Э. Панофский. – СПб: AXIOMA, 1999. – 228 с. 58 Вейдле В. В. Крещальная мистерия и раннехристианское искусство/В. В. Вейдле//Умирание искусства. – СПб: Axioma, 1996. – с. 163–192. 61 Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. – Одесса: тип. Ульриха и Шульце, – 1876. Кондаков Н. П./ Никодим Павлович Кондаков 1844–1925: Личность, литературное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. Каталог./Н. П. Кондаков. – СПб., PALACE EDITION, 2001. Кондаков Н. П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси в Константинополе./Н. П. Кондаков. – Одесса: тип. Г. Ульриха, – 1881. Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне./Н. П. Кондаков. – СПб.: 1902. 65 Горностаев И. И. Древнехристианское искусство. Отд. 1./И. И. Горностаев. – СПб., 1864. Горностаев И.И. История изящного искусства: лекции. Отделы: 1 – Древнехристианский, 2 – Византийский/И. И. Горностаев. – СПб., 17, – 1874. 67 Покровский Н. В. Лекции по церковной археологии, читанные студентам Санкт-Петербургской Духовной Академии./Н. В. Покровский. – СПб: [б.и.], 1884. Покровский Н. В. История христианского искусства в первые восемь столетий. – СПб. [б.и.], – 1883, Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии византийской и русской./Н. В. Покровский. – СПб, [б.и.], 1892. Покровский Н. В. Происхождение древнехристианской базилики. Церковно-археологическое исследование. Н. В. Покровский. – СПб., [б.и.], 1880. Покровский Н. В. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период./Н. В. Покровский. – Б. м., – 1894. Покровский Н. В. Очерки памятников православной иконографии и искусства/Н. В. Покровский.. – СПб., [б.и.], 1894. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии./Н. В. Покровский. – СПб., [б.и.], 1900. Покровский Н. В. Очерки памятников христианской иконографии искусства. – Пг., [б.и.], – 1916. Покровский Н. В. Памятники христианской архитектуры, особенно византийские и русские. – СПб., [б.и.], 1901. 69 Редин Е. К. Античные боги (планеты) в лицевых рукописях: Сочинения Козьмы Индикоплова./Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Этнограф. обозр. – Этнографическое обозрение. Издание Этнограф. отделения Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Моск. ун-те. – М., 1889–1916. Этнограф. сб. – Этнографический сборник, издаваемый имп. русским географическим обществом. Вып. 1–6. – СПб., 1853–1864. Slavia – Slaviä asopis pro slovanskou filologii. – Praha. 1922 – . [Издание продолжается]. Zeitschrift für slavische philologie – Zeitschrift für slavische philologie. Bd. 1 – .Heidelberg , 1925 – . [Издание продолжается]. IV. Словари и глоссарии Аделунг, Полн. лекс. – Полный немецко-российский лексикон, из большого грамматикально-критического Словаря г. Аделунга составленный... издано Обществом Ученых людей. Ч. 1–2. – СПб., 1798. Алексеев, Сл. – Алексеев П. Церковный словарь или истолкование речений славенских древних. Ч. 1 –3. – 2-е изд.– СПб., 1794. Алф. словотолкователь– Алфавитный словотолкователь иностранных речей: Рукопись БАН, Арх. с. Д. 446. Словарь современного русского литературного языка. Т. 1–17. – М.; Л., 1950–1965. Берында П., Лекс. – Лексикон славеноросский Памвы Берынды. – Кутеин, 1653. Лексикон словенороський Памви Беринди. – Киев, 1961. Богораз, Обл. сл. – Богораз В. Г. Областной словарь колымского русского наречия. – СПб., 1901. Булич, Мат-лы для русск. сл. – Булич С. К. Материалы для русского словаря, – СПб., 1896. Бурдон, Словотолк. – Бурдон И. Ф. Словотолкователь 30000 иностранных слов, вошедших в состав русского языка с означением их корней. – М., 1865. Бурнашев, Опыт терм. сл. – Бурнашев В. П. Опыт терминологического словаря сельского хозяйства, фабричности, промыслов и быта народного. Т. 1–2. – СПб., 1843–1844. Васнецов, Мат-лы обл. сл. Васнецов Н. М. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора. – Вятка, 1907. Вейсман – Вейсман Э. Немецко-латинский и русский лексикон купно с первыми началами русского языка. – СПб., 1731. Востоков, Сл ц-сл яз. – Востоков А. X. Словарь церковнославянского языка. Т. 1–2. – СПб., 1858–1861. [Первонач. напечат. под назв.: Церковнославянский словарь//Изв. ОРЯС. Т. 5–9. – СПб., 1856–1861. Мат-лы для словаря и грамматики.]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   Среди многочисленных биографий Лебо см. в особенности: Dupuy. Eloge de Lebeau. Опубликовано в: Ch. Lebeau. Histoire du Bas-Empire, ed. M. Saint-Martin, M. de Brosset. Paris, 1824, vol. I, pp. XIII-XXVII.    Во французском языке прилагательное bas имеет два значения — «низкий» (в разных значениях) и «поздний», если речь идет о времени. Лебо имел в виду последнее.     Ch. Lebeau. Histoire du Bas-Empire, ed. M. Saint-Martin, M. de Brosset. Paris, 1824, vol. I, p. XI. В 1847 г. вышло сокращенное переложение сочинения Лебо в 5 томах: Delarue. Abrege de l " histoire de Bas-Empire de Lebeau. Первые 22 тома первого издания были переведены на немецкий И.А. Хиллером (Leipzig, 1765—1783). См.: E. Gerland. Das Studium der byzantinischen Geschichte vom Humanismus bis zur Jetztzeit. Athen, 1934, S. 9. По сообщению Н. Иорги, сочинение Лебо было переведено на итальянский. cm.: Revue historique du sud-est europeen. IX, 1932, p. 428, note 3.    Ссылка по второму изданию — Paris, 1814, vol. I, pp. XIV-XV.    Ibid., р. 6.    Эти далекие от сути излагаемого материала цитаты из второстепенного французского исследователя появились в английской версии работы, видимо, во многом под влиянием ассоциаций А. А. Васильева с бесспорно памятными ему событиями 1917 г. в России.  Примечание научного редактора.     J.-C. Royou. Histoire du Bas-Empire. Paris, 1844, preface.    Там же, во введении к сочинению Руайу. Об изданиях сочинения де Сегюра см. библиографию у Руайу. Я использовал седьмое издание.    Автобиографию Финлея см. в следующем издании: A History of Greece from its Conquest by the Romans to the Present Time, ed. Н. F. Tozer. Oxford, 1877, vol. I, pp. XXXIX-XLVI.    A History of Greece... vol. I, pp. XV-XVII.    A History of Greece... vol. I, pp. XVII-XIX.     E. A. Freeman. Historical Essays, vol. III, ser. 2, first ed. London, 1871, pp. 241—243.    По поводу Финлея см.; W. Miller. The Finlay Library.— Annual of the British School at Athens, XXVI, 1923—1925, pp. 46—66; W. Miller. The Finlay " " s Papers, George Finlay as a Journalist and the Journal of Finlay and Jarvis. — Englich Historical Review, XXXIX, 1924, pp. 386—898, 562— 567. Дата смерти Финлея (1876 вместо 1875) указана неверно в его автобиографии, опубликованной Тозером. См. English National Biography. (Эта фраза оставлена, несмотря на свою очевидную странность, так, как она зафиксирована в английской версии. Судя по всему, речь идет о том, что Тозер, издатель сочинения Финлея, дополнил автобиографию Финлея ошибочной, с точки зрения А. А. Васильева, информацией о дате смерти Финлея. — Науч. ред.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

