Филипп Шафф (протестант) Глава I. Падение язычества и победа христианства в Римской империи Общая литература J. G. Hoffmann : Ruina Superstitionis Paganae. Vitemb., 1738. Tzschirner : Der Fall des Heiden thums. Leipz., 1829. A. Beugnot : Histoire de la destruction du paganisme en occident. Par., 1835. 2 vols. Et. Chastel (из Женевы): Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. Par., 1850. Ε. V. Lasaulx : Der Untergang des Hellenismus и. die Einziehung seiner Tempelgüter durch die christl. Kaiser. Münch., 1854. F. Lübker : Der Fall des Heidenthums. Schwerin 1856. Ch. Merivale : Conversion of The Roman Empire. New York 1865. §2. Константин Великий. 306 – 337 г. по P. Χ. 1 . Источники этого периода: Лактанций (ум. в 330): De mortibus persecutorum, cap. 18 sqq. Евсевий , Hist. Eccl., 1. ix, χ; а также его хвалебный и весьма пристрастный труд Vita Constantini, в 4 книгах (Εις τον βον του μακαρου Κωνσταντνου του βασιλως) и его Панегирик, или De laudibus Constantini; в изданиях исторических трудов Евсевия: Valesius, Par., 1659 – 1673, Amstel., 1695, Cantabr., 1720; Zimmermann, Frcf., 1822; Heinichen, Lips., 1827–30; Burton, Oxon., 1838. См. также имперские документы в Codex Theodos., 1. xvi, а также послания и трактаты Афанасия (ум. в 373) и, с языческой стороны, панегирик Назария из Рима (321) и «Кесарей» Юлиана (ум. в 363). 2 . Более поздние источники: Сократ : Hist. Eccl., 1. i. Созомен : Η. Ε., 1. i, ii. Зосима (языческий историк и придворный, cornes et advocatus fisci, при Феодосии II): Ιστορα να, 1. ii, ed. Bekker, Bonn., 1837. Евсевий и Зосима представляют крайне пристрастные мнения за Константина и против него. Справедливая оценка его характера должна быть сделана на основании фактов, приводимых обоими, а также на основании следствий его светской и церковной политики. 3 . Современные авторитеты. Mosheim : De reb. Christ, ante Const. M. etc., последний раздел (p. 958 sqq. Английский перевод – Murdock, vol. ii, p. 454–481). Nath. Lardner, во второй части его великого труда Credibility of the Gospel History, см. Works, ed. Kippis, Lond., 1838, vol. iv, p. 3–55. Аббат de Voisin : Dissertation critique sur la vision de Constantin. Par., 1774. Gibbon : I. c, chs. xiv, xvii-xxi. Fr. Gusta: Vitadi Constantino il Grande. Foligno, 1786. Manso : Das Leben Constantins des Gr. Bresl., 1817. Hug (католик): Denkschrift zur Ehrenrettung Constant. Frieb., 1829. Heinichen : Excurs. in Eus. Vitam Const. 1830. Arendt (католик): Const, и. sein Verb, zum Christenthum. Tüb. (Quartalschrift) 1834. Milman : Hist, of Christianity, etc., 1840, book iii, ch. 1–4. Jacob Burckhard t: Die Zeit Const, des Gr. Bas. 1853. Albert de Brogue : L " église et l " empire romain au IV the siècle. Par., 1856 (vols, i, ii). A. P. Stanley : Lectures on the Hist, of the Eastern Church, 1862, Lect. vi, p. 281 sqq. (Am. ed.). Theod. Keim : Der Uebertritt Constantins des Gr. zum Christenthum. Zürich, 1862 (апология в защиту Константина против мнения Буркхардта).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Оба эти письма относятся к тому же 1835 году, в котором появился самый проект запретить обучение раскольнических детей раскольническими учителями. Отсутствие дальнейших указаний на то, прибегал ли м. Филарет к означенной мере в последующее время с целью заставить раскольников в силу необходимости обратиться к православной школе, отчасти может свидетельствовать о том, что сам он мало рассчитывал на эту внешнюю меру. Да и нельзя было ждать от нее благих результатов в виду ее непрактичности – трудности контроля над домашним раскольническим обучением 125 . Есть между тем указание, что взгляд м. Филарета на трудность завлечения раскольнических детей в приходскую православную школу нисколько не изменился впоследствии. В своих замечаниях на проект епископа Полоцкого Василия об учреждении духовно-гражданского комитета для управления раскольниками, на тот пункт этого проекта, где говорилось, что «комитету не трудно