480. 309. Макарий, епископ Острогожский. Беседы в день памяти святителя Христова и чудотворца Тихона Задонского//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1883. 310. Макарий, епископ Острогожский. Беседа, говоренная в Богородицком Задонском монастыре в день памяти святителя и чудотворца Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1885. 311. Макковейский Н., проф. Отзыв о курсовом сочинении студента Кокорева Г. на тему: “Святитель Тихон Задонский. Его пастырские и гомилетические воззрения”//“Труды КДА”, приложение “Извлечения из журналов Совета за 1912—1913 уч. год”, 1914, март, стр. 484. 312. Материалы для истории раскола в Донской области//“Донские епархиальные ведомости”, 3, 1874. 313. Материалы для жизнеописания св. Тихона, еп. Воронежского//“Православное обозрение”, т. 5, 1861. 314. Михаил (Чуб), архиеп. Воронежский и Липецкий. Учение св. Тихона Задонского об истинном христианстве, ЖМП, 10, 1971. 315. Мишин Е., свящ. Поучение в день памяти св. Тихона Задонского чудотворца//“Воронежские епархиальные ведомости”, 19, 1900. 316. М-ский О. Предание о св. Тихоне Задонском//“Душеполезное чтение”, 7, 1865. 317. Наказание Божие, постигшее раскольницу, похулившую св. Тихона Задонского//“Афонский листок”, 183. М., 1894. 318. Наумов В., прот. Поучение на день памяти святителя Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 14, 1893. 319. Несколько сведений о святителе Тихоне, епископе Воронежском//“Херсонские епархиальные ведомости”, 17—19, 1861. 320. Несколько черт из жизни преосвященного Тихона I, епископа Воронежского//“Воскресное чтение”, 37, 1838. 321. Никольский П. Об отношении святителя Тихона Задонского к приходскому духовенству//“Русский архив”, 11, 1909. 322. Нэньчук П.А. Св. Тихон Задонский как догматист (кандидатское сочинение). Л., 1953. 323. Об издании хромолитографированного снимка с иконы св. Тихона//“Северная пчела”, 77, 1861; “Руководство для сельских пастырей”, 42, 1861. 324. Овсянников Е. Св. Тихон Задонский как благоустроитель церковной жизни и деятель в борьбе со старообрядческим расколом в Донской Украине//“Воронежская старина”, вып.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Свято-Троицкая церковь (Берн) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая церковь — приход Женевской и Западноевропейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Проводит богослужения в крипте в крипте средневековой готической церкви в историческом центре Берна. Французское название — Eglise de la Sainte-Trinite. Содержание История [ править править код ] В начале 19-го века в предместье Берна Хофвиле был устроен первый православный храм. Вскоре он был перенесён в Эльфенау, имение Великой Княгини Анны Фёдоровны. С переездом княгини в Женеву в 1838 году был перемещён и храм. Прошло почти сто лет и, по инициативе Владимира Николаевича фон Штайгера († 1950), в 30-е годы ХХ-го века в Берне складывается русская православная община. В это время её опекают священники Крестовоздвиженского собора Женевы о. Сергий Орлов († 1944) и о. Авенир Дьяков († 1960). Богослужения совершались хотя и раз в месяц, но регулярно, в чём большая заслуга Андрея Андреевича Штеймана († 1953), первого старосты бернского прихода. Мечтой общины было найти постоянное помещение для богослужений. Божьим благословением 29 октября 1944 года состоялось освящение храма во имя Святой Троицы. Литургию совершил настоятель женевского собора, впоследствии архиепископ, о. Леонтий (Бартошевич, † 1956) в сослужении с о. Авениром. Община ликовала! С тех пор и по сей день храм располагается в исторической части Берна, в крипте средневековой готической церкви. 