В последней приведенной цитате, впрочем, еще больший интерес представляет собой текст из св. Иринея Лионского , пожалуй из всех святоотеческих текстов наиболее часто цитируемый А. С. Хомяковым – в его сочинениях и письмах, он встречается четырежды. Кроме приведенного выше фрагмента из письма к Самарину, мы находим его в брошюре 1858 г.: «Блаженные Апостолы поучают нас, что Дух, который есть Бог , исходит от Отца и познает Его тайны. Эти слова заключают полную истину; но полтора века спустя Ириней, ученик возлюбленного Апостола, сказал еще яснее: «Дух венчает Божество, давая Отцу имя Отца и Сыну имя Сына». Устами Иринея церковь обнаружила глубину познания тайн Божиих, дарованного ей Христом» 20 , – в «Семирамиде»: «Даже в Августине (хотя мнение лица и особенно такого ограниченного, как Августин, ничего не значит) слова principaliter a Patre не значат «и особенно же от Отца», но «по началу своему от Отца». Важнейшее свидетельство, к несчастью не замеченное никем, о предании о Духе, как сознании находится в полу-апостольском слове Иринея, ученика Поликарпа, ученика Иоанна: «Дух же полагает венец, называя Отца – Отцом и Сына – Сыном», чем полагается в одно время тождество и различие» 21 , – и латинском фрагменте «О Троице», причем – по-русски: «Nonne haec spectant verba S. Irinaei? И того и другого Дух назвал именем Бога и помазуемого Сына и помазующего Отца. Lib. IV. Cap. VI и VII» 22 . Этот последний факт особенно примечателен, так как трактат был впервые переведен на русский уже после смерти Хомякова (в 1869–1871 гг.), однако, это не означает, что Хомяков нигде более не мог ознакомиться именно с этим текстом св. Иринея: он был опубликован в журнале Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» за 1838 г. 23 Сказанное заставляет, в свою очередь, подробнее остановиться на публикациях «Христианского чтения» в «годы молчания», сказав предварительно несколько слов о самом журнале. Идея «Христианского чтения» принадлежит ректору академии архим. Григорию (Постникову) . Журнал был задуман, очевидно, как альтернатива и восполнение запрещенного в 1818 г. «Сионского вестника», оставившего после себя незанятую нишу периодического духовного издания, потребность в котором, несомненно, ощущалась. Даже беглое сопоставление изданий позволяет установить черты, как относительного сходства, так и существенного различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Из самих источников явствует, что весь цикл этих сказаний и подобий определился не раньше конца XVII в., и уже под влиянием Польско-Западным, перешедшим в Москву через Киев. Тогда же, в конце XVII и в начале XVIII в. русские мастера стали гравировать собрания икон Богородичных, которые, будучи разрезаны по одиночке, вклеивались в рукописи того времени. Оттиски первой редакции отличаются изяществом очерков и довольно искусной гравировкой. Потом в половине XVIII в. с этих же оттисков были сделаны гравюры гораздо грубее на белой бумаге, а потом и на синей». Описание явлений чудотворных икон Пресвятой Богородицы, с показанием времени, когда оные случились, и мест, и прочее, собранное из разных исторических книг Григорием Свешниковым. Москва. 1838. 2-е изд. 1848. На 5 листах 145 изображений Божией Матери. Изображение икон Пресвятой Богородицы, в православной церкви прославленных, с краткими о них сказаниями. (Составл. архим. Серпух. Высоцкого монастыря Сергием). 1848. Изд. 2-е 1853 г. и 3-е 1862 г. Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотворных ее икон в России. В 3 частях, 144 иконы. 1853. Москва. Строгановский Иконописный Лицевой Подлинник. 1869. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, с 14 рис. и 26 политипажами, Спб. 1870. Панов. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 изображений Пресвятой Богородицы. Спб. 1871. Собрание гравированных изображений икон Божией Матери и сказания о них. Сборник, изд. Общ. Любит. древн. Письменности. 1877. 87. Д. А. Ровинский. Статья «Иконы Божией Матери» в кн. Русские Нар. Картинки, IV, стр. 673 сл. Спб. 1881. Снессорева, София. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православной церковью, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. Спб. 1894. 2-е издание. Вышний Покров над Афоном или сказание о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. С 41 изображением чудотворных икон. (Составлено иеромонахом Матфием). Изд. 8-е. Москва. 1892. Изд. Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Известно, что В. М. не владел грамотой и едва умел написать свое имя. Между тем в рукописной традиции ему приписываются «Поучительные главы к сыну Льву» (PG. 107. Col. 22-56), написанные в 880-882 гг., и т. н. 2-е поучение Льву VI. Предполагается, что их автором являлся Патриарх Фотий или кто-то из его окружения. Образ В. М. в литературе и искусстве Сын В. М. Лев VI посвятил ему пространную эпитафию, внуку Константину VII приписано в заглавии авторство биографии основателя Македонской династии - «Исторического повествования о жизни и деяниях славного царя Василия», сохранившегося в качестве 5-й книги т. н. Хроники Продолжателя Феофана. Автор, всячески восхваляя В. М. и рисуя мрачный образ его предшественника, «пьяницы» Михаила III, приводит немало полулегендарных преданий из его жизни, но вместе с тем сообщает ряд ценных исторических сведений, приводит и рассказ о Крещении «росов» и чуде с Евангелием - этот эпизод, воспроизводимый впосл. др. авторами, является по сути единственным упоминанием о Крещении Руси в визант. исторических сочинениях, умалчивающих о Крещении при св. Владимире. Известны также анонимные сказания и легенды о царствовании В. М. Изображение В. М. находилось в Новой ц., а также на миниатюрах рукописной Псалтири (Paris. gr. 139, 879-883 гг.) в начале (вместе с семьей) и на обороте 3-го листа. Ист.: Theoph. Contin. V. P. 211-353; Genesios. Reges. IV/Ed. A. Lesmüller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 76-91. (CFHB; 14); Scriptores post Theophanem/Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 686-700, 838-848. (CSHB); Leonis Grammatici Chronographia/Ed. I. Bekker. Bonn, 1842. P. 253-262. (CSHB); Theodosii Meliteni Chronographia/Ed. Th. Tafel. Münch., 1859. P. 176-183; Книгы времянныя и образныя Георгия мниха/Изд. В. М. Истрин. Пг., 1922. Т. 2. С. 17-24; Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Ed. I. Thurn. B., 1973. P. 115-170. (CFHB; 5); Ioannis Zonarae Epitome historiarum. XVI/Ed. Th. Büttner-Wobst. Bonn, 1897. P. 417-440; Vogt A., Hausherr I. Oraison funèrbe de Basile par son fils Léon VI le Sage. R., 1932. (OrChr; 25); Moravcsik G. Sagen und Legenden über Kaiser Basileios I.//DOP. 1961. Vol. 15. P. 59-126; Vom Bauernhof auf den Kaiserthron: Leben des Kaisers Basileios I., beschrieben von Konstantinos VII. Porphyrogennetos/Übers., eingeleit. und erkl. v. L. Beyer. Graz; W.; Köln, 1981.

