При приближении советских войск о.Иоанн вместе с епископом Вениамином и тремя духовными дочерьми покинули Полтаву, зная, что им неминуемо грозят сталинские лагеря, и на открытой платформе товарного поезда эвакуировались на Запад. Немецкий военный поезд шел без остановок в Германию. По мере приближения к границе о.Иоанн и епископ Вениамин все больше ощущали, что не могут уехать из России.   Глаголев Алексей Александрович родился 2 июня 1901 года в Киеве. В семье профессора Киевской Духовной Академии протоиерея Александра Глаголева, в священническом доме рядом с церковью св.Николы Доброго, где настоятелем был его отец. В 1909-1917 гг. учился в Киевской гимназии, которую окончил с отличием, поступил в Киевскую Духовную Академию.   В начале 1920г. Алексей Александрович познакомился со своей будущей женой — Татьяной Павловной Булашевич. Алексей и Татьяна входили в известную общину о.Анатолия Жураковского, которая в 1922 г. собиралась при церкви Иоанна Златоуста, в здании религиозно-просветительского общества. В 1923 г. после ареста о.Анатолия община перешла в церковь св.Николы Доброго к о.Александру Глаголеву. В январе 1926г. состоялось венчание Алексея и Татьяны. В 1930 г. семью Глаголевых выселили из священнического дома и молодой семье с малолетними детьми пришлось ютиться в сыром подвале, где они прожили до 1941 г. В 1932 году Алексея Александровича арестовывают, обвиняя в проведении контрреволюционной работы против советской власти. За неимением доказательств освобождают через 8 дней, но как сына служителя культа, лишают права голоса. До 1936 г., когда его восстановили в правах, Алексей Александрович перебивался случайными заработками: мостил Вышегородское шоссе, был бетонщиком, сторожем детского сада, весовщиком на фруктовом заводе. В 1933-1934 гг. в Киеве возникает «катакомбная церковь». После закрытия в 1933 г. храма Преображения, где собирались православные общины о.Спиридона Кислякова и о.Анатолия Жураковского, общинники стали собираться для домашних молитв на частных квартирах, в том числе у Глаголевых.

http://pravmir.ru/ispovedniki-vernost-sl...

в) исполнял директивы САБЛИНА 1502 и САМАРИНА, как напр[имер], директива о сохранении единства с заграничниками, для чего сносился с этими лицами через попа ШИПКОВА и других и отсылал на утверждение САМАРИНА даже свои письменные акты; г) имел постоянные беседы с недавно приехавшим из-за границы еписк[опом] Тихоном ШАРАПОВЫМ, информируясь у него о положении церкви заграницей. 11) ШАРАПОВА К. И. (Тихона) в том, что, сносясь с заграницей, он служил постоянным информатором митр[ополиту] Петру о движении заграничных монархистов. 12) ШИПКОВА П. А. в том, что он служил посредником между САМАРИНЫМ и Петром. 13)  ПОКРОВСКОГО Н. В. , СКВОРЦОВА В. В., СКВОРЦОВА И. И. и СКВОРЦОВА К. П. в содействии митр[ополиту] Петру и даниловцам, выразившемся в создании нелегального органа (благочиннического совета) и нелегального издательства, в создании фонда помощи высланным и заключенным за к[онтр]революц[ионную] деятельность попам, помощи Петру в получении заграничных белогвардейских газет и т. д. б) ПОКРОВСКОГО кроме того, в антисов[етских] проповедях, с указанием на Англию, как спасительницу гонимой православной церкви в СССР. Уполном[оченный] 6-го отд[еления] СО ОГПУ: Казанский Нач[альник] 6-го отд[еления] СО ОГПУ: Тучков ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 5. Л. 231–257. Подлинник. Машинопись.   