Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПЕИН Сергей Арсеньевич (22.09.1870, Вологда - 27.6.1911, там же), свящ., краевед и фотограф. Из семьи потомственных священно- и церковнослужителей Грязовецкого у. и Вологды. Отец - Арсений Афанасьевич Непеин (9 нояб. 1820 - 15 февр. 1901), послушник Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (1844-1847), дьячок ц. Преображения Господня в Шухтове Вологодского у. (1847-1848) и ц. архангела Гавриила в Вологде (с 22 янв. 1848), 26 янв. 1855 г. рукоположен во диакона еп. Вологодским и Устюжским (впосл. архиеп.) Феогностом (Лебедевым) и определен на дьяческую вакансию к ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем Долу в Вологде, а 6 авг. 1861 г. переведен на такое же место к ц. прав. Лазаря Четверодневного на Горбачёвском кладбище Вологды. Мать - дочь диакона ц. Архангела Михаила на Пухиде Грязовецкого у. Хиония Алексеевна Смирнова (1831 - 9 сент. 1906). Н. окончил Вологодские ДУ (1886; по 2-му разряду) и ДС (1892; по 1-му разряду со званием студента). Псаломщик (с 6 окт. 1892) и диакон (с 29 нояб. 1892) Покровско-Казанского прихода, священник ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены (определен 23 июля 1898, рукоположен 2 авг.). Книгопродавец при книжном складе (1896-1906) и пожизненный член (с 18 мая 1897) Вологодского церковного братства во имя Всемилостивого Спаса, с 1904 г. принимал активное участие в организуемых им публичных чтениях. Заведующий Свято-Стефановской школой (12 окт. 1899 - 27 сент.1907) и законоучитель, открыл школьный музей, ставший образцом для других подобных музеев в Вологде (за успешную деятельность на этом посту награжден 11 мая 1905 Библией от Синода). Законоучитель в 4-м (с 9 авг. 1899) и 3-м (с 5 нояб. 1904) мужских приходских училищах и во 2-м железнодорожном училище (с 9 окт. 1907). Кандидат в члены правления Вологодского духовного училища (утвержден 12 февр. 1905). Еще студентом Вологодской ДС Н. проявлял большой интерес к истории и археологии, занимался поиском древних рукописей, приобретал старинные монеты, книги и др. предметы. С 1893 г. публиковал заметки, очерки, рассказы (всего ок. 60) по истории России, краеведению, о церковной жизни (в частности, рассказ «Семинарская забастовка». Архангельск, 1906) и др. в различных периодических изданиях, гл. обр. в «Вологодских епархиальных ведомостях». Публиковался под псевдонимами С. Лазарев, С. А. Н-ин, С. Н., С. А. Н., С. Арсеньев, С. А. Арсеньев, С., А., Н. Арсеньевич. В 1893 г. увлекся фотографией, «достиг значительного совершенства» при съемке пейзажей, городских и сельских окрестностей, икон, разных предметов и др.; в 1898 г. издал «Альбом видов гор. Вологды» (Вып. 1: Соборы и архиерейский дом).

