Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (в крещении Иоаким; 1806-1869, Киев), архим., иконописец. Происходил «из простых мещан Орловской губернии» ( Лебединцев. 1878. 8. С. 391). В послужных списках монашествующих Белобережской пуст. (1831-1832; дополнялись в 30-х гг. XIX в.- М. А. К.) упоминается как «казак из великороссов» из Черниговской губ. (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 33). В 1835-1841 гг. поновлял иконы и иконостасы, выполнял стенопись в храмах и мон-рях Орла, Брянска и Брянского у. Орловской губ. В 1836 г. принял постриг в Белобережской Иоанно-Предтеченской брянской пуст., в 1838 г. рукоположен во диакона. В 1836 г. в храмах Белобережской пуст. поновлял иконы, иконостасы, делал стенные росписи. В 1837 г. по разрешению Орловской духовной консистории «безвозмездно и собственным коштом» восстанавливал алтарные иконы и иконы местного ряда в иконостасе Успенского собора Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска (всего 306 икон кроме чудотворной Свенской-Печерской иконы Божией Матери (не сохр.); см.: Рапорты и отношения казначея Свенского монастыря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту (1839) - РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824). Сохранился документ, зафиксировавший перечень красок и других материалов, закупленных для И. (Церковные постройки и починки Белобережской пуст. (1831-1837)//ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 56. Л. 4). В 1837 г. в Орле состоялась 1-я встреча И. с митр. Филаретом (Амфитеатровым), определившая его дальнейший путь. Митрополиту понравилась обновленная в 1835-1836 гг. настенная живопись 1803 г. (не сохр.) Казанского придела орловского Никитско-Ахтырского собора, которую иконописец выполнил со старшим братом, видимо, обучавшим его живописи. Митр. Филарет пригласил И. в Киев, но тот не мог оставить начатые под руководством брата живописные работы в Орле; вплоть до переезда в Киев И. поддерживал переписку с митрополитом ( Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï лаври. К., 2008. С. 8).

http://pravenc.ru/text/673969.html

Работы М. отличались постоянством стиля, ориентированного на античное наследие, в первую очередь на греч. дорику и рим. Пантеон. Это объединяло его, с одной стороны, с послереволюционной франц. архитектурой кон. XVIII - нач. XIX в., с другой - с такими мастерами русского ампира, как А. А. Михайлов 2-й, П. С. Плавов, И. И. Шарлемань 1-й. Его проекты максимально приближены к античным прототипам без влияния стилистики Ренессанса. Первым крупным осуществленным проектом М. (нач. 1812, сохр. 3 варианта) стал главный корпус Демидовского училища высших наук (юридического лицея) в Ярославле - 3-этажное здание с мощным портиком, построенное в 1813-1815 гг. (не сохр.). Церковь Благовещения Пресв. Богородицы на Волковом кладбище, С.-Петербург. 1835–1836 гг. Фотография. Нач. XX в. Церковь Благовещения Пресв. Богородицы на Волковом кладбище, С.-Петербург. 1835–1836 гг. Фотография. Нач. XX в. С 1813 г. М. разрабатывал конкурсный проект храма Христа Спасителя в Москве и удостоился 1-й премии, однако утвержден был проект А. Л. Витберга. Классицистический проект М. представлял храм в виде греч. креста; каждый ризалит был оформлен 8-колонным портиком и завершен треугольным фронтоном. В венчающем пятиглавии доминировал огромный эллипсовидный купол, оформленный в основании лежачими окнами. Барабаны как главного купола, так и малых, расположенных по углам здания, декорированы колоннадой. В другом варианте проекта было представлено громадное 3-ярусное сооружение на высоком стилобате с галереей, завершенное таким же куполом. Первый ярус представлял собой четверик с примыкающими к нему портиками с 3 рядами колонн коринфского ордера. Аналогичными колоннадами были украшены верхние ярусы. Здание фланкировали полуциркульный корпус и обелиски, завершенные фигурами. В составленном М. описании (1817) проекта храм именовался подоблачным колоссом, соответствующим великому делу «спасения Отечества» и превосходящим «огромностью даже церковь Петра в Риме и все храмы доселе существующие» ( Кириченко. 2001. Кн. 1. С. 238).

