Ю. В. Тарабарина Церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. 1853 г. Фотография. 1882 г. В течение полугода в с. Красном были выстроены 8 двухэтажных флигелей для келий, каменная ограда со св. воротами и 2 башнями. В 1840 г. митр. Филарет (Дроздов) благословил открыть на территории обители кладбище, к-рое впосл. стало одним из главных источников благосостояния сестер. Доходы от захоронений на нем позволяли М. А. м. вести не только строительство, но и широкую благотворительную деятельность. В 1841 г. по инициативе игум. Клавдии (Щепановской) Крестовоздвиженский храм был расширен, к нему пристроили придел во имя прп. Алексия, человека Божия. При игум. Паисии (Нудельской) была возведена и 12 нояб. 1853 г. митр. Филаретом (Дроздовым) освящена новая каменная ц. во имя прп. Алексия, человека Божия, с 2 приделами - в честь Грузинской иконы Божией Матери и прп. Павла Латрийского. Храм был возведен по проекту архит. М. Д. Быковского (по др. данным, по проекту помощника Быковского архит. П. Н. Соболевского). В 1857 г. Крестовоздвиженский храм был перестроен, расширен, освящен 13 сент. 1857 г. митр. Филаретом. Придел прп. Алексия в Крестовоздвиженском храме был переосвящен во имя сщмч. Симеона, еп. Персидского, в соответствии с желанием вкладчика ген.-лейтенанта Семена Петровича Степанова († 1852). Среди лиц, погребенных в Крестовоздвиженской ц.,- ген.-лейтенант Степанов и благотворитель Ф. Ф. Набилков († 1848). 4 февр. 1871 г. настоятельницей М. А. м. была назначена игум. Антония Московская (Троилина), к-рая стала вводить начала общежития: учредила общую трапезу и общие работы, распорядилась отапливать кельи за счет средств обители. 17 мая 1871 г. еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков) совершил закладку трапезного корпуса, уже 21 нояб. 1871 г. митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) освятил 2-этажное здание и благословил «начало общей трапезы». На 1-м этаже были устроены кухня, большой зал для трапезы и кельи для сестер, служивших при ней; 2-й этаж занимали аптека, кельи, а также золотошвейная, живописная, чеканная и переплетная мастерские. Осенью 1871 г. игум. Антония основала в М. А. м. уч-ще для южнослав. девочек. Уч-ще действовало в течение 12 лет и готовило народных учительниц для южнослав. стран, находившихся в то время под турецким игом. Мон-рь брал на себя полное содержание девочек, к-рые обучались по программе начальных городских уч-щ. За время существования уч-ща были подготовлены 2 выпуска. На экзаменах в школе присутствовали московский ген.-губернатор кн. В. А. Долгоруков, член Московского славянского благотворительного комитета Н. А. Попов и др. Все они отмечали высокий уровень подготовки учащихся.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

М., 1998, 20122; Москва и сложившиеся рус. города в XVIII - 1-й пол. XIX в./Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. М., 1998; Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.): Иллюстр. биогр. словарь/А. Ф. Крашенинников, А. В. Рогачёв. М., 1998; Покровская З. К. Осип Бове. М., 1999; Седов В. В. Елизаветинское барокко в Москве, или В тени Растрелли//Проект Классика. М., 2003. 8; Каулен М. Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: Кат.-справочник. М., 2005. С. 329-395; Савельев Ю. Р. Византийский стиль в архитектуре России 2-й пол. XIX - нач. XX в. СПб., 2005. С. 48-49, 105, 134-136, 146, 181, 183, 256-260, 262, 268; он же. Н. В. Султанов: Портрет архитектора эпохи историзма. СПб., 2009; Слёзкин А. В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорус. стиля//Архит. наследство. М., 2007. Вып. 47. С. 287-299; Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек/А. Л. Баталов. М., 2007; Шмидт С. О. Московские церкви в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина//Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры: Сб. ст. в честь Л. А. Беляева. М., 2008. С. 541-546; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в./И. А. Бондаренко, И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2008; Храмы и мон-ри Москвы: Путев. М., 2008; Бицадзе Н. В. Храмы неорус. стиля: идеи, проблемы, заказчики. М., 2009; Милюгина Е. Г. Обгоняющий время: Н. А. Львов: поэт, архитектор, искусствовед, историк Москвы. М., 2009; Москва в старых фотографиях: Кон. XIX - нач. XX в. М., 2009; Путятин И. Е. Образ рус. храма и эпоха Просвещения. М., 2009; Лавринов В., прот., Соловьев И., свящ. Церковная Москва в 1920-1930-е годы//ЦиВр. 2010. 