Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) Помпей Николаевич (2.06.1811, с. Даниловское Бежецкого у. Тверской губ. (совр. Вологодская обл.) - 20.03.1892, С.-Петербург), гос. и общественный деятель, издатель. Из старинной дворянской семьи, брат поэта К. Н. Батюшкова . В 1831 г. окончил офицерские классы артиллерийского уч-ща в С.-Петербурге, в 1832-1840 гг. служил в армии, затем перешел в ведомство Мин-ва внутренних дел и в 1850 г. был назначен вице-губернатором в Ковно. В 1851-1853 гг. служил помощником попечителя Виленского учебного округа, в 1856-1867 гг.- вице-директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий при Мин-ве внутренних дел. В 1865-1867 гг. руководил церковно-строительным комитетом в Зап. крае, результатом деятельности к-рого стало строительство на Украине и в Белоруссии более 2 тыс. правосл. церквей по типовым проектам, улучшение материального положения духовенства. Б. добивался создания самостоятельной церковно-строительной администрации при I отд-нии имп. канцелярии с правом личного доклада императору, что не осуществилось из-за плохих отношений Б. с министром внутренних дел П. А. Валуевым, к-рый предложил имп. Александру II Николаевичу создать церковно-строительные комитеты в каждой из губерний Зап. края в подчинении губернаторов. 7 дек. 1867 г. церковно-строительный комитет при Мин-ве внутренних дел был упразднен. С 1868 г. Б. служил попечителем Виленского учебного округа, с 1869 г. являлся членом Совета министра просвещения. Состоял во мн. учебных, благотворительных и религ. об-вах и братствах. Похоронен в московском Новодевичьем жен. мон-ре . Б. разделял политические взгляды славянофилов (см. Славянофильство ), сотрудничал с М. П. Погодиным , И. С. Аксаковым , М. О. Кояловичем . Добивался восстановления «русских начал» на Украине и в Белоруссии, делая упор на укрепление позиций Православия, оживление приходской жизни. Способствовал привлечению внимания правосл.

http://pravenc.ru/text/77686.html

В ПСТГУ состоялась конференция «Война и милосердие» 5 февраля 2020 г. 16:09 29 января 2020 года в Соборной палате Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках Международных Рождественских образовательных чтений прошла научно-практическая конференция «Война и милосердие». Представители Церкви и Свято-Димитриевского училища сестер милосердия обсуждали тему самоотверженного труда врачей и медицинских сестер во время Второй Мировой войны. Выступая перед собравшимися, председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон отметил, что каждая семья хранит память о страшной войне. «Опыт Великой Отечественной войны с примерами героизма и самоотверженности является очень важным для формирования личностного нравственного выбора для будущих медицинских работников», — подчеркнул архиерей. Развитие служения сестер милосердия в войнах второй половины XIX — начала ХХ века явилось важным этапом для формирования корпуса медицинских сестер, работавших на полях Второй Мировой войны, отметил декан исторического факультета ПСТГУ, директор Свято-Петровской гимназии протоиерей Андрей Постернак. Священник представил обзорный доклад о деятельности общин сестер милосердия, подробно останавливаясь на эпизодах Крымской войны (1853-1856 гг.), Русско-Турецкой войны (1878-1877 гг.) и Русско-Японской войны (1904-1905 гг.). В прошлом году Свято-Тихоновским университетом была издана книга «Общины сестер милосердия Российской империи в 1844-1918 гг. Энциклопедический справочник». Справочник включает статьи с описанием 127 общин, а также историографический и источниковедческий обзор и подробный исторический очерк. В книге описана деятельность общин как в мирное, так и в военное время. Было ли место милосердию в нацистских концентрационных лагерях? На этот вопрос в своем докладе ответил исполняющий обязанности директора Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, кандидат исторических наук Алексей Конопатченков. В докладе была раскрыта бесчеловечная сущность и структура пенитенциарной системы нацистской Германии, показаны этапы формирования системы принудительного труда. Алексей Конопатченков рассказал о том, как попадали в концлагерь советские военнопленные, а также детей с оккупированных территорий. Отдельно докладчик остановился на примерах проявление поддержки и милосердия в среде советских узников по отношению к соотечественникам, находящимся в критическом физическом или моральном состоянии.

http://patriarchia.ru/db/text/5587940.ht...

