С кон. 2000-х гг. в Оренбурге существует группа неоязычников (родноверов) (ок. 100 чел.). Значительную их часть представляют различного рода «реконструкторы». Обряды проводятся родноверами на природе, в «местах силы», в дни крупных языческих праздников. В 1996 г. в О. о. зарегистрирован «Гуманитарный центр «Дианетика»», распространявший идеи сайентологии (в 2018 находился в стадии ликвидации). Активисты движения «Ата жолы» (Путь предков) появились в О. о. в 2005 г., организовав собственную сеть. Ячейки орг-ции были созданы в Оренбурге, Орске, Соль-Илецке, Кувандыке и с. Жанаталап Беляевского р-на и др. Каждая ячейка, как правило, объединяет 10-15 чел., общее количество последователей в О. о. достигало неск. сот человек. В окт. 2015 г. эта орг-ция запрещена судом на территории О. о., однако отдельные ячейки продолжают свою деятельность нелегально. 24 янв. 1995 г. в качестве общественной орг-ции в Новотроицке зарегистрировано рериховское об-во «Гармония». На 10 дек. 2018 г. в реестр Управления Мин-ва юстиции РФ по О. о. внесена 31 действующая в регионе религ. группа. Лит.: Каган И. И. Очерк истории евреев Оренбуржья в XIX - нач. XX вв. Оренбург, 1996; Камзина А. Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности РПЦ в Оренбургской епархии: (1859-1917 гг.): Дис. Оренбург, 2004; Потапова А. Н. Религ. политика Советского гос-ва и ее осуществление на Юж. Урале в 1941-1958 гг.: Дис. Оренбург, 2004; Ягудина О. В. Старообрядчество Уральского и Оренбургского казачьих войск в период 1851-1917 гг.: Дис. Оренбург, 2005; Денисов Д. Н., Моргунов К. А. 130 лет Центральной соборной мечети Оренбурга. Оренбург, 2009; они же. Евреи в Оренбургском крае: Религия и культура. Оренбург, 2015; Амелин В. В. Конфессии в Оренбуржье: (1990-2010 гг.). Оренбург, 2010; Шакирова Э. З. Эволюция гос.-церк. отношений на Юж. Урале и Ср. Поволжье во 2-й пол. XX в.: Дис. Оренбург, 2010; Попова К. Ю. Государственно-конфес. отношения в 1964-1991 гг. (на примере Юж. Урала)//Интеллект. Инновации. Инвестиции. Оренбург, 2011. 2. С. 218-223; Денисов Д. Н. Очерки по истории мусульм. общин Оренбургского края (XVIII - нач. XX в.). М.; Н. Новг., 2012; он же. Католицизм в конфес. пространстве Оренбургского края: (Кон. XVIII - нач. XXI в.). Оренбург, 2014; Амелин В. В., Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Межэтнические и конфес. отношения в Оренбургской обл. Оренбург, 2013; они же. Ислам в конфес. пространстве Оренбургского края. Оренбург, 2014; они же. Этноконфес. отношения в Оренбуржье. Оренбург, 2014; они же. Религии Оренбургского края: Сист. описание. Оренбург, 2015. 3 т.; Протестантизм в Оренбургском крае: История и современность: Мат-лы Междунар. и Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2013.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

185 Абец Отто (1903–1958) — во время войны гитлеровский резидент («посол») во Франции. После войны был приговорен к 20 годам тюремного заключения. 186 Блуа Леон (1846–1917) — французский писатель католической ориентации, автор романов и публицистических книг. 187 Мишле Жюль (1798–1874) — французский историк романтического направления, проповедовавший либерализм и антиклерикализм. Автор монументальных произведений «История Франции» (1833–1846) и «Истории Французской революции» (1847–1853). 188 …которых Бенда когда-то так смешно окрестил «клерками». — Французский писатель Жюльен Бенда (1867–1956) в 1927 г. издал книгу «Предательство клерков». Словом «клерк» Бенда обозначает интеллигентов, которые, по его мнению, должны быть хранителями духовных ценностей, не превращаться в рупоры политических идей. Бернанос полемизировал с Бендой. 189 Петрополис — город в США, где жил в эмиграции Стефан Цвейг. 