291 Солнцеву еще в 1845 г. Синодом разрешено составлять сборник старинных подлинников ликов святых и брать их из разных монастырей, – с целию издания, по одобрении духовной цензуры. (См. извл. из отч. об. -прок. за 1845 г. стр. 63). 292 Солнц. «Моя жизнь», в Русск. Стар. 1876 г. 299. О митр. Серафиме автор замечает, что он «мало обращал внимания на занятия дух. воспитанников живописью». Но Серафим умер еще до введения живописи в семинарии, в янв. 1843 г. 294 Извл. из отч. об. -прок. 1837 г. 122. 1849 г. 97. 1851 г. 107. 1859 г. 20. Ср. Уст. дух. конс. 1841. § 14. Число школ церковно-приходских напр. в 1860 г. простиралось до 7907, а в 1865 году до 21420. (Отч. об. -прок. 1860 г. 67. Всеподд. зап. об. -прок. 1865 г. стр. 45). 296 Извл. из отч. об. прок. 1866 г. стр. 70, 118. «Чем успешнее распространились церковно-приходские школы, (главная заслуга которых в том, что он дают воспитание в духе православно-народном), тем большая обязанность лежит на духовном ведомстве и на обществе упрочить их существование подготовлением учителей, улучшением преподавания и в особенности материальным их обеспечением. С этою целию духовным ведомством приняты уже различные меры и можно надеяться, что общество не останется безучастным к положению этих первоначальных училищ, призванных образовать народ, только что начинающий учиться. Школа – более, чем элементарное училище грамотности; она вместе с тем и преддверие к церкви, в ней дети преимущественно знакомятся с догматами веры и воспитываются в правилах христианской нравственности. Такое значение, признанное за народною школою во всех образованных государствах, принадлежит ей в особенности в России, где народ, проникнутый самым теплым христианским чувством, к сожалению, еще весьма мало знаком с сущностью исповедуемой им веры, отчего нередко у нас отцы поучаются в этом отношении от детей». (Всеподдан. докл. зап. гр. Д. Толстого о деят. прав. дух. 1865 г. стр. 46, 47. Ср. Отч. 1866 г. стр. 116–119). 297 В следующем 19-м § правиле говорится, что «для многолюдных классов, к облегчению наставников главных предметов в рассматривании ученических упражнений, в том числе и проповедей, употреблять наставников второстепенных предметов, по усмотрению семинарских правлений, с утверждения епархиальных архиереев».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заступничеством влиятельных константинопольских болгар Неофит был освобожден. Болгары в Константинополе (болгарская община) уполномочили Неофита Бозвели и иеромонаха Илариона (будущий Епископ Макариопольский и Митрополит Велико Терновский) представлять их перед турецким правительством и Вселенской Патриархией. В июне 1845 г. они подали прошение Вселенской Патриархии с просьбой исполнить семь требований болгарского народа, самые главные среди которых были: чтобы во всех болгарских епархиях были поставлены Архиереи болгарской народности, чтобы они избирались болгарской паствой, чтобы они имели твердый годовой оклад и тем пресеклись бы хищения и злоупотребления церковными средствами. Это была первая минимальная программа всенародной борьбы за церковную свободу. Однако по требованию русского посла в Турции в 1845 г. Вселенская Патриархия сослала архимандрита Неофита Бозвели и иеромонаха Илариона на Афон, где Неофит Бозвели умер в 1848 г. В 1849 г. иеромонах Иларион был освобожден заступничеством русского путешественника A. Н. Муравьева. В 1846 г. султан Абдул Меджид предпринял обход своего государства. В Болгарии его повсюду засыпали прошениями о поставлении болгарских Архиереев. Вся Болгария была охвачена движением против Вселенской Патриархии. Вселенская Патриархия, испуганная этим всенародным сопротивлением, начала хитрить и увертываться. Все ее обещания болгарам заканчивались обманом. Турецкое правительство отнеслось благосклонно к болгарскому движению и