Но недолго он прослужил в Киеве, который уже успел было горячо полюбить, в котором было для него так много дорогого, родного и к которому он после также всегда тяготел душою 18 . В декабре 1842 года иеромонах Феофан перемещен был на должность инспектора и профессора логики и психологии в Новгородскую духовную семинарию – и опять не надолго. Ибо не более как через два года последовало новое перемещение его на должность бакалавра С.-Петербургской духовной академии по кафедре нравственного и пастырского богословия. Назначение это состоялось 18 декабря 1844 года и не без участия и рекомендации со стороны товарища его по академии Киевской о. Макария (Булгакова) , уже состоявшего бакалавром (с 1842 г.) в С.-Петербургской академии, а с 13 декабря означенного 1844 г. определенного и инспектором той же академии и вообще имевшего даже за то раннее время значительный вес и влияние 19 . В Петербурге о. Феофан пробыл сравнительно дольше, нежели на предшествующих местах служения, именно почти до конца 1847 года, да и то, без сомнения, потому, что на бакалаврской должности было менее ответственности и хлопот хозяйственных и начальственных, административных который сопряжены были неизбежно с его прежними должностями и к которым он никогда не чувствовал себя способным и склонным, более вращаясь душою в области возвышенного, идеального, нежели грубо-вещественного, низменного, реального. В Петербурге же о. Феофан, с одной стороны, укрепил прежние и установил новые духовные связи с разными, достойными всякого уважения, лицами, в числе которых были между прочим – известный аскет, в то время архимандрит Сергиевской (близ С.-Петербурга) пустыни, а после епископ Игнатий Брянчанинов († 1867) и издатель «Маяка» Степан Онисимович Бурачек 20 († 1876), а с другой, – основательно изучил и научно обработал все те отделы высшей науки духовной жизни, которые вели ко спасению и которые изданы были им гораздо позже в печати. Именно здесь он составил и свое сочинение: Путь ко спасению (Спб. 1868–1869 гг.) и труд: Начертание христианского нравоучения, составившийся в 1890–1891 году из раньше (1858 и дальн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Биск Александр Акимович (1883—1973) — поэт и переводчик; в 1919 г. в Одессе вышла книга Р. М. Рильке «Собрание стихов» в переводах А. А. Виска. «My life closed twice before its close» (англ.) — «Моя жизнь обрывалась дважды перед тем как завершиться…» (опубл. 1896)— одноименное стихотворение Э. Дикинсон. «То make a prairie it takes a clover…» (англ.) «Чтобы сделать степь, нужен клевер/И пчела,/Клевер и пчела/И мечта./Хватит и мечты,/Если недостает пчел» (опубл. 1896) — стихотворение Э. Дикинсон. «Горные вершины…» — стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из Гете» (1840). «Успокоение» (1858)— стихотворение Ф. И. Тютчева. «Blick in den Strom» (нем.) — «Вид на реку» (1844) — стихотворение Н. Ленау. «Выхожу один я на дорогу…» (1841) — стихотворение М. Ю. Лермонтова. «Unter alien Gipfeln ist Ruh» (нем.) — «Всюду под вершинами покой…»; «Uber alien GipfelnIst Ruh…» (нем.) — «Всюду над вершинами покой…» — варианты стихотворения И. В. Гете «Ночная песнь странника» (1780). «Wer nie sein Brot mit Tranen ass…» (нем.)— «Кто с хлебом слез своих не ел…» (1783)— стихотворение И. В. Гете, входящее в цикл «Арфист» из романа «Годы учения Вильгельма Мейстера»; Ф. И. Тютчев перевел это стихотворение между 1827—1830 гг. «Ist " s moglich, dass ich, liebchen, dich kose…» (нем.) — «Возможно ли это, что я ласкаю тебя, любимая,/И слышу звук твоего божественного голоса?/Недостижимой кажется всегда роза,/И непостижимым — соловей» (стихотворение И. В. Гете из цикла «Сулейка» (1814—1819), входящего в книгу стихов «Западно-восточный диван»). «Amour, exit!» (фр.) — «Любовь, изгнание!». «Не смею вам стихи Баркова…», «Мне изюм…» — стихотворения А. С. Пушкина «Из альбома А. П. Керн» (1828).   О стиходеланьи   Впервые под названием «О Поэтах и поэзии»: Мосты. Мюнхен, 1961. 