http://pravenc.ru/text/2562950.html

Развитием столичной темы - 5-главого городского собора, вдохновленного уже не столько образом собора казанского Богородицкого мон-ря, сколько гвардейскими соборами Измайловского и Преображенского полков в С.-Петербурге,- представляются: Успенский собор (1822; 1863, не сохр.; Там же. С. 56), собор во имя свт. Николая Чудотворца в Чистополе (1838; завершен в 1902, архит. П. Г. Пятницкий, Ф. И. Петонди; Айдарова-Волкова. 1997. С. 94, 189. Рис. 2); ц. Боголюбской иконы Божией Матери с приделом вмц. Екатерины в Адмиралтейской слободе Казани (возведена на средства купца С. Е. Павлова, 1835, не сохр.; Фролов. 2005. С. 65), в к-рой образ здания приобретает еще большую монолитность благодаря более близкой постановке всех глав, отказу от колонных портиков, включению в состав здания зап. ячейки в качестве основания 2-ярусной колокольни, увенчанной шпилем. Тема здания с единственным купольным монолитным завершением, возрождающим образ римского Пантеона, находит воплощение в соборе в честь Грузинской иконы Божией Матери Раифского мон-ря (1835-1842, архит. М. П. Коринфский), представляющего в плане кубический объем, увенчанный обширным невысоким куполом. В скупой декорации использованы суровые, архаические мотивы: руст 1-го этажа фасадов, дорический триглиф на фризах и фронтонах. Ампирный тип купольного храма с широким пологим куполом, скупой декорацией на фасадах использовался при возведении зданий во 2-й пол. XIX в. в уже сложившихся ансамблях, как, напр., Крестовоздвиженский корпус с южной стороны собора казанского Богородицкого мон-ря, освященный архиеп. Палладием (Раевым) (1882-1887) (Обозрение. 1898. С. 53; Республика Татарстан: Православные памятники. 1998. С. 34). Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в Казани. 1827 г. Архит. Н. Алфёров. Фотография. 1913 г. (ГПИБ) События внешней политики и рост интереса в обществе к отечественной истории вызвали к жизни проекты, к-рые очень близки искусству столицы. На берегу р. Казанки на месте старого русского кладбища и первом месте Успенского Зилантова мон-ря был задуман храм-памятник павшим при взятии Казани в 1552 г.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В 1822-1829 гг. для помещиков Томиловых М., вероятно, спроектировал и построил ц. Рождества Христова Христорождественского Пашского погоста (совр. дер. Надкопанье Волховского р-на Ленинградской обл., закрыта в 1937, восстанавливается с 1997). Величественная 5-главая 5-престольная церковь соборного типа соединена обширной трапезной с 3-ярусной колокольней, завершенной шпилем. Притвор и боковые фасады украшают 4-колонные портики под треугольными фронтонами. Круглые барабаны глав прорезаны арочными окнами. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в ярославском Казанском мон-ре. 1835–1845 гг. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в ярославском Казанском мон-ре. 1835–1845 гг. В 1827-1829 гг. М. вместе с Л. Ф. и Д. Ф. Адамини принимал участие в перестройке ц. вмц. Екатерины и Рождества Богородицы в Графской Славянке близ Павловска (ныне в черте города, перестроена), в 1831-1833 гг. по его проекту пристроен придел к Успенскому собору Староладожского жен. мон-ря (в с. Ст. Ладога Волховского р-на Ленинградской обл., приделы утрачены). По проекту М. в 1827-1832 гг. был полностью перестроен собор Мозоловского Вознесенского жен. мон-ря (с. Мозолово Мстиславского у. Могилёвской губ., сохр. со значительными утратами). Трехчастный, вытянутый в плане по оси «запад-восток» храм включал притвор с возвышавшейся над ним колокольней со шпилем, соединенный с притвором трапезной основной объем, увенчанный шлемовидным куполом на круглом в плане барабане, и полуциркульную в плане апсиду. Вход в храм и основное помещение с севера и юга украшали 4-колонные портики. В 1840 г. из Слуцка в Минск была переведена ДС, для к-рой отвели дом по Александровской ул. Он был перестроен по проекту М. для размещения там домовой Иоанно-Богословской ц. В 1832 г. М. выполнил проект теплой Печерской (во имя Всех святых Печерских) ц. при доме игумении воронежского Покровского монастыря (построена в 1832-1835, приделы - в 1838, 1842, перестроена в рус. стиле, в советское время - жилой дом (ул. Рабочий Городок, 30)). М. спроектировал теплый Благовещенский собор с приделом равноап. кнг. Ольги в Псковском кремле. Строительство церкви велось в 1832-1836 гг. под надзором архитекторов А. Т. Дурнова и М. А. Томаринского (взорвана в 1933). Кубический храм с массивным полусферическим куполом окружали небольшие ризалиты с 4-колонными портиками и алтарный ризалит, завершенные треугольными фронтонами. В Пскове М. выполнил также проект реконструкции ДС (1830).