http://pravenc.ru/text/2565040.html

Варшава. Церковь Иоанна Лествичника. Cerkiew w. Jana Klimaka Карта и ближайшие объекты Построен в 1902–1905 годах на православном кладбище в Варшавском районе Воля архитектором В. Н. Покровским. Иконы для иконостаса написал киевский художник А. Мурашко. Храм был посвящен памяти сына архиепископа Варшавского Иеронима (Экземплярского) и освящен архиепископом Иеронимом 1 октября 1905 года. Архиепископ скончался через месяц после этого и был погребен под престолом нижней церкви, став первым православным архиереем, умершим и погребенным в Варшаве. Престол нижней церкви во имя святых Илии и Иеронима был освящен в 1906 году епископом Евлогием (Георгиевским) при сослужении ректора Холмской семинарии архимандрита Дионисия (Валединского), впоследствии митрополита Варшавского. В храме почивают святые мощи священномученика Василия Мартыша, прославленного в 2003 году Польской Православной Церковью в сонме новомучеников Холмских и Подляшских. Предместье Воля, где расположено единственное русское кладбище Варшавы, — тихая окраина польской столицы, застроенная зданиями 1960-х годов. Вольское предместье только в 1916 вошло в городскую черту, но история его начинается в XIV веке. Воля — это западные «ворота» Варшавы. Считается, что близ села Варшавская Воля происходили выборы (элекция) польских Королей. В 1794 здесь шли бои между правительственными войсками и местными повстанцами. Через Вольскую заставу вступил в город Наполеон. В 1831 здешний редут вновь стал местом боевых действий, когда в праздник иконы Владимирской Божией Матери Варшава была взята русскими войсками генерал-фельдмаршала кн. И. Ф. Паскевича-Эриванского, назначенного наместником Царства Польского. В память о победе наместник предложил переделать костел св. Лаврентия на Вольских укреплениях (построен в 1755 по проекту немецкого архитектора И.-Ф. Кнобля) в православную Владимирскую церковь. Проект перестройки составил К. А. Тон. Но вскоре замысел был изменен. Храм «в виде памятника» должен был сохранить первоначальный фасад, но внутри напоминать о «павших при штурме Варшавских укреплений воинах». Новый проект Паскевич поручил известному варшавскому зодчему А. Идзьковскому.

http://sobory.ru/article/?object=21437

Духовный алфавит … Не можем мы быть судьями ближнего, так как видим его только согрешающим, а не видим кающимся … …Не опускайте церковных служб. Что делать? Иногда и не хочется идти или трудно рано встать к службе. Понудьте себя, за это-то и награда вам готовится от Господа… Преподобный Варнава Гефсиманский Б лагодать Святого Духа — Гнев — Крестное знамение — Молитва. Иисусова молитва — Монахам. Спасение в обители — Нестяжательность — Осуждение — Пост — Празднословие — Причащение — Россия — Скорби и искушения — Смирение и послушание — Упокоение усопших. Помощь новопреставленным — Храм Божий. Не опускайте церковных служб — Краткое жизнеописание старца Преподобный Варнава Гефсиманский (1831—1906): Благодать Святого Духа Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы. Андрей Христа ради юродивый видел инока, идущего и шепчущего молитву, из уст же его исходяще пламень и досязаше до Небеси Ангел же Божий идяше одесную его и имеяше в руце меч, имже отгоняше бесов. Гнев Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф.4:26); аще и прилучится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите взаимно прощения друг у друга, потому что Господь не принимает молитвы и ничего от гневающихся. Крестное знамение О необходимости всегда прибегать под защиту святого Креста и о силе крестного знамения отец Варнава в поучение сестрам приводил следующий рассказ. Одна кроткая, смиренная девица проживала несколько лет в монастыре. Враг рода человеческого не оставил в покое эту добродетельную девицу, щедро одаренную от природы прекрасной наружностью. Один юноша, увлекшись ее красотой, упрашивал ее оставить монастырь и выйти в мир. Не получая ее согласия на это, он обратился за содействием к родному дяде инокини, который также желал, чтобы она оставила тихую обитель и возвратилась в мир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4042...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Варнава (Меркулов). Фотография. Нач. ХХ в. (ГИМ) (Меркулов Василий Ильич; 24.01.1831, с. Прудищи Венёвского у. Тульской губ.