Ничего лучшего братство и пожелать себе не могло! Радостно приняли все благую эту весть, видя в том измену десницы Вышнего. С продолжением времени, и прочие члены саратовского братства, покровительствуемые о. Моисеем, сделались известны лично преосвященному. Он принимал их во всякое время; неоднократно и сам призывал того или другого из них к себе, для получения различных сведений, а иногда давал им и поручения по делам о расколе. Выше было упомянуто, как редко было в Саратове православное перстосложение при крестном знамении, так что многие из граждан, находившиеся, по видимому, в мире с Церковью , в этом пункте мудрствовали согласно с раскольниками, и через то уклонялись от церковного общения с православными. На таких-то много подействовало убеждение саратовского братства. Узнав, что некоторых удерживает в этом заблуждении единственно боязнь подпасть клятве отцов своих за перемену перстосложения, члены братства, по данному им от архиерея праву, без всяких формальностей, представляли таковых к нему для увещания. Переговорив с ними келейно, преосв. Иаков разрешал эту клятву своею властью: «клятву твоих отцов, говорил он, носить буду я, а ты токмо веруй, не бойся, Бог тебя благословит!» Было немало и других подобных случаев единичных обращений из раскола, при посредстве самого архипастыря, чему всего более способствовала его доступность, чуждая всяких формальностей и простое, милостивое обращение с заблуждшими. IV Общие действия преосвящ. Иакова и помощников его в отношении раскола, и меры к обращению раскольников. Мы уже говорили, что ближайшим знакомством с духом различных раскольнических сект и теми мерами, какие могут быть самыми действительными при их обращении, преосв. Иаков обязан был более всего стараниям даровитого и ревностного своего сотрудника о..Моисея Миртовского. Оставаясь, и по возведении в игуменство, некоторое время при архиерейском доме, о. Моисей сделался постоянным собеседником архипастыря, и так успел заинтересовать его этим предметом, то посредством своих одушевленных бесед, то подробными сведениями, составляемыми во время поездок по епархии, что Иаков посвятил большую часть своего свободного времени приготовлению себя для личных действий на этом важном и вместе многотрудном поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕМЕНС [нем. Clemens] Франц Якоб (4.10.1815, Кобленц - 24.02.1862, Рим), нем. католич. философ неосхоластического направления. Происходил из знатной семьи торговцев и финансистов. Получил католич. воспитание. В 15-летнем возрасте поступил в иезуитский коллегиум в швейцар. Фрибуре (Фрайбурге). В 1832 г. прослушал различные курсы в ун-те Бонна, в т. ч. догматику у Г. Клее . С 1835 г. учился в Берлинском ун-те, специализировался по философии. В 1839 г. защитил там докторскую диссертацию об учении Анаксагора (De philosophia Anaxagorae Clazomenii). Следующие неск. лет провел в Мюнхене, часто бывал в Италии, общался с представителями интеллектуальной элиты, в т. ч. с Ф. В. Й. Шеллингом . В 1843 г. получил должность приват-доцента философии в Боннском ун-те. В 1848 г. академическая деятельность К. была на нек-рое время прервана в связи с его избранием депутатом Немецкого национального собрания во Франкфурте. Защитив хабилитационную диссертацию о соотношении философии и богословия в схоластике (De scholasticorum sententia philosophiam esse theologiae ancillam commentatio), в 1856 г. К. получил должность профессора философии в Королевской богословско-философской академии в Мюнстере. В эти годы он пользовался большим успехом у студенчества и католической общественности, много печатался в майнцском ж. «Katholik» (Католик): освещал схоластическое наследие, писал о новых изданиях, обращался к вопросам совр. философии и богословия. В 1861 г. из-за прогрессирующего туберкулеза К. пришлось оставить профессорскую кафедру; по совету врачей он отправился на лечение в Италию. Скончался в Риме. Центральное место в учебных курсах К. занимали метафизика и история философии. В собственных философских построениях он опирался на принципы христ. схоластов, в особенности Фомы Аквинского и Франсиско Суареса . Основной научной проблемой для К. был вопрос о связи веры и разума. Признавая относительную свободу философского творчества, он отстаивал приоритет божественного откровения и учительной власти Церкви. При этом он оговаривал, что такая установка оправдана лишь для религ. мышления, в рамках христ. мировоззрения, изначально полагающего наряду с естественным сверхъестественный порядок вещей как источник познания и допускающего понятие «верующий разум» ( Clemens. 1860. S. 61-65). В результате обеспечивается гармоничное, свободное от противоречий знание, охватывающее все сферы бытия и человеческого духа.

