Нижний Новгород. Церковь Спаса Преображения в Старом Канавине. Карта и ближайшие объекты Каменное здание церкви Преображения при кладбище Канавинской части Н. Новгорода было построено в 1835 году на средства различных благотворителей (особо упоминается в сохранившихся документах Яков Афанасьевич Быстрицкий). В церкви находилось четыре престора. Главный - в честь Преображения Господня, Архангела Михаила, в честь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " и священномученика Игнатия Богоносца. В советское время храм был закрыт, его здание перестроено, колокольня и купол разрушены, часть оконных проемов заложены кирпичем, многие годы в нем не совершалась Божественная служба. Канавинское кладвище, находившееся рядом с храмом, на котором покоились многие поколения наших предков, было снесено... Здание храма возвращено церкви в августе 2005 года в довольно плачевном состоянии. Материал с памятной таблички на здании храма Спасо-Преображенская церковь, замыкающая улицу Коммунистическую (бывш. Елизаветинскую) в Канавине, была построена в 1829-1835 годах при находившемся здесь кладбище в основном на средства титулярного советника Якова Афанасьевича Быстрицкого и нижегородского купца В. В. Монахова. В 1856-1859 годах к основному объему храма были пристроены трапезная и колокольня. Церковь имела четыре престола: главный – в честь Преображения Господня, на хорах в западной части храма – во имя священномученика Игнатия Богоносца и св. праведницы Анны, в теплой трапезе – в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Снаружи основание храма имеет эллипс с двумя выступами – на восток и на запад; изнутри образует четырехконечный крест. Иконостас главного алтаря был отделан под белый мрамор с легкими золочеными орнаментами; в нем имелось только два иконописных образа: справа от царских врат – Преображения Господня, слева – Божией Матери, именуемой Тольской, и благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских и смоленских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=07631

Дядьковская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2000 и 2010. Адрес: Краснодарский Край, Кореновский Район, станица Дядьковская, ул. Советская, д. 29 Координаты: 45.547476, 39.187494 Проезд:автодорога Тимашевск - Кореновск; расстояние от Тимашевска 30 км, от Кореновска 25 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождение станицы Дядьковской краевые и местные власти, громко отметившие 200-летний и 210-летний юбилеи, почему-то связывают с 1794 г. Многие даже не подозревают, что история станицы на 28 лет моложе. На самом деле современная станица Дядьковская ведёт своё начало не от первых переселенческих партий Дядьковского куреня Черноморского казачьего войска, а от селения Малобейсугского, основанного малороссийскими казаками Черниговской губернии в 1822 г. Согласно «Энциклопедическому словарю по истории Кубани» в первых переселенческих партиях прибыло на место постоянного проживания 344 казака и 101 казачка. С 1809-1811 годы курени были пополнены казаками из Полтавской и Черниговской губерний. Тогда на поселение прибыло еще 110 семей в количестве 524 человека. Через два года после поселения в новом Дядьковском куренном селении было построено здание для правления. В 1828 году была освящена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, построенная на пожертвования жителей в сумме 1714 рублей серебром. В Ведомости о церкви Петропавловской станицы Дядьковской за 1845 г. отмечается, что храм был построен в 1829 г. «тщанием прихожан» . Десятилетие спустя в статистических сведениях о народонаселении Черноморского войска за 1856–1858 гг. сообщалось, что «церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла деревянная с отдельною колокольнею, оградою и часовнею» возведена в 1828 г. За 1829 год говорит то обстоятельство, что документ 1845 г. гораздо ближе к событию основания, чем статистика 1856 г. Кроме того, в Государственном архиве Краснодарского края сохранилась ревизская сказка 1835 г., в которой отмечено: С.В. Мищенко стал священником куреня Дядьковского в 1829 г.