7. Вошло в кн. «О поэтах и, поэзии».   «Последняя любовь» (1854) — стихотворение Ф. И. Тютчева. «Когда для смертного умолкнет шумный день…»— стихотворение А. С. Пушкина «Воспоминание» (1828). «О если б без слова…» — заключительные строки стихотворения А. А. Фета «Как мошки, зарею…» (1844).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Т. Моммзен. Фотография. Нач. XX в. [Нем. Mommsen] Теодор (30.11.1817, Гардинг, герц-ство Шлезвиг, Дания, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия - 1.11. 1903, Шарлоттенбург, ныне в черте Берлина), герм. историк, филолог, юрист, политический деятель. Из семьи лютеран. пастора. Младшие братья М., Тихо Моммзен (1819-1900) и Август Моммзен (1821-1913),- известные филологи-классики, исследователи античной поэзии. К христианству М. уже в молодости относился скептически, однако официально не порывал с лютеран. церковью. Получил домашнее образование, в 1834-1838 гг. учился в гимназии в г. Альтона (ныне р-н Гамбурга). Окончил Кильский ун-т, получил степень доктора права (1843). В 1844-1847 гг. проходил стажировку в Италии, изучал древнеримские надписи. Вернувшись в Альтону, работал учителем в школе для девочек. Во время революции 1848-1849 гг. в Германии участвовал в либеральном движении, выступал против абсолютной монархии, за объединение герм. земель. Поддержал созданное в г. Рендсбург временное правительство, провозгласившее независимость Шлезвига и Гольштейна от Дании; стал редактором газ. «Schleswig-Holsteinische Zeitung» (Газета Шлезвиг-Гольштейна). Осенью 1848 г. начал академическую карьеру, получил пост экстраординарного профессора рим. права в Лейпцигском ун-те (Саксония). Весной 1849 г. вместе с неск. др. преподавателями ун-та протестовал против роспуска саксонского ландтага, был приговорен к 9-месячному заключению. В 1851 г. был уволен из ун-та по политическим мотивам. Эмигрировал в Швейцарию и получил пост ординарного профессора права в ун-те Цюриха (1852). В 1854 г. вернулся в Германию, стал ординарным профессором рим. права в ун-те Бреслау (в королевстве Пруссия, ныне Вроцлав, Польша; занимал этот пост до 1857). Одновременно с преподаванием занимался научной деятельностью, к 1857 г. опубликовал более 250 работ по античной истории, юриспруденции и филологии, в т. ч. получившую широкую известность «Историю Рима» ( Mommsen Th. Römische Geschichte. Lpz.; B., 1854-1856. Bd. 1-3; 1885. Bd. 5; рус. пер.: Моммзен Т. История Рима/Науч. ред.: С. И. Ковалев, Н. А. Машкин. М., 1939-1941. Т. 1-3; 1949. Т. 5; 4-й том об эпохе Римской империи не был написан). По протекции А. фон Гумбольдта избран членом-корреспондентом (1853), профессором-исследователем (Forschungsprofessor, 1857) и действительным членом (1858) Прусской АН; в 1875-1885 гг. постоянный секретарь ее историко-филологического отд-ния. Одновременно был ординарным профессором древней истории (1861-1887) и ректором (1874-1875) Берлинского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2564092.html

просвещения, возникшее во 2-й пол. XVIII в. (т. н. гаскала). Это культурно-просветительное и общественное движение, с одной стороны, подталкивало к изучению европ. языков для преодоления культурной замкнутости и знакомства с достижениями европ. науки и культуры; с др. стороны, требовало более глубокого проникновения в собственную культуру на основе обращения к библейскому Е. я. ( Айхенвальд. 1990. С. 14), к-рый в качестве национального языка противопоставлялся языку идиш ( Kutscher. 1982. P. 183). Одним из значительных событий в истории этого движения стал перевод Пятикнижия на нем. язык (1783), осуществленный М. Мендельсоном, основателем и вдохновителем гаскалы. В то же время появляются периодические издания на иврите: журналы «Гамеассеф» (Собиратель) в 1783-1811 гг. в Кёнигсберге, «Биккуре га‘иттим» (Первые плоды времен) в 1821-1831 гг. в Вене; газеты «Пирхе цафон» (Северные цветы) в 1841-1844 гг. в Вильне, «Гакармель» (Цветущая земля) в 1860-1880 гг. в Варшаве. Развивалась художественная лит-ра на иврите, язык к-рой сочетал элементы библейского, раввинистического и постбиблейского древнееврейского,- это подготовило почву для возрождения иврита как разговорного языка. Целый ряд социально-экономических факторов повлиял на то, что в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. остро встала проблема развития консолидирующего языка для евреев ( Айхенвальд. 