http://pravenc.ru/text/1841285.html

«Уже мои слабеют силы, Язык тупеет ноги хилы; Я перестал ходить В урочный час других учить; Ищу досуга сам учиться, Как с грешным миром распроститься. Полвека я наукам посвятил, В гостинице земной довольно погостил, Пора вставать и в путь сбираться! Пора домой! не век скитаться; Пусть тою же, как я, тропой В цветник наук, во след за мной, Походит сын любезный мои! А я повесил уж плуг свой. Предчувствие его не обмануло: 8-го августа 1854 года он поехал в Кострому и здесь 22-го числа окончил жизнь свою на 57 году от рождения. Последние припадки болезни были с признаками холеры. Отпевание тела совершено было 25-го числа Преосвященным Филофеем, Епископом Костромским и Галичским, который некогда слушал уроки его в академии. 2 13) Протоиерей Александр Васильевич Горский. Сын Костромского соборного протоиерея Василья Сергеича Горского, он, по избранию обозревавшего в 1828-м году Костромскую Семинарию, Бакалавра Богословских наук в Московской духовной Академии, Иеромонаха Афанасия, был отправлен в Московскую духовную Академию, по окончании Философского курса. По окончании же в Академии полного курса наук в 1832-м году, с степенью магистра, Александр Васильевич Горский был определен на должность наставника Церковной и гражданской истории в Московскую семинарию, из которой в 1833-м году перемещен на должность бакалавра церковной истории в академию. В 1839 году утвержден в звании ординарного профессора. В продолжении этой службы он награжден орденами Св. Владимира 4-й степени и Св. Анны 2-й степени. В I860 году, без вступления в брак, рукоположен в священника и произведен в Протоиерея Московского Архангельского Собора. Ректором Академии определен 23-го октября, 1862 года. В декабре 1862 года Всемилостивейше награжден Митрою и в настоящее время орденом Св. Анны 1-й степени. 14) Протоиерей Никифор Васильевич Зырин. Привезенный в Кострому 14-ти лет из диких и дремучих лесов Ветлужских, где он, по тамошнему выражению, видел только пни и деревья, Никифор Васильевич и сам походил на дикаря, когда он был представлен Преосвященному Симону Лагову, Владыка спросил его: хочешь ли ты учиться? Юноша, глядя исподлобья на Преосвященного угрюмо отвечал: годе (туземное слово, равносильное слову-нет). Преосвященный обратился к отцу за объяснением. Отец отвечал, что сын учиться не хочет. Владыка, вероятно усматривая его способности, приласкал мальчика, дал ему пряник и орехов и принял его в семинарию, где он и обучался с блестящими успехами. Окончивши курс учения с семинарии, он поступил в священники и наконец сделан был протоиереем Костромской Христорождественской церкви, в городе Макарьеве, что на Унже. Никифор Васильевич упоминается в словаре Историческом о бывших в России писателях духовного чина. Он написал и издал первую в этом роде на русском языке книгу: Неисходимый Индиктион, или Пасхалия зрячая, с историческим показанием открытия Пасхального искусства, дважды напечатанную, в 1787 и в 1799 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

влиятельного французского журнала либерального направления " Revue des Deux Mondes " была помещена статья критика, действительного члена Французской академии Ш. О. Сент-Бëва, посвященная выходу в свет пяти гоголевских повестей («Тараса Бульбы» и др.) в переводе на французский язык. В ней читателям Старого и Нового света предлагалось прочтение «Тараса Бульбы» как «запорожской Илиады», произведения со слогом «чисто эпической формы», наполненным «гомерическими сравнениями» и «чертами истинной природы, глубокими, такими, которым мы привыкли удивляться только в сценах Однако обратимся от «Тараса Бульбы» к «Мертвым душам». Сохранилось позднейшее (1860-х гг.), а потому едва ли вполне достоверное и к тому же явно окрашенное иронией, свидетельство И. И. Панаева о реакции