Филарет Дроздов 1821–1867. Архп. до 1826. Иннокентий Вениаминов 1868–1879. Макарий Булгаков 1879–1882. Иоанникий Руднев 1882–1891. Леонтий Лебединский 1891–1893. Сергий Ляпидевский 1893–1898. Владимир Богоявленский 1898. Дмитровское викариатство, учр. в 1788 г. Епископы, (в Москве): Серапион Александрийский 1788–1799. Серафим Глаголевский 1799–1804. Августин Виноградский 1804–1818. Лаврентий Бакшевский 1819–1820. Афанасий Телятьев 1821–1824. Кирилл Богословский-Платонов 1824–1827. Иннокентий Сельнокринов 1827–1831. Николай Соколов 1831–1834. Исидор Никольский 1834–1837. Виталий Щепетев 1837–1842. Иосиф Богословский 1842–1849. Филофей Успенский 1849–1853. Алексий Ржаницын 1853–1857. Евгений Сахаров-Платонов 1857–1858. Порфирий Соколовский 1858–1859. Леонид Краснопевков 1859–1876. Никодим Белокуров 1876–1877. Игнатий Рождественский 1877–1878. Амвросий Ключарев 1878–1882. Алексий Лавров-Платонов 1883–1885. Мисаил Крылов 1885–1889. Виссарион Нечаев 1889–1891. Александр Светлаков 1892–1894. Нестор Метаниев 1894–1901. Трифон кн. Туркестанов 1901. Можайское викариатство 34 Епископы (в Москве): Савва Тихомиров 1862–1866. Игнатий Рождественский 1866–1877. Амвросий Ключарев 1878. Алексий Лавров-Платонов 1878–1883. Михаил Крылов 1883–1885, Александр Светлаков 1885–1892. Тихон Никандров 1892–1899. Парфений Левицкий 1899–1904. Серафим Голубятников 1904–1908. Василий Преображенский 1908. Серпуховское викариат., учр. в 1904 г. Епископы (в Москве): Никон Рождественский 1904–1906. Анастасий Грибановский 1906. Волоколамское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в Троице-Сергиевой Лавре): Христофор Смирнов 1887–1890. (C 13 дек. 1890 г. было вакантно). Арсений Стадницкий 1899–1903. Евдоким Пещерский 1903–1909. Феодор Поздеевский 1909. Нижегородская, учр. в 1672 г. Кафедра в Нижнем-Новгороде Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686. Павел 1686–1696. Трифилий Инихов 1697–1699. Исаия 1699–1708. Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719. Епископы Нижегородскге и Алатырские (до 1799 г.):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Александр Кульчицкий 1888–1888. Августин Гуляницкий 1889–1891. Виссарион Нечаев 1891–1905. Тихон Василевский 1905. Кинешемское викариат., учр. в 1866 г. Епископы (в Костроме): Ионафан Руднев 1866–1869. Палладий Пьянков 1869–1872. Геннадий Левицкий 1872–1883. Вениамин Платонов 1883. Никандр Феноменов 1905–1908. Иннокентий Кременский 1908–1911. Арсений Тимофеев 1911. Курская, учр. в 1666 г. Кафедра в Курске (перенесена в 1833 г. из Белгорода). Митрополиты Белогородские и Обоянские: Феодосий (серб) 1667–1671. Мисаил 1671–1684. Авраам Юхнов 1684–1702. Иустин Базилевич 1704–1709. Иларион Властелинский 1711–1720. Епископы Белогородские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731. Досифей Богданович-Любимский 1731–1735. Архп. Арсений Берло; назначен в 1735, но не был. Петр Смелич (серб) 1736–1742. Архп. Антоний Черновский 1742–1748. Митр. Св. Иоасаф Горленко 1748–1754. Лука Конашевич 1755–1758. Иоасаф Миткевич 1758–1763. Порфирий Крайский 1763–1768. Самуил Миславский 1768–1771. Аггей Колосовский 1774–1786. Епископы Курские и Белоградские 28 : Феоктист Мочульский 1787–1818. Архп. с 1801. Евгений Казанцев 1818–1822. Владимир Ужинский 1822–1831. Иннокентий Сельнокринов 1831–1832. Илиодор Чистяков 1832–1860. Архп. с 1884. Сергей Ляпидевский 1861–1880. Ефрем Рязанов 1880–1883. Михаил Лузин 1883–1887. Иустин Охотин 1887–1893. Ювеналий Половцев 1893–1898. Лаврентий Некрасов 1898–1904. Курские и Обоянские (с 1905 г.): Питирим Окнов 1904–1911. Архп. с 1909. Стефан Архангельский 1911. Архп. Белгородское викариат., учр. в 1905 г. Епископы (в Белгородском Св.