190 Жоффр Жак (1852–1931) — маршал Франции. В 1911–1914 гг. был начальником Генерального штаба, а в первой мировой войне в 1914–1916 гг. главнокомандующим французской армией. Добился победы в Марнском сражении (1914). 191 Фош Фердинан (1851–1929) — маршал Франции. В первую мировую войну командовал армией, группой армий, в 1917–1918 гг. был начальником Генерального штаба, а с апреля 1918 г. верховным главнокомандующим союзными войсками. Один из организаторов интервенции в Советской России. 192 Верден — город и крепость во Франции на реке Мез, где в 1916 г. происходили ожесточенные бои. 5-я германская армия пыталась прорвать фронт французских войск, но встретила упорное сопротивление, в результате чего обе стороны понесли огромные потери. 193 …видимость двух Франций… — В течение некоторого времени после поражения, Франция была разделена на две части: северную, оккупированную гитлеровскими войсками, и южную, формально свободную, управляемую правительством, находящимся в городе Виши. Ситуация изменилась 11 ноября 1942 г., когда войска Германии вместе с итальянскими войсками оккупировали также и южную часть Франции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

226 Аполлинарий (?–75), священномученик. По преданию, ученик апостола Павла, первый епископ Равенны. 230 ...Ты отряхнешь, тоскуя и любя. – Из стихотворения Вл. Соловьева «Зачем слова? В безбрежности лазурной.» (1892). 231 Публичная лекция и реферат, читанный в петербургском Литературном обществе. –– Русская мысль, 1911, май–июнь. 232 «Тернер создал лондонские туманы» – афоризм Оскара Уайльда из эссе «Упадок лжи» (1889). Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (Turner; 1775–1851) – английский живописец и график. 233 «Немногое извне доступно было взору, но чрез то звезды я видел и ясными, и крупными необычно». – Иванов приводит в собственном переводе строки «Божественной комедии» Данте (Чистилище. XXVII. 88–90), которые он взял эпиграфом к своей первой книге стихов «Кормчие звезды» (1902). 234 подобно составным частям эпопеи Бальзака... – Эпопея Оноре де Бальзака (Balzac; 1799–1850) «Человеческая комедия» включает 98 романов, повестей и рассказов, связанных общим замыслом и многими персонажами: «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830–1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834–1835), «Цезарь Биротто» (1837), «Утраченные иллюзии» (1837–1843), «Кузина Бетта» (1846) и др. 235 ...покойный Инн Ф. Анненский последний пытался наметить как бы схематический чертеж... – Иванов имеет в виду статью Анненского «Искусство мысли: Достоевский в художественной идеологии» из «Второй книги отражений» (СПб., 1909. С. 110–135). К этой статье Анненский приложил чертеж, стремясь графически запечатлеть систему соотношений мыслей-образов у Достоевского. 236 …по легенде с отроком Пиндаром. – Согласно легенде, гений Пиндара (ок. 518–442 или 438 до н.э.) был отмечен знамением еще во младенчестве – пчелы слетелись к его устам и наполнили их медом. 237 ...французским критиком Геннекеном. – Геннекен (Эннекен) Эмиль (Hennequin; 1858–1888), французский литературовед, автор книги «La critique scientifique» (рус. пер.: Опыт построения научной критики. СПб., 1892). 238 не только идиллию о Дафнисе и Хлое, но уже и «Золотого Осла». – Речь о первых полностью сохранившихся романах античности – древнегреческой идиллии «Дафнис и Хлоя» Лонга (II–III вв. н.э.) и латинском романе «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея (ок. 125–180). Предшественниками романа Апулея были «Милетские истории» Аристида (II в. до н.э.). Подробнее см.: Гаспаров М.Л. Вторая софистика. Жанры и представители//История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т. 1. С. 493–500.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

