16 сентября 1837 года архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Гавриилом (Розановым) был совершен чин торжественного освящения собора во имя Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского («вселенского учителя и столпа церкви» IV века, изумительного христианского проповедника и богослова). На следующий день, 17 сентября 1837 года (по старому стилю), в Ялту прибыл император Всероссийский Николай I с супругой и детьми. Его приезд не был своего рода инспекторской проверкой с целью выявления целевых расходов из правительственных средств. Он соблаговолил навестить графа Воронцова в его Алупкинском имении, и по пути заглянуть в Ялту. Государь повелел возвести Ялту в достоинство города, указал план для строений и улиц, и повелел увеличить место для гавани. Провозглашение совершалось в таможенном доме. Император Николай Павлович, с бокалом в руках, провозгласил Ялту уездным городом и выпил за ее процветание. Меньше полувека красовался собор на возвышении Поликуровского холма, украшая собой архитектурную застройку города. Неподалеку от него возник городской погост, позднее ставший мемориальным некрополем Ялты, ныне совсем разгромленный, где находились могилы выдающихся деятелей отечественной науки и культуры. По сведениям краеведа В.П. Кургузова: «В 1878 году в связи с ростом населения в Массандровских и Воронцовских слободах было принято решение о полной перестройке храма. Проектирование и руководство строительством были поручены К.И. Эшлиману. Храм был разобран и построен по новому плану. Помещение стало прямоугольным, и это увеличило вместимость почти вдвое – 750 человек. По проекту архитектора Н.П. Краснова луковичные купола разобрали и возвели один шатровый на восьмигранном барабане с восемью арочными световыми окнами в византийском стиле. Все здание после перестройки также приобрело черты типичной византийской архитектуры. Внутри были сделаны росписи и установлен новый иконостас… В 1883 году на средства городского головы статского советника, барона Андрея Львовича Ниль-Врангеля фон Гюбенталя (лютеранина по вероисповеданию) в соборе был устроен придел во имя его небесного покровителя Св. апостола Андрея Первозванного. Придел был освящен 16 октября 1883 года архиепископом Таврическим и Симферопольским Гермогеном».

http://sobory.ru/article/?object=06262

В целом Меллер-Закомельские жили скромно, особенных дел в Харьковском губернском правлении, связанных с этой фамилией не встречается. В 1837 г. на них жаловался иерей Покровской церкви с. Гнилица Волчанского уезда (это имение перешло к Е.Н. Меллер-Закомельской от родственников), о том, что якобы хозяева заставляют работать прихожан в храмовые праздники и от этого падают доходы церкви. Это обвинение доказано не было. В 1838 г. Е.Н. Меллер-Закомельская поддерживает своих двоюродных братьев в деле о наследстве Федора Григорьевича Шидловского, считая, что его завещание было подделано священником сл. Мерчик. Длительное разбирательство и в Сенате и в Синоде так и закончилось ничем, имение так и осталось за Натальей Шидловской, в замужестве Лужиной. Смерть матери в 1855 г. заставила несколько поволноваться Екатерину Николаевну, ей спешно пришлось возвращаться из-за границы, но, естественно к ее приезду мать уже похоронили. В 1856 г. она просит перенести прах матери в усыпальницу и похоронить рядом с отцом, как того желала покойная. Разрешение было получено. Церковь-усыпальница была продана в 70-е г.г. XIX в. всего за 300 рублей серебром, когда имением управлял уже внук М.И. Шидловской Петр Георгиевич Меллер-Закомельский (1830-19.03.1913, похоронен в Ялте на Ауткинском кладбище), он же в это время являлся председателем попечительского совета. Эти деньги были использованы в 1878 г. для строительства каменной ограды к Покровской церкви. До 1878 г. ограда отсутствовала, между тем церковь располагалась в саду Меллер-Закомельских, а их скот свободно гулял по этому саду и портил стены, галерею и окна храма. П.Г. Меллер-Закомельский добавил еще 100 руб. серебром и выделил необходимое количество кирпича, недостающую сумму в 310 руб. серебром добавили прихожане. Петр Георгиевич Меллер-Закомельский неоднократно упоминает в 70-80-е г.г. XIX в. о домашних обстоятельствах, не позволяющих ему заниматься общественной деятельностью, участвовать в выборах дворянства, он даже отказывается от должности церковного старосты. Ситуация, очевидно, исправляется только в 1883-1884 г.г. В это время он решает давнюю проблему церковного причта - меняет церковную землю. С давних пор церковный причт владел землей на границе владений Шидловских, это были неудобные земли, ни разу не паханые. М.И. Шидловская выделяла в разных местах сенокосы для причта, приговаривая: «Косите себе травку, а пахать вам не пристало». После ее смерти причту не выделяли другой земли, таким образом, доходы его уменьшились, неоднократные просьбы к землевладельцам ни к чему не приводили. В 1883 г. П.Г. Меллер-Закомельский осуществил давнюю мечту священников с. Кунье, заменив земли на более удобные и расположенные близко к селу.

