Но, с другой стороны, Логос отличается и от Бога, и от мира: он не есть непосредственно Само абстрактно-беспредикатное Сущее, а только Его атрибут, внутреннее порождение и выражение Его действенности; он не есть также и сам мир, как простой агрегат материально-конечных бытий, но его идеальное единство и разумно-действенный принцип, т. е. не тот мир, каким он непосредственно представляется нашим чувствам, но каким он понимается нашим умом – в идее. Таким образом, субстанциально сливаясь с Богом и миром в один живой и нераздельный универс, Логос формально отличается от Бога и мира; он стоит посередине между обеими противоположностями, как субстанциально связующая и формально разъединяющая их грань 694 . 341 Источники и пособия, находившиеся в нашем распоряжении при составлении этого отдела: а) Philonis opéra. Ed. Francofurtana, 1691 a. б) Ibid. Ed. Pfeifferi. Vol. V. 1785–1792. в) Philonea inedita. Ed. Tischendorfii, 1868. г) Philo vom Leben Moses. Dresden, 1778. д) Grossmann. Quaestiones Philoneae. Lipsiae, 1829. е) Vacherot. Histoire critique de l’école d’Alexandrie. T. I. Paris, 1846. ж) Pahoud C. Le Logos de Philon et ses rapports avec la doctrine chrétienne. Laus, 1874. з) Soulier H. La doctrine du Logos chez Philon d’Alexandrie. 1876. и) Réville I. La doctrine du Logos dans le quatrième Évangile et dans les œuvres de Philon. Paris, 1881. й) Baur. Die Lehre von der Dreieinigkeit. Einl. Tübing, 1841. к) Dorner. Die Lehre von Person Christi. Einl. Stutt., 1845. л) Klasen. Die alttestamentliche Weisheit und der Logos der jüdisch-alexandrinischen Philosophie. 1878. м) Zeller. Die Philosophie der Griechen. V, 110 ff. 1868. н) Heinze. Lehre vom Logos in der griechischen Philosophie. 1872. о) Müller. Herzog’s Real-Encyclopadie. T. IX. Art. «Philo», п) Dähne. Geschichtliche Darstellung der judisch-alexandrinischen Religions-Philosophie. Halle, 1834. р) Gfrörer. Philo und die Alexandrinische Theosophie. 1831. с) Keferstein. Philo’s Lehre von den göttlichen Mittelwesen. Leipzig, 1846.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

И. Побединский-Платонов (1850—1852), после которого этот предмет вел в течение девяти лет (1852—1861) иеромонах Порфирий (Попов). За ним два года (1861—1863) преподавал Патристику В. И. Боголепов и семь лет (1864—1871) А. А. Смирнов. Двадцать один год эта кафедра была занимаема о. А. Мартыновым (1872—1893); двадцать четыре года (1893—1917) проф. И. В. Поповым, которому был под самый конец старого режима прикомандирован для второй кафедры иеромонах Пантелеймон (Успенский). Такая частая смена преподавателей не могла не отражаться пагубно на ведении педагогического дела. Профессор, едва успевал немного войти в суть преподаваемого им предмета, как его переводили на другую дисциплину, или он покидал службу, становился архиереем, ректором семинарии, или же просто умирал. Память сохранилась у студентов только о иером. Порфирии (Попове), рано умершем от чахотки в Риме, об о. А. А. Смирнове, немало писавшем в Православном обозрении, да еще об о. А. Мартынове. Последний мог бы дать больше, чем он дал, судя по количеству проведенных им на кафедре лет. В лице И. В. Попова Московская Академия наконец увидала настоящего в европейском смысле ученого — патролога. Его краткий конспект лекций, статьи в Богословском Вестнике и