В течение почти двухсот лет православные монахи не могли восстановить монастырские здания. Только в 1837-1840 гг. была построена, сохранившаяся до настоящего времени церковь св. Онуфрия, братский корпус, колокольня и монастырская стена. В 1838 г. монастырь открыл двухгодичную церковно-приходскую школу, куда одновременно ходили православные, униаты и католики. В 1862 г. начались занятия в монастырской школе живописи и иконописи. В 1876-1880 гг. был построен новый двухэтажный братский корпус. После 1875 г. монастырь начал активно участвовать в движении по возвращению униатов Хельмской земли и южного Полесья в Православие. В 1889 году была открыта школа псаломщиков и регентов. В 1896 году в Яблечной была построена школа, где вскоре началась подготовка учителей для церковно-приходских школ и школ обучения грамоте. В школе также были образованы ремесленное и сельскохозяйственное отделения. В Яблечной действовало в общей сложности пять школ, в которых к 1914 г. училось 431 человек. В монастыре бесплатно оказывали медицинскую помощь, кормили нищих. Монастырские ворота с видом на часовню Успения Богородицы В 1908 г. напротив монастырских ворот была построена часовня Успения Богородицы, а год спустя в 5 км к востоку от монастыря, на одном из островов Белого озера, был основан скит с церковью свв. Сергия и Германа Валаамских. В 1912 году на берегу Буга на месте, называемом Святое Поле, где согласно преданию была найдена икона св. Онуфрия, построили часовню Сретения Господня (ныне – Св. Духа). В начале ХХ-го века в монастыре подвизалось 35 монахов, в 1913 году – уже более 80-ти. Серьезные испытания постигли монастырскую братию во время Первой мировой войны. В августе 1915 года монахи из Яблечной, забрав с собой икону св. Онуфрия, бежали в Россию. В монастыре остался только один монах, вскоре арестованный немцами. Монастырские здания были заняты германскими армейскими частями. В августе 1919 года, после окончания войны, монахи вернулись в монастырь, но уже в сентябре того же года оп указанию местных властей церковь св. Онуфрия была на несколько месяцев закрыта. Спустя пару недель у православных была отнят приходской храм в Яблечном, который передали Римско-католической церкви. Монастырь хотели ликвидировать. Особенно в этом направлении усердствовала католическая епископская курия в Седльцах и настоятель католического прихода в соседних Словатычах, который занял большую часть земель монастыря. Этот настоятель вдохновлял нападения на монастырь и грабежи имущества.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

7 июня 1882 г. М. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Троицкой ц. при дирекции имп. театров и Театральном уч-ще и законоучителем. В 1884 г., отработав обязательные 6 лет по духовно-учебному ведомству, М. был уволен из семинарии и епархиального уч-ща и утвержден в должности штатного преподавателя педагогики в петербургской Александровской жен. гимназии Ведомства учреждений имп. Марии. Также он преподавал педагогику в Мариинской и Екатерининской гимназиях и частных гимназиях М. П. Спешневой и Е. Н. Стеблин-Каменской. Перевел с английского «Психологию» А. Бэна и с французского 5-томные «Беседы» реформатского проповедника Е. Берсье. Служение в Германии 23 авг. 1886 г. М. по предложению митр. С.-Петербургского Исидора (Никольского) был определен настоятелем посольской домовой ц. во имя равноап. кн. Владимира в Берлине. До начала первой мировой войны она располагалась в посольском здании, приобретенном в 1837 г. имп. Николаем I Павловичем . М. запомнился митрополиту как знаток новых языков, когда, будучи студентом, выполнил для него по поручению проф. М. О. Кояловича перевод с англ. языка публикаций по случаю трагической кончины благочинного прот. Павла Кедроливанского. 22 сент. 1886 г. ректор СПбДА Ладожский еп. Арсений (Брянцев) за литургией в Князь-Владимирском соборе возвел М. в сан протоиерея и напутствовал его на труды за границей (С.-Петербургский листок. 1886. 259. С. 2). Домовая посольская церковь на 150 чел. располагалась в надворном флигеле на Унтер-ден-Линден, 7 и первоначально была рассчитана исключительно на служащих посольства. М. отремонтировал храм, ввел ежедневные богослужения в течение всего года с чтениями на нем. языке, и превратил его в приходский. После богослужения по благословению М. детям преподавали Закон Божий, Свящ. историю, изъяснение богослужения и (по желанию) рус. язык, историю, географию. Когда богослужения стали совершаться и на нем. языке, число прихожан значительно увеличилось и достигало 5 тыс. чел., включая православных сербов, румын, болгар и греков. Мн. немцы благодаря настоятелю серьезно заинтересовались Православием. Антон Фердинанд Гёкен (1845-1915), католик евр. происхождения, отставной офицер, в 1890 г. принял Православие с именем Василий, а затем стал 1-м в Германии нем. правосл. священником и ближайшим помощником М. в деле перевода (хорошо владел древнеевр. и древнегреч. языками).