http://sobory.ru/article/?object=53849

Тяжелым ударом для престарелого священника была смерть его духовных детей – имп. Марии Александровны и Александра II. Министр Д. А. Милютин записал в дневнике: «Протоиерей Бажанов, едва успев причастить умирающего императора, прочел отходную…». В. Б. Бажанов участвовал в закладке и освящении многих петербургских храмов придворного и военного ведомства: нового храма свв. Косьмы и Дамиана лейб-гвардии саперного батальона, св. Марии Магдалины, домовой князей Барятинских. Церковь Божией Матери « Всех скорбящих Радосте» во дворце Вел. кн. Николая Николаевича и Покровскую церковь при общине сестер милосердия о. Бажанов освящал по просьбе Вел. князя и его супруги, известной благотворительницы, Вел. кнг. Александры Петровны, духовных детей протопресвитера. О. В. Б. Бажанов заложил храм св. Пантелеимона при доме призрения душевнобольных имп. Александра III и др. По идее В. Б. Бажанова была создана в 1855 г. при придворном госпитале богадельня вдов и сирот придворного духовенства, определены дома для проживания придворных священнослужителей. Он крестил двух русских императоров – Александра III и Николая II, принимал присягу у наследников-цесаревичей и всех других Великих князей в 1848–1883 гг., причастил и принял последний вздох имп. Николая I и Александра II, многочисленных Великих князей. Отец Бажанов в браке имел пятерых детей: Василий, родившийся в 1830 г., учился в СПб Университете, издавал в 1864 г. еженедельную С.-Петербургскую «политическую и литературную» газету «Русь», затем работал в Мин. внутренних дел. Феодор, 1833 г. рождения, закончил Инженерное училище и дослужился до чина полковника. Николай, 1837 г. рождения, закончил 3-ю СПБ гимназию. Позже появились на свет дочери – Ольга в 1839 г. и Александра в 1841. О. Бажанов рано овдовел, и потерял двух детей. Дочь протопресвитера Александра Васильевна стала супругой полковника Горданова, и унаследовала отцовский дом на Сергиевской. Скончался протопресвитер 1 июля 1883 г. Погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Могила не сохранилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

В 1753 г. причт с прихожанами обратились к вятскому епархиальному начальству с просьбой о дозволении построить каменную церковь во имя Св. Димитрия с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Постройка сего храма разрешена указом Вятской духовной консистории от 4 августа за 509. К марту месяцу следующего года были заготовлены материалы. Указом Вятской духовной консистории от 11 марта 1754 г. за 398 позволено приступить к закладке храма. Каменная придельная церковь, по построении, освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы 26 октября 1771 г. по указу Вятской духовной консистории от 13 октября 1771 г. за 1150. В 1774 г., за построением каменной церкви, старую деревянную церковь разрешено разобрать (указ Вятской духовной консистории дан в апреле месяце за 644). В 1777 г. построена главная холодная церковь и освящена 26 октября в честь Святой Троицы (а не во имя Св. Димитрия). В 1878 г. теплая церковь (Покровская придельная) расширена. После перестройки в теплой церкви устроено два престола: левый - Покровский и вновь устроенный - в честь Сретения Господня. Приписная церковь Сычевская; зданием деревянная, однопрестольная, освящена в 1903 г. во имя Св. и Чудотворца Николая. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»;Дела архива Вятской духовной консистории: 89/1770, 95/1774, 872/1777 (переименование церкви), 80/1799, 139/1804, 742 (построение каменной колокольни), 1067/1818, 578/1828, 1182/1829, 135/1831, 903/1837, 1711/1838, 227/1839, 1537/1850, 531/1855, 402/1869, 325/1873, 545/1875 (расширение храма), 36/1883, 211/1897 (построение Сычевской церкви). Метрические книги с 1741 г. Примечание: Дела архива Вятской духовной консистории: 6/1750, 10/1753, 6/1754, 89/1770, 95/1774 (разобрание деревянной церкви), 372/1777. [Вятские] епархиальные ведомости 1866 г. 6 Комментарии и обсуждение Построена была в 1754 году, расширена в 1878 году. 29 октября 2010. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=08895