- 17.02.1906, ТСЛ), прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых), иером., старец Гефсиманского скита ТСЛ, основатель выксунского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря . Из крепостных крестьян помещика Юшкова, был последним, 7-м, ребенком в семье. Религиозным воспитанием обязан матери, впосл. постриженной им в монашество в Выксунской обители. По свидетельству матери, мальчик трижды избежал гибели благодаря помощи Божией: остался живым под колесами экипажа и после падения с печи, был исцелен от болезни явившимся ему ангелом. В детстве Василий был весел и приветлив, с наступлением отрочества стал серьезен, избегал шумных игр. В 1840 г. семья Меркуловых была продана помещику Скуратову и переехала в с. Нара (Фоминское) Московской губ. (ныне г. Нарофоминск). Василий начал обучаться слесарному ремеслу, в свободное время посещал мон. Геронтия, подвизавшегося близ Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Под влиянием бесед со старцем юноша во время паломничества осенью 1850 г. в ТСЛ у мощей прп. Сергия Радонежского дал обет принять монашество. В 1851 г. Василий поступил в ТСЛ, стал келейником перешедшего в лавру мон. Геронтия (в схиме Григория). По благословению последнего Меркулов перешел в Гефсиманский скит под духовное руководство отшельника мон. Даниила. После получения 17 нояб. 1856 г. отпускной грамоты от кнг. Щербаковой Меркулов 23 дек. 1857 г. был принят послушником в Гефсиманский скит, трудился в слесарной мастерской, у свечного ящика, читал в храме за богослужением, был проводником паломников в пещерах скита. Схим. Григорий и мон. Даниил благословили Меркулова принять подвиг старчества и основать жен. мон-рь. 20 нояб. 1866 г. строителем Гефсиманского скита иером. Анатолием Меркулов был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, 29 авг. 1871 г. Леонидом (Краснопевковым) , еп. Дмитровским, вик. Московской епархии, в Угрешском монастыре рукоположен во иеродиакона, 20 янв. следующего года в Высокопетровском монастыре еп. Можайским, вик. Московской епархии Игнатием (Рождественским) рукоположен во иеромонаха.

http://pravenc.ru/text/154265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Мартирий Глинский. Литография. XIX в. (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?), слобода Басовка Фатежского у. Курской губ.- 5.04. 1865, Глинская Рождество-Богородицкая пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых), мон. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Жизнеописание М. составил в 1906 г. и опубликовал в 1910 г. наместник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря игум. Иасон. С 1863 г. он проживал в Глинской обители и общался с преподобным ( Иасон, игум. 1910). М. род. в семье благочестивых мещан, впосл. его родной брат служил управляющим богатого помещичьего имения. В 1831 г. Матфей поступил в Глинскую пуст., 4 июня 1835 г. был зачислен в указные послушники, 24 июня 1840 г. настоятелем игум. Филаретом (Данилевским) пострижен в монашество с именем Мартирий. Проходил различные послушания, в частности в братской поварне под началом старца мон. прп. Феодота (Левченко) . По воспоминаниям иноков, никогда не произносил «праздных слов» и во время монастырских трудов, подражая прп. Спиридону , Киево-Печерскому просфорнику, читал псалмы, в итоге выучил всю Псалтирь наизусть. Затем М. в течение 10 лет нес послушание на т. н. Дальней монастырской мельнице. Отличался крайним аскетизмом. Однажды провел без пищи 15 дней, совершая чтение Псалтири и проч. молитвенное правило. Ключник, заведовавший в мон-ре продуктами, заметил, что М. продолжительное время не является в обитель за провизией. Когда преподобный наконец пришел за едой, ключник спросил его, почему он так долго не являлся, на что старец кратко ответил: «Далеко ходить». Впосл. М. признавался своему другу, что «более этой меры» (15 дней) поститься уже «невозможно» ( Иоанн (Маслов), схиархим. 1997. С. 272). Строгий к себе, М. скрывал свои подвиги, был прост в общении и отличался братолюбием. На Дальней мельнице он пек блины с конопляным маслом и медом для глинских насельников, к-рых радушно приглашал к себе «на утешение». Однажды М. позвал на мельницу своего друга прп. Илиодора (Голованицкого) . Схиархим. Илиодор вспоминал, как, подойдя к домику М., услышал «гласное чтение Псалтири» и увидел, что преподобный «смотрит в пылающую печь и при этом читает громко псалом». «Не желая прерывать чтения,- вспоминал старец Илиодор,- я остановился и поджидал окончания, на последних словах он вынул сковородку из печи, сбросил блин и продолжал чтения славословия». При этом М. трижды «помазывал сковородку и наливал тесто, продолжая славословие» (Там же. С. 273).