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Паскаль Блез (1623–1662), французский религиозный философ, математик, физик. Патанджали (II в. до н. э.), создатель философской системы йоги, автор «Йога-сутры». Петр I Великий (1672–1725), русский царь с 1682 г., первый российский император (с 1721). Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931), польско-русский социолог, правовед. Петров Б., псевдоним Б. П. Вышсславцева. Пиранделло Луиджи (1867–1936), итальянский писатель и драматург. Пифагор Самосский (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.), древнегреческий мыслитель, математик, религиозно-нравственный реформатор. Платон (427–347 до н. э.), древнегреческий философ. Плотин (ок. 204/205–269/270), греческий философ-платоник. Плутарх Херонейский (ок. 45 – ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Победоносцев Константин Петрович (1827–1907), русский государственный деятель, юрист, обер-прокурор Святейшего Синода в 1880–1905 гг. Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи в 26–36 гг., который, согласно Иосифу Флавию и новозаветной традиции, приговорил к распятию Иисуса Христа. Прометей (миф.), древнегреческий герой, титан-провидец, защитник и покровитель человеческого рода. Пугачев Емельян Иванович (1740 или 1742–1775), донской казак, предводитель Крестьянской войны в 1773–1775 гг. Пуруша, в древнеиндийской мифологии и философии первочеловек, «Я», сознание. Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837). Рамануджа (XI в.), индийский религиозный мыслитель, основателъ «вишишта-адвайты» – разновидности веданты. Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943), русский композитор. Ренан Жозеф Эрнест (1823–1892), французский писатель, историк религии, филолог-востоковед. Ричль Альбрехт (1822–1889), немецкий теолог, основатель школы либерального протестантского богословия, названного его именем («ричлианство»). Робеспьер Максимилиан (1758–1794), деятель Великой французской революции, вождь якобинцев. Розанов Василий Васильевич (1856–1919), русский философ и писатель. Руссо Жан Жак (1712–1778), французский писатель, философ, публицист и композитор. Савальский Β. А. (ум. 1915), русский философ-неокантианец, профессор Варшавского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Старообрядчество. Белокриницкая иерархия АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИОАНН (Картушин Иустин Авксентьевич; 1837-1915), архиеп. Московский и всея России Белокриницкой иерархии (Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)) ИОВ (Зрянин Иван Андреевич; † 1872), 1-й еп. Кавказский и Донской старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь)

http://pravenc.ru/rubrics/133902.html

Куда обращаться будущим родителям Никиты и Дианы – С.75; Семейный совет: Навстречу своему ребенку. Формы приема ребенка в семью. Подробная информация//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.75. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.76-93. Детское чтение: Марина Улыбышева . Храм Христа Спасителя – главный храм России . Рисунки Екатерины Гавриловой//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.76-83. – (раздел « Культура », рубрика « Детское чтение »). Публикацию заключает б лок иллюстрированной изографики , знакомящий с общим планом и составными частями храма (С.82-83). Об этом см. также материалы в рубрике « Тема номера. Храм Христа Спасителя »)//Фома. - – май 2012. – С.14-25. Алексей Дедушкин 100 лет тому назад: Как москвичи встречали Пасху . Документальные фото и открытки конца XIX – начала XX века//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. - С.84-87. – (раздел « Культура »). Известный историк-москвовед. Константин Мацан . Московский Пасхальный фестиваль. Праздник музыки и добра . Фото предоставлены пресс-службой Московского Пасхального фестиваля//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. - С.88-91. – (раздел « Культура »). Имеется информационная справка « Двенадцатый Московский Пасхальный фестиваль » (С.89). Строфы: Стихи о Пасхе. Подборка стихов русских поэтов о дне Светлого Христова Воскресения. Рисунок Наталии Кондратовой  //Фома. - Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. - С.92-93. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Представлены: Иеромонах Аникита (в миру – Сергей Ширинский-Шихматов) (1783-1837). На Воскресение Господне . Стихотворение. 1923. – С.92; Федор Тютчев (1803-1873). « День православного Востока …». Стихотворение. 16 апреля 1872. – С.93; К. Р. (Великий князь Константин Константинович Романов) (1858-1915). Хвала Воскресшему. Стихотворение. – С.93; Иван Бунин (1870-1953). « Христос воскрес! Опять с зарёю …». Стихотворение. 1896. – С.93; Сергей Есенин (1895-1925). Пасхальный благовест. Стихотворение. 1914. – С.93;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

