В 1835 г., распустив артель, завели ему в гостином дворе лавку кожевенных, башмачных и сапожных товаров и готовой обуви, но и то не задалось. В 1835 г. Понамаревы купили в местности города, называвшейся «горами» маленький домик, рублей в 400. С городских обывателей, не имевших собственных домов, дума взимала повинности рублей 75 в год. Единственно во избежание этой повинности и был куплен этот дом. В этом домике поселился тогда брат Николай с семейством, особо от остального семейства. Причиной неудачи его башмачного заведения и лавки были некоторые его личные свойства и недостатки. Ведя дела свои скрытно от отца и Родиона Никитича, обманывая их, он накоплял всё долги и долги. Впрочем, лавку эту закрыли по отъезде Родиона Никитича в Оптину Пустынь, когда на ней наросло долгу тысяч семь с лишком. Третье предприятие. Около 1835 г. случилось однажды Никите Филимоновичу выгодно купить 200 пятериков дров, по 25 р. за пятерик. Пятерик – это поленница в пять сажень длины, ¾ аршина ширины и 1 сажень вышины. Свезя их на барке в Астрахань, Никита Филимонович, действительно, продал их так выгодно, рублей по 70 за пятерик, и, купив там на полученные барыши рыбы, привез ее в Саратов. Но в Саратове в то время рыба подешевела, и Никите Филимоновичу пришлось продать её чуть-чуть не в убыток. Ещё предприятие. В окрестностях Саратова, на несколько вёрст вокруг города, было много фруктовых садов разных размеров, дававших своим владельцам хорошие доходы. Например, сад бывшего некогда городской головой купца Масленникова, давал своему владельцу до 10 т. ежегодной аренды. Понамарёвы попробовали однажды, в товариществе с купцом Василием Ивановичем Крюковым, попытать счастье на садах. Сняли пять садов, ценою за 5000 руб. Чтобы обеспечить себе успех, взяли к себе в долю специалистов, знакомых с этим делом и обещавших рубль на рубль барыша. На деле же от этих садов было получено тысячи три убытка. При множестве заказов : Родиону Никитичу случалось давать часто работу поштучно и на сторону портным-мастеркам, не жившим у него в заведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По увольнении от семинарских должностей, согласно собственному прошению, 1831 г. 12 февраля преосвященным епископом Мелетием посвящен к градо-екатеринбургскому Екатерининскому собору во священника; марта 20-го того же года определен присутствующим Екатеринбургского духовного правления и благочинным градо-екатеринбургских и некоторых уездных церквей. С 20 ноября 1831 года был цензором проповедей по Екатеринбургскому, Камышловскому, Ирбитскому и Верхотурскому уездам; по указу Пермской духовной консистории определен к исправлению миссионерской должности по Шадринскому уезду, исполнением которой и занимался до 30 июля 1834 г., а с сего времени, по указу Пермской духовной консистории от 19 июля, определен исправлять должность миссионера по городу Екатеринбургу и уезду оного. 1833 года 11-го июня преосвященным Аркадием за благочестное поведение и усердное прохождение должностей – приходского священника, благочинного, присутствующего в духовном правлении и миссионера произведен в сан протоиерея к Спасопреображенскому собору, что Соликамского уезда, в селе Новом Усолье. По указу Пермской духовной консистории от 7-го ноября 1833 года почислен протоиереем при Екатеринбургском Екатерининском горном соборе и определен благочинным градских церквей и цензором проповедей. Указом Пермской духовной консистории от 11 мая 1835 года за участие в умножении свечных доходов за 1833 год объявлено было ему благословение Святейшего Синода. По указу Святейшего Синода от 18 апреля 1835 года определен действительным миссионером по городу Екатеринбургу и уезду оного с миссионерским жалованьем по шестисот рублей в год. 25 июня 1835 года по удостоению С. Синода и Высочайшему соизволению, за усердные труды по миссии награжден бархатной фиолетовой скуфьей. По отношению горного начальства Екатеринбургских заводов, с утверждения преосвященного Евлампия епископа Екатеринбургского, определен членом горного оспенного комитета; сверх того занимался в горной заводской школе преподаванием Закона Божия. 5 июля 1839 года, по удостоению Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, с другой стороны, если в 1835 году Филарет, за отбытием своим на осень и зиму 1835–1836 года из Москвы в Петербург мог исполнить этот священный долг свой не в день восшествия государя на престол 1835 года, как бы следовало, но лишь по возвращении своем из Петербурга в 1836 году: то теперь, т.