9. Вторая грамота ему же. С. 777–782. 10. Письмо попа Сисоя к Кириллу. С. 782–784. 11. Обличительное послание соколинскому обществу. С. 784–793. 12. Присяга Софрония пред постановлением в епископы. С. 793–796. VI. Документы за время от вступления Кирилла в звание митрополита до смерти инока Павла (1849–1854). 1. Дело о возведении Кирилла в звание митрополита. С. 796–810. 2. Дело о поставлении епископа в Тульчу и учреждении Славянской архиепископии. С. 810–814. 3. Окружная грамота. С. 814–817. 4. Жалованная грамота ясскому попу Никифору. С. 817–818. 5. Соборный приговор о попе Алексее Егорове. С. 819–820. 6. Предписание ясскому попу Никифору. С. 820–822. 7. Окружная грамота к буковинским липованам. С. 822–829. 8. Окружная грамота иархиальным священникам и прочим. С. 829–839. 9. Особое послание Белокриницкому общества. С. 840–842. 10. Предписание ясскому попу Никифору. С. 842. 11. Обязательство белокриницкого общества. С. 843. 12. Грамота Софронии о постановлении епископов для России. С. 844–845. 13. Грамота Онуфрию. С. 846. 14. Ответ Кузьмину о супружестве со второй женой. С. 846–847. 15. Выбор архимандрита. С. 847–849. 16. Пастырское наставление Аркадию. С. 850–852. 17. Приказ от архимандрита. С. 853. 18. Другой приказ его же. С. 853–855. 19. Грамота Алипию Тульчинскому. С. 856–857. 20. Устав Владимирской архиепископии. С. 857–859. 21. Грамота Сафронию. С. 859–860. 22. Дело о дочери Ивана Филиппова. С. 860–865. 23. Дело о выборе нового попа в Климоуцы. С. 866–875. 24. Дело о Спиридонии. С. 875–894. 25. Грамота Ясскому протопопу Никифору. С. 894–896. 26. К нему же письмо Кирилла. С. 896–898. 27. Письмо Никифора к Павлу. С. 898–899. 28. Кириллова грамота Никифору. С. 899–902. 29. Дело Софрония: а) Павлово объяснение. С. 902–911. б) Пространное изложение от имени Кирилла. С. 912–953. в) Формальное приглашение Софрония на суд. С. 953–963. г) Письмо Кирилла и Онуфрия к Антонию. С. 963–967. Читать далее Источник: Братское слово : журнал по изучению и критике старообрядчества. – Москва, 1875-1876 гг.; 1883-1899 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Коуард (1899–1973) — английский актер, драматург, композитор, автор комедий, мелодрам, фарсов, оперетт. Вулф, Вирджиния (1882–1941) — классик английской литературы, модернизма, автор романов " потока сознания " , предтеча феминизма 2-й половины ХХ в. Мисс Маннин, Этель (1900–1984) — английская журналистка, феминистка, автор " популярных " романов о женщинах из рабочей среды. 129 … " восстановить мир " — Элиот обыгрывает слова Гамлета: " Век расшатался — и скверней всего,/Что я рожден восстановить его! " — У. Шекспир. " Гамлет " . I акт, сц. 4 (концовка). 130 Геккер, Теодор — см. коммент. к эссе " Единство европейской культуры " . 131 Белджион, Монтгомери — английский литературовед и философ, автор книг " Наша современная философия жизни " (1929), " Человек в роли попугая и другие эссе " (1931). 132 Сент-Бёв, Шарль Огюстен (1804–1869) — видный французский критик. Его " Пор-Ройяль " (1840–1859) — книга об истории янсенистского монастыря; " Шатобриан. и его друзья " (1861) — литературно-биографическое исследование. 133 Мор, Пол Элмер (1864–1937) — американский литературовед, " неогуманист " (см. эссе " Гуманизм Ирвинга Бэббита " ). Один из первых в США выступил против позитивизма, подготовил почву для американской " новой критики " . " Шелбурнские эссе " (14тт., 1904–1935), написанные им в сельском уединении в Шелбурне (штат Нью-Гемпшир), наиболее полно выражают его идеологическую и эстетическую позицию. 134 " Беседы по понедельникам " — с 1849 г. в течение двадцати лет Сент-Бёв по понедельникам печатал в парижских журналах критические статьи, составившие многотомную серию " Беседы по понедельникам " (1851–1862), ее продолжение — " Новые понедельники " (1863–1870). 135 Маккарти, Десмонд (1877–1952) — литературный и театральный критик, входивший в группу " Блумсбери " . 136 Госс, Эдмунд (1849–1928) — английский писатель, литературовед, автор биографий Донна (1899), Грея (1882), Конгрива (1888), Ибсена (1908), Суинберна (1917) и др. " Отец и сын " (1907) — книга о взаимоотношениях с отцом — известным ученым-зоологом Филипом Госсом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

