Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАБРОВСКИЕ МОНАСТЫРИ Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви. В честь Благовещения Пресв. Богородицы (не сохр.), находился в центре Габрова, на левом берегу р. Янтры. Основан архим. Иосифом (Сокольским) и мон. Евфросинией (Попниколовой) в 30-х гг. XIX в. В 1834-1846 гг. была построена каменная церковь, в 1836 г. для мон-ря был куплен большой участок земли. В дек. 1839 г. вышел султанский фирман о защите мон-ря от произвола местной власти. Иконостас церкви выполнен Антоном Станишевым, позолочен в 1862 г. свящ. Генком Петровым из Трявны. В нач. 60-х гг. зограф из Калофера Антон Варский (Киричков) расписал храм. Насельницы мон-ря оказывали содействие участникам Апрельского восстания, во время освободительной войны в мон-ре была устроена больница для рус. солдат. В 1936 г. в обители был открыт детский дом, в 1937 г.- 1-й в Болгарии правосл. пансион для девочек; оба действовали до 1944 г. В 1954 г. в мон-ре была открыта фабрика по производству ладана. В июле-авг. 1959 г. местными властями в связи с «оформлением административного и культурного центра Габрова» мон-рь был разрушен. Монахини и фабрика переехали в габровский Сокольский мон-рь. Сокольский в честь Успения Пресв. Богородицы действующий, в наст. время проживают 3 насельницы. Расположен на р. Янтре, в местности Сокола. Основан осенью 1832 г. архим. Иосифом (Сокольским). В 1833 г. мон-рь получил султанский фирман. 15 авг. 1834 г. митр. Тырновским Иларионом Синаитом была освящена 1-купольная церковь мон-ря (13×8,30 м) с открытым притвором. В 1862 г. был сделан иконостас и частично расписаны стены Павлом и Николаем Поповичами из Шипки. В 1835 г. при мон-ре открылось уч-ще, в к-ром преподавали иером. Иерофей и диак. Иларион, иером. Неофит (Бозвели) . В 50-60-х гг. при мон-ре формировались болг. повстанческие отряды, во время освободительной войны квартировали рус. военные части. В 1918 г. при пожаре сгорело сев. крыло, в к-ром находился архив. В 1924 г. мон-рь был обращен в женский, в том же году пожар уничтожил зап. крыло. В нач. 40-х гг. мон-рь вновь стал мужским, но после переезда сюда в 1959 г. насельниц габровской Благовещенской обители - женским. В 1980-1982 гг. мон-рь был реконструирован. С 1959 по 1990 г. на территории мон-ря находилась фабрика по производству ладана. Лит.: Стоянов Тр. Габровски Соколски ман-р. Габрово, 1939; Христов Хр. Габровските ман-ри през Възраждането//ИП. 1983. Кн. 1. С. 76-89; Темелски Хр. С динамит срещу светата обител//ДК. 1991. Кн. 7. С. 10-20. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161213.html

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Молотицы. 1754 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Молотицы. 1754 г. Фотография. Нач. ХХ в. В XVIII в. в Муроме сооружали и перестраивали храмы. В 1707 г. на торговой площади возвели одноглавую ц. Рождества Христова, к-рая была перестроена после пожара в 1792 г. (колокольня выстроена вновь в 1845); основной объем храма был построен по принципу уменьшающихся кверху объемов (разрушен в 1939). В XVIII в. (точная дата неизв.) появилась каменная ц. св. Иоанна Предтечи, обветшавшая к 1790 г., когда началось строительство ее нового здания (до 1806; в 1872 г. заменено новым сооружением, снесено в 30-х гг. XX в.). В 90-х гг. XVIII в. купцами-ктиторами в городе были построены Успенский (1792, трапезная и колокольня 1829-1835) и Сретенский (1795, перестроен в 1829, 1892) храмы. Оба с приделами вмч. Димитрия Солунского, близкие по архитектурным формам: одноэтажные, 2-светные, вытянутые четверики, завершенные 4-скатной кровлей с одной главой, соединены объемами трапезных с колокольнями (были полуразрушены, ныне восстановлены); подобная им по типу Крестовоздвиженская ц., построенная в 1794-1800 гг., не сохранилась (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 21/25-21/25 об., 11/15, 34/39, 17/21, 28/33). В кон. XVIII в. при древнем городском соборе Рождества Пресв. Богородицы была воздвигнута 3-ярусная величественная колокольня, ставшая архитектурной доминантой Мурома со стороны Оки (не сохр.). Церковь во имя Св. Троицы в Вязниках. 1756–1761 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя Св. Троицы в Вязниках. 1756–1761 гг. Фотография. 2012 г. В XVIII в. каменные храмы строились в крупных селах Муромского у. В с. Молотицы помещик Сергей Глебовский возвел взамен деревянной Георгиевской ц. каменную в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом вмч. Георгия (1754). Архитектура ее типична для эпохи барокко: на основной кубический объем установлен восьмигранник с пологой кровлей, на него - 4-гранный барабан, выше - изящная 8-гранная шейка, завершенная луковичной главкой.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