-Троицком мон.): Иоанникий Ефремов 1905. Рыльское викариатство, учр. в 1906 г. Епископы (в Рыльском Николаевском мон.): Иоасаф Романов 1906–1910. Никодим Канонов 1911. Литовская учр. в 1839 г. 29 Кафедра в Вильне Архиепископы Литовские и Виленские: Иосиф Семашко 1839–1868. Митр. с 1852. Макарий Булгаков 1868–1879. Александр Добрынин 1879–1885. Алексий Лавров Платонов 1885–1890. Донат Бабанский-Соколов 1890–1894. Иероним Экземплярский 1894–1898. Еп. до 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Да здравствует же на многие лета наш столетний ученый вертоград. И да главенствует в нем истинно Божественная Премудрость, эмблема которой высится на вещественной его храмине. Наши митрополиты: Период Амвросий по 1 мая 1818 Михаил по 24 марта 1821 Серафим по 17 января 1843 Антоний по 10 ноября 1848 Никанор по 17 сент. 1856 Григорий по 17 июня 1860 Исидор до конца Период II Исидор до 7 сент. 1892 Палладий с 1892 Антоний 1898 дек. 25 Обер-Прокуроры Св. Синода: Период Обер-Прокурор Голицын по 1824 Мещерский по 1833 Нечаев 1836 Протасов 26 фев. 1836–16 янв. 1855 и. д. Карасевский по 25 дек. 1856 А. Толстой по 1862 Ахматов по 1865 Д. Толстой с 3 июн. 1865 до конца Период II Д. Толстой до 23 апр. 1880 Победоносцев с 1880 кн.Оболенский 1905 П.П. Извольский 1906 C. М. Лукьянов 1909 фев. 5 Ректоры: Период Евграф 4 фев. 1809–1811 нояб. Сергий 7 янв. 1810–1812 Филарет 11 М. 1812–1813 мая 19 Григорий 2 М. 1819 4 Я. 1826 Иоанн 30 янв. 1826–1830 Смарагд 27 авг. 1830–1831 Венедикт 4 нояб. 1831–1833 Виталий июн. 18ЗЗ-июн. 1837 Николай 1837 апр. 1841 Афанасий 21 апр. 1841–1847 Евсевий 17 Я. 1847–1849 Д. 50 Макарий 20 дек. 1850 15 мая 1857 Феофан 13 июн. 1857–1859 Нектарий 17 июн. 1859 1860 Иоанникий 5 окт. 1860–1864 Иоанн 17 Я. 1864 9 Н. 66 Янышев 1866 до конца. Период II Янышев до окт. 1883 Уст. 1869 Арсений 22 Окт. 1883 Уст. 1884 Антоний 15 апр. 1887–24 Ок. 92 г. Борис 1892 г. 2 дек.–1893 г. Никандр 1893 г. 23 авг. 1895 г. Иоанн 1895–1899 гг. Борис с 1899 г. до 1901 Сергий 24 янв. 1901 г. 1905 г. Сергий с нояб. 1905–1908 г. Феофан с 1909 г. 1 Принося глубокую благодарность Κ.Я. Здравомыслову и Н.В. Туберозову за их указания и добрую помощь в изучении Архива Св. Синода, считаю долгом благодарить и студента IV курса H. В. C., который заведует приведением в порядок нашего Академического Архива и который, давая мне беспрепятственную возможность ознакомиться с последним в надлежащей полноте, вместе с этим взялся любезно сделать для меня нужные подсчеты. Так что там, где он их делал, начиная с приведенного сейчас, я везде буду ставить его фамилию – Смирнов. В остальном, следуя похвальному обыкновению других, позволяю себе делать следующие сокращения: К – журналы Конференции С.