26. Протокол Особого Совещания при Коллегии ОГПУ 1503   по делу «церковно-монархической организации» 21 мая 1926г. СЛУШАЛИ: 99. Дело 36033 по обвин. гр. ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича, ДОБРОНРАВОВА Николая Павловича, СЕМЕНЯКО Николая Ивановича, ПОПОВА Ивана Сергеевича и др. в числе 30 чел. по 62 и 68 ст[атьям] УК   ПОСТАНОВИЛИ: 1) ПОПОВА Ивана Сергеевича, 2) ПОЛЯНСКОГО Александра Алексеевича, (Амвросия), 3) ИСТОМИНА Петра Владимировича, 4) ТИТОВА Петра Семеновича (Прокопий), 5) ШИПКОВА Петра Алексеевича – заключить в концлагерь, сроком на ТРИ года 6) ШАРАПОВА Константина Ивановича (Тихон) – заключить в концлагерь сроком на ТРИ года, но ввиду болезни заключение в концлагерь заменить высылкой в Казахстан на тот же срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Пользователю НН, написавшему: " Даже вроде грамотные люди не могут понять и уяснить, почему же с 1926г по 1953г население страны увеличилось на 88 миллионов " . Грамотным людям написанного вами действительно не понять, ибо вы эти свои фантастические миллионы пытаетесь выдать за некую бесспорную историческую истину, каковой, конечно, данная просталинская агитка отнюдь не является. Читатель 6 июня 2016, 06:51 Наталье Валентиновне, " учителю литературы весьма зрелого возраста " . Вы сетуете на то, что ваша " талантливая дочь, словесник, ... не может в свои 30 лет устроиться в школу на работу, потому что все вакансии заняты пенсионерками " - учителями вашего поколения, которые кормят своих неработающих детей. Так в чем проблема? Уступите место учителя с этим вашим ужасным " пятым классом " своей дочери- и вакансия откроется, и талант вашей дочери как учителя словесника может проявиться в полной мере. С одаренными детьми работать легче, т.к. часто они постигают вершины знаний " вопреки " среднему учителю. Галина Игловская 5 июня 2016, 19:41 Простите, не очень понятно, может быть, выразилась в предыдущем комментарии для тех, кто не знает, кто такой манкурт. В романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» рассказывается о том, как кочевники жуаньжуаны превращали пленных воинов в рабов, надевая им на голову шири - снятую с верблюжьей шеи сырую кожу. Она плотно обтягивала бритую голову и, стремительно усыхая на палящем солнце, сдавливала череп железными тисками. Человек испытывал страшные муки и, если не умирал, уже «не знал, кто он, откуда родом- племенем, не помнил детства, отца и матери… Лишенный понимания собственного «я», манкурт… был равнозначен бессловесной твари…». Человеческая память имеет глубокий нравственный и духовный смысл и несет в себе тот " национальный код " , о котором говорят участники дискуссии. Ее внутренний трагизм - в осознании греховности нашей природы и оторванности от Бога, необходимости возвращения к Нему: " Возвратитесь, мятежные дети! " (Иер. 3,22). С постепенным уничтожением памяти- " манкуртизацией " - это осознание уничтожается. «Забвение есть утрата памяти», - заметил преп. Иоанн Дамаскин. С прекращением чтения произведений древнерусской и русской классической литературы (не говоря уже о житийной) наступит полная потеря этой богоданной памяти, а вместе с ней- разрушение человека как образа Божия. Свято место пусто не бывает, и вместо этой литературы взахлеб будет читаться издаваемая уже ныне массовыми тиражами потребительская " литература " с лжемудрствованиями падших грешников и откровенной бесовщиной.Но Господь сказал: " Положу конец мерзостям твоим... и распутству твоему " (Иез. 22,15; 23,27). Спасибо.

