А.- автор многих работ по каноническому праву, истории Церкви и пастырскому богословию. А. способствовал развитию румын. культуры в монархии Габсбургов. Открыл до 400 церковноприходских школ (при нем их число возросло до 800), лицей с восьмигодичным курсом (1850) и реальное коммерческое уч-ще в Брашове (1869), гимназию с четырехгодичным курсом в Браде (1868). При его участии в 1853 г. был основан Богословско-педагогический ин-т в Сибиу (обучение в течение 2, а затем 3 лет). А. удалось добиться у австр. властей разрешения на открытие типографии 27 авг. 1850 г. в Сибиу, где печатались богослужебные книги, учебники для церковных и светских учебных заведений на румын. языке, в т. ч. труды самого А. С 1853 г. в типографии начала выходить первая румын. газ. «Telegraful Român» . А. был одним из создателей Ассоциации румын. лит-ры и культуры Трансильвании (Asociaiunea transilvan pentru literatura român i cultura poporului român) и ее первым председателем (1861-1866). Почетный член Румынской АН (с 1871), почетный председатель об-ва «Transilvania» в Бухаресте. Похоронен в с. Рэшинари (близ Сибиу). Соч.: Promemorie despre dreptul istoric al autonomiei biserice#ti-naionale a românilor de religie rsritean. Sibiu, 1849; Adaus la «Promemoria despre dreptul istoric al autonomiei biserice#ti-naionale...». Sibiu, 1850; Memorial, prin care se lmure#te cererea românilor de religiunea rsritean în Austria pentru restaurarea Mitropoliei lor din punct de vedere al sfintelor canoane. Viena, 1851. Sibiu, 1860; Elementele dreptului canonic. Sibiu, 1854; Istoria Bisericii Ortodoxe rsritene universale. Sibiu, 1860. 2 vol. [на основе серб. оригинала с добавлениями по истории Румынской Церкви]; Compendiu de Drept canonic. Sibiu, 1868; Enhiridion sau carte manual de canoane.., cu comentarii. Sibiu, 1871; Manual de studiu pastoral. Sibiu, 1872. Лит.: Popea N. Arhiepiscopul i mitropolitul Andrei aguna. Sibiu, 1879; Lupa # I. Mitropolitul Andrei aguna: Monografie istoric. Sibiu, 19112; Tulbure Gh. Mitropolitul aguna: Opera literar. Scrisori pastorale. Circulri #colare. Diverse. Sibiu, 1938; Din istoria Transilvaniei. Bucureti, 1961. Vol. 2; Istoria României. Bucureti, 1964. Vol. 4; История Румынии, 1848-1917. M., 1971; Пэкурариу М. Хронологический список всех румынских митрополитов и некоторых епископов с IV века до наших дней//Румыния: Страницы истории. Бухарест, 1976. 3-4.

http://pravenc.ru/text/115264.html

–50 н.э.), философ, религиозный мыслитель. Речь идет о его наиболее известном труде «Комментарий на кн. Бытия», в котором Писание аллегорически трактуется в терминах неоплатоников и стоицизма (экзегетика рассматривается как необходимый посредник между философией и откровенным знанием). 455 22-е письмо. – Неточно процитировано письмо В. С. Соловьева к Е.В. Романовой от 26 августа 1873 г. У В.С. Соловьева: «Полагаю, что и при предстоящем перевороте в сознании человечества женщины будут играть важную роль. А начнется оттуда, откуда никто не ожидает». Далее, через несколько строк: «Скоро покажет мужик свою настоящую силу.» и т.д. См.: Соловьев В.С. «Неподвижно лишь солнце любви.». С. 180. 456 В другом письме... – Имеется в виду письмо Е.В. Романовой от 19 июня 1873 г.: «Правда, нравственное состояние этого народа очень низко, он упал почти до скота; но пока он сохраняет великое понятие о “грехе”, пока он знает, что человек не должен быть скотом, до тех пор есть возможность подняться...» (цит. по: Соловьев В.С. «Неподвижно лишь солнце любви.». С. 169). 457 Полемика его против славянофилов. – Поводом к полемике послужил напечатанный в «Известиях славянского общества» (февраль 1884) этюд В. С. Соловьева «О народности и народных делах России». За этим последовало открытое письмо И.С. Аксакову «Любовь к народу и русский народный идеал» (Православное обозрение. 1884. Апрель) и статья «Нравственность и политика» (Русь. 1886). Та же позиция изложена в статье «Что требуется от русской партии» (Московский сборник. 1887). С1888 г. В. С. Соловьев стал сотрудничать с журналом «Вестник Европы». 