Кроме того, здесь размещали османских военнопленных во время Крымской войны 1853-1856 гг. и русско-тур. войны 1877-1878 гг. В 1902 г. была образована официально признанная Российским гос-вом мусульманская община во главе с имамом Ибрагимом Давидовым. По оценочным данным, до начала первой мировой войны в общине состояло ок. 1 тыс. чел.; действовало мусульм. кладбище. Во время первой мировой войны большинство мусульман либо покинули территорию совр. Л., либо были переселены правительством в др. районы Российской империи. В 20-х гг. XX в. возобновила деятельность мусульм. община в Риге, во главе которой вплоть до 1940 г. находился имам Шакир Хуснетдинов. Община была малочисленной: в 1935 г. только 66 чел. исповедовали ислам. После второй мировой войны в Л. переселялись жители традиционно мусульм. республик СССР (большей частью татары, а также башкиры, казахи, узбеки, азербайджанцы, чеченцы, ингуши и проч.). К 1989 г. в Л. проживали ок. 4,8 тыс. татар. С либерализацией общественной жизни в 1990-2000-х гг. было основано несколько мусульм. общин и религ. организаций, а также национальных культурных об-в. С 2011 г. действует Исламский культурный центр Л. На 2013 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин, преимущественно суннитов. Арх.: РГАЛИ. Ф. 275. Оп. 1. Д. 339, 418; Эстонский ист. архив (Тарту). Ф. 291. Оп. 8. Д. 1871; РГАДА. Ф.196. Оп. 1. Д. 987. Л. 2 об.; Д. 1004. Л. 188-191; РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1827 г.). Ед. хр. 38; ЛГИА. Ф. 1. Оп. 10. Д. 136; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 4. Т. 2. Д. 290. Ч. 1. Л. 1. Лит.: Волович А. И. Древлеправославие и первые старообр. храмы в Прибалтике//Родная старина. Рига, 1927. Пробный номер. С. 10-13; Православие в Латвии: Ист. очерки/Сост.: А. Поммер. Rga, 1931; Заволоко И. Н. О старообрядцах г. Риги. Рига, 1933; он же. История Церкви Христовой. Рига, 1937; Дорошенко В. В. Очерки аграрной истории Латвии в XVI в. Рига, 1960; Мугуревич Э. С. Вост. Латвия и соседние земли в X-XIII вв. Рига, 1965; Очерки экон. истории Латвии (1900-1917)/Ред.: Я. П. Крастынь.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Изучение многовековой истории русского крестьянства свидетельствует о его неразрывной связи с Православием. Однако, по мнению ряда исследователей, именно его позиция – как позиция основной массы населения страны в начале XX в. – стала одним из важнейших факторов победы революции в России. Изучение духовного состояния крестьянства, а также связи его религиозности с социальными факторами может в какой-то мере раскрыть предпосылки трагедии русской деревни и Православной Церкви в 1920–30-е гг., объяснить кажущиеся противоречия в религиозных убеждениях народа. Общеизвестно, что на рубеже веков приходское духовенство выполняло помимо собственно религиозных еще и важные государственные функции. В соответствии с законом приходские священники вели метрические книги, записи брачных обысков, регистрировали факты смерти, выдавали метрические свидетельства 1 . Можно сказать, через приходское духовенство верховная власть общалась с подданными: в церквах после праздничных богослужений священнослужители были обязаны оглашать официальные документы, например царские указы и манифесты. На основании близости священнослужителей и прихожан с начала XVIII в. был законодательно установлен порядок предупреждения и пресечения возможных волнений и заговоров при непосредственном участии духовенства. Клирикам предписывалось с помощью увещеваний пресекать волнения крестьян, а в случае их начала прилагать максимум усилий для прекращения беспорядков 2 . Естественно, в таких условиях перед правительством вставал довольно остро вопрос обеспечения духовенства, выполняющего функции государственных чиновников. Государство пыталось его решить в период «великих реформ» 1860–70 гг., однако поиск средств на улучшение материального положения причтов проводился в крайне неблагоприятных условиях. Казна, опустошенная Крымской войной 1853–1856 гг. и экономическим кризисом, не могла обеспечить проведение такого рода реформы 3 , и решение вопроса о материальном обеспечении приходского духовенства долгое время – фактически десятилетиями – откладывалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говоря о протопресвитере В. И. Кутневиче, можно ещё добавить, что он пользовался большим авторитетом. Ему было поручено Св. Синодом увещание кн. З. Волконской, перешедшей в католичество, и проведение переговоров с Пальмером, подававшим надежду на соединение части англиканской церкви с