2(51). С. 222-239; Митрошенкова Л. В. «Город храмов и палат»: Архит. памятники Москвы - свидетели 1812 г. М., 2010; Кириченко Е. И. Архит. наследие России: Федор Шехтель. М., 2011; Архитектурное наследие Быковских в Москве. М., 2012. 2 т.; Броновицкая Н. А. Памятники архитектуры Москвы: Архитектура Москвы 1910-1935 гг. М., 2012; Мурзин-Гундоров В.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Собор в честь Нерукотворного образа Спасителя Юрьева мон-ря в Вел. Новгороде. 1823–1828 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Нерукотворного образа Спасителя Юрьева мон-ря в Вел. Новгороде. 1823–1828 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Был выстроен ряд эклектичных храмов с преобладанием условно русско-романского стиля, связанных с именем с.-петербургского архит. М. А. Щурупова и московского архит. А. С. Каминского. Крупнейший ансамбль Щурупова - Рёконская пуст. (Любытинский р-н, 70-е гг. XIX в.), Троицкий собор которой (1870-1873, освящен в 1877) выполнен в формах тоновских соборов, но с мощной центральной главой и полихромным декором; кладбищенская Покровская ц. (1874-1877, освящена в 1879), с бесстолпным объемом, лаконичным декором, венецианскими окнами на боковых фасадах. В монастырском ансамбле доминирует столпообразная колокольня со св. воротами над келейным корпусом (1873-1874), напоминающая колокольню Страстного мон-ря в Москве (1849-1855, архит. М. Д. Быковский, не сохр.). Собор Успенской Рдейской общежительной пуст. в Холмском р-не (1897-1902, архитекторы Каминский, И. Т. Барютин), рассчитанный на 750 чел., воспроизводит тип рус. собора XVI-XVII вв., близкий к византийским (точнее, афонским) прототипам. В Спасо-Преображенском мон-ре в Ст. Руссе в 1889-1892 гг. по инициативе архим. Мардария был построен большой храм во имя Старорусской иконы Божией Матери. Его эклектичная архитектура с «готическими» архивольтами в нижнем ярусе, килевидными наличниками в целом тяготела к русско-романскому стилю. Монастырский собор во имя Св. Духа в Вел. Новгороде (1892, перестроен), по замечанию В. А. Ядрышникова, сходен со Старорусским собором и принадлежит одному автору - Борщову или Елкашеву. При традиц. 3-частной композиции 5-главая, с колокольней, Христорождественская ц. в дер. Борки Парфинского р-на (1884, не сохр.) сочетала черты провинциального барокко, классицизма и рус. стиля, как и Троицкая ц. в дер. Б. Угороды Шимского р-на (1898). Тоновская отделка и барочное завершение в виде восьмерика с луковицей на барабане сочетались в центрической Всехсвятской ц. на кладбище новгородского Десятинного мон-ря (1897, не сохр.). С чертами необарокко был реконструирован собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1889-1892, не сохр.), к-рый приобрел 5-главое завершение; к этому же типу относилась Михаило-Архангельская ц. в дер. Верховское Боровичского р-на (1901-1906, сохр. колокольня).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Судебное разбирательство по делу о растрате средств, выделенных на постройку храма, длилось 8 лет, в 1835 г. имущество В. было конфисковано, архитектор сослан в Вятку. Здесь он создал проект собора во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского (1838) - второе программное сооружение архитектора. Основой проекта стал один из вариантов храма Христа Спасителя - 5-купольная ротонда с 4 башнями-колокольнями. Визант. стиль собора сближал это сооружение с произведениями архитекторов романтизма - М. Д. Быковского , Тона, А. П. Брюллова. В. в этот период был убежден в возможности выражения национальной идеи с использованием греч. форм. Собор в Вятке был возведен в 1839-1864 гг. (снесен в 30-х гг. XX в.). Здесь же В. построил неск. несохранившихся впосл. зданий (в городском Александровском саду сохр. чугунная решетка с воротами и 2 беседки). В 1840 г. В. было разрешено возвратиться в С.