будет завести училища для детей раскольников», м. Филарет писал в 1846 году: «едва ли так. Если раскольники не доверяют училищам, заводимым светским начальством; тем паче не доверять будут училищам, прямо подчиненным духовному начальству» 126 . Пять лет спустя, уже не предположительно, но категорически, основываясь на протекшем опыте, он заявляет: «заведение обучения раскольнических детей, как средство против невежества раскольников, уже предписано было от Св. Синода, указом 29 октября 1836 года, только не чрез светских наставников, а чрез духовенство. Действие сей меры в отношении к раскольникам, сколько известно, большею частью незначительно. Раскольники поняли цель распоряжения и либо не пускают детей в училища церковные 127 , либо, пуская, в то же время с особенною силою преследуют их раскольническими внушениями 128 и, при опасении сближения с православием , спешат взять их из училищ» 129 . Несколько лучше шло дело в единоверческих училищах. Так, напр. в училище, устроенном при единоверческой церкви Преображенского богаделенного дома, в январе 1856 года в числе других учеников и учениц обучалось 5 раскольников и 7 раскольниц, а в новом учебном год (в ноябре того же 1856 года) число раскольнических мальчиков возросло уже до 14 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Катаев Николай Евсеевич (1898–?), студент историко-филологического ф-та М.у.; Каутский Карл (1854–1938), немецкий экономист, историк, публицист, один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог центризма; Кауфман Александр Аркадьевич (1864–1919), экономист, статистик, историк, публицист, политический деятель, один из организаторов и лидеров партии кадетов; Керенский Александр Федорович (1881–1970), адвокат, политический деятель. Депутат IV Государственных думы, лидер фракции трудовиков, с марта 1917 эсер. В дни Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, товарищ председателя Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Во Временном прав-ве: министр юстиции (март-май), военный и морской министр (май-август), министр-председатель (с 8.07), одновременно, Верховный главнокомандующий (с 30.08) и глава Директории (01–25.09.1917). С 1918 в эмиграции, жил во Франции, США (с 1940); Кизеветтер Александр Александрович (1866–1933), историк, публицист, политический деятель, член ЦК партии кадетов, депутат II Государственной думы, магистр (1903), доктор (1909) русской истории, член-корр. РАН (1917). Преподаватель истории в московских гимназиях, в Лазаревском ин-те восточных языков (1884–1887). Преподаватель Народного ун-та им. А.Л. Шанявского, МВЖК и Коммерческого ин-та (с 1907). Приват-доцент (1898–1909), профессор (1909–1911, 1917–1922) историко-филологического ф-та М.у., действ. член Ин-та истории при ФОН МГУ (1921). В сентябре 1918 арестован, освобожден в январе 1919. В 1922 выслан из России, профессор Русского юридического ин-та, преподаватель Карлова ун-та в Праге, один из учредителей и председатель (с 1930) Русского исторического об-ва; Киселев Павел Дмитриевич (1788–1872), граф, государственный деятель, ген.-адъютант (1823), ген. от инфантерии (1834). Участник Отечественной войны 1812, заграничных походов русской армии 1813–1814, русско-турецкой войны 1828–1829. С 1835 постоянный член всех секретных к-тов по крестьянскому делу, министр государственных имуществ (1837–1856), посол России во Франции (1856–1862), член Государственного совета (1834);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Lond. 1790 (и последующие издания). Это сочинение по–прежнему ценно с точки зрения апологетики. J. Hemsen: Der Apostel Paulus. Gött. 1830. Carl Schräder: Der Apostel Paulus. Leipz. 