православною. Широко были известны его работы «Рассуждение о религии патриархов до закона живших и о пользе и важности церковной истории, читаемые... студентам Вас. Кутневичем и А. Скородумовым» (СПб., 1837), «Рассуждение, в котором противу новейших вольнодумцев доказывается, что Моисей точно существовал» (СПб., 1838), а также сочинение «О книге Бытия» и лекции, прочитанные в академии на латинском языке: «Insiitutiones psychologiae empiricae». Из многих его произведений были напечатаны только три. Кавказская и Крымская войны. Важным испытанием для страны, его вооружённых сил, военного духовенства, возглавляемого Василием Иоанновичем Кутневичем, были войны: Кавказская война 20-е гг. – 1859 г., Крымская война 1853–1856 гг. Планомерное лишение горцев принадлежавших им угодий, отягощение их податями и повинностями, карательные экспедиции против непокорных аулов, оскорбительные действия по отношению к исламу привели к росту освободительной борьбы, которая приняла форму священной войны за веру – газавата. В Чечне и Дагестане сформировалось особое воинственное направление в исламе – мюридизм. Главной целью мюрида, безоговорочно подчинявшегося своему религиозному лидеру – имаму, должна была стать священная война с неверными. Мюридизм был привлекателен для массы раятов 2 и узденей 3 и тем, что подчёркивал равенство правоверных перед Аллахом. Во главе газавата встало мусульманское духовенство. Было создано теократическое государство – имамат 4 . Газават начался в конце 20-х гг. при имаме Гази-Мухаммеде, но значительного развития достиг после того, как в 1834 г. имамом стал Шамиль. Бесстрашный и жестокий, энергичный и фанатично упорный, Шамиль был выдающимся политиком и военным организатором. В условиях горной войны, когда знание местности и умение занять выгодную позицию нередко значили больше, чем численность войск и вооружения, горские повстанцы нанесли ряд поражений царским войскам и заняли большую часть Чечни и Дагестана. Примером неудачного действия русских войск могут служить события 30 мая – 4 июня 1842 года, когда чеченский отряд, под руководством командующего войсками на кавказской линии генерал-адьютанта Граббе, усиленный 3 батальонами и частью артиллерии дагестанского отряда, выдвинулся из Герзел-Аула вверх по ущелью Аксая к деревням Шуани и Дарго, имея под ружьём 10.000 человек, 24 орудия, в том числе 16 лёгких.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Саиде бин Султане (1807-1856) султанат Маскат, контролировавший всю морскую торговлю в регионе, раскинулся широко за пределы Аравийского п-ова. В Африке он охватил Васамбу (зап. берег Индийского океана от экватора до мыса Делгадо с островами Пате, Ламу, Пемба, Мафия, Килва и с центром в Занзибаре), а в Азии - Сокотру, приморский Белуджистан до Пассани и отдельные участки Персидского зал. (о-ва Ормуз, Кешм, Тавила, Харк и Хенгам, области Могистан и Ларистан с торговыми городами Бендараб и Бендер-Ленге). В 1832 г. султан Саид бин Султан временно перенес свое местопребывание на Занзибар, к-рый, украшенный дворцами и садами, превратился в средоточие торговли невольниками и слоновой костью. Оманские культурные традиции проникли на юг до Коморских о-вов, на к-рые занзибарская метрополия оказывала значительное влияние. Во 2-й пол. XIX в. султанат Маскат вместе с большей частью своих портов утратил и ключевые позиции в региональной экономике. В 1853 г. Договор о вечном мире упрочил позиции Великобритании на Пиратском берегу, к-рый отныне стал именоваться Договорным Оманом. После кончины Саида бин Султана двое его сыновей, Маджид и Сувайни, поделили между собой азиатские и африканские владения отца. В 1861 г. Маскат и Занзибар превратились в полностью самостоятельные султанаты, каждый из к-рых напрямую поддерживал отношения с Британской империей. Их статус в 1862 г. закрепила англо-франц. декларация: обе стороны приняли на себя обязательство соблюдать независимость султанатов. С нач. 60-х гг. XIX в. экономика Маската находилась в глубоком кризисе из-за упадка работорговли и нарушения вековых связей с др. странами бассейна Индийского океана. В результате массового оттока населения в Занзибар и соседние суахилийские центры численность жителей столицы уменьшилась за 50-70-е гг. XIX в. с 55 тыс. до 8 тыс. чел. В кон. XIX - нач. XX в. засилье британцев вызвало недовольство племен внутренних районов, а окончательная потеря некогда обширных заморских владений в Африке, поглощенных Германией, привела к упадку городов приморья. В 1875 г. Иран вернул владения на сев. берегу Персидского зал. Под властью правителей Маската оставался только Гвадар (в 1958 продан Пакистану). В 1883 г. с Маскатом установили дипломатические отношения США. В 1886 и 1890 гг. вспыхнули восстания под лозунгами воссоединения Маската с имаматом О. и разрыва неравноправных договоров с Лондоном.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