К. С. Аксакова на авторское чтение первой главы «Мертвых душ» 14 октября 1839 г.: «Глазки Константина Аксакова сверкали, он ударял кулаком о стол и говорил: «Гомерическая сила! Впрочем, через два месяца - 2 января 1840 г. сам К. С. Аксаков писал в Петербург младшим братьям под впечатлением от прослушивания начальных глав «Мертвых душ» в исполнении автора: «Можно бы много написать о характере его как художника, характере, который делает его художником по преимуществу и ставит его в один круг с знаменитым бессмертным греком и англичанином. Гомер, Шекспир и Гоголь - вот чудное, пышное 10 января 1840 г. Белинский, которому стало известно это историко-теоретическое построение, писал К. С. Аксакову, продемонстрировав очередную смену литературных приоритетов: «Радуюсь твоей новой классификации - Гомер, Шекспир и Гоголь Вот мы и сошлись с тобою; только у меня на месте Гоголя стоит Пушкин, который всего поглотил меня Это Россия и единственный русский национальный Заметим в скобках, что с пушкинским стихотворением «С Гомером долго ты беседовал один...» (1832), точнее, с гоголевской интерпретацией образа его героя в статье «О лиризме наших поэтов» из «Выбранных мест...», связана одна из самых длительных и острых полемик в истории отечественной критики и литературоведения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Но злой недуг точил уже бессмертного творца поэмы. Первый удар, нанесенный Гоголю судьбой, была смерть Пушкина (1837). Весть эта поражала тогда всякого, как громом. Можно вообразить себе, как отозвалась она на впечатлительной и больной душе Гоголя. «Все наслаждение моей жизни, писал он, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним». В 1839 г. Гоголь ненадолго приезжал в Россию для устройства сестер, помещенных им еще в 1832 г. в институт. По возвращению его заграницу в 1840 г. болезнь усилилась. К ней присоединилась тоска, которой, по его словам, нет описания. Едва живой добрался он до Рима. Там ожидала его новая неудача. Он хлопотал о месте при лице, которому был поручен надзор за пансионерами Академии Художеств, но получил отказ. Ему пришлось сделать новый заем под «Мертвые души», очень естественно, что болезненное настроение усилилось в нем, благодаря всем этим неблагоприятным обстоятельствам. В письмах, писанных им в 1841 г. следы подобного настроения встречаются все чаще и чаще. Так, например, сестре своей он отвечает: «мы присланы сюда затем, чтобы исполнить порученье, возложенное на нас Пославшим. Молись Ему о том, чтобы Он Сам внушил тебе совет». Между тем для печатания «Мертвых душ» встретились некоторые затруднения. Это, разумеется, стоило новых тревог Гоголю. Плетневу он пишет из Москвы о намерении своем совсем отложить печатание первого тома и подвергнуть его переделке. Нет сомнения, что участь его была такая-же точно, как и участь второго тома – сожженного им в 1845 г. – если бы, по счастью, не последовало разрешения печатать. Издав «Мертвые души» и выпустив полное собрание своих сочинений в 4 томах, (1. «Вечера на хуторе близ Диканьки», 2. «Миргород», 3. «Арабески», – куда присоединены новые повести: «Шинель» и напечатанные в «Современнике» Плетнева «Коляска» и «Нос», 4. «Ревизор», «Женитьба» и драматические отрывки и сцены). Гоголь уехал заграницу на целых шесть лет и прожил там почти до самой смерти. Продолжительное пребывание заграницей вдали от друзей, от благотворных влияний, подействовало чрезвычайно пагубно на Гоголя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Per crucem ad lucem – это была неотразимая вероятность, охлаждавшая все апокалиптические порывы 1832 . Наряду с этим и миссионерские наблюдения были не менее плачевны. Искупление требовало всецелого перерождения с воссозданием нового человека во всех облагодатство- ванных, дабы они были достойны святости царствия