По проектам столичных архитекторов в Воронеже созданы ц. Печерских чудотворцев Покровского мон-ря (1832-1835, архит. А. И. Мельников, перестроена) с плоским куполом на низком, глухом барабане, ц. арх. Михаила в Михайловском кадетском корпусе (1845, архит. К. Детлов, не сохр.), прямоугольный зал с 2-ярусной колоннадой по периметру и хорами, в 30-х гг. XIX в. по рисункам О. И. Бове был отделан внутри Благовещенский собор Митрофанова мон-ря. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Боброве. 1863 г. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Боброве. 1863 г. Фотография. 2003 г. В период активного торгово-экономического развития края (с 60-х гг. XIX в.) повсеместно строили храмы с разными объемно-планировочными решениями, в крупномасштабном декоре к-рых использовались мотивы средневек. зодчества Руси и Зап. Европы, ренессанса, барокко, классицизма, модерна. В крупных поселениях, напр. в слободе Бутурлиновке, возводили 2-ю или 3-ю церковь, приходские школы, богадельни, лавки, составлявшие своеобразные комплексы. В больницах, приютах и учебных заведениях устраивались домовые церкви, напр. ц. свт. Алексия, митр. Московского, при воронежском реальном уч-ще (1896, архит. А. М. Баранов). Были основаны новые мон-ри: Варваринский (в дер. Сомовке Нижнедевицкого у.), Знаменский в Землянском у. (1866, по инициативе баронессы А. П. Боде, ныне в руинах), Казанский (в с. Таволжанка Новохопёрского у.); в Дивногорском мон-ре в традициях классицизма сооружена Успенская ц. (1886) с 3-лепестковым ядром и трапезной. После прославления свт. Митрофана (1832) и свт. Тихона Задонского (1861) началось устройство храмов и приделов в их честь, много мон-рей возникло в Задонске и около него (в честь свт. Тихона муж., жен. Троицкий Тихонов и Богородицкий Тихонов Тюнин). В 40-х гг. XIX в. появились первые постройки в византийско-рус. стиле, связанные с творчеством К. А. Тона, напр. ц. Крестовоздвижения в Бутурлиновке (1841), где мотивы древнерус. архитектуры (килевидные наличники, луковичные главы) сочетались с классической основой и др. элементами декора. По проекту Тона в задонском Богородицком мон-ре был выстроен 3-этажный, с 8 престолами, 5-купольный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери (1845-1853); подобного типа крестово-купольный 5-главый Воскресенский собор (1861) в Новохопёрске и Успенская ц. (1863) в Боброве, конусовидные основания центральных глав к-рых сродни ц. вмц. Екатерины в С.-Петербурге по проекту Тона (1830), ц. Покрова Пресв. Богородицы (1871-1872) в слободе Бутурлиновке и ц. арх. Михаила (1897) в с. Ср. Карачан. Покровская ц. в Бутурлиновке при крупном масштабе благодаря вертикальным членениям фасадов, высоким арочным окнам, килевидным очертаниям оконных архивольтов, кокошников в завершении фасадов и алтарных апсид обладает хорошими пропорциями и стройным силуэтом.