е. в 1850 году, поскольку святитель с 1842 года безвыездно пребывал в Москве, уже ничто не мешало ему своевременно исполнить сей долг. И он исполнил его, заблаговременно приготовив и в день восшествия на престол государя императора 22 ноября сказав в Чудове монастыре «слово», в котором орлиным, так сказать, взором осматривает все протекшее 25-летие царствования императора, останавливаясь с особенным вниманием на важнейших моментах и событиях этого царствования. «Нынешний день, так начинает свое слово святитель-проповедник, прежде проповедующего, сам говорит слово, которое отдается глубоко в сердце русском, и возбуждает думы, двадцать пять лет совершилось, как царствует над нами благочестивейший государь император Николай Павлович». И за тем, прежде нежели приступить к самому обозрению 25-летия его царствования, проповедник раскрывает смысл и значение самого 25-летнего юбилейного торжества: «Времена, говорит он, нельзя было бы и счислять, если бы их не разделяли на круги, ограниченные известными пределами. Посему Бог создал светила, с тою между прочим, целью, да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета ( Быт.1:14 ). Не довольствуясь естественным разделением времен, Он дал им разные сочетания, приспособленные к высшим, преимущественно нравственным и духовным целям. Так образовал Он седмицу дней, а в законе Моисеевом и седмицу лет, и седмицу седмилетий, и поставил в особенное внимание седмый день, седмый год и, по седми семилетиях, пятидесятый год, дабы человек, прошед определенное поприще времени, особенно не краткое, остановился как бы на рубеже, осмотрелся, рассмотрел над своими путями пути Провидения, воздал славу Небесному Водителю и Охранителю, из опытов прошедшего извлек для себя наставление в отношении к будущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Они бегут», – взывал три раза к своему отцу Саладину сын его, находившийся вместе с ним, смотря на последние усилия христиан, – и три раза они опрокидывали опять мусульман. «Молчи, – говорил ему смятенный Саладин, – они до той поры не будут еще совершенно побеждены, пока не падет знамя царское». – Знамя царское пало!.. Опустим занавес на последствия: Крест Спасителя у неверных! Король Иерусалимский в плену; у ног его обезглавленный труп Ринальда – жертва мести Саладина; и целый ряд казней героев-мучеников, освященных знамением Креста! «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, Господи!..» При спуске к живописному селенью Хеттынскому берег Тивериадского озера развертывается более и более. Тут обращает внимание быстро бегущий изгибистый ручей; он доселе называется источником Крестоносцев; увы! он не утолил их предсмертной жажды! Если б они заняли эти крутизны несколько часов прежде Саладина, эти струи были б для них источником жизни. Жители Хеттына были рассеяны по садам, отдыхая под навесом пальм и лимонных дерев; я хотел видеть в них потомков тех жителей, которые стекались внимать спасительным словам Иисуса к вершине этой благословенной горы, но мечеть Хеттынская омрачила мои мысли! Здесь Иисус, сходя с горы, очистил прокаженного, воззвавшего к Нему: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить!» ( Мф 8:1–5 ) Тут есть небольшая плантация кофейных дерев, перенесенных из Неджида Ибрагимом-пашою. От селенья Хеттын начинается другой, гораздо крутейший спуск, к подошве черной береговой скалы. Внизу, в глубоком ущелье шумит поток Уади-Аммам. По спуске на дно ущелья следует тесный дефилей между помянутою скалою и другою, низшею. Первая, с приближением к ней, развертывается более и более и делается огромною. Ее называют Калва-Гаммам; в ней видны гробовые вертепы, из которых один довольно велик; налево, в меньшей скале, есть также несколько подобных вертепов. Вероятно, землетрясение поколебало эти мрачные скалы, потому что несколько ужасных каменных груд лежат, как лавины, на дне ущелья и стесняют путь. Этот дефилей продолжается минут сорок. От подошвы горы Блаженств, по ту сторону, где я снимал вид, до окончания этого дефилея – один час и сорок минут езды. Читать далее Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях./А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году/[Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Для