Божия. Посему обращенные рисовались сначала благовестнику в самых светлых чертах, и грех решительно изгонялся из общества спасенных. Но чем дальше шла жизнь, тем неудержимее потухал пламень «первой любви» призванных, а вместе с этим отчетливо выступали мрачные тоны. Зло, притихшее на время, потом широким потоком разливается среди христиан и приобретает такую активность, что было бы положительным самоослеплением мечтать о его быстром исчезновении. Галатия, Асиа, Македония, Ахаиа – всюду пред нами неразумные девы, не приготовленные для чертога брачного. Для них явление Господа для отмщения в пламенеющем огне грозило бы наказанием вечной погибели от лица Его и от славы могущества (2 Фессал. 1:7–9). Понятно, что Апостол не мог желать этого и вынужден был расстаться со своими упованиями насчет «парусии» 1833 . Итак: старое рушилось, но сохранялась вера, доставляющая людям господство над смертью. Тогда ее физическое приражение будет чисто внешней случайностью, не затрагивающей христианского бытия. Скорее, это благодетельный фактор, избавляющий нас от оков бренной призрачности с ее обманчивыми утехами и слишком реальными тяготами. В таком случае телесная кончина оказывается прямым переходом к вечности. Но ее мы имеем в Искупителе, почему тотчас за прекращением физического существования последует приведение ко Христу. «Эсхатологические идеи Павла, бывшие у него до конца первого послания к Коринфянам, со второго исчезают или преобразуются. С этого момента он более не надеется увидеть живым пришествие Господне. Славная парусия, суживавшая в его глазах горизонт будущего, отодвигается в неопределенность, и Апостол зрит пред собою мученичество и за ним общение с Господом» 1834 . Соответственно некоторым фарисейским аналогиям» 1835 рождается 1836 «надежда на непосредственное соединение со Спасителем», и здесь «христианский спиритуализм господствует по всей линии» 1837 . «Среди грубых и тяжелых глыб иудейской апокалиптики – подобно неожиданному ростку – возникает у благовестника новая мысль что «в нем обитает Дух Божий, непреходящий залог вечной жизни. Посему жизнь должна восторжествовать над смертью и даже в самой смерти» 1838 . Такова «громадная перемена» (un grand changement) и «решительная трансформация (cette transformation décisive) эсхатологии Павловой» 1839 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В дополнительно последовавшей затем инструкции даются и общие определения новой должности, и некоторые детальные ее функции. Общая задача должности определяется общим выражением «око государево». Ее государственный, а не церковный интерес выражается в определении обер-прокурора, как «стряпчего по делам государственным» 217 . Полная зависимость Синода от государства выражалась не только в получаемом жалованье, но и принимаемой его членами присяге. «Синодалы присягали на верность царствующей фамилии, обязывались блюсти государственный интерес, а самого монарха почитать высшим судьей в духовных делах» 218 . А.В. Карташев отмечал, что в России крупному государственному деятелю М.М. Сперанскому (1772–1839) принадлежит «ясное сознание необходимости» иметь так называемые «Основные законы». В этих «Основных законах» 1832 года («лишь незначительно видоизмененных в их новом переиздании 1906 г., после манифеста о Государственной Думе»), в формулы Сперанского были введены датированные ссылки на прежнее верховное законодательство, начиная с Петра I. «Датированные ссылки здесь относятся, кроме ссылки на указ Павла I о престолонаследии, к Духовному Регламенту». Ссылка на параграф 43 – «Прим: 1721 янв. 25 (3718) введ. и ч. 1, 3» 219 . Как отмечал известный правовед Л. А. Тихомиров , «словосочетание», содержащееся в параграфе 43 этих «Основных Законов»: «В управлении церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею утвержденного», – следует понимать исключительно как признание права государя «непосредственно» управлять Церковью 220 . Выражая мнение о церковной реформе Петра I, и сравнивая его правление с прежней теократией, А.