-Петербург, где он выполнил неск. проектов надгробий и обелисков, а также проект собора для Тифлиса (1847, не осуществлен). Умер в бедности и полном забвении, похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге (могила не сохр.). Графическое наследие архитектора почти полностью погибло во время пожара в доме В. в 1854 г. Соч.: Записки// Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 1. С. 380-453; Автобиография//РС. 1876. Т. 17. 9. С. 109-110; 10. С. 267-296; 12. С. 759-770. Ист.: ГНИМА. Ф. Р I. Ед. хр. 144, 146, 147-172, 203-204, 1859, 2111, 5260, 7345-7367, 10922-10927. Лит.: Соколов П. Ист. описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. М., 1818; Петров П. Н. Сб. мат-лов для истории Имп. АХ. СПб., 1864-1887. Ч. 1-4 (по указ.); Участие акад. А. Л. Витберга в постройке Александро-Невского собора в Вятке. Вятка, 1894; Академик А. Л. Витберг и его письма к А. И. Герцену//РС. 1897. Т. 12 (92). С. 477-495; Историческая выставка архитектуры: Альбом. СПб., 1911 [рис.; чертежи]; Витберг Ф. А. Витберг и его проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах//Старые годы. 1912. Февр. С. 3-19; Грабарь И. Э. Ранний александровский классицизм и его франц. источники//Там же. 1912. Июль/сент. С. 68-96; он же. От екатерининского к александровскому классицизму//История рус. искусства. М., Т. 3. С. 449-468; Снегирев В. В. Архитектор А. Л. Витберг: Жизнь и творчество. М.; Л., 1939; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. М., 1972. Т. 2. С. 287-288 [Библиогр.]; Москалец Е. С. , Пешнина Л. В. А. Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975; Молева Н. Храм//Наше наследие. 1988. 3. С. 39-55; Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992; Тинский А. Архитектурное наследие А. Л. Витберга в Вятке//Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т. 5: Архитектура. С. 153-159; Кузнецова (Строганкова) Е. В. Проект храма Христа Спасителя архит. А. Л. Витберга//Шведы в Москве: Мат-лы рос.-швед. науч. конф. М., 2002. С. 93-114; Памятники архитектуры в дорев. России: Очерки истории архит. реставрации. М., 2002. С. 148.

http://pravenc.ru/text/158848.html

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Дата создания: 1360 г. Описание: История Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 г. свт. Алексий, митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия прав. Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. В 1547 г. монастырь был уничтожен пожаром и переведен ближе к Кремлю. На старом месте осталась небольшая монашеская община, вновь ставшая монастырем в 1584 г. при попечительстве царя Феодора Иоанновича. Тогда же в ней были построены храмы Зачатия прав. Анны с приделом вмч. Феодора Стратилата и мц. Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия в 1612 г., но вскоре был возрожден. В 1696 г. на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 г. был построен храм в честь Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В 1885-1887 гг. храм вошел в состав монастырских сооружений, в нем был сооружен придел Казанской иконы Божией Матери. В 1804-1807 гг. на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия прав. Анны, вмч. Феодора Стратилата, свт. Алексия, митр. Московского, и Казанской иконы Божией Матери (архит. М.Ф. Казаков). С давних времен в обители существовали богадельня для престарелых инокинь и рукодельная мастерская. В 1844-1850 гг. для богадельни было построено специальное каменное здание (архит. М.Д. Быковский) с храмом Сошествия Святого Духа. В XIX-XX вв. на территории обители появилось множество жилых и хозяйственных корпусов. В 1927 г. монастырь был закрыт. Некоторые иконы монастыря были перенесены в храм прор. Илии Обыденного. 16 марта 1925 г., за 9 дней до кончины, здесь служил свою последнюю Литургию свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. В 1930-х гг. собор, колокольня и храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были полностью разрушены, на их месте выстроено типовое школьное здание. Был полностью перестроен храм Сошествия Святого Духа; стены, окружавшие обитель, были частично разрушены. В 1960-е гг. проведена внешняя реставрация надвратного храма, яркого образца стиля московского барокко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244618...

