Священник Релья Спахич родился в 1906 году в Рогатице. Окончил семинарию в Сараево. В 1927 году рукоположен в диакона и священника. 10 августа 1941 года расстрелян усташами вместе с 27 прихожанами в лесу под Бутмиром. Священник Лаза Чулибрк родился в 1847 году в Воевце. В 1847 году рукоположен в диакона и священника. Во время Первой мировой войны интернирован в Арад, где скончался 12 марта 1915 года. Священник Саво Шильяк родился в 1909 году в Лачанах под Плевалем. В 1931 году закончил семинарию в Призрене. В 1932 году рукоположен в диакона и священника. Во время Второй мировой войны служил в Жичской епархии. Убит в 1945 году в Словении. Священник Саво Шкальак родился в Ступне. После окончания Рельевской семинарии рукоположен в сан диакона, а затем в 1907 году священника. С началом Первой мировой войны был захвачен оккупантами в качестве заложника. Священника пытали и несколько раз выводили на расстрел. Скончался в больнице в Сараево 9 апреля 1918 года. Священник Милорад Вукойичич родился в 1917 году в Плевалях. Закончил семинарию в Сараево и в 1940 году рукоположен в сан диакона и священника. По приговору партизанского военного суда в Плевалях как четник приговорен к смерти. Приговор приведен в исполнение в 1945 году. Священник Ратомир Янкович родился в 1915 году в Плевалях. В 1937 году окончил семинанию в Сараево. Рукоположен в сан диакона и священника в 1938 году. Расстрелян итальянскими оккупантами 4 декабря 1941 года. Протоиерей Михаило Евчевич родился в 1891 году в селе Жирча. В 1913 году рукоположен во священника. В 1945 году расстрелян партизанами в Новом Пазаре. Священник Душан Прийович родился в 1906 году в Плевалях. Окончил семинарию в Призрене в 1928 году. В 1929 году рукоположен во священника. Расстрелян партизанами весной 1946 года в Плевалях. Священник Добросав Сокович родился в 1915 году в Мокронах под Вишеградом. После окончания Сараевской семинарии рукоположен во священника в 1939 году. 25 июля 1941 года арестован усташами, позднее отправлен в Сараево, где убит.

http://azbyka.ru/days/svv-bosnijskie-nov...

При Академии имеются библиотека, различные музеи, лаборатории и кабинеты, доступные не только для академиков, но и для посторонних лиц. Для Академии основным является закон 1836 года с позднейшими добавлениями. Академия состоит в заведовании Министерства Народного Просвещения. Между прочим, она оценивает различные сочинения, представляемые на конкурс для получения премий за лучшие научные и литературные труды.   Вид Невы – 1753 год Прямо – Кунсткамера, левее Академия Наук   В заведовании Академии находятся физические обсерватории и астрономическая обсерватория в Пулкове» .   Академия и академики   Для полноты картины, благо места это займет немного, приведем данные по составу Императорской Академии Наук на 1913 год, с которым так любили сверять покойные большевики свои достижения . Тем более, что со многими мы еще раз встретимся, когда будем говорить уже о науке в Империи. Итак, прошу любить и жаловать.   Президент − Великий князь Константин Константинович РОМАНОВ   Великий Князь Константин Константинович (поэт К.Р.) Президент Академии Наук   Вице-президент − академик П.В. НИКИТИН Непременный секретарь − академик С.Ф. ОЛЬДЕНБУРГ   Действительные члены   БАКЛУНД O.A. 1846-1916. Астрономия БАРТОЛЬД В.В. 1869-1930. Литература и история азиатских народов БЕЛОПОЛЬСКИЙ A.A. 1854-1934. Астрономия БОРОДИН И.П. 1847-1930. Ботаника ВАЛЬДЕН П.И. 1863-1957. Технология и химия ВЕРНАДСКИЙ В.И. 1863-1945. Минералогия ГОЛИЦЫН Б.Б. 1862-1916. Физика ДЬЯКОНОВ М.А. 1855-1919. История и древности русские ЗАЛЕМАН К.Г. 1849-1916. Литература и история азиатских народов ЗАЛЕНСКИЙ В.В. 1847-1918. Зоология ИСТРИН В.М. 1865-1937. Русский язык и словесность КАРПИНСКИЙ А.П. 1846-1936. Геология КОКОВЦОВ П.К. 1861-1942. Литература и история азиатских народов КОНДАКОВ Н.П. 1844-1925. Классическая филология и археология КОРШ Ф.Е. 1843-1915. Русский язык и словесность КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Русский язык и словесность КУРНАКОВ Н.С. 1860-1941. Химия ЛАМАНСКИЙ В.И. 1833-1914. Русский язык и словесность