1830 — 1836. В пяти частях. Носит рационалистический характер. F. Chr. Baur (ум. 1860): Paulus, der Apostel Jesu Christi. Tüb. 1845, второе изд. — Ε. Zeller, Leipzig, 1866 — 1867, 2 vols. Перевод на англ. яз. Allan Menzies, Lond. (Williams & Norgate) 1873, 1875, 2 vols. Этому труду великого основоположника философско–критической реконструкции истории апостольской эпохи (мы вправе назвать его современным Маркионом) предшествовали несколько специальных исследований, посвященных партии «Христовых» в Коринфе (1831), пастырским посланиям (1835), Посланию к римлянам (1836), и составленный на латыни конспект речи Стефана перед синедрионом (1829). Этот труд знаменует собой начало новой эпохи в павловской литературе и открывает новые возможности для исследований. Образец сочинений тюбингенской критической школы. Conybeare, Howson: The Life and Epistles of St. Paul. Lond. 1853, 2 vols.; N. York, 1854; 2d ed. Lond. 1856 и более поздние издания; также сокращенное однотомное издание. Очень полезный и известный труд, особенно в том, что касается географии путешествий Павла. См. также Howson: Character of St. Paul (Lond. 1862; 2d ed. 1864); Scenes from the Life of St. Paul (1867); Metaphors of St. Paul (1868); The Companions of St. Paul (1871). Большинство этих монографий было переиздано в Америке. Ad. Monod (ум. 1856): Saint Paul. Шесть проповедей. См. его же Sermons, Paris, 1860, vol. II. 121–296. Эта же работа на немецком и английском языках. W. F. Besser: Paulus. Leipz. 1861. Перев. на англ. яз. (F. Bultmann) с предисловием (J. S. Howson): Lond. and N. York, 1864. F. Bungener: St. Paul, sa vie, son œuvre et ses épîtres. Paris, 1865. A. Hausrath: Der Apostel Paulus. Heidelb. 1865; 2d ed. 1872. См. также его Ν. Τ.liehe Zeitgeschichte, ч. III. M. Krenkel: Paulus, der Apostel der Heiden. Leipz. 1869. Ernest Renan: Saint Paul.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Похороны его, по случаю неприезда из Казани Софьи Мариановны, были в четверг 27 июня в 6 часов вечера по лютеранскому обряду. Софья Мариановна заболела в дороге и вернулась домой из Нижнего» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 8, л. 9 об.–10). 134 «Два Аякса» – по аналогии с двумя героями «Илиады» Гомера, которые были неразлучными друзьями. 135 По уставу от 18 июня 1863 года Казанский университет имел четыре факультета: физико-математический, юридический, медицинский и историко-филологический, выбранный Смоленским при поступлении в 1867 году. 136 «Учебник уголовного права» В.Д. Спасовича (СПб., 1863) был первым общим руководством по уголовному праву, вышедшим после реформ 1860-х годов. «Курс русского уголовного права» профессора Петербургского университета Н.С. Таганцева публиковался в 1874–1880 годах. Позднее был переработан автором: в 1887–1892 годах издан под заглавием «Лекции по русскому уголовному праву» и в 1902 году в двух частях под заглавием «Русское уголовное право». 138 Так называемая «Тюбингенская историческая школа», или «Новая Тюбингенская школа» – направление в немецкой протестантской теологии, основанное профессором богословия Тюбингенского университета Фердинандом Бауром (у Смоленского – Бауэром). Исходным пунктом послужила книга ученика Баура Давида Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835–1836, русский перевод – 1907). В изучении истории христианства и его памятников Тюбингенская школа применяла методы исторической критики, в результате чего появился ряд гипотез – в частности, о Евангелии от Марка как первоначальном, о позднейшем происхождении ряда посланий Павла, истолкование раннего христианства как синтеза стоицизма и эллинизированного иудаизма и др. Тюбингенская школа распалась в 1860-е годы. 139 Вероятно, Смоленский имеет в виду знаменитого немецкого историка Бартольда Нибура (1776–1831). 140 К этому времени на русский язык были переведены следующие работы английского историка и философа Томаса Карлейля: «История французской революции» (т. 1), «Исторические и критические опыты», «Герои и героическое в истории» («Современник», 1856), «Нибелунги» («Библиотека для чтения», 1857). В русском переводе вышел главный труд английского историка Генри Бокля – двухтомная «История цивилизации в Англии» («Отечественные записки», 1861; отд. изд. 1863–1864). Дважды издавался двухтомник сочинений Тимофея Николаевича Грановского (М., 1856; М., 1866).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