1990. С. 14-15). Ключевой фигурой в возрождени иврита, центр к-рого отныне переместился из Европы в Палестину, стал евр. просветитель, лексикограф и общественный деятель Э. Бен-Иегуда (1858-1922). Его ст. «Горящий вопрос», появившаяся в 1879 г. в ж. «Га-шахар» (Вена), явилась своего рода манифестом возрождения Е. я. в Палестине (Там же. С. 15). В 1889 г. в Палестине было организовано Об-во языка иврит, через год преобразованное в Комитет языка иврит, к-рый стал главным нормиротивным центром в период становления совр. иврита как разговорного и письменного языка. С 1923 г., в период британского мандата, совр. иврит наряду с арабским и английским получил статус офиц.

http://pravenc.ru/text/187295.html

164 Пьеротти Эрме (Pierotti Ermete) – итальянский инженер и археолог, живший в Палестине с 1854 по 1861 гг. Участник первых проектов по приобретению русской собственности в Иерусалиме. 165 Кривошеин Аполлон Константинович (1833–1902) – видный представитель чиновной элиты, гофмейстер (1892), управляющий Министерством путей сообщения и министр путей сообщения (1892–1894). С 1858 – секретарь Иерусалимского консульства. В 1862 г. получил орден Станислава 3 ст. «за трехлетние труды по Палестинскому Комитету». 166 Марабути Николай Степанович – русский консульский агент (1839), позже вице-консул в Яффе. После перенесения российского консульства из Яффы в Бейрут (1839), в Яффе был сохранен пост вице-консула, который по предложению посланника в Константинополе А.М. Бутенева и был поручен греческому вице-консулу Н.Марабути, уже и прежде управлявшему по совместительству делами нашего консульства. 12 октября 1844 г. Марабути был принят в российское подданство, а в начале следующего года определен в государственную службу с младшим чином коллежского регистратора. На протяжении нескольких десятилетий он оставался русским вице-консулом в Яффе. Позже пост занимал его племянник Александр Константинович Марабути (Младший; ум. 1885). 167 Иерофей (1793–1885), Патриарх Антиохийский (1850–1885) – видный церковный деятель Православного Востока. Церковную карьеру начал в рядах иерусалимского Святогробского братства. В 1831 г. рукоположен во епископа. В 1833 г. в сане архиепископа Фаворского был направлен Патриархом Иерусалимским Афанасием IV в Россию для сбора пожертвований. Суммы пожертвований, собранных им за 6 лет, проведенных в России, составили 700 тыс. руб. Успешность московской миссии стала одним из факторов в решении Афанасия о назначении Иерофея своим преемником (ноябрь 1838 г.). В Петербурге, естественно, желали видеть на престолах Восточных Патриархатов предстоятелей, преданных России, о чем свидетельствуют усилия российской дипломатии провести Иерофея сначала (в 1844 г.) на Иерусалимский, а затем, когда эта попытка не удалась, на Антиохийский престол (9 окт. 1850 г.). К разочарованию русских дипломатов, Иерофей не оправдал своей репутации «пророссийского» деятеля. Патриарх был непопулярен у арабской паствы, обвинявшей его в пренебрежении к нуждам арабов и присвоении щедрой русской милостыни, которая бесконтрольно использовалась им для личного обогащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