1898 Закончил Академию 19-м магистром и был назначен преподавателем в Новгородскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.) по кафедре чтения Священного Писания и герменевтики. В монашестве, которое принял в 1849 г., Григорий (Медиоланский). В 1850-х гг. – ректор Оренбургской ДС. В 1867 г. – епископ Выборгский, викарий С.-Петербургской митрополии, с 1868 г. – епископ Пензенский (Смирнов. С. 443). 1899 Закончил Академию 1-м кандидатом и был назначен преподавателем в Орловскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1901 Закончил Академию 12-м кандидатом и первоначально планировался к назначению преподавателем в Смоленскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). Однако в соответствии с личным прошением (см. л. 3 того же дела) в связи с тяжелым материальным положением семьи был выведен из Духовно-учебного ведомства и переведен в епархиальное управление по Вологодской епархии на священническое место. 1905 Закончил Академию 5-м кандидатом и назначен преподавателем в Черниговскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1906 Закончил Академию 19-м кандидатом и был передан в распоряжение экзарха Грузии для определения на учительское место в Тифлисское или Телавское ДУ. Назначен, по-видимому, в Телавское ДУ (см. след. примеч.). 1907 Закончил Академию 24-м кандидатом и был передан в распоряжение экзарха Грузии. Был направлен в Тифлисское ДУ, в котором в 1860-х гг. исполнял обязанности смотрителя (см.: Юницкий А., свящ. Тифлисское духовное училище и его история. Кутаиси, 1887. С. 18). 1914 Протоиерей Петр Делицын был магистром I курса МДА. Оставлен при МДА преподавать французский язык (1818). Впоследствии – бессменный профессор математики. С 1843 г. руководил изданием Творений Св. Отцов. Принятие его сына, П. П. Делицына, как своекоштного воспитанника дало шанс получить академическое образование «лишнему» абитуриенту. 1918 Тифлисская ДС входила в Киевский духовно-учебный округ, однако Синод в 1844 г. принял решение о зачислении в состав XVI курса МДА двух выпускников Тифлисской ДС. Переписку по этому поводу см. в рамках «Дела о направлении учащихся семинарий в состав XVI академического курса» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 677. Л. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Другое послание Льва XIII от 15 февраля 1882 г. содержит горячее воззвание к итальянским епископам относительно образования достойных служителей церкви. Лев XIII требовал для священников «образования не заурядного и посредственного, но отличного и разностороннего, не ограничивающегося только богословскими науками, но обнимающего философию и богатого познаниями естественно на- —478— учными и историческими». Покойный папа понимал важное значение естественных наук и исторической критики и поэтому горячо рекомендовал их изучение, как для того, чтобы бороться против неверия, пользующегося в борьбе против откровения всеми отраслями науки, так и для того, чтобы доказать, что духовенство стоит на высоте запросов времени и не боится научного прогресса, как опасного для веры врага. В обществе, жаждущем образования, духовенство, для того чтобы оно могло пленять души, обязано быть образованным. В другом послании от 2 июля 1894 г. к епископам Бразилии