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине. 1664–1665 гг. Фотография. 2014 г. Следующим этапом в развитии этого типа храмов стала группа т. н. потехинских церквей с приделами-палатками по углам основного одноглавого 2-столпного четверика с горкой кокошников. Все эти храмы были выстроены в вотчинах князей Одоевских артелью крепостного зодчего Павла Потехина. Самой ранней является 5-главая ц. свт. Николая Чудотворца в Николо-Урюпине Красногорского р-на (1664-1665, заказчик кн. Н. И. Одоевский) с 4 симметричными одноглавыми приделами, соединенными галереей. С запада галерея в 2 яруса завершалась звонницей (заменена колокольней в 1840, архит. М. Д. Быковский). Аналогична предыдущей ц. Казанской иконы Божией Матери в Маркове Раменского р-на (1672-1680, заказчик кн. Я. Н. Одоевский; колокольня XIX в.). Композиция 3-главой ц. арх. Михаила в Архангельском Красногорского р-на (1667, заказчик кн. Я. Одоевский) с 2 приделами, сдвинутыми по диагонали от четверика (северо-восточный сохр., юго-западный был в 1-й четв. XIX в. перенесен на вост. сторону церкви), не совсем симметрична. Благовещенская церковь в Тайнинском в Мытищах. 1675–1677 гг. Фотография. 2015 г. Благовещенская церковь в Тайнинском в Мытищах. 1675–1677 гг. Фотография. 2015 г. В этот период в Центр. России появились симметричные 3-частные композиции, где бесстолпный четверик, трапезная и колокольня (или крыльцо) выстроены по оси «запад-восток». Во 2-й пол. XVII в. они еще сравнительно редки: 5-главые ц. свт. Николая Чудотворца в Батюшкове Дмитровского р-на (1666, заказчик А. И. Нестеров; колокольня переделана в XVIII в.; юж. придел и алтарь XIX в.; аналог ц. свт. Николая в Пыжах в Москве); ц. свт. Николая Чудотворца в Сидоровском Одинцовского р-на (1680, заказчик А. Д. Щербатов; трапезная расширена в 1895-1898); ц. Рождества Пресв. Богородицы в Клишине (городской окр. Озёры; ок. 1690; вотчина Л. В. Ляпунова; пятиглавие утрачено, фасады обезличены); одноглавые ц. Рождества Пресв. Богородицы в Пояркове Солнечногорского р-на (1662-1665; вотчина боярина А. С. Матвеева) с поперечным четвериком под горкой кокошников, небольшой трапезной и уникальной шатровой колокольней (1670) с 2 сужающимися ярусами звона и ц. Рождества Пресв. Богородицы в Дединове (городской окр. Луховицы; ок. 1680) с симметричными приделами по бокам длинной трапезной.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. Бородинский мон-рь. Фотография. 2002 г. С кон. 30-х гг. XIX в. в Б. м. началось активное строительство: на средства имп. Николая I были возведены стены, колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и теплой ц. во имя прав. Филарета Милостивого, небесного покровителя Московского митрополита (освящена 23 июля 1839). В 1851 г. состоялась закладка пятиглавого храма в честь Владимирской иконы Божией Матери (Бородинское сражение началось 26 авг.- в день празднования Владимирской иконе). Построенный по проекту архит. М. Д. Быковского храм был освящен 5 сент. 1859 г. при сменившей игум. Марию († 29 апр. 1852) игум. Сергии (в миру кнг. С. В. Волконская). При настоятельнице схиигум. Алексии, в 1874 г., закончилось сооружение трапезной ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в кон. XIX в.- новых келейных корпусов. При Б. м. действовали гостиница, богадельня, больница, за стенами мон-ря с 1901 г.