http://pravenc.ru/text/Василием I ...

Никодим Панкратьев , 18 февр. 1774, из префектов акад.; † в начале 1775. Кассиан Лехницкий , с 5 апр. 1775, из префектов акад.; † 11 июня 1784. Варлаам Миславский 10 авг. 1784 перев. из Ростовского Борисоглебского монастыря, а 8 мар. 1787 в Киево-Михайловский Златоверхий, оставаясь ректором; † 30 июля 1791. Иероним Блонский , архим. Киево-Михайловский, определён ректором 9 сент. 1791; в 1795 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Феофилакт Слонецкий (Слоницкий) , архим. Киево-Михайловский, определён ректором 17 авг. 1795; 10 дек. 1798 перев. в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь, оставаясь ректором до 1803. Ириней Фальковский в апр. 1803 перев. из Гамалеевского митра, а 8 сент. в Киево-Николаевский Пустынный. Иакинф Логановский , из префектов акад., с 30 мар. 1804; 28 окт. 1813 перев. в Курский Знаменский мнтрь. Иоасаф Мохов , из префектов акад., с 17 янв. 1814; в мар. 1817 уволен в Киево-Печерскую Лавру на покой; † ... Моисей Богданов-Платонов (Антипов) произведён в 1817; 2 мар. 1824 хирот. в Новгородского викария. Мелетий Леонтович в 1824 перев. из Спасо-Елиазарова монастыря; 21 нояб. 1826 хирот. в викарии Киевской епархии. Кирил Куницкий 30 нояб. 1826 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 13 мая 1828 хирот. в викарии Киевской епарх. Смарагд Крыжановский 23 авг. 1828 перев. из Московского Петровского монастыря, а в 1830 – в Пинский Богоявленский. Иннокентий Борисов , 27 авг. 1830, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад.; 21 нояб. 1837 хирот. в викарии Киевской епархии. Иеремия Соловьёв в 1838 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 6 апр. 1841 хирот. в викарии Киевской епархии. Дмитрий Муротов в 1841 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 4 мар. 1851 хирот. в еписк. Тульского. Антоний Амфитеатров , с 1851; 3–4 мар. 1858 хирот. в викарии Киевской епархии. Израиль Лукин , с 1858; 24 янв. 1860 хирот. в еписк. Винницкого (викарий Подольской епархии). Филарет , с 1860, а 26 мар. 1874 назначен вторым викарием, еписк. Уманьским. 4 Пустынный Николаевский, в Киеве, основан, будто бы, в отдалённой древности; известен с начала XVI века. Ныне второклассный [IV, 522]. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обстоятельства его низложения представлены в хронике Псевдо-Генесия ( Iosephi Genesii Regum. IV 3, 12-15. 1978). В ней сообщается, что, когда патрикий Варда, брат Феодоры, явился со стражей к И. Г., тот отказался добровольно оставить престол под тем предлогом, что был ранен друнгарием виглы Константином Армянином. Однако, проведя расследование, Варда уличил И. Г. во лжи (тот сам нанес себе заведомо неопасные ранения), и это послужило основанием для низложения патриарха. И. Г. был сослан в мон-рь Клидион, где он будто бы приказал слуге выколоть глаза Спасителю, Богородице и архангелам, изображенным на находившихся там иконах, поскольку не мог вынести их взгляда. Имп. Феодора хотела ослепить его, но потом приговорила к 6 (по др. сведениям, к 200) ударам бичом. И. Г. сослали в его имение Психа, недалеко от К-поля, где он умер, вероятно, в 863 г., но в любом случае до 867 г. И. Г. наряду с Феодотом и Антонием был предан анафеме К-польским Собором 843 г., что зафиксировано в синодике в Неделю Православия. Спустя неск. лет по приказу имп. Михаила III останки И. Г. были эксгумированы, преданы поруганию на к-польском ипподроме вместе с костями имп. Константина V и сожжены. В хрониках Продолжателя Феофана ( Theoph. Contin. 1838. P. 155-157) и Псевдо-Симеона Магистра (Ibid. P. 649-650) сохранились также легендарные повествования об И. Г. В одном из них рассказано о том, как И. Г. удалось отразить нашествие некоего племени, возглавляемого 3 вождями. Патриарх приказал разбить головы 3-главой статуе, стоявшей на к-польском ипподроме, читая при этом заклинания. Между вражескими предводителями возникла междоусобица, в к-рой двое из них погибли, а 3-й едва спасся и отступил. В другом сообщается о секретном подвале, к-рый был в имении его брата Арсавира. Там патриарх будто бы предавался оргиям с женщинами, в т. ч. с монахинями, к-рые помогали И. Г. заниматься колдовством и гаданиями при участии бесов. Предсказания часто сбывались. Из сочинений И. Г. сохранились лишь незначительные фрагменты.

