– Виктор Александрович, спасибо за интересную беседу. Расскажите немного об истории кафедрального собора Гатчины. – Известный архитектор Роман Иванович Кузьмин начал проектировать пятикупольный каменный Павловский собор по указу Императора Николая I в связи с 50-й годовщиной со дня смерти его отца, Императора-мученика Павла I. На колоннах церкви установлены памятные доски из бронзы с именами офицеров, ближайших сподвижников Павла Петровича. В 1845-м году Император Николай Павлович выделил деньги на возведение в Гатчине храма, место для которого он указал лично – на возвышенности в самом начале улицы Мало-Гатчинская. Он лично одобрил проект и принял участие в закладке первого камня в основание собора осенью 1846 года. Летом 1852 года митрополит Никанор освятил верхний храм в честь Святого апостола Павла, причем правый придел посвящен Святым равноапостольным Царям Константину и Елене, а левый – Святой равноапостольной Марии Магдалине. Первым настоятелем собора был протоиерей Владимир Славинский. – Впервые попав в Павловский собор, я увидела, кроме копии Филермской иконы и двух других Гатчинских святынь, раку с мощами святой преподобномученицы Марии Гатчинской, о которой ничего не знала, пока не прочитала вашу книжку «Из жизни святой Марии Гатчинской. Наставления. Письма. Воспоминания». На основе каких документов вы писали ее житие? – Работая над ним, я изучал многие документы, архивно-следственное дело, по которому проходило более 70 монашествующих, включая монахиню Марию, материалы из открытых источников, воспоминания о жизни Марии Гатчинской, в том числе Ксении и Александры Белавских – дочерей протоиерея Петра Белавского, который был духовником Марии Гатчинской. Вообще, Александра Петровна является последним на земле человеком, бывавшим в келлии монахини Марии. Ныне она – почётная старшая сестра Сестричества милосердия в честь Святой Марии Гатчинской при Павловском соборе. – Расскажите подробнее о канонизации преподобномученицы Марии Гатчинской. – Мощи были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской и перенесены в наш собор в 2007-м году. А к лику святых Марию Гатчинскую причислили в 2006-м году, хотя трижды наше прошение об этом отклоняли, требуя предоставить дополнительные материалы. Когда отец Петр сидел в лагерях, его дочери навещали монахиню Марию. Они сохранили ее письмо на Соловки их отцу – «заключенному Белавскому», подаренный ею ему складень, уникальные фотографии из семейного архива, чудом уцелевшие. Дом, где жила Мария Гатчинская и куда приходили и обычные люди, и церковные иерархи, не сохранился. Он сгорел во время войны, но на его месте ничего не построили. Теперь здесь планируется установка памятника святой, которая была исповедницей веры и имела дар чудесного утешения унывающих людей, находящихся на грани отчаяния. Ее арестовали 19 февраля 1932 года.

http://pravoslavie.ru/156909.html

   Архимандрит Моисей (Путилов) Оптинский (1782—1862).    Архимандрит Антонин (Капустин) (1818—1894).    Иеромонах Варнава (Меркулов) (1831—1906).    Георгий (Машурин) Задонский Затворник (монах Стратоник).    Старец Иларион Троекуровский (1774—1853).    Старец схимонах Силуан (Антонов) Афонский (1866—1938).    Протопресвитер В.Б. Баженов (1800—1883).    Протопресвитер И.Л. Янышев (1826—1910).    Протоиерей П.И. Турчанинов (1779—1856).    Протоиерей А.В. Горский (1812—1875).    Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский (1829—1908).    Священник А.В. Гумилевский (1830—1869).    Священник П.А. Флоренский (1882—1943).    Д.С. Бортнянский (1751—1825).    А.Н. Голицын, князь (1773—1844).    Н.А. Протасов, граф (1798—1855).    И.В. Киреевский (1806—1856).    А.С. Хомяков (1804—1860).    А.Ф. Львов (1798—1870).    Д.А. Толстой, граф (1823—1889).    К.Н. Леонтьев (монах Климент) (1831—1891).    В.В. Болотов (1853—1900).    B.C. Соловьев (1853—1900).    И.Е. Троицкий (1832—1902).    