http://pravenc.ru/text/155254.html

(?) XVII в.) и Иоанно-Богословского (1683) храмов Ростовского архиерейского дома (изображен на откосе окна и в медальоне, в молитвенной позе; в 1-м случае - как мученик, вместе со святыми Миной, Флором и Лавром, во 2-м - вместе со св. воинами), а также, по-видимому, в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684) (в одном из окон юж. стены вместе с мучениками Нестором, Вонифатием и Меркурием). Кроме этих памятников, отражающих процесс включения И. В. в сонм повсеместно почитаемых мучеников, известны его датированные иконы, написанные до 1695 г.: исполненная Петром Иродионовым для кн. М. А. Волконского (1690, ГИМ); из московской ц. свт. Николая Чудотворца в Голутвине письма Тихона Иванова Филатьева (ок. 1690-1691, местонахождение неизв.); 2-рядная икона письма Сергея Бурдыгина (1692, ГИМ) (см.: Кочетков. 2009. С. 307, 729, 732). На судьбу иконографической традиции повлияло почитание И. В. в московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка, к-рая во 2-й пол. XVII в. была выстроена в камне: в 1681 г. стольник А. И. Свиязов вложил туда серебряный напрестольный крест, на рукояти к-рого изображена фигура И. В. в воинских одеждах ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1883. С. 5-6). Возможно, тогда же появился золотой мощевик с эмалевым изображением святого, вставленный в серебряный золоченый ковчег, к-рый в свою очередь хранился в золоченом медном ковчеге с серебряными накладками (Там же. С. 40, 44-45); очевидно, об изготовлении этих ковчегов в 1702 г. договаривались житель Новомещанской слободы Андрей Дементьев, свящ. Алексий Фёдоров и церковный староста Косма Иванов (Москва: Актовые книги XVIII ст. М., 1892. Т. 1. С. 181-182. 1835). Мч. Иоанн Воин. Средник иконы «Мч. Иоанн Воин, с житием». 1-я треть XVIII в. (КГОИАМЗ) Мч. Иоанн Воин. Средник иконы «Мч. Иоанн Воин, с житием». 1-я треть XVIII в. (КГОИАМЗ) Расцвет почитания И. В. в России приходится на последние годы XVII и XVIII вв. (традиции этой эпохи сохр. и в XIX в.). В этот период И. В. было посвящено большое количество престолов: в Москве в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/471095.html

Чистая Дуброва. Колокольня церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:не ранее 1882. Архитектор:Образцовый проект К.А. Тона для Симонова монастыря (с упрощением) Адрес: Россия, Тверская область, Весьегонский район, с. Чистая Дуброва Координаты: 58.503929, 37.285056 Изменить описание Колокольня была построена по частично изменённому образцовому проекту К.А. Тона, впервые использованного при строительстве колокольни Симонова монастыря в Москве (1835-1839, утрачена) и опубликованного в альбоме 1838 г., таблица 16. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Стоит в центре села на площади у самой дороги. В 18 в. здесь находились две деревянные церкви - Покровская с приделами Георгия Победоносца и Алексея Человека Божьего и Ильинская, сгоревшие в 1797 г. В 1797-1813 гг. на средства прихожан сооружена деревянная Покровская церковь с отдельно стоящей колокольней. Сначала была выстроена трапезная, в которой в 1799 г. освятили придел Георгия Победоносца. Главный престол и расположенный в храме придел Ильи Пророка освятили только в 1813 г. Рядом с деревянным храмом на средства прихожан в 1865-73 гг. была выстроена каменная Покровская церковь. Колокольня выстроена с некоторыми отступлениями от проекта, утвержденного в 1864 г: верхние ярусы колокольни вместо восьми сделаны четырехгранными. Деревянная церковь в начале 20 в. была разобрана, но в 1910 г. на сельском кладбище построили деревянный храм Ильи Пророка и Всех Святых (не сохр). Не позднее сер 20 в. пятиглавый храм Покрова и трапезная были разрушены. Свод памятников Архитектуры и монументального искусства России, Тверская обл. ч. 3 Москва, 2013 г. стр.108 Кирпичная церковь была выстроена в 1882 г. В настоящее время от здания сохранилась лишь колокольня. Она расположена в центре села, с южной и юго-восточной стороны сохранилась березовая обсадка. Объемная композиция складывается из трех убывающих по величине квадратных ярусов и завершена небольшим шатром. Несмотря на поярусное членение, композиция напоминает столпообразные колокольни древнерусской архитектуры. Такое впечатление возникает благодаря массивности и сильно вытянутым пропорциям нижнего яруса. Два верхних четверика значительно меньше по размерам и прорезаны арочными проемами звона, что значительно облегчает общую композицию. В архитектурном убранстве черты позднего классицизма переплетаются с мотивами русского стиля. Широко использованы угловые пилястры, многочисленные тяги, филенки, пояса ширинок. В основании деревянного шатра проходит ряд кокошников. Первый ярус двухэтажный, нижнее помещение было перекрыто крестовым сводом.

