Творчество К. Леонтьева притягательно. Мало кто из русских мыслителей, которые творили после Леонтьева, не пытался постичь тайны творческой лаборатории Константина Николаевича, оценить его выводы, предложения и предвидения. При жизни К. Леонтьева мало замечали... «ЗАВТРА». Это уж так принято! Валентин КАТАСОНОВ. Но после смерти, как это ни парадоксально, он стал больше известен, о нём стали говорить, о нём стали писать. Прежде всего, о Леонтьеве писали те, кто лично его знал. Во-первых, это Лев Александрович Тихомиров (1852-1923), который был идейно близок Константину Леонтьеву. Тут следует, прежде всего, упомянуть работы Тихомирова «Славянофилы и западники в современных отголосках» (1892), «Русские идеалы и К.Н. Леонтьев» (1894), а также воспоминания о Леонтьеве, вошедшие позднее в сборник «Тени прошлого». (судя по архивным данным, воспоминания писались в 1920-1921 гг.). Обращается Тихомиров к теме творчества Леонтьева и в своей фундаментальной работе «Монархическая государственность» (1904). Во-вторых, православный священник и публицист Иосиф Фудель(1864-1918), оставивший свои размышления о Леонтьеве в виде очерка «Культурный идеал К.Н. Леонтьева» (1895). Между прочим, И. Фудель подготовил и издал в 1912-1913 гг. девять из задуманных двенадцати томов собрания сочинений Константина Леонтьева и написал предисловие к нему. В-третьих, известный русский писатель В.В. Розанов (1856-1919), у которого с Леонтьевым также была крепкая дружба. Свои взгляды на творчество Леонтьева Розанов изложил в статье «К.Н. Леонтьев» (написана в 1895 г.). Позднее им были написаны статьи «Константин Леонтьев и его «попечители» (1910), «К 20-летию кончины К.Н. Леонтьева» (1911) «Неоценимый ум» (1911). Между прочим, в «Уединённом» (одном из наиболее известных произведений Розанова) Леонтьев включён в список тех немногих людей, которых Розанов считал «сильнее», «оригинальнее» себя. Упомянутые выше и некоторые другие авторы, лично знавшие Леонтьева и находившиеся в духовной близости с ним, оставили очень интересные, взвешенные отзывы о творчестве Константина Николаевича.

http://ruskline.ru/opp/2015/oktyabr/13/v...

9 Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский … С. 39–40. Тоже в «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной пустыни…». С. 87. Кстати, редактор «Маяка» сообщает как нечто удивительное, что иеромонаху Феофану (будущему епископу и затворнику) разрешили в 1845 году читать в Санкт–Петербургской духовной академии курс аскетики. 10 Соколов Д. Д. К литературной деятельности Оптиной пустыни. Об изданиях Оптиной пустыни вообще и издании ею святоотеческих творений в особенности. Реферат, читанный в Калужской ученой архивной комиссии. Калуга, 1898. С. 15. 32 ОР РГБ. Ф. 214. 389. Л. 99 об, – 100. Письмо к неизвестному лицу. «Владыка» здесь, конечно, тот же митрополит Московский Филарет. 38 Киреевский И. В. Письмо оптинскому старцу Макарию, 1852 г./Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 2. С. 260; см. также: Е. В. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни…, в котором помещено 16 писем Киреевского ко. Макарию, в то время как у Гершензона – только 6. 39 Киреевский И. В. Письмо к В.А. Жуковскому от 28 января 1845 г./Поли, собр. соч. Т. 2. С. 236–237. 42 Соколов Д. Д. К литературной деятельности Оптиной пустыни… Также: Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский … Расхождения у них за счет включения архимандритом Никодимом «Лествицы» 1851 г. на славянском языке. По–русски «Лествица» издавалась Оптиной до 1898 г. 4 раза: в 1862, 1873, 1888 и 1897 гг. Требует уточнения также издание «Слов» преподобного Симеона Нового Богослова . Несомненно, что в библиотеке Киреевского были все эти издания, а эта библиотека в 1919 г. была сдана в Государственный исторический музей (см.: Отчет ГИМ за 1916–1925 годы. М., 1926. С. 114), и это может дать возможность произвести уточнения. 48 Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида, в схиме Льва. Одесса, 1890. 1–е издание было не позднее 1878 года. Его использовал Достоевский, работая над образом Зосимы. 54 Того же мнения придерживаются А. Г. Лушников(см.: Лушников А. Г. И. В. Киреевский: Очеркжизни и учения. Казань, 1918) и Ф.К. Андреев, который пишет: «Целый ряд надежных свидетельств – Ю. Самарина, Хомякова, Грановского, Е. И. Поповой … П.И. Бартенева и многих других – говорит за то, что степень участия ее (Натальи Петровны) в этом обращении Ивана Васильевича отнюдь не должна быть переоцениваема» (Андреев Ф. К. Московская духовная академия и славянофилы. С. 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