К.П. Победоносцев (1827—1907).    А.П. Лебедев (1845—1908).    П.В. Знаменский (1836—1910).    Е.Е. Голубинскнй (1834—1912).    Н.Ф. Каптеров (1847—1917).    А.Л. Катанский (1836—1919).    В.И. Несмелов (1869—1920).    А.Д.. Кастальский (1856—1926).    В.К. Саблер (1847—1929).    А.Д. Самарин (1868—1932).    М.М. Тареев (1866—1934).    Н.Н. Глубоковский (1863—1937).    А.В. Карташев (1875—1960).    Игумения Екатерина (графиня Ефимьевская) (ум. 1925).    Игумения Евгения (княгиня Мещерская) (ум. 1837). Х. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА    1700 – кончина Патриарха Адриана и назначение Местоблюстителем    Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского).    1701– восстановление Монастырского приказа.    1702 – издание указа Петра I о веротерпимости.    1720 – составление «Духовного регламента».    1721 – учреждение Святейшего Синода.    1722 – издание «Прибавление к Духовному регламенту».    1723 – признание Святейшего Синода Восточными Патриархами.    1724 – перенесение мощей святого князя Александра Невского в Петербург.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Главный одноярусный иконостас вырезан из темного дерева в «московско-ярославском» стиле и богато украшен художественной резьбой. В иконах, написанных известным киевским художником А. А. Мурашко, ощущается влияние васнецовских работ во Владимирском соборе в Киеве. По сторонам от храмовых икон помещены изображения прор. Илии и блаж. Иеронима Стридонского, небесных покровителей Владыки Иеронима в миру и в монашестве. Архиепископ Иероним скончался в конце 1905, всего на месяц пережив освящение церкви. После отпевания его гроб поставили под престолом нижней церкви. Это был первый православный архиерей, умерший и погребенный в Варшаве. Мраморная гробница его сына сейчас находится в юго-восточной части храма. Через год была готова нижняя церковь свв. Илии и Иеронима, и 16 ноября 1906 ее освятил епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) в сослужении ректора Холмской семинарии архим. Дионисия (Валединского), позднее митрополита Варшавского. Освящение было приурочено к годовщине кончины архипастыря. Позднее в нижнем храме был погребен убитый 8 февраля 1923 митрополит Варшавский Георгий (Ярошевич). Его надгробием служит центральный мраморный аналой. Иконостас в этой церкви сделал Владимир Иннокентьев. В 1912 в кладбищенском приходе имелись три каменных храма, работала церковно-приходская школа и восемь школ Министерства народного просвещения, благотворительное братство и богадельня. События Первой мировой войны и последующих лет трагически отразились на судьбе прихода. После эвакуации в августе 1915 русских из Варшавы службы прекратились, и кладбище несколько лет подвергалось разграблению. В 1919 католики отняли Владимирскую церковь со всем ее имуществом; православному приходу оставили лишь три маленькие иконы. В 1919–1923 церковь была перестроена по проекту Оскара Сосновского и вновь превратилась в костел св. Лаврентия. Церковь св. Иоанна оказалась одним из двух уцелевших в столице православных храмов. Власти не только ограничили работу прихода, но и неоднократно пытались снести кладбище, разбив на его месте парк Свободы. Этот план был осуществлен лишь частично. В 1932 магистрат разрешил эксгумацию останков православных, погребенных около бывшей Владимирской церкви. Из двух с половиной сотен перенесли только 50 захоронений известных русских деятелей, в том числе президента Варшавы С. И. Старынкевича (1820–1892), внесшего значительный вклад в благоустройство города, военного историка А. К. Пузыревского (1845–1904), директора варшавских театров С. Муханова (1833–1897), профессора местного университета А. Л. Блока (1852–1909) — отца поэта, писателя П. К. Щебальского (последние две могилы утрачены). Остававшиеся близ церкви могилы позднее были уничтожены при «нивелировании местности».