побуждения Гонорского к приведению в порядок и сдачи архива, и на случай надобности исправить беспорядки на его счет, удерживать у него третью долю жалованья до окончания сего дела, а в будущем мае донести, – окажет ли он в сем исправность и благонадежен ли на будущее время и для наставнической должности. О прежнем каталоге и прочих документах библиотеки (о чем ревизору, не оставляя места, надлежало спросить бывшего и нынешнего библиотекаря и сделать возможное дознание) сделать строгое, но немедленное разъяснение, поручив сие особенно попечению ректора, впрочем вместе с семинарским правлением; при чем, по уважении и к самому делу, и к усмотренной внимательности ректора Семинарии, дать ему право чрез два или три месяца донести о успехе сего дела непосредственно К. Д. У. О несостоятельности Семинарии есть особое дело, и дана резолюция. Польза, кажется, требует представить Св. Синоду, чтобы он благоволил Преосвященному Вятскому, который недавно осматривал Семинарию даже по особенному поручению К. Д. У., но и в сем случае не открыл многих важных беспорядков, ее расстроивших, поручить употреблять более деятельное Архипастырское внимание и попечение о ее нравственном учебном и хозяйственном благоустройстве. Жаль, что ревизор ни глазом, ни ухом, ни словом не коснулся Черемисских учеников. Кажется, можно было полюбопытствовать, хотя бы не было обязанности. Вот что я упомнил сказать, прослушав дело. Мне нет мочи преследовать прочие подробности. Окт. 31. 1835 г. Дело К. Д. У. 1835 г. Июля 17, 4698 а. 6 В журнале Вятского семинарского правления от 6-го марта 1835 года напи­сано, что 9-го октября 1834 г. ученики 1 и 2 класса около 4-х часов дня, по выходе из семинарии направились толпою к дому солдатки Мурашовой, который и разломали, за обиду нанесенную солдаткою ученику Аввакумову. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Казанские губернские власти, чтобы ослабить всё возрастающее влияние казанского федосеевского центра, в 1835 г. предложили распространить на Прилуцкую (Савиновскую) богадельню правила, выработанные для богадельни старопоморского купца Папулина в г. Судиславль (36). Такое предложение, по сути дела, было направлено на ликвидацию старообрядческого характера богадельни, что отвечало общему курсу правительства при Николае I, направленному на уничтожение старообрядчества. В апреле 1835 г. Николай I лично рассматривал сведения, предоставленные Казанским губернатором, о купце В.А. Савинове и созданной им богадельне. Министр внутренних дел статс-секретарь Блудов 12 апреля 1835 г. сообщил Казанскому военному губернатору, что Николай I повелел собрать подробные сведения о купце Савинове, а его богадельню «поставить в то же самое положение, в каком находится подобная ей Папулинская моленная в Судиславле» (37). Однако в результате сбора сведений о Савинове и его богадельне оказалось, что дело обстоит намного сложнее, чем с Папулинской богадельней. Прилуцкая богадельня была передана В.А. Савиновым в вечное владение старообрядческого общества, что было закреплено соответствующими юридическими актами, поэтому напрямую распространить на казанскую богадельню правила Папулинской ббгадельни было невозможно. Вследствие открывшихся обстоятельств Николай 1 вновь лично рассматривал материалы о купце Савинове и принял решение уничтожить те законные основания, на которых существовали Прилуцкая моленная и богадельня. Министр внутренних дел граф Блудов 25 января 1836 г. сообщал Казанскому военному губернатору, что «Государь император усматривает из представленных его величеству сведений, изъяснённых в отношении ко мне Вашего превосходительства от 1 августа минувшего года о казанском купце Савинове и его богадельне, и сведений по сему же предмету, достигших его величества частным образом, что купец Савинов своевольными действиями своими весьма много способствовал к распространению раскола, что ему допущено основать на всегдашнее существование гнездо для казанских раскольников и передать раскольническое заведение по дарственной записи своим собратьям, произвольно присвоившим себе наименование старообрядческого общества, которое никогда не было признаваемо, Высочайше повелеть соизволил для ограничения действия казанских раскольников учинить следующее: 1.