учения – на монгольском. Архиеп. яросл. Нил присылал (в 1858–59 гг.) для воспитанников из иркутской сем., изучавщих монг. язык, по нескольку экз. своих переводов на монг. яз. служебника, требника и начатков христ. учения, а так же своего соч. о буддизме. По отчету Попова за 1858–59 г., он «вполне преподал грамматику т. е. этимологию. и синтаксис по собственному руководству; причем объяснения каждого правила сопровождалось примерами, извлеченными из лучших монгольских сочинений и живой народной речи». Из хрестоматии Ковалевского переведены 4 статьи, причем особенное внимание обращено было на объяснения филологические, исторические и религиозные (так как по содержанию статьи относятся преимущественно к верованиям и истории буддизма). Поддерживались, сверх того, постоянные упражнения в чтении и письме. – С отъездом проф. Попова из С. -Петербурга в 1860 г., прекратились уроки монг. языка, затем класс этот закрыт формально, а книги отосланы в монголо-бурятскую миссию (1863 г.). Иконописание Иконописание введено на основании Высочайше одобренного в 14-й день ноября 1843 г. доклада синодального обер-прокурора, – согласно определению св. Синода 289 . В предписании акад. правления от 7 апр. 1844 г. значилось: по Высочайшему повелению «открыть в с. -петербургской семинарии в виде опыта, класс рисовального искусства, с особым направлением оного к иконописанию, преимущественно в древнем русскою стиле, и с назначением на сей класс тех только воспитанников, в которых замечена будет особенная охота и способность к живописи. Для занятия должности наставника по сему классу Высочайше разрешено пригласить академика Солнцева, как известного в иконописании и изучившего стиль древней русской иконописи», – с предоставлением ему пригласить другого художника для занятий с учениками, «под ближайшим его руководством». Приглашен художник Заболотский, который получил три урока (6 часов) в неделю, после обеда, а Солнцеву предоставлено лишь наблюдение – 2 или 1 раз в неделю. Уроки начались с 13 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

133 Чтоб иметь полное понятие об этом счастливом для воронежских детей времени, полезно прочитать прекрасную биографию Станкевича, написанную Анненковым. – Примеч. С. И. Снессоревой. [См.: Анненков П. В. Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и био графия. М., 1857 (па обл. 1858). С. 18–20 (первая пагинация) – Е. А. и Е. П.)]. 134 ...вышла замуж... – Муж Софии Ивановны – Аполлон Васильевич Снессорев – коллежский секретарь, служил письмоводителем Воронежского комитета о земских повинностях. Венчание состоялось 17 апреля 1836 г. – РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. 4595 (Дело о дворянском происхождении рода Снесаревых). Л. 46 (об.), 51 135 ...немедленно уехала... – 4 мая 1836 г., через две недели после венчания, А. В. Снессорев был уволен от должности письмоводителя Воронежского комитета о земских повинностях, по прошению. – Там же. Л. 46 (об.) 136 ...в Энциклопедическом словаре Плюшара. – См. сноску 1, с. 490. София Ивановна с мужем писали для этого издания статьи на букву «Г», которые помещены в 13–15 томах, изданных в 1838 г 137 Масальский Константин Петрович (1802–1861) – прозаик, драматург, поэт, критик, переводчик. В 1842–1844 гг. и в 1847– 1852 гг. – редактор журнала «Сын Отечества». Со второй половины 1830-х гг. занялся исторической беллетристикой, при этом тщательно прорабатывал исторические источники, в т. ч. иностранные и архивные; публиковал их в составе художественных произведений или отдельно. 138 Кашкин Дмитрий Евгеньевич (1771 – 1843) – стихотворец, переводчик, музыкант-самоучка: играл свои музыкальные сочинения на изобретенном им самим инструменте (гигантской гитаре с 36 струнами – «димитаре») 139 Калькбреннер Фридрих Вильгельм (1788–1849) – немецкий пианист, композитор, музыкальный писатель. Возможно, София Ивановна перевела написанное им пособие «Methode pour apprendre le pianoforte a l " aide du quide-mains» (1830) 140 Муж принял первое место... – А. В. Снессорев в феврале 1838 г. был вызван на службу в Астраханскую губернию в должности чиновника особых поручений при Военном губернаторе. См.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. 4595. Л. 46 (об.) Должность астраханского военного губернатора и управляющего гражданской частью с 1834 г. исполнял Иван Семенович Тимирязев (1790–1867). См.: «Астраханские губернаторы: Историко-краеведческие очерки. Астрахань, 1997. С. 57–68