http://sobory.ru/article/?object=21437

Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. М., 1880. С. 156-157. 29 свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев, 3.//Творения. ч. 1. – М., 1845, с.1 39. 30 Льюис К. С. Бремя славы//Сочинения. Минск-Москва, 1998. Т.2. С. 275. 31 Там же. С. 276. 32 Льюис К. С. Коллектив и мистическое тело//Сочинения, Т. 2. С. 304-305. 33 см. Хоружий С. С. Диптих безмолвия. – М., 1991, с. 88. 34 Гершензон М., Иванов В. Переписка из двух углов. – М., 1991, с. 9. 35 Герцен А. И. Письма об изучении природы, 5//Герцен А. И. Сочинения. Т.2. М., 1986, сс. 333-334. 36 Блаватская Е. П. Комментарии к «Тайной Доктрине». М., 1998. С. 120. 37 Письма Елены Рерих – 1932-1955 гг… Новосибирск, 1993. С.173. 38 Та же честность столетием позже звучит в признании свт. Григория Великого: «И о жизни врагов мы молимся, и однако же боимся, как бы нас не услышал Бог» (Беседа 27, 8). 39 Пишу это слово с некоторой нерешительностью, которую прекрасно объясняет мой профессиональный анекдот (анекдот почти что про меня). Итак, представьте, что православный миссионер выступает перед образованной, интеллигентной университетской аудиторией. И по ходу своей речи он доходит до необходимости употребить неприличное слово – «бес». Миссионер не первый раз общается с подобного рода аудиторией, знаете её привычки, вкусы и немощи. Он понимает, что эта публика ещё слово «Бог» как следует не научилась понимать. В постсоветской образованской среде вместо этого непонятного слова принято употреблять что-нибудь попроще – скажем «Биоэнергоиформационное поле Вселенной». И понятно, что если в этой аудитории слово Бог норовят подменить каким-нибудь якобы синонимом (то «ноосферой» обзовут, то «Космосом», а то и вообще «моё высшее Я»), то уж слово «бес» тем более гарантированно вызовет возмущение просвещённой публики. Миссионер знает, насколько прав Дмитрий Мережковский «Черт хитёр: он делает смешными тех, кто на него показывает» (цит. по: свящ. Сергий Желудков. Почему и я – христианин. Спб., 1996, с. 118). И тогда миссионер решает выразиться попонятнее, то есть на жаргоне своих слушателей. И говорит: «И вот в эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентально-персональное онтологически-ипостазированное тоталитарное зло»… Тут бес высовывается из под его кафедры и переспрашивает: «Как-как ты меня назвал? Повтори, а то я не расслышал!». 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В 1925 г. в Б. м. жили 145 сестер. Мон-рь существовал на собственные средства: зимой сестры занимались шитьем, летом работали в поле. Осенью 1932 г. неск. крестьян из сел Москалёвка и Казачёвка, спрятавших в Б. м. часть личного урожая, были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в Б. м. иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из мон-ря изъяли все продукты, крестьян окрестных сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна. В 1942 г., во время немецко-румын. оккупации, Б. м. был открыт, в 1962 г. снова закрыт под предлогом того, что обитель, к-рую в офиц. документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ. Летом 1989 г. Б. м. был возвращен Церкви, 19 марта 1990 г. в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских состоялась первая после возобновления в обители монашеской жизни литургия. К нач. 2003 г. богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в ц. преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут ок. 50 сестер, настоятельница игум. Антония (Стеценко). Главными святынями Б. м. являются Браиловская Ченстоховская и Браиловская Почаевская иконы Божией Матери. В Б. м. также хранится ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана. Арх.: Архив ЦНЦ. Ист.: Извлеч. из отчетов обер-прокурора Св. Синода. 1842. С. 13; 1845. С. 11; 1852. С. 87; 1870. С. 199; 1877. С. 27; 1884. С. 250. Лит.: Лотоцкий И. , свящ. Виннице-Браиловский жен. мон-рь и его святыни. Немиров, 1900; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1985. Т. 2. С. 15-17; Слободенюк Е. Мон-ри Украины: История уничтожения//Киевская старина. 1995. Т. 1. С. 107.

http://pravenc.ru/text/153317.html

Особенную известность Шмаков получил, как автор ряда публицистических работ, наиболее известны: " Еврейский вопрос на сцене мировой истории " (1912) и " Международное тайное правительство " (1912). Шмаков утверждал, что " современную эпоху знаменуют два факта: варварство социальных учений и сатанинское возвеличение еврейства " , что " нынешнее время становится все более еврейским - как по вероломству и жестокости, так и по раболепию пред нашим же ожидовлением " . Шмаков был уверен, что всегда существовало " потаенное правительство евреев " , что " общеиудейская центральная власть никогда не переставала функционировать и лишь неустанно расширяла свою мощь, как с беспримерною доселе убедительностью это наблюдается в настоящее время " . Поскольку " монархи суть естественные защитники народов против замыслов иудейских " , основные усилия еврейства направлены на разрушение монархий. Шмаков полагал, что именно этим объясняется, что революции во Франции, Англии и России были делом рук евреев. Он сделал заключение, что в мире существует " темная сила - потаенное международное правительство " , деятельность которого направлена на установление мирового господства еврейства. С легкой руки Шмакова тезис о " мировой закулисе " стал общим местом в патриотической идеологии. Скончался Шмаков в 1916 г. в Москве от болезни сердца. Сегодня также день памяти геолога, палеонтолога, географа, исследователя Сибири Ивана Дементьевича Черского (1845-1892); художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко (1846-1898); писателя Александра Грина (Александра Степановича Гриневского) (1880-1932); композитора и хорового дирижера Александра Васильевича Александрова (1883-1946); летчика-штурмовика, дважды Героя Советского Союза Василия Георгиевича Рязанова (1901-1951); композитора, народного артиста СССР Платона Илларионовича Майбороды (1918-1989); гармониста, ведущего телепередачи «Играй, гармонь!», народного артиста России Геннадия Дмитриевича Заволокина (1948-2001). В этот день, 25 июня 1796 года в Царском Селе родился Государь Император Николай I Павлович.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/et...