безразличием, c предательством католицизма, а мнение, что такие свободы могут быть полезны для веры, было названо «наивысшим бесстыдством». Папа Римский отвергал как нечестивые призывы к свободе слова и печати, подтверждая необходимость светской и церковной цензуры для борьбы с «чудовищными заблуждениями». В энциклике также были осуждены либеральные политические учения, «колеблющие верность и повиновение монархам и разжигающие пламя мятежа»; «согласие» (concordia) между духовной и светской властями объявлялось «полезным и для общества, и для спасения». Л. получил текст энциклики от куриального кард. Б. Пакки (1756-1844), к-рому было поручено вести дальнейшие переговоры с ним; в сопроводительном письме кардинал подчеркивал, что Л. следует признать осужденные в энциклике идеи газ. «L " Avenir» ошибочными и публично заявить о покорности папскому вердикту. Первоначально в переговорах с кардиналами и франц. епископами Л. пытался отстоять свое право на независимое суждение по политическим вопросам, соглашаясь подчиниться суждению папы Римского исключительно в вероучительной и религ. области; при этом в личной переписке он с неудовольствием отмечал, что энциклика в ее основном содержании является политической декларацией, а не учением предстоятеля христ. Церкви. Однако ради «мира любой ценой» он пошел на уступки, признал непогрешимость суждения папы Римского во всех вопросах и в 1833 г. подписал неск. документов, в к-рых свидетельствовал о полной покорности Папскому престолу и обещал «не писать и не проповедовать ничего противоречащего учению папской энциклики» (см.: Fonck. 1925. Col. 2494-2497; ср.: Котляревский. 1904. С. 305-325). Сделанное под жестким внешним давлением заявление о покорности не соответствовало внутренним убеждениям Л., к-рый полагал, что папа Римский и члены его курии предали христианство ради собственных политических амбиций. Считая, что светские и церковные власти единодушны в своем жестоком деспотизме и в равнодушии к участи исповедующего католицизм простого народа, Л.