В 1931 г. Спасо-Преображенский собор власти закрыли. Та же участь постигла в 1938 г. Христорождественский собор, венчания храма и колокольни разобраны. Кладбищенская церковь Иоанна Воина оставалась в пользовании «обновленческой» общины, но также недолго. В 1945 г. закрыли и ее. В 1946 г. собор открыт, венчания восстановлены в упрощенных формах. Отреставрирован в конце 1980-х г.г. Оставался единственным действующим храмом в г. Коврове до 1991 г. Владимирские губернские ведомости, 1857 (23 ноября), с.251-253.; ГАВО, Ф.560, Оп. 1, Д. 856, Л. 1.; Среди ковровских храмов Христорождественский собор самый древний. Об основании Рождественской церкви существует предание. По легенде, в канун Рождества в этих местах заблудился князь Андрей Боголюбский. Возвращаясь из Суздаля к Стародубу, он сбился с пути и не знал, как выбраться из леса. День был вьюжный и морозный. Уже начинало темнеть, когда вдруг вдалеке он увидел слабый огонёк. Это горела лучина в избушке зверолова Елифана. Князь заночевал в избушке, а на следующий день в честь своего спасения приказал построить в этой деревне церковь. В память об этом событии поставили деревянную церковь, а так как произошло оно в канун Рождества, то храм освятили в честь Рождества Христова. В конце XVII в. (точное время постройки установить пока не удалось) вместо деревянного возвели каменный храм. Первоначально престолов в нём было два: главный в честь Рождества Иисуса Христа и придельный во имя Макария, Калязинского Чудотворца. Позже храм обрёл ещё одну икону, которая стала главной городской святыней и пользовалась особым почитанием в соборе - икону Божией Матери " Смоленская " . В честь этой иконы в ковровском храме был устроен новый придел. По преданию, икона была найдена чудом уцелевшей на пепелище сгоревшей дотла деревянной церкви села Нестерово, бывшего в 7 верстах от Коврова. Решили, что икона чудотворная и перенесли её в Христорождественский храм села Коврова. В 1837 году в Христорождественской церкви присутствовали при совершении молебна цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II и его наставник поэт В. А. Жуковский. Это был первый и последний случай посещения высочайшей особой главного городского храма. В 1870 году церковь была расширена и получила статус собора. К тому времени появилась " сторожка " и ограда с воротами. Из путеводителя: Зудина И. Н. " Ковров " . - Ковров, ООО " Гемма " , 2012 Комментарии и обсуждение Христорождественский собор г. Коврова с 1946 по 1991 г.г. был единственным действующим храмом города. В соборе сохранилось убранство конца 19 в. В церковной ограде сохранился памятник протоиерею Алексею Григорьевичу Радугину, настоятелю собора в 1883-1905 гг. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07272

К началу XIX века в России получило развитие народное образование. В крупных городах были открыты университеты, по всей стране были организованы гимназии, кадетские корпуса, институты благородных девиц. Налажена была и сеть духовных школ для подготовки духовенства. Духовные школы были предназначены для сыновей из семей духовенства (священников, дьяконов и псаломщиков), которых готовили к служению Церкви. В курс наук в духовных школах входило изучение славянского, греческого и латинского языков, богословских и общеобразовательных дисциплин. В XIX в. в системе духовного образования было три ступени. На первой, низшей ступени находилось уездное духовное училище, в котором мальчиков