http://pravenc.ru/text/2562462.html

Николай Головкин Скачать epub pdf 2 марта 2006 года в Гефсиманском Черниговском скиту торжественно отметят 100-летие кончины старца Варнавы. Как известно, в прошлом году 19 июля исполнилось 10 лет со дня прославления в лике Радонежских Святых народного духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры преподобного Варнавы, еще при жизни названного «старцем-утешителем». Во исполнение завета своих духовных наставников, батюшка Варнава смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением послужил ему до конца своей жизни. Имя его во второй половине XIX – начале XX века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной. За духовным советом и утешением тек к нему неоскудевающий людской поток. Благодетельствуя всем и каждому по потребностям его, совмещая в словах и действиях глубину старческой мудрости с детской простотой, он стал и отцом, и учителем в жизни, и врачом немощей духовных, а нередко и телесных. Даже в день своей кончины 2 марта (17 февраля по ст. стилю) 1906 года не оставлял сей доблестный иерей Божий своих чад, до последней минуты принимая у аналоя исповедь за всенощной. Лишь найдя силы взойти в алтарь храма, тихо предал там Господу пастырь добрый свой дух. Отец Варнава, в миру Василий, родился 24 января 1831 года в крестьянской семье в Тульской губернии. Родители его, Илия и Дарья Меркуловы, были люди добрые и богобоязненные, несмотря на свою бедность они старались делиться куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии, любили ходить на богомолье по святым местам. Пример такой добродетельной жизни родителей благотворно повлиял на впечатлительный ум и чистую душу отрока Василия. Уже с детства начал он обнаруживать склонность к духовной жизни: любил бывать в храме на Богослужениях, заучивал на память молитвы, а когда научился грамоте, то с особенным прилежанием стал заниматься чтением Слова Божия. В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир и, приняв благословение родителей и старца Геронтия, удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим поступил в обитель и наставник его Геронтий, возымевший желание окончить свой иноческий путь жизни при мощах Преподобного Сергия. Здесь он принял святую схиму и наречен был Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

По сообщению митр. Евгения (Болховитинова), к-рый, вероятно, использовал данные утраченных ныне летописных памятников и др. документов, в 1198 или 1192 г. в Мирожском мон-ре произошло чудо от одной из Богородичных икон ( Евгений (Болховитинов). 1831. Ч. 4. С. 7). В рукописном сборнике XVII в. чудо от М. и. упомянуто дважды и в 1-м случае датировано 1192 г., а во 2-м описано без даты: «Мирожская во Пскове в лето 6700»; «Во Пскове над рекою Мирожею плакал образ Богородицы во обители Спасове» (Роспись святым иконам. 1893. С. 9, 11). Согласно рукописи 1776 г. Никандровой пуст., содержащей «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских», образ «явился» (т. е. явил чудо) 24 сент. 1192 г., при свт. Гаврииле, архиеп. Новгородском, занимавшем владычную кафедру до 1193 г. (ПИАМ. Древлехран. Ф. Никандровой пуст. 186. Л. 14). В 1198 г. Новгородским архиепископом был уже свт. Мартирий (1193-1199). Та же дата фигурирует в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в.- «Поморских ответах» (Поморские ответы/Изд. Мануиловского Никольского мон-ря. Б. м., 1884. М., 2004р. Л. 33) и «Керженских, или Диаконовых, ответах» (Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. Н. Новг., 1906. С. 29). Т. о., 1192 (или, если учесть сентябрьскую дату, 1191) год как предполагаемая дата явления чудотворного образа более предпочтителен, хотя в краткой статье о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», составленного С. Ф. Моховиковым (1715 г., МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 104 об.), приводится еще одна дата чуда - 24 сент. 6770(1261) г., относительно