http://pravenc.ru/text/2562950.html

К сер. XIX в. ядро Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери муж. пуст. (в с. Оранки Богородского р-на) представляло собой единовременно сложившийся целостный ансамбль, стилистически однородный и единый в использовании архитектурных приемов. Каменное строительство началось с возведения Владимирского собора (1819); с 1830 по 1835 г. были построены зимняя Рождественская ц., келейные корпуса, здание трапезной с домовой церковью, колокольня, а также каменная ограда с 4 башнями по углам и 3 воротами. Архитектурный комплекс Троицкого единоверческого жен. мон-ря в с. Белбаж Ковернинского р-на начал формироваться в сер. XVIII в. Мон-рь был обнесен высокой каменной стеной и имел 3 каменных храма: Троицкий (1720-1726; 3 престола: во имя Св. Троицы, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя Иоанна Богослова; приделы 1809-1810 гг.), Введенский (1733), Спаса Нерукотворного (1815, на средства купца Д. Корнилова). Первая правосл. церковь в приходе сгорела во время пожара вместе с монастырской слободой, в 1820 г. в селе была построена каменная Покровская ц. с высокой колокольней (в ней имелось 3 престола: в честь Покрова Пресв. Богородицы, Сретения Господня, во имя апостолов Петра и Павла). Храм относился к крестово-купольному типу, имел форму большого кубического объема, завершенного пятиглавием (Там же. С. 88). План Высокогорского Вознесенского муж. мон-ря (ныне в черте Арзамаса) приближен к правильному прямоугольнику. Облик Вознесенского собора (1759, неск. раз перестраивался, не сохр.) известен по фотографии нач. ХХ в.: 2-светный четверик храмовой части был увенчан 5 главами, глухая центральная луковичная глава удерживалась цилиндрическим барабаном, восьмериковые барабаны боковых глав были увенчаны маленькими луковичными главами (Арзамас. 2013. С. 484). Двусветный четверик Покровской ц. (1768, капитально перестроена в 1845), перекрытый на 4 ската, был завершен крупным цилиндрическим световым барабаном, увенчанным луковичной главой. Алтарная часть представляла собой 3 полукруглые в плане апсиды. Ныне памятник представляет собой квадратный в плане четверик на высоком подклете с равным ему по ширине зап. притвором. Сев. и юж. фасады украшены пилястрами, которые поддерживают 3 полуциркульных архивольта. Прямоугольные окна храма обрамлены пилястрами по бокам и полуциркульными сандриками. Над св. воротами была построена 3-ярусная колокольня в классическом стиле (1785, не сохр.; Там же. С. 477).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