http://sobory.ru/article/?object=28974

I. Посреди монастыря каменная соборная церковь во имя Пресвятой Троицы. Она сооружена Государем и Великим Князем Василием Иоанновичем в 1530 году. В настоящее время иконостас в ней и царские двери столярной работы в три яруса; колонны, рамы, карнизы и прочие вещи в иконостасе – резные – поставлены в 1784-м году, при архимандрите Иосифе Быкове, и вызолочены на полимент червонным золотом в 1801 году мастером московским купцом Иваном Хрипуновым при архимандрите Павле Предтеченском. 1 Иконы в иконостасе древнего письма; но украшение их состоит только в том, что венцы на священных изображениях серебряные. Храмовая икона Живоначальныя Троицы – образ древний; на нём три венца с коронами и цатами серебряные, вызолочены, на коронах 10-ть камней разноцветных простых; нижнее и верхнее поля обложены серебром басемным с позолотою. Поверх образа в клеймах Богоявление Господне. Святый престол обложен серебряным листом с чеканными изображениями – Вечери Господней, положения Спасителя во гроб, Успения Божией Матери и Воскресения Христова. Одеяние сие устроено коллежским асессором Демидом Мещаниновым в 1801 году. Клиросы и место настоятельское – новые, резные, 2 устроены переславскими 2-й гильдии купчихами, почётными гражданками, девицами Варварою и Татьяною Васильевными Гладковыми в 1859 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Церковь расписана стенным писанием в 1668 году, при архимандрите Григории Неронове. Предметы для картин живописи взяты большею частию из Апокалипсиса. Двери западные и южные – железные, 3 устроены купчихами девицами Гладковыми в 1858 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Глава и верх церкви покрыты листовым железом в 1805 году при архимандрите Модесте. На северной стороне летней церкви находится каменный придел во имя преподобного Даниила. Придел сей сооружён в 1660 году, вскоре после открытия мощей преподобного Даниила с благословения патриарха Никона , при архимандрите Никите. Иконостас в нём столярной работы, вызолочен на полимент усердием купеческой жены Агафьи Васильевны Крестовниковой в 1811 году; святые иконы писаны из усердия переславским мещанином Иваном Мельниковым; в 1813 году придел сей снова весь был возобновлён и освящён архимандритом Иосифом Величковским; в 1835 году устроен в нём чугунный пол усердием доброхотных дателей; в 1856 году, при архимандрите Платоне Фивейском , особенно усердием вкладчиц девиц Гладковых и некоторых других сделана живопись, 4 изображающая некоторые события из жизни преподобного, и их же усердием придел сделан тёплым и устроены, при архимандрите Леонтие (Лебединском), в нём под полом духовые трубы, 5 в 1805 году при архимандрите Модесте покрыт вновь железом. Из предметов, особенно замечательных, обращают на себя внимание – икона преподобного Даниила и Тихвинской Божией Матери, и рака с мощами преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» 20 июля в Ростове скончался на 76 г. своей жизни викарий Ярославской епархии, епископ Угличский Амфилохий, состоявший с 1876 г. действительным членом Московского Общества Истории и Древностей Российских 1 . Преосвященный Амфилохий, в мире Павел Иванович Казанский, родился 20 июня 1818 г. в селе Любицах, Малоярославецкого уезда, Калужской губернии, где отец его был причетником. Воспитывался в Боровском духовном училище (1829–1835) и Калужской духовной семинарии, по окончании курса в которой в 1840 г. поступил в Московскую духовную академию. Здесь через два года он принял монашество, получил сан иеромонаха и окончил курс со степенью кандидата богословия в 1844 году, имея в числе сотоварищей высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского, архиепископа Харьковского Амвросия и уже скончавшихся: бывшего ректора Московской духовной академии прот. Сергия Константиновича Смирнова и протоиереев: Ипполита Махайловича Богословского-Платонова и Димитрия Ивановича Кастальскаго. С этого времени начинается духовноучебная служба преосв. Амфилохия. Сначала он был определен смотрителем Суздальских духовных училищ, а в 1852 г. возведен в сан архимандрита и переведен смотрителем Ростовских духовных училищ и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье, находящегося в 15 верстах от Ростова. В 1856 г. перемещен настоятелем в Воскресенский монастырь, именуемый «Новый Иерусалим». После четырехлетнего управления этой обителью, в течение десяти лет жил в числе братии Московского Покровского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1870 г. назначен настоятелем в Московский Данилов монастырь и занимал это место до 9 апреля 1888 года, когда был назначен в Ростов викарием Ярославской епархии, епископом Угличским, где и оставался до конца своей жизни. Рядом с духовно-учебною и затем административной деятельностью в течение многих лет шли учёно-литературные труды преосв. Амфилохия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Летопись жизни святого праведного Иоанна Кронштадского 1829 – в ночь на 19 октября в семье псаломщика села Сура, Пинежского уезда, Архангельской губернии Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры Власьевны родился сын Иван. Наречен в честь святого Иоанна Рыльского, празднуемого на следующий день. 1835 – шестилетний Ваня Сергиев наяву видит в избе Ангела хранителя в небесной славе, стоящего возле него в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности. 