http://pravoslavie.ru/93920.html

Хиротони­сан 18.5.1920. Прежде был настоятелем Златоустовского монастыря в Москве. Сослан в Зырянский край. После 1929 г. сведений нет. 23 Кирилл (Смирнов Константин Илларионович, 1863–1937), митрополит Ка­занский и Свияжский. По завещательному распоряжению св. Патриарха Ти­хона был первым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола; не воспринял эту должность, так как находился в ссылке. Осенью 1926 г. тайным голосованием путем опроса епископов на местах был избран Патриархом, однако был арестован и сослан в г. Енисейск. С конца 1920-х гг. находился в оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) . 2.1.1930 по постановлению митр. Сергия митр. Ки­рилл был предан суду Собора архиереев и уволен на покой. С января 1930 г. по август 1933 г. в ссылке в Туруханском р-не Красноярского окр. В 1934 г. сослан в Южно-Казахстанскую обл. В 1937 г. арестован в ссылке и расстрелян под г. Чимкентом вместе с митр. Иосифом (Петровых) . 25 Аввакум (Боровков Григорий Антонович; 1892–1937), епископ Староуфим­ский, викарий Уфимской епархии, с 1923 по 1926 гг. находился в ссылке в Зырянском крае. В 1928 г. сослан в г. Челябинск. Расстрелян. 26 По данным следственного дела 1926г., 24.4.1924 (Архив УФСБ по Влади­мирской обл. Д. П-8008. Т. 1). 27 Василий (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876–1945) – священномученик, епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. В 1923 г. арестован и сослан в Зырянский край. Более двадцати лет провел в ссылках и лагерях. В 1943–1944 гг. проходил по одному делу с еп. Афанасием. Умер в ссылке в с. Бирилюссы в Красноярском крае. В 1993 г. прославлен в лике местночтимых святых Ивановской епархии по благословению Святейшего Пат­риарха Московского и всея Руси Алексия II. Дни памяти: воскресение после 5(18) октября, воскресение после 31 июля (13 августа). 28 Эта тюрьма называлась Политизолятором, в также была известна как «Малая Лубянка». Здесь содержались арестованные из Московской области до выне­сения приговора (здесь и далее используются сведения об исправительно-трудовых учреждениях, сообщенные Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил. На самобытный труд, стремленье Не вызывал народ ты свой, В его не верил убежденья И весь закрыл его собой. Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла. Грех Руси дал тебе победу, И Русь ты смял. Но не всегда По твоему ей влечься следу Путем блестящего стыда. Так будет время, Русь воспрянет, Рассеет долголетний сон И на неправду дружно грянет – В неправде подвиг твой свершен! Народный дух поднимет крылья, Отступников обнимет страх, Созданье лжи, дела насилья Падут, рассыплются во прах! И вновь оправданный судьбою Восстанет к жизни твой народ С своею древнею Москвою – И жизнь свободный примет ход… 60 Настоятелем Высокопетровского монастыря был в то время архимандрит Григорий. Так как у нового эконома был прекрасный, задушевный тенор, он прибавил ему еще послушание петь на правом клиросе и отправлять очередное чтение при богослужениях. По долгу службы Гавриил и должен был часто ходить в Охотный ряд. Ил.11. Огромный город, куда Гавриил ушел, чтоб заниматься духовным плачем. Москва. Старый Большой Каменный мост. Снимок 1859 г. Ил.12. В этой обители в самом центре первопрестольной – на шумной Петровке – начался (с 1874 г.) самостоятельный труднический путь бывшего оптинского послушника Гавриила Зырянова . Здесь он принял монашеский постриг (1876), а также клевету и поношение от братии. Москва. Высокопетровский монастырь. 1980-е гг. Снимок Б. Томбака. Монастырь разорен в 1926г., возвращен РПЦ в 1994г. Ил.13. «Улица была знаменитая, красноречиво свидетельствующая о богатстве страны и народа». Эконом Высокопетровского монастыря Гавриил Зырянов «по долгу службы должен был часто ходить в Охотный ряд». Москва. Охотный ряд (панорама от Театральной площади). Церковь Параскевы Пятницы (17 в.; уничтожена в 1928 г.). 1912 г. Снимок Кузнецова Ил.14. «Широкое житье-бытье ушедшей Москвы». Вербный базар. Москва. Красная площадь в Вербное воскресенье. Снимок начала века. Из коллекции Парийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