В отчете о состоянии Курской епархии за 1862 г. еп. Сергий (Ляпидевский) писал, что архим. Иувеналий «с примечательным успехом проводит в жизнь братии строгие правила иноческие». В дек. 1867 г. архим. Иувеналия назначили наместником Александро-Невской лавры. К 70-м гг. XIX в. в К. п. находились холодный Богородице-Рождественский собор с приделом св. Иоанна Предтечи, теплая домовая Всехсвятская ц. с правым приделом Св. Троицы в 3-этажном корпусе, ц. иконы Божией Матери «Живоносный Источник», ограда со св. вратами, с колокольней и каменными келейными корпусами по обе стороны от нее, каменные 3-этажный корпус с архиерейскими покоями (1828), 2-этажный корпус для рухлядной и келий (1862), одноэтажный корпус (бывш. трапезная) с хлебопекарней, просфорней, со свечницей и с 7 кельями (1765; отремонтирован в 1823), больничный корпус (1837), 2-этажный деревянный келейный флигель. В 1875 г. на др. холме обители, через овраг, была построена кладбищенская монастырская ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Рядом с кладбищем, в скиту, уединялись монахи-затворники. За оградой К. п. были каменные 3- и 2-этажные гостиницы, каменная баня с 3 отд-ниями, конный двор с 2 каменными 2-этажными флигелями, сараем, 2 каменными конюшнями, кузницей, амбарами, квасоварня, сад из плодовых деревьев, огород, пруд, пасека с постройками, часовня близ Московской дороги, кирпичный завод с 2 печами, монастырская мельница на р. Тускари, напротив с. Долгого. К 1914 г. в штате обители числились архим. Нестор и 177 насельников (71 монах и 106 послушников). В 1915-1918 гг. К. п. возглавлял архим. Палладий. В монастырской казне на 1 янв. 1914 г. было 175 318 р. Во время русско-япон. войны монастырь пожертвовал на нужды армии 2,5 млн р. Братия занималась благотворительной деятельностью: кормила богомольцев и беженцев во время первой мировой войны, лечила раненых, содержала больницу, открыла телеграф в Коренной слободе. На кладбище К. п. были погребены помимо настоятелей и братии статский советник В. С. Денисьев († 1811) с супругой, статский советник Д. Г. Репяхов († 1819), действительный статский советник кн. Д. А. Прозоровский, кнг. А. И. Прозоровская (урожд. Волконская; † 1809), штабс-капитан В. А. Маков († 1810), майор В. А. Головин († 1813), харьковский купец И. И. Скрыжев († 1845) и др.

