854... 1903, 1923, 1927 годах и во многие другие годы одновременно с Пасхой иудейской 30 . Этого мало. Новый стиль заставляет Римско-католическую Церковь идти против Святого Евангелия нарушением хода евангельской истории. Из Евангелия видно, что христианская Пасха совершалась после иудейской. Но у католиков, в силу новой Пасхалии, не только бывают годы, когда Пасха совпадает с иудейской, но когда она совершается до Пасхи иудейской, как это было в 1839, 1840, 1842, 1843, 1845, 1849, 1850, 1856, 1891, 1894 и во многие другие годы 31 . А в 1921 году еврейская Пасха была 10 апреля, католическая же Пасха праздновалась 11 марта, то есть почти на месяц раньше еврейской.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Встреча с Лондоном была краткая. После завтрака мы с несколькими немецкими студентами, двинулись в дальнейший путь. Нашей целью был студенческий лагерь в Суонике, в провинции Дарбишайер, где мы должны были провести десять дней. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Только раз до моей поездки в Англию я встретил представителя англиканской Церкви. Им был знаменитый епископ и богослов Чарлс Гор (1853–1932). Он приехал в Белград для переговоров с сербской Церковью . Впечатления о нем я тогда же записал в дневник. «Собрание с англиканским епископом состоялось 9 мая 1923 года в большой зале патриархии. В ней собралось белградское духовенство, профессора и студенты богословского факультета и несколько приглашённых. Когда все заняли свои места, в залу вошёл Патриарх в сопровождении гостя, его капеллана и сербских епископов. Гор был худой старик, с тонким, красивым лицом и небольшой седой бородой. Ему была присуща чеканность западного аристократа, а в голубых глазах сквозили ум и доброта. Одет он был в синюю сутану. Поверх неё была накинута странная мантия чёрного цвета с длинными фалдами без рукавов. (Я так описал впервые виденную мною мантию магистра Оксфордского Университета, которую мне пришлось носить впоследствии в течение многих лет.) Его грудь украшал золотой крест. Капеллан был высокий священник с бритым, сухим и деревянным лицом. Гор начал свою речь немного нервно, но вскоре воодушевился и стал говорить горячо, из глубины души. Его слова звучали для меня, как голос Запада, уставшего, ищущего духовности и мудрости Востока. Глядя на равнодушные и мало одухотворённые лица сербского духовенства, я удивлялся, почему этот посланник Запада ищет помощи у тех, кто, как я хорошо знал, заняты житейскими интересами и относятся безразлично к сближению западных и восточных христиан. Только очень сильное, даже немного страшное, лицо епископа Николая Охридского, с его как бы ассирийской, чёрной бородой и крупными чертами, указывало, что может быть в Сербии и есть то, чего ищет наш заморский гость. Гор начал с того, что он считает за честь говорить в присутствии собравшихся, в особенности он подчеркнул своё уважение к учёности и авторитету профессора Глубоковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010