http://sobory.ru/article/?object=31278

Богоматерь на иконе (106,5х89 см; не сохр.) изображена с Младенцем на левой руке, по сторонам от Нее - страждущие (московский тип). В 1835 г. была украшена серебряным позолоченным окладом с камнями. В ризнице хранились 2 ризы, сер. XVIII в. и более поздняя, шитая серебром по зеленому бархату. Считалось, что чтимые иконы " Всех скорбящих радость " в воронежских Пятницкой и Ильинской церквах были точными списками с этой иконы. В Рождественской церкви также был образ Богоматери большого размера, считавшийся чудотворным и имевший множество вотивных привесов, иконография которого неясна . Еще один местночтимый образ, иконографически восходивший к московской чудотворной иконе, имелся во Введенской церкви . В Воронежской губ. в г. Павловске в Преображенском соборе находился образ, который прославился в 1866 году. Неизлечимо больной прихожанин А.И.Шапошников перед смертью пожелал отслужить молебен перед иконой, но умер, ожидая начала молебна. Во время же исполнения его просьбы ожил и прожил еще 2 дня. В Вятской губ. в с. Колесникове Сарапульского уезда икона прославилась до 1879 г.; по преданию, она явилась за селом, затем находилась в Богородицкой церкви ( 1818 ). От образа после молебна за год до смерти получила облегчение в болезни и прозрела жительница Сарапула, страдавшая расслаблением. В с. Чудинове Орловского у. икона находилась в церкви Св. Троицы. Прославилась ок. 1888 г., когда от нее получила исцеление жена отставного чиновника Вятской казенной палаты В.М.Бахматова. Будучи на богомолье в с. Великорецком, она возвращалась через Чудиново, где узнала виденные ею незадолго до того во сне храм и икону, перед которой по ее просьбе был отслужен молебен. В Драндском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре близ Сухуми. По преданию, икона была найдена в земле в 1885 г. во время восстановления Успенского собора. Некоторые авторы упоминают о древней иконе монастыря как о 2-сторонней, с изображением Богоматери (без уточнения иконографического типа) и прп. Антония Печерского . По воспроизведениям написание этой иконы возможно не ранее 80-х гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков без Младенца и страждущих.