http://pravenc.ru/text/2462587.html

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ A.C. 1863-1919. История ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология ЛЯПУНОВ A.M. 1857-1918. Прикладная математика. МАРКОВ A.A. 1856-1922. Математика. МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов. МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские ФАМИНИЦЫН A.C. 1835-1918. Ботаника ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология ШАХМАТОВ A.A. 1864-1920. Русский язык и словесность ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах   Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности   K.P. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель АРСЕНБЕВ K.K. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Литературовед ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель   Почетные члены Императорской Академии Наук   Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были Император Николай II, Великие Князья Г.М., K.K, Н.М. и П.А. Романовы, Король Италии Виктор-Эммануил III, Король Швеции Густав V, Королева Румынии Елизавета, Король Черногории Николай I, Принц и принцесса Ольденбургские, Принц Монако Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи, например, С.Ю. Витте и др. Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены:

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

В 1907-1908 годах проводился крупный ремонт Евдокиевского храма, а по сути его полное обновление: в главном алтаре был устроен новый «дорогой» иконостас на средства, пожерт­вованные по духовному завещанию липецким «купеческим братом» Иваном Васильевичем Хренниковым; обновлена, а местами и вновь выполнена стенная живопись; настелены дере­вянные полы вместо каменных. По окончании ремонта 25 мая 1908 года храм был освящён по полному чину. Иконостас главного алтаря в это время имел в длину 8 аршин 10 вершков, высоту 9 аршин. Иконостас в приделе - 6 аршин 13 вершков в длину 7,5 аршин в высоту. Бо­ковая сторона левого иконостаса 5,5 аршин, правого - 6 аршин. Высота колокольни составляла 7 саженей 1 аршин. Интересно, что в Евдокиевской церкви до 1917 года было устроено элек­трическое освещение, которое функционировало ещё в 1925 году. О благолепии Евдокиевского храма заботились многие липчане. Так, тоько в 1913 году для украшения его внутреннего убранства староста храма крестьянин Иларион Иванович Петры­кин пожертвовал 180 рублей для приобретения люстры, липецкая мещанка А.Н. Попова - ризы на иконы на сумму 750 рублей, купец П.В. Хренников - киот на икону (350 рублей), дворянин А.П.Голеновский - ризы на храмовую икону (375 рублей), а неизвестное лицо - серебряную ризу стоимостью 375 рублей на икону. В документах 1844 и 1861 годов при храме упоминается каменная богадельня на 12 чело­век. К 1894 году она уже не действовала. В ограде Евдокиевской церкви находились деревянный дровяной сарай и караулка, а так же построенные протоиереем отцом Иоанном Студенецким экипажный сарай, ледник и кладо­вая. Церковная библиотека перед революцией насчитывала 175 томов. Церкви принадлежало 60 десятин земли, перешедших в собственность храма в 1886 году. Из них 10 десятин находились в дачах села Ситовка Липецкого уезда и были пожертвованы дочерью коллежского советника Ангелины Алексеевны Тольской 3 ноября 1881 года, а дру­гие 50 - в дачах села Стеньшино Липецкого уезда, завещанные 10 июня 1879 года Любовью Алексеевной Тольской. Ввод во владение землёй был совершён в 1886 году. Вся земля сдава­лась в аренду и приносила в год 600-700 рублей на содержание причта храма.