большая работа о блаж. Августине стоят выше всякой похвалы. В Академии Киевской первым преподавателем был иером. Михаил (Монастырев), только что, в 1841 г., окончивший курс наук в Академии. Он читал этот предмет до 1844 г., после чего в течение двух лет (1844—1846) кафедра эта занимаема была В. И. Аскоченским, оставившим по себе недобрую память за полемику с архим. Феодором (Бухаревым). После Аскоченского этот предмет три года читаем был Н. А. Фаворовым (1846—1849), перешедшим затем на Гомилетику и передавшим Патристику Н. И. Щеголеву, занимавшему эту кафедру с 1849 по 1857 гг. С 1857 г. Патристику читал проф. К. И. Скворцов. Он напечатал в Воскресном Чтений ряд выдержек из своих лекций, преимущественно из раннехристианской письменности. В Трудах Киевской Духовной Академии им напечатаны статьи «Учение св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОТЛЯРЕВСКИЙ Александр Александрович (1837, посад Крюков близ г. Кременчуг Полтавской губ.- Пиза, Италия), славист, археолог, этнограф, педагог, профессор Дерптского (1868-1872), Киевского (с 1875) ун-тов, чл.-кор. АН. Отец историка Н. А. Котляревского, 1-го директора Пушкинского Дома в С.-Петербурге. Род К. происходил из дворян Полтавской губ. С 1846 по 1853 г. К. учился в Полтавской гимназии. С 1854 г. изучал древние языки, историю и лит-ру в Московском ун-те. Преподавателями К. были Ф. И. Буслаев , Т. Н. Грановский, П. М. Леонтьев и др. Научным руководителем стал О. М. Бодянский . На 2-м курсе К. предоставил работу «Древняя Малороссия в ее песнях: Опыт характеристики по памятникам народной словесности». Цельный взгляд на материал устной словесности заинтересовал декана историко-филологического фак-та С. П. Шевырёва. В рецензиях 1858 г. К. критиковал эклектику и схоластику 1-й книги О. Ф. Миллера «О нравственной стихии в поэзии на основании исторических данных» (СПб., 1858); хронологический подход учебника Шевырёва «История русской словесности» (М., 1846-1860). Автор учебника, по мнению К., не разграничил области духовной деятельности Др. Руси: церковную, политическую и литературную, вслед. чего большая половина книги Шевырёва оказывается бесполезной ( Котляревский. Соч. 1889. Т. 1. С. 205). В статье 1861 г. рецензент критиковал рутину учебника А. И. Линниченко «Курс истории поэзии» (К., 1860) и советовал различать предмет истории и теории лит-ры, не смешивая их (Там же. С. 454). В статье 1862 г. «Были ли малоруссы исконными обитателями Полянской земли или пришли из-за Карпат в XIV в.» (Там же. С. 624-637) К. критиковал взгляды историка М. П. Погодина, полагавшего, что малороссы появились в Юж. России лишь в XIV в. (Там же. С. 631). В доказательство К. привел следующие факты «исторической туземности»: летописную топонимику южнорус. городов, к-рая «всецело сохранилась у теперешних южноруссов», Житие «народных святых Бориса и Глеба», «дошедшее к нам в рукописи XII в.». «Тогда как в Великой Руси мы нигде не замечаем особенного народного значения этих святых, в Южной Руси (в Переяславле) им посвящен особый народный праздник; здесь они - в полном смысле - народные святые, стоящие в непосредственной связи с историческими воспоминаниями народа» (Там же. С. 635-637). В 1857 г. К. окончил ун-т со степенью действительного студента и начал преподавать в Александровском сиротском кадетском корпусе.