http://sobory.ru/article/?object=24406

безусловных успехов. Так «Путешествие ко святым местам в 1830 году» (СПб., 1832) А.Н. Муравьева сразу же было переиздано в 1833 и 1835 гг., а затем в 1840 и 1848 гг. Муравьева неслучайно называли «русским Шатобрианом» по имени автора прославленного «Itinéraire de Paris à Jérusalem...» (Paris, 1811) или в русском переводе И. Грацианского «Путешествии из Парижа в Иерусалим и обратно из Иерусалима в Париж» (СПб.,1817). Но, конечно, русский романтический паломник ориентировался не только на западноевропейские образцы. И хотя третьему изданию «Путешествия ко святым местам» он предпослал обстоятельный обзор «Русских путешествий в Святую землю», где рассказал о полутора десятке памятников паломнической литературы, начиная с XII века, его собственные литературные вкусы и симпатии лежали отнюдь не в отечественном Средневековье. Русская литература путешествий после «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина (1801) стала бурно и, так сказать, экстенсивно развиваться и наряду с западноевропейскими, осваивать и древнерусские паломнические маршруты. Одно за другим выходят «Путешествие по Святой земле в 1835 году» (СПб., 1838) и «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» (СПб., 1847) А.С. Норова, прежнюю столицу Византии описывает в своих «Очерках Константинополя» (СПб., 1835) К.М. Базили, в 1849-1850 гг. по Ближнему Востоку путешествует П.А. Вяземский и т. д. и т. п. вплоть до XX века, когда туда же в поисках новых впечатлений отправился И.А. Бунин, а на Афон - Б.К. Зайцев. Между тем появление книги о. Парфения было замечено критикой. Одним из первых на нее откликнулся в краткой рецензии Н. Г. Чернышевский. «Язык этих многотомных записок, - писал он , - прежде всего поражает читателя, представляя оригинальную смесь церковнославянского с старинным книжным русским и простонародным русским». «Сказание...» представляет собой собрание разнохарактерных и по языку, и по содержанию рассказов. Его автор «равно подробно излагает свои путешествия по святым местам, свои беседы, сначала с православными, которые обращали его, потом с раскольниками, которых обращал он, и, наконец, различные интересные анекдоты, слышанные в путешествиях».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

562 В виду сего Смарагд хлопотал, чтобы «при удобном случае, когда все казённые имения по Витебской губернии отдаются на 12 лет в аренду, обращено было особенное внимание на истребление польского духа между казёнными крестьянами; а это не иначе может быть, как через отдачу тех имений в руки арендаторов православных» (см. письмо С.Д. Нечаеву от 7 февраля 1835 г. у о. Г.И. Шавельского, Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии, стр. 34). Ходатайствуя о сём, Смарагд 20 января 1835 г. обращается к кн. Н.Н. Хованскому: «к невозможному никого обязывать не можно; по крайней мере, соблаговолите, М.Г., представив кому следует всю важность настоящего предмета, дать в сём случае елико возможно ощутительнейший перевес в пользу нашего русского православия»; 12 марта 1836 г. он просит об аренде им. Станиславово (в Полоцком у.) для Ивана Соколова , а 30 марта о том же по имению Струнь для Луки Ульяшенки. Напротив, православных и даже лютеран всячески отстраняли католики. Так, «при бывших в Витебской Казённой Палате на казённые имения торгах» «польский помещик г. Подвинский единственно из фанатизма и чтобы не допустить исповедников Греко-российского или Евангелического исповедания до взятия в (12 летнюю) аренду имения (Спас и Юревичи в Полоцком у.), вероятно по наущению целого общества здешних Белорусских помещиков наддал (к прежней цене 8.500 руб.) ещё 1.700 руб., несмотря на то, что не имеет благонадёжных залогов», дабы отвести поверенного барона Корфа, Динабургского купца лютеранина Ивана Кранихфельда (ср. выше стр. 310, 67 абзац начало: «Напр., И.Ф. Глушкову... о некоем Кранихфельде...». – Редакция Азбуки за которого 18 апреля 1835 г. и ходатайствует Смарагд пред кн. Н.Н. Хованским (см. в Витебском Губернском Архиве 1837 г. по описи, св. 2, д. 148, л. 1–70). 563 Так, Смарагд 3 января 1836 г. пишет губернатору Н.И. Шредеру, что униаты крестьяне казённого имения Чемес (в Полоцком у.) «лично взошли к нему с прошением» о желании принять православие, «но по сие время удерживаются от торжественного изъявления оного арендатором Чемесского имения католиком Мисуною и соединённым с ним связями, – к изнурительному отягощению их тяжкими работами в пользу арендатора сверх назначенных в контракте, – старостой Никифором Кирилловым. Первый из них, узнав о намерении всей волости обратиться в православие, самыми жестокими словами бранил одного из крестьян Петра Семёнова, называя его схизматиком, жидом и бунтовщиком, угрожая содрать кожу, если он осмелится сам поступить и соглашать других к православию. А другой староста Кириллов даже осмелился тяжко побить выборного Петра Феодорова, чтобы отклонить от присоединения и устрашить этим примером прочих крестьян, желающих присоединиться». См. в Витебском Губернском Архиве 1836 г., св. 3, д. 3, л. 1–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 366–368. 