http://sobory.ru/article/?object=11634

373. Бодянский Осип (Иосиф) Максимович (1808-1877) — российский и украинский филолог, историк, археограф, один из первых славистов в России, писатель, переводчик, редактор, издатель древнерусских, древнеславянских литературных и исторических памятников, фольклорист, украинский поэт- романтик. 374. Срезневский Измаил Иванович (1812-1880) — российский филолог-славист, этнограф, палеограф. Академик Петербургской АН (1851). 375. Шахматов Алексей Александрович (1864-1920) — выдающийся российский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. 376. Кондаков Никодим Павлович (1844-1925) — российский историк, искусствовед, исследователь византийского и древнерусского искусства, археолог. 377. Васильевский Василий Григорьевич (1838-1899) — российский византинист, академик Петербургской АН (1890). 378. Васильев Александр Александрович (1867-1953) — российский востоковед, арабист, византинист. 379. Радлов Василий Васильевич (настоящее имя Вильгельм Фридрих) (1837-1918) — российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов. Академик Петербургской АН (1884). 380. Ольденбург Сергей Федорович (1863-1934) — российский и советский индолог, филолог и историк, исследователь фольклора и искусства Индии, Центральной Азии, Дальнего Востока, академик Петербургской АН (1908). 381. Бартольд Василий Владимирович (1869-1930) — российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог, академик Петербургской АН (1913). 382. Крымский Агафангел Ефимович (1871-1942) — российский и украинский историк, писатель, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог. Один из организаторов (1918) Академии наук Украины. Академик АН Украины. 383. Тураев Борис Александрович (1868-1920) — выдающийся российский историк, создатель отечественной школы истории Древнего Востока. Федотов слушал его лекции в 1912 году.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

1918 Opera omnia cum et studio Jac. Sirmondi, Par., 1642, 4 vols, fol., добавочный пятый том – Gamier, 1684. Другое издание: J. L. Schulze, Halle, 1768 – " 74, 5 tom. in 10 vols., переиздано J. P. Migne, Par., 1860, in 5 vols. (Patrologia Graeca, tom. lxxx-lxxxiv). Последний том в изданиях Шульце и Миня содержит Gamier, Auctarium ad opera Theod. и его диссертации о жизни и вере Феодорита и о Пятом вселенском соборе. См. также Schröckh, Church History, vol. xviii. 1919 Валесий даже обвиняет его за эти уклонения от темы – что он «quod non tantam diligentium adhibuit in conquirendis antiquitatis ecclesiasticae monumentis, quam in legendis profanis auctoribus». 1920 Первое издание, с парижской рукописи, Rob. Stephanus, Par., 1544. Валесий в своем полном издании использовал еще две рукописи. Новое издание, которое следует Валесию, появилось в Оксфорде в 1844 г. 1921 Валесий хотел ее издать, но удовлетворился приведением вариаций, потому что книга не содержит ничего нового. 1923 Не путать с Никифором, патриархом Константинополя, который был смещен во время спора об образах и умер в 828 г. Его труды, среди которых есть также краткая Chronographia ab Adamo ad Michaelis et Theophili tempora (828), образуют tom. с. в Migne, Patrologia Graeca. 1924 Первое издание на латинском – John Lange, Basil., 1658; на греческом и латинском – Front. Ducaeus, Par., 1630, 2 vols. Существует только одна копия греческой рукописи Никифора, и, насколько мы знаем, она принадлежит императорской библиотеке Вены. 1925 Его труды изданы Vallarsi, Veron., 1745, vol. i, fol. (незаконченное). «История церкви» несколько раз выходила отдельно и в течение долгого времени, по необходимости, была заменителем Евсевия для Запада. 1927 Так рассказывает Руфин, Η. Ε., 1. i, с. 14. Большинство римских историков, Германт, Тиллемон, Батлер и автор Vita Athan, в бенедиктинском издании (tom. i, p. iii), отвергают истинность этого предания, указывая на хронологические нестыковки, а также потому, что считают подобное несовместимым с достоинством святого. Мелер умалчивает об этом моменте.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Избранная библиография I. Основные издания латинского текста: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina (PL). Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vindobonae, 1866–. Sources Chrétiennes (SC). Paris, 1942–. Corpus Christianorum. Series Latina (CCSL). Turnhout-Brepols, 1954–, II. Справочные издания: Clavis Partum Latinorum (CPL)/Ed. E. Dekkers. Turnhoul, 1961. Dictionnaire de théologie catholique (DTC). T. I–XV. Paris, 1903–1950. Dictionnaire de spiritualité (DS). Vol. I–XVI. Paris, 1937–1994. Enciclopedia Cattolica (EC). T. I–XII. Citta dei Vaticano, 1949–1954. New Catholic Encyclopedia (NCE). Vol. I–XVII. N. Y., 1967–1979; 1981. Православная богословская Энциклопедия (ПБЭ). Т. I–XII/Ред. H Н. Глубоковский . СПб., 1900–1911. Энциклопедический словарь «Христианство» (ЭСХ). Т. I–III. М., 1993. Православная Энциклопедия (ПЭ). T. I–. М., 2000–. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004. III. Общие работы: Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I–III. Freiburg, 1888–1890. Idem. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1923. Idem. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1926. Pichon R. Etudes sur l’histoire de la littérature latine dans les Gaules. Paris, 1906. Teuffel W.S. Geschichte der römischen Literatur. Leipzig, 1913. Bardenheuier O. Geschichte der allkirchlichen Literatur. Bd. I–V. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962. Schanz M. Geschichte der römischen Literatur. Munich, 1914–1922. Tixeronl J. La théologie antenicéenne. Paris, 1924. Idem. Précis de Patrologie. Paris, 1942. Moricca U. Storia della lettratura latina cristiana. Turin, 1925–1934. Bonaiuiti E. II cristianesimo nell» Africa romana. Bari, 1928. Amatucci A.G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929. De Labriolle P. Histoire de la littérature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1924; 1947 (англ. пер.: History and Literature o f Christianity from Tertullian to Boethius. London, 1924).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