23. Иосиф Иванович Юшков (13 марта 1788 - 1 августа 1849), шталмейстер Императорского Двора, был женат на Голубцовой Варваре Ивановне (28 июня 1795 - 24 августа 1841). Кавалер орденов Св. Владимира 4 ст., Св. Анны 2 ст. Оба погребены на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. См.: Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. - СПб., 1886. - С. 210. Казанское дворянство 1785-1917 гг. Генеалогический словарь/Сост. Г.А. Двоеносова. - Казань: " Гасыр " , 2001. - С. 631. Шталмейстер соответствовал гражданскому чину тайного советника III класса, заведовал царскими конюшнями. См.: Советский энциклопедический словарь. - М., 1981. - С. 1535. 24. Агафонов Н.Я. Там же. - С. 112. Исследователь указал дату смерти как 5 апреля. 25. отметим, что, к сожалению, казанский период становления Толстого практически не нашёл отражения в юбилейном альбоме, посвящённом 75-летию со дня рождения писателя. См.: Граф Лев Толстой - великий писатель земли русской в портретах, гравюрах, медалях, живописи, скульптуре, карикатурах и т.д. - СПб.: Изд-во товарищества М.О.Вольф, 1903. 26. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х т. Т. XVIII. - М., 1984. - С. 305. Письмо от 2 марта 1842 г. было адресовано тётке и воспитательнице Толстого Т.А.Ергольской. Молодой граф, находясь в Паново, наблюдал на горизонте зарево и дым от городского пожара. Отметим, что это был девятый по счёту, как отмечает Пинегин (см.: Пинегин М.Н. Казань в её прошлом и настоящем. - СПб., 1890. Репринтное издание. Казань. 2005. - С. 400), пожар в Казани, в результате которого сгорело 1309 домов и 9 церквей, в основном в центральной части города. Казань горела 24 августа, понятно, что письмо не могло быть отправлено 2 марта. Поэтому своим исследовательским долгом считаем исправить эту неточность: возможно, здесь опечатка и письмо было отправлено по адресату 2 сентября 1842 г. 27. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х т. Т. XVIII. - М., 1984. - С. 319. Письмо М.Н.Толстой от 26 мая 1851 г. 28. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. М., 1954. С. 168. Ссылка на: Бурнашева Н.И. " ...пройти по трудной дороге открытия... " Загадки и находки в рукописях Льва Толстого. - М.: " Наука " . 2005. - С. 132.

http://ruskline.ru/analitika/2007/05/10/...

58 Ильминский Николай Иванович (24.04.182227.12.1891). В 1846 окончил КазДА. С 1850 в С.-Петербурге работал над переводами богослужебных книг на татарский язык. В 1851–1853 изучал арабский, турецкий и персидский яз. в Дамаске, Константинополе, Каире. С 1854 преподавал восточные языки в КазДА. 1861–1872 – проф. КазДА и Казанского университета. Был одним из основателей Братства Св. Гурия. С 1872 директор Казанской учительской семинарии (Отечественная история II. 341342). 59 Малов Евфимий Александрович (183525.02.1918). В 1862 окончил КазДА, пом. ректора Казанской ДС. 1863 – магистр богосл., бакалавр КазДА. 1868 – экстраорд. проф. 1869 – иерей. 1870 – благочинный училищ девиц дух. звания. 1880 – протоиерей. 1886 – орд. проф. 1901 – д-р богосл., проф. по кафедре противомусульманских миссионерских предметов (ИС 1905. 25; Русское православие). 60 Ивановский Николай Иванович (18401913). В 1865 окончил СПбДА, канд. богосл., бакалавр КазДА. 1867 – магистр, пом. инспектора КазДА. 1869 – экстраорд. проф. В 1876–1880 инсп. КазДА. 1883 – д-р богосл. и орд. проф. Автор работ, посвященных различным аспектам старообрядчества. С 1871 проводил миссионерские беседы со старообрядцами. Совершил ряд миссионерских поездок по епархии (Христианство III. 327; ИС 1905. 24). 61 Миротворцев Василий Васильевич (183822.09.1891). 1863 – окончил СПбДА, канд. богосл. Препод. КазДА. С 1881 – инсп. КазДА. 28 лет стоял во главе миссионерского отделения против буддизма и принимал активное участие в комиссии по переводу священных и богослужебных книг на инородческие языки (Брокгауз-Эфрон. XIX. 434). 