покровительствовало ему из соображения divide et impera. Россия, которая наивно считала Вселенскую Патриархию проводницей своей политики и гарантом русского влияния в Турции и на Ближнем Востоке, усмотрела в болгарском движении угрозу своим интересам и заняла враждебное отношение к нему, чем растянула болгарскую борьбу за восстановление Болгарской Церкви на двадцать лет. Вселенская Патриархия пыталась мелкими уступками успокоить болгар. Первая литургия на церковном-славянском языке для болгар была отслужена в греческом храме в Константинополе 10/23 февраля (на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В февр. 1845 г. М. был вынужден уехать из Парижа в Брюссель в связи с распоряжением франц. властей. В 1846 г. М. и Энгельсом в Брюсселе был основан Коммунистический корреспондентский комитет. Этот орган установил отношения с различными социалистическими группами в ряде стран Европы и стал прообразом будущего Союза коммунистов. В янв. 1847 г. М. и Энгельс приняли приглашение и вступили в Союз справедливых, к-рый позднее был преобразован в Союз коммунистов. В марте 1848 г. М. был выслан из Бельгии за революционную деятельность и ненадолго вернулся в Париж, где к этому времени в результате революции 1848 г. к власти пришло новое буржуазно-демократическое правительство. Надеясь распространить революционные идеи в Германии, М. весной 1848 г. переехал в Кёльн, где вместе с единомышленниками начал издавать ежедневную газ. «Neue Rheinische Zeitung», в к-рой публиковал в т. ч. многочисленные собственные статьи. Газета просуществовала немногим менее года; в мае 1849 г. прусское правительство запретило выпуск газеты и распорядилось о высылке М. за пределы Пруссии. В переездах М. из одного города в другой его, за редкими исключениями, сопровождала супруга, разделившая с ним трудную судьбу людей, преследуемых властями и нуждающихся в материальных средствах. Постоянные переезды во 2-й пол. 40-х годов XIX в. не препятствовали философской и публицистической деятельности М., а, напротив, во многом служили ее активизации. Весной 1845 г. М. были написаны «Тезисы о Фейербахе» (Thesen über Feuerbach), ставшие очередной попыткой краткого исследования принципов философии Фейербаха, но уже с позиций «материалистического учения», положившего в свое основание «революционную практику», преобразование действительности. Проблема практики в ее различных разновидностях - познавательной, общественной, революционной - составляет содержание большинства тезисов М. В 1-м тезисе М. упрекал весь предшествующий материализм, в т. ч. учение Фейербаха, в игнорировании деятельной, субъективной стороны познания, а также в непонимании «значения революционной, практически критической деятельности» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2562374.html

Радуюсь, что Господь сподобил вас приобщиться Св. Таин. Иду и я служить недостойно. Елисавета Ивановна Головина 42 кланяется вам. Простите. Е. Ф. 1845 года, августа 19 дня. Письмо 54. Божие благословение да будет с вами, Надежда Николаевна. Давно не писал я к вам. Что делать? Леность прежде всего виновата в том. Леность на доброе так сроднилась с душою моею, что путает руки и ноги. Господи! Не вниди в суд с рабом твоим. Не взойдите и вы, добрая Надежда Николаевна, в суд надо мною. Ленивый готов извинять свою леность. Вот и я тоже. Не знаю, известно ли вам мое положение. Правду сказать – оно тяжело. Немцы стреляют в меня и пулями, и картечью. Градом сыплется брань не на словах только, а и на бумаге. Переход крестьян в православие – для немцев невыносим. Они из себя выходят, домогаясь остановить его. А чтобы остановить его, – первое средство к тому доказывать или по крайней мере кричать и в Риге, и в Петербурге, что епископ действует грязно. Вот и идет пальба страшная против грешного Филарета. Чего, чего не