- церковноприходская школа. Мон-рь существовал на средства благотворителей, среди к-рых были российские императоры, представители аристократических семей (гр. А. А. Орлова-Чесменская, кнг. Т. В. Юсупова, гр. Д. Шереметев, А. М. и Т. Б. Потёмкины и др.), купцы (И. В. Прохоров и его братья, Н. В. Игумнов и др.). С 30 июля по 2 авг. 1847 г. по приглашению игум. Марии в Б. м. находился свт. Игнатий (Брянчанинов) , он беседовал с сестрами, в т. ч. со своей духовной дочерью Антонией Московской (Троилиной), буд. игуменией Страстной иконы Божией Матери мон-ря . По благословению схим. Зосимы (Верховского) в Б. м. подвизалась схим. Сарра (Потёмкина ; † 1911). Др. почитаемая старица прп. Рахиль (Короткова) окормляла до 1928 г. насельниц обители и мн. мирян. В 1912 г., в дни празднования 100-летия победы в Отечественной войне 1812 г., Бородинское поле и обитель посетил имп. Николай II с царственной семьей. Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) Бородинский мон-рь. Литография. 1883 г. (ГИМ) По воспоминаниям мон. Мелании (Барановой), в 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/153223.html

Покровский ставропигиальный женский монастырь (Москва) Дата создания: 1635 г. Описание: История Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской Заставы в Москве заложен в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем. По преданию, причиной для основания для монастыря в честь Покрова Божией Матери послужило преставление родителя царя — Святейшего Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова в 1633 г.  Монастырь назывался «Покрова на убогих домах». Царь Михаил Федорович пожаловал на строительство обители 17 четвертей земли. До этого здесь, за окраиной Москвы, находилось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской. В дальнейшем по указу царя Алексея Михайловича монастырь был устроен «на комнатную его сумму и снабжен церковными утварями и др. потребностями».  В 1808 г. на месте обветшавшего храма (1655 г.) был построен каменный монастырский собор. Храм в честь Всех святых с трапезной палатой был построен в 1792-98 гг. на месте обветшавшего храма 1682 г., в 1854-55 гг. полностью перестроен (архит. М.Д. Быковский) и переосвящен. В 1799 г. была построена трехъярусная колокольня, стены и ворота в 1833-53 гг. С 1680 по 1731 г. обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю . В 1751-76 гг. в Покровском монастыре размещалась духовная семинария. В 1812 г. обитель подверглась разорению. Потребовалось несколько лет, чтобы монастырь оправился от причиненного урона. В XIX-XX вв. монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества. К началу ХХ в. в монастыре имелось два храма — Покровский и Воскресенский, четыре часовни в разных уголках Москвы, каменная шатровая колокольня с восемью колоколами и боевыми часами. Монастырь был обнесен каменной оградой; по углам ограды были расположены пять четырехугольных башен. К монастырю были приписаны две богадельни, действовала церковно-приходская школа-пансион для мальчиков. В 1926 г. была взорвана колокольня, затем закрыли Покровский храм, снесены часовня и могильные памятники; в 1929 г. был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища устроен существующий по сей день парк культуры и отдыха (Таганский парк). В зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244582...

