Борьба с " очагами дурмана " коснулась и Успенского собора. В 1935 году местные власти его закрыли, а в 1937 году отдали под военный склад лыж. Стоит сказать, что росписи богоборцы не тронули, они были сохранены. Десять лет здесь не проводились богослужения. 6 апреля 1945 года Успенский храм был открыт. На тот момент в области действовало два прихода: Митрофаньевская церковь - в Пензе и Казанская - в Кузнецке. Архирейская кафедра располагалась в Митрофаньевской, но она была очень маленькой, тесной. По прошении приехавшего в Пензу епископа Михаила (Постникова), Успенский храм был преобразован вновь в кафедральный собор. С 1950 по 1953 год в Успенском соборе при настоятеле протоиерее Михаиле (Лебедеве) (1889-1979) сооружены нынешние иконостасы. В конце 1970-х годов здесь был устроен нижний придел во имя Серафима Саровского в основном для совершения заупокойных богослужений. В 1990-94 гг. рядом с собором был построен Благовещенский храм-крестильня. Проект его разработал пензенский архитектор Дмитрий Борунов, росписи выполнил сызранский художник Сергей Саксонов. Освящение храма состоялось 10 декабря 1994 года. В нач. 2000-х гг. крестильный храм был расписан полностью. В Успенском соборе с 2000 по 2021 год хранились мощи Святителя Иннокентия Пензенского. Из книги: П.В. Кашаев " Православные храмы Пензы " . - Пенза: издательство Пензенского государственного объединённого краеведческого музея, 1994 В 1836 г. на одном из городских кладбищ была построена каменная Мироносицкая церковь, освященная 18 октября того же года. Заботу о сооружении храма принял на себя священник Духосошественской церкви Симеон Алексеевич Кармилов. В 1891 г. при храме был освящен придел Сергия Радонежского. С 1875 г. к Мироносицкой церкви была приписана деревянная часовня над святым родником, рядом с кладбищем (к началу ХХ в. часовня уже не существовала). В 1895 г. было решено построить на Мироносицком кладбище новый храм, Успенский. 17 апреля 1895 г. строительное отделение губернского правления утвердило его проект, который разработал архитектор Александр Гаврилович Старжинский (1850-1906 гг.), в 1883-1905 гг. служивший губернским инженером и начальником строительного отделения. Он создал замечательный памятник русского национального стиля. Практически такой же храм, как Успенский, был построен им в селе Большая Лука Керенского уезда. Весной 1895 г. к югу от Мироносицкой церкви строительство нового храма началось. Был вырыт громадный котлован, заготовлено большое количество отборного кирпича и других стройматериалов. Большое усердие при строительстве проявили настоятель, протоиерей Григорий Николаевич Феликсов, и ктиторы, Максимилиан Евлампиевич Ивановский, Степан Лаврентьевич Тюрин и Алексей Дмитриевич Гутторов. Вскоре, в 1899 г., в старой Мироносицкой церкви случился пожар. В усыпальнице (устроенной, видимо, под колокольней) в том же году была освящена церковь Сергия Радонежского (разрушенная в 30-х гг.).

http://sobory.ru/article/?object=18552

В 1930-е годы как и многие церкви Успенский храм был закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 г. как кафедральный собор. В Успенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Иннокентия, Пензенского Чудотворца, а в ограде собора, у алтаря, захоронены архиепископы Серафим (Тихонов) и Феодосий (Погорский). В советское время лишь Успенский собор и Митрофановская церковь были действующими. В годы, когда пензенские церкви закрывались и разграбливались, жителям Пензы удавалось спасти некоторые иконы, которые были выброшены на улицу. http://www.penza-gorod.ru/ Последним по времени постройки храмом города (до революции) является Успенский кладбищенский собор. История его возведения такова: с 1836 года на Мироносицком кладбище находилась церковь во имя святых Жён Мироносиц. 21 ноября 1899 года она сгорела и тогда стараниями настоятеля храма протоиерея Григория Николаевича Феликсова, церковных старост, купцов М. Е. Ивановского, С. Л. Тюрина и мещанина А. Д. Гуторова на пожертвования жителей Пензы, решено было рядом со сгоревшим храмом, выстроить более вместительный храм. Проект храма разработал губернский инженер Александр Гаврилович Старжинский (1850-1906), автор проектов многих храмов и зданий в губернии, среди которых Троицкий собор Троицкого женского монастыря, первого корпуса Пензенской Духовной семинарии и общежития, здания корпуса Епархиального женского училища (ныне Пензенский государственный краеведческий музей) и др. Проект Успенского храма, который он реализовал на практике, был разработан ещё в 1895 году, и как говорят " ждал своего часа " . В 1901 году получено благословение Священного Синода, выдавшего грамоту на строительство. В 1905 году состоялось освящение всех трёх приделов. Успенский храм имеет традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для подобных построек, выполненных в так называемом русском национальном стиле. В 1922 году городскими властями кладбищенский Успенский храм был передан обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии " синодальных " (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=18552