48 Перефразируя протоиерея Георгия Флоровского , можно сказать, что государство в делах Алтайской миссии не стало для церкви легким и удобным союзником и партнером. 49 Отголоском противодействия государственных чиновников миссионерскому делу на Алтае были сочувственные реплики в одном из публикуемых писем свт.Николая к архиепископу Макарию от 16 января 1910г.: «До боли сердечной прискорбно знать, что русские православные чиновники мешают миссионерскому делу так же, как неверующие иудеи мешали св. апостолу Павлу. Что за аномалия! В России могут твориться такие безобразия. Вот о чем на миссионерских съездах надо громко кричать! Авось, до царя дойдет, и какие-нибудь меры примут. Да, в этом отношении язычники стоят выше наших православных чиновников; здесь, в языческой стране, мы, миссионеры, от языческих чиновников не только помех не встречаем, а, напротив поощрение видим». 50 С 1912г. свт.Макарий стал митрополитом и был поставлен на Московскую кафедру, где пробыл недолго. 20.03.1917г. он был уволен на покой с проживанием в Николо-Угрешском монастыре. В 1920г. патриарх Тихон даровал ему пожизненный титул митрополита Алтайского. Умер свт.Макарий 02.03.1926г. в поселке Котельники Московской области. В 1956г. его останки были перенесены в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Голицына Александра Николаевна, княжна, урожденная Мещерская (1867–?). Свт. Николай познакомился с ней во время своей поездки в Москву в 1880г. (см. записи в дневнике свт. Николая за 7 апреля 1880г.). 8 мая 1880г., накануне дня Ангела (свт.Николая Мир Ликийских), владыке Николаю передали «три просфоры от “Лильки” Мещерской». 51 18 мая того же года он сделал в своем дневнике следующую запись: «(после литургии в Златоустовском монастыре. – Р.Ц.) – к княгине Мещерской. Были в саду их; жарко было; для княгини, кажется, трудно было (переносить жару. – Р.Ц.) – так зачем не дала одним детям показать мне сад; сад – чрез дорогу от дома; в нем – большой ясень посредине, несколько лиственниц, много сирени, иедская роза (шиповник).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

7/I-1925 г. вошёл в состав съезда Пленума Св. Синода. С 5/Х-1926г. назначен митр. Уральской области и правящий Свердловской епархией с оставлением и правящим Пермской епархией. Заместитель председателя Церковного Управления Уральской области. С 5/VIII-1936 г. – митр. Челябинский. С 19/IX-1936 г. – митр. Уфимский. С 11/II-1938 г. уволен за штат. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6. С. 4; 12–13. С. 1–7. Церковное обновление. 1925. 5–7. С. 7, 33. ФАОС дело 189. Кат-АМ 307. Кат-ЯВ 248. С. 126. Кат-Ес 2. С. 18, п/п 106. См. Мануил. 6.113–114. [Кат-ГУБ. С. 991.] В Кат-ГУБ: фамилия Карпеев. Родился 22/XI-1885 г. в с. Бобрики Тульской губернии. В 1911 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1911 г. – преподаватель Вятской духовной семинарии. В 1918 г. пострижен в монашество. Был настоятелем нескольких монастырей Вятской епархии в сане архимандрита. 25/XII-1921 г. хиротонисан во еп. Яранского, викария Вятской епархии. Уклонился в обновленческий раскол. В 1923 г. был участником II обновленческого собора, на котором подписал постановление о лишении сана и монашества Св. Патр. Тихона. В 1924 г. возведён в сан обновленческого архиеп. Пермского. Участник III обновленческого собора. С 05/Х-1926 г. – обновленческий митр. Свердловский, управляющий Уральской митрополией. С 18/IV-1934 г. – управляющий Свердловской митрополией. С 05/VIII-1936 г. – митр. Челябинский. С 19/VII-1936 г. – митр. Уфимский. 