Сами же Россия и Австрия до 1809 года ни разу не воевали между собой. До 1795 года этому способствовало наличие между ними неразделённой Польши. Но и когда обе державы стали граничить друг с другом, то состояние войны объявлялось лишь дважды - в 1809 и 1812 гг. И то оба раза это было сделано больше для проформы - исполнения союзнических обязательств перед Наполеоном (в 1809 г. его союзником была Россия, а в 1812-м уже Австрия). Долгий мир продолжался, пока не грянули громы 1914 года... Следовательно, эпохи добрососедских и даже союзнических отношений между Россией и Германией должны рассматриваться как нормальное состояние этих стран, а конфронтационные эпохи, тем более войны между русскими и немцами - как нечто исключительное, не соответствующее историческому духу взаимоотношений наших наций. Конечно, случались и в столетнюю эпоху после Венского конгресса периоды резкого ухудшения отношений. Так, в разгар Крымской войны 1853-1856 гг. Австрия была в шаге от того, чтоб объявить войну России на стороне англо-французской коалиции. И всё-таки Австрия не решилась тогда на этот последний шаг, хотя изрядно пошантажировала Россию этой угрозой. Правда, ничего этим не выиграла. А с 80-х годов XIX века в объединившейся Германии возникает идеология пангерманизма и раздаются голоса, взывающие из исторической могилы похороненный там " Drang nach Osten " . Правящие круги как Германии, так и Австрии всё больше проникаются идеями территориальной экспансии за счёт России. Да и раньше в немецких государствах нередко раздавались воинственные голоса в адрес России. При этом, что интересно, сторонниками войны против России до 60-70-х гг. XIX века в Германии были левые круги. Вспомним хотя бы то, что должно было быть известно в советское время каждому студенту - что Маркс и Энгельс во многих своих работах методично твердили о необходимости военного разгрома царского самодержавия для успеха демократического и социалистического движения Европы. Да и сам экспансионистский пангерманизм нельзя рассматривать как однозначно правое, консервативное течение. В своей агрессивности, в своём отрицании легитимизма он впитал очень многое у левых и либералов предшествовавшего времени.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Но когда это произошло? Е. Ф. Писарева сообщает о трёх неудавшихся попытках Блаватской проникнуть в Тибет – в 1851, 1853–1855/56 и 1855–1858 гг. Со своей стороны графиня Вахтмейстер, ближе всех стоявшая к Блаватской в последние годы её жизни, датирует первое её путешествие в Тибет 1856 годом. При этом она приводит весьма любопытную подробность – «так как чужестранцы не могли проникнуть внутрь страны, то явившиеся за ней в Дарджилинг индусы (имеются в виду индийские гуру Блаватской. – А. А.) положили её в повозку, закрыли сеном и под таким покрытием повезли» 76 . В этой подробности чувствуется явная натяжка, ибо трудно представить себе путешественников, везущих по извилистым горным тропам... повозку с сеном, в котором спрятан человек. Но еще любопытнее другое – путешествие Блаватской совпадает хронологически с путешествием братьев Шлагентвейт, да и сама она в приведённом выше рассказе упоминает среди своих спутников неких «братьев Н.». Зная способность Е. П. к фантазированию, не трудно предположить, что она попросту пересказывает известную ей историю о том, как немецкие исследователи пытались проникнуть в Тибет из Ладакха, делая себя соучастницей их путешествия. Однако и в этом её рассказе мы опять-таки находим разночтения. По версии, изложенной в «Разоблачённой Изиде», тибетцы остановили путешественников на границе – тибетско-ладакхской – и вернули их назад (т. е. в Ладакх), очевидно, вместе с переодетой Блаватской. В версии же графини Вахтмейстер индусы вполне благополучно провезли её в повозке через границу, но уже тибетско-сиккимскую! Что касается трёх лет, якобы проведённых Блаватской в Тибете, то исследователи чаще всего говорят о периоде 1868–1870 гг.: она приехала в Индию из Италии (после участия в сражении при Ментане), через Константинополь, и уже из Индии отправилась в Тибет, следуя указаниям своего учителя. «Е. П. Б., – читаем мы у Крэнстон, – провела в Тибете три года. Можно ли представить, чтобы она не побывала в Лхасе, этой мекке буддийского мира? Учителя легко могли загримировать её под паломника, и азиатские черты её лица не привлекли бы особого внимания». И далее автор ссылается на В. Желиховскую: «По сведениям Веры, она гостила у Махатмы К.Х., который жил там с сестрой своей и племянником... » 77 . Только сведения эти исходят от самой Блаватской!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