говорят? Чего не доносят? На что не отваживаются. Помолитесь о грешном Филарете. Он по временам весьма скорбит и унывает. Вы скажете: не надобно унывать? Согласен. Но дайте ему терпение. Дайте силы смысла и воли. У него так мало их. Да помолитесь поусерднее, если любите недостойного любви. Нельзя не думать и о том, что здесь – голод. Все чрезвычайно дорого. Бедные крестьяне теперь уже нуждаются в хлебе. А что будет дальше? Поклонитесь Катерине Васильевне и Алексею Васильевичу. Желаю им мира и благодати. Простите. С любовию к вам грешный Ф. 1845 года, ноября 5 дня. Письмо 55. 1846 года, марта 10. Вы много жили на свете, Надежда Николаевна, потому не удивитесь, если скажу: мужайтесь о Господе. Тяжело переносить неожиданные скорби тем, кто еще не успел натерпеться, а не находить сил для них тому, кто много видел их, не совсем прилично и даже совестно. Надежда Николаевна! Подвизайтесь о Господе в молитве. Молитесь за себя, молитесь за усопшую Анастасию. Да, правда по летам это неожиданная смерть, но посмотрите на пути Господа: эта смерть послана тогда, когда для сыновей почти уже не нужна стала мать. Вы меня будете бранить, что так покойно говорю с вами. Браните больше того, кто первый из грешников, но не могу не воздать хвалы путям Господа, а в душе и пред вами. Настасия наша часто шутила с людьми на словах; но не всегда шутила в душе. Как хотите, не могу не похвалить ума ее и в выборе времени смерти. Подумайте и вы согласитесь со мною. Скончася вмале: угодна бо Господеви душа, – скончася, да не злоба изменит разума. Благодарение Тебе Господу Всеблагому и Премудрому. Пока довольно. Спасайтесь о Господе. Спасайтесь и молитесь о грешном Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

340 Легенды мусульман об Идрисе см. Weil, Biblische Legenden der Muselmänner (Francfurt 1845), стр. 62–67; Pichard, Le livre d " Hénoch sur l " amitié, Paris 1838, стр. 37–40; Остроумов, в Миссионерск. сборнике, вып. IV, Казань 1874, стр. 119–122. 341 Alcoranus Talmuden fere semper in suis fabulis veluti canis canem subodoratur; см. Миссионерск. сборник, вып. IV, 1874, стр. 65. 343 Миссионерск. сборник, вып. IV, стр. 119; самое слово Идрис происходит от глагола даряся, что значит: читал кому-нибудь урок. 345 См. немецкий перевод Дилльмана, гл. 4, в Jahrbücher der Biblischen Wissenschaft, 1849, стр. 240 и д. 346 Миссионерск. сборник, вып. IV, стр. 64; Порфирьев, Апокрифические сказания, стр. 35, примеч. 2. 347 Миссионерск. сборник, стр. 19 (примеч.); ср. Weil, Biblische Legenden der Muselmänner (Francfurt 1845), стр. 62. 348 Hottingerus, Historia orientalis, I, гл. 3; см. Fabricius, Codex pseudepigraphus Veteris Testamenti, стр. 215–216. 350 Ibid., стр. 217; Пишар говорит, что «в числе восточных манускриптов Парижской Королевской библиотеки есть одна астрономическая книга о звезде, названной греками и латинами Сириусом; книга эта приписывается арабами Идрису»; Pichard, Le livre d " Hénoch sur l " amitié, Paris 1838, стр. 39. 353 Postea aperuit Abrahamus cistam Adami, et ecce in ea libri Adami, codex item Sethi et Edris…; Fabricius, op. cit., стр. 155–156. 356 Тихонравов, – Памятники отреченной русской литературы, СПб. 1863, т. I, стр. 20–23; ср. Памятники старинной русской литературы, изд. Кушелева – Безбородко, вып. III, СПб. 1862, стр. 15–16. 357 Тихонравов, op. cit., стр. 22; ср. Памятники старинной русской литературы, изд. Безбородко, стр. 16. 362 В. Сахаров, Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности, Тула 1879, стр. 45–46. 