62 Вероятно, Смоленский упоминает книгу П.Я. Ефремова «Наглядное преподавание предварительных сведений из геометрии», вышедшую в Казани в 1859 году. 63 Имеются в виду книги: Делакруа И.И. Капитолий, или Собрание жизнеописаний великих мужей с их портретами. СПб., 1841; Норов А.С. Путешествие по Святой Земле. Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг. СПб., 1840. 65 А.А. Камкову принадлежит работа «Начертания этимологии церковнославянского языка» (Казань, 1856), а также ряд статей в «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Русском педагогическом вестнике» и других изданиях. 68 В пятом-седьмом классах Второй гимназии читались отрывки из памятников славянского и древнерусского языка по «Исторической хрестоматии» А.Д. Галахова, употребление которой было рекомендовано Министерством народного просвещения с 1859 года. 72 Учебники истории В.Я. Шульгина, в частности «Курс истории средних веков» (1858), отличались тем, что автор стремился дать «как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей». 73 Работа А. Гано была известна в России в переводе под названием «Практический курс физики. Для средних учебных заведений, женских институтов и вообще для людей, не имеющих предварительных сведений в математике» (Одесса, 1862). 74 «Новая французская грамматика. По системе лучших авторов: Ноэля и Шапсаля… и прочих с прибавлением замечаний о языке французском, сравнительно с русским, составлена И. Трико, наставником-наблюдателем по преподаванию французского языка в Павловском и Морском кадетских корпусах и проч ». Ч. 1–2. СПб., 1840. 1 Финдейзен Н.Ф. Памяти С.В. Смоленского//Русская музыкальная газета, 1909, 32–33, об. 689–694. 1 Финдейзен Н.Ф. Памяти С.В. Смоленского//Русская музыкальная газета, 1909, 32–33, об. 689–694. 1 Финдейзен Н.Ф. Памяти С.В. Смоленского//Русская музыкальная газета, 1909, 32–33, об. 689–694. 78 Симашко Ю. Русская фауна, или Описание и изображение животных, водящихся в Империи Российской. Ч. 1–2. СПб., 1850–1851. 79 Шведский естествоиспытатель Карл Линней создал систематику растительного и животного мира, которая стала завершением огромного труда ботаников и зоологов первой половины XVIII века. В своей книге «Система природы» (1735) он ввел в употребление бинарную номенклатуру (обозначение каждого вида двумя латинскими названиями – родовым и видовым). Впоследствии естественную систему развил французский ботаник Антуан Жюсье: расположил растения в виде восходящей лестницы, начиная с водорослей и грибов и кончая цветковыми; ввел понятие семейства. Огюсту Декандолю также принадлежит одна из первых естественных систем растений. Начатое им издание обозрения всех известных видов покрытосеменных («Введение в естественную систему царства растений», т. 1–7, 1824–1839) было завершено его сыном А. Декандолем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2336 Шведский король Густав IV, непримиримый враг Наполеона, был недоволен Россией и Пруссией за Тильзитский мир и выслал в 1808 г. их посланников из Стокгольма. По этому поводу началась у России война с Швецией, окончившаяся Фридрихсгамским миром (5 сент. 1809 г.), по которому Финляндия перешла во владение России. 2337 Письмо это написано на одном листке с предшествующим, чем надо объяснять отсутствие на первом даты. 2338 Одновременно с студентами М. Академии были вызваны три студента из Петербургской. Об одном из последних здесь и идет речь. 2340 Борисов (1800–1856); Архиепископ Херсонский, тогда состоявший бакалавром С.-Петерб. Дух. Академии. 2345 Протоиерей Ф.А. Голубинский, известный профессор философии в Москов. Дух Академии († 1851 г.). 2346 Александр Иванович Галич воспитывался первоначально в Севской Духовной семинарии, а потом – Педагогическом Институте, довершил свое образование в Гельштете и Геттингене. При открытии С.-Петербурского Университета (8 февр 1819 г.) ему было поручено преподавание Истории Философии. В 1821 г., когда постигла С.