458 ...обрушился он на Толстого. – В. С. Соловьев неоднократно полемизировал с учением Толстого. В 1891 г. в статье «Идолы и идеалы» он назвал позицию Л.Н. Толстого «народопоклонничеством». В книге «Три разговора» (1899) иронически изображена доктрина «непротивления злу» (предисловие, «Разговор третий»). См.: Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его ближайшее литературное окружение. Ч. 1: Вл. Соловьев и Л. Толстой//Литературная учеба. 3. С. 151–164; Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 499–506. 459 ...полемику своего отца-историка. – Поводом к полемике стало издание 1-го тома «Истории России с древнейших времен» (1851), в которой автор разошелся со славянофилами во взглядах на роль общинного и государственного начал в русской истории. Сущность полемики была выражена в статье К.С. Аксакова «О древнем быте у славян вообще и русских в особенности» (Московский сборник. 1852. Т. 1.). С.М. Соловьев ответил К.С. Аксакову в примечаниях к последующим изданиям первого тома.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

В Москве с давних времен церкви были поделены на «сОроки». В каждом сороке числилось от 10 до 43 церквей, а самих сороков не более 20–30, хотя издревле говорили о Москве как о городе «сорокА сорокОв церквей». Сороки превратились в благочиннические округа, хотя прежнее наименование их как «сорокИ» сохранилось. В состав сороков не включались кремлевские соборы. В 1797 г. были учреждены монастырские благочиннические округа: для надзора за монастырями архиереями было поручено назначать из числа монастырских настоятелей от одного до трех благочинных, в зависимости от числа монастырей в епархии. В 1828 г. они получили от Св. Синода на этот счет особую инструкцию. В начале XIX в. числилось свыше 2,2 тыс. благочиннических округов. До конца синодального периода численность их практически не менялась. В 60-е годы XIX в. при благочинных стали создаваться благочиннические советы из настоятелей вверенных им приходов. Но к началу 80-х гг. они были существенно ограничены в своих полномочиях, а затем и совсем упразднены 14 . Викариат С начала XVIII в. указами Синода в наиболее крупных епархиях были введены должности викариев (или викарных епископов) – помощников епархиальных архиереев по управлению епархиями. Назначались они от случая к случаю. Статус викария четко не был определен. По поручению епископа они ставили церковнослужителей, осуществляли надзор над церковно-приходскими школами и женскими монастырями 15 . В XIX в. викариям стало вверяться управление отдельных частей епархий под наименованием викариататсв. Так, в Московской епархии в начале XIX в. было уже 4 викариатства. В 1865 г Св. Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства всем епархиям, если они располагали для этого необходимыми материальными средствами В связи с этим численность викариатств существенно возросла. Если в 1799 г. их насчитывалось 5, в 1851 г. – 11, то в 1891 г. – 38, к 1917 г. – уже 70 16 . Викарный епископ носил титул «викарного преосвященного» и именовался по названию уездного города, который становился центром викариатства. Викарный епископ мог рукополагать священнослужителей в пределах своего викариатства, однако он не имел ни кафедрального собора, ни консистории. Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому они полностью подчинялись. Епископ давал им поручения по своему усмотрению, ибо никаких предписаний о круге компетенции викариев не было, и статус их не был определен. 3. Православное духовенство: придворное, военное и при русских посольствах за рубежом