папа настаивает на необходимости поднять нравственное и научное образование духовенства и предписывает выбирать отличных учителей, чтобы повысить интеллектуальный уровень семинарий. Две другие энциклики Льва XIII, одна от 8 сентября 1899 г. на французском языке к духовенству Франции и другая от 18 сентября того же года на латинском языке к архиепископам и епископам Бразилии, развивают ту же мысль. Покойный папа старое умерял новым. Он писал французским епископам: «следует, чтобы обучение кандидатов на священство оставалось верно традиционным методам прошлых веков», и сожалел, что во Франции изучение латинского и греческого языков находится в пренебрежении; сами французские епископы, собравшиеся в 1849 г. на соборе в Париже, объявили, что латинский язык изучается в семинариях слишком туго и чрезвычайно быстро забывается: discitur tardissime, celerrime dediscitur. Тем не менее, рекомендуя верность прошлому, Лeb XIII хотел, чтобы в нем веял дух современности, открывая таким образом эру новой культуры для духовенства. Пий X, хотя также принадлежит к числу сторонников реформы семинарий, однако не проявляет очень большой заботы о реформе собственно преподавания. Мотто папы: instaurare omnia in Christo должно быть применено и в питомниках духовенства, оживотворяя главным образом дух кандидатов на священство, развивая в них внутреннее образование, отделяя их от света, как растеньица, которые, будучи выставлены на свежий и резкий горный воздух, блекнут и увядают.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пояснение к первому письму – издателей «Душеполезного чтения». Н. И. К. Изд. по: Письма преосвященного Феофана-Затворника к Н. И. К.//Душеполезное чтение. 1902. Т. 2. С. 459–463; 1903. Т. 2. С. 240–245; 1908. Т. 1. С. 210–212, 364–372, 497–500; Т. 2. С. 71–76, 258–261, 353–356, 510–515; Т. 3. С. 49–53.179–183, 376–378. Без комментариев. Н. У. Изд. по: Письма преосвященного Феофана Затворника к Н. У.//Душеполезное чтение. 1902. Т. 3. С. 132–134. Без комментариев. В первом письме 308) была сделана приписка к дате «5 января 1892 года. Идет 7.». N. N. Изд. по: Разрешение сомнений и увещание держать святую веру без возражений. Письма святителя Феофана к N. N.//Душеполезный собеседник. 1899. Июль. Вып. 7. С. 205–208. Без комментариев. Архимандриту Петру. Изд. по: Письма преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского к архимандриту Петру//Странник. 1895. Т. 3. Декабрь. С. 701–719. Новооткрытые письма преосвященного епископа Феофана (Говорова)//Душеполезное чтение. 1913. Т. 2. С. 3–16. Эти девять писем святителя Феофана в разной литературе надписываются по-разному. Даже в работе о. архимандрита Георгия (Тертышникова) они упоминаются трижды, во-первых, под заголовком «Письма к П. А. Троицкому», во-вторых, как «Письма к архимандриту Петру», и наконец, как «Письма к епископу Петру Аккерманскому». И в первом, и во втором, и в третьем случае речь идет об одних и тех же письмах. Основой для нашей публикации послужили письма из двух uздahuй:v«Cmpahhuk» и «Душеполезное чтение». При сличении текстов в письмах обнаружены незначительные разночтения, не искажающие смысла (например, слово «учь» было заменено в журнале «Странник» на «ученость» см. письмо 322; а выражение «Стало, слава Богу» заменено в «Душеполезном чтении» на «Итак, слава Богу» см. письмо 324; и подобное). Эти частности мы не разъясняли, чтобы не отвлекать читателя от основного – смысла. В журнале «Странник» было опубликовано только восемь писем. Они были подробно прокомментированы и снабжены объемной вступительной статьей. Поэтому мы полностью воспроизводим публикацию журнала «Странник», добавляя к ней только: одно письмо из «Душеполезного чтения» (от 14 декабря 1849 года; у нас – 316) и