http://pravenc.ru/text/2458897.html

Отношением от 19 января 1872 г. за Совет Православного Миссионерского Общества, в видах обсуждения правил 4 декабря 1861 г., признаваемых в вышеозначенном представлении Высокопреосвященного Иннокентия, представлении Преосвященного Парфения, архиепископа Иркутского, и записке бывшего начальника Алтайской миссии протоиерея Ландышева, стеснительными для успехов миссионерского дела, – просил Преосвященного Камчатского Вениамина сообщить, в какой мере правила 4 декаб. 1861 г. прилагаются к делу подлежащими властями при крещении инородцев Камчатской епархии, и со стороны Преосвященного последовал ответ от 26 апреля того же года за такого содержания: «На отношение Совета Православного Миссионерского Общества от 19 января 1872 г. за относительно препятствий ко крещению язычников со стороны Высочайше утвержденных правил 4 декабря 1861 года, честь имею изъяснить, что в Камчатской епархии они не составляют препятствия к обращению язычников, потому что здешние язычники, которыми занята Амурская миссия, по трактатам не русские, а китайские подданные и потому гражданское русское начальство не может считать своей обязанностью вмешиваться в дело обращения не русских подданных, а живущие в северо-восточном углу Азии чукчи сами не признают над собою власти русского начальства, да и живут так далеко от последнего, что никакой чиновник не согласится сопутствовать миссионеру для наблюдения за его действиями». 164 Настоящее представление последовало по содержанию рапорта Якутского Духовного Правления от 18 мая 1862 года за и в удовлетворение ходатайства Преосвященного Иннокентия Святейший Синод, – «принимая во внимание, что в отношении инородцев, населяющих Камчатскую епархию духовенством не могут во всей точности исполняться установленные правила при вступлении в брак лиц православного исповедания, как по кочевой жизни, которую ведут инородцы, так и по отдаленности их пребывания от церквей, – определил: предоставить Преосвященному, согласно его предположения, разрешать священникам Камчатской епархии венчать браки инородцев с соблюдением только тех из установленных правил, какие по местным обстоятельствам Его Преосвященством будут признаны возможными и удобоисполнимыми», о чем и послан указ от 13 февраля 1863 года за Эта практика браковенчания инородцев сохранилась в Камчатской епархии и до последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

21       Untersuchungen über die evangelische Geschichte, ihre Quellen und den Gang ihrer Entwicklung. Gotha, 1864. 22       Beiträge zur Einleitung in das Alte Testament. Bd. 1, 2. Halle, 1806–1807; Commentar über die Psalmen. Heidelberg, 1811; Lehrbuch der christlichen Dogmatik. Bd. 1, 2. B., 1813–1816; Lehrbuch der hebräisch-jüdischen Archäologie. Lpz., 1814; Das Wesen des christlichen Glaubens. Basel, 1846. 23       Das Leben Jesu, kritisch bearbeitet. Bd. 1, 2. Tüb., 1835–1836; Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte. Tüb., 1865; Der alte und der neue Glaube. Tüb., 1872. 24       См. его: Die Apostelgeschichte kritisch untersucht (1854; англ. пер.: J. Dare, 1875–1876); Entwicklung des Monotheismus bei den Griechen (1862); Geschichte der christlichen Kirche (1898); Staat und Kirche (1873); Religion und Philosophie bei den Römern (1866; 2. Aufl. 1871). 25       См. его: Der Lehrbegriff des Evangeliums und der Briefe des Johannes. B., 1843; Der Ursprung und die Komposition der synoptischen Evangelien. Tüb., 1853; ряд статей в издававшемся Целлером Theologische Jahrbücher. 26       См. его: Der Montanismus und die christliche Kirche des 2. Jahrhunderts (1841; в этом исследовании монтанизм впервые представлен не как изолированное проявление эксцентрического фанатизма в ранней Церкви, а как систематическое еретическое учение; в то же время в монографии содержится серьезное заблуждение относительно возможной связи монтанизма с евионитством; исследование стало причиной конфликта Швеглера с церковными властями, в результате чего он оставляет занятия богословием и впоследствии погружается исключительно в историко-философские проблемы); Das nachapostolische Zeitalter. 2 Bde. (1846). Швеглер также опубликовал Климентины (1847) и «Церковную историю» Евсевия Памфила (1852), а также Geschichte der Philosophie im Umriss (1848; 14. Aufl.: 1887; 10-е изд. B англ. пер.: trans. J. Hutchison Stirling, 1888); посмертно издана Geschichte der griechische Philosophie (1859).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Католич. св. миссионер свящ. К. Висмара. Фотография. 2-я пол. XX в. Католич. св. миссионер свящ. К. Висмара. Фотография. 