В 1800, 1810 и 1829 гг. деревянные постройки М. С. м. горели во время пожаров. В 1835-1837 гг., при игум. Антонии (1833-1842), на месте обветшавшего Вознесенского собора (1691) был построен и освящен новый 2-этажный храм с верхним холодным приделом в честь Вознесения Господня, теплыми нижним прав. приделом в честь Ватопедской иконы Божией Матери и левым - во имя прп. Макария Желтоводского. Могила схим. Исаии оказалась в наружной стене нижнего Ватопедского придела, близ клироса. По благословению архиеп. Казанского свт. Филарета (Амфитеатрова) значительные пожертвования на возведение Вознесенского храма поступили от жительницы Свияжска Н. И. Саврасовой (1783-1870) и казанского помещика Е. А. Лебедева. Последний кроме средств на церковь внес еще 7992 р. серебром в кредитные учреждения на проч. нужды обители. Небольшой основной объем Вознесенского храма, с фронтонами над каждой из 4 сторон, венчала закругленная в виде визант. купола кровля. Над зап. порталом храма была построена 2-ярусная 33-метровая колокольня (1839) - самое высокое сооружение мон-ря. Главный ее ярус - в плане квадратный, с большими арочными проемами на каждой стороне. Выше - ярус круглый, с круглыми отверстиями - слухами. Венчает колокольню полусферический купол с малой главкой. Основной объем храма соединяла с колокольней низкая трапезная. В Вознесенском соборе стоял 4-ярусный иконостас, находились принесенные с Афона в XIX в. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» (не сохр.), украшенная серебряной ризой, жемчугом и драгоценными камнями, и образ вмч. Пантелеимона (не сохр.) с частицей его мощей. К кон. XIX в. это была единственная икона целителя в Казанской епархии, поэтому множество богомольцев приходили в обитель помолиться святому о здравии. Вероятно, из М. С. м. происходит сохранившаяся житийная икона прп. Макария Желтоводского (сер. XVII в., ГМИИРТ) с 20 клеймами. В среднике иконы преподобный представлен в рост, молящимся Св. Троице, посреди ландшафта над пещерой или «кладезем» ( Тарасенко Л. П. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства: АКД. М., 2006. С. 19). Возможно, именно эту «древней живописи икону» прп. Макария, пребывавшую в Вознесенском соборе, упоминали исследователи 2-й пол. XIX в. как главную достопримечательность пустыни. Считалось, что икона была принесена на Свиягу схим. Исаией из Унженского мон-ря и в 80-х гг. XIX в. украшена серебряным окладом ( Вечеслав Н. Н. К вопросу о народных преданиях в Казанской губ. относительно первых заселений в ней русских и о их борьбе с туземцами//Тр. 4-го Археол. съезда. Каз., 1884. Т. 1. С. 167; Спутник по Казани. 1895. С. 251; Вадим (Чинилкин). 2007. С. 4, 8).

http://pravenc.ru/text/2561270.html

Казанская ц. в г. Уржум совр. Кировской обл. была построена в 1836-1841 гг. Проект был разработан в 1834 г. М. совместно с Висконти. Непосредственный исполнитель проекта Висконти, вероятно, участвовал и в разработке др. классицистических церковных проектов вместе с М., используя в работе альбом Михайлова и Шарлеманя «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» 1824 г. Одноглавый храм «корабль» (в плане - лат. крест) с колокольней над притвором, напоминавшей колокольню в Измаиле, был украшен колонными портиками (сохр. с большими утратами). Спасо-Преображенский собор в Рыбинске. 1838–1851 гг. Спасо-Преображенский собор в Рыбинске. 1838–1851 гг. Троицкий собор в Липецке (спроектирован в 1831, построен в 1832-1848, разрушен в 1931) был близок по архитектуре к Преображенскому собору Стасова в С.-Петербурге, в частности формой и расположением 5 куполов. К 2-светному кубовидному объему примыкали 4-колонные портики, с запада - полуколонны с капителями ионического ордера. В плане храм представлял собой равноконечный крест. Стены были разделены пилястрами, украшены треугольными сандриками и лепниной, завершены карнизами с дентикулами. Массивные главы имели строгий декор - окна и проемы звонов обрамляли лишь карнизы и архивольты. Предполагается, что М. построил в Белгородской обл. 3-частную однокупольную Воскресенскую ц. в с. Хотмыжске (Борисовский р-н, 1834-1839, восстановлена в 1995) - кубический одноглавый храм с 4 колоннами в форме греческого креста, с портиками и присоединенной к нему галереей с 3-ярусной колокольней, и 3-престольную однокупольную ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Ивановка (Старооскольский р-н, 1837, восстановлена с изменением первоначального вида, см.: Православные храмы земли Оскольской/Авт.-сост.: П. Е. Шишкин, Н. И. Мурашов. Старый Оскол, 2008). Ему принадлежат также проекты собора для г. Кашина (вероятно, перестройки Воскресенского собора в 1817-1819), колокольни Введенской ц. в том же городе (спроектирована в 1832, построена в 1835, не сохр.), церквей в имении Верещагина и генеральши А. И. Коновницыной; нереализованный проект церкви-ротонды с портиками диаметром 34 м в Орле (1826); 2 церквей в Пермской губ., 2 церквей на Камчатке (1832), предположительно 3-частной однокупольной Преображенской кладбищенской ц. в Плёсе (1832, постройка - 1849); иконостасов Никольской ц. в Ревеле (1825) и дворцовой ц. в Белостоке (1826).