11/ХI-1937 г. арестован и постановлением Тройки при УНКВД по Башкирской АССР приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 29/XI-1937 г. в г. Уфе. Погребён на Сергиевском кладбище. [ПСТБИ] СЕРГИЙ (Лавров Алексей Петрович]) Епископ Туркестанский Родился 2/II-1878 года. Окончил духовную академию со званием кандидата богословия. 01/XII-1913 г. хиротонисан во еп. Саламского в Урмии и был начальником Урмийской миссии. По другим данным хиротонисан во еп. Семиреченского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Церковь во время нашествия была осквернена и разграблена, иконы, ценная утварь и ризничные вещи из серебра похищены, позолоченные резные иконостасы повреждены. Внутри храма французы устроили конюшню. Еще долгое время пол в церкви и алтарях носил следы подков французских лошадей. В селе и окрестностях бесчинствовали мародеры, крестьяне уходили в леса. По преданию, храм стал местом встречи партизанских отрядов. В сентябре 1812г. у села Перхушково было разбито четыре французских кавалерийских полка и отряд из 800 солдат пехоты с обозами, а также захвачены в плен 1800 человек. После изгнания французских захватчиков церковь была вновь отремонтирована и освящена. Храм перестраивался в 1863–1868 годах: именно тогда он утратил первоначальную форму равноконечного креста и стал прямоугольным. Основное здание соединили с колокольней «для распространения теплой церкви». В 1876г. центральный объем расписали живописным письмом. Еще через три года, по проекту московского архитектора И.С.Семенова, была надстроена колокольня. Звон состоял из семи колоколов. В августе 1886г., в память освобождения крестьян от крепостной зависимости Александром II, в левом крыле главного алтаря был освящен придел св. благоверного князя Александра Невского. По описанию 1887г. престолы в храме посвящались: Покрову Пресвятой Богородицы, Александру Невскому, Казанской иконе Божией Матери и святителю Николаю, что осталось неизменным до настоящего времени. В 1884г. в селе Перхушково была открыта земская больница. В 1891г. при больнице построена деревянная часовня по проекту архитектора Ф.О.Богдановича. Священники Покровского храма окормляли Перхушковский приют для хронических больных и детские ясли. До 1917г. Перхушково было центром одноименной волости Звенигородского уезда Московской губернии. Здесь находилось волостное правление, сельское училище, земская больница, казенные винная и пивная лавки, трактир. Перепись 1926г. зафиксировала в селе 166 хозяйств и 894 жителя. В Перхушково действовала школа первой ступени, изба-читальня, больница, кредитное общество, сельсовет.

http://sobory.ru/article/?object=01035

Лина не смогла поехать домой и сначала сильно тосковала, а сейчас успокоилась и веселится с нашими беспечными детьми. В Академии на днях был магистерский диспут Епифановича 174 , присутствовали м[итрополиты] Владимир и Платон 175 и архиеп[ископ] Евлогий 176 . Занятия мы кончаем 8 января. На днях открывается здесь Всеукраинский церк[овный] Собор, на котором будет провозглашена автокефалия Укр[аинской] Церкви. Произойдет большой раскол. Предупредить его теперь очень трудно, п[отому] ч[то] м[итрополит] Платон и наши епископы (Л. 30) выпустили из своих рук инициативу и сделали Центральной] Раде много неосторожных уступок. В Академии возникла мысль обратится к Центральной] Раде с запросом, возьмет ли она на себя ту часть бюджета академического, которая при прежнем правительстве лежала на государственном казначействе. Если Рада не согласится отпустить деньги, нам угрожает голод. Одно остается утешение, что не мы одни в таком ужасном положении, а все чиновничество и вся интеллигенция. П. Д. Каменцов оказался от должности ц[ерковного] старосты. Избрали нотариуса Кольчевского, а помощницей его М. Н. Новицкую, которая очень хотела