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

Арестован в ноябре 1933 г., осужден по «делу славистов», сослан на 3 года в Петрозаводск, вторично арестован в сентябре 1937 г., умер в Каргопольлаге. 2568 Карпинский Александр Петрович (1846/1847–1936), геолог, основоположник русской геологической школы; академик (1886), и. о. вице-президента (1916–1917), первый выборный президент РАН – АН СССР (май 1917–1936 г.); почетный директор (1903–1929) Геологического комитета. 2569 Успенская Надежда Эрастовна (1862–1941 или 1942), историк, археолог, жена византиниста, акад. Ф. И. Успенского, двоюродная сестра О. Н. Мечниковой, жены И. И. Мечникова. Из дворянской семьи. «Образование среднее и незаконченное высшее». Сопровождала Ф. И. Успенского в экспеди­циях РАИК. В 1919–1930 гг. регистратор, заведующая складом древностей РАИМК – ГАИМК. В 1938 г. привлекалась к работе в Архиве АН СССР как внештатный сотрудник. Погибла в блокиро­ванном Ленинграде. См.: РА ИИМК РАН. Ф. 312. Оп. 3. Д. 221; ПФА РАН. Ф. 7. Оп. 3. Д. 21. 2571 Речь идет о монографии М. И. Ростовцева «Исследования по истории Скифии и Боспорского царства», изданной под названием «Скифия и Боспор: Критическое обозрение памятников литератур­ных и археологических» (Л., 1925). На его набор, не законченный в 1918–1919 гг. и приостановлен­ный после смерти редактора труда акад. В. В. Латышева (1921), в ноябре 1924 г. Н. Я. Марр получил от Главнауки 1000 р. Редактором работы стал С. А. Жебелев. Издание текста должен был сопровож­дать атлас, таблицы к которому в 1918 г. печатались в типографии Голике и Вильборга. На его издание РАН даже была выделена определенная сумма. К сожалению, атлас остался не опубликован, хотя часть таблиц к нему сохранилась в РА ИИМК РАН. Подробнее см.: Тункина И. В. М. И. Ростовцев и Россий­ская Академия наук//Скифский роман. М., 1997. С. 90–91, 92. 2573 В послереволюционные годы под редакцией Ф. И. Успенского вышло всего 4 выпуска уменьшенного объема. Подробнее см.: Медведев И. Π. О Ф. И. Успенском как редакторе «Византийского временника»//АРВ. С. 57–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шиман Теодор (1847–1921), немецкий историк, архивариус, профессор Берлинского ун-та, специалист по восточно-европейской истории; Шингарев Андрей Иванович (1869–1918), врач, публицист, земский и политический деятель. Заведующий Гнездиловской больницей губернского Воронежского земства (1899– 1903), зав. санитарным отделом Воронежской губернской земской управы (1903–1907). Один из лидеров партии кадетов, член ее ЦК, депутат II-IV Государственных дум, председатель Военно-морской комиссии Государственной думы. После Февральской революции министр земледелия (2.03–2.05.1917), министр финансов (5.05–2.07.1917), лидер фракции кадетов в Петроградской городской думе (с июля 1917), член Предпарламента. 28.11.1917 арестован, 5.01.1918 убит матросами-анархистами в Мариинской больнице; Шифрин, в 1917 студент историко-филологического ф-та М.у.; Шишков Александр Семенович (1754–1841), военный и государственный деятель, филолог, писатель, адмирал (1824), ген.