часть текста к письму от 26 октября 1857 года 318), по какой-то причине не вошедшую в другие издания, а именно: постскриптум от слов «Ну – Батюшка...» и до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2378 Русско-византийская историко-словарная комиссия была основана в 1918г. под названием «Константин Порфирородный», в сентябре 1923 г. слилась с образованной в том же году Комиссией по переизданию словаря Дюканжа, с целью изучения русско-византийских отношений в X и «смежных» веках, а также для подготовки материалов по переизданию «Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis» Дюканжа, предпринятого Международным союзом академий. Председателем комиссии являлся акад. Ф. И. Успенский, товарищем председателя – В. Н. Бенешевич , секретарем – И. И. Соколов . Членами комиссии были академики В. М. Истрин , И. Ю. Крачковский, Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург, а также Д. В. Анналов, В. Е. Вальденберг, А. А. Васильев , А. Д. Дмитриевский, П. В. Ернштедт, С. А. Жебелев, А. И. Малеин, И. Ю. Маркой и около 30 иногородних сотрудников. Проект переиздания словаря Дюканжа был похоронен со смертью Ф. И. Успенского. 2379 От древнегреч. – жертвоприношение, первоначально состоявшее из 100 быков; в переносном смысле – огромные жертвы войны, террора, эпидемий и т. д., здесь в скептическом значении «жерт­вы науки». 2380 Беклемишев Владимир Александрович (1861–1920), скульптор, историк искусства, педагог; академик скульптуры (1892), действительный член (1893) Имп. Академии художеств. Профессор-руководитель скульптурной мастерской (1894–1918), заведующий формовской мастерской (1894–1918) и ректор (1901–1903, 1906–1911) Высшего художественного училища при Академии художеств. 2381 Залеман Гуго Романович (1859–1919), скульптор, педагог; академик скульптуры (1889), действительный член (1896) Академии художеств. С 1894 г. профессор искусств в натурном классе Высше­го художественного училища Академии художеств, в 1918 г. вошел в число профессоров-руководите­лей Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. 2382 Померанцев Александр Никанорович ( 1849–1918), архитектор, педагог; академик архитекту­ры (1887), действительный член (1893) Академии художеств. С 1894 г. профессор-руководитель мас­терской, ректор (1899–1900) Высшего художественного училища при Академии художеств, член Ученого совета и Техническо-строительного комитета Хозяйственного управления, архитектор Учи­лищного совета при Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2336 Шведский король Густав IV, непримиримый враг Наполеона, был недоволен Россией и Пруссией за Тильзитский мир и выслал в 1808 г. их посланников из Стокгольма. По этому поводу началась у России война с Швецией, окончившаяся Фридрихсгамским миром (5 сент. 1809 г.), по которому Финляндия перешла во владение России. 2337 Письмо это написано на одном листке с предшествующим, чем надо объяснять отсутствие на первом даты. 2338 Одновременно с студентами М. Академии были вызваны три студента из Петербургской. Об одном из последних здесь и идет речь. 2340 Борисов (1800–1856); Архиепископ Херсонский, тогда состоявший бакалавром С.-Петерб. Дух. Академии. 2345 Протоиерей Ф.А. Голубинский, известный профессор философии в Москов. Дух Академии († 1851 г.). 2346 Александр Иванович Галич воспитывался первоначально в Севской Духовной семинарии, а потом – Педагогическом Институте, довершил свое образование в Гельштете и Геттингене. При открытии С.-Петербурского Университета (8 февр 1819 г.) ему было поручено преподавание Истории Философии. В 1821 г., когда постигла С.-Петербургский Университет известная катастрофа (см. о ней в «Материалах» Сухомлинова М.И., в Чтенияхъ Моск. Общ. Ист. и Др. Рос: «Дело о С.