-Петербургской Духовной Академии; П – журналы Внутреннего Правления С-Пб. Д. Академии; ДП – журналы Внутреннего Правления, но в коих обозначены Дел; АС – Архив Святейшего Синода; КДУ – Комиссия Духовных Училищ, Дела ее я обозначаю нумерацией, которая дается им в последнем издании каталога Дел КДУ, составленного трудами теперешних заведующих; ДУУ – Духовное Учебное Управление, заменившее в 1839 г. Комиссию Духовных Училищ; Ж – журналы заседаний Совета С-Пб. Дух. Академии, дающие документальные основания для суждения о состоянии академии, начиная с введения 2-го Устава (не напечатано только два учебных года: 1892 и 1894, засим 1906 и 1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПЕИН Сергей Арсеньевич (22.09.1870, Вологда - 27.6.1911, там же), свящ., краевед и фотограф. Из семьи потомственных священно- и церковнослужителей Грязовецкого у. и Вологды. Отец - Арсений Афанасьевич Непеин (9 нояб. 1820 - 15 февр. 1901), послушник Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (1844-1847), дьячок ц. Преображения Господня в Шухтове Вологодского у. (1847-1848) и ц. архангела Гавриила в Вологде (с 22 янв. 1848), 26 янв. 1855 г. рукоположен во диакона еп. Вологодским и Устюжским (впосл. архиеп.) Феогностом (Лебедевым) и определен на дьяческую вакансию к ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем Долу в Вологде, а 6 авг. 1861 г. переведен на такое же место к ц. прав. Лазаря Четверодневного на Горбачёвском кладбище Вологды. Мать - дочь диакона ц. Архангела Михаила на Пухиде Грязовецкого у. Хиония Алексеевна Смирнова (1831 - 9 сент. 1906). Н. окончил Вологодские ДУ (1886; по 2-му разряду) и ДС (1892; по 1-му разряду со званием студента). Псаломщик (с 6 окт. 1892) и диакон (с 29 нояб. 1892) Покровско-Казанского прихода, священник ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены (определен 23 июля 1898, рукоположен 2 авг.). Книгопродавец при книжном складе (1896-1906) и пожизненный член (с 18 мая 1897) Вологодского церковного братства во имя Всемилостивого Спаса, с 1904 г. принимал активное участие в организуемых им публичных чтениях. Заведующий Свято-Стефановской школой (12 окт. 1899 - 27 сент.1907) и законоучитель, открыл школьный музей, ставший образцом для других подобных музеев в Вологде (за успешную деятельность на этом посту награжден 11 мая 1905 Библией от Синода). Законоучитель в 4-м (с 9 авг. 1899) и 3-м (с 5 нояб. 1904) мужских приходских училищах и во 2-м железнодорожном училище (с 9 окт. 1907). Кандидат в члены правления Вологодского духовного училища (утвержден 12 февр. 1905). Еще студентом Вологодской ДС Н. проявлял большой интерес к истории и археологии, занимался поиском древних рукописей, приобретал старинные монеты, книги и др. предметы. С 1893 г. публиковал заметки, очерки, рассказы (всего ок. 60) по истории России, краеведению, о церковной жизни (в частности, рассказ «Семинарская забастовка». Архангельск, 1906) и др. в различных периодических изданиях, гл. обр. в «Вологодских епархиальных ведомостях». Публиковался под псевдонимами С. Лазарев, С. А. Н-ин, С. Н., С. А. Н., С. Арсеньев, С. А. Арсеньев, С., А., Н. Арсеньевич. В 1893 г. увлекся фотографией, «достиг значительного совершенства» при съемке пейзажей, городских и сельских окрестностей, икон, разных предметов и др.; в 1898 г. издал «Альбом видов гор. Вологды» (Вып. 1: Соборы и архиерейский дом).