обучали грамоте и знакомили со славянским языком. Следующую ступень занимала семилетняя семинария, дававшая среднее богословское образование. Семинарии были открыты в большинстве епархиальных центров, и именно их выпускники составляли основную массу кандидатов для рукоположения в священный сан. Венчали систему духовного образования духовные академии, которых было всего четыре – в Киеве, в Москве (с 1814 г. она находилась в Троице-Сергиевой Лавре), в Петербурге и в Казани. В Академиях обучались отличники из выпускников семинарий – будущие архиереи, профессора, преподаватели и учителя Закона Божия. Церковное искусство . В церковной архитектуре и живописи XVIII – первой половины XIX в. сказалось сильное западное влияние, сначала в форме барокко, а затем классицизма. Знаменитый архитектор, итальянец Бартоломео Растрелли, строил церкви в Петербурге и в Киеве. При этом русские архитекторы подражали его стилю, так что новые храмы во многом отошли от традиции древней русской церковной архитектуры. Лишь с середины XIX в. наметился возврат к национальным корням в церковной архитектуре и живописи, когда получил развитие так называемый русско-византийский стиль. Ярким его примером стал храм Христа Спасителя в Москве, построенный в 1837–1883 гг. по проекту архитектора Константина Тона. Дочь Петра I императрица Елизавета очень любила церковное пение, и при ней церковные хоры достигли большого совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Осенью 1837 - зимой 1838 г. в Одессе была эпидемия чумы. Храмы были закрыты, а город объявлен на карантинном положении. Духовенство получило предписание ходить по домам для ободрения «к благодушному перенесению всех карантинных предосторожностей». Архиеп. Гавриил посетил главный очаг эпидемии - Молдаванку, беседовал с жителями, выделил 100 р. для раздачи нуждавшимся. При архиеп. Гаврииле в 1841 г. был основан одесский во имя архангела Михаила женский монастырь - 1-я жен. обитель в Херсонско-Таврической епархии. Мон-рь получил от архиерея земельный участок, ранее отведенный для строительства архиерейского дома. В 1844 г. при мон-ре открылось 1-е в епархии девичье уч-ще для сирот епархиального духовенства. В 1849 г. Херсонско-Таврический архиеп. св. Иннокентий (Борисов) поручил проводить во всех одесских храмах катехизические беседы, со временем ставшие регулярными. Он благословил совершать ежегодно крестный ход в память основания Одессы из Михаило-Архангельского женского мон-ря к центру города, а также крестный ход с чудотворной Касперовской иконой Божией Матери . В 1853-1859 гг. существовало Одесское викариатство Херсонской епархии, викарный епископ находился в Херсоне. 16 нояб. 1859 г. была образована Таврическая и Симферопольская епархия, отделенная от Херсонской, которая получила название «Херсонская и Одесская» (вик-ство стало называться Новомиргородским ). В 1860 г. в Одессе началось издание «Херсонских епархиальных ведомостей» , 1-м редактором стал кафедральный прот. Иоанн Знаменский. В янв. 1875 г. был оформлен новый порядок деления епархии на благочиннические округа. В Одесском у. насчитывалось 4 округа. 25 апр. 1877 г. на Херсонско-Одесскую кафедру был назначен архиеп. Платон (Городецкий). Он учредил в Одессе епархиальное Свято-Андреевское братство, призванное бороться с сектантством и неверием. В 1882 г. братство начало проводить религиозно-нравственные чтения в одесской семинарской церкви, в 1883 г. такие же чтения проходили на вокзале Одесской железной дороги. В 1878 г. на базе существовавшего при одесском Михаило-Архангельском жен. мон-ре воспитательного заведения для детей и сирот духовенства Херсонской епархии открылось Одесское епархиальное жен. уч-ще. Здание для него было построено в 1876 г., в 1885 г. освящена училищная церковь, в 1894 г. появился больничный корпус. При уч-ще была организована церковноприходская школа. В 1882 г. в училище числилось 295 воспитанниц, в 1894 г.