1839 – начало учению грамоте. 1840 – учение в Архангельском приходском училище. 1840 – поступление в Архангельское духовное училище. Окончил в 1845 г. 1845 – Архангельская семинария. С отличием окончил курс в 1851 г. 1851 – определен в Санкт-Петербургскую духовную академию. – кончина Ильи Михайловича Сергиева (родился в 1802 г.). 1854 – в тонком сне студент Иоанн Сергиев видит себя служащим в неизвестном ему соборе в Кронштадте, причем вошел в северные, а вышел через южные врата алтаря. Решение принять священнический сан. 1855 – знакомство с Елизаветой Константиновной Несвицкой, дочерью протоиерея из Кронштадта. Предложение к вступлению в брак. Выдержав богословский экзамен в Академии, Иоанн Ильич Сергиев отправился служить в Кронштадт. После венчания с Елизаветой Несвицкой рукоположен в соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге Преосвященным Христофором, епископом Винницким, во священника (12 декабря 1855 г.). Тогда же поступил священником в Кронштадский Андреевский собор, где до этого служил его тесть, вышедший за штат. Собор оказался тем самым, что видел о.Иоанн в вещем сне. Отказ от супружеского общения, обет целомудрия. 1856 – с первых дней священнослужения кандидат богословия отец Иоанн совершает Божественную Литургию в высоком молитвенном настроении. Помощь бедным «из последнего», отдавал все вплоть до своей обуви. Поношения сослуживцев и укоры домашних. Христианское спасение босяков, «чердачных» и «трущобных» людей, живших в грехе и позоре; миссионерская проповедь. Особое, милующее отношение к детям, наставляет взрослых на путь исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. В. Гоголь. Портрет. Худож. Ф. А. Моллер. 1841 г. (ГТГ) Николай Васильевич (20.03.1809, мест. Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ.- 21.02.1852, Москва), писатель. Прадед Г. был священником, дед окончил Киевские ДС и ДА, отец, Василий Афанасиевич Гоголь-Яновский, учился в Полтавской ДС. Его женитьбе на Марии Ивановне Косяровской предшествовал сон, увиденный во время паломнической поездки к чудотворному образу Ахтырской иконы Божией Матери . Во сне буд. невеста еще ребенком, «не имеющим году», была указана ему Царицей Небесной. Василий Афанасиевич узнал невесту при случайной встрече, стал «следить за ней во все возрасты ее детства» и после повторного, спустя 13 лет, похожего сна сделал предложение (М. И. Гоголь - С. Т. Аксакову от 3 апр. 1856//Современник. 1913. Кн. 4. С. 252). Ожидая 3-го ребенка (первые род. мертвыми), Мария Ивановна дала обет при рождении сына назвать его Николаем в честь чудотворного образа Николая Мирликийского (Диканьского). Мальчик был крещен в Спасо-Преображенской ц. в Сорочинцах. В религ. воспитании Г. большую роль сыграла набожная, даже отчасти экзальтированная («впечатлительная») мать, по собственному признанию «предчувствовавшая несчастия, верившая снам» ( Гоголь М. И. Записки// Шенрок В. И. Мат-лы для биографии Н. В. Гоголя. М., 1892. Т. 1. С. 53), усердная паломница по окрестным мон-рям и св. местам. Впосл. в письме от 10 нояб. 1835 г. Г. просил ее «не предаваться мечтательности» и суевериям: «Истинный и добрый христианин никогда не бывает суеверен». В письме к матери от 2 окт. 1833 г. Г., вспоминая о детстве, упомянул о собственном равнодушии к церковной службе («глядел бесстрастными глазами»), но добавил: «Я просил вас рассказать мне о страшном суде, и вы мне ребенку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». В доме в Васильевке (Яновщине), имении Гоголей, на столе всегда лежало Евангелие; любимым чтением матери, сестер и бабушки Татьяны Семеновны, также отличавшейся религиозностью, были Четьи-Минеи в старинных кожаных переплетах. Здесь же стоял обитый железом сундук, в к-рый складывали деньги, предназначенные для устройства храма. По воспоминаниям В. И. Любича-Романовича, школьного товарища Г., религиозность отличала того «еще с детского возраста, когда он воспитывался у себя на родном хуторе в Миргородском у. и был окружен людьми богобоязливыми и вполне религиозными». Впосл., когда писатель «готов был заменить свою светскую жизнь монастырем», он лишь вернулся к «первоначальному» настроению ( Глебов С. И. Воспоминания о Гоголе//РС. 1910. 1. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/165221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (13.10.1836 (1835?), г. Щигры Курской губ.- 12.11.1894, Москва), прот., д-р богословия, историк Церкви. Жизнь и служение Род. в семье священника. Окончил Курское ДУ, в 1856 г.- Курскую ДС, в 1860 г.- МДА со степенью магистра. Стал последним в истории академии студентом, получавшим (в 1858) стипендию Московского митр. Платона (Левшина) для лучших учеников и имевшим добавление к фамилии - Платонов. Он выделялся среди студентов своего курса и должен был окончить МДА 1-м магистром с оставлением на кафедре психологии. Но в последний момент этому помешал ректор архим. Сергий (Ляпидевский ; впосл. митрополит Московский), несправедливо заподозривший И.-П. в авторстве повестей (Современник. 1860. 3), в к-рых описывались события в МДА весной 1860 г. и неблаговидная роль ректора в них. 3 авг. 1860 г. по рекомендации проф. МДА прот. А. В. Горского И.-П. был приглашен в СПбДА на только что открытую кафедру церковной истории на должность бакалавра. 24 авг. 1863 г. рукоположен во иерея свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским; в 1874 г. возведен в сан протоиерея. 1 сент. 1863 г. назначен на должность законоучителя московского Александровского военного уч-ща. Состоял также законоучителем гимназии Л. И. Поливанова. С 5 сент. 1867 по 9 сент. 1870 г. был членом правления Заиконоспасского ДУ, с 3 мая 1871 по 25 авг. 1872 г.- членом правления МДС. 11 марта 1872 г. по инициативе ректора Московского ун-та С. М. Соловьёва И.-П. был избран экстраординарным профессором ун-та по кафедре церковной истории, 12 мая 1879 г. (1878?) - ординарным профессором. В университетских курсах значительное место отводил историографии христианства. Его опубликованные лекции по истории Церкви сохраняли значение и после смерти И.-П. Пользовался любовью и уважением студентов Московского ун-та и слушателей военного уч-ща за талант педагога и лектора. Помимо обязательных учебных часов устраивал богословские чтения у себя дома, на них присутствовали члены семьи С. М. Соловьёва. Много внимания уделял вопросам жен. образования. В 1865-1866 гг. читал публичные лекции в доме кнг. Голицыной, в 1883-1886 гг. вел религиозно-нравственные беседы по церковной истории для женщин. Содействовал открытию в 1872 г. Высших жен. курсов при Московском ун-те. Им также была создана специальная б-ка по церковной истории в одном из залов Московской епархиальной б-ки.

http://pravenc.ru/text/200519.html

Мелетий (Якимов Михаил Козьмич), еп. Рязанский и Зарайский Родился в 1835 году в семье священника Вятской губернии. (Родственник профессора СПБ духовной академии И.С.Якимова ). В первые годы своего детства, лишившись отца, он вместе с другими детьми-сиротами остался на попечении матери, испытывая, конечно, все тяжелые условия сиротской жизни. Несмотря на бедность и слабость здоровья, он с большим успехом прошел курс низшей школы и окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию. Стремясь к уединенной жизни, он не захотел продолжать учение в высшей богословской школе, но непосредственно, по окончании семинарии, поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 28 марта 1857 года был пострижен в рясофор и определен сначала проповедником и библиотекарем, а затем учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище. В таком скромном звании монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок оставался более года, пока советы его товарища-друга (впоследствии кафедрального протоиерея в Вятке Ф.Г.Кибардина) не привели его к решимости продолжать далее богословское образование в академии. 16 августа 1858 года он поступил в Казанскую духовную академию, где I февраля 1859 года был пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта того же года рукоположен во иеродиакона. 9 дек.1861 года из высшего отделения академии, еще не окончившего 4-й курс, его сослали в Посольский Спасо-Преображенский монастырь (на Байкале) для участия в деятельности миссии в наказание за служение «политической панихиды” по Бездненским крестьянам, убитым при усмирении их волнения. Смиренно и безропотно покоряясь воле Божией, он отправился в маловедомую суровую страну Сибири с верой в свое призвание и христианской решимостью служить вверенному ему делу. 23 июня 1862 года он прибыл на место своего служения. 30 декабря того же года рукоположен во иеромонаха. 20 июня 1865 года был удостоен степени кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Протопресвитер Василий Борисович Бажанов , сын дьякона, родился в 1800 году, в Тульской губернии, в Алексинском уезде. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии, а окончательное в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании курса наук со степенью магистра в 1823 году, определен был бакалавром в оной академии. В 1826 году рукоположен в священника в церкви 2-го кадетского корпуса и определен законоучителем в корпусе и в дворянском полку. С 1827 года по 1836 год состоял законоучителем в Императорском С-петербургском университете, в университетском благородном институте и в высшем училище. С 1829 года по 1836 по 1845 год состоял профессором богословия в Главном педагогическом институте. С 1835 года Высочайше определен законоучителем и духовником Государя Наследника Цесаревича, ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра Николаевича и всех августейших детей Государя Императора Николая Павловича. В 1836 году избран действительным членом Императорской российской академии, в 1837 году возведен на степень доктора богословия. В 1840 году Высочайше назначен законоучителем высоконареченной невесты Государя Наследника Цесаревича Принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, ныне Государыни Императрицы Марии Александровны; в 1847 году законоучителем высоконареченной невесты Государя великого князя Константина Николаевича, принцессы Александры Саксен-Альтенбургской; в августе 1848 года Высочайше назначен управляющим придворным духовенством, а с 6 декабря того же года Всемилостивейшее пожалован духовником Их Величеств: 12 декабря того же года определен протопресвитером придворных соборов: Зимнего дворца и московского Благовещенского. В 1849 году 5 августа назначен членом Святейшего Правительствующего Синода и обер-священником главного штаба Его Императорского Величества и гвардейских корпусов; в 1850 году законоучителем Государя великого князя Владимира Александровича. В том же 1854 году избран почетным членом конференции С.-Петербургской и Казанской духовных академий; а в 1856 году почетным членом Императорской академии наук и Императорского С-петербургского университета».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

проф. Иван Васильевич Платонов От издателя Благоговея, как и все верующие в Православную восточную, едину святую, соборную и апостольскую Церковь , пред священною памятью святейшего Константинопольского патриарха Фотия, считаю себя счастливым, что на меня выпал жребий издать предсмертное сочинение об этом великом святителе моего незабвенного друга профессора И. В. Платонова. Утешаюсь надеждою, что это произведение маститого ученого мужа, написанное им на 86 и 87 годах его жизни, будет принято с Благодарностью к потрудившемуся и не дожившему до появления своего труда в печати. Не могу не выразить своей глубокой признательности тому, на долю которого выпал самый больной труд по изданию этого сочинения – его редакция. Мы оба трудились здесь не ради житейской прибыли; высшая для нас награда та, что при нашем посредстве выходит в свет сочинение о том великом святителе, который отстоял православие, при посредстве которого засветились первые лучи Евангельского света в Славянском мире, и которого старинная сестра восточной Православной Церкви, Греческая, за ведшие и многотрудные подвиги во имя истинного учения Христа Спасителя миру, сопричислила к лику святых. Ив. Палимпсестов. Издатель считает долгом для себя ознакомить читателей предлагаемого сочинения с личностью покойного И. В. Платонова. Вот что было напечатано в «Вере и Разум» об этой истинно светлой и выдающейся личности. Мирно и в деятельных научных трудах до последних дней своей 87-ми летней жизни скончался в воскресенье, 26-го августа, 1890 г., один из самых лучших граждан г. Харькова – почетный член Харьковского университета, профессор Иван Васильевич (Холмогоров) Платонов. Ученик знаменитого русского деятеля, графа Сперанского, Ив. Вас. Платонов был одним из первых профессоров Харьковского университета. Великоросс, воспитанник Вифанской семинарии и затем Московской духовной академии, он был избран вместе с известными учеными братьями Баршевыми 1 для изучения юридических наук и в октябре 1829 года вместе с ними явился во второе отделение канцелярии Его Величества. После двухгодичного слушания лекций по правоведению в отделении и в Петербургском университете он вместе с Баршевыми 2 слушал лекции по той же специальности в Берлинском университете и в свободное время по приглашению обучал двух сыновей графа Д. Н. Блудова, и преподавал русский язык принцу Прусскому Адальберту. По возвращении в Петербург ни по выдержании экзамена на степень доктора прав, И. В. Платонов в 1835 году определен в Харьковский университет преподавателем по кафедре законов благоустройства и благочиния государственного и в 1837 году получил звание экстраординарного, а в 1848 г. – ординарного профессора. В 1856 г. за выслугою срока оставил службу при университете из принципа, чтобы дать место молодым силам. Затем он почтен был Харьковским университетом избранием в почетные члены, коих весьма не много.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010