В Лексинском общежительстве все, кроме престарелых и больных, должны были трудиться: одни на крестьянской работе, другие в швейной и т.д. В первой четверти XIX века в одной только Лексинской мастерской перепиской рукописей было занято несколько сот женщин—«грамотниц». Ежегодный доход Выго-Лексинского общежительства от продажи рукописных книг оценивался в это время властями в 10000 руб. Ужесточение мер против старообрядцев заметно усилилось с приходом к власти в 1826 году Императора Николая I и с назначением в 1836 году Олонецким губернатором Андрея Васильевича Дашкова. По данным 1837 года, в Данилове, Лексе и на пашенных дворах проживало 1382 старообрядца. А уже в 1850 годах из них оставалось только 20 мужчин и 252 женщины. Большинство насельниц обители было выслано за Урал и другие районы России. 3 июня 1857 года пустынь была закрыта. Лексинская Крестовоздвиженская соборная часовня была опечатана. Дальнейшая её судьба неизвестна. Большая часть имущества Лексинского общежительства, включавшая 370 икон, 40 печатных книг и 48 рукописей было утрачено, частично перешло в единоверческие церкви Петрозаводского уезда. Так закончилась история Лексинской старообрядческой обители поморского согласия. Несмотря на печальный конец, женская старообрядческая пустынь на реке Лекса оказала большое влияние на культуру и быт крестьянского населения Русского Севера. Эта одна из крупиц Русской истории. После погрома еще долго, вплоть до прихода Советской власти, высланные в 1855-1856 годах и вернувшиеся старообрядцы собирались тайно для богомоления. Посетивший Лексу с миссионерской целью в 1881 году Петр Тимофеевич Мегорский отметил, что большее число живущих там лиц официально не числятся. Среди них были молодые женщины и девушки, занимающиеся плетением из разноцветного шёлка. После выхода в 1905 году Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» в Лексе была построена часовня. В 1912 году на проходившем в Москве 2-м Всероссийском соборе христиан Поморского церковного общества был поставлен вопрос об увековечении памяти отцов - основателей монастырей поморского согласия. Были намерения даже возродить Выго-Лексинское общежительство, но последующие революционные события в стране не позволили этим планам осуществиться.