62 Машанов Михаил Александрович (11.05.18521924). 1872 – окончил Тобольскую ДС и поступил в КазДА. В числе его преподавателей были Н.И. Ильминский , Е.А. Малов, Н.П. Остроумов . 1876 окончил КазДА, оставлен в Академии преподавателем миссионерских противомусульманских дисциплин. 1878 – приват-доц., 1884 – и. д. доцента на кафедре арабского яз. 1881– 1904 – член и делопроизводитель Братства Св. Гурия. 1885 – магистр богосл. и доц., командирован на два года в Сирию, Палестину, Египет и в Аравию для изучения арабского яз. и мусульманской богосл. литературы. 1887 – экстраорд. проф. С 1889 безвозмездно преподавал на двухгодичных миссионерских курсах. В 19191920, продолжая преподавательскую деятельность в КазДА, написал курс лекций «Ислам среди народов Восточной России» в 38 томах. Этот курс читал советским работникам на Восточном отделении открывшегося в 1917 Северо-восточного археологического и этнографического института (Хабибуллин).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

2336 Шведский король Густав IV, непримиримый враг Наполеона, был недоволен Россией и Пруссией за Тильзитский мир и выслал в 1808 г. их посланников из Стокгольма. По этому поводу началась у России война с Швецией, окончившаяся Фридрихсгамским миром (5 сент. 1809 г.), по которому Финляндия перешла во владение России. 2337 Письмо это написано на одном листке с предшествующим, чем надо объяснять отсутствие на первом даты. 2338 Одновременно с студентами М. Академии были вызваны три студента из Петербургской. Об одном из последних здесь и идет речь. 2340 Борисов (1800–1856); Архиепископ Херсонский, тогда состоявший бакалавром С.-Петерб. Дух. Академии. 2345 Протоиерей Ф.А. Голубинский, известный профессор философии в Москов. Дух Академии († 1851 г.). 2346 Александр Иванович Галич воспитывался первоначально в Севской Духовной семинарии, а потом – Педагогическом Институте, довершил свое образование в Гельштете и Геттингене. При открытии С.-Петербурского Университета (8 февр 1819 г.) ему было поручено преподавание Истории Философии. В 1821 г., когда постигла С.-Петербургский Университет известная катастрофа (см. о ней в «Материалах» Сухомлинова М.И., в Чтенияхъ Моск. Общ. Ист. и Др. Рос: «Дело о С.-Петерб. Универс. в 1821 г. » за 1861 г. кн. 3, у Григорьева В.В. «Импер. С.-Петерб. Университет в течение первых пятидесяти лет его существования»), Галич должен был приостановить чтение лекций. В 1821 г он совсем был уволен от должности, с оставлением, впрочем, при Университете «для занятия какою-либо другою должностью». Но других должностей, предлагавшихся ему, он не принял и оставался без дела, терпя большую нужду, до самой смерти, которая постигла его в крайне бедственном положении, в 1848 г. 2347 Антон Антонович Дегуров, француз по происхождению. Настоящая его фамилия Dugour, в Дегурова же он преобразился со вступлением на русскую службу, в 1806 г. Здесь сначала был профес. Харьковск. Универ. затем с 1917 г. – Глав. Педагог. Института, в котором оставался и после преобразования его в Университет. В 1825 г. избран на должность ректора, которую занимал до преобразования университета в 1835 г. В этом году вышел в отставку. Писал он только на франц. языке, а русским совершенно не владел. Ск. в 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