-адъютант (1797), член (с 1796), президент (с 1813) Российской академии. Министр народного просвещения и главноуправляющий духовными делами иностранных исповеданий (1824–1828), один из основателей литературно-политического об-ва «Беседа любителей русского слова» (1810); Шор Давид Соломонович (1867–1942), пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. В 1892 вместе со скрипачом Д. С. Крейном и виолончелистом М. И. Альтшулером основал «Московское трио» (с 1897 выступало в составе: Шор, Крейн, Эрлих). Один из инициаторов и учредителей об-ва «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908). Выступал в Москве и провинции как лектор по истории музыки, иллюстрируя лекции фортепьянным исполнением. Преподаватель, профессор (с 1919) Московской консерватории. Один из инициаторов воссоздания, член правления, руководитель хора Об-ва еврейской народной музыки, в 1926–1927 его председатель. В 1925–1926 был командирован советским прав-вом в Палестину для укрепления культурных связей. В 1926 основал в Тель-Авиве «Институт для распространения музыки в народе», был организатором и председателем Союза музыкантов Палестины. В 1927 окончательно переехал в Палестину. В 1929–1936 руководил созданным им музыкальным ф-том при Еврейском ун-те в Тель-Авиве. В 1936 создал Ин-т музыкального образования и воспитания с музыкальной школой при нем, которой руководил до конца жизни;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Аграрная реформа 1861 г., по которой крестьяне Российской империи освобождались от крепостного права, в Бессарабии коснулась лишь 1,7% населения края - рус. крепостных и помещиков, а также цыган, считавшихся рабами. Положением от 14 июля 1868 г. безземельные крестьяне были наделены участками с правом собственности после их выкупа. В 1869 г. в Бессарабии была проведена судебная реформа, в 1870 г.- земская, в 1871 г.- городская. Военной реформой в 1874 г. была введена обязательная военная служба, как и на остальной территории империи. В Бессарабии сохранялся низкий уровень грамотности. В 1847 г. здесь было 15,6% грамотных от общего числа жителей края. В 1842 г. молдав. язык был изъят из употребления не только в гос. учреждениях, но и в начальных и средних школах, а в 1866 г.- и как отдельный предмет. По Парижскому мирному договору 1856 г., юго-зап. часть Бессарабии была передана Молдавскому княжеству, составив 3 уезда: Кагульский, Болградский и Измаильский. После объединения Молдавского и Валашского княжеств в 1859 г. эти уезды вошли в состав Румынского гос-ва. По Берлинскому трактату 1878 г., одновременно с признанием независимости Румынии эти уезды были уступлены Российской империи. Революция 1905-1907 гг. создала условия для развития национально-освободительного движения в Бессарабии и формирования политических партий. После 1905 г. появились периодические издания на молдавском языке: «Басарабия», «Молдованул» и др. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. в Бессарабии усилилось движение за самоопределение. 21 нояб. 1917 г. был созван представительный орган Бессарабии - Краевой совет (Сфатул Цэрий), провозгласивший 2 дек. 1917 г. Молдавскую Демократическую Республику (в составе демократической России), которая 24 янв. (6 февр.) 1918 г. объявила о своей независимости. В нач. янв. 1918 г. с согласия российского командования Румынского фронта Румыния ввела в Бессарабию воинские части для охраны воинских складов и обеспечения общественного порядка в условиях анархии, вызванной большевизацией российских частей.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