http://sobory.ru/article/?object=57938

возросла до 13 чел., при этом «жалования братии нет, питаются за общей трапезой». Помимо монашествующих в Е. м. проживало и белое духовенство. В окладных книгах 1676 г. упоминается двор попа Иакова, в переписных книгах 1705 г.- священник, с пометкой, что др. причетников при церкви не было (Извлечение из «Книг переписных». 1903. С. 53). Согласно штатному расписанию 1764 г., в Е. м. не было ни одного монаха (Ведомость о мон-рях 1764 г. 1905. С. 96). Перед упразднением в 1775 г., при настоятеле игум. Клименте, в Е. м. числились: иеромонах-казначей, 3 иеромонаха, священник, иеродиакон, 4 монаха, подьячий, 8 церковнослужителей «и при них один малолетний». Упразднение Е. м. в 1775 г. и восстановление к 1836 г. В 1764 г. Е. м. стал заштатным, в 1768 г. горел, 24 сент. 1775 г. указами Святейшего Синода и Воронежской духовной консистории на основании решения имп. Екатерины II был упразднен. Некоторое время насельники продолжали жить в обители. Указом от 26 янв. 1776 г. игум. Климент с братией были переведены в лебедянский Троицкий мон-рь Тамбовской губ., именовавшийся в документах «Елецким» (РГВИА. ВУА. Ед. хр. 18903). Часть утвари из упраздненного Е. м. была передана в приходские храмы Ельца, часть иконостаса Троицкой ц.- в городской Вознесенский собор (вместе с «древней» Казанской иконой Божией Матери), др. часть (вместе с почитаемым Нерукотворным образом Спасителя) - в Рождественскую ц. Во Введенский храм поступило 3 иконы, в т. ч. образ Божией Матери «Взыскание погибших», при этом сразу по перенесении из мон-ря началось почитание его как чудотворного. В 1-й пол. XIX в. предпринимались попытки возобновить в Ельце мон-рь. По инициативе елецкого городского головы И. В. Шапошникова в февр. 1820 г. было подано прошение еп. Орловскому и Севскому Ионе (Павинскому) о переведении упраздняемого брянского во имя святых апостолов Петра и Павла монастыря в Елец. Шапошников обещал достроить в обители каменный храм во имя Св. Троицы с приделами Казанской иконы Божией Матери и св. Евдокии «на западной окраине города близ начатого им же нового кладбищенского храма», пожертвовать колокол, а также выделить из собственных средств 30 тыс.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Жёлтиков мон-рь. Вид с юго-востока. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. Со времени основания Ж. м. управляли игумены. По преданию, насельником Ж. м. был прп. Савва Вишерский. Ок. 1435 г. во епископа Тверского хиротонисали игум. Илию. В 1566 г. (после чуда исцеления рыболова Терентия в Ж. м. у гроба свт. Арсения) повелением царя Иоанна IV Васильевича и по благословению митр. Московского и всея Руси Афанасия настоятель обители был возведен в сан архимандрита. В 1759-1760 гг. архимандритом Ж. м. был свт. Тихон Задонский . 18 февр. 1767 г. в Ж. м. принял постриг будущий архиеп. Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин) . В 1836-1838 и в 1867-1873 гг. монастырем управляли епископы Старицкие, викарии Тверской епархии, с 29 нояб. 1876 г.- проживавший на покое бывш. еп. Сумский Геннадий (Левицкий), с мая 1891 г.- вновь архимандриты, с 26 марта 1905 г.- бывш. еп. Сухумский Арсений (Изотов), скончавшийся в 1909 г. и погребенный в соборе обители. С 21 мая 1909 г. настоятелем Ж. м. был бывш. ректор Тверской ДС архим. Антоний, с 22 нояб. 1911 г.- бывш. еп. Омский Гавриил (Голосов) , с 23 сент. 1916 по 17 февр. 1918 г.- бывш. еп. Астраханский Филарет (Никольский). В 1615 г. в разоренном поляками Ж. м. остался только архим. Иосиф, в 1685 г. в мон-ре проживали архимандрит, казначей, 2 черных священника, 9 «братов», дьячки; слуги (коровник, конюх, дьячок и стряпчий, при хлебне - 3 работника); в 1702 г.- архимандрит, келарь, казначей, 3 черных священника, черный диакон, 2 «крылошанина», 8 старцев, монах; вне монастыря - слуги (скотник, 2 конюха, повар, часоводец, дьячок и др.); в 1737 г.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 18 монахов; слуги (стряпчий, 3 конюха, повар, хлебник, столяр и др.); в 1764 г.- архимандрит, 8 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 монаха, белый священник, псаломщик и пономарь, а также 26 служителей (2 звонаря, 4 слуги, стряпчий, истопник, печник, 2 повара и др.); в 1801 г.- архимандрит, 5 иеромонахов (в т. ч. духовник и казначей), иеродиакон, 2 монаха, 7 послушников; в 1829 г.- 6 иеромонахов (в т. ч. казначей, ризничий и помощник ризничего), 3 иеродиакона, монах, вдовый священник, диакон, 2 послушника; в 1901 г.- архимандрит, 9 монахов и 12 послушников. В 1917 г. в Ж. м. положено по штату 17 насельников, реально в обители проживали настоятель (епископ на покое), казначей, 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, монах, 5 послушников на испытании.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Крылов Л. Материал для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908. С. 173. 2. Дмитровская переписная книга за 135 г. С. CI. 472. (по 1) 3. Холмогоровы В. и Г. Исторический материал о церквях и селах XVI-XVIII вв. С. 271. 4. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1905. С. 319. (Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым) Село Станки (Георгиевский погост " что на Хотче " ). Приходская церковь выстроена в 1796 году на средства подпоручика Н.Е.Ламакина в стиле провинциального классицизма. Кирпичная, была оштукатурена. Композиция трехчастная осевая. Основной объем церкви типа " восьмерик на четверике " , стоявшая на куполе главка сломана. С востока к нему примыкает алтарь, с запада двухпридельная трапезная. Колокольня не сохранилась. Главный престол Благовещенский, в трапезной Георгиевский и Никольский приделы. От отделки уцелели фрагменты росписей XIX века. Деревня Ермолино являлась одним из имений Салтыковых. Окончательно эта усадьба была обустроена в начале 1850-х годов и стала любимой резиденцией Ольги Михайловны Салтыковой, матери будущего писателя. В.П. Саватеев в своей книге «Летописи Салтыковской вотчины» на основе документов описывает вклад Ольги Михайловны Салтыковой в обустройство храма в д. Станки. В 1836 году 25 ноября Ольга Михайловна отправляется из Спасского в Ермолино. Наутро 26 ноября она ездила к Станкам (в двух верстах от Ермолина), в церковь святого Георгия, что на Хотче. В то первое посещение церковь на погосте была еще деревянная. Каменный храм при усердии Ольги Михайловны был отстроен и освящен в сентябре 1853 года в присутствии, кстати, Михаила Евграфовича, который был тогда отпущен на четыре месяца из Вятки. Заключительный раздел записок, в «Месяцесловах» называется «Смерть бабушки» и является единственным свидетельством в литературе о последних днях Ольги Михайловны. Записи сделаны внучкой Ольги Михайловны – Ольгой Ильиничной Зубовой.