http://drevo-info.ru/articles/13447.html

Прор. Анна. Роспись ц. св. Игнатия Богоносца в с. Путогине. 1899 г. Прор. Анна. Роспись ц. св. Игнатия Богоносца в с. Путогине. 1899 г. Своеобразным проявлением рус. стиля, основным образцом для которого служило убранство храма Христа Спасителя в Москве, можно считать живопись с усиленным декоративным началом в Никольской ц. (1835-1856; 1867-1869) в с. Боболи Малоярославецкого р-на. В росписях использованы приемы народного искусства, проявившиеся в необычно трактованной сцене на юж. стене юж. придела: 12 книжников в композиции «Суд Пилата и Каиафы» несут свитки с оригинальными надписями. Композиции храма Христа Спасителя служили также образцами для росписей Успенской ц. в дер. Кутьково (1850-1875) и ц. Рождества Христова в с. Борщёвка (1895) (обе в Ферзиковском р-не). Наиболее ярким и совершенным примером васнецовского направления стали росписи 1908 г. (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Д. 2207. Л. 484) в ц. св. Игнатия Богоносца (1899) в дер. Путогино Мосальского р-на. Возможно, ансамбль выполнен столичными художниками, работавшими по заказу с.-петербургского купца И. Л. Тузова, известного издателя духовной лит-ры. Образцом послужили не только мотивы творчества В. М. Васнецова, но и росписи храма Христа Спасителя; был использован опыт изучения древнерус. иконописи (иконография сюжетов в лотках свода четверика - «Сошествие во ад»; «О Тебе радуется», не сохр.) и визант. искусства (в схематичном виде воспроизведены орнаментальные мотивы мозаик мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Общий сумрачный колорит живописи контрастирует с колоритом отдельных композиций, насыщенных светом и украшенных богатейшими орнаментами с золотыми и серебряными деталями. Простые варианты васнецовского направления представляют фрагменты росписей центрального объема ц. Параскевы Пятницы (1771) в с. Кумовском Бабынинского р-на (бывш. Перемышльский у.; согласно «метрике» на храм 1887 г., к этому времени его стены не были расписаны - см.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 2055). Лит.: Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 619-622. Ил. 586-588; Сарабьянов В. Д. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной ц. Пафнутьево-Боровского мон-ря//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в. М., 2008. С. 199-216. (Тр. ЦМиАР; 3); он же. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/Сост.: И. А. Стерлигова, Л. А. Щенникова. М., 2008. С. 116-143; Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности: Храмы и мон-ри г. Боровска. Калуга, 2010 2; Павлова А. О. Монументальная живопись кон. XVIII - нач. XX в. в Калужской обл. (по мат-лам экспедиций 2004-2007 гг.)//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 358-566.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XIX - нач. XX в. Иконописец схиигум. Герман (Гомзин) (Елеонский Вознесенский мон-рь в Иерусалиме) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XIX - нач. XX в. Иконописец схиигум. Герман (Гомзин) (Елеонский Вознесенский мон-рь в Иерусалиме) Происхождение и датировка списка (не сохр.) из Воскресенского собора Смольного мон-ря неизвестны. Икона обнаружена в 50-х гг. XIX в. на складе старых церковных вещей мон-ря и поставлена в соборе по распоряжению его настоятеля Н. Ф. Раевского. Возможно, икона первоначально принадлежала одной из монахинь обители и после ее кончины поступила в монастырский храм во имя равноап. Марии Магдалины, после упразднения мон-ря (1835) была передана собору. Встречающееся в лит-ре XIX в. отождествление этого образа с иконой, подаренной имп. Петру I в 1696 г. и переданной имп. Елизаветой Петровной мон-рю, не имеет оснований. Размеры списка иконы меньше размеров оригинала (71,12×49 см), иконографии отличаются друг от друга: на списке отсутствует изображение рамы с дополнительными сюжетами и текстами. Ко времени прославления образ не имел ризы и венцов. Неясны обстоятельства прославления иконы. В популярной лит-ре отражена версия, согласно к-рой икона была найдена 18 июня 1851 г. по описанию некоего гвардейского унтер-офицера, к-рому образ явился во сне. С разрешения С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского) обретенный образ был поставлен в соборе у правого столпа, перед ним служили молебны. Вскоре он стал самой чтимой иконой в соборе, был заключен в золоченую раму и украшен серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями. В 1891 г. для иконы соорудили золоченый киот в память чудесного спасения имп. Александра III и его семьи 17 окт. 1888 г. С 1892 г. на праздник Преображения икону носили крестным ходом вокруг местных фабрик. От образа зафиксировано неск. чудес: по молитвам перед иконой избежал пожара извозчичий двор, принадлежавший вдове купца А. Г. Прокофьевой; бывш. сестра милосердия А. А. Коробова исцелилась от болезни глаз; жена крестьянина Тверской губ. О. Арсеньева 21 нояб. 1901 г. излечилась от болезни, к-рой страдала 6 лет ( Образцов. 1873; Боровский. 1900; Никифоровский. 1914).

http://pravenc.ru/text/389455.html

Архитектурная тема ц. ап. Павла получила развитие в Андреевском соборе в Кронштадте (1806-1817; снесен в 1932). Отталкиваясь от объемно-планировочной структуры ц. ап. Павла, З. добился большей гармонии в пропорциях, а также добавил высокую колокольню, завершенную изящной ротондой из колонн и острым шпилем. Кроме франц. прототипов на силуэт собора повлияли однобашенные церкви английского классицизма, в т. ч. постройки архит. К. Рена. Архитектура Андреевского собора оказала большое влияние на архитектуру мн. церквей в провинции. Его относительно точными копиями стали: Спасо-Преображенский собор в Екатеринославе (ныне Днепропетровск; 1830-1835), выстроенный по проекту архит. Ф. Санковского (20-е гг. XIX в.) на основе захаровского проекта (ок. 1805-1806; чертежи не найдены); собор св. блгв. кн. Александра Невского в Ижевске (1816-1823), первоначально был спроектирован С. Е. Дудиным, учеником З. После того как проект был отвергнут, он взял за основу проект Андреевского собора, изменив лишь нек-рые детали (завершение колокольни). Влияние облика кронштадтского собора заметно в ряде проектов и построек А. И. Мельникова , наиболее известного ученика З., а также А. А. Михайлова (ц. св. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, 1811-1823). С Кронштадтом связано и последнее произведение З. в области церковной архитектуры - 4-ярусная, с 8-гранным шпилем деревянная колокольня Богоявленской ц. (1811; не сохр.). Лит.: Гримм Г. Г. Архитектор Андреян Захаров: Жизнь и творчество. М., 1940; Пилявский В. И. А. Д. Захаров, зодчий. Л., 1944; Аркин Д. Е. Захаров и Воронихин. М., 1953; Никулина Н. И., Пушнина Л. Т. Каталог юбил. выставки произведений А. Д. Захарова, 1761-1811. М., 1961; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. Л., 1982; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983; Шуйский В. К. Андреян Захаров. Л., 1989; он же. Андреян Захаров//Зодчие С.-Петербурга, XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 39-57; Кириченко Е. И. Запечатленная история России. М., 2001; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001; Макаров В. К., Петров А. Н. Гатчина. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/182717.html