Б. р. в России В 1852 г. российское правительство, единственное в мире, в лице своих дипломатов ходатайствовало об освобождении Бахауллы, когда тот был заточен в тюрьму, и предложило ему убежище. Посмертный портрет Баба был выполнен художником, приведенным для этой цели российским консулом в г. Тебризе. Рус. был первым европ. языком, на к-рый была переведена Китаб-и-Акдас (1899). Рус. востоковеды и дипломаты XIX - нач. ХХ в. были в числе первых, кто изучал Б. р. (напр., Казем-бек А. Баб и бабиды. СПб., 1865; Розен В. Р. Первый сборник посланий Бабида Бехауллаха. СПб., 1908). Первая в мире община бахаитов за пределами Ирана появилась на территории Российской империи, в Ашхабаде, в нач. 80-х гг. XIX в. (существовала до 1938). Там же в 1918 г. был построен первый бахаитский храм (здание храма простояло до 1963), общины бахаитов вновь появились в 1990 г. и в наст. время действуют на всем постсоветском пространстве. Численность бахаитов составляет ок. 6 млн чел. с центрами более чем в 200 странах мира. Крупнейшие общины находятся в Индии - свыше 1 млн и Иране - свыше 300 тыс. В России общины бахаитов находятся в основном в крупных городах - Москве, С.-Петербурге, Казани, Краснодаре, Красноярске, Мурманске, Хабаровске, Якутске, Чите, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, точная их численность неизвестна. Ист.: Китаб-е Акдес: «Священнейшая книга» современных бабидов/Текст, пер., введ. и прил. А. Г. Туманского//Зап. АН по ист.-филол. отд-нию. СПб., 1899. Т. 3; Абдул-Баха. Мысль мира: Речи и наставления Абдул-Баха о новой культуре мира. М., 1992; он же. Парижские беседы: Выступления Абдул-Баха в Париже в 1911 г. СПб., 1999. Лит.: Уманец С. Современный бабизм. Тифлис, 1904; Бертельс Е. Э. Бехаит об истории бехаизма//Восток. М.; Л., 1925. Кн. 5. C. 202-207; Эсслемонт. Дж. Э. Баха-улла и новая эра/Пер. с англ. проф. Д. В. Пивоварова. Екатеринбург, 1991; Хэтчер У. С. , Мартин Дж. Д. Новая мировая религия/Пер. с англ. С. Сухарева. СПб., 1995; Герлиц П. Религия Бахаи//Религии современности: История и вера. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77700.html

(1856–1930). Пятидесятилетие…, с. 242–247. Материалы для биографического словаря действительных членов Академии Наук, II. Пгр., 1917, с. 157–170. Известия АН СССР, 1930, с. 24–31 и дополнение к ним: Перетц В.Н. Список научных трудов… за 1914–1929 гг. 325 (1855–1921). Mamepuaлы…I, Пгр., 1915, с. 413–430. 2 некролога в «Византийском временнике», XXIV, с. 105–130. Памяти В.В. Латышева. «Известия АН СССР», 1926, с. 677–684. 326 (1852–1914). Кандидат Московского университета по историко-филологическому факультету. Некролог. «Церковные ведомости», 1914, 6, приб., с. 364; ср. «Церковные ведомости», 1909, 16, приб. с. 715 327 (1868–1921). Профессор по кафедре русского и церковно-славянского языков с палеографией, член-корреспондент АН (с 1914 г.), инициатор и вдохновитель комиссии по научному изданию славянской Библии . Пятидесятилетие…, с. 330–332. 328 (1873–1955). Профессор СПбДА, Вильнюсского (Виленского) университета, описатель Софийского собрания рукописей академической библиотеки, член-корреспондент АН СССР. Некролог И.П. Еремина в «Трудах Отдела древнерусской литературы Института русской литературы», XI, Лгр., 1955, с. 506–510. «Известия АН СССР», 1921, с. 63–64. 331 (1856–1929). Профессор литургики Киевской Духовной Академии. Секретарь Имп. Прав. Палест. Общества. 332 Кандидат богословия СПбДА, вып. 1890 г. В 1918 г. – начальник II Отдела канцелярии Священного Синода. 333 Кандидат богословия СПбДА, вып. 1888 (?) г. Секретарь I экспедиции Московской Духовной Консистории (1916). 334 Кандидат богословия СПбДА, вып. 1906 (?) г. Помощник столоначальника Хоз. Управления при Св. Синоде (1916). 340 Не Александр ли Михайлович, секретарь I экспедиции СПб. Духовной Консистории, кандидат богословия МДА, вып. 1874 (?) г.? 341 Именно 43-й похвалы I статьи и 28-й похвалы II статьи. «Церковные ведомости», 1907, 14, с. 645–648. 343 «Вопрос об исправлении… книг богослужебных… едва ли удобно поднимать в теперешнее время, когда наблюдается такое сильное падение религиозность, когда шатание умов достигло до высшего напряжение. Если в такое время начать исправление привычных текстов, может получиться в виде неожиданного результата появление второго раскола, который уже нельзя будет прекратить средствами, применявшимися в старину» «Об издательском Совете». «Церковные ведомости», 1913, 18–19, приб., с. 799–800.