http://pravenc.ru/text/2565040.html

В янв. 1906 г. у В. обнаружился острый катар дыхательных путей, ослабело зрение, в февр. он в последний раз посетил Выксу, благословил и дал наставление каждой сестре. Скончался, принимая исповедь в Успенской ц. дома призрения ТСЛ, исповедовав более 400 чел.; женщина, у к-рой старец принял исповедь непосредственно перед кончиной, вспоминала о его «ласковости» и «благодушии». В. был похоронен 21 февр. 1906 г. в Иверской часовне скита, за алтарем пещерного храма во имя арх. Михаила, чин погребения совершили епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов), Серпуховской Никон (Рождественский) , Волоколамский Евдоким (Мещерский) , наместник лавры архим. Товия (Цимбал) и др. В 1923 г., через 2 года после закрытия скита, тело В. было перенесено на Вознесенское кладбище г. Сергиева (совр. Сергиев Посад), в 1934 г.- на Никольское кладбище, в 1968 г.- на «северное» Загорское кладбище. По свидетельству духовных чад и почитателей В., по молитвам старца, от его вещей и фотографий верующие получали чудесную помощь и исцеления. 19 июля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II в Успенском соборе ТСЛ совершил акт канонизации В. Мощи преподобного почивают в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского скита, боковой придел храма посвящен В. Составлены тропарь и кондак преподобному. Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8241. Л. 1-3, 9, 10, 19, 22, 42; Ед. хр. 11381. Л. 32-34; Ед. хр. 11603. Л. 2, 10; Ед. хр. 16824. Л. 10. Лит.: 50 лет иночества о. Варнавы. М., 1905; Введенский Д. И. Старец-утешитель о. Варнава. Серг. П., 1906; Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя о. Варнавы, основателя и строителя Иверского выксунского женского мон-ря. Серг. П., 1907; Порохов Ф. Незабвенной памяти старца иером. о. Варнавы. СПб., 1911; Архангельская А. Д. Мои воспоминания о батюшке Варнаве. М., 1912; Аркадий, иеродиак. Воспоминания о старце Гефсиманского скита иером. о. Варнаве. Серг. П., 1917; Жизнь во славу Божию: Труды и подвиги старца Гефсиманского скита Варнавы (1831-1906). [Серг. П.], 1991; Старец Гефсиманско-Черниговского скита Варнава Гефсиманский//Встреча. 1992. 2. С. 18-22; Житие прп. Варнавы, старца Гефсиманского скита при Св.-Троицкой Сергиевой лавре. [Серг. П.], 1995; Трифон (Туркестанов), митр. Памяти иером. о. Варнавы//Троицкий сб. [Серг. П.], 2000. 1. С 100-105.

http://pravenc.ru/text/154265.html

23 Преподобный Варнава старец Гефсиманского скита (1831–1906 гг.). Преподобный Варнава старец Гефсиманского скита родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области в семье крепостных крестьян Меркуловых.(При крещении младенца нарекли Василием.) В 1851 году Василий был принят в Троице – Сергиеву Лавру. В 1852 году, по благословению отца Антония, наместника Лавры, его перевели в располагавшийся в трех верстах от Лавры Гефсиманский скит. В феврале 1856 году Василию удалось получить от помещика отпускную грамоту, 23 декабря 1857 г. он становится послушником. Несколько лет пробыл послушник Василий на слесарном послушании. Позже он был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога. Затем в 1859 году он был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором и остался до самой своей кончины. Здесь ему приходилось водить богомольцев по пещерам, одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила. 20 ноября 1866 года после смерти старца Даниила послушник Василий был пострижен в монашество с наречением имени Варнава, в честь святого апостола Варнавы . 29 августа 1871 года отец Варнава был посвящен в сан иеродиакона, а 20 января 1872 года – рукоположен во иеромонаха. 