Л. заботился и о благоустройстве Златоустова мон-ря, который очень любил и называл пустыней среди города. Получив согласие митр. Филарета, Л. собирался заняться восстановлением запущенного Златоустовского собора и перестройкой келий и даже начал переговоры с архит. М. Д. Быковским, но 31 дек. 1850 г. был определен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря . Не исключено, что на решение митрополита повлияли архитектурные проекты нового настоятеля. В 1851 г. Л. был определен членом Московского комитета для цензуры духовных книг. В Знаменской обители при Л. была обновлена и освящена митр. Филаретом теплая Сергиевская ц. 31 авг. 1853 г. Л. был назначен ректором МДС, располагавшейся в Москве на Самотечной ул. Здесь он познакомился со мн. видными московскими учеными, а также с членами аристократических фамилий. У прихожан семинарской церкви вошло в обычай после богослужения посещать ректора для бесед. Особенно сблизился Л. с игум. Саввой (Тихомировым), дружба с к-рым продолжалась до конца жизни владыки. 22 апр. 1854 г. Л. был назначен настоятелем Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мон-ря , известного как «учительский»; в нем находилась Славяно-греко-латинская академия. Настоятельство Л. в Заиконоспасском мон-ре и ректорство в Московской семинарии совпали с важнейшими для России событиями - Крымской войной и кончиной в 1855 г. имп. Николая I. 16 июня 1856 г., незадолго до коронации имп. Александра II, Л. получил распоряжение митр. Филарета о приведении в приличный вид настоятельских келий Заиконоспасского мон-ря в связи с размещением в них на время коронационных торжеств митр. Литовского Иосифа (Семашко) . 20 июня Л. доложил митр. Филарету о результатах предварительного осмотра келий: «Полы рассохлись, искривились, по местам ослабли, краска на них облезла... окна и двери также искривились и худо затворяются... потолок и стены потемнели и по местам истерты и попорчены. Все сие требует немедленного исправления». Несмотря на большой объем работ, все было окончено в срок, и, по свидетельству очевидцев, митр. Иосиф остался доволен (Там же. С. 20-21).

http://pravenc.ru/text/2463437.html

Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) «Нечаянная Радость» икона Божией Матери была передана в 1835 г. по завещанию прихожанки Александры Куницыной в Неопалимовскую ц. в Хамовниках (после 1930 судьба иконы неизвестна). Другой список XVIII в., почитавшийся патриархами Пименом (Извековым) и Алексием I, происходил из царского дворца и был пожертвован в ц. Благовещения на Житном дворе (разрушена в 1932). Вероятно, этот образ (или образ из закрытой в 1918 Константино-Еленинской ц. в Тайницком саду Кремля) после 1917 г. был передан в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а с 1944 г. пребывает в ц. во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. Др. почитаемые иконы «Нечаянная Радость» находятся в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще и в ц. во имя вмч. Феодора Стратилата у Мясницких ворот. «Споручница грешных» икона Божией Матери прославилась в 1844 г. в Орловской губ., ее мироточивый список в 1848 г. передали в храм во имя свт. Николая в Хамовниках, где перед ним совершилось множество исцелений. Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Страстная икона Божией Матери явилась и прославилась чудесами исцелений в Н. Новгороде в 1-й пол. XVI в. Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте сретения иконы у Тверских ворот возвели храм в ее честь, а в 1654 г.- мон-рь, получивший название Страстного. Мон-рь был упразднен в 1919 г., но богослужения в его соборе продолжались до 1928 г. После сноса большинства построек мон-ря в 1937 г. образ был перенесен в Воскресенскую ц. в Сокольниках, где находится в наст. время. Икона Божией Матери «Три радости» - копия образа «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Мадонна в кресле, Madonna della seggiola, ок. 1513, Галерея Палатина, Флоренция) кисти Рафаэля . На рус. списках образа позднее стали добавлять изображение прав. Иосифа Обручника и писать их в греко-визант. стилистике, в зеркальной композиции. Первообраз был привезен из Италии в нач. XVIII в. и помещен над входом перед папертью Троицкой ц. на Грязех у Покровских ворот. Икона прославилась в сер. XVIII в.: по молитве матери сын вернулся из плена, ее оклеветанный муж был оправдан и возвращен из ссылки, а конфискованное имущество возвращено. В 1861 г. Троицкая ц. на Грязех была перестроена (архит. М. Д. Быковский) и освящена митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) в честь иконы Божией Матери «Три радости». После закрытия храма в кон. 1929 г. образ пропал, с 1992 г. во вновь открытом храме имеется его список (сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010