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Наблюдая через благочинных за исправным поведением вверенных им священнослужителей, главные священники производили духовный суд, ежегодно представляли в Святейший Синод отчёт о состоянии подведомственных церквей, под их постоянным надзором находилась также хозяйственная часть церквей. Свои административные распоряжения главные священники направляли в виде ордеров, что свидетельствовало о жёсткой дисциплине, укреплявшейся среди военного духовенства. Протоиереи М. И. Богословский и П. Е. Покровский. С 1865 по 1888 годы должность главного священника армии и флота поочерёдно занимали протоиереи Михаил Измайлович Богословский (1865–1871 гг.) и Пётр Евдокимович Покровский (1871–1888 гг.), а с 1888 года – Александр Алексеевич Желобовский (1888–1910 гг.). С 1865 года по 1871 год главным священником армии и флота являлся Богословский Михаил Измайлович, который родился в 1807 году в семье причётника во Владимире. Первоначальное образование получил во Владимирском духовном училище, потом в духовной семинарии. В 1827 году, т. е. в 20 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и окончил её в 1831 году первым магистром и с 7 ноября этого же года был назначен бакалавром академии по кафедре греческого языка. Через два года М. И. Богословский рукоположен во священники Благовещенской церкви на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а в 1835 году назначен настоятелем Екатерининской церкви Императорского училища правоведения и, одновременно, законоучителем и преподавателем логики и психологии в училище. В это же время он продолжал занятия в духовной академии, где в 1839 году был избран членом академической конференции, с 7 февраля 1840 года назначен профессором богословия и в этом звании оставался до 1842 года. В 1844 году М. И. Богословский возведён в сан протоиерея. В 1856 году получил в училище правоведения звание заслуженного профессора, а в 1858 году за написанную Священную историю Ветхого Завета Св. Синод удостоил его степени доктора богословия. Он состоял почётным членом Санкт-Петербургской, Московской духовных академий, общества любителей духовного просвещения и участвовал во многих комиссиях по вопросам духовно-учебным и духовно-административным (по составлению программ и учебников для духовных семинарий, по пересмотру уставов духовных учебных заведений, по разработке узаконений о правах православного духовенства, по преобразованию церковного суда и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ф. Ницше. Фотография. 1869 г. [Нем. Nietzsche] Фридрих Вильгельм (15.10.1844, Рёккен близ Лютцена - 25.08.1900, Веймар), нем. философ и писатель, один из представителей философии жизни, критик христианства. Жизнь, сочинения, философские взгляды Род. в семье лютеранского пастора. В 1858-1864 гг. учился в Пфорте (близ Наумбурга) - закрытой привилегированной школе; здесь проявился его интерес к античности и музыке. В 1864-1865 гг. изучал классическую филологию и протестант. теологию в Боннском ун-те. Прекратив занятия теологией вслед. сложившегося у него в этот период убеждения в несостоятельности христианства, в 1865-1869 гг. обучался в Лейпцигском ун-те под рук. Ф. В. Ричля (1822-1889), избрав специальностью классическую филологию. В эти годы Н. увлекается философией А. Шопенгауэра (1788-1860), а также искусством и философско-эстетическими взглядами Р. Вагнера (1813-1883), личное знакомство с к-рым состоялось в нояб. 1868 г. С 1869 г. профессор классической филологии Базельского ун-та. В связи с переездом в Базель отказался от прусского подданства и до конца жизни оставался «европейцем» без гражданства. В 1870 г. в качестве санитара добровольно принимал участие во франко-прусской войне (1870-1871). В 1-м опубликованном философском сочинении, получившем широкий резонанс, «Рождение трагедии из духа