http://pravenc.ru/text/2562950.html

Судебное разбирательство по делу о растрате средств, выделенных на постройку храма, длилось 8 лет, в 1835 г. имущество В. было конфисковано, архитектор сослан в Вятку. Здесь он создал проект собора во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского (1838) - второе программное сооружение архитектора. Основой проекта стал один из вариантов храма Христа Спасителя - 5-купольная ротонда с 4 башнями-колокольнями. Визант. стиль собора сближал это сооружение с произведениями архитекторов романтизма - М. Д. Быковского , Тона, А. П. Брюллова. В. в этот период был убежден в возможности выражения национальной идеи с использованием греч. форм. Собор в Вятке был возведен в 1839-1864 гг. (снесен в 30-х гг. XX в.). Здесь же В. построил неск. несохранившихся впосл. зданий (в городском Александровском саду сохр. чугунная решетка с воротами и 2 беседки). В 1840 г. В. было разрешено возвратиться в С.-Петербург, где он выполнил неск. проектов надгробий и обелисков, а также проект собора для Тифлиса (1847, не осуществлен). Умер в бедности и полном забвении, похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге (могила не сохр.). Графическое наследие архитектора почти полностью погибло во время пожара в доме В. в 1854 г. Соч.: Записки// Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 1. С. 380-453; Автобиография//РС. 1876. Т. 17. 9. С. 109-110; 10. С. 267-296; 12. С. 759-770. Ист.: ГНИМА. Ф. Р I. Ед. хр. 144, 146, 147-172, 203-204, 1859, 2111, 5260, 7345-7367, 10922-10927. Лит.: Соколов П. Ист. описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. М., 1818; Петров П. Н. Сб. мат-лов для истории Имп. АХ. СПб., 1864-1887. Ч. 1-4 (по указ.); Участие акад. А. Л. Витберга в постройке Александро-Невского собора в Вятке. Вятка, 1894; Академик А. Л. Витберг и его письма к А. И. Герцену//РС. 1897. Т. 12 (92). С. 477-495; Историческая выставка архитектуры: Альбом. СПб., 1911 [рис.; чертежи]; Витберг Ф. А. Витберг и его проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах//Старые годы. 1912. Февр. С. 3-19; Грабарь И. Э. Ранний александровский классицизм и его франц. источники//Там же. 1912. Июль/сент. С. 68-96; он же. От екатерининского к александровскому классицизму//История рус. искусства. М., Т. 3. С. 449-468; Снегирев В. В. Архитектор А. Л. Витберг: Жизнь и творчество. М.; Л., 1939; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. М., 1972. Т. 2. С. 287-288 [Библиогр.]; Москалец Е. С. , Пешнина Л. В. А. Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975; Молева Н. Храм//Наше наследие. 1988. 3. С. 39-55; Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992; Тинский А. Архитектурное наследие А. Л. Витберга в Вятке//Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т. 5: Архитектура. С. 153-159; Кузнецова (Строганкова) Е. В. Проект храма Христа Спасителя архит. А. Л. Витберга//Шведы в Москве: Мат-лы рос.-швед. науч. конф. М., 2002. С. 93-114; Памятники архитектуры в дорев. России: Очерки истории архит. реставрации. М., 2002. С. 148.