- 302 воспитанницы.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Храм, воздвигнутый Н. П. Шереметевым, в монастыре стали называть Шереметевским. Это название настолько укоренилось, что употреблялось и в исторической литературе, и в официальных документах. Своему единственному сыну граф Николай Петрович дал имя Дмитрий, что служит явным свидетельством глубокого почитания графом ростовского святителя. Со временем это имя повторилось в роду Шереметевых, во второй половине XIX столетия его получили два правнука Николая Петровича: Дмитрий Сергеевич (род. в 1869 г.) и Дмитрий Александрович (род. В 1883 г.). Потомки щедрейшего благодетеля Яковлевского монастыря продолжали поддерживать связь с Димитриевой обителью. В оказании помощи монастырю особенно преуспел Дмитрий Николаевич Шереметев (1803–1871). Вероятно, он хорошо помнил слова, обращенные к нему в завещании отца: «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба». Первое документально зафиксированное значительное пожертвование Дмитрия Николаевича в Спасо-Яковлевский монастырь относится к 1837 г., когда по просьбе архимандрита Иннокентия граф выделил 5 тысяч рублей «на поправку ветхостей» Димитриевского собора. В храме предполагалось произвести следующие работы: в алтаре – восстановить алебастровое лепное убранство, повредившееся от времени, и написать на стенах несколько новых изображений на тему священной истории; в основном объеме храма – отремонтировать пол с полировкой его поверхности и заменой 200 плит; позолотить два клироса и четыре рамы больших живописных икон, а также поправить две печи. Однако из-за недостатка средств указанные работы тогда произведены не были. В мае 1842 г. граф Шереметев, «принимая душевно участие в устройстве серебряной гробницы основателю обители ... Святителю и Чудо- творцу Иакову», направил в обитель 1 500 руб. В 1852 г. в Спасо-Яковлевском монастыре отмечалось 100-летие обретения мощей св. Димитрия. По мнению монастырских властей, одобренному Московской Синодальной конторой, Димитриевский храм нуждался в поправке пола. Архимандрит Поликарп обратился к Д. Н. Шереметеву: «Новым пожертвованием оживите память благодетельнейшего родителя Вашего, ознаменовавшего рождение Вашего сиятельства построением сего великолепного храма в честь Ангела Вашего». Предложение не осталось без ответа – граф передал монастырю 1 000 руб. Следует отметить, что денежные пожертвования в Спасо-Яковлевский монастырь Д. Н. Шереметев направлял достаточно регулярно. К примеру, в 1859 г. он прислал архимандриту Поликарпу 100 руб., а уже на следующий год, 15 сентября, накануне празднования памяти св. Димитрия, он выделил 200 руб. «на поправки и перестройки» Димитриевского храма.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Что сие было так, доказывает настоящий диплом, заверенный не только печатями Университета и факультета, но также ректора и декана подписями. Ректор К. Дилиянис (подпись) Декан П. Павлидис (подпись) Секретарь Г. Канелидис (подпись)». Чем в ту пору был университетский диплом для сорокалетнего уроженца Восточной Фракии, показывают сведения, почерпнутые из архива Национального университета и других источников. В 1837–1887 годах, то есть за пятьдесят лет, на богословский факультет Афинского университета было зачислено в общей сложности лишь 392 студента. Одновременно с Нектарием Кефаласом там обучалось: в 1881/1882-м учебном году – пятнадцать студентов первого года обучения, в 1882/1883-м – шесть, в 1883/1884-м – семь и в 1884/1885-м – пять. По окончании университетского курса студенты большей часью не являлись на дипломные испытания, но получали свидетельство с указанием срока