имен. СПб. 1905. 230, XXV. 59 . Степанов В. К. Материалы к указателю русской духовной литературы. 1801–1992. Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино. Синодальная б-ка Московской патриархии. М. 1994. 63. 60 . Указатель духовного учено-литературного журнала «Странник» за первое десятилетие его издания (1860–1869 гг.)./Сост. П. В. Г. СПб. 1870. 280. же за третье пятилетие его издания (1870–1875 гг.)./Сост. П. В. Г. СПб. 1875. 106. [Странник. Духовный учено-литературный журнал. СПб. 1860–1917. Ежемесячно]. 61 . Указатель к журналу «Богословский вестник» (Издание Московской духовной академии). Первое десятилетие (1892–1901 гг.). Сергиев Посад 1903. 80. же. Второе десятилетие (1902–1911 гг.). Сергиев Посад 1912. 82. же. Годы 1912–1918. С прибавлением алфавитного указателя собственных имен/Сост. Попов В. М. Л. 1955. 34. 62 . Указатель к «Православному собеседнику» за 20 лет его издания (1855–1875)/Сост. Люстрицкий В. Казань 1876. 55. же за 1877–1891/Сост. С. Ε. Е. Казань 1892. 64. же за 1892–1909. Казань 1910. 48. 63 . Указатель сочинений, содержащихся во всех 88 частях «Христианского чтения» вышедших с 1821 по 1842 г. вкл. СПб. 1842. 138. же за 1821–1870/Сост. Барсов Н. СПб. 1870. же за 1871–1903/Сост. Родосский А. СПб. 1903. 64 . Указатель статей, в алфавитном порядке, содержащихся в богословско-философском журнале «Вера и разум», с алфавитным списком авторов помещённых в нём статей, за первое десятилетие его издания (1884–1893 гг.). Харьков 1894. 45. 65 . Указатель статей, помещенных в журнале «Вера и разум» за годы с 1894 по 1917/Сост. Попов В. М. Л. 1955. 67. [Машинопись]. 66 . Указатель статей, содержащихся в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» (1863–1894, 1910–1912). М. 1913. 63. Сведения о ж-лах и период. изд. см. также в Списке Сокращений. Патерики Киево-Печерский патерик (издания и исследования) 67 . [Киево-Печерский патерик] Патерик Печерский, си есть Отечник. Киев 1847. 228. 68 . [Киево-Печерский патерик] Патерик Киево-Печерский.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1018 Пий IX (1792–1878) –Римский Папа с 1846 г. В 1846–1847 гг. провел либеральные реформы в Папской области, что побудило часть участников Рисорджименто видеть в нем будущего объединителя Италии. В начале революции 1848–1849 гг. согласился на некоторые либеральные меры, но вскоре бежал из Рима. После ликвидации папской власти над Римом (1870) отказался признать объединенное итальянское государство. «Силлабус» (лат. syllabus – перечень) – приложение к энциклике Пия IX (1864), в котором перечислены и осуждены общественно-политические и религиозные движения, научные принципы, противоречащие учению католической Церкви, подрывающие авторитет папства. 1019 Ренан (Renan) Жозеф Эрнест (1823–1892) – французский писатель. В «Истории происхождения христианства» (кн. 1–8, 1863–1883) изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником. Критикуя Библию , пытался рационализировать все сверхъестественное. Труды по востоковедению, философские драмы. 1020 Библейские общества – объединения христиан, преимущественно протестантского направления, создаваемые с целью массового распространения Библии. Первые библейские общества появились в Англии на рубеже XVII–XVIII вв. В России существовали Российское библейское 1021 общество (с 1812), Евангелическое библейское общество (с 1831, действовало среди протестантов), Общество для распространения Священного Писания в России (с 1863). Либеральные католики – группа неримских католиков. Возникла в середине 10-х годов XX века в Великобритании, свое наименование получила в 1918 г. Возникновение группы связано с появлением в малочисленной британской старокатолической Церкви членов Английского теософского общества, часть которых была затем рукоположена в епископы и священники. Целью жизни человека объявляется способность распознать божественный свет в себе и окружающих. Христианство рассматривается как мистическое учение, тайный смысл которого был разъяснен создателями теософии Е. П. Блаватской и А. Безант. Часть либеральных католиков верит в реинкарнацию, которая происходит в соответствии с законом кармы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Достаточно сказать, – пишет А.