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырским традициям пуховязания и шитья посвящена выставка в Музее истории религии октября 2014 Выставка " Платок ажурный легкий " , подготовленная Музеем истории религии совместно с Оренбургским областным музеем изобразительных искусств, открылась 31 октября. Центральным " персонажем " выставки стал знаменитый оренбургский пуховый платок. Мы не только увидим образцы платков (один из самых интересных экспонатов - платок, на котором вывязан храм), но и узнаем историю знаменитого на весь мир русского народного промысла, тесно связанного с деятельностью женских монастырей.  В Оренбурге изготовлением платков занимались практически все женщины, в том числе - монахини и послушницы: архивные фотографии запечатлели насельниц монастырей за работой. Одна из крупнейших пуховых мастерских находилась в Успенском женском монастыре в Оренбурге. В 1904 году на Первой всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в Санкт-Петербурге один из платков этой мастерской получил большую серебряную медаль.  Ирина Бушухина, искусствовед, заведующая галереей " Оренбургский пуховый платок " , рассказала, что самые старые платки в их собрании относятся к концу XIX - началу ХХ века: " Более ранние экземпляры найти не удалось. Возможно, они не сохранились, но точно мы это сказать не можем - нет ни одного музея, который собирал бы платки. Но промысел этот, конечно, давний. На Первой всемирной выставке в 1851 году наши платки были представлены, а на выставке в 1862 году они получили медаль. И в ХХ веке, в 1958 году на Лейпцигской ярмарке, оренбургские платки получили серебряную медаль. С этой выставкой связана красивая история: надо было подобрать подарок бельгийской королеве. Экспонатов было полно, но выбрали белый платок, и королева была в восторге " . После 1917 года традиции пуховязания не прерывались, но удар традиционному промыслу был нанесен в 1995 году, в перестройку. Из-за экономических проблем перестал функционировать комбинат ручного производства, использовавший труд надомниц. Сейчас производство - только машинное. " Сегодня платки машинного производства не отличишь от изделий ручной вязки, - утверждает Ирина Владимировна. - Ручное производство существует, но это маленькие, не связанные друг с другом мастерские. Правда, есть отделение пуховязания в художественном колледже. Администрация города призывает всех оренбурженок 14 октября, на Покров, приходить в платках на работу, учебу. Жительницы нашего города охотно откликаются, этой традиции уже семь лет " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Фотий (Пероглу), Патриарх Александрийской Церкви (1900–1925). Строил храмы, учебные и благотворительные заведения. Открыл Патриарший музей и библиотеку. Фролов Василий Савельевич (род. 1879), учитель. В 1898 г. окончил учительскую семинарию в г. Благовещенске. В 1921/22 учебном году заведовал школой на ст. Маньчжурия. Директор гимназии им. Ф. М. Достоевского в Харбине, затем директор гимназии им. А. С. Пушкина в Дайрене (Дальнем). В 1944–1945 гг. воспрепятствовал поклонению учащихся своей гимназии японской языческой богине Аматерасу. В 1945 г. арестован органами НКВД. Харузин Алексей Николаевич (1864–1932), этнограф и антрополог. В 1900-х гг. статский советник, директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. В 1910-х гг. гофмейстер, тайный советник, сенатор. После революции работал консультантом в Сельхозгизе. В 1932 г. был арестован вместе с сыном. 3 апреля 1932 г. был осужден к высылке на три года и 8 мая этого же года умер от сердечной недостаточности в больнице при Бутырском изоляторе. Хорват Дмитрий Леонидович (1858 (1859?) – 1937), генерал-лейтенант. С 1903 г. управляющий КВЖД, представитель Правления Общества КВЖД в Харбине. Был верховным уполномоченным правительства А. В. Колчака на Дальнем Востоке. В ноябре 1919 г. вернулся в Харбин. До ноября 1920 г. директор-распорядитель правления Общества КВЖД, затем Высокий советник правления Общества КВЖД, а также почетный вице-председатель Особого комитета по делам КВЖД. Хун Сюцюань (Хун-сю-чен) (1814–1864), организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850–1864 гг. в Китае. С 1851 г. глава государства тайпинов («Небесного государства великого благоденствия»). Чан Кайши (Чжан Кайши) (1887–1975), маршал. С 1927 г. глава гоминьдановской администрации в Китае. С 1949 г. на о-ве Тайвань. Чернявский Василий Антонович (род. ок. 1882), священник. Законоучитель гимназии в Новочеркасске. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Чжан Цзо-линь (1876–1928), китайский генерал, глава т. н. Фынтяньской клики милитаристов. Во время русско-японской войны был главарем банды хунхузов, действовавшей на стороне Японии в Маньчжурии. В 1906 г. вместе со своей бандой включен в состав китайской армии и вскоре назначен командиром дивизии. В ходе китайской революции 1911–1913 гг. пришел к власти в Маньчжурии. В апреле 1927 г. по его приказу был совершен полицейский налет на советское посольство в Пекине, а также арестованы и казнены 25 китайских коммунистов. Провозгласил административную независимость Маньчжурии в составе Китайской Республики. В 1928 г. объявил себя диктатором, но был изгнан из Пекина Чан Кайши. Убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

115 (В.А. Соколов – Соколов Василий Александрович (17.08.1851–20.12.1918) – профессор МДА по кафедре истории и разбора западных исповеданий (1893), доктор богословия (1898). Член Правления МДА (1902–1904). 27.12.1904 г. вышел в отставку, жил в Москве и работал инспектором учебных заведений по Ведомству Императрицы Марии Феодоровны. Подробнее о В.А. Соколове см.: Дневник. Т. 1. С. 537.) 116 (...новоназначенный министр внутренних дел... В.К. фон Плеве. – Фон Плеве Вячеслав Константинович (08.04.1846–15.07.1904) – министр внутренних дел, действительный тайный советник (1899). Из семьи чиновника. Окончил юридический факультет ИМУ со степенью кандидата права (1867); определен на службу при прокуроре Московского окружного суда. С 1879 г. – и. д. прокурора, с 1880 г. прокурор Петербургской судебной палаты. С 1881 г. директор Департамента государственной полиции Министерства внутренних дел. С 20.07.1884 г. сенатор; с 11.01.1885 г. товарищ министра внутренних дел с оставлением сенатором. С 01.01.1894 г. государственный секретарь. С 14.05.1896 г. статс-секретарь Е. И. В. С 17.08.1899 г. – и. д. министра – статс-секретаря Великого княжества Финляндского, с 01.01.1900 г. министр статс-секретарь (с оставлением государственным секретарем). Проводил политику русификации Финляндии. При его деятельном участиибыл составлен новый Устав о воинской повинности в Финляндии, издан манифест о введении русского языка в делопроизводство Сената и административных учреждений края, усилено влияние генерал-губернатора нарешение производящихся в местном Сенате дел. С 04.04.1902 г. министр внутренних дел (с оставлением статс-секретарем, сенатором и министром статс-секретарем). Проводил жесткую политику в отношении оппозиционных движений. Убит эсером Е.С. Созоновым. Подробнее о В.К. Плеве см.: Шилов Д.Н. С. 514–517; Из архива С.Ю. Витте: Воспоминания. СПб., 2003. Т. 2. С. 622.) 117 (...с сыном... – Имеется в виду Плеве Николай Вячеславович (29.01.1872 – после 1929) – сенатор, член Государственного совета, сын В.К. Плеве. С 1906 г. помощник управляющего делами Совета министров, с 1907 г. камергер. С 1910 г. управляющий делами Совета министров. С 1911 г. действительный статский советник. С 1913 г. гофмейстер. С 1914 г. товарищ министра внутренних дел. С 1916 г. тайный советник и гофмейстер, затем сенатор. В 1917 г. член Государственного совета по назначению. В мае 1929 г. арестован. Погиб в лагерях. См.: Из архива С.Ю. Витте. Т. 2. С. 62; Иванов В.А. «Великий перелом» в судьбе Н.В. Плеве// Личность и власть в истории России вв.: Материалы науч. конф./Отв. ред. А.Н. Цамутали. СПб., 1997. С. 90–94.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Коуард (1899–1973) — английский актер, драматург, композитор, автор комедий, мелодрам, фарсов, оперетт. Вулф, Вирджиния (1882–1941) — классик английской литературы, модернизма, автор романов " потока сознания " , предтеча феминизма 2-й половины ХХ в. Мисс Маннин, Этель (1900–1984) — английская журналистка, феминистка, автор " популярных " романов о женщинах из рабочей среды. 129 … " восстановить мир " — Элиот обыгрывает слова Гамлета: " Век расшатался — и скверней всего,/Что я рожден восстановить его! " — У. Шекспир. " Гамлет " . I акт, сц. 4 (концовка). 