2-я пол. XX в. К нач. XIX в. в Бирме насчитывалось ок. 5 тыс. христиан. В 1783-1806 гг. в М. работал Винченцо Санджермано (1758-1819), основавший школу в Рангуне,- автор «Описания Бирманской империи» (опубл. в 1833). В 1829 г. варнавитская миссия в М. была распущена из-за недостатка кадров и материальных средств. В 1842 г. папа Григорий XVI передал попечение над Бирмой Конгрегации облатов-миссионеров Непорочной Девы Марии, представители к-рой действовали в стране с 1842 г. Апостолическим викарием Авы и Пегу был назначен Дж. Ф. Черетти (1842-1846). Облаты открывали школы, в т. ч. для христиан-индийцев, приезжавших в М. на заработки, и для девочек; привлекли в страну сестер ордена Явления Св. Иосифа (1846) и начали проповедовать католичество среди национальных меньшинств М. Особого успеха облаты достигли у каренов. Прибывший в М. в 1840 г. облат П. М. Аббона (1806-1874) активно строил церкви, школы и больницы, а также участвовал в дипломатической борьбе за господство в Бирме между Великобританией, Францией, Римской курией и Сардинским королевством (с 1861 Италией). В 1856 г. папа Пий IX передал духовное попечение над Бирмой Парижскому об-ву заграничных миссий. Викарием де-факто стал франц. еп. Поль Биганде (до 1894). Он составил молитвенник и жизнеописание Христа на бирм. языке, пригласил в М. членов ордена «Братья христианских школ». Миссионерские школы были открыты в Рангуне, Моламьяйне и Бассейне. Там обучались в т. ч. дети малообеспеченных семей, к-рым предоставляли приюты. Франц. миссионеры, подобно облатам, сосредоточились на проповеди католичества среди каренов, т. к. среди собственно бирманцев христ. учение не имело большого успеха. К 1866 г. в М. насчитывалось уже 7,2 тыс. христиан (в 1856 - не более 4 тыс.). В 1870 г. Пий IX разделил Бирму на 3 апостолических викариата: Юж. (Британскую) Бирму, Сев. Бирму и Вост. Бирму. Биганде остался в Юж. Бирме. В Сев. Бирму был направлен еп. Ш. А. Бурдон (1872-1887). Вост. Бирма была передана Об-ву заграничных миссий Милана. Число католич. миссионеров в 1906 г. составило 96 чел. В 1912 г. в Юж. Бирме было 58,5 тыс. католиков, в Восточной - 14,3, в Северной - 9,8 тыс. В окт. 1924 г. в миссионерский стан в Мёнглине (еп-ство Чёнгтун) прибыл итал. миссионер Клементе Висмара (1897-1988), к-рый провел в Б. в общей сложности ок. 65 лет, проповедуя и помогая жителям горных районов в вост. части страны. Особое внимание Висмара уделял помощи детям и вдовам. Согласно переписи 1931 г., христианами считали себя 331 тыс. жителей Бирмы, из них 89,6 тыс. были католиками. В 1939 г. в Мандалай прибыли представители салезианцев, которые работали в сиротском приюте св. Иосифа.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Сэр Чарльз Блейк Кокрейн (1872–1953) — английский антрепренер. Именно он привез в Англию Шаляпина и дягилевский балет. 148 Макс Рейнхардт (1873–1943) — немецко–австрийский актер и режиссер. 149 Барри Эрик Одэлл Пейн (1904–1925) — английский романист. 150 Букер Вашингтон (1856–1915) — негритянский общественный деятель (США). 151 Сесил… родился — Сесил Эдвард Честертон родился 12 ноября 1879 г. 152 Чарльз Стюарт Парнелл (1846–1891) был выбран в парламент в 1875 г. и защищал там интересы Ирландии. В 1890 г. разразился скандал, так как его заподозрили в том, что он имел отношение к бракоразводному делу капитана О’Ши. Парнелл не оправдывался, и отказался дать какие бы то ни было показания. 153 Голова Карла I — мистер Дик в «Дэвиде Копперфильде» все время удивляется, как в его бесконечную рукопись попадают упоминания о голове Карла I, казненного в 1649 г. (род. в 1600, правил с 1625). 154 Участник дебатов; человек, умеющий спорить (фр.). 155 Гарольд Скимпол — персонаж романа Диккенса «Холодный дом» (1852–53), прототипом которого считается писатель Джеймс Генри Ли Хант (1784–1854). Честертон в книге «Чарльз Диккенс» (1906) успешно показывает, в чем это верно, в чем — нет. 156 Сэр Руфус Айзекс, 1–й маркиз Ридингский (1860–1935). В 1915–1921 гг. был Верховным судьей Англии. 157 Да упокоится в мире (лат.). 158 Рыцари первоцвета — первоцвет (примулу), отчасти по недоразумению, стали считать любимым цветком Дизраэли (см. ниже). С тех пор он стал эмблемой консерваторов, символизирующей их нравственную чистоту. 159 Артур Джеймс Бальфур, граф Бальфурский (1848–1930) — член партии консерваторов, премьер–министр в 1902–1906 гг. 160 Оранжисты — ультрапротестантская партия в Ирландии, восходящая к ассоциации, созданной в 1795 г. Название связано с Вильгельмом III, принцем Оранским, который в отличие от своего тестя, католика Иакова II, был убежденным протестантом. 161 Поль Дерулед (1846–1914) — французский поэт и политический деятель крайне правого толка, один из самых яростных антидрейфуссаров. Жаль, что (несомненно, под влиянием Беллока) Честертон принял за рыцарство его агрессивность. 162