20 марта 1949 года был принят Устав общины, действующий до сих пор. Документ представляет собой перевод на немецкий язык Приходского устава, принятого на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. В 1946 году настоятелем становится о. Павел Проскурников, († 1973). С большим энтузиазмом создавал он церковную жизнь прихода: заботился о благолепии храма, организовал хор, проводил уроки Закона Божьего, занимался благотворительностью и сбором средств для нуждающихся. В 1961 году о. Павел принял монашеский постриг с именем Петра и вслед за этим был возведен в сан архимандрита. Осенью 1965 года наш храм в сопровождении владыки Антония (Бартошевич, † 1993) посетил первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Филарет (Вознесенский † 1985). Архимандрит Петр сослужил двум иерархам на Богослужениях, а храм наш, едва мог вместить всех желающих. 23 года о. Пётр служил в бернском приходе и ушел на покой в преклонном возрасте.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

129 Никольский Леонид Дмитриевич (1876–1953), – выпускник КДА (1903), кандидат богословия; писал кандидатскую диссертацию под руководством А. А. Дмитриевского на тему: «Афонская живопись (историко-археологический этюд)» (отзыв А. А. Дмитриевского о диссертации Л. Никольского см.: ИЖС КДА за 1902/03 уч. г. С. 358–359; отзыв Н. И. Петрова на это же сочинение: Там же. С. 359–364). Летом 1903 г. путешествовал вместе с А. А. Дмитриевским на Афон (см.: Сообщения Православного Палестинского общества. 1903. Т 10. С. 566572). В 1903–1911 гг. работал в Курской губ. в училище живописи и в Холуйских учебных иконописных мастерских Владимирской губ. 130 Викторовский Евгений Григорьевич (1875–1838), священник – выпускник КДА 1910 г., преподаватель Волынского ЕЖУ, затем протоиерей в Житомире. 131 Капралов Евгений Зотикович, священник – выпускник КДА (1893), законоучитель Киевского военного училища. 132 Митроцкий Михаил Владимирович (1883–1937) – выпускник КДА (1908), законоучитель Острожской гимназии, затем Киевский епархиальный миссионер. После революции был священником в Петрограде, преподавал в Богословском институте, затем на Высших богословских курсах. 133 Синькевич Феодор Николаевич (1876–1946), священник – выпускник Киевского университета (1904) и КДА (1909); настоятель Макарьевской церкви на Юрковице и глава Свято- Макарьевского приходского братства. С 1919 г. в эмиграции. 134 Имеется в виду докторская диссертация М. Н. Скабаллановича «Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением» (Вып. 1. К., 1910), которая была удостоена ученой степени доктора церковной истории в заседании Совета КДА 31 января 1912 г.; автор был утвержден в этой степени указом Синода от 11 апреля 1912 г. (см.: Отчет о состоянии КДА за 1911/12 уч. г. С. 44). 136 Письмо написано в день прочтения Н. Н. Пальмовым первой лекции перед избранием на кафедру и Советом КДА, на котором были избраны новые члены Правления академии (см.: Отчет о состоянии КДА за 1911/12 уч. г. С. 53). 137

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Budge. – The Chronography of Gregory Abu-4-Faraj. Ed. E.A. W. Budge. Vol. 1–2. rep. Amsterdam, 1976. Caes. – Caesarii Dialogue. – PG. 1859, vol. 38. Cameron. Corippus. – Corippus. In laudem Justini Minoris. Ed. Av. Cameron. L., 1976. Cantoclarus. – Excerpta de legationibus. Ed. С Cantorlarus. P., 1609. Cedren. – Georgii Cedreni Historiarum compendium. Vol. I. Bonnae, 1838. Chabot – Chronique de Michel le Syrien, patriarche Jacobite... Vol. 1–4. Ed. I.B. Chabot. P., 1899. Repr. 1963. Chron. Pasch. – Chronicon Paschale. Rec. L. Dindorf. Bonnae, 1832. CIG – Corpus inscriptionum graecarum. Vol. 4. В., 1876. CIL – Corpus inscriptionum latinarum. Vol. 3. В., 1873. Comparetti. – La Guerra gotica di Procopio di Cesarea. Ed. D. Comparetti. Vol. 1–3. Roma, 1895–1899. Comparetti. Le inedite. – Procopio di Cesarea. Le inedite. Ed. D. Comparetti. Roma, 1928. Const. Porph. De adm. – Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Ed. Gy. Moravcsik. Wash., 1967. Costanza. – Agathiae Myrinaei Historiarum libri