367 Значение книги Еноха в вопросе об отношении евангелия к дохристианскому иудейству сознали даже и противники божественного происхождения христианства и с некоторого времени довольно часто стали обращаться к ней с целью найти там подтверждение своих ложных выводов. Так Ренан утверждает, будто в речах Иисуса Христа некоторые образы и выражения заимствованы из книги Еноха (94:6–8 и т. д.); даже учение о Себе, как Мессии и особом Избраннике Божием, Иисус Христос, по мнению Ренана, мог отчасти заимствовать из апокрифа. Понятно отсюда, как необходимо православному богослову знакомство с книгою Еноха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Многие священники скоро поняли свое опасное положение среди таких обстоятельств и старались сами отстранять от себя обязательные услуги прихожан, не напоминая им ни о домах, ни о работах и по-старому приглашая к себе их только на толоку 1164 . На приходы всех других епархий, кроме юго-западных, правила об обработке священнических участков и обязательной для прихожан постройке церковных домов не простирались, так что дело обеспечения причтов, начавшееся здесь с 1844 г. ограничилось лишь постепенным распространением на них окладов штатного жалованья. С этою целью именными указами ежегодно повелевалось вносить в смету расходов по дух. ведомству новые прибавки – с 1842 по 1845 г. по 250.000 р. сер., а с 1846 г. по 100.000. При назначении окладов в основание полагались те же нормальные штаты по 7 классам, как и для западных епархий, с небольшими изменениями в окладах. Св. Синод заблаговременно посылал преосвященным тех епархий, которые были на очереди для введения жалованья духовенству, указы, чтобы они озаботились постепенным приведением сельского духовенства в соответствие с требованиями штатов через перемещение излишних духовных лиц на места праздные или имеющие упраздниться 1165 . Из годовых отчетов синодальных обер-прокуроров узнаем, что в 1844 г., кроме Черниговской и Полтавской епархий, жалованье сельским причтам введено в епархии Олонецкой и двух уездах (Кольском и Кемском) Архангельской; в 1845 – в остальных ее уездах и епархиях Казанской, Астраханской, Кавказской и Оренбургской; в 1846 – в Херсонской и 6 уездах Екатеринославской; 1847 – в Смоленской; 1848 – в остальных 3 уездах Екатеринославской и в 6 Харьковской, в 1849 – в остальных 5 уездах Харьковской, в Березовском округе Тобольской, 5 округах (Верхне-Удинском, Нерчинском, Нерчинско-Заводском, Троицко-Савском и Киренском) Иркутской и в Якутской области; в 1850 г. – в остальных округах Иркутской и в Калужской епархии; в 1851 – в Самарской, Царевском уезде Астраханской и в остальных округах Тобольской; в 1852 – в Томской и 7 уездах Пермской; в 1853 – в остальных 5 уездах Пермской и в 6 Саратовской; в 1854 – в остальных Саратовской и в 5 Вологодской; в 1855 – в остальных Вологодской и в 7 Костромской.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

КазДА являлась крупным востоковедческим, образовательным, переводческим, миссионерским и научным центром дореволюционной России, влияние к-рого распространялось на всю вост. часть Российской империи. Изучение вероучительных и нравственных основ ислама и буддизма (ламаизма), народного быта, языков и религ. верований нерус. народов России сформировало казанскую миссионерскую школу востоковедения. Ее представителями являлись воспитанники и преподаватели академии Ильминский, Бобровников, Саблуков, Остроумов, Малов, Машанов, М. Г. Иванов, П. К. Жузе , Коблов, Катанов, Н. В. Никольский, архим. Иннокентий (Ястребов), архим. Гурий (Степанов) и др. Перспектива христианизации инородческого и иноверческого населения вост. части Российской империи являлась одним из главных поводов к созданию КазДА. Однако на протяжении всего периода существования «новой» академии сталкивались интересы миссионерско-полемического и историко-этнографического направлений в изучении ислама, ламаизма и инородческих языков, при том что оба направления имели ярких представителей, в т. ч. из инородцев. В 1845 г. были открыты новые кафедры - турецкого, татарского и араб. языков и монгольского и калм. языков. Первыми