20 января 1873 года, по благословению наместника Лавры архимандрита Антония он был назначен народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. Вскоре его назначают и братским духовником скита, а в 1890 году – духовником старшей братии скита и пещер. К прозорливому старцу Варнаве приходили паломники со всей России, он помогал людям каяться, давал душеспасительные советы, по его молитвам исцелялись страждущие. Чаще всего старец советовал больным теплее молиться и чаще приступать к принятию Святых Таин Христовых, кроме того, советовал воздерживаться от излишеств во всём. Сохранилось предание, что в 1905 году царь Николай II посетил старца. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЕТЛОВ ЯКОВ ГАВРИЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иаков Гавриилович Светлов ( 1831 - 1906 ), протоиерей , настоятель Преображенского храма Преображенского погоста Рязанской епархии Родился в 1831 году в Погосте Преображенском Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье пономаря, ставшего священником, Гавриила Афанасьевича Светлова. Первые документальные сведения о его предках датируются 1637 годом. Окончил полный курс Рязанской духовной семинарии по II разряду. Вступил в брак с Марией Васильевной. В их семье родилось шестеро детей: В 1854 году, был рукоположен во иерея архиепископом Рязанским и Зарайским Гавриилом (Городковым) и направлен на служение в Преображенскую церковь в Погосте Преображенском. Пастырское служение отца Иакова долгое время проходило при довольно тяжелых условиях жизни. Вследствие бедности небольшого прихода, к тому же разделенного на два штата, на доходы, получаемые с исполнения треб, он едва мог содержать свою семью. Занятие хозяйством тоже почти не составляло никакого подспорья из-за крайней неплодородности местной песчаной почвы. В 1868 году внезапный пожар истребил его дом со всем имуществом, едва позволив лишь спасти от огня малолетних детей. Лишившись крова, отец Иаков с семьей вынужден был продолжительное время жить то в сарае, который уцелел от пожара, то в богадельне, не имея средств к постройке нового дома. В 1871 году овдовел. В памяти многих, знавших Марию Васильевну, она запомнилась как редкая по добросердечию и уму женщина. О. Иаков приложил немало усилий, чтобы все его дети получили достойное образование. Будучи сам человеком образованным, прекрасным проповедником и любителем классической литературы, он старался привить любовь к знаниям и своим детям. Помимо пастырских трудов на своем приходе, батюшка печатал статьи на духовно-нравственные темы в ряде периодических изданий: в газете «Современность», в журналах «Церковно-Общественный Вестник» и « Рязанские епархиальные ведомости ». В публикациях о. Иакова затрагивались вопросы церковной и пастырской жизни: положение духовенства, вопросы пастырской практики и отмены приемных экзаменов в духовные училища и т.п.

http://drevo-info.ru/articles/13672927.h...

Оренбургская Учреждена 16 октября 1799 года Оренбургская и Уфимская Кафедра в Оренбурге Амвросий (Келембет) епископ, рукоположен и Сибирский с 13.11.1799 по 25.05.1806 архиеп. Тобольский Августин (Сахаров) епископ, рукоположен с 10.06.1806 по 6.01.1819 на покое; 11.01.1842 Феофил (Татарский) епископ, рукоположен Херсонский и Таврический с 23.03.1819 по 19.05.1823 еп. Екатеринославский, Амвросий (Морев) епископ, рукоположен с 17.06.1823 по 1.12.1828 еп. Волынский и Житомирский Аркадий (Федоров) епископ, рукоположен с 3.02.1829 по 8.08.1831 еп. Пермский и Екатеринбургский Михаил (Добров) епископ, рукоположен с 27.09.1831 по 30.10.1835 на покое; † 19.05.1858 Иоанникий (Образцов) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 16.11.1835 по 20.11.1849 еп. Кавказский и Черноморский Иосиф (Богословский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 20.11.1849 по 27.08.1853 еп. Воронежский и Задонский Антоний (Шокотов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 27.08.1853 по 17.03.1858 еп. Кишиневский и Хотинский Антоний (Радонежский) епископ, рукоположен с 15.06.1858 по 21.03.1859 переименован еп. Оренбургский и Уральский Оренбургская и Уральская С 21 марта 1859 года Антоний (Радонежский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 21.03.1859 по 17.03.1862 член Московской синодальной конторы; 11.05.1866 уволен на покой; †23.12.1872 Варлаам (Денисов) епископ, бывший еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 19.05.1862 по 11.05.1866 уволен на покой; с 9.11.1866 еп. Черниговский и Нежинский Митрофан (Вицинский) епископ, бывший еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 9.11.1866 архиепископ с 1.04.1879 по 23.05.1879 архиеп. Донской и Новочеркасский Вениамин (Быковский) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 23.05.1879 по 5.04.1882 еп. Черниговский и Нежинский; † 1.02.1893 Вениамин (Смирнов) епископ, бывший еп. Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 5.04.1882 по 1.05.1886 еп. Воронежский и Задонский Макарий (Троицкий) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 21.05.1886 по 22.10.1895 еп. Калужский и Боровский; † 3.07.1906 Николай (Адоратский) епископ, бывший еп. Балтский, викарий Подольской епархии с 22.10.1895 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ

http://pravenc.ru/rubrics/121670_5.html

В начале ХХ столетия храм перестал устраивать приход и поблизости в 1902–1905 гг. была построена новая церковь во имя св. Иоанна Лествичника (арх. В.Н. Покровский), посвященная памяти Ив. Ил. Экземплярского, сына архиепископа Варшавского и Привислянского Иеронима. Она строилась по проекту и под наблюдением варшавского епархиального арх. В.Н. Покровского, иконы для иконостаса написал киевский художник А. Мурашко. Архиепископ Иероним скончался через месяц после освящения церкви и был погребен под престолом нижней церкви. Это был первый православный архиерей, умерший и погребенный в Варшаве. Престол нижней церкви во имя святых Илии и Иеронима был освящен в 1906 г. епископом Евлогием (Георгиевским) при сослужении ректора Холмской семинарии архим. Дионисия (Валединского), впоследствии митрополита Варшавского . По своему убранству эта церковь стоит в ряду храмов конца 1890-х – 1900-х гг., соответствующих стилистике московско-ярославского зодчества XVII в., но отличающихся использованием новых облицовочных материалов (кирпич, керамика), отсутствием «коврового заполнения» плоскости стены декором, что позволило, в частности, воспринимать ее тектонику оригинальной композицией, заимствованиями из раннемосковского, псковского и новгородского зодчества (архитекторы А. И. фон Гоген, Г.Д. Гримм, Г.Г. фон Голи, А.Л. Гун). В.Н. Покровский более тяготел к стилистике «московско-ярославского стиля», отличающейся в его проектах некоторой сухостью (здесь – заимствовованный из храма «Спаса-на-Крови» мотив гигантских кокошников, венчающих фасады здания, и отделка крыльца). Однако храм отличают и другие черты: вертикализм объемно-пространственной композиции, следующей, как и некоторые элементы декора (аркатурно-колончатый пояс), скорее древним владимиро-суздальским образцам, сдержанное наружное убранство, применение распространенного в эпоху модерна светлого облицовочного кирпича . События Первой мировой войны и последующих лет трагически отразились на судьбе кладбища и прихода. После эвакуации служба в церквях остановилась, кладбище вплоть до конца 1920-х гг. подвергалось разграблению (пока в 1928 г. инженером Ан. Коваленко не было спроектировано и в 1932 г. установлено железобетонное ограждение). В 1916 г. была задумана и в 1919 г. произошла передача католикам Владимирской церкви. Она вновь стала костелом св. Лаврентия, причем православному приходу св. Иоанна достались лишь три маленьких иконы. С 1919 г. по 1923 г. осуществлялась перестройка церкви по проекту арх. Оскара Сосновского. Она стала памятником событий 1831 г., но уже в польской интерпретации . Власти ограничивали деятельность прихода св. Иоанна, неоднократно пытались уничтожить кладбище – например, разбить на его территории парк Свободы имени генерала Ю. Совинского, погибшего во время мятежа 1831 г. или устроить на его месте Еврейское кладбище.

http://bogoslov.ru/article/4861337

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010