В. Преображенский 767 , – что в рассылаемых для руководства регентов «списках нотным сочинениям, разрешенным к употреблению при богослужении», например, в 1871 г. мы находим произведения всего лишь шести композиторов, в том числе Бортнянского, Березовского 768 , Макарова (певчий капеллы), Грибовича (учитель пения капеллы), Львова и Воротникова (учитель пения капеллы), т.е. все та же литература на протяжении полустолетия. Ничего другого петь не полагалось. Даже для концертных исполнений отступление от «закона» не дозволялось 769 ; в шести концертах самой капеллы, напр., в 1847–48 гг. были исполнены исключительно сочинения Бортнянского, Галуппи, Макарова, Сарти, Львова и Воротникова. И только те же авторы фигурируют в концертных программах капеллы в 70 – годы с прибавлением еще разве только песнопений из «Обихода». Парадоксально, но именно для русского православного богослужебного пения в продолжении всего XIX в. образцом считался западный стиль музыки, даже в строгих своих образцах (Палестрина, Орландо Лассо), но никак не русское исконное православное богослужебное пение как один из видов самого богослужения. Это явление А.В. Преображенский объясняет так 770 : «Причины – в полной обособленности исторически упрочившегося чужого стиля от связи с народным творчеством в форме народной русской песни, которая легла в основу развития музыки светской. Для церковного пения считалось возможным, как видно, обращение на иноверный и иномысленный запад, заимствование оттуда и формы и стиля, но заказаны были все дороги к русскому». Это положение стало к последнему двадцатилетию XIX в. невыносимым. В Москве в 1861 г. было основано музыкальное издательство, а в 1867 г. и нотопечатня, П.И. Юргенсоном. Просуществовало это издательство, возглавляемое наследниками П.И. Юргенсона, до его ликвидации властями в 1918 г. Это было самое крупное и разностороннее музыкальное издательство в России. Целью этого издательства было дать русским людям по доступной цене музыкальные произведения самого различного характера и дать возможность русским композиторам опубликовать свои произведения. Но так как для духовно-музыкальных сочинений монополия издания была у Придворной капеллы, то Юргенсон стал комиссеонером капеллы. Кроме того, капелла крепко держала в руках цензурирование духовно-музыкальных произведений, и помимо ее цезуры все равно нельзя было напечатать что-либо для церковных хоров. По мысли П.И. Юргенсона П.И. Чайковский написал хоры литургии св. Иоанна Златоуста как свободное музыкальное сочинение. В 1879 г. Юргенсон напечатания это сочинение с разрешения одного только московского духовно-цензурного комитета: он не без основания предполагал, что для напечатают духовно-музыкальных сочинений для внебогослужебного употребления (напр., для исполнения в духовных концертах) не требуется непременно разрешения Придворной капеллы и достаточно только одного разрешения духовно-цензурного комитета 771 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священномученик Александр (Миропольский) Священномученик Александр (Миропольский, 1847–1918) был священником в Казанской губернии и выдающимся миссионером среди татар-мусульман. В 1910 г. в Казани он опубликовал книгу под названием «Любовь – сущность Христианства». Она имела также подзаголовок: «Любовь как основа христианства и самолюбие как основа всех нехристианских верований». В этой книге священномученик объясняет христианское понимание любви и дает оценку основным нехристианским религиям. Одна из глав посвящена буддизму. В ней автор указывает на близость буддизма к индуизму, но приводит и важное отличие: «браминский пантеизм у буддистов переходит в абсолютное отрицание Бога» (С. 145) 73 . Как и в отношении других нехристианских религий, св. Александр убежден, что