4 Aseitas (лат.) – «от-себя-бытие»; термин средневековой схоластики, определяющий Бога как абсолютную самостоятельность, благодаря-себе совершенство; perseitas – от per se (лат.) – «благодаря себе»; integritas (лат.) – «безупречность, безукоризненность, сохранность; совокупность, целостность»; independentia (лат.) – «независимость», не-происхождение от чего-либо. 5 Die Tragödie der Philosophie – в 1925 г. предполагалась к публикации в пражском изд-ве «Пламя»; издание не состоялось, однако два года спустя труд увидел свет в немецком переводе (А. Кресслинга): S. Bulgakow. Die Tragödie der Philosophie. Darmstadt, 1927. На русском языке работа публиковалась частично: С. Булгаков . О природе мысли//Вестник РСХД. 1971. 101–102. С. 87–104; С. Булгаков. Философский смысл Троичности//Вопросы философии. 1989. 12. С. 87–96. Полная публикация русского оригинала в: С. Н. Булгаков. Сочинения: В 2 т. Т. I. М., 1993 (Приложение к журналу «Вопросы философии»). 8 Макс Штирнер – в книге «Единственный и его собственность» (1844) Штирнер буквально «выворачивает наизнанку» (В. Виндельбанд) фихтеанское учение об абсолютном Я, утверждая, что единственной действительностью, реальностью в противовес абстрактности родовых понятий (в т. ч. «человечество», «дух», «идея», вообще «другое») является единичное существование конкретной личности индивида (в данном случае – самого Штирнера), конструирующей мир в своем представлении и воле. 9 Спиноза противопоставлял, в частности, перс в личного Бога интеллектуальную любовь к Богу (amor Dei intellectualis), которая и является основой подлинной религии. Фейербах (1804–1972) – в работе «Сущность христианства» декларировал антропологический смысл религии. Булгаков совершенно справедливо указывает на логическую связь между рационалистической и пантеистической интерпретацией Бога у Спинозы и антропоцентризмом Фейербаха. 10 Политеизм – тип религии, основанной на вере во многих богов; генотеизм – форма политеизма, признающая многих богов и выделяющая из них главного, вокруг которого и сосредоточен религиозный культ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010