близкая ко времени княжения Довмонта, при котором, очевидно, был создан образ-протограф сохранившейся М. и. XVI в. Расхождение может объясняться прочтением буквы О в окончании порядкового числительного («в лето 6700-ое») как цифры 70, хотя не исключено, что именно этот вариант является верным. Плач иконы Пресв. Богородицы «в Пскове месте Московском, над рекой Мерожей в обетели Всемилостивого Спаса» со ссылкой на Часослов московской печати (под 24 сент.) упоминается и в сб. «Небо новое», составленном иером. Иоанникием Галятовским (Львов, 1665). Дата чуда, к-рое толкуется как знак моления Пресв. Богородицы за людей, здесь не указана ( Иоанникий (Галятовский). Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Могилев, 16994. Л. 123 об.).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Пособия Acta sanctorum ex latinis et graecis aliorumque gentium monumentis collecta. Editio Bollandiani. Allatius Leo. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione libri tres. Colon. 1648. Arcudius Petrus. De concordia ecclesiae occidentalis et orientalis in septem sacramentorum administratione. Lutetiae Parisiorum. 1672. Augusti Wilhelm. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Achäologie. Leipzig. 1828. Band. 9. Billot Ludovic. De ecclesiae sacramentis. Romae. 1901. Binterim Ant. Jos. Die vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-katholischen Kirche. Mainz. Band. 4. Theil. 3. Beth Karl. Die orientalische Christenheit der Mittelmeerländer. Berlin. 1902. Dalleus Io. De duobus latinorum ex unctione sacramentis confirmatione et extrema ut vocant unctione. Genev. 1659. Denzinger Henr. Ritus orientalium, coptorum, sirorum et armenorum. Virceburg. 1863. Denzinger Непг. Enchiridion symbolorum et definitionum. Virceburg. 1856. Du Cange. Glossarium ad scriptoris mediae et infimae Graecitatis. Paris. 1688. Einig Petr. Tractatus de sacramentis. Treveris. 1901. Geitler Lav. Euchologium Glagolski spomenic manastira sinai Brda. Zagrebu. 1882. Gihr Nik. Die heiligen Sacramente der katholischen Kirche. Freib. 1903. Gläser. Die Krankenölung in ihrer biblischen und historischen Begründung. Regensburg. 1831. Gaume I. Catechisme de perseverance ov historique, dogmatique, moral et liturgique de la Religion depuis 1 " origine du monde jusqu’a nos jours. Paris. 1845. Galenus Matth. Catecheses Christianae. Lugdun. 1593. Goar lac. Εχολγιον, sive rituale Graecorum complectens ritus et ordines. Venetiis. 1730. Hahn G.L. Die Lehre von den SaCramenten in ihrer geschichtlichen Entwikelung innerhalb der abenländischen Kirche bis zum Consil Von Trient. Breslau. 1864. Hase Karl. Handbuch der protestantischen Polemik. Leipzig. 1871. Heimbucher M. Die heilige Oelung mit besonderer Rücksicht auf d. prakt. Seelsorge. Regensburg. 1888. J. Kern. De sacramento extremae unctionis. Tract. dogm. 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Преподобный Варнава Гефсиманский (1831–1906) На монашеский подвиг преподобного Варнаву благословил старец Геронтий, подвизавшийся в Зосимовой пустыни, что близ Нарофоминска. Среди множества посетителей, искавших совета и руководства в жизни, старец Геронтий особенно полюбил и приблизил к себе богобоязненного юношу Василия (так звали преподобного Варнаву в миру), нередко подолгу оставляя его у себя для беседы. Под влиянием этого опытного в духовной жизни старца в юном Василии возникла и постепенно созрела мысль отречься от мира и всех его суетных, скоропреходящих радостей. В 1851 году двадцатилетний Василий оставил суетный мир, получив родительское благословение на новую жизнь, и удалился в обитель преподобного Сергия Радонежского. Вслед за учеником своим в обитель прибыл и наставник его – отец Геронтий, пожелавший окончить свой иноческий путь у мощей преподобного Сергия. Здесь он принял схиму с именем Григорий. Но только один месяц Василий и старец-наставник прожили вместе, в одной обители. Множество