130 Геккер, Теодор — см. коммент. к эссе " Единство европейской культуры " . 131 Белджион, Монтгомери — английский литературовед и философ, автор книг " Наша современная философия жизни " (1929), " Человек в роли попугая и другие эссе " (1931). 132 Сент-Бёв, Шарль Огюстен (1804–1869) — видный французский критик. Его " Пор-Ройяль " (1840–1859) — книга об истории янсенистского монастыря; " Шатобриан. и его друзья " (1861) — литературно-биографическое исследование. 133 Мор, Пол Элмер (1864–1937) — американский литературовед, " неогуманист " (см. эссе " Гуманизм Ирвинга Бэббита " ). Один из первых в США выступил против позитивизма, подготовил почву для американской " новой критики " . " Шелбурнские эссе " (14тт., 1904–1935), написанные им в сельском уединении в Шелбурне (штат Нью-Гемпшир), наиболее полно выражают его идеологическую и эстетическую позицию. 134 " Беседы по понедельникам " — с 1849 г. в течение двадцати лет Сент-Бёв по понедельникам печатал в парижских журналах критические статьи, составившие многотомную серию " Беседы по понедельникам " (1851–1862), ее продолжение — " Новые понедельники " (1863–1870). 135 Маккарти, Десмонд (1877–1952) — литературный и театральный критик, входивший в группу " Блумсбери " . 136 Госс, Эдмунд (1849–1928) — английский писатель, литературовед, автор биографий Донна (1899), Грея (1882), Конгрива (1888), Ибсена (1908), Суинберна (1917) и др. " Отец и сын " (1907) — книга о взаимоотношениях с отцом — известным ученым-зоологом Филипом Госсом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

И она должна закончиться интеграцией прожитых чувств и понимания происходящего на рациональном уровне. Часто клиенты, посетившие много психологических тренингов, обученные делиться своими чувствами, прерывают эту работу. Такую попытку сделала Дарья, пытаясь мне сразу объяснить, как легко она себя чувствует и что у нее внутри изменилось. Но не надо спешить с интерпретацией своих внутренних состояний. Пусть этот процесс завершится органично. 9. Заключение Так уж заведено, что во времена тяжелых социальных потрясений человек начинает обращаться к вопросам, которые в иное время просто оставались в стороне от его внимания. Не случайно, что первые главы книги Е.Н. Трубецкого “Смысл жизни” были опубликованы еще 1917 году в журнале “Вопросы философии и психологии”. Работа другого русского религиозного мыслителя С.Л. Франка под тем же названием вышла в эмиграции в Берлине, в 1925 году. Эти работы остаются для нас актуальными и по сей день. По-прежнему, наши соотечественники, наблюдая, что происходит в России, задаются этим вопросом. К вопросу о смысле жизни человек возвращается снова и снова. И уже не только социальные потрясения являются этому причиной, а конфликты в семье, на работе, внутреннее состояние, описываемое как депрессия или невроз. Смею надеяться, что приведенные выше несколько случаев дают некоторое представление о православной психотерапии. Это не какие-то особые случаи. Каждый случай особый. Никогда не происходит повторений. В каждом случае и личная человеческая драма, и боль, и надежда на исцеление, которое по большому счету мы все, в т.ч. и сам психотерапевт, можем обрести только в Церкви. И как в белом цвете радуги, скрываются все цвета, как в христианстве присутствует самое ценное, что есть в других религиях, так и православная психотерапия стоит особняком над всеми другими направлениями. Она позволяет нам не только раздвинуть горизонты плоскости, на которой расположены отдельные психотерапевтические направления, но уже в полноте объема духовности посмотреть на проблему человека, опираясь на Благую Весть Христа. В этом и есть коренное отличие православной психологии и психотерапии. В этом ее огромный потенциал, которому предстоит еще открыться. В заключении привожу стихотворение Ф.И. Тютчева “Наш век”, написанное им в 1851 году. Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит…

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnay...