-Петербургский Университет известная катастрофа (см. о ней в «Материалах» Сухомлинова М.И., в Чтенияхъ Моск. Общ. Ист. и Др. Рос: «Дело о С.-Петерб. Универс. в 1821 г. » за 1861 г. кн. 3, у Григорьева В.В. «Импер. С.-Петерб. Университет в течение первых пятидесяти лет его существования»), Галич должен был приостановить чтение лекций. В 1821 г он совсем был уволен от должности, с оставлением, впрочем, при Университете «для занятия какою-либо другою должностью». Но других должностей, предлагавшихся ему, он не принял и оставался без дела, терпя большую нужду, до самой смерти, которая постигла его в крайне бедственном положении, в 1848 г. 2347 Антон Антонович Дегуров, француз по происхождению. Настоящая его фамилия Dugour, в Дегурова же он преобразился со вступлением на русскую службу, в 1806 г. Здесь сначала был профес. Харьковск. Универ. затем с 1917 г. – Глав. Педагог. Института, в котором оставался и после преобразования его в Университет. В 1825 г. избран на должность ректора, которую занимал до преобразования университета в 1835 г. В этом году вышел в отставку. Писал он только на франц. языке, а русским совершенно не владел. Ск. в 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

T. 5. P. 214–280; Perenti dis St. Le termo «пéага». P. 174–175. 425 Georgii Pachymeris. Historia. Bonnae, 1835. Т. 2. P. 236 – 237; Cf.: Karayannopoulos I. Ε. Н βυζαντιν στορα π τς πηγς. Θεσσαλονκη, 1974. Σ. 149–150. 426 Zepos J. et P. Ius graeco-roinanuin. Athenes, 1931. Vol. 1. P. 558–568; Dolger F. Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches von 565–1453. München und Berlin, 1960. T. 4. N 2188. 429 Nicephori Gregorae. Historia Byzantina. Bonnae, 1829. Т. 1. P. 436–438; Zepos J. Η P. Ius graeoo-romanuin. Vol. t. P. 580–583; Dölger F. Regesten. 4. Teil. N 2747, 2805, 2806; Bosch U. V. Kaiser Andronious III. Palaiologns: Versuch einer Darstellung der byzantinischen Geschichte in den Jahren 1321–1341. Amsterdam, 1965. S. 168–170. 430 Акт вручения судье Евангелия, по свидетельству Симеона архиепископа Фессалоникского (ум. в 1429 г.). указывает на его долг судить по справедливости и без лицеприятия, «помня страшное слово Господа: каким судом судите, таким будете судимы» ( Матф. 7, 2 ). См.: PG. Т. 155. Col. 465 . На этот же обычай указано и n Synopsis Minor ( Δ,о γ ) O δικαατα τν γων Εαγγελων προκειμνων οφελουσιν ( Ζachariae von Lingenthal С. Ε. ins graeco-romanum. Lipsiae, 1856. Vol. 2. P. 73; Ср.: Соколов И. И . Вселенские судьи. С. 26. Сн. I). 432 О том, что это не пустая угроза, известно из социальной практики в Византии. В одном из своих писем, например, Михаил Гавра сообщает, что его дом подобно крепости, осажденной врагами, подвергся нашествию солдат, присланных правителем Вифинии с целью выколачивания неуплаченных налогов. См.: FatourosG.Die Briefe des Michael Gabras (ca. 1290-nach 1350). Wien, 1973. T. 2. N 295. 5–15. 433 Zepos J. et P. Ius graeco-romamim. Vol. I. P. 581–582. Cf.: Karayannopoulos I. Ε. Η βυζαντιν στορα π τς πηγς, σελ. 150–151. 438 Медведев И. П. Ревизия византийских документов на Руси в конце XIV в.//ВИД. 1976. Т. 7. С. 290–291, 295; Ср. также: Hunger Н. Das Patriarchatsregister von Konstantinopel als Spiegel byzantinischer Verhaltnisse iin 14. Jahrhundert//Anzeiger der österreichischen Akademie der Wissenschaften. Philos.-hist. Kl.,1979. Bd. 115. Nr. 1. S. 118–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мая 16-го 1830 года определен законоучителем в Чердынское гражданское училище. Дальнейшая судьба его не была блистательна. Скончался в 1861 году. Из воспитанников этого же курса и доселе здравствует известный епархии о. протоиерей Матфий Попов. Матфий Григорьевич Попов, камышловского уезда, Володинского села, Преображенской церкви священника Григория Попова сын. По окончании курса с аттестатом второго разряда, 13-го марта 1827 года посвящен шадринского уезда, Красномыской слободы, к Вознесенской церкви во священника; мая 5-го 1828 года переведен, екатеринбургского уезда, в Сысертский завод к Симеоно-Аннинской церкви на священническое место и определен наставником в существующее в том заводе училище, каковую обязанность проходил до 1840 года; с 1834 г. по 1838 г. нес должность духовника по некоторым церквам; с 1835 по 1841 год проходил должность благочинного, а в 1841 году от сей должности уволен в следствие сокращения числа благочиннических округов. 