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Моторика — движение, подвижность, динамичность. 156 Картезианство — направление в философии, основанное на учении Р. Декарта (латинизированное Картезий, 1596—1656), французского философа и математика, который постулировал основополагающую роль человеческой мысли («Я мыслю, следовательно существую»). Декарт — родоначальник рационализма. 157   Фихте И. Г. (1762—1814), немецкий философ, главный труд которого называется «Основа общего наукоучения» (1794). Фихте пытался вывести разнообразие форм познания из одного субъективного начала. А именно, философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир. В философии Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831), сжато изложенной в «Энциклопедии философских наук» (1817), постулируется абсолютное, духовное начало («абсолютная идея», «мировой разум», «абсолютный дух»), лежащее в основе всех явлений природы и проявляющее себя в активном самопознании. 158 «Море» — три симметричных эскиза К, Дебюсси (1852—1918). «Вечер в Гренаде» — пьеса Дебюсси из цикла «Эстампы». 159 «Павана усопшей инфанте» и «Утренняя серенада шута» (Alborada del gracioso) — фортепианные сочинения М. Равеля (1875—1937). 160 С. С. Прокофьев (1891–1953), оканчивая консерваторию, написал в 1914 г. по заказу С. П. Дягилева балет «Ала и Лоллий». В 1916 г. на материале этого балета создал «Скифскую сюиту». 161 фокстротной культуре — далее в рукописи зачеркнуто: Что такое музыкальный фокстрот как эстетическая категория? Это синтез двух стихий: развратно–млеющей, внутренно–анархичной, насквозь блудливой и бесцеремонной, цинично вибрирующей и добродушно–нахальной мелодики, с одной стороны, и, с другой, — бодрого, чистого, здорового, делового ритма, контрастирующего с первой до юмористически–попарной эффектности, но всецело, до очень большой глубины слитой с ней в дикую и везде оригинально–свежую экзотику почти увеселительного сумбура моторных ощущений. 162 Allegro con brio (итал.) — так называемое «пламенное аллегро», указание на особо подвижный темп, активное движение. Токката — виртуозная фортепианная пьеса с преобладанием ударной аккордной техники. 163

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Захолустный " свидетель уходящей России 28.07.2008 441 Время на чтение 6 минут Некогда известнейший публицист Л. А. Тихомиров на закате своих дней оказывается на обочине общественной жизни. В последние годы перед революцией, убежденный монархист испытывает тоску при виде упадка того строя, за укрепление которого он столь активно после своего обращения от революционных заблуждений. Впервые изданные дневники Л. А. Тихомирова за 1915 - 1917 гг. позволяют читателю, по словам рецензента А. И. Мраморнова, " ближе познакомиться не только с Тихомировым-мыслителем и Тихомировым-гражданином, но с Тихомировым-личностью " . - К выходу книги: Дневник Л. А. Тихомирова. 1915 - 1917 гг./Сост. А. В. Репников. М.: РОССПЭН, 2008. Тир. 1000 экз., 440 с. Сравнительно недавно из печати вышло научное издание дневника Л.А. Тихомирова (1852 - 1923) за 1915 - 1917 гг., подготовленное доктором исторических наук А. В. Репниковым. Издатель источника - видный современный специалист по русскому консерватизму, сделавший хороший подарок читателям изучающим историю России, внимательно относящимся к деталям в истории Русской Церкви, философски мыслящим. Именно этим читательским категориям ознакомиться с " Дневником " будет интересней всего, но ими, уверен, круг тех, кто возьмет в руки новую книгу, не ограничится. Ведь автор дневника - человек удивительный. Казалось бы, эта историческая персоналия хорошо знакома всем современным людям, небезразличным к своему прошлому. О Тихомирове в последнее десятилетие пишут диссертации, статьи, книги. Однако обращение к его дневниковым записям позволяет ближе познакомиться не только с Тихомировым-мыслителем и Тихомировым-гражданином, но с Тихомировым-личностью. Последнее окажется особенно интересным для историков Русской Церкви. Им обязательно надо полистать, а лучше - прочитать " Дневник " по целому ряду причин. Во-первых, Лев Александрович Тихомиров, некогда пламенный революционер, ставший затем убежденным монархистом и консерватором, получивший Высочайшее одобрение за свое " преображению " , был, кроме человеком, внесшим определенный (и можно, не боясь, сказать весьма весомый) вклад в подготовку Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 - 1918 гг., хотя бы своими записками первых лет XX в., вызвавшими бурную дискуссию и интерес у самого царя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Проф. М. Симонетти упоминает только одну проповедь на Богоявление и при этом рассматривает её явно не принадлежащей Оптату Он пишет относительно этой проповеди, что её «составил кто угодно, только не Оптат». Проф. Ф. Скорца Барчеллона считает эти проповеди точно не относящимися к перу св. Оптата М. Лабрусс называет три проповеди на Богоявление « недостоверными » (« Trois sermons inauthentiques ») Подводя итог, можно однозначно сказать, что большинство ученых не признают св. Оптата Милевитского автором рассматриваемых проповедей на Богоявление.   