4 выпуска в год Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения (Духовный учено-литературный журнал). М. – Сергиев Посад, 1863–1917 Неопределенно С 1871 года – ежемесячно, с 1916 года – 4 раза в год. С 1872 года заглавие в без слова «Московском» Чтения в церковно-археологическом обществе при Киевской Духовной Академии. Киев 1883–1916 Неопределенно, всего 14 выпусков Являются оттисками из журнала «Труды Киевской Духовной Академии, 1901–1916 Чтения Варшавского общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Варшава, 1904. 1 выпуск Является оттиском из «Холмско-Варшавского епархиального вестника» за 1903 год Акты юридические. СПб., 1838 Акты исторические, собранные и изданные Археологической комиссией. Т. 1–5. СПб., 1841–1842. Акты Московского государства, изданные императорской академией наук. Т. 1–3, СПб., 1890–1901 Акты, собранные в библиотеках и архивах российской империи Археологической экспедицией Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1836 Акты Московского государства, изданные императорской Академией наук, СПб., 1894–1901. Акты, относящиеся к истории южной и западной России. Т. 1–14. К., 1863, 1889 Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 1–5. Спб., 1946–1853 Акты и документы, относящиеся к истории Киевской духовной академии. К.., 1904–1907, 1911 Архив Юго-Западной России. К., 1864 Всеподданейший отчет Обер-Прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1836–1863, 1866–1914. СПб., 1906–1916 Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. Изд. На французском и русском языках. Париж, 1950–1975 Вестник Восточно-азиатского экзархата Московской Патриархии (Журнал на русском языке). Харбин (Китай), 1947 Вестник Православия. Журнал на русском и голландском языках. Изд. Православного викариатства Московской Патриархии в Голандии. 1851 Вестник Православного Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии.. Журнал на русском языке. Прага, 1948–1951 Герберштейн С. Записки о московитских делах. СПб., 1908

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В «Портфелях Г. Ф. Миллера» 70-х гг. XVIII в. хранились списки погребенных в усыпальнице, составленные по надписям с надгробий (РГАДА. Ф. 199. Портфели Миллера. Оп. 2. 413. Ч. I. 11. Л. 50-53 об. и др.), однако в описи Преображенского собора 1763 г. усыпальницы даже не были упомянуты. Всего Миллер переписал 17 надписей в подклете (в основном тех, в к-рых упом. Романовы) и 6 - в Знаменской ц. В 80-90-х гг. XVIII в. надписи были вновь переписаны и опубликованы (см.: Ювеналий (Воейков). 1802, 1803), причем были учтены ранее пропущенные (всего 28 надписей в соборе и 17 - в Знаменской ц.). Впосл. все крупные работы о Н. П. м. включали список погребенных царских родственников ( Адриан. 1821. С. 48-51; Иванчин-Писарев. 1841. С. 17-21, 33-43; Снегирёв. 1843, 1863); составлялись и отдельные описи (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 199). Обычно в списки включали надписи захоронений как в подклете Преображенского собора, так и в Знаменской ц., что приводило к путанице. Описания с XVII по нач. XX в. учитывали в подклете собора от 17 до 29 надписей, в целом включив указания на погребение 33 лиц, в Знаменской ц. аналогичным образом учитывалось до 9 гробниц. Нек-рые имена ошибочно были внесены в оба списка. Сводная таблица упоминаний составлена А. Г. Авдеевым ( Станюкович и др. 2005. С. 23-24). В подклете собора проводились ремонтные и реконструктивные работы. Так, при архим. Аполлосе (Алексеевском; 1837-1851) пол между могилами был вымощен белокаменной лещадью. В 1857 г. провели новый ремонт из-за разрушения части гробниц (при установке памятников допускалось предположительное и даже произвольное отождествление). После 1917 г. усыпальница была разорена, верхние слои погребений вскрыты и осквернены. Вслед за восстановлением мон-ря начались работы по изучению и приведению в порядок усыпальницы. В 1994-1995 гг. были полностью раскопаны алтарная и прилегающая часть подклета, включая 2 вост. столба (руководитель С. А. Беляев оставил графический план работ без комментариев и депаспортизованную коллекцию сосудов для елея в основном, видимо, из погребений). При этом были восстановлены гробницы священнослужителей и настоятелей обители (в т. ч. определено погребение еп. Порфирия (Успенского)), представителей знати и дворянских родов (Новосильцовы, князья Дашковы, Оболенские, царевичи и князья Сибирские и др.). Отчет по работам не был представлен, артефакты изучались выборочно, антропологическая экспертиза не проводилась. В ходе работы трудников была вскрыта сев. часть усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010