quinque. Ed. S. Costanza. Messina, 1969. Coste. – Prokop. Gothenkrieg. Übers. von D. Coste. Bd. 3. Lpz., 1922. Cureton. – The third part of the Ecclesiastical History of John, bishop of Ephesus, ed. W. Cureton. Oxf., 1953. CV – Corpus Veneticum. De quattuor. – De quattuor fluminibus paradisi. – PG. 1863, vol. 106. Detlefsen. – C. Plinii Secundi naturalis historiae libri XXXVII. Ed. D. Detlefsen. Bd. 1–6. В., 1866–1882. Dewing. – Procopius. With an English translation. Ed. H. Dewing, G. Downev. Vol. 1–8. L. – N.Y., 1914–1940. Dieterich. Quellen. – Dieterich K. Byzantinische Quellen zur Länder- und Volkerkunde (5–15 Jh.). Bd. 1–2. Lpz., 1912. Dindorf. HGM – Historici Graeci minores. Ed. L. Dindorf. Vol. 1–2. Lipsiae, 1870–1871. Doblhofer. Diplomaten. – Doblhofer E. Byzantinische Diplomaten und ostliche Barbaren. Priskos und Menander. – Byzantinische Geschichtsschreiber. 4. Graz – Wien – Köln, 1955. Ernout. – Pline Histoire narurelle. Texte établi... par J. Beaujeu, A. Ernout et autres. P., 1950–1983.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

32 Эпитрапезий и келлиот – Г. Дестунис переводит «стольник и спальничий» (Опыт биографии..., с. 436). 33 Один из константинопольских монастырей (см.: Janin R. La geographie ecclesiastique de 1 " Empire Byzantin, Premier partie... Tome III Les eglises et monasteres. Paris, 1953, p. 516–517). 34 Иосиф Врненний – один из душеприказчиков императора Мануила II (см.: Dolger F. Regesten, 3398: Janin R. Op. cit., p. 517). 36 Первая жена Иоанна VII, дочь русского великого князя Василия I (см. о ней Медведев И. П. Внучка Дмитрия Донского...; Dolger F. Regesten, n. 3337). 37 Ливский монастырь, согласно хронистам, был расположен в районе Константинополя, называемом Мердосангарис (Janin R. Op. cit., р. 318–321) 49 О смерти Мехмеда I в 1421 г. (а не в 1420, как считает Сфрандзи) см.: Босворт К.. Э. Указ. соч., с. 185; примечание В. Греку (М. х., с. 11, Balfour D. Op. cit., p. 140). 50 Монастырь Перивлепты («видимой отовсюду»), посвященный Богородице, был построен в западной части Константинополя, возвышающейся над морем, чем и объясняется название (см.: Janin R. Op. cit., р. 227–231). 54 О разногласиях между Мануилом и Иоанном в вопросе, касающемся поддержки Мустафы, сообщает также Халкокондил (с. 222–224), Дука же приписывает поддержку Мустафы Мануилу, который впоследствии якобы изменил свои политические симпатии в пользу Мурада (Дука, с. 175). 58 О походе Мустафы в Анатолию рассказывают и Халкокондил и Дука (XXIV, 3–8; XXV, 4–10; XXVII, 1–7). 61 Осаду Константинополя Мурадом описал в своем труде I. Cananus, (ed. Im. Bekker. Bonn, 1838, p. 457–479). 62 О посольствах византийского правительства к Мураду летом и осенью 1422 г. см. Dolger F. Regesten, 3388, 3390–3393. 66 О туркофильстве Димитрия Палеолога, пятого сына Манунла II см.: Удальцова З. В. Предательская политика феодальной знати Византии в период турецкого завоевания.– ВВ, 7, с. 93–121; Branoush E. L. Op. cit. 67 15 ноября 1423 г. О поездке Uoahha VIII в Венецию, Милан и Венгрию по вопросам об унии и военной помощи см.: Marinescu С. Deux empereurs byzantins en Occident: Manuel II et Jean VIII PaleologueComptes-rendus de l " Academie des Inscriptions et belles-lettres, Paris, 1957, p. 23–35: Dolger F. Regesten, 3409–3411.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