http://sobory.ru/article/?object=08170

«Мы прошли через разные эпохи, среди них были очень трудные, но народ наш пронес веру православную. Сегодня мы служим в других соборах, и вера православная совсем не на обочине жизни общественной, но ведь никто не знает, что ждет впереди каждого из нас. И потому хранить веру в сердце, приумножать ее, воспитывать детей, внуков — это самая главная задача каждого православного человека, отца и матери, бабушки и дедушки, всех тех, кто прикасается к воспитанию детей и молодежи. Помните: ваша главная задача, чтобы ваши дети и внуки стали верными Церкви Православной и державе Российской, а эти два понятия неотделимы друг от друга. Поэтому призываю благословение Божие на всех, владыка митрополит, на духовенство вверенной Вам митрополии, на клир сего святого храма и на тех, кто собрался здесь. Радуюсь возможности встретиться со всеми вами. Пусть Господь хранит вас в добром здравии на долгие годы и помогает вам сохранить веру в сердце и передать ее следующим поколениям», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.  В память о посещении Успенского собора Предстоятель Русской Церкви передал клиру богослужебные покровцы.  Верующим были вручены иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил место погребения архиепископа Серафима (Тихонова) и архиепископа Феодосия (Погорского) за алтарем Успенского собора. Святейший Владыка возложил цветы и совершил молитву. Была возглашена «Вечная память». История Успенского собора восходит к 1836 году. Тогда на городском кладбище была построена деревянная Мироносицкая церковь. В 1895-1905 годах рядом с ней был построен каменный Успенский храм. После революции храм был передан обновленцам, в 1931-1937 годах здесь находилась обновленческая архиерейская кафедра. В 1937 году, после ареста всех служителей храма, он был закрыт. 6 апреля 1945 года собор вновь открылся для верующих, и вскоре туда была перенесена из Митрофановской церкви архиерейская кафедра канонической Церкви. В 1970-х годах в соборе был устроен нижний придел в честь преподобного Серафима Саровского.

http://patriarchia.ru/db/text/5938076.ht...

Новое название храма в честь Архангела Божия Михаила было не случайным: Архистратиг воинств небесных издавна почитался покровителем земного православного воинства. Придел же в честь Мучеников Флора и Лавра, считавшимися покровителями лошадей, тоже, несомненно, был назван так из-за давнего занятия местных жителей коневодством. Ещё в прошлом веке сохранялся благочестивый обычай – в день памяти мучеников Флора и Лавра, 18 августа, приводить лошадей к храму, где служился молебен, и окроплять их святою водою. В 1766 году астраханский купец Степан Григорьевич Шарыпин испросил у астраханского епископа Мефодия благословение на построение нового каменного храма. Храм он строил на свои собственные средства и закончил в том же году. Храм был тёплый, однопрестольный, с каменною двухъярусною колокольней в одной связи. В 1772 году тот же купец просил у епископа Мефодия разрешения вместо прежней деревянной церкви Михаила Архангела с приделом Мучеников Флора и Лавра, по причине их ветхости, построить на их месте новый деревянный храм. 14 июля 1772 года купцу Шарыгину была вручена храмоздательная грамота. В этом же году храм был построен и освящён в честь Первомученика архидьякона Стефана, с приделом тех же святых Флора и Лавра. Этот усердный храмоздатель Степан Григорьевич Шарыпин был похоронен в ограде храма Михаила Архангела вместе с женою и сыном. И на их могилах были установлены три особых каменных памятника. Приписная церковь в честь Первомученика архидьякона Стефана просуществовала до 1828 года, когда она была продана жителям села Селитренное Енотаевского уезда вместе со всею церковною утварью. Вместо этого храма на деньги, собранные от его продажи и от жертвователей, были устроены в трапезе Михаило-Архангельской церкви два придела. Северный придел в честь Мучеников Флора и Лавра был освящён 24 декабря 1824 года благочинным протоиереем Георгием Чудновским, а южный – 26 мая 1836 года Спасским архимадритом Аполлинарием. В 1905 году средняя часть храма была расширена новою каменною пристройкою, а придельные алтари были вынесены из трапезы и устроены вновь параллельно центральному алтарю. Оба придела освящёны в 1906 году. Все работы были произведены на средства жертвователей.