http://pravenc.ru/text/158848.html

Католич. церковь св. Людовика Французского. Архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди. 1827–1830 гг. Фотография. 1884 г. Католич. церковь св. Людовика Французского. Архитекторы Д. И. и А. О. Жилярди. 1827–1830 гг. Фотография. 1884 г. Первая католич. церковь, во имя апостолов Петра и Павла, была построена в Немецкой слободе по инициативе полководца П. И. Гордона по личному разрешению царя Петра Алексеевича (1705) и простояла до 1838 г. Новое здание для этого престола было выделено в Мясницкой части города, в Милютинском пер. (1839-1849, архит. А. О. Жилярди; известна также как польская церковь), стиль поздний ампир (впосл. перестроена). Прихожанами нового храма были мн. известные люди - Э. Л. Минелли, дочь музыканта Л. А. Минелли и супруга архит. М. Быковского, «святой доктор» Ф. П. Гааз, меценат А. Л. Шанявский, поэт Ю. К. Балтрушайтис. Погребения с кладбища вокруг прежнего здания были перенесены на Введенское (Немецкое) кладбище в Лефортове, в 1870 г. обветшавший храм был сломан, надгробная плита Гордона передана в Румянцевский музей (ныне в ГИМ). Крупнейшая церковь католиков в М.- во имя Девы Марии (Непорочного зачатия) на М. Грузинской ул., также называвшаяся до 1917 г. польской, получила новое здание в 1910 г. (архит. Ф. О. Богданович-Дворжецкий), представлявшее богато декорированный образец неоготики. Церковь св. Людовика Французского на М. Лубянке для франц. протестантов с 1791 г. была деревянной. Каменное здание (1833-1835, архит. А. О. Жилярди), в плане базилика, решено в стиле позднего классицизма с 2 башнями-звонницами на западном фасаде, соединенными тосканским портиком. Храм в честь Крестовоздвижения (Армянская Апостольская Церковь) в Армянском пер. Архит. Ю. М. Фельтен. 1779–1780 гг. Фотография. 1881 г. Храм в честь Крестовоздвижения (Армянская Апостольская Церковь) в Армянском пер. Архит. Ю. М. Фельтен. 1779–1780 гг. Фотография. 1881 г. Храм в честь Крестовоздвижения, принадлежавший Армянской Апостольской Церкви (1779-1780, архит. Ю. М. Фельтен; не сохр.), напоминал Екатерининскую (Армянскую) ц. на Невском проспекте С.-Петербурга того же архитектора (1771-1776) и был построен на средства тех же покровителей, прежде всего И. Л. Лазарева. Это была однокупольная церковь в стиле классицизма с колокольней над зап. входом, западный фасад был украшен 4-колонным портиком. Ныне главным духовным центром Армянской Церкви в М. является комплекс на Олимпийском проспекте с ц. в честь Преображения Господня (1996-2011), к-рый возведен по канонам средневек. арм. архитектуры. В документах 30-х гг. XX в. упоминаются еще 2 арм. церкви - Успенская на Б. Грузинской, д. 28, и Воскресенская в Ваганьковском пер. (ныне Староваганьковский; обе не сохр., см.: Лавринов В., прот. 2010. С. 230).

http://pravenc.ru/text/Москва.html

XVII в.). С XVI в. поверх мафория писали белый плат, и эта деталь повторялась в деревянной пластике. Известны примеры, когда поверх синего головного плата, красного мафория и белого плата голову святой покрывал еще один, красный плат с золотой каймой, как, напр., на иконе с оплечным изображением П. и избранными святыми на полях из Воздвиженской часовни дер. Максимовской (не сохр.) Каргопольского р-на Архангельской обл. (1-я пол. XVII в., АМИИ). В верхней части икон святой помещали ангелов, венчающих ее короной. Подобный извод сохранял значение до синодального периода, повторяясь уже в барочной стилистике в иконах XVIII в. (Галерея палаццо Леони Монтанари (банка «Интеза»), Виченца; ГМИИРТ). Житийный цикл в росписях и иконах Возможно, под влиянием Страстной тематики житийный цикл П., как и отдельные композиции с ее мучениями (избиение жилами, испытание в котле), включали в росписи храмов визант. и поствизант. времени, преимущественно на о-ве Крит, в отдельных церквах материковой Греции, на Балканах. Они располагались в различных зонах церковного комплекса: на внутреннем своде церкви, если это был небольшой объем, как, напр., в ц. ее имени в Меламбесе в подобласти Ретимно (кон. XIV в.), на вост. и зап. стороне арки нартекса, как в Параскевинской ц. близ Галифы, к юго-востоку от Ираклио (кон. XIV в.), на вост. стене церковного портика, как в Константиноеленинской ц. в Охриде (подробнее: Σιλας (Κουκαρης). 1994. Σ. 42-62, 200-203. Εικ. 36-43). В ц. во имя Пресв. Богородицы (?) в Доня-Каменица (древняя территория Болгарского царства, ныне Сербия) сцены житийного цикла П. (ок. 8, частично сохр.) размещены в юж. башне нартекса в 3 ярусах, ее «портретный бюст» - в арочной нише вост. стены наоса; в сев. башне нартекса был размещен житийный цикл свт. Николая Чудотворца (Ibid. Εικ. 36-41; Воронова. 2007. С. 263-264). Позднее сцены мучений П. включали в состав Страстных циклов в росписях, напр. в посвященной П. кладбищенской церкви в с. Порья близ Кастории, расписанной в 1835 г. ( Πασδου.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010