быть избранной (об.) именно в старосты, а не в помощницы. Все шлют тебе искренний привет и пожелания всего наилучшего. Преданный тебе прот. Н. Гроссу P. S. Стефан Тим[офеевич] весь ушел в заботу о хлебе насущном для семьи. Редко вижу его; на собраниях он не бывает. Книга твоя в библиотеку получена, но ее успел захватить Скабалланович, у которого уже не вырвешь: я хотел было напечатать об ней объявление в послед[ней] кн[иге] «Трудов», имеющей выйти на днях. Лапинские кланяются, такожде преосв[ященные] Василий и Амвросий, недавно бывшие у меня в гостях. Поклон Н. Н. Глубоковскому  и всем знаемым. Л. 29–30 об. 28 24 декабря 1926г. (6января 1927г.) (Л. 57) Дорогой Алексей Афанасьевич! Поздравляем тебя с праздником Р[ождества] Хр[истова]. И от души желаем тебе здоровья и бодрости духа, чтобы ты мог довести до благополучного окончания все свои ученые работы. Я завидую необыкновенному увлечению, с каким ты исследуешь памятники литургической науки в условиях крайне неблагоприятных для такого занятия. Очень жалею, что в свое время мы мало об этом могли поговорить. Моя болезнь явилась неожиданной для всех нас. Но, слава Богу, я перенес ее бодро; силы не изменили мне, и я (об.) чувствовал себя хорошо и в конце октября, как и в средине июля. По выздоровлении от многочисленных твоих почитателей я узнал, что ты здесь провел несколько весьма интересных докладов и своим искусством «беседовника» положительно обворожил всех 177 . Это меня и всех моих весьма обрадовало. Дай Бог тебе всегда быть жизнерадостным и благодушным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

О.Тихон был объявлен " вредным элементом " и " лишенцем " . Семья Архангельских облагалась повышенным налогом. В 1925 г. у Архангельских была конфискована одна из двух коров. В 1920-е годы несколько раз арестовывали. По воспоминаниям дочерей, он " сидел под арестом больной и простуженный по нескольку суток, потом его освобождали, и он приходил домой весь изможденный " . В 1927 г. произошла вторая попытка закрыть монастырь. На этот раз власти запретили совершать богослужения и отобрали у насельниц оставшиеся здания и постройки. Но часть сестер правдами и неправдами оставалась в родных стенах, а многие из них так до конца своей жизни прожили на территории обители. О. Тихон, лишенный возможности служить во Владимирском соборе, в 1927-1929гг. совершал богослужения в приходской Димитриевской церкви , располагавшейся на территории обители. Настоятелем ее был священник о. Георгий Васильевич Голубев , хорошо знавший о.Тихона. В 1928 г. власти закрыли Димитриевскую церковь. У священника отобрали дом, практически все, что было в доме и оставшуюся домашнюю живность. В январе или феврале 1929г., когда жить в Троекурове стало практически невозможно, а над о.Тихоном и его семьей нависла угроза нового ареста, семья Архангельских решила покинуть село. В сельсовете многие относились к о.Тихону с большим уважением, и один из служащих сельсовета предупредил о.Тихона о готовящемся близком аресте. Затемно, на санях, предложенных кем-то из сельчан, Архангельские переехали в Лебедянь . Сначала Архангельские жили в Лебедяни у знакомых - Чухровых. Весной семья перебралась в принадлежавший ранее Сорокину в Лебедяни большой каменный дом на берегу Дона с большим двором и садом. Лебедянь и часть бывшего Лебедянского уезда вместе с Липецком и его окрестностями с 1926г. входили в состав новообразованной Липецкой епархии. Епископ Липецкий Уар (Шмарин) , близко и хорошо знал о.Тихона, т.к. в 1918-1926 гг. он служил священником с.Иншаково (Тютчево), находившимся рядом с с.Троекурово. Епископ Уар направил о.Тихона служить на приход, расположенный в трех километрах от г.Лебедяни - Волотово, Ракитино, Черепянь, Старое или Новое Ракитино.

http://drevo-info.ru/articles/25687.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010