24 марта 1840 года за ревностное и исправное прохождение возложенных на него должностей награжден набедренником; 14 декабря 1844 года определен благочинным по 4-му округу Екатеринбургского уезда; 26-го августа 1847 года Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей; 26 сентября 1853 года, по особенному вниманию епархиального начальства к заслугам его, переведен в Каменский завод к Свято-Троицкой церкви и первый штат; 17 июля 1854 года за отлично-усердную и полезную службу удостоен благословения Святейшего Синода; 30 мая 1855 года за отлично-усердную и полезную службу удостоен благословения Св. Синода; 29 октября 1856 года Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой камилавкой; 3 февраля 1859 года сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени; 31 мая 1862 года Всемилостивейше пожалован золотым наперсным крестом; 9 мая 1863 года произведен в протоиерея к Екатеринбургскому Екатерининскому горному собору; 14 августа того же года определен членом Екатеринбургского духовного правления; 10 июня 1866 г. определен благочинным градо-екатеринбургских церквей; 14 мая 1867 г. сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени. В 1828 году (пятый выпуск) окончило курс 30 человек. Из них в академию никто не поступил, в учители училищ поступило семь человек, остальные вышли в епархиальное ведомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Друг и ближайший сотрудник консула Н.А. Иларионова, добивавшегося закрытия Русской Духовной Миссии. Резко выступал против РДМ и архимандрита Антонина, используя самые грязные способы полемики: в Петербурге была напечатана – в отличном типографском исполнении, в изящном переплете с золотым обрезом – книга некоего Ю. Добрынина «Пейс-Паша и его консорты». Под псевдонимом скрывался Чернышев, который ловко использовал реальные факты из жизни Антонина и Духовной Миссии, соединив их со всеми сплетнями и домыслами, которыми был так богат русский и греческий Иерусалим. Разумеется, пасквиль не был принят всерьез в правительственных и дипломатических кругах, но для Антонина стал большим испытанием. «Книга, – признавался о. Антонин в письме к В.Н. Хитрово , – глубоко возмутила то тихое и светлое течение моей жизни, которому многократно удивлялись имевшие со мною дело люди. Бесстыдные нападки на меня этого человека-диавола не дают мне совершенно успокоиться» (цит. по: Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882–1907. М.-СПб., 2008. С. 229). В.Н. Хитрово с трудом удалось уговорить его не отвечать клеветникам. В письме к Антонину от 1.01.1881 Хитрово писал: «Подобной мерзости мне читать не удавалось. Отвечать в том же тоне порядочный человек не в состоянии, отвечать же серьезно, она не стоит, да и отвечать на клеветы нельзя... Шуму статьи и книжка не произвели» (там же. С. 228). Сумев добиться с помощью своих петербургских сторонников Е.В. Путятина и В.Н. Хитрово отмены решения о закрытии Миссии, Антонин предопределил и смену консула в Иерусалиме. 23 февраля 1880 г. он отметил в дневнике «торжественный отъезд Его Низости с Его Не-Сиятельством . Имели дух еще профигурировать возле дома Миссии и даже казаться веселыми». 519 Сабуров Петр Александрович (1835–1918) – дипломат, государственный деятель. Окончил Александровский лицей с большой золотой медалью (1854), определен в канцелярию МИД. Младший секретарь миссии в Мюнхене (1856), младший (1859), затем старший (1861) и, наконец, секретарь (1863) посольства в Лондоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010