http://pravenc.ru/text/2462313.html

Епископ Холмский и Люблинский (1914), епископ Кишиневский (1915), архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Синодом Румынской Православной Церкви устранен с кафедры после захвата Бессарабии Румынией (апрель 1918). Выехал в Константинополь для управления русскими православными общинами (1919). Избран председателем Русского комитета в Турции (24.4.1922). Наблюдатель за деятельностью Русской Духовной миссии в Палестине (1924). Возведен в сан митрополита (1935). Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (1938–1964). С 1951 г. в США. 14 Митрофорный протоиерей Константин Петрович Зверев (†28.10.1912 на 67м году жизни) – с 1890 г. был настоятелем Александро-Сергиевской церкви при доме генерал-губернатора Москвы. Духовник Великого Князя Сергия Александровича. При оставлении Великим Князем должности генерал-губернатора и переезде его в Николаевский дворец вместе со всем причтом церкви переведен в дворцовую Петропавловскую церковь . Принимал участие в работе кружка «Детская лепта» Марфо-Мариинской обители. «Отец Константин Зверев, – писал один из его духовных сыновей, – был прекрасной жизни человек, поразительной скромности, все, знавшие его, глубоко его уважали и почитали. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна в течение последних 10 дней его тяжелой болезни (у него сделалось кровоизлияние в спинном мозгу, последствием чего у него отнялись руки и ноги) почти не отходила от его кровати. Он лежал в лазарете Марфо-Мариинской обители. 31 октября его хоронили на Даниловском кладбище. Мне лично глубоко было жаль потерять такого духовного отца с такой светлой чистой душой» В. Ф. Воспоминания. Т. II. М. Издательство имени Сабашниковых. 1997. С. 82). 15 Великий герцог Гессен Дармштадтский Эрнст-Людвиг (1868–1937) – брат Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны. Великая герцогиня Гессенская Элеонора (1871–1837), урожденная Сольмс-Гогенсольмс-Лих – вторая его супруга. 16 Великий Князь Димитрий Павлович (1891 †1942) – сын Великого Князя Павла Александровича (1860 †1919) и Великой Княгини Александры Георгиевны (1870 †1891), урожденной Королевы Греческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Соловьевым). Кроме того, о. Лагранж показал то значение, которое имеет для историко-литературного исследования Библии уточнение литературных жанров; верующий экзегет, указывал о. Лагранж, при изучении Пятикнижия должен учитывать специфику авторства на Древнем Востоке и вполне может исследовать вопрос об источниках Моисеевых книг. Ученая деятельность о. Лагранжа протекала далеко не безоблачно. Среди его критиков были такие видные специалисты своего времени, как католический священник, профессор Св. Писания в Католическом институте в Париже (1890) и первый секретарь образованной в 1902 г. Папской библейской комиссии, активно участвовавший в составлении ее основных документов, Фулькран Жорж Вигуру (1837–1915) 75 , считавшийся «ключевой фигурой» консервативной католической библеистики. Часть книг о. Лагранжа попала в Index librorum prohibitorum в связи с подозрениями в модернизме. По словам A.B. Карташева, «отец Лагранж в своих объемистых трудах, в бесчисленных этюдах... через своих учеников и преданных сотрудников, не без духовных борений, внешних и внутренних, с покоряющей интеллектуальной силой и искусством проводил по всей линии библейских проблем начала библейской критики, названной им «историческим методом». Как глубоко верующему и законопослушному сыну Церкви, о. Лагранжу пришлось пережить немало духовных драм, но конечная победа в этом сдержанном, бесшумном, но огромном состязании со школьно-богословской рутиной осталась за ним». Хотя родиной и центром либеральной школы была Германия, либеральные теологи появились также во Франции (парижский профессор Морúс Гогéль 76 , пастор и профессор парижского Коллеж де Франс Альбéр Ревúль 77 , профессор в Страсбурге и Париже Огюст Сабатье 78 ), в Англии (Эдвин Хэтч 79 ; англиканский епископ Вулвича Джон Артур Томас Робинсон автор бестселлера 1960-х гг. «Быть честным к Богу» 80 , критиковавший «традиционное» богословие; философ и богослов Джон Хик [р. 1922]; епископ Эдинбургский Ричард Холлоуэй [р. 1933]; англиканский клирик, философ, теолог и преподаватель преподобный Кейт Уард [р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второй семестр 4-го года обучения предполагал изучение обличительного и «собеседовательного» богословия, а также церковного права. Лишь в 1837 г. по предложению проф. прот. Иоанна Скворцова и при поддержке ректора свт. Иннокентия (Борисова) академическая Конференция ввела в учебную программу обязательный курс канонического права. Содержание курса было направлено на изучение истории становления канонов и совр. церковного законодательства. Первым преподавателем канонического права был назначен прот. И. Скворцов, который принял «сей новый бескорыстный труд... с благодарностью» (Акты. 1915. Т. 5. С. 169). Он же составил 1-е в России учебное пособие по каноническому праву («Записки по церковному законоведению» (1848, 1857 2, 1861 3)), содержащее руководство к изучению церковных законов и канонического права и служившее учебником соответствующей дисциплины в КДА и в Киевском ун-те. Прот. И. Скворцов разработал программу по каноническому праву для преподавания в ун-тах и др. высших учебных заведениях Министерства народного просвещения. Он был автором еще неск. исследований по каноническому праву. В 1849-1850 гг. в «Воскресном чтении» была помещена его ст. «Очерк истории церковного законодательства». В 1861 г. в ж. «Руководство для сельских пастырей» он опубликовал исследование «О видах и степенях родства» (отд. изд.: К., 1864 4), где рассмотрены практические вопросы, касающиеся кровного и духовного родства. Прот. И. Скворцов также являлся профессором церковного права в Киевском ун-те. С 1859 по 1899 г. кафедру канонического права занимал проф. П. А. Лашкарёв. После введения в действие устава 1869 г. церковное право перестало быть общеобязательной дисциплиной и преподавалось лишь студентам церковно-практического отделения. В КДА на этот предмет отводилось по 4 лекции в неделю на 3-м курсе. Программа лекций Лашкарёва включала общее введение в науку и обзор истории развития церковного права, затем следовали разделы: «О церковной власти и управлении вообще», «О церковных званиях и состояниях», «О церковном учении», «О богослужебных установлениях и актах», «О таинствах», «О церковных освящениях - лиц, вещей и действий», «О погребении христианском».