Популярна была серия образцовых проектов А. Г. Григорьева (ГИМ. 27789/Р-2800, Р-2985, Р-3019, 42949/Р-3062, 42949/Р-2059; ГНИМА. P-I-9821, P-I-1649, P-I-605, P-I-2651, P-I-2762, P-I-2763, P-I-2765), близких к образу Троицкого собора Данилова мон-ря в Москве (1833-1838, архит. Бове), в которых он разрабатывал тему объемного кубического четверика с крупной купольной ротондой наверху (иногда с малыми главами по углам) и низкими дорическими портиками на гладких фасадах, усиливающими титанический масштаб постройки ( Чекмарев. 2014). Часто такой 5-главый четверик включался в 3-частную композицию с длинной трапезной и ярусной колокольней: Успенский собор в Кашире (1829-1832, заказчик купец С. Л. Лепёшкин); Успенская ц. в Подсосине Сергиево-Посадского р-на (1825-1827, заказчица Е. А. Арсеньева; колокольня не сохр.); Вознесенская ц. в Раменье Дмитровского района (1837-1842). Иногда композиция была более центрирована, как в однокупольной ц. арх. Михаила в Михайловском (городской окр. Домодедово; 1816-1822, заказчица гр. А. А. Орлова) в виде 4-столпного четверика с колокольней. С именем А. Г. Григорьева связаны редкие храмы «иже под колоколы»: центрично-осевая ц. Св. Троицы в усадьбе Ершово Одинцовского р-на (1826-1828, архит. Григорьев, заказчик В. Д. Олсуфьев; взорвана в 1941, воссоздана в кон. XX в.) в виде четверика с 2 экседрами под ротондой звонов (ГИМ. 42949/Р-2876, Р-3002, Р-3049, 27789; ГНИМА. P-I-2612, P-I-6787, P-I-9820; Фотофонд. V-38835) и центрическая квадратная ц. Воздвижения Креста Господня в Воздвиженском Сергиево-Посадского р-на (проект 1834 Григорьева (?); 1838-1847, архит. Д. Ф. Борисов, заказчица А. И. Муханова). Долго строившаяся монументальная Никольская церковь-колокольня в усадьбе Гребнево Щёлковского р-на (1817-1823, архитекторы И. И. Ольделли, Н. И. Дерюгин; проект А. Н. Воронихина (?); интерьер Жилярди) имеет сложный 8-гранный план с портиками по странам света и круглый ярус звона, увенчанный купольным барабаном с главкой. В др. серии проектов разрабатывался тип 5-главого храма (наподобие Покровского собора в Хотьковском мон-ре) с основой в виде ротонды на четверике, с портиками-лоджиями и длинной трапезной, где 2 малые главы поставлены над боковыми квадратными алтарями четверика, а 2 - над алтарями приделов трапезной: собор Св. Троицы в Подольске (1819-1832, школа Бове); Успенская ц. в Закубежье Сергиево-Посадского района (1833), реплика Хотьковского собора; Воскресенская ц. в Ильинском Погосте Орехово-Зуевского р-на (1822-1833); аналогичны ей, но без пятиглавия, Никольская ц. в Б. Дубне (1839, заказчик А. П. Хметевский), Успенская ц. в дер. Войново-Гора (1835-1838) и Успенская ц. в Красном (ок. 1850, заказчик Л. А. Кознов) Орехово-Зуевского р-на.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010