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Журнал Московской Патриархии. Μ. 1948–. Ленинград. Ленинградская духовная академия и семинария. Москва. Московская духовная академия и семинария. Московский церковный вестник. М., 1880–1918. НИОР РГБ (ОР ГБЛ) Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (б. Отдел рукописей Государственной Библиотеки им. В.И. Ленина) Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. Т. 1–22. СПб., 1868–1915. Публичной Библиотеки им. В.И. Ленина Петроград. Памятники литературы Древней Руси. М., 1978–1994. 12 вып. Православное обозрение. М., 1860–1891. Православный палестинский сборник. СПб., 1881–1916. Вып. 1–62; Палестинский сборник. 1954–1993. Вып. 1 (63)–32 (95); Православный палестинский сборник. 1998–. Вып. 96 (33)–. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Полное собрание законов Российской империи: В 45 т. Собр. 1: (1640–12 дек.1825г.). СПб., 1826–1830. Полное собрание законов Российской империи: В 55 т. Собр. 2: (12 дек.1825–1 марта 1881г.) СПб., 1830–1884. Полное собрание законов Российской империи: В 33 т. Собр. 3: (1 марта 1881–1913). СПб., 1885–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1869–1911, 1915–1916. Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1921. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39; М., 1994–2004. Т. 40–43. Православная энциклопедия. Μ., 2000–. Т. РПЦ; 1–. Русский архив. М., 1863–1917. Русский биографический словарь: В 25 т. СПб.; М., 1896–1913;1992р–. Российский государственный архив древних актов (б. ЦГАДА). РГАСПИ Российский государственный архив социально-политической истории (Москва). Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург) (б. ЦГИАЛ). Российская национальная библиотека им. Μ.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург). СбОРЯС Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.; Пг.; Л., 1872–1928. Сборник статей Императорского Русского исторического общества. Спб., Пг., 1867–1916.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В 40-50-х гг. XIX в. активно развивалась научная деятельность ун-та. С. П. Шевырёв и Ф. И. Буслаев читали лекции по истории рус. литературы, церковнослав. и рус. языков, О. М. Бодянский преподавал слав. языки, Т. Н. Грановский - древнюю историю, историю средневековья и Нового времени, С. М. Соловьёв - рус. историю, А. И. Чивилёв - политическую экономию и статистику, К. Д. Кавелин и Н. В. Калачов - историю рус. законодательства. В 1843-1845 гг. университетское естественнонаучное собрание пополнили материалы из коллекций Московской медико-хирургической академии, начали формироваться минералогический и зоологический кабинеты, со временем ставшие музеями, был выделен в особый отдел гербарий Московского ун-та. В 1846 г. была открыта Госпитальная клиника и при ней - анатомо-патологический кабинет. Число студентов в сер. 50-х - 60-х гг. XIX в. составляло более 1 тыс. чел. В 1863 г. был введен новый устав, самый либеральный из всех университетских уставов дореволюционной России. По уставу 1863 г. каждый ун-т должен был иметь 4 фак-та - историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В 1,5 раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины, открывались новые кафедры. По уставу вновь ввели выборность профессоров и всех адм. должностей, восстановили права совета профессоров и университетский суд, предоставив ун-там довольно широкую автономию, а также вдвое увеличили денежные оклады профессоров и преподавателей. Кафедра богословия продолжала существовать, но церковную историю преподавали на отдельной кафедре историко-филологического фак-та, церковное право - на соответствующей кафедре юридического фак-та. 15 окт. 1863 г. по инициативе проф. А. П. Богданова под председательством Г. Е. Щуровского создается Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). В работе антропологического и этнографического отделов активную роль играл Д. Н. Анучин. В 1867 г. по инициативе ОЛЕАЭ в московском Манеже состоялась Всероссийская этнографическая выставка, приуроченная к работе Славянского конгресса. С 1889 г. ОЛЕАЭ стало издавать ж. «Этнографическое обозрение». В 1883 г. при Московском ун-те возник Музей антропологии. В 1872 г. ОЛЕАЭ на основе 2-й Всероссийской политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения имп. Петра I, создало Музей прикладных знаний, до 1877 г. размещавшийся в Зоологическом музее, а затем - в специально построенном здании (ныне Политехнический музей). Археологический и военно-исторический отделы политехнической выставки стали основой для создания Исторического музея, открывшегося в 1883 г. по инициативе профессоров ун-та. В 1872 г. по инициативе проф. В. И. Герье возникли Высшие жен. курсы - частный вуз, существовавший на пожертвования и плату за обучение, управлявшийся педагогическим советом из профессоров ун-та (закрыт в 1888).