http://pravenc.ru/text/1684525.html

1913. О примирении Бога с человеком чрез ходатайство Иисуса Христа. 1833. IV. 317. 1914. Чем должна быть для нас природа по разуму Иисуса Христа. 1824. XV. 161. 1915. Природа изъясняет нам Библию и наше сердце. 1822. VII. 87. 1916. О трояком присутствии Божием. 1827. XXV. 319. 1917. О притчах Иисуса Христа. 1822. VII. 273. 1918. Притча о неводе, вверженном в море. 1838. II. 318. 1919. Сеятель один, а земля не одинакова, или препятствия на пути к добру внутри и вне нас. 1822. VII. 284. 1920. Блудный сын. 1822. VII. 42. 1921. Сокровище на поле и жемчужина. 1823. IX. 212. 1922. Горчичное зерно и закваска. 1823. IX. 214. 1923. О любви к ближним. 1838. III. 193. 1924. О двух неодинаковых сынах. 1835. III. 298. 1925. О талантах. 1835. IV. 292. 1926. О пшенице и плевелах. 1836. II. 181. 1927. О гостях званных на вечерю. 1836. III. 304. 1928. О брачном пире и званных на пир. 1837. II. 182. 1929. О виноградарях. 1837. I. 186. 1930. О смоковнице. 1841. I. 141. 1931. Неотступные просители. 1831. XLII. 237. 1932. Истинное происшение. 1822. V. 116. 1933. Беседа пустынников. 1838. IV. 107. 1934. Путешествие. 1833. III. 239. 1935. Путники. 1836. I. 107. 1936. Три путника. 1833. II. 334. 1937. Путешественник. 1821. IV. 209. 1938. Утешительное участие Иисуса Христа в скорбях разлуки с друзьями и любезными. 1826. XXIII. 258. 1939. Мысли. 1840. III. 426. 1841. I. 364. 1940. Назидательные мысли. 1835. I. 106. II. 128. 1839. III. 392. 1836. I. 217. 1836. III. 346. 1827. XXVI. 250. 1821. I. 84. 209. 324. IV. 103. 1822. V. 340. VI. 245. VIII. 107. 1823. IX. 229. X. 236. XI. 348. 1824. XV. 238. 1825. XIX. 211. 1941. Полезные мысли на каждый день месяца. 1821. I. 102. 223. 340. II. 222. III. 342. 1942. Христианские размышления на каждый день месяца. 1830. XL. 72. 1943. Христианские размышления. 1833. I. 271. 1944. Христианские мысли. 1832. XLV. 252. 1945. Поучительные мысли. 1833. IV. 127. 1946. Мысли при моем пробуждении. 1825. XVIII. 225. 1947. Утреннее размышление. 1834. III. 224. 1948. Мысли пред сном. 1825. XVIII. 239.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010