Уэстмит (1933–1936), в неожиданных неогреческих формах, и собора Вознесения Богоматери в Каване (1939–1945), в духе англ. барочного классицизма. В неовизант. формах возведена ц. св. Франциска в Корке (1949–1953, Алфред Джонс, Стивен Келли), в неороманских — ц. св. Фомы в Дублине (1929–1932, Фредерик Хикс) и собор Вознесения Богоматери и св. Николая в Голуэе (1958–1965, Джон Робинсон). Последний, будучи одним из самых поздних образцов эклектической архитектуры, отличается «ускользающим от определения стилем. Наверное, его иберийский облик должен напоминать об ушедших в прошлое связях Голуэя с Испанией, но на самом деле он больше схож с  неоколониальными зданиями Южной Америки и восхитительно чужд Коннахту, особенно в непогожий день»  ( De Breffny, Mott. 1976. P. 183). Формы совр. архитектуры проникли в И. в церковную сферу только после II Ватиканского собора. Остроумной интерпретацией ирл. романской архитектуры является ц. Богородицы Божественной благодати в Рахени, пригороде Дублина (1960-1962, Льюис Пеппард, Хьюго Даффи), на фасаде к-рой обыгран портал Клонферта. В виде 8-скатного тента решена ц. Богородицы Уэстсайдской в Крираге, гр. Голуэй (1968, Лео Мансфилд). К лучшим образцам церк. архитектуры И. относятся храмы, созданные Лиамом Мак-Кормиком — ц. св. Оэнгуса в Бёрте, гр. Донегол (1967), ротонда, развивающая формы находящейся в непосредственной близости каменной крепости Айлех, а также преисторической крепости Дун-Энгуса на Аранских островах, и ц. св. Михаила в Крислохе, гр. Донегол (1971), чьи изысканные формы следуют очертаниям окрестных гор. Лит.: Petrie G. The Ecclesiastical Architecture of Ireland, Anterior to the Anglo-Norman Invasion: Comprising an Essay on the Origin and Uses of the Round Towers of Ireland. Dublin, 1845 2 ; Brash R. R. The Ecclesiastical Architecture of Ireland, to the Close of the 12th Cent. Dublin, 1875; Stokes M. Early Christian Architecture in Ireland. L., 1878; Champneys A. C. Irish Ecclesiastical Architecture. L.; Dublin, 1910; Leask H.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ [болг. Доротей], архиеп. Охридский (не ранее 1451/52 г.- не позднее окт. 1466). Нижняя граница управления Д. Охридской кафедрой отсчитывается от упоминания его предшественника, архиеп. Николая, в утраченной в наст. время надписи о росписи ц. Всех святых в с. Лешани близ Охрида (из-за ошибочного копирования надписи, сделанной В. И. Григоровичем , в литературе долгое время считалось, что предшественника звали Никодимом; см.: Г. nampujapx и охридски архиеп. Никодим//ЗРВИ. 1982. 21. С. 213-233). Причины султанской опалы на Д. и его высылки из Охрида неясны. Димитрий Кратовец туманно упоминает «некоторую крамолу междоусобную». В апр. 1466 г. молдав. правитель (воевода) Стефан Великий направил Д. послание с просьбой прислать полномочных представителей для поставления нового митрополита (по всей видимости, Романского) вместо скончавшегося Виссариона. Обращение молдав. господаря в Охрид было вызвано тем, что при Д. (либо его непосредственном предшественнике) епархии Молдавии и Валахии перешли (вероятно, в 1459) под юрисдикцию Охридской архиепископии (с 1439 и до полного завоевания Сербии турками эти епархии, не признавшие Ферраро-Флорентийской унии, находились под главенством Сербского патриарха); в обращении Стефан титулует Д. среди прочего «Дакийским». В окт. 1466 г. Д. ответил на эту просьбу, сообщив о высылке его с рядом охридских бояр и клириков в Стамбул, и благословил избрание нового митрополита на «законных правилах» местными епископами с участием митр. Угровлахии Макария. Оба послания сохранились в совр. событию списке, обнаруженном Григоровичем в 1845 г. в б-ке одного из валашских мон-рей (в Бистрице?) (РГБ. Григор. 27.II/М. 1707.II), восходящем, судя по ресавскому правописанию, к материалам архиепископского архива. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия от падането и подъ турците до нейното унищожение, 1394-1767. София, 1932. Т. 2. С. 15, 42-43, 183-184, 256-257, 308, 378, 386, 391, 397-398. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180265.html