http://pravenc.ru/text/2564224.html

В последние годы жизни Д. занимался проблемой христ. единства и призывал к воссоединению всех христ. Церквей и конфессий. По поручению старокатолич. комиссии, к-рая в 1872 г. избрала Д. председателем, в 1874 и 1875 гг. он руководил Боннскими конференциями , в к-рых участвовали богословы большинства христ. конфессий. Перед смертью Д. принял причастие от старокатолич. пресвитера. Похороны Д. организовал его друг Й. Фридрих, ставший впосл. его биографом. Похоронен на Южном кладбище Мюнхена. Соч.: Die Lehre von der Eucharistie in den drei ersten Jahrhunderten. Mainz, 1826; Die Reformation: Ihre innere Entwicklung und ihre Wirkungen im Umfange des Lutherischen Bekenntnisses. Regensburg, 1846-1848. 3 Bde; Luther. Freiburg i. B., 1851; Heidentum und Judentum: Vorhalle zur Geschichte des Christenthums. Regensburg, 1857; Christentum und Kirche in der Zeit der Grundlegung. Regensburg, 1860; Kirche und Kirchen: Papstthum und Kirchenstaat: Hist.-polit. Betrachtungen. Münch., 1861; Die Papst-Fabeln des Mittelalters: Ein Beitr. z. Kirchengeschichte. Münch., 1863; [ Ianus, pseud. ] Der Papst und das Concil. Lpz., 1869; [Quirinus, pseud. ] Römische Briefe vom Concil. Münch., 1870; Akademische Vorträge. Nördingen, 1888-1891. 3 Bde; Über die Wiedervereinigung der christlichen Kirchen: Sieben Vorträge, gehalten in München im J. 1872. Nördingen, 1888; Geschichte der Moralstreitigkeiten in der römisch-katholischen Kirche. Nördingen, 1889. 2 Bde; Briefe und Erklärungen über die vatikanischen Dekrete. Münch., 1890; Kleinere Schriften. Stuttg., 1890. Лит.: Friedrich J. Ignaz von Döllinger. Münch., 1899-1901. 3 Bde; Finsterhölzl J. Ignaz von Döllinger. Graz u. a., 1969; Staat und Kirche im 19. und 20. Jh.: Dokumente zur Geschichte des deutschen Staatskirchenrechts/Hrsg. E. R. Huber, W. Huber. B., 1976. Bd. 2; Neuner P. Döllinger als Theologe der Ökumene. Paderborn u. a., 1979; Köhler O. Ignaz Döllinger (1799-1890)//Zeitgeschichte in Lebensbildern/Hrsg. J. Aretz, R. Morsey, A. Rauscher. Mainz, 1980. Bd. 4; Geschichtlichkeit und Glaube: Gedenkschrift: Zum 100. Todestag Ignaz von Döllingers/Hrsg. G. Denzer, E. L. Grasmück. Münch., 1990; Lieser J. Zeugen der Wahrheit: Alt-Katholiken der ersten Stunde. Bonn, 1992; Fuhrmann H. Ignaz von Döllinger: Ein exkommunizierter Theologe als Akademiepräsident und Historiker. Lpz., 1999.

http://pravenc.ru/text/171803.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010