в буддизме нет настоящего учения о любви, вместо этого развит духовный антипод любви – самолюбие. Не будучи сам буддологом, в изложении буддистского мировоззрения св. Александр зависит от трудов других авторов, прежде всего от книги иеромонаха Гурия. Но притом в полемическом осмыслении этой религии он предлагает немало оригинальных наблюдений. Называя буддизм «философским самообольщением», св. Александр добавляет, что «Буддийская доктрина, хотя и заключает в себе высокие мысли о любви и сострадании, все же является отрицательной по своему существу. Она не принимает не только дурные стороны жизни вообще, но даже саму жизнь, всякое проявление жизни» (С. 145). Согласно св. Александру, «основу буддизма составляют надуманные «истины». Вот они. Все существующее страдает от круговращения всех мировых сил и жизни, а потому необходимо уничтожить страдание всего сущего. Ни Лица Бога, ни души в человеке нет, а под видом человека существует лишь сочетание элементов мировой силы. Источником страданий служит стремление или воля человека жить в форме личного бытия. Но возникает вопрос: кто же чувствует страдания, если в человеке нет души, и если личного бытия – Бога, – нет? В ком нужно уничтожать страдание, и кто именно страдает от круговращения сил и жизни?» (С. 149).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Об-во выпускало ряд периодических изданий: «Mémoires de la Sociét(d " archéologie et de numismatique de St. Petersburg» (1847-1854. 8 t.), «Записки санкт-петербургского Археологическо-нумизматического общества» (1849-1850. 2 т.), «Записки имп. Археологического общества» (1851-1865. 12 т.), «Записки имп. Русского археологического общества: (Вост. отд-ние)» (1887-1912. 20 т.), «Записки имп. Русского археологического общества: (Классическое отд-ние)» (1904-1917. 9 т.), «Записки имп. Русского археологического общества: (Отд-ние рус. и слав. археологии)» (1851-1918. 13 т.), «Известия имп. Русского археологического общества» (1859-1884. 10 т.). Московское А. о. (1864, с 1881 императорское) основано по инициативе гр. Уварова и сыграло особенно большую роль в деле изучения реставрации и охраны памятников церковного искусства. Согласно определению Святейшего Синода от 20 дек. 1878 г., епархиальные власти могли «приступать к поправкам, переделкам и уничтожению памятников» только по соглашению с одним из ближайших к местоположению памятника А. о. По циркуляру Синода к числу таких об-в вместе с Рус. археологическим и Одесским об-вом истории и древности относилось Московское А. о. С 1883 г. положение, отраженное в определении Синода, было внесено в Строительный устав, причем распространено не только на церковные, но и на «все подобные» памятники. С 1876 г. в Московском А. о. действовала Комиссия по сохранению древних памятников. По постановлению Синода 1878 г. она рассматривала проекты переделки и реставрации древних памятников, сооруженных до нач. XVIII в.; в соответствии с правилами, утвержденными в 1890 г., в ее ведение попали также постройки XVIII в. С 1900 г. осуществлялся контроль за всеми памятниками Москвы, для чего город был разделен на районы, каждый из к-рых курировался одним из членов комиссии. Председателем комиссии являлся председатель Московского А. о., помощником (товарищем) председателя в разные периоды были К. М. Быковский, Н. В. Никитин, И. П. Машков. Членами комиссии состояли историки и художники Забелин, Д. И. Иловайский , А. М. Васнецов ; ведущие московские архитекторы-реставраторы А. А. Мартынов, А. М. Павлинов, А. Л. Обер, В. А. Гамбурцев, Ф. Ф. Горностаев. Комиссия привлекала к обсуждениям иногородних членов об-ва: Д. В. Айналова , Н. В. Султанова, А. А. Титова и др.

http://pravenc.ru/text/76468.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010