музыки» (Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik, 1872; впосл. Н. изменил заглавие на «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, oder: Griechentum und Pessimismus)), Н. устанавливает 2 типа культуры и 2 принципа всякого искусства - «дионисовский» (музыкальный) и «аполлоновский» (пластический). В дионисийских оргиях древних греков он усматривает проявление плодотворного жизнеощущения, основанного на трагическом принятии нерасчлененной коллективной стихии становления - бессознательной темной глубины жизни во всех ее проявлениях. Этому дионисовскому принципу Н. противопоставляет аполлоновское начало индивидуализирующего сознания, четко разделяющего противоположности и создающего мир светлой поверхности явлений. Оба начала, которые Н. соотносит с шопенгауэровским описанием мира как «воли» и как «представления», иллюзорны, но если первое усиливает жизнь, то второе ее ослабляет. Дионисовское начало, которое Н. находит не только в дифирамбах в честь Диониса и в архаической древнегреч. лирике, но и в философии Гераклита и Эмпедокла, достигает идеального равновесия с аполлоновским в аттической трагедии, особенно у Эсхила и Софокла. У Еврипида в лит-ре и у Сократа в философии найденная гармония нарушается, что порождает тип «теоретического человека», крый воплотился в оптимистической «александрийской культуре», основанной на ценностях разумного познания мира явлений. Считая необходимым возрождение дионисовского искусства, Н. находит его осуществленным в творчестве Вагнера.

http://pravenc.ru/text/2577741.html

Последний абзац программы сохранился исключительно в писарском варианте программы (см.: Обзор за 1850/52 учебные годы//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 858. Л. 56 об.–57 об.). 1989 Резолюция наложена ректором МДА (1853–1858) архим. Евгением (Сахаровым-Платоновым). Образец его почерка см., например, среди «Отчетов профессоров и бакалавров о преподавании учебных курсов по богословию, философии, математике, церковной археологии» (Там же. Оп. 2. 848. Л. 15–16). В годы учебы Гилярова в МДА архим. Евгений (Сахаров-Платонов) исполнял обязанности инспектора (18421847) и профессора по классу богословских наук (1844–1847). 1990 Текст анонимен, написан писарским почерком, кроме нескольких поправок в последний абзац. Стилистика и фактические детали позволяют достаточно уверенно говорить об авторстве митр. Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) . Являясь председателем Академической конференции (ее состав см. в Списке лиц, состоящих в штате Академии за 1849 год. Там же. 831. Л. 2 об.; а также ниже в Приложении 1 к наст. публикации), высшего органа управления Академией, митр. Филарет следил за состоянием учебного заведения. Он же давал оценку преподавателям и их работе; определяющей, например, была роль митр. Филарета в процессе удаления из Академии в 1850–1851 гг. бакалавра И. И. Побединского-Платонова (Там же. 848. Л. 14–19 об.). 1991 Требование явно оказалось несвоевременным. Гиляров служил в МДА по однолетним контрактам, которые ежегодно продлевались. В личном деле сохранились прошения о продлении контрактов «…если начальству сие будет угодно». Реагируя на Предложение, правлению МДА пришлось бы расторгать лишь за месяц до того заключенный на 1855/56 учебный год договор с Гиляровым. 1992 Митр. Филарет предъявлял довольно строгие требования к оформлению лекций и, особенно, к их смысловой целостности. Запрос на выдачу материалов лекций зачастую предшествовал дальнейшему отлучению преподавателя от места. Подобным образом была в 1850–1851 гг. воспринята руководством Академии просьба видеть лекционные материалы бакалавра Ивана Ивановича Побединского-Платонова (уволился в 1852 г.), высказанная Филаретом: «В донесении своем бакалавр Побединский, между прочим, просил Акад пр исходатайствовать у Его В ва прощение за прежнее донесение по тому же предмету, написанное им не точно» (Там же. Л. 17–17 об., 18 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010