В. Карташев писал: «В прежней теократии последней целью было приведение христианского народа в вечное Царство Христово. Монарх с его утилитарными попечениями был слугой этого церковного идеала и направлял весь ход земных попечений в этом духе. Теперь произошла переоценка ценностей. На место последней и высшей цели встала утилитарная задача государственной власти. И монарх, ее носитель и исполнитель, потребовал себе тоталитарного подчинения решительно всех публичных функций, в том числе и религиозной» 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно популярными описания паломничеств сделал успех книги Л. II. Муравьева «Путешествие ко Святым местам в 1830 году» (1832). Эта книга по-своему вводила в литературный обиход пушкинского временн сугубо религиозные темы. Они звучали у Муравьева с романтическим умилением и приподнятостью, которая позднее могла показаться чрезмерно елейной. А. С. Пушкин в своей неоконченной рецензии на «Путешествие ко Святым местам в 1830 году» откликнулся на лучшее в нем, заметив, что автор «привлечен туда не суетным желанием обрести краски для поэтического романа, не беспокойным любопытством найти насильственные впечатления для сердца усталого, притупленного. Он посетил св. места как верующий» как смиренный христианин, как простодушный крестоносец, жаждущий повергнуться во прах пред гробом Христа Спасителя» 3 . «Путешествие» Муравьева было органично для русской романтической прозы 1830-х годов, оно широко читалось, отрывки из него позднее печатались во многих хрестоматиях. Но впоследствии пристрастие к романтическим условностям и поэтизмам, церковная твердость, даже известная ортодоксальность взглядов вызывали заслуженные и незаслуженные нападки, непонимание. Особенно в шестидесятые годы. В одной из эпиграмм Муравьев был даже назван «фарисеем монахующим». И все-таки литературный путь его, прежде всего как церковного писателя, неизменность убеждений и скромное, но подлинное дарование не могли не вызывать уважения. Ф. И. Тютчев писал в стихотворении «Андрею Николаевичу Муравьеву» (1869): Да убеждаются тобой, Что может действенная вера И мысли неизменный строй. «Путешествие ко Святым местам» определило не только дальнейшие литературные и жизненные интересы самого автора, по и существенно повлияло на дальнейшее развитие жанра. Следующей заметной книгой паломнической литературы стала книга А. С. Норова «Путешествие по Святой Земле в 1835 году» (1839). Живость и лиризм повествования соединены в ней с научным пафосом изучения и описания Святой Земли. Книга увлекает не только недюжинной эрудицией, основательной ученостью автора, но и непосредственностью впечатлений, со сменяющимися путевыми эпизодами, выразительными восточными типами, проникновенно нарисованными пейзажами, с насыщенными историческими сведениями, религиозно трепетными описаниями святых мест. Труд Норова – одно из содержательнейших и литературно ярких описаний путешествий в Святую Землю, можно считать и одним из достойнейших образцов путевой прозы XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