преподавателями языков в КазДА (1845-1846) стали профессора Казанского ун-та Казем-Бек (турецко-татар. и араб. языки) и А. А. Попов (монголо-калм. язык). Они мало внимания уделяли полемическо-миссионерским вопросам, истории, этнографии и религии арабов, монголов и калмыков. Несмотря на небольшое число студентов, желавших изучать инородческие языки (в 1846/47 уч. г. из 60 студентов академии татар. языку обучались 14 чел., монгольско-калмыцкому - 7, в следующем учебном году - соответственно 10 и 5); из 1-го выпуска «новой» КазДА вышли 2 миссионера и востоковеда, во многом определившие будущее казанского миссионерского востоковедения - Ильминский и Бобровников. Первый по окончании КазДА поселился в татарской слободе Казани для практического изучения грамматических основ татарского языка, 2-й был командирован обер-прокурором Синода в калм. степи для изучения калм. и монг. языков. В 1849 г. Бобровников составил и издал «Грамматику монгольского языка», получившую высокую оценку АН, молодому ученому присудили 2-ю Демидовскую премию. «Грамматика...» была рекомендована Синодом к использованию во всех духовно-учебных заведениях с преподаванием калм. языка.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Графу Протасову, 22 ноября 1849 года (конфиденциально). Около двух недель у нас, в Вильне, разглашают об обращении Вашего Сиятельства к другому назначению. В моём отдельном положении, я не могу оценить, на сколько справедливы эти вести: но вы знаете, что я не могу быть равнодушен при подобной перемене. Нерасположение или предубеждение против меня Русских-Православных, законная и справедливая вражда иноверцев, – давно мне указывают, чего мне ожидать в будущем, ранее или позже. Вы знаете, что я три раза просился на покой – и если остаюсь доныне на самом трудном и скользком посту, если отстаиваю ещё Православную крепость среди враждебного стана: то это в убеждении, что вы знаете вполне ход дел, местные обстоятельства и особенное моё служение, и было бы слишком неблагородно, чтобы вы меня не поддерживали. С переменою обер-прокурора Св. Синода, я остался бы одиноким и чуждым в Православной епархии. При первом случае, при первом предлоге, на меня нападут беспощадно со всех сторон. Покорнейше прошу Ваше Сиятельство уведомить меня, справедлива ли весть о переводе вашем с настоящего места служения – думаю, что имею некоторое право на удовлетворение сей просьбы, если оно только возможно. При этой перемене мне необходимо проситься об окончательном увольнении меня от дел – и надеюсь, что вы поможете мне кончить моё поприще с честью, не ожидая в будущем посрамления для меня, ненужного, а может быть, и вредного для самой Церкви Православной. Уповаю в сем на милость Государя Императора, которой столько лестных доказательств удостоился я получить с чувством глубочайшей благодарности и верноподданнической преданности. Св. Синоду, 30 декабря 1849 года 4161. Указом Св. Синода, от 31 марта сего года за 2271, предписано мне: отправиться в наступающее лето для обозрения Могилёвской, Минской и Полоцкой епархий, обратив внимание на состояние в оных духовенства, на отношения его к пастве, на положение духовно-учебных заведений и вообще на всё то, что признано будет мною достойным внимания относительно благоустройства епархий и духовного блага паств.