Григорий (Лисовский Григорий Иванович; 1845–1927), митрополит. В 1921 г. хиротонисан во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. С 1923 г. архиепископ Полтавский. С 1927 г. митрополит. Григорий (Чуков Николай Кириллович; 1870–1955), митрополит. С 1897 г. священник кафедрального собора Петрозаводска. В 1911–1918 гг. ректор Олонецкой духовной семинарии. В 1918 г. дважды арестовывался в Петрозаводске, после второго ареста был выслан из Олонецкой губернии, переехал в Петроград. В 1919–1920 гг. настоятель Петропавловской церкви Петроградского университета. С декабря 1920 г. настоятель Казанского собора. В 1920 г. был избран ректором Петроградского богословского института. В 1922 г. арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей», приговорен к расстрелу, расстрел был заменен на 5 лет тюрьмы со строгой изоляцией. Освобожден в 1923 г. В 1924–1935 гг. настоятель Николо-Богоявленского собора. В 1935 г. был выслан из Ленинграда в Саратов. В 1942 г. хиротонисан во епископа Саратовского. С 1942 г. архиепископ. С 1943 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский. В 1942–1943 гг., одновременно, временно управлял Астраханской епархией. С 1944 г. архиепископ Псковский и Порховский, временно управляющий Ленинградской и Новгородской епархиями. С 1945 г. митрополит Ленинградский и Новгородский. Григорий (Яцковский Гавриил Иулианович; 1866–1932), архиепископ, григорианский «митрополит». В 1908 г. хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. С 1917 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 1922 г. архиепископ. В 1922–1925 гг. в заключении. В декабре 1925 г. возглавил названный по его имени григорианский раскол, именовал себя «Блаженнейшим митрополитом». Григорий IV (Аль-Хадцад, † 1928), Патриарх Антиохийский с 1906 г. Григорий VII (Зервудакис или Папаставрианос; 1850–1924), Патриарх Константинопольский. В декабре 1923 г. избран на Патриарший Престол после отречения Патриарха Мелетия IV. При нем была признана автокефалия Польской Православной Церкви и в 1924 г. Константинопольской Церковью был официально принят григорианский календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Список образа, находившегося в монастыре до 1962 г. Прежний образ был обнаружен в 1887 г. историографом Почаевской Лавры прот. Андреем Хойнацким в одном из лаврских храмов и имел надпись: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Путем исследований о. Андрей пришел к выводу, что найденный образ – копия некогда чтимой в Браилове местной чудотворной иконы. Святыню переслали в Винницу, а 1 июня 1888 г. торжественно доставили в монастырь. По молитве перед ней совершилось исцеление. В 1931 г. Браиловская иг. София (Рачинская) составила акафист в честь икон Пресв. Богородицы «Браилово-Ченстоховской» (см. выше) и «Браилово-Почаевской». «Браилово-Ченстоховская» икона Пресвятой Богородицы [ править править код ] Список Ченстоховского образа, по преданию – дар М.С.Кропивницкого (во всяком случае, до 1845 г. находилась в Винницкой усадьбе м-ря; еще тогда было замечено, что, независимо от освящения в храме, лики Пречистой и Спасителя то затемняются, то светлеют). В XIX в. были записаны случаи исцелений, явленных по сугубой молитве перед святыней. В 1932-1942 и 1962-1995 гг. верующие сохраняли образ вне м-ря. В 1931 г. Браиловская иг. София (Рачинская) составила акафист в честь икон Пресв. Богородицы «Браилово-Ченстоховской» и «Браилово-Почаевской» (см. ниже). Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица» [ править править код ] Написана на Афоне. Вскоре после революции была повреждена руками богоборцев. Монахини предполагали поновить образ, но услышали глас Пречистой: «Не касайтесь Моего лика – пусть остается таким, как есть». Престольные праздники [ править править код ] 19 марта - Празднование «Браилово-Ченстоховской иконы Божией Матери. Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря - Престольный праздник Свято-Николаевского храма. День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Третий день Святой Троицы (вторник) - Празднование «Перенесения иконы Б.М. Браилово-Ченстоховской», 1995 г. 15 сентября - Престольный праздник нижнего храма преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010