131 См.: Студенческий историко-этнографический кружок при Императорском университете св. Владимира под руководством М. В. Довнар-Запольского. Сб. статей. Киев, 1913–1914. Вып. 1,3,7. 132 Опера М. П. Мусоргского (1839–1881), начатая им в 1872 г., но не законченная. После его смерти, завершена Н. А. Римским-Корсаковым. 133 Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав 1 октября 1915 г., напав без объявления войны на союзницу России Сербию. В ответ, 5 октября 1915 г., в Ставке император Николай II подписал Манифест об объявлении Россией войны Болгарии. Опубликован в газетах 7 октября 1915 г. 134 Ежемесячный журнал, издавался в Петербурге с 1907 г. под редакцией П. Вейнера. Был посвящен памятникам старинной архитектуры, искусства и художественных ремесел. Особенно много внимания уделял русской художественной культуре и усадебному быту XVIII в. 135 Первый, неудачный поход русских войск против турецкой крепости Азов состоялся весной – осенью 1695 г. под командованием Ф. А. Головина, Ф. Лефорта и П. Гордона. В походе принимал участие и сам Петр I. Русские войска осадили Азов с суши, но взять его не смогли, так как морем в крепость поступали припасы и подкрепления, кроме того, сказывалось отсутствие согласованности в действиях русских войск. 20 октября 1695 г. осаду Азова пришлось снять. 136 Речь идет о Московском главном архиве Министерства иностранных дел, основанном в 1724 г. под названием Генерального архива старых государственных дел (при Коллегии иностранных дел). В 1832 г., после упразднения Коллегии иностранных дел, архив получил название Московского главного архива Министерства иностранных дел. В 1918 г. был включен в Государственный архивный фонд и получил название «3-е Московское отделение 1-й секции ЕГАРФ». В 1925 г. материалы архива были переданы на хранение в бывший Московский архив Министерства юстиции. В настоящее время входит в состав РГАДА. 138 См.: Указатель к Актам историческим, изданным Археографической комиссией. (Именной и географический.) СПб., 1843.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

… застал этот дом уже хитровским. — Этот «дом No 40 по Пречистенке не сохранился» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 309). … красных каблуках — См. с. 166. … и как он был в нее влюблен. — В «Капище моего сердца…» И. М. Долгоруков посвятил H. H. Хитровой главку, заканчивавшуюся таким пассажем: «Каковинская была молода, хороша, я молод и влюбчив: можно себе представить, что мне и теперь, обративши взор на сии прошедшие годы, приятно вспомнить те удовольствия, которыми я, в отношении к ней, наслаждался…» (с. 231–232). … Екатерину Никитичну, никогда никто из посторонних не видывал… — Здесь допущена неточность. С. М. Загоскин писал Д. Д. Благово по этому поводу: «Князь Сергей Николаевич (Урусов. — Т. О.), прочитав строки о его семействе, поручил мне очень и очень благодарить тебя за оные Но только нашел одну неточность; а именно, что у его матери никогда не было никакой сестры Екатерины Никитичны, и потому она не могла сидеть дома взаперти. Она, т. е. Ирина Никитична, была одна ; а у Настасьи Николаевны Хитровой была действительно сестра Екатерина замужем за Бенедиктовым и не очень умная, но не подходит под ту, которая описана в воспоминаниях» (ИРЛИ, ф. 119, оп. 7, No 15; письмо от 24 ноября (1880 г.); см. также: Загоскин, No 1, с. 61). … на дочери князя Кутузова-Смоленского… умер в чужих краях. — Речь идет о Елизавете Михайловне Хитрово (1783–1839); в первом браке была за графом Ф. И. Тизенгаузеном (ум. 1805), вторым ее мужем был (с 1811 г.) русский поверенный в делах во Флоренции генерал-майор Н. Ф. Хитрово (1771–1819). Дом свой на Пречистенке я продала... — " ...в 1832 г. подпоручику Долиманову, с 1852 г. Бороздиной, затем подполковнику Воробьеву, с 1866 г. Алаевой, с 1878 г. Купчин-скому принадлежал, в 1916 г. Ушакову З. Н. " (Экз. В. К. Журавлевой, с. 423). ... Терард один из первых в России завел сахарный завод... — Первый свеклосахарный завод в России был основан в 1802 г. генералом Е. И. Бланкеннагелем в селе Алябьеве Чернинского уезда Тульской губ. (см.: Рейсер А. С. Опыт сопоставления некоторых главнейших хронологических дат в области истории сахара и его производства. — Сб. статей по сахарной промышленности. М., 1925, вып. 6–7, с. 343).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010