http://pravenc.ru/text/469590.html

С 1930 г. в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший с 1903 по 1930 гг. священник Георгий Троицкий, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии. С октября 1995 года храм был передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам. В школьной библиотеке собран раздел православной литературы. Имеется местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Пантелеева М. П. – заведующая научно-методическим отделом СИХМ.  tsobor.ru/?p=1407 Село Семёновское стоит на серпуховской земле с середины XVI столетия. Дворяне Шишкины владели серпуховскими землями в Окологородном стане с середины XVI века, когда в составе «избранной тысячи» по указу Ивана IV в 1553 году Михаил и Григорий Шишкины получили поместья в Московском уезде. Спустя столетие это поместье перешло в вотчину потомка «выехавшего из Царьграда при царе Иоанне Васильевиче» и служившего «по московскому списку» Кирилла Ивановича Дохтурова, Алексею Степановичу Дохтурову - стольнику царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой жены Петра I. А.С. Дохтуров не имел наследников и потому вотчины свои завещал своему двоюродному брату, майору Лейб-Гвардии Преображенского полка Петру Ивановичу Дохтурову. Дочь последнего Татьяна (1738-1798) вышла замуж за опекуна Московского Воспитательного дома статского советника Петра Фёдоровича Нащокина (1733-1809), принеся ему в приданое серпуховские владения. Имение передавалось по наследству по мужской линии и в 1809 году после смерти отца перешло к сыну - гофмаршалу Павла I, действительному камергеру и кавалеру Александру Петровичу Нащокину (1758-1838), зять которого П.В. Нащокин был одним из ближайших друзей А.С. Пушкина. Александр Петрович Нащокин создал в Семеновском превосходную усадьбу с богатым парком, террасно спускающимся к реке, и назвал её Раем, по аналогии с находившейся в Серпуховском уезде усадьбой Орловых - Отрада-Семеновское. К сожалению, до наших дней здесь сохранилась лишь малая часть прежнего великолепия этого места.

http://sobory.ru/article/?object=04785

Эвва † 30 декабря 1759; за майором бароном Карлом- Оттоном Розеном Георг-Адольф, рождение 18 июля 1773 † 22 июня 1821; женат на Шарлотте-Елене Леске, рождение 24 августе 1771 † 14 июня 1839 Карл-Фридрих Магнус-Иоанн Юстина-Эвва-Доротея, за Иоанном-Фридрихом Лемпф Шарлотта-Елена, за Иоанном-Андреем Рейснером Анна-Луиза, за Иоанном-Андреем Рейснером Карл-Эрнест, подполковник, рождение 6 ноября 1759 † 29 октября 1838; женат на Юлие Войгетт, рождение 26 августа 1774 † июня 1831 Адольф Иоанн, рождение 13 июня 1761 † 8 августа 1828; женат 1) на Анне-Каролине Канефер; 2) на Варваре Чмиховской (от 1-го брака сын; от 2-го брака 5 сыновей и дочь) Юлия-Доротея, рождение 1757 † 1795 Екатерина-Луиза-Сусанна, рождение 10 апреля 1763 † 11 июня 1823; 1) за Дицом; 2) за бароном Густавом-Георгом Менгденом КОЛЕНО IV: Георг-Вильгельм, рождение 29 сентября 1801 † 14 ноября 1835; женат на Эмилие Гагемейстер Юлия-Генрих, рождение 4 декабря 1804 † 18..; женат на Эмилие Мантейфель Эдуард-Каспар, рождение 6 октября 1806; женат на баронессе Иозефине Кампенгаузен Елисавета-Доротея Каролина-Доротея Юлий Карлович, статский советник, рождение 18 августа 1799; женат на Елисавете Юргенсон Константин Карлович, майор, рождение 15 октября 1800; женат на Шарлотте Шредер Фёдор Карлович, рождение 10 октября 1804; женат на Анне Тизенгаузен Амалия Карловна Каролина Карловна Карл Иванович, рождение 29 декабря 1787; женат на Каролине Брюммер Антон Иванович, рождение 6 января 1798 Платон Иванович, рождение 6 ноября 1800 Пётр Иванович, рождение 15 июня 1807 Константин Иванович, рождение 22 июня 1811 Елисавета Ивановна КОЛЕНО V: Эмма Егоровна Генрих-Энгельбрехт-Магнус, рождение 2 мая 1843 Иоанн-Георг-Фромгольд, рождение 21 марта 1838 Шарлотта-Клементина-Леокадия Эрнестина-Иозефина Эмилия-Иозефина Клементина Изабелла Мария-Луиза Иоанна-Эрминия Елисавета Юлиевна София Константиновна Каролина Фёдоровна Мария Фёдоровна Адальберт Карлович, рождение 29 июня 1813 Карл Карлович, рождение 14 ноября 1828 Эдмунд Карлович, рождение 21 мая 1831