III. Проповедь на Пасху Кроме вышеназванных произведений, Оптату Милевитскому приписываются еще две проповеди на Пасху. 1. Первая проповедь была опубликована в 1929 году А. Вилмаром на основании кодекса XII века из Worcester (F. 93) Эта проповедь начиналась словами « Solemne tempus devota religione peregrinus » и составляла часть проповедей Августина. А. Вилмар провел стилистический и лексический анализ проповеди и из этого вывел, что этот памятник явно африканского происхождения и не принадлежит св. Августину. Исследователь сделал предположение, правда, не без сомнений со своей стороны, что стиль данного произведения сходен со стилем приписываемой св. Оптату проповеди на Рождество Подобное мнение в 1930 году было высказано и Ж. Мореном Е. Деккерс в « Clavis Patrum Latinorum » , основываясь на тезисах А. Вилмара и Ж. Морена, поместил эту проповедь среди сомнительных произведений Оптата Милевитского Противником авторства св. Оптата был Альтендорф, который считал, что аргументы А. Вилмара неубедительны Таким образом, никто из вышеперечисленных ученых с полной уверенностью не высказывался в пользу того, что произведение вышло из-под пера св. Оптата Милевитского. Напротив, значительная часть исследователей вообще отвергали это. 2. Вторая проповедь начинается словами: « Maria veniens ad Christi Domini monumentum ». Впервые она была издана в 1852 году кардиналом и выдающимся филологом Анджело Маи (1782-1854), впоследствии, уже в 1968 году, была переиздана А. Хамманом в « Patrologiae Latinae Supplementum » И только в 1970 году было выполнено критическое издание текста известным церковным археологом и историком Виктором Саксером (1918-2004)

http://bogoslov.ru/article/768242

Более трех миллионов обученных вербовщиков во всем мире разносят книги и журналы, вышедшие из-под печатных станков секты. «В результате ежегодно в организацию вступает четверть миллиона новых членов – несколько тысяч в неделю. Этих новобранцев, как правило, находят среди людей, всерьез не принадлежащих ни к какой религии и почти ничего не знающих об организации Сторожевой Башни и ее истории» 52 . В России это так называемые «крещеные, но не просвещенные», принимающие приглашение «изучать Библию с учителем-свидетелем; следуя по этому пути, они вскоре и сами становятся послушными “Свидетелями Иеговы”». Секту «Свидетели Иеговы» по-другому называют Обществом Сторожевой Башни. Ее корни уходят в протестантизм. Основатель секты Чарльз Рассел (1852–1916) вырос в семье конгрегационалистов, позже перешел к пресвитерианам. После его смерти сформировался административный аппарат – так называемый «руководящий комитет», располагающийся в головном офисе в Бруклине, в штате Нью-Йорк, управляющий всеми адептами Сторожевой Башни. Миллионы людей по всему миру готовы беспрекословно выполнять любые команды комитета. К отличительным особенностям секты «Свидетели Иеговы» относятся: • запрет на переливание крови; • отказ от службы в армии; • ложные пророчества об Армагеддоне (1914, 1918, 1925, 1975 гг.); • большое число разрушенных семей. Ложность пророчеств об Армагеддоне для всех, переживших назначаемые даты конца света, очевидна. Современные «Свидетели Иеговы», распространяющие литературу на улицах, отрицают наличие предсказаний и высказывают вполне православную позицию по этому вопросу. При общении с ними приходится показывать им их же статьи из журналов, где ясно представлены предсказания. Важно отмечать ложность пророчеств, так как это может подорвать авторитет Бруклинского комитета, иначе доводы миссионеров не достигают цели. Но даже прямое уличение во лжи далеко не всегда производит должное впечатление вследствие практикующегося в секте «контролирования сознания» адептов. Кроме того, «Свидетелей Иеговы» учат не признавать ошибок в диспуте, поэтому они не признаются в неправоте, даже если внутренне согласны с доводами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/verouche...