539 Φρατζ Г. Χρονικν I. 35. Bonnae, 1838. Σ. 110. О монастыре Хорсианита см.: Janin R. Geographie ecclesiastique de Г empire byzantin. Le siege de Constantinople et le patriarcat oecumenique. Les eglises et les monasteres. Paris, 1953. P. 516–517; Hunger H. Eine spatbyzantinische Bildbeschreibung der Geburt Christi. Μ it einem Exkurs uber das Charsianiteskloster in Konstantinopel//Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinischen Gesellschaft. 1958. Bd. 7. S. 136–138. 540 Hunger Η. Das Testament des Patriarchen Mattaios I (1397–1410)//Byzantinischen Zeitschrift. 1958. Bd. 51. S. 289. 543 Σνρπουλου Σ. Op. cit. Т. II. 16. Σ. 118. Макарий Длинный, настоятель монастыря Пантократор, как представляется, имел связь с Харсианитской обителью (см.: Hunger Η. Eine spatbyzantinische bildbeschreibung... S. 131–136). 544 Vaurent V. Les «Memoires» du grand Ecclesiarque de Γ eglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence (1438–1439). Rome, 1971. Vol. II. 19. P. 118. N. 1. Ср.: Gill J. Op. cit. P. 49. Исследователь Томадакис (Τωμαδκης Ν. Op. cit. Σ. 36) датирует это путешествие одним годом ранее, основываясь ошибочно на сведениях историка Дука. 547 Игумен Макарий Длинный скончался от чумы 7 января 1431 г., как сообщает историк Г. Франдзис (см.: Χρονικν II. 9. Σ. 157). Ср.: Laurent. Op. cit. P. 118. N. 3; Gill. Op. cit. Σ. 49. 550 См., например: Сборник Житий и слов 2-й четв. XIX в. ГИМ. Собр. Барсова. 1549. Л. 103–199 об. 552 Текст приводится по изданию: Живот светога Саве, написао Дoмehmujah (ошибочно вместо: Teoдocuje...), на cbujem издало Друштво србске словесности трудом Б. Даничина, у Биограду, 1860. С. 40. Далее: ЖСС. 567 См.: Гаврюшина Л.К. Еще одна русская редакция Жития св. Саввы Сербского //Археографски прилози. 2002. 22–23. Београд. С. 445–478; Гаврюшина Л.К. Бегство св. Саввы на Святую Гору. Сербская житийная традиция и ее восприятие на Руси//Герменевтика древнерусской литературы: Сб. 12. М., 2005. С. 580–591. 568 Иногда этот монастырь еще называют Старый Русик, чтобы провести различие между нынешним монастырем Св. Пантелеимона, которы воздвигнут после 1765 г. Старый Русик бы построен в 1169 г. монахами первого на Афоне, русского монастыря Ксилурга, освященного в честь Святой Богородицы (см.: Amand de Mendieta Ε. Mount Athos. The Garden of the Panaghia. Berlin; Amsterdam, 1972. P. 83).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Армянская география VII в. по Р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)/пер. К. П. Патканова. СПб., 1877. С. 21. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. С. 169. Там же. Волжский торговый путь известен армянским купцам по некоторым данным уже с I века от Р. Х. См. напр.: Бартольд В. В . Арабские известия о русах//Советское востоковедение. М.–Л., 1940. С. 16. См.: Очерки истории СССР. М., 1953. Т. 1. С. 630; Айвазян К. В . История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 91. Манандян Я. А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен: Ереван, 1954. С. 198; Айвазян К. В . История отношений русской и армянской Церквей в средние века. С. 30. Краткое историческое описание древнего Армянского государства/под ред. С. Н. Глинки. М., 1838. Ч. 2. Гл. 2; Атаджанян И. А. Из истории русско-армянских взаимоотношений с X по XVIII века. Ереван, 2006. С. 21, 26–28. См. напр.: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). СПб., 1846. Т. I. С. 2; ПСРЛ. СПБ., 1851. Т. V. С. 1 (выписки из хроники Георгия Амартола) и др. Согласно исследователям, армянские корни имели многие византийские императоры (Ираклийской, Исаврийской, Аморийской, Македонской, Дук, Комнинов, Ангелов и др. династий), Патриархи (Игнатий, Фотий, Николай Мистик, Феофилакт, Иоанн Калека и др.), церковные деятели и писатели (Михаил Псел, Лев Диакон, Никита Григора) и др. См.: Реснянский С. И. Византийские василевсы армянского происхождения и христианизация Руси: у истоков русско-армянских отношений//Армяне в истории и культуре России XVIII–XX вв.: материалы Международной научной конференции (Москва – Пушкино, 26–28 октября 2016 г.)/[отв. ред. П. М. Петров, Т. И. Любина]. Ростов-на-Дону, 2016. С. 114; Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI–XII вв. Ереван, 1975; Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//Византийский временник. 12. 1906. С. 26–27; Диль Ш. История Византийской империи. М., 1948. С. 70–76.