http://sobory.ru/article/?object=50853

Православие. На земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первыми проповедниками там были святой апостол Варфоломей (здесь же и принявший мученическую смерть) и ученик апостола Фаддея – Елисей, которого местная традиция именует апостолом Албании. В 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение от руки святого Григория Просветителя, и христианство стало государственной религией Кавказской Албании. К середине IV века Албанская Церковь получила автокефалию. За исключением краткого периода отпадения в монофизитство в середине VI века, в дальнейшем, в противовес армянам, албаны придерживаются православной веры. После арабского завоевания (VIII в.) началась насильственная исламизация местных жителей, кроме того, утвердившись в Закавказье, халифы подчинили Церковь Кавказской Албании Армянской Церкви. После смещения в 706 году с первосвятительской кафедры Албанской Церкви последнего православного католикоса Нерсеса (Бакура), армяне начали вытеснение албанского духовенства, впавшего, по их словам, «в халкидонитство». В 1836 году, после присоединения в начале XIX века Азербайджана к Российской империи, рескриптом Николая I был окончательно упразднен Албанский Католикосат, а вместо него образованы две епархии и викариатство в юрисдикции Армянской Церкви (Эчмиадзинского Патриархата). Одновременно с этим в Азербайджан пришла Русская Православная Церковь. Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году, позднее были построены церкви в Гяндже и Шемахе. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, в 1905 году была организована Бакинская епархия, архиереи которой в дальнейшем получили титул «Бакинский и Прикаспийский». В советское время церковной жизни здесь был нанесен большой урон (к гонениям оказались причастны и раскольники-обновленцы). Один из убитых в 1937 году священников, служивших в Азербайджане, Иоанн Ганичев, прославлен ныне в лике новомучеников. В 1944 году в Баку был вновь открыт православный храм, а два года спустя жителям г. Хачмас удалось даже построить новую церковь.

http://pravoslavie.ru/2855.html

Эстонская Апостольская Православная Церковь, Приход св. Марии Магдалины в Хаапсалу Первая деревянная церковь во имя Святой Троицы была построена в Хаапсалу в 1756 году по инициативе бургомистра Й. Тобиаса-Энкина для расквартированных в городе военнослужащих. Вероятно, эту же самую церковь называли еще и Полковой – стояла она на углу нынешних улиц Эхте и Суур-Лосси. Своего священника в церкви не было, и на богослужения приезжал иерей из Палдиски. При необходимости службу вел капеллан местного гарнизона. В 30-х годах XIX столетия церковь закрыли или она сгорела – точных сведений не сохранилось. Официальной датой основания здесь православного прихода считается 1 февраля 1836 года, когда церковное ведомство перевели в Хаапсалу и сюда же перевезли имущество прекратившей в Таллинне свою деятельность госпитальной церкви. Так как здания для нее не было, то поначалу богослужения в течение 15 лет проводились в казарме (в отделе государственной кассы казначейства, на втором этаже). В первые годы прихожанами были сановники русского происхождения, купцы и военнослужащие. В 1845 году стали собирать средства на строительство церкви и приступили к возведению каменного здания. Однако пожертвований хватило лишь нафундамент, и в таком виде строение простояло до 1851 года. Наконец по решению Святого Синода необходимые средства на завершение стройки были выделены из государственной казны. Церковь освятили 21 июля 1852 года. Освящали храм протоиереи А. Смирнов, Й. Рождественский и Г. Дебольский. На церемонии присутствовали великая княгиня Мария Александровна и сын Александр (будущий царь Александр II), прибалтийский генерал-губернатор А.А. Суворов в сопровождении нескольких генералов и знатных персон. По желанию княгини храм освятили во имя святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины. Сначала приход состоял в основном из русской знати, купцов и военнослужащих. В период национального пробуждения во второй половине XIX века приход расширился за счет прихожан-эстонцев. Сменили веру и перешли в православие многие эстонцы Ляэнеского уезда, а также шведы с острова Вормси. После 1905 года часть из них вновь обратилась к лютеранской вере. Несмотря на это в Ляэнемаа, по данным 1922 года, насчитывалось 9779 православных, что составляло 12,9% от уездных жителей. Больше всего православных проживало в волостях Массу, Паадремаа, Паатсалу, Сууремыйза и Лихула (около 1/3 населения).

http://sobory.ru/article/?object=06258

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010