-Петерб. Универс. в 1821 г. » за 1861 г. кн. 3, у Григорьева В.В. «Импер. С.-Петерб. Университет в течение первых пятидесяти лет его существования»), Галич должен был приостановить чтение лекций. В 1821 г он совсем был уволен от должности, с оставлением, впрочем, при Университете «для занятия какою-либо другою должностью». Но других должностей, предлагавшихся ему, он не принял и оставался без дела, терпя большую нужду, до самой смерти, которая постигла его в крайне бедственном положении, в 1848 г. 2347 Антон Антонович Дегуров, француз по происхождению. Настоящая его фамилия Dugour, в Дегурова же он преобразился со вступлением на русскую службу, в 1806 г. Здесь сначала был профес. Харьковск. Универ. затем с 1917 г. – Глав. Педагог. Института, в котором оставался и после преобразования его в Университет. В 1825 г. избран на должность ректора, которую занимал до преобразования университета в 1835 г. В этом году вышел в отставку. Писал он только на франц. языке, а русским совершенно не владел. Ск. в 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владимир Соловьев Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – философ, религиозный мыслитель, поэт. Владимир Соловьев с детства слышал имена Аполлона Григорьева, Фета, Якова Полонского – сокурсников по Московскому университету его отца, – выдающегося историка С.М. Соловьева. Верность студенческой дружбе они сохранили на всю жизнь, что во многом определило круг литературных интересов как детей, так и внуков Соловьева. Старшего из детей, Всеволода Соловьева (1849–1903), не без основания называли «русским Вальтером Скоттом». Он был одним из самых известных и плодовитых исторических романистов, собрание сочинений которого превысило сорок томов. Не был чужд Всеволод Соловьев и поэзии, большой популярностью пользовались его романсы «Я жду тебя в тиши уединенья...» (музыка А.Н. Алфераки, В.С. Муромцевского и других композиторов) и «Померк закат...» (музыка В.Ф. Алоиза, К.К. Баха). Младшая дочь Поликсена Соловьева (1867–1924) выступала в печати с детскими стихами, рассказами, ее поэтические сборники выходили под псевдонимом «Аллегро» (1899, 1914). Романсы на ее стихи создали А.Т. Гречанинов («Ночь», «Подснежник») и другие композиторы. Поликсена Соловьева, как и ее племянник, друг Андрея Белого младосимволист Сергей Соловьев , была близка к символистам. Кумиром Владимира Соловьева с юношеских лет был Фет, в последние годы жизни поэта он входил в его ближайшее окружение, помогал в переводах «Фауста» Гете и римских авторов, составлении композиции «Вечерних огней», издании итогового сборника стихотворений, написал одну из лучших статей о Фете. В своем поэтическом творчестве Владимир Соловьев следовал традициям Фета, прислушивался к наставлениям мэтра. «Очень обрадован и польщен Вашим вниманием к моим виршам и с величайшим интересом буду следить в среду за движением Вашего указательного перста», – писал он, собираясь на фетовские «среды». Правда, в эпиграммах, ради красного словца, не щадил и учителя. Владимир Соловьев – один из ярких представителей «фетовской школы», но не эпигон, а поэт вполне оригинальный, основывающийся на собственном философском и религиозном опыте. Его поэзия оказала большое влияние на младосимволистов и других поэтов Серебряного века, считавших его своим предшественником и учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