братии и тысячи богомольцев не давали юному ревнителю благочестия и подвижничества наслаждаться уединением, которого так искала его душа. Вследствие этого Василий, по благословению своего старца и с разрешения наместника лавры преподобного Антония (Медведева), перешел в Гефсиманский скит. Здесь среди многих подвижников перст Божий указал ему духовного руководителя в лице монаха Даниила, у дверей кельи которого постоянно толпился народ, жаждущий слова истины из уст праведника-прозорливца. Юный Василий всем сердцем прилепился к нему, совершая дело послушания ради Господа. Уроженец Вятской губернии, монах Даниил почти двадцать лет подвизался отшельником в уединенной келье в глубине леса, окружающего Гефсиманский скит. По внешнему виду это был высокий старец, в белом подряснике, поверх которого надевалась полумантия. С виду он казался весьма суровым. Действительно, он был таковым, то есть строгим и немилостивым, но только по отношению к себе; по отношению же к другим и в обращении с посетителями, от которых большей частью уклонялся, он всегда был добр, кроток и снисходителен. В скиту он был известен как строгий подвижник и постник. Старец Даниил, скрывавший под видом юродства дар прозорливости, своим примером и вообще всей своей личностью имел нравственное влияние на послушника Василия – будущего старца Варнаву, оставил глубокий след во всей его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чулково. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1700. Год утраты:1952 (сгорела) Адрес: Московская область, Раменский район, деревня Чулково, улица Садовая Координаты: 55.552069, 38.057632 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Чулково. Михаила Архангела церковь Официально община была зарегистрирована в 1906 г. Молитвенный дом старообрядцев-неокружников был выстроен после того, как старую молельню захватили окружники. Молитвенный дом сгорел в 1952 г. На его месте поставлен памятный крест. Старообрядческий храм в деревне Чулково известен еще с середины 18 века, «еще при Екатерине Великой с разрешения Ея Величества построен был великолепный храм, в который стекались старообрядцы, чтобы едино-мысленно славословить Господа Бога» (Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. 1912. С. 76.) Из рапорта чиновника особых поручений камер юнкера Шеншина Господину Военному Генерал Губернатору, князю Дмитрию Владимировичу Голицыну от 3-го июля 1825 года ясно, «что в деревне Чулковой находится раскольническая Церковь, не вновь выстроенная, а существующая уже более сорока лет, в чем свидетельствуют ея ветхость и показания крестьянина слободы Михайловской Ивана Гаврилова» (ЦИАМ, Ф.16, Оп.109, Д.4, ЛЛ. 63об.). Кроме того «Ведомость о состоящих в г. Москве и ея Губернии старообрядческих и раскольничьих часовнях и молельнях, составленная 1826 года» сообщает, что Чулковская часовня «существует около 50 лет, перенесена на теперешнее место лет с 30-ть первоначально построена была старообрядцами с коих на основании указов 1771 и 772 годов взимался двойной оклад; в июле месяце 1826 года с разрешения его Сиятельства Г. Московскаго Военнаго Генерал Губернатора покрыта вместо тесу железом и окрашена краскою» (ЦИАМ, Ф.16, Оп.109, Д.4, ЛЛ. 154, 163). Последние архивные изыскания выявили до сего дня ниразу не опубликованный документ, а именно, рапорт бронницкого земского исправника Давыдова Московскому военному генерал-губернатору, начальствующему по гражданской части, члену государственного совета, главному начальнику комиссии для строений в Москве и всех российских орденов кавалеру, князю Дмитрий Владимировичу Голицыну от 10 февраля 1831 года, который позволяет судить о том, как выглядел Чулковский храм во имя Архангела Михаила. Собственно, это его первое подробное описание найденное в архивах и проиллюстрированное чертежами.

http://sobory.ru/article/?object=56847

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010