обучения, прилежания, поведения и перечислением прослушанных дисциплин, а некоторые, если и приходили экзаменоваться, то удостаивались, как правило, низкой оценки и звания «окончивших». С 1837 (год основания факультета) по 1856 год не выдано ни одного диплома; при этом за пятьдесят лет, с 1837 и по 1887 год, курс богословского факультета прослушали 72 студента (лиценциатов и «окончивших»). Первый диплом был вручен в 1857 году русскому, уроженцу Киева И. Ницискому 65 , второй в 1863 году – греку К. Несторидису. В 1882/1883-м учебном году получили диплом семь студентов, в 1883/1884-м – шесть, в 1884/1884-м – трое. С 1863 по 1907 год на богословском факультете выданы лишь дипломы лиценциата, равнозначные магистерскому диплому других факультетов. В результате дипломных испытаний 1885/1886-го, которые прошел и сам иеродиакон Нектарий, диплом лиценциата получили только семь студентов при трех «окончивших». От юности питавший любовь к знаниям, святой Нектарий в университете, если не раньше, начал изучать французский язык, которым со временем вполне овладел, о чем свидетельствуют тексты некоторых его писем и целый ряд франкоязычных книг из библиотеки, завещанной им Свято-Троицкому монастырю на Эгине 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Из особенностей в статьях поступлений можно упомянуть, что кружечного сбора собирается ежегодно обыкновенно несколько более 500 рублей, а по подписным листам лишь немногим более ста. Главнейший доход в последние годы – проценты с капитала, в прежние годы был – членские взносы. На ежемесячные пособия общество расходует в три последние года от 400 до 800 рублей; на единовременные около 100, не считая приблизительно такой же суммы из средств Императорского Человеколюбивого общества, с которым оно состоит во взаимодействии уже 20 лет. Главнейшими благотворителями общества были Н. Ф. и М. Т. Козьмины, о которых уже сказано. Кроме упомянутых пожертвований, Н. Ф. Козьмин в 1837 году внес еще 8,000 рублей, не объявляя тогда своего имени: «от неизвестного». М. И. Алексеева со второго года деятельности общества вносила ежегодно по 100 рублей, а умирая, в июне 1889 года, завещала обществу еще 2,000 рублей. Кроме того, с 1883 года она предоставила в распоряжение общества бесплатно две квартиры для бедных, которые были закрыты только после ее смерти. По 400 и по 200 рублей ежегодно жертвовала М. В. Дурново, всего свыше 700 рублей пожертвовал А. А. Дорогин, свыше 600 – Н. Ф. Леонтьев. 500 – Г. П. Елисеев, 200 рублей завещала К. Э. Энно, по 100 рублей пожертвовали: М. 3. Бельский, 3. И. Дегтярев, П. П. Дурново, В. Е. Елисеев, М. И. Иванов , О. К. Осеченская, М. Г. Петров, Г. М. Петров, Н. И. Святский, Н. А. Шрамченко. О других уже упомянуто ранее. Из кружки в лавке И. М. Тупицына ежегодно поступало свыше 200, иногда свыше 300 рублей. И. М. Тупицын скончался в 1893 году. Доктор В. Ф. Шрам около 12 уже лет бесплатно оказывает бедным прихода медицинскую помощь. Председателем совета общества состоял протоиерей В. Я. Михайловский, с 1890 года новый настоятель, священник В. Е. Георгиевский, а с 1892 года состоит новый настоятель, священник И. Я. Соколов. В отчете за 4-й год существования общества напечатано: «Все заседания в году, как ежемесячные, так и особенные, были проникнуты истинно братским единодушием, спокойствием и миролюбием. Все члены совета, при общей христианской доброте, проникнуты. были и осторожностью в расходовали вверяемых сумм. Заседания совета имели не столько официальный характер, сколько являли собою дружество, братство. При скромности средств, при отсутствии эгоизмов, такое свидание членов на заседаниях взаимно ободряло на общественный труд и всегда оставляло добрые впечатления в сердцах членов».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010