95 ...вслед за Спинозой. – Согласно философии Спинозы, объекты в чувственных представлениях и сознании тождественны «с точки зрения вечности». У. Джеймс полагал, что опыт и реальность – одно и то же, т.к. субъект волевым усилием выделяет вещи из «потока жизни». 96 ... «интуитивизм» Н.О. Лосского. – Концепция интуитивного познания сформулирована Н.О. Лосским в труде «Обоснование интуитивизма» (СПб., 1906), который первоначально был опубликован под названием «Обоснование мистического эмпиризма» в журнале «Вопросы философии и психологии» (1904–1905). 97 … учение об «Einfuhlung» у Липпса, Генриха Гомперца... – Теодор Липпс (Lipps; 1851–1914), немецкий философ и психолог, автор работ «Основы психофизики» (рус. пер.: СПб., 1903) и «Основы логики» (рус. пер.: СПб., 1902). Учение о «проникновении» (субъекта в объект) является частью его теории познания; Генрих Гомперц (Gomperz; 1873–1942), популяризатор идей Т. Липпса, автор книги «Учение о мировоззрении. Опыт историко-генетического изложения и объективной обработки главнейших проблем общей теоретической философии» (рус. пер. В. Базарова и Б. Столпнера: СПб., 1912). 98 …вслед за Аксаковой называют его врагом Христа... – Анна Федоровна Аксакова (урожд. Тютчева; 1829–1889), жена И.С. Аксакова, фрейлина вел. кн. Марии Александровны, мемуаристка, «неумолимая громовержица» московских салонов, по выражению И.С. Тургенева. Д.С. Мережковский в одной из своих статей приводит слова А.Ф. Аксаковой, обращенные к К. Леонтьеву : «Не столько атеисты – враги Христа, сколько такие лица, как вы» (Мережковский Д.С. Страшное дитя//Речь. 1910. 31 января. С. 2). 99 ...говорил еще Вл. Соловьев. – Отсылка к статье В. С. Соловьева « Константин Николаевич Леонтьев », написанной для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1895): «Мировоззрение Леонтьева было вообще лишено цельности; одного срединного и господствующего принципа в нем не было, но отдельные взгляды были весьма замечательны своею определенностью, прямотой и смелою последовательностью» (Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С.415.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Полное отрицание разумности и планомерности в поэтических произведениях, известное под именем импрессионизма, декадентства, неофутуризма, пока не приобрело всеобщего признания, да и едва ли когда-либо приобретет его. Чувство неотделимо от сознания и не может разъединяться с ним; чувство и сознание не исключают друг друга. (...) Но и подведение поэтических произведений под мерку холодного рассудка ведет к понижению поэтического и религиозного чувства 173 . Надо иметь в виду, что помещавшиеся в различных «толковых молитвословах» и учебниках Закона Божия русские переводы молитв и песнопений, не предназначенные для богослужебного употребления, обыкновенно отличались сухой прозаичностью. Вероятно, это наложило отпечаток на многие высказывания в защиту церковнославянского текста – хотя присущая ему «доля таинственности» во многих случаях явно выходила за границы разумности для большинства читателей и слушателей. Преподаватель Рязанской духовной семинарии протоиерей Павел Алфеев призывал прежде всего «улучшить и возвысить церковное чтение до идеальной высоты, а не переделывать текст читаемого». Если же и хорошее чтение не дает ясного понимания, то помочь делу должны школы и пастыри Церкви. Нужно народ возвышать до понимания всего в религии, а не религию подгонять под уровень понимания народа 174 . Известный духовный писатель архиепископ Никон (Рождественский , 1851–1918) принципиально признавал возможность улучшения богослужебного текста, но главным условием понимания тоже считал правильную постановку образования. На пороге революции, в 1917 году, он с любовью вспоминал времена своего детства, когда грамоте учились у дьячков. По его мнению, вся беда в том, что под влиянием интеллигентского «просвещения» и в результате происков масонов славянский язык почти устранили из школы. (...) Старались, чтобы дело обучения было как можно легче, чтоб дети учились играючи. (...) Но таким образом с первых дней воспитания дети отучались от борьбы со всякими трудностями, привыкали к лености мысли. (...) Теперь кричат уже о замене церковнославянского языка русским, даже в богослужении. Сохрани нас Бог от такого кощунства! Надо кричать наоборот о том, чтобы учить детей по-славянски, начиная от букваря 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