27 Сирийский оригинал «Деяний Гурия и Салоны» только недавно открыт патриархом Рахмани в Иерусалиме и издав под заглавием. 28 Впервые издана Ассеманием в Bibliotheca Orientalis ClemcntiiioVaticana, I (Romae, 1719), 388–417, а затем с переводом на немецкий язык Халлером и Untersuchungen über die edessenische Chronik (Texte und Untersuchungen IX, I. Leipzig 1892). Английский перевод ее см. в Journal of Sacral Literature 1864, V, 28 и далее. Хроника начинается, правда, отрывочными записями, с 180 года еры Селевкидов, делается более подробной с 513 г. и оканчивается 540. См. Райт-Коковцов, Краткий очерк истории сирийской литературы. С.-Петербург, 1902. Стр. 70–71. А. С. 29 Бешеневич. В. Н., Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора. Спб. 1908. Стр. 293: ε φιλος δ σης, 295: ιφαλ ς Λεσ ν, 295 прим. к 147: ειθαλς δεβ ν... 30 В хорошо известных словах св. Иринея (Haer. III, I): «Ad hanc enim [sc. Romanam) ecclesiam propter potiorom principalitatem necesse est omnem convenire ecclesiam hoc est eos qui sunt undique fideles». 31 Подлинный текст ее и английский перевод изданы Э. А. В. Беджем: The Book of the Bee. The Syriae text edited from the Manuscripts in London. Oxford, and Munich with an English translation. Oxford, 1886, а латинский– Шенфельдером: Solomonis, episcopi Bassorensis, Libor Apis. Bamberg, 1866. А. С. 32 Летопись издана в армянском переводе и только в отдельных выдержках Дюлорье (Journal Asiatique за 1848 г., стр. 281 и сл., и 1849, стр. 315 и сл.), в полном французском с армянского языка переводе–В. Ланглуа (Chronique de Michel le Grand. 1868), в подлинном же сирийском тексте, с переводом его на французский язык– аббатом Шабо: Chronique de Michel le Syrien, éditée pour la première fois et traduite en français. T. I–III, 1. Paris 1899–1905. А. C. 34 Chabot, р. а. Манускрипт дает 475 А. S.=164 А. Д. по ошибке. 154-й год указан раньше и более правдоподобно Эдесской Хроникой и подтверждается тем, что Вардесан скончался в 222 году, 63 лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

С 1878 г. старший офицер на фрегате «Светлана». С 1882 г. начальник практического отряда миноносок Балтийского флота, с 1883 г. командир клипера «Стрелок». С 1886 г. командовал фрегатом «Дмитрий Донской», с 1889 г. – броненосцем «Гангут». С 30.08.1893 г. контр-адмирал, младший флагман Балтийского флота. С 1894 г. главный инспектор минного дела, начальник минного отдела Морского технического комитета. С 1898 г. командовал эскадрой в Средиземном море; с 1899 г. – сводным отрядом флотских экипажей Балтийского флота, с 1900 г. – эскадрой Тихого океана; с 03.07.1900 г. вице-адмирал. С 1903 г. главный командир Черноморского флота и портов Черного моря. С 01.04.1904 г. главнокомандующий флотом Тихого океана, в связи с блокадой Порт-Артура управление осуществлял из Владивостока. С 1904 г. член Адмиралтейского совета. С 1906 г. вновь главный командир Черноморского флота и портов Черного моря. С 28.08.1907 г. адмирал. С 1909 г. в отставке; занимался проблемами торгового мореплавания. Погиб в Петрограде в дни красного террора. Подробнее о нем см.: Доценко В.Д. Морской биографический словарь/Под ред. И.В. Касатонова. СПб., 1995. С. 377.) 546 (...градоначальник, городской голова [Севастополя]... – Речь идет о контр-адмирале А.М. Спицком, градоначальнике Севастополя (07.1902–11.1905) и о предпринимателе А.А. Максимове, городском голове Севастополя (1901–1908).) 548 (...генерал Церпицкий, «герой китайский»... – Церпицкий Константин Викентьевич (11.12.1849–14.11.1905(6?)) – генерал-лейтенант. Окончил 1-е военное Павловское училище. С 1865 г. командир 3-го Западно-Сибирского линейного батальона. С января 1886 г. командир 51-го пехотного Литовского полка; с ноября 1887 г. – 85-го пехотного Выборгского полка. С сентября 1892 г. командир 37-го пехотного Е. И. В. Великого кн. Алексия Александровича полка. С июля 1895 г. начальник 2-й Закаспийской строевой бригады,генерал-майор. С 1897 г. командир 1-й Закаспийской строевой бригады, с февраля 1898 г. начальник 5-й строевой бригады. С 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010