http://bogoslov.ru/article/6192720

Ярополец. Часовня над могилой гетмана П.Д. Дорошенко (утраченная). /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1838. Год утраты:1953 (снесена) Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский городской округ, с. Ярополец, на месте существующей часовни Координаты: 56.130491, 35.821903 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Достославный гетман Украины Пётр Дорофеевич Дорошенко – личность во многих отношениях незаурядная и замечательная. Отметить хотя бы то, что немногие из гетманов упоминаются в народных украинских песнях. Дорошенко такой чести удостоился, – «Ой, на ropi та жhiцu жнуть…». О деяниях гетмана написано много и противоречиво. Историографы в своих трудах, наряду с изложением событий, непременно стараются навязать читателю свою точку зрения. Для одних – сторонников украинского национализма – он был славным патриотом, для других – великорусских шовинистов – подлым предателем. Точно одно: Пётр Дорофеевич по воле Господа сыграл немалую роль как в истории Украины, так и России. Не будем давать субъективную оценку его деяниям, а коротко изложим факты. Итак, П. Д. Дорошенко родился в 1627 году в Чигирине. В 1665 году был избран гетманом Правобережной Украины. Конечно, он желал видеть Украину великой, неделимой и независимой. Задача сложная: с одной стороны Польша, с другой – Турция, с третьей – Москва. И все – враги. Кончилось тем, что в 1676 году Дорошенко сдался воеводе Ромодановскому. Вскоре его пожелал увидеть царь Алексей Михайлович, который предложил гетману пост вятского воеводы с окладом жалованья в 1000 рублей в год. Дорошенко согласился. На этом закончилась история украинского гетмана и началась история русского дворянина. На Украину он уже никогда больше не возвращался. В 1684 году по выходе в отставку Дорошенко было пожаловано село Ярополец с присёлками, где 9 ноября 1698 года он предал свой дух Господу и «бысть положен здесь» – на высоком берегу Ламы в центре села. А вотчину свою разделил между сыновьями: северную часть Петру, южную – Александру.

http://sobory.ru/article/?object=53821

Pers. – De bello Persico (Vol. 1) Vand. – De bello Vandalico (Vol. 2) PselChron. – Michele Psello. Imperatori di Bisanzi (Cronografia)/testo critico a cura di S. Impellizzeri. Milano, 1984 PselMB. – Michael Psellus/ed. C. Sathas//Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Athenes; Paris, 1874–1876. T. 4–5. Ps.-Phoc. – Pseudo-Phocylidea Q.S. – Quintus Smyrnensis Rhian. – Rhianus SchreinRitt – Schreiner P. Ritterspiele in Byzanz//JÖB. 1996. Bd. 46. S. 227–241 Scymn. – Scymnus SGO – Merkelbach R., Stäuber J. Steinepigramme aus dem griechischen Osten. Stuttgart; Leipzig, 1998–2004. Bd. 1–5 Simon. – Simonides Socr. – Socrates Scholasticus h. e. – Historia ecclesiastica Sophr. H. – Sophronius Hierosolymitanus liturg. – fragmentum commentarii liturgici St. Byz. – Stephanus Byzantius Str. – Strabo Suid. – Suidas Synes. – Synesius Cyrenensis hymn. – Hymni Syrop. – Laurent V. Les Mémoires» du Grand Ecclésiarque de l’Église de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence (1438–1439). Paris, 1971 Theoc. – Theocritus Theon Rhetor. Prog. – Theon Rhetor. Progymnasmata//Rhetores Graeci/ed. L. Spengel. Leipzig, 1854. Vol. 2 TheophCont. – Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/ed. I. Bekker. Bonn, 1838 Thgn. – Theognis Elegiacus