1302 Поместный Собор проходил в Москве в течение трех сессий с 15 августа 1917 г. по 20 сентября 1918 г. Всего было проведено 170 заседаний. 1303 ВЦИК (ВЦИКС). Употребление в документах 1918 г. аббревиатуры «ВЦИКС» наряду со «ВЦИК» отражало особенности организации новой власти после революции – власти Советов. Впервые мысль о необходимости передачи власти от Советов к власти большевиков прозвучала в марте 1918 г. на съезде РКП(б), а летом 1918 г. трения между советскими и партийными органами усилились (в том числе из-за многопартийности Советов). С середины 1918 г. в стране начала складываться однопартийная система, хотя некоторые партии продолжали существовать до середины 1920-х гг. 1304 Отголоски особого мнения наркома по просвещению А. В. Луначарского по данному кругу вопросов можно проследить в тексте его выступления в протоколе 5-го заседания Государственной комиссии по просвещению от 24 августа 1918 г., посвященного проблемам духовных учебных заведений (Док. VI 1.55). 1305 Имеется в виду V Всероссийский съезд Советов. Проходил в Москве 4–10 июля 1918 г. Съезд принял первую Конституцию РСФСР, законодательно закрепившую преобразования в стране, произведенные большевиками в течение первого года нахождения у власти. 1311 5 августа 1918 г. постановление Президиума ВЦИК было направлено на заключение в Наркомпрос (ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 93. Д. 176. Л. 32). 1313 На заседании Президиума ВЦИК от 4 сентября 1918 г. было решено отклонить просьбу Наркомпроса о предоставлении ему помещений бывшей Духовной семинарии (ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 93. Д. 176. Л. 45). 1317 Аналогичное письмо было послано в отдел школьной политики Наркомпроса председателем коллегии единой школы В. М. Познером 3 июня 1918 г. 1320 Крестовоздвиженский собор в г. Петрозаводске был построен на месте деревянной Крестовоздвиженской церкви на средства купца М. П. Пименова и других жертвователей. Освящен в декабре 1852 г. После октября 1917 г. оставался одним из двух действующих храмов города. В конце 1930-х гг., после ареста духовенства храма, богослужения в нем совершались «мирским чином». Закрыт летом 1941 г. Во время оккупации Петрозаводска финнами (1941–1944) богослужение в храме было возобновлено, после освобождения города храм был закреплен за верующими как действующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священника Владимира Ильинского (1833–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) диакона Иоанна Касторского (1848–1918, память 22 февраля/7 марта, священномученик) Иоанна Перебаскина (1862–1918, память 22 февраля/7 марта, мученик) священника Василия Разумова (1879–1937, память 8/21 сентября, священномученик) в Казанской епархии: епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря (Гудко, 1867–1918, память 27 июля/9 августа, священномученик) архимандрита Сергия, настоятеля Успенского Зилантова монастыря (Зайцева, 1863–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеромонаха Лаврентия (Никитина, 1872–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеромонаха Серафима (Кузьмина, 1870–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) иеродиакона Феодосия (Александрова, 1864–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) монаха Леонтия (Карягина, 1870–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) монаха Стефана (†1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Георгия (Тимофеева, 1880–1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Илариона (Правдина, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Иоанна (Сретенского, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) послушника Сергия (Галина, †1918, память 28 августа/10 сентября, преподобномученик) в Красноярской и Крымской епархиях: архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого, 1877–1961, память 29 мая/11 июня, священноисповедник) в Московской епархии: архиепископа Верейского Илариона (Троицкого , 1886–1929, память 27 апреля/10 мая, священномученик) протоиерея Константина Голубева (1852–1918, память 19 сентября/2 октября, священномученик) и с ним убиенных мученика и мученицы в Омской епархии: архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского , 1860–1920, память 13/26 февраля, священномученик) священника Михаила Пятаева (1891–1930, память 15/28 февраля, священномученик)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010