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В связи с этим неудивительно, что наиболее близкой Викторину философской школой был платонизм. Он представлен у Викторина философией как самого Платона, так и средних платоников и особенно неоплатоников. Хотя в своих теологических трактатах Викторин упоминает Платона по имени лишь однажды (в связи с теорией идей) 1830 , весь дух его философско-теологической системы, безусловно, является платоновским, отмеченным особым вниманием к внутреннему миру души и умственному познанию. В трактатах Викторина встречаются многочисленные аллюзии и даже прямые цитаты из таких диалогов Платона, как Федон, Федр, Пир, Парменид, Софист, Филеб, Государство, Тимей, Законы 1831 . К Платону восходят такие важные положения системы Викторина, как учение о бестелесности и духовности Бога, о мире идей и их высших родах (бытие, тождество, различие, покой, движение, жизнь, мышление), о мировой душе, о бесформенной и непознаваемой материи, о предсуществовании частных душ, их грехопадении и воплощении, о возврате душ в умопостигаемый мир и др. Вместе с тем следует отметить, что Викторин воспринял эти положения платоновской философии не всегда непосредственно от ее создателя Платона, но чаще через посредство позднейших платоников. Из средних платоников, оказавших влияние на мысль Викторина, можно указать прежде всего Нумения Апамейского, Алкиноя, Апулея из Мадауры, Плутарха Херонейского и корпус текстов, известных под названием Халдейские оракулы (II в. н. э.). У Нумения Викторин мог заимствовать учение о двух Богах: первом – простом, пребывающим в самом себе и в покое, и втором – находящемся в движении и воздействующем на материю и чувственный мир 1832 . Еще один общий пункт у Нумения и Викторина – это диалектика тождества и различия, имеющая место в умопостигаемом мире 1833 . Похожее различие двух Умов – деятельного (надкосмического) и пассивного (космического) – мы встречаем и в Учебнике платоновской философии ( πιτομ), приписываемом платонику II в. Алкиною 1834 . Из Халдейских оракулов Викторин заимствовал триаду: Отец – Сила – Ум 1835 , отождествив ее вслед за Порфирием с «умопостигаемой триадой»: бытие – жизнь – мышление 1836 . По отношению к Сыну Божию Викторин также использует встречающееся в Халдейских оракулах выражение: νος πατρικ ς («отеческий Ум») 1837 , которое впоследствии использовал и Августин 1838 . Возможно, что Викторин был знаком с комментарием Порфирия на Халдейские оракулы 1839 . Еще одним из источников теологических трактатов Викторина были тексты платонизирующих гностиков, представленных несколькими трактатами из гностической библиотеки в Наг-Хаммади: Tres Steles Seth ( Τρες στλαι Σηθ, NHC VII.5), Zostrianos ( Ζωστριαν ς, NHC VIII.1) и Allogenes ( λλογεν ς, NHC XI.3), относящимися к так называемому «сифианскому гностицизму» и написанными в последней четверти III в. – первой четверти IV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