ThMetDi. – Dichtungen des Großlogotheten Theodoros Metochites/hrsg. Μ. Treu. Potsdam, 1895. (Progr. Victoria-Gymn.) Thphn. – Theophanes Confessor chron. – Chronographia Tim. Gaz. – Timotheus Gazaeus Trag. Adesp. – Tragica Adespota Tryph. – Tryphiodorus VitaTh – Vita s. Theoctistae (BHG 1723–1724) Xenarch. – Xenarchus Comicus Zonar. – Joannes Zonaras Zos. – Zosimus Historicus Издания и переводы на современные языки основных источников о Св. Софии Агафий. О царствовании Юстиниана/пер., ст. и примеч. М. В. Левченко. М., 1953. Вилинский С. Г. Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в хронографе//ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 3. С. 1–43. Виноградов А. Ю., Захарова А. В. Описание Святой Софии Константинопольской Михаила Солунского: пер. и коммент. И Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. ст. СПб., 2016. Вып. 6/под ред. А.В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 For further information on the development of the Triodion, see E. Theodorou, H Μορφωτικ ξα το σωοντος Τριωδου . 26 For additional information see P. N. Trembelas, κλογ λληνικς ρθοδξου μνογραφας ”(Athens, 1949). N. P. Papadopou1os, “μνογρφοι δεσπτων ορτν in κκλησα (1953) 109. K. Mitsakes, Βυζαντιν μνογραφα (Athens, 1986). A. Fitrakis, κκλησαστικ μν Ποησις, 1956. G. Florovsky, " Hymnographers, Polemicists and Florilegia " in his collected works, vol. 9, The Byzantine Fathers of the Sixth to Eighth Century (Belmont,1987), pp. 19-34. H. J. W. Tillyard, Byzantine Music and Hym­nography (London, 1923). E. Wellesz, A History of Byzantine Music and Hymnography (Oxford, 1961). S. J. Savas, The Treasury of Orthodox Hymnology . Triodion (Minneapolis, 1983). The Lenten Triodion, pp. 40-43. Dimitri Conomos, Byzantine Hymnography and Byzantine Chant (Brookline, 1984). 27 The Typikon is the Book of directives and rubrics, which regulate the order of the divine services for each day of the year. It presupposes the existence of other liturgical books which contain the fixed and variable parts of these services. In the strict monastic sense, the Typikon of the monastery includes both the rule of life of the community as well as the rule of prayer. 28 SeeA. Calivas, Χρνος Τελσεως τς Θεας Λειτουργας , p. 197ff. 29 On the development of the Typikon, as well as the origins of the daily services, see A. Schmemann, Introduction to Liturgical Theology (Crestwood, 1966 and 1986). M. Arranz, " Les grandes etapes de la Liturgie Byzantine; Palestine-Byzance-Russie. Essai d " apergu historique, " in Liturgie de Piglise particuliere et liturgie de Piglise universelle, 43-72. BELS 7 (Rome: Edizion: Liturgiche, 1976). R. Taft, The Liturgy of the Hours. The Study of Liturgy, eds. Jones, Wainwright, and Yarnold,1978, pp. 208-22 and 350-69. AndA. Calivas, Χρνος Τελσεως τς Θεας Λειτουργας . ForthetextsofvariousTypikasee, Tupikav (Kiev, 1895 andHildesheim, 1965); andA. Papadopoulos-Kerameus, νλεκτα εροσολημιτς Σταχυολογας 2 (Petersburg, 1894). Seealsothe: Τυπικν κκλησιαστικν κατ τ φος τς Χριστο Μεγλης κκλησας, το Κωνσταντνου Πρωτοψλτου (Constantinople, 1838). Τυπικν τς το Μεγλης κκλησας, το Γεωργου Βιολκη (Athens, N.D.). Τυπικν τς κκλησιαστικς κολουθας τς ν εροσολμοις γας Λαρας το σου κα Θεοφρου Πατρς μν Σββα , κδ. εροδιακνου Σπυρδωνος Παπδοπολου; (Venice, 1771).

http://pravoslavie.ru/61205.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010