1094 Впервые: Богословский вестник. 1913. Т. III (Декабрь). С. 844– 851. Печатается по первой публикации. 1095 Бергсон (Bergson) Анри (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, – жизнь как метафизически-космиче- ский процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее – длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности – материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927). 1096 Богданов Александр Александрович – о нем см. комментарий к статье Богданова «Новое Средневековье». 1097 Опыт построения философской системы на понятии хозяйства//Вопросы филос и псих . 1912. Ноябрь–декабрь. 1098 Впервые отдельным изданием: изд. журнала «Искусство», 1913. С. 180–203. Печатается по первому изданию. 1099 Сергеев-Ценский (Сергеев) Сергей Николаевич (1875–1958) – русский писатель, академик АН СССР (1943). Автор историко-революционной эпопеи «Преображение России» (12 романов и 3 повести, 1914–1958), в том числе романа о Крымской войне 1853–1856 гг. «Севастопольская страда» (1937–1939; Государственная премия СССР, 1941). 1101 Тан (литературный псевдоним Владимира Германовича Богораза) (1864–?) – писатель, исследователь быта северных народов. Учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета, но в 1882 г. был исключен из университета за участие в беспорядках. В 1889–1899 гг. был в ссылке в одном из самых северных округов Якутской области (Колымском). Долгие годы совместной жизни с северными народами дали Тану материал для стихотворений и беллетристических очерков. Стихотворения Тана примыкали к так называемой «гражданской» поэзии. Скиталец (Петров) Степан Гаврилович (1869–1941) – русский писатель. Повесть «Огарки» (1906), автобиографическая трилогия «Дом Черновых» (1935), «Кандалы» (1940), «Этапы» (1908, новая редакция 1937) – о талантливых выходцах из народа, о предреволюционной деревне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

314 Явная описка Богословского: должно быть «в 1925 г.». В 1833 г. граф А. А. Аракчеев составил завещание, согласно которому Академии наук было предоставлено 50 тысяч рублей для присуждения в 1925 г. премии автору лучшего сочинения по истории царствования императора Александра I. На первую премию предполагалось истратить три четверти этой суммы с накопившимися процентами. Остальной капитал должен был пойти на издание этого сочинения и на выдачу двух вознаграждений: 1) автору второго по достоинству конкурсного труда, 2) двум переводчикам, которые переведут на немецкий и французский языки работу, удостоенную первой награды. По буквальному тексту завещания, содержание его следовало опубликовать в 1915 г. во всех газетах Российской империи и за границей. Выполнить это условие в 1915 г. оказалось невозможным, во-первых, потому, что пришлось бы публиковать в неимоверном количестве газет, а во-вторых, ввиду прекращения дипломатических отношений с Центральными державами. Поэтому Академия наук сочла возможным опубликовать завещание графа Аракчеева только в 25 русских газетах и двух заграничных (английской и французской). Расходы на публикации, за отсутствием другого источника, пришлось оплатить из завещанного капитала, который к 1-му января 1916 г. достиг 572 496 рублей, а к моменту выдачи премии в 1925 г. должен был возрасти до 800 000 рублей. 315 См.: Лукомский Г. К. Памятники старинной архитектуры России. Ч. 1. Наша провинция. СПб., 1916. 316 Речь идет о студентах, окончивших Московский университет и оставленных для подготовки магистерской диссертации. В1915–1916 гг. у Богословского было пять «оставленных»: С. А. Голубцов , Л. И. Львов, А. А. Новосельский, И. Ф. Рыбаков, А. М. Фокин. 317 См.: Зайончковский А. М. Восточная война 1853–1856 гг. в связи с современной ей политической обстановкой. Приложения. Т. 1. СПб., 1908; Т. 2. СПб., 1912. 318 Жена А. Н. Савина – Евгения Фабиановна Савина-Гнесина (1871–1940), пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженная артистка Республики (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). В 1895 г. основала вместе с сестрами Еленой и Марией «Музыкальное училище сестер Е. и М. Гнесиных».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010