И. б. Ш. составил грамматику сирийского языка для начинающих ( Gottheil. 1887), снискавшую значительную популярность (о чем свидетельствуют многочисленные списки); приложением к ней служит «Книга толмача в обучении языку сирийцев» - арабско-сирийский словарь, разбитый на 30 тематических глав, с глоссарием омонимов в конце (изд. с лат. пер.: Obicinus, Dominicus. 1636; изд. в евр. графике: Lagarde. 1879). И. б. Ш. принадлежат гимны, формализованные метрические гомилии (напр., «Слово о любви к науке», где не используется буква «алаф» и через весь текст проходит рифма «ан») и послания, одно из к-рых, обращенное к епископам и жителям Багдада (1020), направлено против избрания католикоса Ишоява IV ( Vandenhoff. 1913). Известно также соч. «Книга о весах» (не изд.). Согласно «Каталогу писателей» Авдишо бар Бриха , И. б. Ш. составил 4-томный свод канонических постановлений на сир. языке (не сохр.), представлявший собой, вероятно, сокращенный вариант собрания католикоса Илии I. Авдишо также включил в составленное им собрание церковных постановлений и канонов перевод с арабского на сирийский трактата И. б. Ш. «О наследствах». Это сочинение представляет собой сокращенный и разделенный на 25 глав вариант соответствующего труда Илии I (Scriptorum veterum nova collectio/Ed. A. Mai. Romae, 1838. Vol. 10/2. P. 54-65, 220-231). Ряд исследователей (В. Райт, Р. Дюваль, Г. Граф и др.) считали этот трактат 4-й частью основного канонического свода И. б. Ш., др. (А. Баумштарк) - отдельным сочинением. Еще в древности И. б. Ш. была ошибочно приписана сир. апология христианства, к-рая в действительности представляет собой сокращенное изложение «Собеседований» католикоса Тимофея I с халифом аль-Махди ( Roey A., van. Une apologie syriaque attribuée à Élie de Nisibe//Le Muséon. 1946. Vol. 59. P. 381-397). Авторство приписываемых И. б. Ш. арабоязычных сочинений «Послание о молитве» и «Большое толкование Символа веры», а также сир. поэмы «О мудрости» ( Cardahi G. Liber thesauri de arte poëtica Syrorum. Romae, 1875. P. 85 sq.) спорно.

http://pravenc.ru/text/389403.html

Как глава тюбингенской (новой) школы, Б. оставил целую плеяду учеников (Э. Целлер, Г. Фолькмар, А. Гильгенфельд, О. Пфлейдерер и др.). Впосл. радикальные исторические выводы и результаты реконструкций Б. были во многом смягчены или же опровергнуты А. Ричлем , К. Вайцзеккером и др. в рамках исторического анализа источников евангельской традиции, к-рый был проведен уже вне тюбингенской школы. Острой критике Б. подвергался со стороны рус. правосл. богословов и церковных историков. Однако и они нередко пользовались его разработками для своих сочинений по истории Церкви. Соч.: Ausgewählte Werke in Einzelausgaben/Hrsg. K. Scholder. 1963-1975. 5 Bde; Briefe/Hrsg. C. E. Hester. 1993. Bd. 1. Лит.: Виноградов Ф. Новая Тюбингенская школа//ТКДА. 1863. Июнь. С. 173-226; Июль. С. 317-360; Сент. С. 62-128; [Guericke H. E. F. ] Введение в новозаветные книги Свящ. Писания: Пер. с нем. М., 1869. Т. 1. С. 49-56; Елеонский Н. А. О Евангелии от Марка: Разбор мнения Ф. Х. Баура о происхождении и характере Евангелия от Марка// ЧОЛДП. 1873. Март. С. 270-313; Июнь. С. 672-711; Дек. С. 609-691; Марков В. С. , свящ. О Евангелии от Матфея: Разбор и опровержение возражений против него отрицательной критики Баура. М., 1873; Полотебнов А. Г. Св. Евангелие от Луки: Правосл. крит.-экзегет. исслед. против Ф. Х. Баура. М., 1873; Горский А. В. , прот. О первоначальном христианстве в связи с вопросами о происхождении новозаветного канона - против Баура//ЧОЛДП. 1877. Янв. Отд. 1. С. 1-12; Лебедев А. П. Очерки развития протестантской церковно-исторической науки в Германии (XVI-XIX вв.). М., 1881. С. 149-212; он же. Столетний юбилей Ф. Х. Баура//БВ. 1892. Дек. С. 472-481; он же. Церковная историография в главных ее представителях с IV в. по ХХ. М., 1898. Т. 1. С. 355-404. СПб., 2000п. С. 293-329; Scholder K. Baur F. Chr.//TRE. Bd. 3. S. 353-359 [Библиогр.]. Архим. Августин (Никитин) Рубрики: Ключевые слова: Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог

http://pravenc.ru/text/Баур.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010