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Записка командиру Преображенского полка генералу Катенину, 11 августа 1849 года. Я узнал сию только минуту, что добрые преображенцы оставляют завтра город Вильно. Мне на всю жизнь приятно будет вспоминать, что они вместе со мною толь неленостно молились в новоустроенных здесь Православных храмах. Примите, генерал, от меня на память препровождаемую при сем книжечку с собственноручною моею надписью, а прочие десять передайте г-м офицерам вашего полка – им, надеюсь, приятно будет узнать из них кое что о стране, которую теперь посетили. Прикажите, генерал, на прилагаемые при сем 150 руб. сер. попотчивать от меня рядовых вашего полка на пути в Ошмяну доброю чаркой вина – пусть выпьют на здоровье за Царя и Русь святую. Да благословит Господь вас и вашу избранную дружину – да будет она всегда достойна особенного внимания Царя Православного! Графу Протасову, 5 сентября 1849 года 2750 (конфиденциально). Нужным считаю препроводить при сем к Вашему Сиятельству список с ответного отношения моего к митрополиту Римско-Католических церквей Дмоховскому. Излишне говорить, что для нападения на Православное духовенство постарались избрать дела, в которых более всего были уверены – а между тем видите, что оказывается. Я нашёл необходимым дать сильный отпор в самом начале, не только для отклонения на будущее время несправедливых требований и обвинений, но и потому что здесь подозреваю неблагонамеренность. Избрали для раздражительной переписки самый разгар революционного мятежа на пределах России и не довольствовались кругом Могилёвской епархии, но по обоим делам, как мне известно, сообщили епископу самой сильной Римско-Католической Виленской епархии Жилинскому, до которого эти дела вовсе не относятся – как бы для возбуждения к противодействию и лишним надеждам. Если бы я знал, что полезно будет сообщить министерству внутренних дел прилагаемое отношение, то просил бы о том Ваше Сиятельство. Во всяком случае, прошу не оставить без осведомления Св. Синод – дабы знали, в каком мы здесь положении. При ободрительном направлении, которое в последние годы получили Римско-католические дела в России, Православному ведомству остаётся только защищаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Независимо от этого, архим. Макарий 10 мая 1847 года был награжден, по представлению Св. Синода, орденом св. Анны 2 ст. «в воздаяние отлично-усердной службы его», как говорилось в Высочайшей грамоте, данной на его имя 13 мая 1847 года 474 . Митрополиты Петербургские, бывшие главными начальниками Академии, относились к архим. Макарию неизменно благосклонно. За время инспекторства и профессорства архим. Макария С.-Петербургскую митрополичью кафедру занимали – Антоний Рафальский (до 1848 г.) и Никанор Клементьевский . Оба они всегда аттестовали архим. Макария в послужном списке с наилучшей стороны. Напр., в 1843 году Макарий был аттестован м. Антонием так: «поведения честного, исправен и благонадежен» 475 , в 1844 г.: «поведения честного, исправен и по всему благонадежен» 476 , в 1845 г.: «поведения очень честного, в должности ревностен и исправен и к продолжению оной весьма благонадежен» 477 , в 1846 г.: «поведения примерно честного, в должности всегда исправен и к продолжению оной весьма благонадежен» 478 ; за 1847 год: «поведения постоянно честного, в должности всегда исправен и вполне благонадежен» 479 ; в 1848 году уже м. Никанор так аттестовал архим. Макария: «поведения доброго, отлично исправен, благонадежен» 480 ; в 1849 г.: «поведения постоянно честного, в должности всегда исправен и благонадежен» 481 , и в 1850 г.; «поведения весьма честного, исправен и благонадежен» 482 . Кроме того, в 1849 г. м, Никанор обозревал, по поручению Св. Синода, Петербургскую Академию и, по его предложению, Св. Синод в том же году преподал благословение архим. Макарию за его отлично усердную службу 483 . Светское духовно-училищное начальство в лице обер-прокурора Св. Синода и высших чиновников Духовно-учебного Управления относилось во все это время к архим. Макарию в высшей степени благосклонно. Из писем преосв. Евсевия к А.В. Горскому, между прочим, видно, что Макарий некоторые из своих сочинений писал в это время; по нарочитому предложению со стороны светского духовно-училищного начальства 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010