36. Рапорт Экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Евгения (Баженова) Св. Синоду Тифлис 21 мая 1836 г. Копия Святейший Правительствующий Синод указом от 23 июля прошедшего 1835 г. за 8572 предписал мне доставить Святейшему Синоду сведения: 1) сколько, где и какого наименования находится в Грузии церквей, подведомственных Иерусалимскому Патриаршему Престолу, и 2) сколько при каждой из сих церквей имеется духовенства и прихожан, и нет ли в числе последних таких лиц, которые не принадлежат к имениям тех церквей, и ежели есть, то кто именно. Во исполнение чего, по неимению в делах экзаршеской канцелярии достоверных и определительных сведений о числе церквей и духовенства при них в Закавказском крае, принадлежащих Иерусалимскому Патриаршему Престолу, требовал я таковых сведений от имеющего пребывание в Тифлисе греческого архимандрита Фаддея для доставления оных Святейшему Синоду. Архимандрит Фаддей, при рапорте от 23 сентября того же 1835 года, представя ко мне сведения о греческих церквах и священно- и церковнослужителях при них, состоящих по одной только Грузии и подведомственных Иерусалимскому Патриаршему Престолу, донес, что о церквах, находящихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии, принадлежащих также Иерусалимскому Патриаршему Престолу, он не имеет никакого сведения, ибо оными управляет там другой греческий архимандрит, Митрофаний, от которого и должно требовать нужные по сему предмету сведения. Вследствие чего относился я к означенному греческому архимандриту Митрофанию, проживающему в Кутаисском округе, о доставлении мне обстоятельных сведений о греческих церквах и священно- и церковнослужителях, находящихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии, принадлежащих Греческой Церкви. По неполучении же на сие долгое время от архимандрита Митрофания никакого отзыва, неоднократно повторял я ему означенное отношение свое по сему предмету, а именно: 2 ноября за 1946 и 14 декабря 1835 г. за 2252, и от 14 марта за 663 и 25 апреля текущего года за 992 – с тем, чтобы он немедленно доставил мне требуемые от него по сему предмету сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Если отнимать будут внешние посредства, Он будет приближаться к душе непосредственно. Только да будет вера. […] 2 марта 1835 года Люди могут ошибаться, но не могут вырвать других людей и дел из рук Провидения, а оно устрояет или допускает полезное или по крайней мере безвредное для души, если она сама себя не будет расстраивать. Думаю, что и в трудном состоянии болезненном можно помнить сердцем Господа Иисуса, Спасителя грешных, и мысленно смотреть на Его Крест. Сие есть уже молитва. Лекарства принимать можно больному и в день причащения Святых Таин. […] Вам советую не оставлять болящей и надеяться, что в сем случае Бог простит Вам за оставление некоторых церковных служб и заменит их службою духовного сестролюбия. […] Скажите ей, наконец: блажен, кто ради Христа и по Его примеру не преречет, ни возопиет 344 , когда отнимают утешение. За каждую минуту и каплю пожертвованного послушанию утешения земного есть у Христа реки и реки утешений небесных. 11 марта 1835 года Когда видим осудительное в ближнем, всегда можно и должно думать, что, может быть, мы видим хуже, нежели что есть, и, может быть, Бог видит в настоящем или будущем сего человека добро, которым покрываются или покроются недостатки, безвременно судимые нами. Как осуждали бы мы разбойника, по делам восприемлющего, когда его вели на крест! Но одно слово на кресте: «Помяни мя, Господи, во Царствии Своем» 345 – поставило его впереди нас на пути спасения и сделало для нас образцом. 13 марта 1835 года Слова моего недоумения напрасно принимаете за слова неудовольствия. Как можно быть в неудовольствии за то, что желают приближаться к Господу? Но можно недоумевать о разных видах добрых намерений, где более истинно и чисто доброго. Чаще приступать к Трапезе Господней есть дело веры и любви, но тут есть дерзновение; а дерзновение не все могут иметь правильно. Потому иногда может человек и отказать своему дерзновению, помышляя, что он не лучше тех, которые не столь часто приступают к Трапезе Господней, почитая себя недостойными восприять сие дерзновение и опасаясь, чтобы дерзновение не было вопреки смирению. Посему намерение приобщаться Святых Таин в Великий Четверток и в день Пасхи признал я не решительно одобрительным, а подлежащим рассмотрению духовного отца. То же мнение повторяю и теперь, когда Вы избираете один из сих дней. Хорошо нынешнее намерение Ваше со смиренным помыслом; хорошо и прошлогоднее с дерзновением веры. Господь да дарует Вам намерение благодерзновенное и дерзновение смиренное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010