281-283 283-284 284-285 285-286 288-289 289-290 290-291 291-293 293-295 295-297 297-298 298-299 299-301 301-302 302-303 БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии 303-304 304-305 305-306 306-307 307-308 БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта) 308-310 310-328 328-329 330-331 331-332 332-333 333-334 БАРДИН Антон Иванович († 1841), московский мещанин, антиквар, фальсификатор древ. слав. рукописей 334-335 335-338 БАР-КОХБА прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее 338-339 339-341 341-342 БАРМЫ накладное оплечье, возлагавшееся поверх одежды вел. государям во время венчания на царство 342-343 343-345 345-346 346-347 347-348 348-349 349-350 350-352 352-354 354-355 БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель 355-357 357-358 358-360 360-361 361-366 366-367 367-368 368-369 369-370 370-371 БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры 372-373 373-374 375-376 375-377 377-378 БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня) БАТОВ Дионосий Васильевич (1825-1910), наставник общины брачных старообрядцев-поморцев, апологет поморского согласия 379-380 380-381 381-383 383-384 384-385 385-387 387-388 БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики 388-389 389-390 390-391 391-393 393-394 394-395 395-396 396-398 398-399 399-400 400-401 401-403 403-405 405-406 406-407 407-408 408-411 411-412 412-413 БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской 413-414 БЕГИНКИ члены женских полумонашеских общин, объединявшихся для ведения совместной благочестивой жизни и не принадлежавших ни к одному религиозному ордену

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Лишь благодаря постоянной бескорыстной поддержке со стороны Энгельса им удалось пережить эти лишения. В 1864 г. М. принимал участие в работе 1-го Интернационала и был избран членом Генерального совета (членом-корреспондентом для Германии и России). Осмыслению значения франц. революции 1848 г. и революционных движений в др. европ. гос-вах М. посвятил неск. сочинений, созданных в нач. 50-х гг. XIX в. В кн. «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (Die Klassenkämpfe in Frankreich 1848 bis 1850) М. критиковал влияние воззрений мелкобуржуазных социалистов на социалистическое движение и в кратком изложении сформулировал программу действий революционного социализма, обязательное выполнение к-рой должно было обеспечить ему победу. М. выступал сторонником непрерывной (перманентной) революции и диктатуры пролетариата. Революционный социализм, согласно М., «есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих отношений» (Там же. Т. 7. С. 91). Именно этой программой коренного переустройства общества на коммунистических началах руководствовались большевики в России после Октябрьской революции 1917 г. Исследование событий революции 1848 г. и причин ее поражения М. продолжил в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (Der achtzehnte Brumaire des Louis Bonaparte), опубликованной в мае 1852 г. Работа имела преимущественно исторический характер: М. давал подробную классификацию основных этапов революции с 24 февр. 1848 по 2 дек. 1851 г. и анализировал с классовых позиций расстановку сил и их борьбу (Там же. Т. 8. С. 201-202). Философские проблемы занимают в работе мало места. Тем не менее в этой работе М. впервые написал о «естественном союзе крестьян с городским пролетариатом» как ведущей силой революционного движения (Там же.

http://pravenc.ru/text/2562374.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010